Дисциплинарную ответственность возлагает уполномоченное должностное лицо

Государство, возлагая на работников определенные обязанности и наделяя их соответствующими правами, устанавливает юридическую ответственность за невыполнение этих обязанностей и за незаконное использование предоставленных прав.

Дисциплинарная ответственность, как уже указывалось, представляет собой одну из форм государственного принуждения — дисциплинарное принуждение, применяемое работодателем к работникам, совершившим правонарушение, и влекущее неблагоприятные для них последствия. Такая ответственность всегда связана с официальной отрицательной оценкой и осуждением поведения виновного лица.

Дисциплинарная ответственность наступает за совершение дисциплинарного проступка, под которым Закон о прокуратуре (п. 1 ст. 41.7) понимает неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника.

Таким образом, на прокурорских работников может быть наложено дисциплинарное взыскание не только за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, но и за проступки, порочащие честь прокурорского работника.

Как верно отмечает профессор С. Ю. Головина, «такая дефиниция явно расширяет рамки общепринятого в трудовом праве понятия дисциплинарного проступка. Объясняется это повышенными требованиями к личным нравственным качествам прокурорского работника» [1] .

Следовательно, дисциплинарная ответственность прокурорского работника — это его обязанность ответить перед работодателем за совершенный дисциплинарный проступок и понести те меры дисциплинарного взыскания, которые указаны в Законе о прокуратуре.

Дисциплинарная ответственность характеризуется наличием, как правило, собственного основания дисциплинарного проступка, особых санкций — дисциплинарных взысканий, субъекта дисциплинарного проступка (прокурорский работник) и субъекта дисциплинарной власти (работодателя — представителя органа прокуратуры), уполномоченного применять дисциплинарные взыскания во внесудебном порядке.

Правовые отношения по дисциплинарной ответственности имеют свои руководящие положения (принципы), отражающие суть правовых актов, регулирующих этот круг отношений. Эти положения достаточно подробно исследованы и опубликованы в современной юридической литературе по российскому трудовому праву [2] .

Меры юридической ответственности прокурорских работников являются основным видом санкций в законодательстве. Меры дисциплинарного взыскания, выступая в качестве мер юридической ответственности, по своей сути являются также государственно-принудительными. Условие о мерах дисциплинарной ответственности не оговариваются сторонами при заключении трудового договора с прокурорскими работниками.

Такое условие входит в содержание трудового договора.

Меры юридической ответственности направлены главным образом на предупреждение общественно опасных деяний против установленного правопорядка и устранение их вредных последствий.

Используя все предоставленные законодательством меры воздействия к лицам, посягающим на правопорядок органа или организации прокуратуры, нельзя упускать из виду, что их цель заключается прежде всего в направлении поведения прокурорского работника, в изменении его отношения к службе в органах прокуратуры.

Дисциплинарный проступок проявляется в виновном противоправном действии или бездействии работника. Противоправность действий или бездействия означает, что они совершены вопреки требованиям законов, иных нормативных правовых актов, в том числе должностного регламента, служебного (трудового) распорядка. Говоря другими словами, дисциплинарный проступок нарушает установленный трудовой (служебный) распорядок.

Это может проявляться:

  • — в неисполнении или ненадлежащем исполнении профессиональных обязанностей (нарушение сроков представления документов, небрежное их оформление, ошибки и пр.);
  • — нарушении установленного режима труда и отдыха (прогул, опоздание, отсутствие на рабочем месте в течение служебного дня и т. п.);
  • — нарушении обязанностей по соблюдению государственной и служебной тайны.

Специфическими особенностями для привлечения прокурорских работников к дисциплинарной ответственности могут стать факты злоупотребления ими своим служебным положением либо нарушения норм процессуального законодательства при исполнении служебных обязанностей, в частности служебных полномочий.

В соответствии со ст. 41.7 Закона о прокуратуре к прокурорским работникам в качестве дисциплинарного взыскания могут применяться:

  • • замечание;
  • • выговор;
  • • строгий выговор;
  • • понижение в классном чине;
  • • лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»;
  • • лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»;
  • • предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • • увольнение из органов прокуратуры.

В Законе о прокуратуре четко прописаны дисциплинарные полномочия руководителей прокуратур разных уровней. Генеральный прокурор РФ имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме. Он же определяет полномочия других руководителей прокуратур по привлечению к дисциплинарной ответственности работников, назначаемых на должность им самим.

