Чем отличается муниципальный контракт от государственного контракта

Государственные и муниципальные контракты по закупкам товаров, услуг и работ в сфере действия Федерального закона №44 — один из вариантов развития своего дела. Очень часто, в сфере бизнеса на слуху находится такое понятие как государственный контракт, в то время как о муниципальных контрактах никто и слова не говорит. Здесь стоит разобраться в том, что есть ли принципиальная разница между двумя этими понятиями.

Место банковских гарантий в муниципальных и государственных закупках

Поговорив, об основных отличиях государственных и муниципальных контрактах о закупках товаров работ и услуг, стоит сказать что важное место имеет банковская гарантия. Данный инстумен является одним из видов обеспечения обязательств исполнителя при заключении контрактов с государством или муниципалитетами. Федеральный закон №44 официально закрепляет банковскую гарантию — как средство обеспечения исполнения обязательств исполнителя перед заказчиком.

Контракт или договор? Чем они отличаются по 44 фз и 223 фз 2022 г.

Однажды в школьном учебнике по русскому языку я увидел две идентичных картинки, под одной из которых было подписано «бегемот», под другой – «гиппопотам». Далее авторы объясняли, что в языке есть слова, которые означают, по сути, одно и то же. У меня эта тема вызвала два вопроса: 1) «бегемот» — демон из Библии, «гиппопотам» — название животного из биологии, и это совсем не одно и то же; 2) зачем в языке, экономичной и целесообразной системе, «лишние» слова для одного и того же объекта?

Ответов на эти вопросы я так и не получил, и сделал вывод, что авторы учебника не всё знают о языке и жизни.

В документообороте синонимичные слова – это источник путаницы и злоупотреблений, особенно в такой области как государственные закупки.И речь здесь идет уже не о научной гипотезе, а о возможной административной, или уголовной ответственности. В словаре понятия «договор» и «контракт» считаются близкими по смыслу и взаимозаменяемыми, т. е., синонимичными.

Но как на это смотрит законодательство в лице 44-ФЗ? Что подписывают по итогам тендера заказчик и исполнитель, контракт, или договор?

1. Договор или контракт?

Регламент оформления сделок прописан в 44-ФЗ и в ГК РФ: понятие «контракт» должно использоваться в тех закупках, где одним из агентов является государственная структура. Таким образом, органы власти, а также организации, управляющие внебюджетными государственными фондами, и казенные учреждения должны заключать государственные контракты.

Что касается понятия «договор», то данный вид документов подписывают, как правило, ИП и другие физические лица.

При этом речь идет о неписаной, как говорится, исторически сложившейся традиции, которая юридически не подтверждена: т.е., с точки зрения права разницы между понятиями «контракт» и «договор» нет. Оформление документа, регистрирующего процедуру закупки, не определяется видом или объектом тендера.

Скорее, речь идет о профессиональном сленге, свидетельствующем о принадлежности его носителя к сословию предпринимателей, а это тоже дорогого стоит.

С формальной точки зрения договор и контракт структурированы идентично, включая в себя следующие основополагающие элементы:

    1) преамбула с указанием наименований контрагентов сделки;
    2) объект закупки;
    3) условия поставки;
    4) форма оплаты;
    5) мера ответственности сторон;
    6) форс-мажорные обстоятельства;
    7) иные подробности (по усмотрению сторон);
    8) реквизиты контрагентов закупки.

Для того чтобы упростить задачу заказчика по выбору формы оформления сделки, Министерство экономики и развития выпустило разъяснение за номером №Д28и-1889 от 30 сентября 2014 года. В нем рекомендовано всем бюджетным учреждениям страны по любым видам закупок заключать гражданско-правовые договоры.

Если заказчиком выступает муниципальное предприятие, которое осуществляет закупку от имени муниципального образования, то рекомендуется оформлять взаимоотношения с поставщиком посредством заключения муниципального контракта.

