481 постановление правительства об опеке и попечительстве

Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 г. №481 утверждено новое Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, которое вступает в силу с 1 сентября 2015 г. (далее — Положение).

В связи с чем постановление Правительства РФ от 7 июля 2011 г. N 558 с этой даты утрачивает силу.

Согласно Положению к организациям для детей-сирот относятся образовательные, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети.

Положением, в частности, определены:

  • порядок помещения детей под надзор в организации для детей-сирот;
  • перечни конкретных видов деятельности юрлиц. Дети помещаются в организации под надзор до их устройства на воспитание в семью. Оформляется акт органа опеки и попечительства. Процедура совершается в течение 1 месяца со дня выявления детей. Оформляются 2 документа: личное дело ребенка и направление органа или юрлица, реализующих функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, или уполномоченного органа исполнительной власти региона. Далее детей направляют на медобследование.
    Организации составляет индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка, который утверждается органом опеки и попечительства. План пересматривается не реже 1 раза в полгода;
  • особенности помещения в организации детей, чьи законные представители не могут исполнять свои обязанности. Например, предусмотрено, что дети, являющиеся членами одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одну организацию и размещаются в одной группе, если это не противоречит их интересам. Численность групп приближена к «домашней»: до 8 человек. Целесообразно выбрать учреждение, которое ближе всего расположено к месту жительства (пребывания) ребенка. Это поможет сохранить привычную социальную среду (если она положительная), родственные и дружеские связи;
  • виды деятельности организаций для детей-сирот, медицинских организаций.

Установлено также, что дети, находящиеся под надзором в организациях, оказывающих социальные услуги, получают дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в соответствующих близлежащих образовательных организациях.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии обучаются по адаптированным общеобразовательным программам.

Организацией для детей-сирот обеспечивается обучение детей по дополнительным общеразвивающим программам, в том числе посещение детьми клубов, секций, кружков, студий и объединений по интересам, действующих в иных организациях, а также участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях для детей с учетом их возраста и состояния здоровья, физического и психического развития, в том числе, путем обеспечения участия в таких мероприятиях работников организации для детей-сирот и добровольцев (волонтеров).

Организация для детей-сирот с согласия детей может проводить профессиональное обучение детей по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих при наличии соответствующей лицензии на указанный вид деятельности.

Материальное обеспечение детей, находящихся в государственных и муниципальных организациях для детей-сирот, осуществляется на основе полного государственного обеспечения, включающего в себя предоставление им за время пребывания в организации бесплатного питания, бесплатных комплектов одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития, бесплатных медицинского обслуживания и образования.

Организация для детей-сирот может разрешать временно бесплатно проживать и питаться в организации лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот, но не старше 23 лет.

В организациях для детей-сирот создаются благоприятные условия пребывания, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей.

Проживание детей организовывается по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу.

Организация для детей-сирот на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещает ежегодный отчет, который в том числе, включает в себя:

  • информацию об организации для детей-сирот, о задачах ее деятельности, об условиях содержания, воспитания и получения образования детьми в организации для детей-сирот;
  • информацию о численности воспитанников и их возрастных группах;
  • сведения о численности, структуре и составе работников организации для детей-сирот;
  • информацию о направлениях работы с детьми и взаимодействии с организациями и гражданами;
  • информацию о численности воспитанников, которые были возвращены в течение года законным представителям или переданы на воспитание в семьи граждан.
Читайте также:  Наследником выморочного имущества может быть только

Указанная информация может быть размещена также в средствах массовой информации.

Постановление правительства РФ 481

Проблемы населения в России воспринимаются остро, в особенности это касается защиты социально необеспеченных людей. Государство заботится о разных категориях граждан, уделяя достаточное внимание каждой. Постановление 481 направлено на поддержку организаций, что приняли на себя обязательство за детей-сирот.

Интересы таких детей, которые лишены родительской опеки, нуждаются в защите больше других.

Постановление 481 принято в Российской Федерации в 2019 году. По официальной статистике, только лишь в 2016 году количество осиротевших детей составило более 482 тысяч человек. Однако только 30% из них находится на непосредственном попечении государства.