Так, руководителям органов прокуратуры РФ согласно приказу Генерального прокурора РФ от 06.08.2002 № 48 «О полномочиях руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в дисциплинарной и некоторых других сферах» предоставлены следующие полномочия по привлечению работников к дисциплинарной ответственности:

  • — первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ могут налагать дисциплинарные взыскания на работников органов прокуратуры РФ (кроме прокуроров субъектов РФ), за исключением понижения их в классном чине, лишения нагрудных знаков «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», а также увольнения из органов прокуратуры работников, назначенных на должность Генеральным прокурором РФ;
  • — прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры могут налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначенных на должность Генеральным прокурором РФ (кроме своих заместителей), за исключением понижения их в классном чине, лишения нагрудных знаков «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», а также увольнения из органов прокуратуры;
  • — прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры имеют право налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых ими на должность. Если требуется принятие мер дисциплинарного взыскания, превышающих полномочия данного прокурора, он входит с соответствующим представлением к вышестоящему прокурору.

Согласно Положению о нагрудном знаке «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» увольнение с работы в качестве меры дисциплинарного воздействия прокурорского работника, награжденного таким нагрудным знаком, может быть применено только с согласия Генерального прокурора РФ.

Важным моментом в реализации дисциплинарной ответственности является процедура наложения на работника дисциплинарного взыскания. Во всех случаях такая процедура должна включать следующие стадии.

1. Выявление дисциплинарного проступка и расследование представителем нанимателя или другим уполномоченным должностным лицом дела.

На этой стадии, согласно ст. 193 ТК РФ, до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение, которое сможет установить в действиях работника вину, правильно оценить ее степень, выявить причины и обстоятельства нарушений дисциплины труда (служебной дисциплины), а следовательно, и определить справедливую меру наказания.

Перед применением дисциплинарного взыскания в отношении прокурорских работников и государственных гражданских служащих проводится служебная проверка, при проведении которой должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

  • а) факт совершения прокурорским работником дисциплинарного проступка;
  • б) вина прокурорского работника в совершении такого проступка;
  • в) причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка.

Порядок проведения служебной проверки регламентируется ст. 59 Закона о государственной гражданской службе. Она должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении.

Результаты служебной проверки сообщаются работодателю или представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения, в котором указываются: факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; предложения о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему такого взыскания.

2. Вынесение представителем нанимателя или иным уполномоченным должностным лицом решения о необходимости привлечения прокурорского работника к дисциплинарной ответственности и выбор применяемой меры ответственности.

На этой стадии в отношении нарушителя дисциплины труда (служебной дисциплины) избирается мера дисциплинарного взыскания, о чем издается соответствующий организационно-распорядительный акт (приказ или распоряжение).

3. Исполнение дисциплинарного взыскания.

Соответствующая копия организационно-распорядительного акта о применении к прокурорскому работнику или гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается нарушителю дисциплины труда (служебной дисциплины) под расписку в течение пяти дней со дня издания этого акта.

4. Обжалование взыскания.

Прокурорский работник вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в установленном законом порядке, руководствуясь при этом нормами ТК РФ (гл. 60 «Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров»).

5. Прекращение дисциплинарного дела в связи с окончанием срока действия дисциплинарного взыскания или досрочным его снятием.

С учетом правового положения (статуса) прокурорского работника как специального субъекта трудовых отношений Закон о прокуратуре (ст. 41.7) внес ряд дополнений и уточнений в общие нормы трудового законодательства, регламентирующего дисциплинарную ответственность работников (ст. 192—194 ТК РФ). Суть дополнений и уточнений сводится к следующему.

Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно за обнаружением проступка. Прокурор, разрешающий вопрос о наложении дисциплинарного взыскания, обязан лично разобраться в совершенном проступке и получить письменное объяснение от совершившего его лица.

При назначении служебной проверки дисциплинарное взыскание может быть наложено и позднее, но не позже одного месяца со дня установления факта совершения проступка. В этот срок не включается время отсутствия прокурорского работника на службе в связи с болезнью или пребыванием в отпуске во время служебной проверки.

Днем обнаружения дисциплинарного проступка, с которого исчисляется срок применения дисциплинарного взыскания, считается день, когда непосредственному руководителю стало известно о совершенном проступке. При этом надо иметь в виду, что непосредственный руководитель может быть не наделен правом налагать дисциплинарные взыскания. Это не имеет значения для исчисления указанного срока.

