Надзорная жалоба в Верховный суд РФ по гражданскому делу – последняя возможность обжаловать судебный акт. Правда, учитывая очень ограниченный перечень оснований для обращения с жалобой, лишь единицы гражданских дел доходят до этой стадии пересмотра решений нижестоящих судов. Формально подготовить и подать обращение в Верховный суд – несложно.
Но очень трудно найти основание и доказать его наличие. Именно на этом и необходимо делать акцент при составлении жалобы.
Какие судебные акты обжалуются в порядке надзора
В Президиум Верховного суда РФ обжалуются:
- Принятые в первой инстанции решения судов субъектов федерации (областных, краевых и т.п.), окружных (флотских) военных судов и Верховного суда РФ при условии, что такие решения были рассмотрены в апелляционном порядке на уровне Верховного суда РФ.
- Определения Апелляционной коллегии ВС РФ.
- Апелляционные и кассационные определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ.
Таким образом, пересмотру в порядке надзора судебные акты районных судов и мировых судей не подлежат. Чтобы дела, по которым принимались эти решения, дошли до Президиума ВС РФ, они должны пройти все этапы обжалования – от апелляции до второй кассации в Судебной коллегии по гражданским делам. Однако и в этом случае предметом пересмотра будет не решение местного суда, а последнее решение (решения), принятые на уровне Верховного суда РФ.
Основания для обжалования
Все основания для подачи надзорной жалобы носят принципиальный характер – нарушения должны затрагивать фундаментальные основы права и правоприменения. Здесь несогласие с обжалуемым актом – вторично. Необходимо, чтобы было как минимум одно из трех возможных нарушений:
- нарушены конституционные или закрепленные международными актами права (свободы) человека и гражданина;
- нарушены публичные интересы или права неограниченного круга лица;
- нарушено единообразие толкования и применения правовых норм – в обжалуемом судебном акте есть противоречия разъяснениям Пленума или Президиума Верховного суда РФ.
В надзоре обжалуются исключительно вступившие в силу решения. При этом обратиться в Президиум ВС РФ можно, если не прошло 3 месяца с момента вступления судебного акта в законную силу. Срок восстанавливается, если его пропуск связан с уважительными причинами и их можно подтвердить.
Учитывая практику надзорного обжалования, в большинстве случаев в качестве основания используется нарушение единообразия толкования норм и правоприменения. Этот аспект часто встречается и его, как правило, проще доказать, чем наличие других оснований. Нередко самостоятельно или дополнительно к указанному основанию в жалобах идет ссылка на нарушение публичных интересов.
Что касается первого основания, то при его наличии обычно первоначально ставится вопрос, куда обращаться – либо в Верховный суд с надзорной жалобой, либо в Конституционный суд РФ.
Как составить и направить жалобу
Жалоба составляется в письменном виде. И это последний этап подготовки обращения, которому предшествуют:
- Изучение материалов гражданского дела, его хода, всех принятых по делу решений, в том числе апелляционного и кассационных.
- Определение, какой именно судебный акт требует пересмотра в порядке надзора и в чем должен заключаться пересмотр – отмена этого акта или внесение в него изменений, в полном объеме или в какой-то части.
- Определение основания (оснований) для надзорного обжалования – с точки зрения формальных требований ст. 391.9 ГПК РФ и с позиции того, в чем конкретно заключаются нарушения.
- Определение возможности доказать наличие оснований для жалобы, перечня и содержания доказательств.
- Определение всей совокупности доводов, которые должны присутствовать в жалобе и смогут подтвердить ее законность и обоснованность.
Немаловажно изначально понять, какие цели и задачи должна решать жалоба. Самый очевидный вариант – добиться пересмотра обжалуемого акта путем его отменены или изменения. Однако именно эта цель далеко не всегда ставится в числе приоритетных.
Количество жалоб и дел, рассматриваемых в порядке надзора, невелико. Ничтожно мало, соответственно, и количество удовлетворенных жалоб. Основной массив жалоб по гражданским делам приходится на апелляцию и кассацию, при этом по мере продвижения по стадиям обжалования количество обращений и их удовлетворений кратно сокращается.
Это связано не только с тем, что жалобы необоснованы или недостаточно обоснованы. Во многом это связано с тем, что изначально не ставится цель добиться полного удовлетворения жалобы. Очень многие юристы и адвокаты, а также прокуратура обращаются с жалобами (представлениями) в Президиум ВС РФ только для того, чтобы в спорных вопросах, при неоднозначной судебной практике поставить окончательную точку и получить четкую позицию (мнение) высшей судебной инстанции.
Так рождаются прецеденты. Так поднимаются и разрешаются вопросы, которые потом становятся предметом разъяснений Президиума и Пленума Верховного суда РФ.
