Комментарий
Муниципальное учреждение — это один из видов некоммерческих организаций — учреждений, которое создается муниципальным образованием, как собственником.
В зависимости от типа собственника, учреждения бывают:
— частными (частное учреждение) — если собственник гражданин или юридическое лицо;
— государственными (государственное учреждение) — если собственник Российская Федерация или субъект Российской Федерации;
— муниципальными (муниципальное учреждение) — если собственник Муниципальное образование.
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) (см. Право оперативного управления).
Муниципальное учреждение регулируется ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» .
Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным (см. автономное учреждение), бюджетным (см. бюджетное учреждение) или казенным учреждением (см. казенное учреждение).
Ответственность муниципального учреждения и его собственника регулируется ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ):
Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.
По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.
Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях: bus.gov.ru
Пример
В форме муниципальных учреждений часто создаются школы. Например:
— Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 49» (г. Нижний Новгород)
— Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 57
— Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 10 муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
Учредители
Учредителем муниципальных учреждений является муниципальное образование (п. 2 ст. 15 Федерального закона N 7-ФЗ, ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 174-ФЗ ).
Учредителями одного государственного (муниципального) учреждения не могут быть публично-правовые образования различных уровней, а также несколько публично-правовых образований одного уровня.
Статьей 68 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность учреждения межмуниципальных организаций. Однако указанные организации могут быть созданы исключительно в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью ( Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 ).
Виды деятельности государственных (муниципальных) учреждений. Планирование деятельности государственных (муниципальных) учреждений (п. 3 Письма Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 )
Поскольку целью создания государственных (муниципальных) учреждений является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов власти, виды деятельности учреждений должны соответствовать целям, для достижения которых они созданы.
Исчерпывающий перечень видов деятельности учреждений в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона N 7-ФЗ, частью 2 статьи 7 Федерального закона N 174-ФЗ должен быть определен в их уставах.
Кроме этого, цели создания государственных (муниципальных) учреждений и основные виды их деятельности должны корреспондироваться:
— с вопросами, решение которых законодательством Российской Федерации отнесено к ведению их учредителя — публично-правового образования;
— с полномочиями органа власти, осуществляющего функции и полномочия их учредителя.
По государственным (муниципальным) учреждениям, деятельность которых не соответствует полномочиям, возложенным на публично-правовое образование, которое является их учредителем, а также профилю органа власти, осуществляющего функции и полномочия их учредителя, целесообразно принять решение об их ликвидации, передаче в ведение иного органа власти либо передаче в собственность иного публично-правового образования.
Помимо основных видов деятельности государственные (муниципальные) учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность также указана в их учредительных документах (например, книгоиздательская деятельность, тиражирование, предоставление консультаций).
Информация об основных видах деятельности государственных (муниципальных) учреждений должна быть отражена не только в их уставах. Данные сведения должны также содержаться в одном из важнейших документов, регламентирующих деятельность бюджетных и автономных учреждений — плане финансово-хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 3.3 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетных или автономных учреждений, обязан самостоятельно установить порядок составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений в соответствии с Общими требованиями, определенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 N 81н (далее — Общие требования к плану, Приказ N 81н).
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетных или автономных учреждений, определяя указанный порядок, вправе предусмотреть дополнительную детализацию показателей плана финансово-хозяйственной деятельности, установленных Общими требованиями к плану, в том числе утвердить типовую форму плана финансово-хозяйственной деятельности; установить предельные сроки утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, которые должны обеспечить деятельность учреждений на основании утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности с самого начала очередного финансового года.
В соответствии с пунктами 9 и 17 Общих требований к плану план финансово-хозяйственной деятельности составляется на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период), после утверждения которого план финансово-хозяйственной деятельности при необходимости уточняется учреждением и направляется на утверждение органу, осуществляющему функции и полномочия его учредителя (либо по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, утверждается учреждением).
Налогообложение и бухгалтерский учет
На муниципальные учреждения распространяются требования налогового законодательства, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), а также требования Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Учреждения владеют имуществом на праве оперативного управления. В бухгалтерском учете такое имущество учитывается также, как другие организации учитывают имущество на праве собственности. План счетов и иные нормативные документы не предписывают особого порядка учета имущества на праве оперативного управления.
С юридической точки зрения право оперативного управления есть разновидность вещных прав, близкая по своей сути к праву собственности (различия конечно же есть, но они юридические и не влияют на бухгалтерский учет).
Автономные учреждения для бухгалтерского учета используют План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкцию по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
Бюджетные учреждения для бухгалтерского учета используют План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
Казенные учреждения для бухгалтерского учета используют План счетов бюджетного учета и Инструкцию по его применению, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
Основные различия Бюджетных, Автономных и Казенных государственных и муниципальных учреждений
Источник бюджетного финансирования:
Казенные — на основе бюджетной сметы
Автономное — План финансово-хозяйственной деятельности
Бюджетное — План финансово-хозяйственной деятельности
Казенные — Смета доходов и расходов
Автономное — в самостоятельное распоряжение
Бюджетное — в самостоятельное распоряжение
Казенные — зачисляются в бюджет
Автономное — В кредитных организациях и в органах федерального казначейства
Бюджетное — в органах федерального казначейства (финансовых органах)
Казенные — в органах федерального казначейства (финансовых органах)
Различия в функциях между казенными, бюджетными и автономными государственными (муниципальными) учреждениями.
Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ» (п. 1)
«… казенные учреждения могут выполнять как государственные (муниципальные) функции, так и оказывать государственные (муниципальные) услуги (выполнять работы) физическим и юридическим лицам. В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения могут быть созданы исключительно для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Осуществление государственных (муниципальных) функций — не их задача.
