ЛАБОРАТОРИЯ СЕЛЕКЦИИ И СЕМЕНОВОДСТВА ПШЕНИЦЫ

Лаборатория селекции и семеноводства озимой пшеницы создана в 1996 году и более 20 лет работает над созданием высокопродуктивных сортов озимой мягкой пшеницы, способных формировать зерно с хорошими хлебопекарными качествами. Работу лаборатории курирует доктор биологических наук, профессор Нецветаев Владимир Павлович.

Основные направления исследований: создание новых сортов озимой мягкой пшеницы продовольственного и фуражного направления, адаптированных к условиям ЦЧЗ РФ, первичное и элитное семеноводство сортов озимой мягкой пшеницы селекции ФГБНУ «Белгородский ФАНЦ РАН», создание исходного материала на основе внутривидовой гибридизации и отдалённых скрещиваний с сородичами этой культуры, исследование зимостойкости, устойчивости к фитопатогенам и вредителям коллекционного и селекционного материала пшеницы в условиях ЦЧЗ, разработка и использование методов оценки генетического и селекционного материала на качество белкового и крахмального комплексов зерновки, исследование генетики и геногеографии изоферментов амилазы мягкой пшеницы, изучение возможности использования полиморфизма ферментов для получения оригинального растительного материала и создания новых сортов озимой мягкой пшеницы.

Из созданных лабораторией сортов озимой мягкой пшеницы 5 районированы в нашем регионе. Это сорта Ариадна, Богданка, Везёлка, Корочанка, Синтетик. Ариадна и Корочанка сорта продовольственного назначения. Корочанка внесена в список ценных по качеству пшениц. Богданка и Синтетик преимущественно фуражного направления, но в более жаркие годы способны формировать клейковину первой группы качества. Богданка отличается повышенным содержанием лютеина в зерне (на уровне кукурузы), что особенно ценно при использовании кормления птицы. Сорта Богданка и Синтетик несут ржаные транслокации, соответственно 1RS/AL и 1BL/RS. Проходят сортоиспытание озимая пшеница Свирская и Искринка.

Подразделение ведет первичное семеноводство не только озимой пшеницы, но и одного сорта ярового ячменя селекции института – Хаджибей.

На базе опытов защищена докторская и 5 кандидатских диссертаций, опубликована монография и 6 учебно-методических пособий, опубликовано более 250 работ.

Сотрудничает в области селекции и генетики пшеницы с Краснодарским НИИСХ, Селекционно-генетическим институтом (Одесса), ВНИИЗК (Зерноград), Институтом общей генетики (Москва), Институтом растениеводства (Харьков).