Именно ради них правительство РФ приняло документ федерального уровня для поддержки организаций, что обеспечивают поддержку и защищают сирот. На основании этого постановления уже работает большое количество учреждений по всей России. Они осуществляют профессиональную поддержку, обеспечивают детям лучший уход и защиту.

Подробное описание постановления

Данный документ принят на федеральном уровне, следовательно, имеет высокое значение. По своей сути это проект, который позволяет провести оптимизацию подобных организаций, добившись максимальной результативности в их непростой работе.

Основное направление программы — помочь детям-сиротам пройти весь путь, на котором они будут получать профессиональную поддержку, вплоть до усыновления. Если конкретизировать, то проект нацелен на то, чтобы дети обрели новые семьи.

Основные задачи описанной программы состоят в следующем:

  • оптимизация действующих протоколов благотворительных и государственных организации усыновления;
  • поддержка детей в усыновленных семьях;
  • поддержка семей, усыновивших сироту;
  • контроль периода адаптации ребёнка в новой семье;
  • полная защита его прав и свобод;
  • улучшение условий для жизни в специализированных учреждениях.

Фактически проект направлен на то, чтобы поддержать детей-сирот в новых семьях и в специализированных учреждениях. Для них необходимо обеспечить условия, которые максимально приближены к семейным, чтобы в последующем вырастить достойных граждан государства.

Регулируемые области

Принятое постановление регулирует сразу несколько областей работы в сфере усыновления и заботы о детях-сиротах. Таким образом, Министерство, согласно данному закону, может вмешиваться в следующие зоны ответственности организации:

  1. Определять перечень работ, применяемых по отношению к подобным структурам.
  2. Определять и устанавливать порядок работы, прием детей в организации.
  3. Вмешиваться в процесс распределения детей по разным типам организации.
  4. Определять основные требования, предъявляемые к таким заведениям.

Кроме того, Министерство регулярно будет контролировать деятельность, запрашивая полную отчетность. К тому же, эффективность программы ожидается в области распределения детей по новым семьям.

Основные требования

Документ определяет то, какие должны быть предоставлены условия для проживания и воспитания детей. Проект содержит несколько требований, к примеру, пункт 33 требует, чтобы условия в детском доме было максимально приближено к семейному быту. При этом оно также должно способствовать всестороннему развитию ребёнка.

Разработаны специальные требования к помещениям, в которых будут проживать дети. Обязательно наличие следующих мест:

  • комфортных жилых зон;
  • игровых комнат;
  • помещений для отдыха детей;
  • ванных комнат в достаточном количестве;
  • кухонь и столовых.

Помещения в обязательном порядке должны располагаться, как в обычной квартире. Другими словами, создание условий должно быть максимально приближенными к проживанию в семье.

Другой обязанностью организации становится обязательное предоставление ребёнку индивидуального пространства. В это входит обеспечение личными вещами, их сохранностью и беспрепятственным доступом к ним. Кроме того, должен быть установлен режим дня, сочетающий в себе как воспитательные и образовательные моменты, так и свободное время.

Каждый ребёнок обязательно должен получить полноценное образование.

Дети должны иметь возможность посещать другие образовательные учреждения, участвовать в различных мероприятиях вне пределов их воспитательной организации. Кроме того, обязателен медицинский осмотр и обеспечение лечения согласно физическим показателям, включая рекомендации медицинской комиссии.

Совершеннолетние лица, уже достигшие возраста 23-х лет, завершают своё проживание в учреждении. Однако они должны иметь право находиться там на временном условии, бесплатно питаться.

Все сироты, проживающие в специализированном учреждении, согласно Постановлению, находятся на полном обеспечении государства. Оно включает в себя следующие бесплатные вещи:

  • полноценное питание;
  • предоставление одежды и обуви, подходящей по размеру;
  • постоянное проживание в комфортных условиях;
  • обязательное медицинское обслуживание.

Кроме того, организация обязана каждый год размещать на своем сайте информацию об достигнутых задачах, условиях содержания и воспитания сирот. Эти и все другие данные (количество детей и кадров, направление работы и пр.) публикуются, а также отсылаются в Министерство при полной отчетности.