Представление о привлечении прокурорского работника к дисциплинарной ответственности правами Генерального прокурора РФ и его заместителей вместе с материалами, подтверждающими совершение проступка, должно вноситься в Генеральную прокуратуру РФ не позднее 10 дней до истечения срока, предусмотренного для наложения дисциплинарного взыскания.

Читайте также:  При выходе из декрета работодатель обязан

Дисциплинарные взыскания применяются, когда исчерпаны или в связи с тяжестью проступка не могут быть применены другие меры воздействия.

В отличие от поощрений, которые могут применяться в различных сочетаниях, меры дисциплинарного взыскания применяются только по одному, т. е. дисциплинарный проступок может повлечь за собой наложение одного дисциплинарного взыскания по выбору руководителя.

До применения дисциплинарного взыскания руководитель соответствующего органа прокуратуры должен затребовать от прокурорского работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать такое объяснение составляется соответствующий акт.

Отказ от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения работником своих должностных обязанностей. Взыскание объявляется приказом, который сообщается под расписку работнику, привлеченному к дисциплинарной ответственности, а также всем работникам данной прокуратуры или лицам, перечисленным в приказе. В приказе указывается, за совершение какого дисциплинарного проступка наказан работник и какое дисциплинарное взыскание на него наложено.

Копия такого акта должна вручаться работнику под роспись в пятидневный срок. Если работник отказался от подписи, этот факт удостоверяется специальным актом. В том случае, когда подвергшийся наказанию отсутствует на службе в период издания приказа в силу болезни, нахождения в командировке ит.п., копия акта вручается ему в первый день выхода на службу.

Прокурорский работник, на которого наложено дисциплинарное взыскание, может его обжаловать вышестоящему прокурору. Последний вправе отменить взыскание, усилить или смягчить его, обосновав в приказе свое решение.

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания прокурорский работник не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Взыскание может быть снято досрочно прокурором, наложившим его, или вышестоящим прокурором, если работник не совершил нового проступка и проявил дисциплинированность и добросовестность по службе, по письменному заявлению работника или по ходатайству его непосредственного руководителя. Восстановление в классном чине и в прежней должности может производиться только в порядке аттестования.

При исчислении срока дисциплинарного взыскания не учитываются периоды отсутствия на службе по уважительным причинам. Это может быть болезнь, отпуск (ежегодный, учебный, без сохранения заработной платы), командировка, использование отгулов, прохождение повышения квалификации и т. п.

Не учитывается при исчислении срока и время служебной проверки, которое не может превышать одного месяца.

В соответствии с п. 4 ст. 40 Закона о прокуратуре прокурорские работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов прокуратуры по вопросам прохождения службы.

Очевидно, что такое право прокурорским работникам предоставлено и в случае обжалования дисциплинарных взысканий, наложенных на них на основании ст. 41.7 указанного закона. Это в полной мере соответствует ст.

37 (ч. 4) Конституции РФ, которая признает право каждого гражданина на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

Итак, анализ законодательства о дисциплине труда прокурорских работников приводит к выводу о том, что дисциплина труда таких работников представляет собой разновидность специальной дисциплинарной ответственности. Об этом свидетельствуют расширенные границы оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности, особый порядок применения мер дисциплинарного взыскания, наличие дополнительных мер ответственности.

С целью укрепления трудовой (служебной) дисциплины прокурорских работников, предупреждения правонарушений, в том числе коррупционных, в Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации рекомендуется осуществление специальных организационно-правовых мер, направленных на неукоснительное соблюдение Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации, повышение персональной ответственности руководителей всех уровней за ведение индивидуальной работы с подчиненными и организацию их воспитания.

Статья 2.4 КоАП РФ. Административная ответственность должностных лиц

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Комментарии к ст. 2.4 КОАП РФ

1. Статья посвящена должностным лицам как специальным субъектам административных правонарушений. В большинстве статей КоАП РФ в числе возможных субъектов административной ответственности названы должностные лица.

2. Административная ответственность должностных лиц играет важную роль в обеспечении законности и дисциплины в управлении. Основанием для привлечения таких лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Такая установка КоАП РФ никоим образом не ставит знак равенства между дисциплинарным и административным правонарушением, между дисциплинарной и административной ответственностью. КоАП РФ лишь презюмирует, что невыполнение должностными лицами обязанностей по службе может быть не только дисциплинарным проступком, но и административным правонарушением. Причем не любой дисциплинарный проступок, если он совершен должностным лицом, может автоматически считаться административным правонарушением.

