Формы и методы обучения военнослужащих

Обучение военнослужащих — педагогический процесс, в ходе ко­торого под руководством командира (начальника) подчиненные при­обретают необходимые знания, умения и навыки, из чего в конечном счете слагается воинское мастерство.

Знания — закрепленные в памяти различные сведения в виде систе­матизированных понятий и образов. Знания выражаются в правилах, законах, научных теориях. Процесс овладения знаниями завершается их применением на практике. В бою мало знать, как надо действовать,

* В поенное время — боевое слаживание.

необходимо на основе этих знаний уметь действовать. На основе усво­ения знаний у воинов в процессе специальных упражнений развива­ются необходимые умения и навыки.

Умения — способность обучаемых применить знания и навыки на практике для быстрого, точного и сознательного выполнения своих обязанностей. В процессе их формирования воин переходит от работы с посторонней помощью к самостоятельной работе. В ходе постоянных упражнений умения совершенствуются, а их отдельные элементы прев­ращаются в навыки.

Однако умения не сводятся к сумме навыков, в них всегда есть элементы творчества, которые позволяют солдату умело действовать в различной обстановке, исключают шаблон и натаскива­ние. На формирование их направлена вся полевая выучка войск.

Навыки — автоматически выполняемые действия, представляющие собой составную часть сознательной деятельности человека. Навыки в процессе деятельности как бы высвобождают сознание и волю воина от излишней распыленности и дают ему возможность сосредоточить­ся на решении основной задачи.

Короткий рассказ в сочетании с образцовым показом и последую­щей многократной тренировкой составляют основу последователь­ности формирования у солдат необходимых им навыков и умений.

Принципы обучения

Принципы обучения — это руководящие положения, определяющие ход обучения в соответствии с целями воинского воспитания и раск­рывающие закономерности процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков у обучаемых.

В принципах обучения выражены основные требования к содержа­нию, организации и проведению занятий, к деятельности обучающего и обучаемых. К ним относятся: научность обучения; учить войска то­му, что необходимо на войне; сознательность, активность и самостоя­тельность обучаемых; наглядность в обучении; систематичность, пос­ледовательность и комплексность в обучении; обучение на высоком уровне трудностей; прочность знаний, навыков и умений; коллекти­визм и индивидуальный подход в обучении.

Научность обучения определяет направленность обучения личного состава, отражает зависимость содержания, методов и организации обучения от задач воспитания, уровня развития науки и техники в стране. Каждое занятие должно так продумываться и строиться, чтобы изучаемый материал формировал твердую убежденность в необходи­мости воинской службы, вооружал воинов современными научными знаниями, был тесно увязан с жизнью страны, Вооруженных Сил, с практическими задачами личного состава. Реализация этого принци­па немыслима без высокой военно-профессиональной подготовки сержанта, что обязывает его постоянно работать над собой.

Учить войска тому, что необходимо на войне.Этот принцип отража­ет объективную необходимость готовить личный состав в строгом со­ответствии с требованиями к ведению боевых действий в современных условиях, максимально приближать каждое занятие к боевой действи­тельности, проводить занятия сполной нагрузкой, без послаблений и

Сознательность, активность и самостоятельность обучаемых.Этот принцип требует так организовывать обучение, чтобы воины ясно по­нимали свои задачи, осмысленно приобретали знания, сознательно применяли их, проявляя при этом высокую активность, самостоятель­ность и инициативу.

Наглядность в обучениидиктуется тем, что зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения и восприятия являются началом всякого познания. Наглядность обучения предполагает неразрыв­ную связь, постоянное взаимодействие живого восприятия и слова руководителя занятия. Главное назначение наглядности в военном обучении — сформировать у воинов прочные знания, навыки и уме­ния, раскрыть боевые возможности вооружения и военной техники, создать у них конкретные и правильные представления о современ­ном бое.

Средства наглядности классифицируются на натуральные (показ практических действий, образцов вооружения и военной техники), изобразительные (схемы, плакаты, кинофильмы, средства агитации и т. п.), словесно-образные (описание фактов, событий, сравнения, ме­тафоры).

Систематичность, последовательность и комплексность в обученииозначает, что успех обучения возможен лишь тогда, когда учебный ма­териал располагается и излагается в таком порядке, чтобы новые зна­ния опирались на ранее приобретенные, а изученные ранее приемы и действия подготавливали бы обучаемых к усвоению последующих.

