- Разобраться в причинах
- Недосып
- Переизбыток общения
- Конфликты
- Информационная перегрузка
- Стресс от оценивания
- Усталость от однообразия
- Заручиться поддержкой родителей
- Что делать вместо уроков
- Пассивный отдых
- Творчество
- Спорт
- Образование
- Что запомнить
- Не хочу учиться
- Что делать, если не хочешь учиться?
- Почему мы не хотим учиться?
- Как заставить себя учиться
- 1. Работай ради будущего
- 2. Ищи вдохновение
- 3. Подходи к учебному процессу творчески
Если школьник испытывает высокую учебную нагрузку, отдыха на выходных часто не хватает. Когда силы на исходе, стоит взять дополнительный день отдыха. Рассказываем, как сделать это с умом.
Разобраться в причинах
Недосып
Большинство старшеклассников с трудом просыпаетcя по утрам. Даже те, кто был жаворонком в детском саду и начальной школе, нередко с годами превращаются в сов. Профессор Оксфордского университета Пол Келли выяснил, что биологические ритмы школьников не совпадают с режимом учёбы в первую смену.
По мнению исследователя, старшеклассникам следует приступать к урокам не раньше 10:00, когда их организм готов к продуктивной умственной работе. Успеваемость школьников, которые в рамках эксперимента начали учиться с 10:00, выросла на 19%. Вполне возможно, что и вы испытываете хронический недосып.
Если старшеклассник учится на отлично в первую смену — это не всегда означает, что ему комфортно рано вставать. Возможно, пятёрки такой ученик зарабатывает ценой своего здоровья. Даже если школьник не признаётся, что устал или настолько привык к жёсткому режиму, что не замечает утомления, перерыв пойдёт на пользу.
Полноценно отдохнуть от учёбы и выспаться не всегда удаётся в выходные, особенно выпускникам. Курсы, репетиторы и олимпиадная подготовка часто проходят с утра в субботу и воскресенье. Единственный способ восстановить силы и прийти в себя — пропустить школу.
И лучше это сделать добровольно в виде небольшого отгула, пока организм не решил взять полноценный «отпуск» с температурой.
Переизбыток общения
Посещать большой разношёрстный коллектив каждый день — уже стресс для психики. Даже самому коммуникабельному человеку рано или поздно надоедает шум, необходимость общаться, быть вежливым и терпеливым. Провести день в уединении — возможность немножко соскучиться по обществу и перезарядиться.
Конфликты
Не всегда удаётся наладить приятельские или нейтральные отношения со сверстниками и учителями. Школьник может стать жертвой травли: постоянных придирок, насмешек или даже угроз со стороны других учеников и педагогов. В какой-то момент становится невыносимо даже думать о школе — это серьёзная причина не пойти на учёбу, а поговорить с родителями или другим близким взрослым.
Отличить невинное подтрунивание от жестокого обращения бывает нелегко, особенно если школьник не уверен в себе. Главный признак ненормальности ситуации — субъективное ощущение «мне не по себе», «мне некомфортно», «мне плохо, но я не могу объяснить, что не так». Чувство дискомфорта сигнализирует, что пора обратиться за помощью.
Информационная перегрузка
В течение дня школьник воспринимает не только факты и мнения, но и эмоциональные оценки. Мозг перерабатывает информацию от всех органов чувств и ещё дополнительно расшифровывает значение взглядов, улыбок, шуток, намёков. Школа — это пространство общения, в котором нужно учиться и успевать выстраивать отношения с окружающими.
Воспринимать лекции преподавателей, разговоры с учениками, чаты и переписки весьма энергозатратно. Поэтому от учёбы и контактов с окружающими тоже нужен отдых.
Стресс от оценивания
Подвергаться оцениванию в течение дня — серьёзное испытание. Администрация проверяет соответствие внешнего вида ученика принятому стандарту, учителя-предметники оценивают качество устных и письменных ответов, сверстники наблюдают за поступками друг друга. Полезно хотя бы изредка дать себе право не соответствовать ничьим нормам и ожиданиям, а побыть собой: надеть любимую одежду, ничего не отвечать и никуда не спешить.