Для признания его таковым необходимо, чтобы данное правонарушение было зафиксировано в конкретной статье Особенной части КоАП РФ. Законодатель при формулировании составов со специальным субъектом ответственности руководствовался определенным ограничителем: административным правонарушением признается нарушение лишь таких служебных правил (обязанностей), которые имеют надведомственный характер и охраняют государственный интерес.

Сложная правовая природа таких служебных обязанностей обусловила то обстоятельство, что государство, во-первых, охраняет их с помощью не одного, а нескольких видов ответственности и, во-вторых, учредило соответствующие контрольно-надзорные органы, призванные следить за выполнением этих правил.

3. В комментируемой статье впервые в законодательстве об административных правонарушениях закреплено понятие должностного лица как субъекта административной ответственности. В своей основе оно совпадает с определением должностного лица, данным в Уголовном кодексе РФ, если принять во внимание обобщающую формулировку ст.

ст. 201, 285, 318 УК РФ (см. комментарий к ст.

19.28 КоАП РФ).

Прежде всего, данная статья относит к должностным лицам представителей власти, т.е. лиц, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Речь идет о должностных лицах правоохранительных и контролирующих органов.

Функции представителя власти могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия (например, издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами).

В качестве должностных лиц (кроме должностных лиц, являющихся государственными или муниципальными служащими, служащими государственных учреждений и организаций) рассматриваются также руководители и иные работники иных (т.е. негосударственных) организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Ныне перечень таких лиц дополнительно конкретизирован применительно к ряду статей Особенной части КоАП РФ. Речь идет об ответственности членов советов директоров, коллегиальных исполнительных органов, счетных, ревизионных, ликвидационных комиссий юридических лиц и руководителей организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, за нарушение требований законодательства о хранении документов (ст. 13.25), за нарушение законодательства о биржах и биржевой торговле (ст.

Читайте также:  Как подать в суд на банк тинькофф

14.24), за нарушения законодательства о ценных бумагах (ст. ст. 15.17 — 15.22), а также за административные правонарушения, предусмотренные ст.

ст. 15.23.1, 15.24.1, 15.29 — 15.31, ч. 9 ст.

19.5 и рядом других статей КоАП РФ.

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ к числу должностных лиц отнесены также лица, осуществляющие функции члена конкурсной комиссии, котировочной комиссии или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст.

7.29 — 7.32 КоАП РФ.

По ответственности приравнены к должностным лицам и индивидуальные предприниматели, т.е. лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это общее правило, но из него законом может быть сделано исключение.

Такое исключение установлено, например, в примечании к ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, где говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные гл.

16 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

4. Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.

5. Противоправное поведение должностного лица при наличии у него властных полномочий может причинить больший вред, нежели административное правонарушение обычного гражданина. Поэтому в конкретных статьях Особенной части Кодекса, в которых в качестве возможных субъектов ответственности названы как гражданин, так и должностное лицо, установлен повышенный размер штрафных санкций, применяемых к должностному лицу.

6. Тот факт, что административное правонарушение должностного лица одновременно является и нарушением служебных правил, т.е. дисциплинарным проступком, обусловливает вопрос о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух мер наказания: и административного наказания, и дисциплинарного взыскания.

В КоАП РФ общего решения этого вопроса нет. Однако исходя из того что меры и дисциплинарной, и административной ответственности имеют характер наказания, вряд ли целесообразно обязательное одновременное применение к должностному лицу за совершение им противоправного деяния, содержащего признаки и дисциплинарного, и административного правонарушения, двойного наказания. Такое наказание допустимо, во-первых, лишь за отдельные виды правонарушений, социальная вредность которых достаточно велика, и, во-вторых, если об этом есть специальное указание в законе.

В случае причинения нарушителем еще и материального ущерба возможно одновременное применение за одно и то же деяние и административной, и материальной ответственности, поскольку последняя, в отличие от первой, выполняет лишь правовосстановительную функцию.

7. Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ существенно расширен круг государственных и муниципальных учреждений (бюджетных учреждений), на которые распространяются порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, и оказание услуг, установленный Федеральным законом от 21 июля 2005 г.

N 94-ФЗ (с изм. и доп.). В связи с этим служащие бюджетных учреждений, на которых возложены функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии бюджетного учреждения — заказчика, также приравниваются к должностным лицам и, следовательно, несут ответственность, предусмотренную ст.