Обучение на высоком уровне трудностейтребует, чтобы обучаемые сознательно овладевали необходимыми знаниями, умениями и навы­ками при высоком напряжении своих умственных способностей и фи­зических сил. Это значит, что в боевой подготовке не должно быть лег­кого обучения, простого запоминания различных сведений, механи­ческого исполнения тех или иных действий.

Прочность знаний, умений и навыковобеспечивается всем ходом обучения. Приобретению прочных знаний, умений и навыков способ­ствует систематическое повторение учебного материала, осуществляе­мые в постоянно меняющихся и усложняющихся условиях. Закрепле­ние и углубление знаний, совершенствование навыков и умений про­исходят в процессе практической деятельности обучаемых.

Поэтому сержанты должны следить за качеством усвоения программы солдата­ми, знать, какие вопросы и конкретно кем отработаны недостаточно.

принимать меры к закреплению знаний и совершенствованию умений путем индивидуальных заданий, дополнительных тренировок и при­вития навыков в самостоятельной работе.

Коллективизм и индивидуальный подход в обучении.Коллективизм как единство мысли, воли, действия и ответственности личного соста­ва является непременным условием достижения победы в бою. Вместе стем он выступает в качестве важного условия успеха в обучении. Осу­ществлять индивидуальный подход — значит это хорошо знать духов­ные и физические особенности каждого воина и воздействовать на не­го с учетом этих особенностей.

Формы обучения

Формы обучения— организационная сторона занятия. Обучение осуществляется в различных формах, которые зависят от цели, соста­ва обучаемых и определяют структуру занятия (порядок и последова­тельность отработки учебного материала), место и продолжительность отработки учебных вопросов, роль и специфику деятельности обучаю­щего, его помощников и обучаемых, использование элементов учеб­но-материальной базы,вооружения и военной техники.

Общими формами обучения личного состава, применяемыми во всех видах Вооруженных Сил и родах войск, являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, боевые стрельбы и тактические учения.

В процессе теоретических занятийосуществляется усвоение воина­ми общественно-политических знаний, теоретических основ совре­менного боя, физических основ и принципов работы вооружения и во­енной техники. Этому служат лекции, семинары, классно-групповые занятия, беседы (собеседования), зачеты (занятия в специально обору­дованных классах), самостоятельная подготовка, консультации и т. д.

Читайте также:  Как забрать автомобиль со штрафстоянки без собственника

Вгруппу практических занятийвходят тактико-строевые и такти­ческие занятия, занятия на полигоне, в парке, на строевом плацу, спортивном городке, макете местности. В ходе этих занятий воины ов­ладевают вооружением и военной техникой, отрабатывают способы выполнения тактических приемов и действий при вооружении (на тех­нике) в различных видах боя, в различных условиях. Основными мето­дами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).

Для подготовки обучающего состава используются инструкторско-методические, показные занятия, летучки и групповые упражнения.

Комплексные тренировкипроводятся днем и ночью, на полигонах, огневых городках, командных пунктах, огневых позициях и т. д. Их назначение — вырабатывать, поддерживать и совершенствовать у от­дельных воинов и подразделения общие и специальные навыки бое­вой работы, способствовать подготовке (слаживанию) отделений, рас­четов, экипажей.

Боевые стрельбыпроводятся для проверки знаний и навыков, полу­ченных ранее, и совершенствования навыков и умений воинов пора­жать цели в современном бою. Как правило, они завершают тот или иной этап обучения военнослужащих и подразделений.

Учения— высшая форма обучения командиров, штабов и войск. Их цель — завершение слаживания подразделений, частей, соединений. Учения являются важнейшим средством достижения высокого уровня полевой выучки и боевой готовности.

Методы обучения

Методы военного обучения— это приемы и способы совместной ра­боты обучающего и обучаемых, при помощи которых командир (обу­чающий) достигает передачу и усвоение подчиненными (обучаемыми) знаний, формирование у них умений и навыков, выработку морально-боевых и психологических качеств, обеспечивает слаживание подраз­делений, воинских частей и их штабов.

Основными методами обучения являются устное изложение учебно­го материала, обсуждение изучаемого материала, показ (демонстрация), упражнение (тренировка), практическая и самостоятельная работа.