Для поставщика такой вопрос вообще не встаёт на повестке дня: что ему заказчик предоставит, то он и подпишет, договор, так договор, контракт, так контракт. Тем более, что и в законодательстве о КС нет регламента на этот счет, главное, чтобы все нужные условия и реквизиты были прописаны:

1) мера ответственности победителя торгов по поставке ТРУ;

Читайте также:  Взыскание аванса по договору поставки

2) мера ответственности заказчика по оплате исполненной закупки:

3) действия сторон в условиях конфликтных и форс-мажорных обстоятельств;

4) причины, по которым участники освобождаются от взятых на себя обязательств;

5) сведения о контрагентах сделки.

Однако, как мы уже отмечали, сферы экономики и юриспруденции не терпят многозначности и неопределенности. В результате регламент на употребление этих терминов, при всей их лингвистической и юридической равнозначности, все-таки был введен специальным разъяснением Министерства экономического развития России под номером Д28и-1889 от 2014 г.

Заключайте выгодные контракты как единственный поставщик, напрямую без участия в тендерах!

2. Чем отличается договор от контракта по 44 ФЗ

2) муниципальные органы и государственные организации, уполномоченные проводить торги от имени муниципального образования.

Государственные контракты по 44-ФЗ заключают:

1) государственные организации и казенные учреждения;

2) внебюджетные фонды, проводящие торги от лица РФ или регионального субъекта РФ.

3. Особенности контрактной документации по 223-ФЗ

В тексте 223-ФЗ практически отсутствует слово «контракт» как термин или понятие. В итоге особые государственные заказчики оформляют исключительно договоры.

Что такое Государственный контракт?

Продолжая глубже погружаться в вопрос «Что такое Госзакупки?» следует уделить отдельное внимание такому объекту, как «Госконтракт». Сразу оговоримся, что закупочная деятельность, регулируемая уже не раз упомянутыми №44-ФЗ и №223-ФЗ, должна также основываться на положениях базовых Федеральных законов, таких как Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) и других.

В общем случае, говоря о двухсторонней сделке, ГК РФ пользуется термином «договор». №223-ФЗ не вводит дополнительных терминов, поэтому в соответствии с этим законом между заказчиком и подрядчиком заключаются «договоры». №44-ФЗ вводит дополнительную терминологию: «Государственный контракт» (разновидность договора, заключаемого от имени РФ или субъекта РФ) и «Муниципальный контракт» (договор, заключённый от имени муниципального образования РФ), поэтому в соответствии с этим законом для обеспечения нужд госзаказчиков заключаются «контракты».

Особенности заключения и исполнения договоров по №223-ФЗ каждый конкретный заказчик определяет для себя самостоятельно.

Контракты по №44-ФЗ имеют ряд общих отличий от других видов договоров, регламентированных непосредственно законом:

1) Очевидное. Контракты заключаются в соответствии с №44-ФЗ, то есть зачастую по результатам проведения конкурентных процедур, в то время как обычные договоры чаще всего заключаются без таковых. Одна сторона просто направляет оферту, другая её акцептирует.

2) Законом чётко регламентированы сроки и порядок заключения контракта. Для нарушившей стороны предусмотрены последствия (для заказчика — штраф, для участника закупки — включение в реестр недобросовестных поставщиков). Срок заключения обычных договоров определяется соглашением сторон (например, при направлении оферты, в ней сразу прописывают возможный срок акцепта).

3) №44-ФЗ определён список обязательных условий, которые должны быть включены в контракт. Для обычных договоров ГК РФ обязательных условий не определяет, главное, чтобы условия договора не противоречили законодательству.

4) Ответственность сторон в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта чётко определена ст. 34 №44-ФЗ и подзаконным актом (Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042). ГК РФ содержит только общие положения об ответственности при исполнении обычных договоров, которые могут конкретизироваться по соглашению сторон.

5) Существенные условия контракта за редким исключением не подлежат изменению, в то время как в обычные договоры можно по соглашению сторон легко вносить любые (не противоречащие законодательству) изменения с помощью дополнительных соглашений.