Усталость от однообразия
День сурка может быть занятным в кино, а в жизни навевает скуку. Если каждый день приходится куда-то идти или ехать, хочется побыть дома. Если вокруг постоянно много людей, иногда хочется уединиться.
Если в школе нужно сидеть за партой, а дома за столом делать уроки, возникает желание подвигаться. После череды шумных будней появляется тяга к тишине.
Выйти из привычного жизненного цикла полезно для мозга — новые впечатления стимулируют активность нейронов. Внезапный выходной лучше всего провести на свежем воздухе, например, отправиться на длительную прогулку.
Заручиться поддержкой родителей
Намеренно не пойти в школу может любой ученик, если об этом знают родители. Бывает, силы покидают внезапно с самого утра. В этом случае нужно честно рассказать о своей состоянии родителям и вместе принять решение.
Хорошо ещё в начале учебного года договориться о праве несколько раз пропустить школу по собственному желанию.
Что делать вместо уроков
Пассивный отдых
Чтобы восстановить силы, в первую очередь, следует выспаться и позавтракать без спешки. Можно полдня читать книги или наводить порядок в вещах и бумагах, которые давно требуют внимания. Бывает, что выходить на улицу совсем не хочется, но если сделать над собой небольшое усилие, вы будете благодарны себе за прогулку.
Перед сном стоит принять ванну, особенно, если обычно на это не хватает времени.
Творчество
Выплеснуть накопившееся напряжение помогает рисование, музыка, танцы и другие виды творчества. Любимое рукоделие и кулинария позволят настроиться на спокойный лад и зарядиться энергией. Неожиданный выходной стоит посвятить занятиям, которые приносят удовольствие.
Спорт
Когда основная нагрузка — интеллектуальная, тело недополучает стимулов. Качественный отдых в таком случае — это активное движение. Степень нагрузки и новизны выбирайте сами: плавание и бег или прыжки на батуте и горные лыжи.
Как вариант, можно снять одежду с велотренажёра родителей или достать коврик для йоги из шкафа, чтобы позаниматься по видеоурокам.
Образование
Отдыхать от школьных уроков можно даже учась. Увлекательные олимпиадные задачи, на которые часто не хватает времени, интересные и понятные онлайн-уроки по школьной программе — этому тоже можно посвятить выходной.
Что запомнить
1. При любой усталости: от шума, информации, общения, малоподвижности, оценок и недосыпа — необходимо компенсировать дефицит тишины, покоя, движения или сна.
2. Обязательно обсудите вопрос дополнительного выходного с родителями и предупредите учителя, что вы не придёте на занятия.
3. Если опасаетесь идти в школу из-за недоброжелателей, необходимо разобраться в конфликте: заручиться поддержкой взрослых, обсудить план действий, связаться с администрацией.
4. Лучше всего не сидеть в телефоне, а почитать книгу для души, полежать в ванне, прогуляться, порисовать.
5. Если очень хочется, можно и поучиться: посмотреть разборы олимпиад или документальные фильмы на исторические темы, почитать дополнительную литературу по любимым предметам.
6. Стоит подумать, как снизить ежедневную нагрузку, чтобы не доводить себя до эмоционального истощения и утомления.
Не хочу учиться
Известно, что дети и сами хотят учиться. Но в то же время, их крайне сложно заставить это делать. Этот парадокс делает очевидным, что под мотивацией к обучению мы часто имеем в виду поиск рычагов давления на ребенка. А разве хоть кто-то из нас будет делать с удовольствием то, что его заставляют?
Теперь бить детей вроде бы нельзя, да и другие жесткие методы прививания знаний не поощряются. В то же время, мы видим снижение мотивации к обучению у детей. Педагоги старой закалки связывают эти вещи, ведь теперь у них только один инструмент воздействия – оценка.
Именно оценки стали основной мерой стоимости наших знаний и успехов. Дневник или табель, наполненный высшими баллами, как будто стоит больше той головы, знания которой он отражает. Оценки стали так привычны нам, что теряется из виду то, что стоит за ними.