ст. 7.29 — 7.32 настоящего Кодекса.

Дисциплинарная ответственность. Дисциплинарная ответственность представляет собой одну из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам

Дисциплинарная ответственность представляет собой одну из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя. В отличие от других видов юридической ответственности дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения. Меры дисциплинарной ответственности применяются не «надведомственными» органами (судом, арбитражем, инспекциями т.

д.), а органами (должностными лицами) организаций, учреждений, предприятии, где работает нарушитель дисциплины, либо вышестоящим органом (должностным лицом).

Дисциплинарная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности. В целом она характеризуется следующим:

• основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок;

• за такой проступок применяются дисциплинарные взыскания;

• дисциплинарная ответственность применяется только в порядке подчиненности и только к физическим лицам.

Существенно различается дисциплинарная ответственность муниципальных служащих и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Дисциплинарная ответственность муниципальных служащих.Она устанавливается действующим законодательством о труде и о муниципальной службе. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» содержит следующую отсылочную норму: «За неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации». Таким образом, основанием привлечения муниципального служащего к дисциплинарной ответственности является совершение им должностного (дисциплинарного) проступка, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей.

Несмотря на отсутствие в законодательстве исчерпывающего перечня должностных (дисциплинарных) проступков, ученые выделяют в дисциплинарном законодательстве признаки, которые можно объединить понятием состава должностного (дисциплинарного) проступка. Эти признаки характеризуют его с точки зрения объекта посягательства, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.

Объектом посягательства должностного (дисциплинарного) проступка в сфере муниципальной службы являются общественные отношения, складывающиеся при осуществления служебной деятельности. Посягательства на данные общественные отношения выступают в виде нарушений служебной дисциплины. В качестве объекта, на который непосредственно посягает тот или иной должностной (дисциплинарный) проступок, выступают конкретные обязанности муниципального служащего.

К признакам объективной стороны должностного (дисциплинарного) проступка прежде всего относится само противоправное деяние, посягающее на служебную дисциплину. Оно может быть выражено в форме как действия, так и бездействия. Круг таких деяний весьма широк и неоднороден, что является одной из причин отсутствия в дисциплинарном законодательстве единой, целостной системы составов проступков.

Субъектами должностного (дисциплинарного) проступка в сфере муниципальной службы правоотношений признаются муниципальные служащие.

Субъективной стороной должностного (дисциплинарного) проступка является совокупность признаков, характеризующих психическое отношение правонарушителя к своему противоправному деянию и к возможным вредным последствиям. Прежде всею в качестве такого признака выступает вина. Статья 192 ТК РФ прямо указывает на наличие вины работника в качестве обязательного признака дисциплинарного проступка.

В зависимости от формы вины должностные (дисциплинарные) проступки квалифицируются как умышленные (совершенные с прямым и косвенным умыслом) и неосторожные (явившиеся результатом самонадеянности или небрежности). Умышленным является такое поведение служащего, когда он сознает противоправный характер своего поведения, предвидит его вредные последствия и желает или сознательно допускает их наступление, либо относится к ним безразлично. Неосторожность имеет место, если служащий не предвидит вредные последствия своего поведения, однако он мог и должен был предвидеть их наступление.

Должностной (дисциплинарный) проступок имеет формальный состав, т. е. для привлечения служащего к дисциплинарной ответственности достаточно самого факта нарушения служебной дисциплины, даже если вредные последствия этого нарушения отсутствуют.

Конкретные виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на муниципальных служащих, устанавливаются законодательством субъектов Федерации либо муниципальными правовыми актами. Эти документы чаще всего либо предусматривают возможность наложения на муниципальных служащих тех же видов дисциплинарных взысканий, что и ст. 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (например, закон Саратовской области), либо дополняют их взысканиями, ранее предусматривавшимися Федеральным законом от 31 июля 1995 г.

№ 119‑ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу): строгий выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии (например, законы Белгородской и Томской областей).

ТК РФ устанавливает, что за каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Вместе с тем Пленум Верховного Суда РФ установил, что если, несмотря на применение дисциплинарного взыскания, неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжается, он может быть вновь привлечен к дисциплинарной ответственности (п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни служащего, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Кроме того, дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово‑хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. Верховный Суд РФ уточнил, что в случае обнаружения проступка в двухгодичный срок по результатам проверки финансово‑хозяйственной деятельности дисциплинарное взыскание подлежит применению не позднее одного месяца со дня окончания такой проверки[10].