Что должно быть в жалобе:
- Наименование суда.
- Данные заявителя – ФИО/название организации, процессуальный статус, сведения о месте жительства/нахождении, другая контактная информация.
- Данные других участников процесса (по аналогии с заявителем).
- Перечисление всех судов, ранее рассматривавших дело, и всех принятых по делу решений, а также их содержание (основные моменты).
- Перечисление судебных актов, которые обжалуются в порядке надзора.
- Указание оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов.
- Доводы и доказательства, подтверждающие обоснованность жалобы, наличие оснований для пересмотра судебных решений и другие аспекты, на которые заявитель ссылается в жалобе.
- Просьба, которая адресуется надзорной инстанции – чего хочет добиться заявитель.
- Перечень приложений к жалобе.
- Дата и подпись.
Если нужно восстановить срок обжалования, ходатайство об этом можно указать в тексте жалобы. Но если это займет много места, нарушит логическую последовательно изложения, усложнит текст, то ходатайство рекомендуется готовить в виде отдельного документа. К этом ходатайству или к жалобе необходимо приложить документы, которые подтверждают наличие уважительных причин пропуска срока.
Для подготовки жалобы часто используются образцы. Как правило, они носят типовой характер, в них нет как такового предметного содержания по существу дела, и есть только основные формулировки, отвечающие процессуальным требованиям. Это своего рода шаблоны.
При поиске образцов обязательно обращайте внимание на их актуальность. Основное содержание жалобы нужно будет излагать самостоятельно. Если с этим есть проблемы, вы не знаете, как и чем аргументировать жалобу, сомневаетесь, что все сделаете по правилам – нет смысла работать над документом самостоятельно.
В этом случае необходимо обратиться к юристам (адвокатам), которые подготовят только текст жалобы или все материалы по ней.
Жалобу направляют непосредственно в Президиум Верховного суда РФ. Если вы намерены делать это в электронной форме, предварительно ознакомьтесь с правилами на сайте ВС РФ. Жалобу также можно представить лично – в Приемную Верховного суда РФ (Москва, ул. Поварская, д. 13, подъезд № 2). Или направить Почтой РФ (121260, Москва, ул. Поварская, д. 15).
Как составляется надзорная жалоба в Верховный Суд
До обращения в суд в порядке надзора заявитель, как правило, уже проходит такие стадии обжалования, как апелляционное и кассационное. Но надзорная жалоба имеет свои особенности. Один факт ее подачи не означает, что суд ее рассмотрит.
При подготовке документа важно соблюдать формальные требования, такие как:
- указать наименование судебного органа, куда адресуется жалоба;
- привести полное наименование заявителя (ф.и.о. или наименование организации с указанием ОГРН и ИНН, адрес проживания, телефоны) и его процессуальный статус в деле;
- указать всех лиц, участвующих в деле, с адресами их местожительства и телефонами для связи;
- изложить краткое содержание судебного решения по делу и отразить перечень всех постановлений суда, вынесенных в ходе обжалования;
- отразить, какие именно судебные акты обжалуются и почему;
- окончание надзорной жалобы содержит просьбу к суду: или отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, или изменить судебные акты без нового рассмотрения.
Кто имеет право подать надзорную жалобу?
Лица, которые проходили по делу как истец и ответчик, имеют равные права на обжалования принятого судом решения в надзорной инстанции. Кто будет инициировать рассмотрение надзорной жалобы, зависит от того, на чью сторону ранее склонился суд. Кроме сторон в деле право на обжалование имеют лица, чьи права были затронуты предыдущими судебными актами.
А вот если в деле принимал участие прокурор, тогда право обжалование от него переходит к Генеральному прокурору или его заместителям.
Основным условием для возникновения надзорной жалобы является несогласие одного из вышеперечисленных лиц с решением суда первой инстанции, но только если оно уже стало предметом апелляционного рассмотрения, с решением апелляционной или кассационной инстанций.
Суть обжалования в надзорной инстанции
Для того чтобы дело пересматривалось Верховным Судом, у заявителя должны быть очень веские причины. Простого несогласия с позицией суда предшествующей инстанций недостаточно. В порядке надзора предыдущие решения могут быть отменены только в следующих случаях:
- Если такое решение нарушает конституционные права человека или норму международных договоров.
- Если принятое решение отрицательно влияет на права неограниченного круга лиц.
- Если суд принял решение, нарушающее сложившееся единообразие в толковании судебной системой норм права.
В жалобе должны быть указаны все предыдущие решения по делу, а также стороны, которые в нем участвовали. Отдельно выделяются решение, которое обжалуется, и лицо–заявитель.
Оставить комментарий Отменить ответ
Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!