Погоня за оценками становится подобной погоне за деньгами – понятным, но бессмысленным и выхолощенным бегом. Они создают иллюзию уверенности, успешности и стабильности. Но за этой иллюзией теряется ценность самих знаний, того, что нам дает обучение.
«Блажен, кто смолоду был молод»
Желание учиться созревает у ребенка к 7-8 годам. Хотя обучается чему-то он с самого рождения, до этого он не может поставить перед собой такой задачи — учиться. Маленький ребенок учится играя, кушая, гуляя, слушая сказки или разговоры, общаясь.
Только позднее он начинает хотеть научиться чему-либо, чтобы стать как взрослый. Эту разницу легко заметить в перемене ответа на вопрос: хочешь научиться? — малыш скажет: а я уже умею! — и продемонстрирует, как он лабает на пианино импровизированные амелодичные звуки, или как из под его карандаша выписываются довольно ровные каракули-недобуквы. В игровом мире, в котором он еще живет, он все умеет: водить автомобиль или скакать на лошади, лечить больных или учить детей, которых пока заменяют куклы.
При этом ребенок учится: наблюдая, подражая, играя. Но мотивация к обучению появится позже, когда ребенок спросит нас: а как это делать, покажи! Или прямо попросит: научи меня, объясни — как.
Однако, подобно герою сказки о богаче, который решил выращивать рис и, поругивая «ленивого» соседа, помогал своим росткам, подтягивая их каждый день — чем и загубил весь урожай, в наше стремительное время мы редко готовы спокойно ждать. От детей требуют хотеть учиться, и те вынуждены демонстрировать послушание. Оказавшись в школе, ребенок без мотивации к обучению чувствует себя обманутым.
Он оказывается в ловушке, в которой даже приманка — чувства солидности, взрослости, сопутствующие школе, — не кажется настоящей.
Требования и чрезмерные ожидания, безусловно влияющие на успехи ребенка, особенно поначалу, выступают в роли того богача. Интерес ребенка, не успев зародиться, гибнет под натиском внешних регуляторов. Именно в этот момент внешние оценки приобретают для ребенка большую значимость, чем его собственное увлечение и вдохновение.
«Блажен, кто вовремя созрел»
Мотивация к обучению созревает постепенно, как и многие другие желания. Но иногда приходится сталкиваться с тем, что этот плод развития так и не вызрел. Ребенок может давно учиться в школе, но ему все скучно и неинтересно.
Привыкший перепоручать выборы и желания родителям, такой ребенок не может определить сам, что ему интересно, что хочется. И все становится скучным, а школа превращается в место неминуемого заточения.
Нам могут не нравится интересы наших детей. Мы даже можем запрещать им интересоваться тем, что кажется нам опасным или зловредным для них. Но проблемы начинаются, если у ребенка не возникает самих интересов.
Поначалу это даже удобно: такой ребенок ходит, куда привели, в меру прикладывает усилия. Но скоро это сказывается и на мотивации, и на успеваемости. В таком случае приходится совершать археологические раскопки, чтобы добраться до собственных интересов молодого человека.
Родители приходят к психологу с характерным запросом: хочу, чтобы ребенок стал лучше учиться и появилась тяга к знаниям, и все это как можно скорее! Однако это пожелание родителей неисполнимо. Можно натаскать ребенка (чем часто сейчас вынуждена заниматься школа), поправ при этом его интересы и желания. Можно развивать его мотивацию, открывая ему прелести познания окружающего мира, ориентируясь на его собственный интерес — но тогда угнаться за программой становится проблематично.
Можно сочетать то и другое — но для этого необходим индивидуальный подход и много времени.
Любой родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо учился! Но что это значит — чтобы он глубоко постигал различные предметы, или чтобы получал высокие баллы?
Зачем нужны оценки
У школьных оценок две важнейшие функции: они дают ученику обратную связь от учителя (попутно помогая ему поддерживать дисциплину и интерес, играя и манипулируя баллами) и они же являются языком общения ученика с родителями. Мы спрашиваем ребенка: «ну, как у тебя с математикой?» — «Хорошо, отвечает, пятерку получил! А с русским не очень — опять тройка. » Этот ответ, по сути совершенно пустой, закрытый, создает нам иллюзию, что мы знаем, как учится наш ребенок и каковы его успехи.