Устное изложение учебного материалаприменяется при ознакомле­нии воинов с основными положениями уставов и других документов, с тактико-техническими данными, устройством вооружения и воен­ной техники, организацией, вооружением и тактикой действий под­разделений вероятного противника. Устное изложение бывает в виде объяснения, рассказа или лекции.

Обсуждение изучаемого материалаприменяется для углубления, закрепления и систематизации военных и военно-технических знаний на занятиях по боевой подготовке, которое осуществляется в ходе бе­сед, классно-групповых и семинарских занятий.

Беседа представляет собой способ вооружения знаниями воинов путем ответов на вопросы. Она является для обучаемых своеобразным процессом решения логически связанных между собой теоретических и практических задач.

Классно-групповое занятие во многом напоминает развернутую бе­седу. Однако теоретические и практические вопросы обсуждаются на нем более основательно, чем в ходе беседы. Обучаемые не просто от­вечают на вопросы, а глубоко анализируют факты и явления, сами де­лают обобщения и выводы, углубляют и расширяют свои знания.

На семинаре изучаемый материал обсуждается глубоко и обстоя­тельно. На нем обычно заслушиваются и обсуждаются доклады-рефе­раты, дающие основу для выступлений, обмена мнениями, для това­рищеских дискуссий.

Показ (демонстрация)— наиболее эффективный путь обучения во­инов разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой совокупность приемов и действий, с помощью которых у воинов созда­ется наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления об устройстве вооружения и военной техники. Показ применяется при изучении строевых приемов, физических упражне­ний, действий с оружием, устройства и способов управления вооруже­нием и военной техникой, порядка несения внутренней, гарнизонной и караульной служб.

Упражнение (тренировка).Под методом упражнений понимается многократное, сознательное и усложняющееся повторение определен­ных приемов и действий в целях выработки и совершенствования у во­инов навыков и умений.

В ходе упражнений воины овладевают практическими приемами использования и обслуживания вооружения и военной техники, спо­собами решения тактических, огневых и технических задач, выполне­ния строевых приемов и действий в пеших строях, на автомобилях и боевых машинах.

Практическая работавыполняется личным составом, как правило, после того, как будет усвоен определенный объем знаний, умений и навыков. В ходе работы усвоенное ранее закрепляется, комплексируется, совершенствуется. Практическая работа проводится в составе отделений, расчетов, экипажей и поэтому играет решающую роль в слаживании подразделений и в подготовке их к выполнению боевых задач.

Самостоятельное изучение учебного материалаявляется важнейшим методом учебы личного состава. Метод самостоятельного изучения материала — это совокупность приемов и способов, с помощью кото­рых воины без непосредственного участия командиров закрепляют ранее приобретенные знания, навыки и умения, а также овладевают новыми. Основными видами самостоятельной работы воинов явля­ются работа с печатными источниками, самостоятельные трениров­ки, самостоятельный просмотр и прослушивание теле- (видео-) и ра­диопередач.

В учебных подразделениях подготовка курсантов проводится с применением методики планомерного и поэтапного развития знаний, умений и навыков. Суть ее состоит в том, что обучение курсантов ве­дется с использованием учебно-тренировочных карт (УТК) и учебных задач. Курсанты не заучивают содержание УТК, а с их помощью сразу изучают устройство агрегатов, узлов и практически выполняют опера­ции (подготовка вооружения к стрельбе, настройка радиостанции и т.

д.). Для проведения занятия взвод (отделение) разбивается на учебные группы по три человека. Из них один читает УТК, другой показывает названное на макете или реальном объекте, третий контролирует его действия.

В последующем они меняются местами. Таким образом, каждый обучаемый трижды в течение отведенного времени изучает материал. Обучение курсантов ведется сначала с использованием пол­ных УТК, отражающих весь объем действий, а в последующем — сок­ращенных УТК, в которых указываются только основные (ключевые) действия.

Командир отделения должен непосредственно участвовать в изуче­нии обучаемыми материала, быть готовым дать ответ на вопросы, по­мочь разобраться с содержанием УТК, добиться высокой активности обучаемых на занятии.

