Длящееся и продолжаемое административное правонарушение

Административное правонарушение является основа­нием административной ответственности. Административным правонарушением или проступком признается посягающее на государственный или обще­ственный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторож­ное) действие либо бездействие, за которое законодатель­ством предусмотрена административная ответственность.

В определении административного правонарушения употребляются такие понятия, как действие и бездействие.

Действие — это активная форма поведения правонару­шителя, непосредственно связанная с невыполнением обя­занностей и законных требований, нарушением запрета.

Бездействие — это пассивная форма поведения право­нарушителя, непосредственно связанная с невыполнени­ем обязанностей и законных требований.

Для административного правонарушения (проступка) ха­рактерны следующие признаки:

1.Антиобщественность.Законодательством определено, какое деяние является антиобщественным в рамках института административной ответственности, а ка­кое нет.

2.Противоправность— заключается всовершении дея­ния, нарушающего нормы административного и иных отраслей права, охраняемые мерами админист­ративной ответственности.

3. Виновность.Законодательство рассматривает проти­воправное деяние, совершенное лицом, в качестве административного правонарушения только в том случае, если имеет место вина данного лица, т. е. со­деянное было осуществлено умышленно или по неосторожности.

4. Наказуемость.Административным правонарушением признается только то деяние, за которое законода­тельством предусмотрена административная ответ­ственность.

Под составом административного правонарушения следу­етпонимать установленную правовой нормой совокуп­ность признаков, при наличии которых противоправное деяние признается проступком.

Состав административного правонарушения, как и состав преступления, обязательно делится на четыре признака:

Если хотя бы один из четырех указанных выше призна­ков состава отсутствует, то деяние не может быть призна­но проступком или преступлением.

Объектом правонарушенияявляются те общественные от­ношения, которые охраняются административным правом.

Формы выражения конкретных объектов могут быть раз­личные: порядок управления, собственность, принципы и правила хозяйствования, общественный порядок, и т. д.

Объективная сторона проступка— это деяние, выража­ющееся в нарушении установленных административно-правовыми нормами правил.

Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совер­шения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его си­стематичности.

Содержание объективнойстороны может включить ха­рактер действия или бездействия:

неоднократность— совершение двух или более однород­ных административных правонарушений;

повторность— совершение одним и тем же лицом в те­чение года однородного правонарушения, за которое оно уже привлекалось к административному взысканию;

длящееся правонарушение— деяние, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой админи­стративной ответственности. Является единым независи­мо от продолжительности.

Различие длящегося и продолжаемого правонарушения заключается в том, что продолжаемый проступок— это не­сколько действий, каждое из которых является проступ­ком; как правило, они объединены единым умыслом.

Субъектами административного правонарушения явля­ются вменяемые, достигшие определенного возраста физические лица и лица, обладающие специальным ад­министративно-правовым статусом, например, водите­ли или должностные лица; организации, а к ним при­равнены лица, занимающиеся предпринимательской де­ятельностью.

Читайте также:  Статья 428 выдача судом исполнительного листа

Принято различать два вида субъектов административ­ного правонарушения:

1. Индивидуальный— граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым ста­тусом, совершившие административное правонару­шение. К данному виду субъектов относятся гражда­не и специальные лица, т.

е. лица, обладающие спе­циальным административно-правовым статусом, с учетом их правового положения, выполняемых про­фессиональных и социальных функций.

2. Коллективный — юридические и иные коллективные образования, совершавшие административное право­нарушение. Организации признаются субъектами ад­министративного правонарушения нормами таких отраслей права, как земельное, финансовое, налого­вое, природоохранительное и т. д.

Существует два вида признаков субъекта административ­ного правонарушения:

Общие — признаки, которыми должно обладать любое лицо, привлекаемое к административной ответственнос­ти, — вменяемость и достижение на момент совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Специальные — признаки, отражающие: особенности труда, служебного положения, например, должностное лицо, водитель автомобиля, работник предприятия тор­говли; прошлое противоправное поведение, например, лицо, находившееся под административным надзором, ра­нее привлекавшееся к административной ответственности;

иные особенности правового статуса, например, иност­ранные граждане, военнослужащие.