Дальше мы можем рассуждать с ним, что пятерка это хорошо, что и сами мы учились на пятерки. А вот тройка — не очень, что хотя бы четверки было бы достаточно. Но при этом, говоря об учебе, мы рискуем упустить то, что постиг ребенок, что его заинтересовало, удивило, увлекло.
Это было оправдано, когда образование только становилось массовым и родители зачастую не могли сами оценить успехи ребенка. Но теперешний ребенок быстро понимает: важны оценки, а не то, что он знает, и к успехам в школе сами взрослые относятся формально. Ну а оценки можно стереть в дневнике, выторговать у педагога, на худой конец, заслужить, выполнив все обессмысленные требования.
Но это не прибавляет знаний и не делает учебу интересной и привлекательной. Хотя отчасти и готовит ко взрослой жизни — полной формальных, бессмысленных требований.
Оценки, как любой инструмент, могут быть полезны, пока они не превращаются в самоцель. Как средство, они помогают получить лаконичную обратную связь ученикам о том, каковы их успехи, соотнести себя с другими. Но это только дополнительное средство, которое не может подменять собой анализ достижений учащегося.
В лучшем случае, оценка становится резюме комментариев педагога к деятельности ученика: в том-то ты преуспел, здесь и здесь надо позаниматься, в итоге — такая-то оценка. В противном случае, баллы теряют свой смысл, становясь пустышкой, на которую почему-то продолжают соблазняться.
Оценки по своему замыслу похожи на деньги. Сами по себе простые бумажки или железяки, они отражают в себе ценность других предметов. Оценки отражают ценность того, чему научился, что теперь может ученик.
Но деньги могут стать самоцелью, если мы забываем, что сами по себе они ничего не стоят. Порой ученики тоже забывают, что оценки — всего лишь ярлычки, пометки и указатели на пути приобретения знаний. И тогда они останавливаются и не могут идти, чувствуют себя дезориентированными, если их лишают этих указателей.
Может случится страшная трансформация, если дети начинают учиться не потому, что им интересно, а за оценки. Они так и спрашивают: «А за это оценку поставят? Нет. Ну, тогда я не стану делать!» Это значит, что собственная мотивация, внутреннее желание учиться пропало.
Но не менее страшна трансформация, которая произошла со взрослыми, говорящими: «Тогда ты получишь двойку», — так, как будто это действительно важно, важнее, чем то, что он не узнает, не поймет, не прикоснется к тому, что самому этому взрослому дорого.
Власть оценок
Может вызывать удивление, как же оценкам удалось захватить столько власти. Ответ прост: любому человеку важно, как к нему относятся другие. Более того, нам, существам социальным, просто необходимо развивать в себе чутье на чужую реакцию.
Этому мы сызмальства учимся сами и тренируем детей. Без оглядки на мнение других людей, без стараний соответствовать чужим ожиданиям, человек быстро становится одиноким или неадекватным. Но жить с постоянной оглядкой напряженно.
И часть этого напряжения выражается в могуществе оценки. Нам кажется (и увы, часто справедливо), что оценки связаны с человеческими отношениями.
Поставленная оценка часто означает для нас не столько объективное описание результатов нашего труда, сколько выражение личного отношения. «Она мне двойку поставила – я ей никогда не нравился!» или «Подготовится не успел, но получил пятерку: меня учительница любит!» — так говорят, или думаю, и школьники, и студенты. И тогда оценка перестает быть инструментом, помогающим учиться.
Она превращается в инструмент выяснения отношений.
Сама оценка становится отражением симпатии или антипатии. Дети, которые получают плохие оценки, зачастую уверены, что их не любят, что у них нет шансов получить балл повыше. Да и отличники не реже уверены, что их перестанут любить, стоит им расслабиться.
То, что должно быть лишь отражением результатов учебы, обретает смысл выражения чувств. А когда речь идет о чувствах, становится меньше места рациональному.