В указанные выше сроки не включается также время производства по уголовному делу.

Дисциплинарное взыскание применяется к служащему на основании соответствующего приказа (распоряжения) должностного лица, наделенного правом привлекать к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность выборных должностных лиц местного самоуправления.Нормативные акты некоторых субъектов РФ и муниципальных образований предусматривают дисциплинарную ответственность выборных должностных лиц местного самоуправления, прежде всего депутатов представительных органов. Анализ действующих актов в этой сфере показывает, что дисциплинарным проступком депутата представительного органа муниципального образования обычно признается нарушение порядка работы представительного органа, которое может выражаться в различных деяниях: от непосещения заседаний представительного органа до нарушения правил депутатской этики во время этих заседаний. В перечне дисциплинарных взысканий наиболее часто указываются: предупреждение о лишении слова; лишение слова; призыв к порядку; удаление из зала заседания; порицание (выговор) и досрочное прекращение полномочий.

Читайте также:  Протокол аттестации работников образец

Последняя мера применяется исключительно редко и должна быть обоснована очень вескими причинами. Например, на основании ст. 31 Устава города Красноярска полномочия депутата досрочно прекращаются в случае уклонения депутата от выполнения депутатских обязанностей, выразившегося в систематическом отсутствии без уважительных причин на заседаниях городского Совета, его постоянных и временных комиссий, членом которых он избран.

9.5. Гражданско‑правовая ответственность

Органы местного самоуправления несут ответственность перед различными физическими и юридическими лицами в случае совершения действий, нарушающих основные права и свободы и причиняющих имущественный и иной ущерб. Эта ответственность носит гражданско‑правовой характер и наступает в судебном порядке. Строго говоря, необходимо отметить, что к ответственности перед физическими и юридическими лицами могут быть привлечены только органы местного самоуправления, но не должностные лица, так как последние не являются субъектами гражданского права.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием (ст. 16 ГК РФ).

Можно выделить три наиболее важных случая наступления ответственности органов местного самоуправления.

Первый случай – принятие органами и должностными лицами местного самоуправления незаконных правовых актов, нарушающих права и свободы граждан. Таким правовые акты могут быть обжалованы любым гражданином, который считает, что его права были нарушены. Порядок обжалования регулируется главами 24 и 25 ГПК РФ и Законом РФ от 27 апреля 1993 г.

«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

В суд могут быть обжалованы любые акты как нормативного, так и индивидуального характера. Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. При этом закон предоставляет гражданину право выбора в какой суд обратиться: по месту своего жительства или по месту нахождения органа местного самоуправления.

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Во втором случаеорганы или должностные лица местного самоуправления несут ответственность, если своими противоправными действиями они причинили имущественный или иной (например, моральный) вред. На них в таком случае ложится обязанность возместить (компенсировать) причиненный ущерб.

Возмещение ущерба в таком случае регулируется ст. 1069 ГК РФ. Данная статья сформулирована с учетом требований ст.

33 и 153 Конституции РФ и ст. 16 ГК РФ и является специальной. В ней предусмотрены особенности, отличающие ее от общих правил деликтной ответственности.

Они выражаются, во‑первых, во властно‑административном, т. е. юридически обязательном, одностороннем характере действий органов местного самоуправления, а также их должностных лиц; во‑вторых, в том, что причинение вреда вызвано противоправными действиями указанных субъектов [16].

Виды и формы деяний, причиняющих вред, весьма многообразны. Ими могут быть различные нормативные или индивидуальные акты, которые направлены гражданам и юридическим лицам и подлежат обязательному исполнению. Таковым может быть и противоправное бездействие, так как непринятие необходимых мер, предусмотренных законами и иными правовыми актами, может также привести к причинению вреда.

Следует обратить внимание, что возмещение вреда производится не за счет самих должностных лиц, чьи действия или бездействие и вызвали, собственно, причинение ущерба, а за счет казны муниципального образования. Это связано с тем, что должностные лица органов местного самоуправления, как уже указывалось выше, не являются субъектами гражданского права. От имени казны муниципального образования в соответствии со ст.

1071 ГК РФ обычно выступают соответствующие финансовые органы.

Третий случайсвязан с причинением вреда органами и должностными лицами местного самоуправления не в сфере властно‑административных отношений, а в результате хозяйственной и технической деятельности. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 41 Закона о местном самоуправлении (2003) являются юридическими лицами.