Помимо непосредственных требований законодательства, в Единой Информационной Системе существует также Библиотека типовых контрактов, где размещаются обязательные к использованию шаблоны проектов контрактов (или обязательные к применению отдельные условия, которые необходимо включать в проекты контрактов) на конкретные виды работ.

В будущем в нашем Блоге мы планируем уделить внимание и разобрать отдельные элементы, которые можно встретить в государственных контрактах. Оставайтесь с нами!

Контракт и договор: что заключать

Поскольку 44-ФЗ, посвящённый контрактной системе, в своей статье 3 в качестве движущей силы закупочного процесса называет заключение гражданско-правовых договоров, которые затем именуются в законе контрактами, можно прийти к выводу о синонимичности данных терминов, т.е. у контракта и договора разница по 44-ФЗ не наблюдается.

Вместе с тем глава 30 ГК РФ под контрактом по 44-ФЗ подразумевает разновидность договора, который ориентирован на удовлетворение государственных и муниципальных потребностей, несколько сужая понятие договора и ставя его в более официальные рамки.

По этой же логике строит свою терминологию и бюджетный кодекс РФ, рекомендуя использовать термин «контракт» в отношении договоров, заключаемых государственными или муниципальными заказчиками.

Правда, при этом Минэкономразвития РФ, определяя, контракт или договор для бюджетных учреждений предпочтительней, склоняется в пользу второго варианта.

Общее

Поскольку термины «договор» и «контракт» не имеют между собой принципиальных различий, то и их структуры практически не разнятся между собой. Они обязательно состоят из:

  • обозначения предмета;
  • реквизитов заключающих соглашение сторон;
  • их степени ответственности;
  • способов разрешения конфликтных ситуаций;
  • условий поставки;
  • порядка оплаты;
  • цены;
  • предвосхищения возникновения форс-мажорных ситуаций и обстоятельств непреодолимой силы;
  • иных подобных условий.
Читайте также:  Как составить мировое соглашение о погашении долга

Разница

В отличие от контрактной формы, оформляемой исключительно в письменном виде, договорная форма может быть выражена и в устном виде.

Кроме того, ст. 34 44-ФЗ наделяет контракты отличительными особенностями, выраженными в:

  • представлении одной из сторон торговой процедуры госзаказчиком;
  • чётко обозначенных сроках подписания;
  • твёрдом значении оговорённой цены и её неизменности;
  • ответственности поставщика, подрядчика, исполнителя в срыве контракта;
  • требованиях обеспечения;
  • в порядке приёмки результатов исполнения контракта;
  • условиях отказа.

В настоящее время в библиотеке ЕИС находятся 9 типовых контрактов, которые в обязательном порядке должны быть использованы при госзакупочных процедурах в определённых отраслях, например, при поставках медтехники, радиоэлектроники, при техобслуживании автотранспорта, чем и отличается контракт от договора по 44-ФЗ .

Когда заключаются

44-ФЗ не предписывает сторонам госзакупочной деятельности при исполнении госзаказа руководствоваться исключительно термином «контракт», игнорируя понятие «договор».

Более того, в правоприменительной практике, исходя из ст. 431 ГК РФ и пп. 1 и 6 АПК РФ, судебные органы при рассмотрении споров по соглашениям, учитывают существенную сторону отношений, а не, не то, в какой форме эти отношения оформлены — в договорной или контрактной.

Тем не менее письмо Минэкономразвития РФ № Д28и-1889 от 30.09.2014 рекомендует в ходе оформления закупочных сделок по 44-ФЗ выбирать для них следующие наименования:

  • всем бюджетным организациям независимо от закупочных видов предпочтительней заключать гражданско-правовые договоры;
  • для муниципальных образований более подходят контрактные соглашения;
  • органы государственной власти, внебюджетные фонды, казённые учреждения должны подписывать государственный контракт.