Именно поэтому так важны четкие критерии, по которым выставляются оценки. Ради этого были придуманы комиссии, апелляции. Но пока люди ставят оценки, у них остается возможность скрыть в себе личные отношения.
Ради интереса
Что же будет, если оценок не ставить? Или не проверять? Привыкнув к тотальному контролю и к тому, что это основной способ управлять чем-либо, нам кажется, что ребенок тогда перестанет учиться совсем. И пожалуй, привыкший к такому отношению и учебе-за-оценки ребенок поначалу действительно перестанет учиться. Только постепенно у него восстановится способность относиться к учебе неформально, то есть появится собственный интерес.
Но в этом мы, взрослые, можем ему помочь. Окружающую нас красоту и захватывающий, увлекательный мир знаний можно упустить неподготовленному глазу. Мы учимся быть любопытными и внимчивыми постепенно, знакомясь с теми знаниями, которые лежат за каждой вещью.
Если ребенок потерял интерес к знаниям, то есть потерял способность задавать вопросы: почему, зачем, как — то мы можем помогать ему в этом, задаваясь вопросами вместе с ним. Пока мы отмахиваемся от его вопросов или просто на них отвечаем исходя из собственной осведомленности, мы удовлетворяем его любопытство. Но мы можем его разжигать, если начинаем искать ответ на вопрос вместе с ним, попутно находя все новые и новые вопросы.
Еще древние греки заметили, что так устроено знание: чем больше мы знаем, тем больше вопросов, любопытства, не-знания у нас есть, тем больше наш голод по новому. И только маленькому несмышленышу кажется, что он все знает и умеет.
Как развить желание учиться:
— Попробуйте интересоваться не формальными успехами ребенка, а тем, что его удивило, ужаснуло, расстроило или обрадовало в школе, что он узнал нового, о чем раньше не думал и не догадывался. Конечно, Вы уже это знаете, но постарайтесь удивиться и вместе с ним посмотреть на новые знания по-новому.
— Делитесь с ребенком вашими наблюдениями, впечатлениями, сомнениями, обсуждайте окружающий мир — покажите как много интересного скрыто за явными вещами – природными явлениями и созданными руками человека.
— Помогайте ребенку относиться к оценкам как к обратной связи от педагога, а не цели обучения. Демонстрируйте ему, что то, чему он научился, важнее любых баллов.
— Обратите внимание на то, что интересно ребенку. Даже если это не кажется вам достойным интереса, только проявив уважение, мы можем помочь расширить представления о мире. Иначе он скоро решит, что мы «ничего не понимаем».
— В конечном счете, дети берут пример с нас самих. Мы так привыкли к своим знаниям, что перестали замечать, какое это богатство и ресурс. Гораздо интереснее жить, зная больше об окружающем мире. Если мы сами верим в это, это важнейшее сокровище, которое мы можем передать в наследство нашим детям.
Что делать, если не хочешь учиться?
Немало обращений студентов, школьников и их родителей к психологам состоит из вопросов: «Что делать, если я не хочу учиться?» или «Как мотивировать ребенка на учебу и стимулировать его стремление к знаниям?». Что мешает стремиться к знаниям – обычная лень или причины лежат глубже? И как изменить ситуацию?
Почему мы не хотим учиться?
Первоклассники идут в школу с горящими глазами и желанием общаться и впитывать информацию. Уже ко второму классу ситуация меняется – пропадает ощущение новизны, учебные нагрузки увеличиваются, а тяга к знаниям слабеет. С каждым учебным годом стремление к учебе все меньше.
- неадекватное поведение родителей – завышенные ожидания, гиперопека и полное подавление самостоятельности или, наоборот, вседозволенность;
- сложности в отношениях с одноклассниками или однокурсниками;
- конфликты с педагогами из-за несоответствия их требованиям, неприятия манеры преподавания или профессиональной некомпетентности;
- любовные переживания;
- учебная неуспешность из-за пропусков занятий и накопившихся пробелов в знаниях;
- нежелание тратить время на неинтересные или непрофильные (ненужные при поступлении в вуз или в будущей работе) предметы;
- непосильные умственные и физические нагрузки во время экзаменов либо при сочетании учебы с подработкой или дополнительными занятиями на курсах, в спортивных или творческих секциях.