Читайте также:  Заключение мирового соглашения в деле о банкротстве

Предполагается, что в результате принятого постановления значительно улучшатся условия содержания детей. Постоянные и публичные отчеты позволят контролировать деятельность организации. Основной плюс действия данного проекта в том, что процесс распределения детей по разным семьям и последующих контроль над их жизнью также будет тщательно отслеживаться.

Основные преимущества и недоработки

Постановление, регулирующее изменения в работе детских учреждений, было принято ещё в 2015 году, но окончательно утверждено лишь в 2019 году. И, хотя прошло всего два года с периода принятия и введения его в работу, уже можно определить положительные и отрицательные стороны.

  • иной статус для детских домов;
  • повышение контроля над процессом усыновления;
  • изменение условий содержания детей;
  • полный контроль над этой категорией граждан.

Кроме того, обязательным фактором теперь считается сохранение семейных и родственных связей. Другими словами, ребёнок не оказывается больше оторванным от общества.

Но законопроект имеет и ряд недоработок, которые ещё только предстоит исправить. К ним относится создание функционирующих частных домов и других программ, направленных на содержание детей-сирот. Не рассмотрены моменты пребывания ребёнка за пределами попечительского учреждения.

Оформление данного документа — важный шаг вперед. Однако даже он пока не позволяет сформировать четкое представление о работе данной сферы.

Постановление Правительства РФ № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Гуманистическое представление, что нормальная жизнь для ребенка – это жизнь дома, в семье, уже давно было зафиксировано в Конституции и в Семейном Кодексе РФ. Наконец приоритет семейных форм воспитания дошел до уровня подзаконных актов и теперь, наконец, мы надеемся, что такая практика начнет воплощаться в жизнь. С 1 сентября 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому дети-сироты будут помещаться в соответствующие организации только «временно, на период до их устройства на воспитание в семью», а организация должна способствовать их семейному устройству.

Хочется верить, что для детей это станет началом движения от системы – к семье.

Плюсы и минусы Постановления комментирует юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Павел Кантор:

В Постановлении на нормативном уровне зафиксированы три очень важных положения:

1) Содержание и воспитание детей в учреждениях для детей-сирот должно быть организовано не в виде системы палат и коридоров казарменного типа, а в виде воспитательных групп семейного типа с одними и теми же преподавателями, объединяющих детей разного возраста и состояния здоровья.

Непонятно, насколько это будет реально на практике, но по крайней мере в теории – хорошо.

2) Акцент на том, что учреждение для детей-сирот, как правило, не должно являться местом их учебы, а обучение должно происходить в обычных школах, которые наиболее подходят ребенку и которые они будут посещать наряду с обычными детьми.

3) Акцент на том, что задача состоит в развитии и сохранении социальных связей ребенка, в том числе и семейных, а также с друзьями, знакомыми и т.д.

Эти три момента очень существенны.

Что касается недоработок: автор этого Постановления явно не имел в виду, что учреждения для детей-сирот могут быть – и уже есть! – разные, а не только государственные. В законе сказано, что теоретически может быть и так, но Постановление этого не учитывает. В результате это будет, скорее всего, неоднозначно пониматься чиновниками на местах.

Правильнее было бы прямо указать в Постановлении, что учреждения для детей-сирот могут быть и негосударственные, с разным укладом, и оговорить, в какой степени это Постановление на них распространяется.

Второе: в постановлении не предусмотрено (хотя, на наш взгляд, должно быть), что эти учреждения в будущем могут не только быть опекунами и попечителями, но и быть соучастниками в опеке и попечительстве, наряду с другими лицами (участниками распределенной опеки, к которой движется законодатель и которая – теоретически – есть и сейчас, правда только в отношении взрослых). А автор этого Постановления, к сожалению, явно исходил из мнения, что если ребенок попал в систему, то он «их» целиком, и все функции по надзору, присмотру, защите прав и отстаиванию интересов целиком возложены на сиротское учреждение.

Читайте также:  Заявление на увольнение в период больничного

Третье: несмотря на общие правильные слова, в этом Постановлении не урегулирован очень больной и важный вопрос выхода из учреждения – насколько и в каком порядке ребенок может проводить время вне интерната (у друзей, у родственников, на каникулах, в поездках и т.д.). Там есть только краткое упоминание, что теоретически это возможно (и в Семейном кодексе есть эта возможность). Но отсутствие регулирования, скорее всего, на местах будет восприниматься как «не положено».