Следует отметить, что федеральное законодательство не содержит прямой нормы, позволяющей установить отличие государственной (муниципальной) услуги от государственной (муниципальной) функции. Вместе с тем, исходя из содержания отдельных правовых актов (например, пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), можно сделать вывод, что главное отличие заключается в том, что исполнение функции связано с властными полномочиями (например, контролем, надзором, лицензированием, выдачей разрешений и пр.).
Государственными (муниципальными) казенными учреждениями, выполняющими государственные (муниципальные) функции, являются, например, учреждения (управления капитального строительства), осуществляющие контроль за ходом проектирования и строительства объектов адресных инвестиционных программ».
Статья 9.1 «Государственные, муниципальные учреждения» Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:
«1. Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
2. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
3. Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя)».
Советуем прочитать
Учреждение — унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Казенное учреждение — государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Внешние ссылки
@TaxSlov.ru Просто о сложном! Сайт предназначен для общеобразовательных целей. При применении полученной информации к практическим ситуациям консультируйтесь со специалистами. Редакция и авторы TaxSlov.ru не несут ответственности за последствия применения опубликованных материалов❗
Государственные и муниципальные учреждения как юридические лица
Государственные и муниципальные учреждения – это созданные в соответствии с требованиями законодательства Федерацией, регионом или муниципалитетом организации, финансируемые из соответствующего бюджета для решения социально значимых задач в сфере функционирования.
Готовые работы на аналогичную тему
Государственные и муниципальные организации
Государственные и муниципальные организации – это организации, имеющие государственное или муниципальное имущество.
Количество зарегистрированных государственных предприятий и организаций за первое десятилетие текущего столетия сократилось на 33,9% и составило 112580, доля в общем количестве также сократилась почти в два раза – с 4,4 до 2,3% (табл. 7.4 и 7.5). Количество зарегистрированных муниципальных предприятий и организаций за первое десятилетие текущего столетия увеличилось на 6,5% и составило 230897, а доля в общем количестве сократилась почти в два раза с 6,5 до 4,7%.
Распределение предприятий и организаций по формам собственности в 2000–2012 гг. (на конец года) [1]
В том числе по формам собственности
общественных и религиозных организаций (объединений)
* Формы собственности, включая смешанную российскую, собственность государственных корпораций, иностранную, совместную российскую и иностранную.
Распределение предприятий и организаций по формам собственности в 2000–2012 гг. (на конец года) [2]
В том числе по формам собственности
общественных и религиозных организаций (объединений)
* Формы собственности, включая смешанную российскую, собственность государственных корпораций, иностранную, совместную российскую и иностранную.
Государственные и муниципальные организации с точки зрения целей могут быть коммерческими и некоммерческими.
Государственные и муниципальные коммерческие организации могут осуществлять свою деятельность в организационно-правовой форме унитарного предприятия на праве оперативного управления и хозяйственного ведения. Унитарными предприятиями признаются коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество (ГК РФ, ст. 113).
Унитарными предприятиями, основанными на нраве оперативного управления (казенными предприятиями), признаются коммерческие организации, созданные на базе государственного или муниципального имущества (ГК РФ, ст. 115). Федеральными казенными предприятиями признаются унитарные предприятия, имущество которых принадлежит им на праве оперативного управления и собственником которого является РФ.
От имени РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов [3] . Казенными предприятиями субъектов РФ признаются унитарные предприятия, имущество которых принадлежит им на праве оперативного управления и собственником которого является субъект РФ. От имени субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов [3] .
Муниципальными казенными предприятиями признаются унитарные предприятия, имущество которых принадлежит им на праве оперативного управления и собственником которого является муниципальное образование. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов [5] .
Унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, признаются коммерческие организации, созданные по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (ГК РФ, ст. 114). Федеральными государственными унитарными предприятиями признаются унитарные предприятия, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения и собственником которого является РФ.
От имени РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов [5] . Государственными унитарными предприятиями субъектов РФ признаются унитарные предприятия, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения и собственником которого является субъект РФ. От имени субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов [5] .
Муниципальными унитарными предприятиями признаются унитарные предприятия, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения и собственником которого является муниципальное образование. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов [5] .
Государственные и муниципальные некоммерческие организации могут осуществлять свою деятельность в следующих организационно-правовых формах:
- – ассоциация (союз) экономического взаимодействия субъектов РФ;
- – совет муниципальных образований субъектов РФ;
- – бюджетное учреждение;
- – казенное учреждение;
- – государственная академия наук;
- – государственная компания;
- – государственная корпорация.
Ассоциациями (союзами) экономического взаимодействия субъектов РФ признаются некоммерческие организации, учредителями которых являются органы государственной власти субъектов РФ и которые создаются на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов РФ [9] .
Советами муниципальных образований субъектов РФ признаются образованные в каждом субъекте РФ советы муниципальных образований субъекта РФ, чья организация и деятельность осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях«, применяемыми к ассоциациям [5] .
Бюджетными учреждениями признаются некоммерческие организации, созданные РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование [11] .
Казенными учреждениями признаются некоммерческие организации, созданные РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (БК РФ, ст. 6).
Государственными академиями наук являются некоммерческие организации, наделенные правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством РФ и уставами академий, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций (включая организации научного обслуживания и организации социальной сферы), закрепление за подведомственными организациями федерального имущества, а также правом на утверждение уставов подведомственных организаций и назначение руководителей подведомственных организаций. Реестры федерального имущества, передаваемого академиям наук, а также перечни организаций, подведомственных государственным академиям наук, утверждаются Правительством Российской Федерации [12] .
Государственными компаниями признаются некоммерческие организации, не имеющие членства и созданные РФ на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственные компании создаются на основании федерального закона [13] .
Государственными корпорациями признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные РФ на основе имущественного взноса и созданные для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственные корпорации создаются на основании федерального закона [14] .