Субъективная сторона административного правонару­шения — это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к противоправному дей­ствию или бездействию и его последствиям. Ее основу со­ставляет вина, которая может быть в форме умысла или неосторожности.

Умысел — умышленное деяние; лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их или со­знательно допускало наступление этих последствий.

В некоторых статьях Кодекса об административных пра­вонарушениях прямо указывается на умышленную форму вины. Например, умышленная порча паспорта или утрата его по небрежности, умышленное повреждение или срыв печати (пломбы) и др.

Об умышленной вине может свидетельствовать харак­тер совершения правонарушения, например, злостное не­повиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника, распитие спиртных напитков на производстве и др.

Неосторожность.Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело наступление вредных по­следствий своего деяния, но легкомысленно рассчитыва­ло на их предотвращение либо не предвидело возможно­сти наступления таких последствий, хотя должно и могло их предвидеть.

Различаются две формы неосторожной вины:

· легкомыслие— это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное с самонадеянным расчетом их предотвратить;

· небрежность — непредвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть на­ступление указанных в законе последствий.

От неосторожной вины следует отличать невиновное причинение вреда, так называемый казус, или случай, при котором лицо не несет ответственности. С невиновным причинением вреда иногда приходится встречаться при рассмотрении дел об административных правонарушениях на транспорте. При совершении административного правонарушения налицо вред.

Правда, не все они сопряжены с реальными вредными последствиями от каждого такого деяния. Не­редко они содержат лишь возможность их наступления. Но всякое административное правонарушение несет вред уже в том смысле, что нарушает установленный госу­дарственный правопорядок, посягает на интересы государ­ства и личности.

Читайте также:  Заявление на смену фамилии после замужества образец

Длящееся административное правонарушение: что это, его особенности и срок давности

Урегулирование самых различных областей взаимоотношений в обществе производится при помощи специального Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Для любого субъекта, который рискует быть привлеченным к ответственности за административное правонарушение, достаточно весомым будет вопрос о сроках давности привлечения к ответственности за такое деяние.

В КоАП РФ содержатся все основные сведения, используемые в юридической деятельности для определения сроков давности привлечения к административной ответственности за конкретный проступок. В частности, статья 4.5 играет весомую роль в деятельности судов и некоторых других органов, при этом выступая объектом внимания юридической науки, законодателя и органов правоохранения.

Срок давности привлечения к административной ответственности

Статья 4.5 КоАП, в частности, выделяет конкретные рамки времени привлечения к административной ответственности. Два месяца — общепринятый срок давности для большинства административных правонарушений. В действие этот срок вступает с момента возникновения нарушающей законодательство ситуации.

В некоторых случаях, законодательством предусмотрен больший срок исковой давности. Он равняется одному году и применяется к определенным правонарушениям. К ним относятся нарушения законодательства в различных областях взаимоотношений общества:

  • закон о защите прав потребителей
  • закон о налогах и сборах
  • закон о лотереях
  • закон о рекламе
  • валютное законодательство
  • антимонопольное законодательство
  • таможенное законодательство и т.д.

За административное правонарушение — наказание!

Обычно при обнаружении простого административного нарушения не возникает никаких сложностей в определении сроков давности. К примеру, если 1 июня 2010 года был обнаружен факт отпуска продукции не через контрольно-кассовый аппарат, нарушителя можно привлечь к ответственности только до 2 августа 2010 года, то есть в течение двух месяцев.

Кардинальным образом все меняется, когда речь идет о длящемся правонарушении. Во второй части статьи 4.5 КоАП РФ сказано, что в случае противоправного действия этого типа, исчисление сроков давности начинается с момента выявления факта нарушения законодательства, а размер этих сроков аналогичен к срокам, используемым по отношению к обычным нарушениям законодательства.