В Постановлении сказано, что интернат должен всячески поощрять взаимодействие с теми, кто хочет стать усыновителями, опекунами и попечителями – это очень важно и прекрасно, но недостаточно, т.к. у ребенка должно быть свое взаимодействие за пределами интерната и с теми людьми, которые к опекунству не имеют отношения (например, с друзьями, дальними родственниками, волонтерами, одноклассниками и их семьями).

Отметим также, что в Постановлении есть мелкие нестыковки технического характера с новым законом о социальном обслуживании (поскольку учреждения для детей-сирот выступают по отношению к ним как поставщики социальных услуг) – хотя это не так важно.

Цель принятия документа

Постановление Правительства № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» принято в мае 2014 года. Ранее существовали другие законодательные акты, регулирующие работу организаций для детей-сирот. Однако их положения не описывали полностью, какими должны быть условия, необходимые для обучения, комфортного существования и развития детей.

Новое постановление было принято с целью улучшения среды, в которой воспитываются несовершеннолетние.

Принятый акт призван обеспечить эффективную работу организаций для сирот при устройстве их в новые семьи, улучшить правовую информированность воспитанников. Одна из целей принятия документа — повышение эффективности адаптации маленьких инвалидов к условиям внешнего мира.

Основные положения Постановления и рассматриваемые вопросы

Основные положения Постановления описывают порядок функционирования организаций, в которых проживают дети, оставшиеся без попечения родителей. Документ закрепляет принципы деятельности организаций, правила приема воспитанников, требования к их содержанию. В Постановлении описаны услуги, которые предоставляются несовершеннолетним в государственных учреждениях.

В акте приводятся обстоятельства, необходимые для определения ребенка в организацию для сирот, и сопутствующие этому документы. Также рассматриваются следующие вопросы:

  • Описание жилых помещений. Жилье необходимо обустраивать по типу квартиры. В учреждении оформляется игровая зона, комнаты для сна, употребления и приготовления еды, уборная.
  • Предоставление воспитанникам личного пространства. Ребенок должен иметь возможность играть, учиться. Дети имеют право на личные вещи.
  • Сохранность личных предметов воспитанника. Организация обеспечивает ребенка личным шкафчиком и следит за тем, чтобы его вещи оставались в сохранности.
  • Процесс воспитания и обучения. В акте описано, что сироты имеют право получать образование по общей или индивидуальной программе. Ребенок вправе посещать близлежащее учебное заведение или проходить обучение в стенах учреждения. Воспитанникам предоставляется возможность получать дошкольное, школьное и профессиональное образование. Сотрудники предоставляют детям полную информацию об их правах.
  • Содержание детей-инвалидов. Лица с особенными потребностями содержатся в учреждениях, обеспечивающих им комфортные условия.
  • Адаптация воспитанников к жизни вне стен организации. Для этого к работе привлекаются психологи. Кроме того, детям обеспечивают участие в жизни общества посредством участия в олимпиадах, посещения других общественных учреждений.
  • Обеспечение сиротам культурного развития. Организации предоставляют воспитанникам возможность посещать культурные мероприятия и учреждения.
  • Предоставление полного медицинского патроната. Дети, находящиеся на попечении государственных заведений, имеют право на обследование и лечение, как по месту нахождения организации, так и в больнице.
  • Предоставление вещей и питания за счет государства.
  • Право на общение воспитанников с родственниками.
  • Информирование общественности о деятельности учреждения. Организация для детей-сирот обязана освещать в общедоступных источниках информацию о своих сотрудниках, количестве воспитанников, направлениях работы.
  • Условия проживания ребенка в учреждение для детей-сирот во время отсутствия опекунов или невозможности осуществления ими ухода за несовершеннолетним.
  • В документе закреплено право сирот оставаться в учреждении после достижения совершеннолетия (на протяжении 5 лет).

    В Постановлении приводится рекомендуемое количество детей в группе; описано, что родные братья и сестры имеют право проживать в одном учреждении и свободно общаться.

    Adblock
    detector