Однако при этом Минэкономразвития РФ подчёркивает, что между договорными и контрактными соглашениями юридической разницы не существует.

В данном случае форма документирования закупочных взаимоотношений никак не корреспондируется с их содержанием и не зависит ни от вида закупок, ни от самого закупочного объекта.

Хотя чёткая разница между договорными и контрактными формами торговых взаимоотношений законодательно не обозначена, на практике для дифференциации многообразных закупочных процессов применяется специализация данных терминов.

Но в любом случае корректность заключения обоих видов закупочного соглашения превалирует над его наименованием.

Ликбез: разница между обычным договором и контрактом по 44-ФЗ

Госконтракт является специальным видом гражданско-правовых соглашений, который подчиняется не только правилам ГК РФ, но и специальным нормам, установленным 44-ФЗ. При этом есть масса признаков, чем контракт отличается от договора, в их числе порядок нормативного регулирования, заключения, изменения, состав участников и другие особенности.

Законодательная основа

Основой регулирования гражданско-правовых отношений является Гражданский кодекс РФ — документ, устанавливающий основные принципы взаимодействия хозяйствующих субъектов. Федеральный закон № 44-ФЗ — это специализированный закон, регулирующий отдельную область гражданско-правовых отношений — сферу госзаказа. Таким образом, 44-ФЗ углубляет понятия и правила, в общих рамках установленные в ГК РФ.

Статья 420 ГК РФ дает понятие гражданско-правового договора — соглашение двух или более лиц, регулирующее их взаимные гражданские права и обязанности. Статья 526 ГК РФ указывает на понятие государственного и муниципального контрактов, оговаривая, что это сделки, по которым поставщик передает товары государственному или муниципальному заказчику. То есть уже Гражданский кодекс указывает на отличия договора поставки для государственных нужд по ГК от 44-ФЗ: одна из сторон — это государственный или муниципальный заказчик, а не рядовой хозяйствующий субъект.

Однако, необходимо различать контракт и договор: в чем разница между этими категориями, разъясняет ст. 3 44 -ФЗ. По смыслу этой статьи, сделка по 44-ФЗ — это вид договора, одной из сторон которого является представитель государственной или местной власти, нужды которого за счет этого договора обеспечиваются.

Также в этой статье дано определение государственного контракта по 44-ФЗ — это соглашение, которое заключено от имени Российской Федерации органами власти. Простые сделки заключаются бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями.

В этой же статье имеются определения:

  • сделки жизненного цикла — это вид соглашения, по которому поставщик не только предоставляет товар, но и обязуется его обслуживать в ходе эксплуатации и утилизировать по ее окончании. То есть предполагается полное сопровождение товара поставщиком (подробнее: что такое контракт жизненного цикла и его оформление по 44-ФЗ);
  • сделки на поставку товаров, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан, — это соглашение, предполагающее поставку продуктов питания, товаров, необходимых для оказания медицинской помощи, и другой продукции, без которой нормальная жизнь граждан невозможна;
  • сделки со встречным инвестиционным обязательством — это соглашение, по которому поставщик инвестирует определенную сумму средств в организацию производства продукции на той или иной территории, а заказчик обязуется приобретать долю производимых ТРУ. Подробнее: офсетный контракт по 44-ФЗ: особенности заключения

Также важно понимать отличия госконтракта от муниципального, муниципальный контракт — это договор, заключенный органом муниципальной власти, он выступает в качестве заказчика и организации-поставщика ТРУ.