Выявили «корень зла»? Теперь найти стимул к учебе будет проще.
Как заставить себя учиться
Соавтор(ы): Nathan Fox, JD. Нейтан Фокс — инструктор по подготовке к тестам LSAT, соведущий подкаста Thinking LSAT и сооснователь LSATdemon. Является автором шести книг, посвященных LSAT, включая “The Fox LSAT Logical Reasoning Encyclopedia” («Энциклопедию логических рассуждений Фокса для LSAT»).
Набрал 179 баллов LSAT в феврале 2007 года и имеет диплом юриста, полученный в Гастингском юридическом колледже Калифорнийского университета.
Количество просмотров этой статьи: 296 747.
Подготовка к экзаменам и выполнение домашних заданий — это просто неотъемлемая часть учебы, однако именно с этим у большинства школьников и студентов возникают проблемы. Если у вас не получается усердно учиться, то вы в этом не одиноки! Заведите привычку заниматься в одно и то же время каждый день, разбивайте задания на небольшие задачи и вознаграждайте себя по их завершении. Со временем вы сможете превратить обучение в плодотворную часть дня, а также разорвать порочный круг, состоящий из откладывания дел и чувства вины.
- Причины заниматься могут варьироваться от желания получить хорошие оценки и поступить в хороший университет до стремления сохранить стипендию или просто избежать неприятностей из-за плохой успеваемости. Нет значительных или незначительных причин, добавляйте в список все!
Совет: имейте в виду, что, скорее всего, мотивация будет иногда вас покидать, и это нормально! Важно уметь использовать самодисциплину, чтобы не сбиваться с пути во времена упадка сил.
- Невозможно интересоваться всем на свете, и некоторые предметы просто не будут вас увлекать. Тем не менее старайтесь изо всех сил понять, как все, что вы учите, можно применить к собственной жизни. Эта личная связь может вызвать достаточно интереса, чтобы продолжать двигаться вперед!
- Для фактических учебных отрезков устанавливайте таймер на 30–50 минут, а потом делайте рассчитанный по времени перерыв, прежде чем возвращаться к работе. Вы будете заниматься более эффективно, если будете знать, что в ближайшее время сработает таймер.
- Если вы занимаетесь сразу после школы, можно выполнять все задания до ужина, а потом отдыхать остаток вечера. Или, если вы учитесь поздно вечером, установите таймер на полчаса до сна, чтобы вы могли расслабиться.
Попробуйте «метод помидора»: установите таймер на 25 минут. Как только время выйдет, сделайте пятиминутный перерыв. Занимайтесь еще 25 минут, а потом сделайте еще один пятиминутный перерыв. Через каждые четыре 25-минутных блока позволяйте себе отдыхать 15–20 минут.
1. Работай ради будущего
Подумай, для чего ты сейчас учишься? Может, у тебя есть учебное заведение мечты — колледж или университет. Выполняя обычные домашние задания, ты на шаг приближаешься к своей цели.
Банально, но факт: путь в тысячу ли начинается с первого шага
Знания — школьные или университетские — тебе пригодятся в дальнейшей жизни. Не все, конечно, но без профильных умений ты не попадешь в крупные или зарубежные университеты. И кто знает — каких высот ты можешь добиться, усердно трудясь?
2. Ищи вдохновение
Существуют тысячи аккаунтов, основной контент которых — учебный. Если в Инстаграме (запрещенная в России экстремистская организация) пройти по хэштегу #studyblr (study + tumblr), то открывается мир книг, вдохновения и эстетичных конспектов. Здесь люди делятся своей любовью к процессу обучения.
Полистав пару таких публикаций, можно отлично настроиться на работу.
3. Подходи к учебному процессу творчески
Время серых, тусклых записей в тетради ушло в прошлое. Настало время текстовыделителей, стикеров, разноцветных ручек и леттеринга.
К слову, информация запоминается лучше, когда оформляешь конспекты.
Да и для фоточки в Инстаграм (запрещенная в России экстремистская организация) красивые записи пойдут куда лучше