Сроки давности привлечения к административной ответственности одинаковые для всех противоправных деяний, но начало их исчисления зависит от типа правонарушения.

Отличия между длящимися и недлящимися административными правонарушениями

Современное правоведение располагает установленными моделями длящегося и недлящегося административного правонарушения. Что касается первого, то оно характеризуется при помощи таких критериев:

  • это длительное, непрерывное неисполнение (или некорректное исполнение) лицом конкретных обязательств, определенных законом или правовыми актами
  • заканчивается это правонарушения по причине соответствующих действий со стороны виновного субъекта, действий правоохранительных органов, либо вследствие свершения событий, повлекших прекращение существования противоправного деяния
  • день обнаружения факта наличия противоправного деяния, принято считать днем начала истечения срока давности привлечения к ответственности
  • обнаружение противоправного деяния происходит в тот момент, когда нарушение закона было выявлено должностным лицом, в полномочия которого входит написание протокола об административных правонарушениях
  • указанный день определяется в зависимости от характера определенного правонарушения и обстоятельств, сопутствующих его свершению и выявлению
Читайте также:  Для обжалования решения суда по гражданскому делу адвокат может составить

Кодекс об административных правонарушениях

Продолжаемые правонарушения во многом схожи со длящимися. Они состоят из некоторой последовательности противоправных действий — каждое из них преследует одну и ту же цель, а общая сумма этих действий может быть принята за единое правонарушение.

Совершения первого действия со всей остальной массы считается начало продолжаемого правонарушения, а совершение последнего — концом этого деяния. Недлящееся правонарушение обладает следующими признаками:

  • это однократное неисполнение или ненадлежащее исполнение субъектом обязательств, которые он имеет перед законом, правовыми и нормативными актами
  • прекращается такое правонарушение в результате некоторых деяний виновного лица или по причине вмешательства правоохранительных органов
  • момент совершения такого правонарушения одновременно является и днем, с которого начинает исчисляться срок давности по привлечению к ответственности виновного субъекта

Из всего этого можно точно определить, что основным фактором для установления различия между длящимся и недлящимся правонарушением, является фактор времени. Приведенные модели правонарушений отображают установленную классификацию правонарушений в зависимости от характера их действия: однократного или непрерывного.

Длящиеся правонарушения — это постоянные действия, нарушающие закон, а недлящиеся — однократное нарушение закона.

Длящееся административное правонарушение определяется как противоправное деяние, которое возникает по причине действия или бездействия субъекта. В результате этого деяния, возложенные на субъекта законные обязанности не выполняются, либо выполняются не так, как следует.

Срок давности привлечения к ответственности за подобные деяния является их характерной чертой. В случае длящихся правонарушений, указанный срок исчисляется с того момента, когда это действие было обнаружено, а не когда оно было совершено.

ДЛЯЩИЕСЯ И ПРОДОЛЖАЕМЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / ДЛЯЩЕЕСЯ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / LASTING ADMINISTRATIVE OFFENSE / ПРОДОЛЖАЕМОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / CONTINUING ADMINISTRATIVE OFFENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давыдов К.В.

Рассмотрена практика Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам привлечения к административной ответственности за совершение длящихся и продолжаемых правонарушений. По аналогии с теорией и практикой уголовной ответственности за длящиеся и продолжаемые преступления выявлены основные методологические ошибки и сформулированы практические рекомендации по их устранению.

Lasting and continuing administrative offense: theory and judicial practice

The article deals with the practice of the Supreme Court of the Russian Federation and the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation on bringing to administrative responsibility for lasting and continuing offenses. By analogy with the theory and practice of criminal responsibility for lasting and continuing crimes identified the major methodological errors and some practical recommendations for their elimination are offered.

Adblock
detector