Это означает, что они самостоятельно выступают в гражданском обороте и несут ответственность за совершаемые ими действия.

Ответственность органов местного самоуправления может наступать, например, в результате невыполнения ими условий гражданско‑правовых договоров с физическими и юридическими лицами. Ответственность в таком случае наступает в общем порядке (ст. 1064 ГК РФ).

В случае причинения вреда источниками повышенной опасности, принадлежащими органам местного самоуправления (например, машиной местной администрации), ответственность наступает в соответствии со ст. 1079 ГК РФ.

Юридическая ответственность

Термин «ответственность» употребляется в различных смыслах. Наиболее часто под ней понимают «долг», «обязанность», либо «наказание», «взыскание». Юридическая ответственность означает наказание или взыскание.

Юридическая ответственность наступает, когда совершается правонарушение, при установлении всех элементов состава правонарушения. Это требование является обязательным в случае привлечения обвиняемого к уголовной и административной ответственности. Однако закон делает некоторые исключения из правила: субъект может нести ответственность при определенных обстоятельствах и без вины (в гражданско-правовых от ношениях ответственность предпринимателей по своим долгам возникает без вины, если иное не установлено законом или договором).

Юридическая ответственность — это применение к правонарушителю санкций правовых норм, указанных в них мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами к рамках процессуального порядка, строго определенного законом.

Признаки юридической ответственности:

  • один из видов государственного принуждения
  • возмездие (кара), установленная правом
  • обязанность правонарушителя претерпеть лишения
  • тесная взаимосвязь с правовыми нормами
  • наступает только за совершенное правонарушение

Наиболее распространена классификация юридической ответственности по отраслям права.

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность всегда носит имущественный характер и выражается в применении к правонарушителю (должнику — того, кто взял или должен), в интересах другого лица (кредитора — того, кто дал) мер воздействия, которые представляют собой невыгодные последствия имущественного характера (возмещение вреда, уплату неустойки и т. д.). Гражданско-правовая ответственность направлена на восстановление нарушенных имущественных прав и интересов кредитора.

Должник-правонарушитель расплачивается своим имуществом.

Административная ответственность

Административная ответственность выражается, в частности, в таких мерах, как штраф, лишение специального права и т. п. Административные взыскания могут налагаться судом, должностными лицами и органами, которым это право предоставлено по закону (например, работниками ГИБДД, пожарной охраны и т. д.).

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность характеризуется наиболее жесткими мерами государственного воздействия. Они направлены преимущественно на личность виновного. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору суда и в соответствии с законом.

Основной формой реализации уголовной ответственности является уголовное наказание в виде лишения свободы, штрафа, исправительных работ и т. д.

К юридической ответственности люди могут привлекаться с определенного возраста:

  • к гражданско-правовой — частично с 14, полностью с 18 лет
  • к дисциплинарной — с 16 лет
  • к административной — с 16 лет
  • к уголовной — с 16 лет, а за некоторые преступления, как, например, убийство, нанесение телесных повреждений, приведших к расстройству здоровья, изнасилование, разбой, кража, грабеж, злостное хулиганство, — с 14 лет.

К юридической ответственности могут привлекаться только вменяемые лица, то есть те, кто способен отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Невменяемые не могут привлекаться к юридической ответственности. Это лица, страдающие хронической душевной болезнью, временным расстройством душевной деятельности, слабоумием и другими болезненными состояниями, когда человек теряет способность контролировать свои действия и руководить ими.

Кроме граждан, юридическую ответственность за правонарушения несут также и организации. Они называются обычно юридическими лицами и действуют по единой воле как живой организм, как один человек. Отдельный сотрудник этой организации действует по единому плану, его служебное поведение является поведением самой организации.

Естественно, что организации обязаны подчиняться законам и другим нормативным актам, касающимся их деятельности. При правонарушениях они привлекаются к юридической ответственности. Организации несут гражданско-правовую ответственность — за нарушение своих обязательств или причинение вреда; административно-правовую — за нарушение предписаний органов управления, например неуплату налогов, нарушение строительных, природоохранных и других правил.

Юридическая ответственность — действенное средство в борьбе с правонарушениями в обществе, воспитания граждан в духе уважения законности и правопорядка, перевоспитания правонарушителей.

Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.

Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам юридической ответственности в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: [email protected]

Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Adblock
detector