Основные отличия

Независимо от того, является ли сделка по госзаказу государственной, муниципальной или простой, она подчиняется правилам, установленным 44-ФЗ, что налагает на нее следующие особенности, по сравнению с обычным договором. Говоря о том, чем отличается контракт от договора по 44-ФЗ, следует помнить о следующих особенностях:

  • особенная цель заключения. Это средство обеспечения государственных или муниципальных нужд, в то время как обычный договор удовлетворяет потребности рядовых хозяйствующих субъектов;
  • состав участников. В сделке по закону о госзаказе на стороне заказчика выступают лица, перечисленные в 44-ФЗ: государственные органы, органы власти муниципалитетов, бюджетные и казенные учреждения и унитарные предприятия. В субъекте заказчика заключается отличие госконтракта от муниципального — в первом это федеральный или региональный орган власти, во втором — местный;
  • порядок заключения — процедура заключения строго регламентирована. Федеральный закон № 44-ФЗ описывает порядок действий при проведении тендеров, сроки публикации документов и заключения сделки, порядок коммуникации заказчика и претендентов на победу в ходе процедуры и многое другое. Нарушение любого из аспектов процедуры является административным правонарушением;
  • стороны соглашения по закону о госзаказе обладают меньшей свободой, чем стороны обычной сделки. Заказчик не свободен в выборе контрагента и не вправе опираться в этом на личные предпочтения — соглашение заключается с победителем процедуры и не иначе. Участники добровольно подают заявки, но победитель не вправе необоснованно отказаться от заключения, это грозит ему попаданием в РНП;
  • порядок исполнения — еще одно отличительное свойство государственного контракта, по сравнению с обычным договором. Когда соглашение заключено, его стороны вправе общаться и взаимодействовать в рамках отношений свободно, как любые субъекты гражданско-правовых отношений. Однако 44-ФЗ ограничивает для них возможность изменять положения соглашения и условия его расторжения;
  • регламентация положений. Заключению сделки по госзаказу предшествует издание тендерной документации, которой он обязан соответствовать. Заключению обычной сделки часто предшествуют определенные документы, например переписка, но стороны вольны в итоговом тексте соглашения не учитывать те или иные аспекты этой переписки.
Читайте также:  Формы проведения общего собрания

Таким образом, государственный контракт на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд — это соглашение, порядок заключения, исполнения, изменения и расторжения которого строго регламентированы.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы подготовить проект госконтракта без ошибок и нарушений.

Элементы содержания госконтракта

На любое соглашение: государственное или муниципальное, договор или контракт для бюджетных учреждений по 44-ФЗ — распространяются общие требования к договору, установленные ГК РФ. Но тексты, написанные в соответствии с 44-ФЗ, содержат несколько важных особенностей. В законе о госзакупках имеется специальная статья 34 о государственных контрактах, регулирующая требования к текстам таких соглашений.

В них указываются такие положения:

  • норма о неизменности цены;
  • нормы об ответственности контрагента заказчика в случае неисполнения им условий соглашения;
  • описание порядка приемки результатов исполнения;
  • правила об обеспечении исполнения соглашения поставщиком, подрядчиком или исполнителем;
  • требование о предоставлении информации о привлекаемых субподрядчиках;
  • возможность заключения соглашений жизненного цикла;
  • особый порядок отказа от исполнения условий.

Если говорить о том, является ли нормативным актом государственный контракт, то нет, не является. Нормативный акт — это документ, изданный уполномоченным органом власти, регулирующий правила поведения неограниченного круга лиц и рассчитанный на неоднократное применение. Госконтракт — это соглашение, регулирующее отношения конкретных лиц в конкретных рамках.

С учетом этих особенностей до 2022 года разрабатывали и публиковали в ЕИС готовые формы, обязательные для применения заказчиками. Эти формы применяются в части, не противоречащей действующему законодательству. Это правило действует до утверждения правительством типовых условий контрактов на основании ч.

12 ст. 8 360-ФЗ от 02.07.2021, п. 4 информационного письма Минфина № 24-01-09/10138 от 14.02.2022.

  • что относят к существенным условиям госконтракта;
  • типовые контракты по 44-ФЗ: где найти и как использовать.

Разъяснения по теме

О применении наименований «контракт» или «договор» в закупках.

Письмо Минфина № 24-02-05/37727 от 16.06.2017

Adblock
detector