2.1.2. Организация, порядок проведения занятий по боевой подготовке и их материальное обеспечение

ФОРМЫ И МЕТОДЫ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Форма обучения представляет собой организационную сторону учебно-воспитательного процесса. Она зависит от цели, состава обучаемых и определяет структуру занятия, место и продолжительность отработки учебных вопросов, роль и специфику деятельности руководителя, его помощника и обучаемых, использование элементов учебной материально-технической базы, учебной и боевой техники. Формы обучения подразделяются на общие и специфические.

Общие формы обучения можно классифицировать по следующим признакам:

  • а) по направленности подготовки — на теоретическую и практическую;
  • б) по организации обучаемых — на коллективную, групповую, индивидуальную;
  • в) по месту проведения — на классную и полевую;
  • г) п о месту в служебном процессе — на учебно-плановую, служебно-плановую, внеслужебную.
Читайте также:  Можно ли вписать отца в свидетельство о рождении вне брака

Учебно-плановые формы обучения характерны для теоретических, практических и тренировочных занятий, боевых стрельб и пусков ракет, учений, военных игр, проводимых в ходе плановых занятий.

Служебно-плановые формы обучения реализуются в парково-хозяйственные (парковые) дни и дни регламентных работ, при проведении плановых инструктажей по технике безопасности, специальных инструктажей и совещаний.

Внеслужебные (внеурочные) — при организации занятий в технических кружках, на конференциях, различного рода состязаниях, конкурсах и т. п.

Основными формами обучения являются:

  • лекция;
  • семинар;
  • беседа (рассказ-беседа);
  • классно-групповое занятие;
  • самостоятельная подготовка;
  • показное занятие;
  • инструктаж (инструктивное занятие);
  • тренировка (тренаж);
  • штабная тренировка;
  • командно-штабная тренировка;
  • тактическая летучка;
  • групповое упражнение;
  • тактико-строевое занятие;
  • проигрыш (ситуационный проигрыш) действий;
  • тактическое (тактико-специальное) занятие;
  • инструкторско-методическое занятие;
  • комплексная подготовка;
  • комплексное занятие;
  • полевой выход;
  • командно-штабное учение;
  • тактическое (тактико-специальное) учение;
  • учебно-боевой пуск;
  • контрольное занятие (зачетное занятие);
  • состязание (конкурс).

Каждая форма проведения занятий предусматривает один или несколько методов обучения. Методы обучения — это приемы и способы, с помощью которых достигаются передача и усвоение знаний, формирование навыков и умений, выработка высоких морально-боевых качеств личного состава, обеспечивается слаживание Теория — определение боевого слаживания (боевое слаживание) экипажей, расчетов, подразделений, воинских частей и их органов управления (штабов).

В боевой подготовке в различном сочетании используются следующие методы обучения:

Методы и формы воспитания военнослужащих

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ : убеждение, пример, упражнение, поощрение и принуждение. Эффективность применения (выбора) того или иного метода зависит от ряда условий.

Во-первых, формирование личности военнослужащего, выработка у него военно-профессиональных качеств требуют применения таких способов воздействия, которые отражали бы в себе специфику всех факторов деятельности, влияющих на воспитание.

Во-вторых, на выбор метода влияют логика воспитательного процесса, позиция воспитателя по отношению к воспитуемому и ряд других обстоятельств.

В-третьих, каждый из методов воспитания, оказывая влияние на формирование многих сторон личности военнослужащего, обладает свойством преимущественного развития определенных качеств личности. Иначе говоря, ни один из методов не является универсальным и не решает всех задач воспитания. Успешно задачи воспитания решаются благодаря творческому применению всей системы методов воспитания.

УБЕЖДЕНИЕ

Это основной метод воспитания воина, в процессе которого он формируется как личность.

Убеждение — «… главнейшая дорога человеческого воспитания”, — писал К.Д. Ушинский. Убеждать — значит, опираясь на логические доводы, достоверные факты, жизненный опыт воинов, так воздействовать на их сознание и поведение, чтобы у них сформировать глубокую уверенность в истинности норм нравственности, правил воинской вежливости и осознанного отношения к выполнению воинского долга.

При использовании метода убеждения необходимы: ясность, доходчивость, наглядность и логичность изложения материала, тесная его связь с практикой и жизнью подразделения. Успех использования метода убеждения зависит от обеспечения определённых условий: в процессе воспитания, умелого выбора средств и приёмов воспитательных воздействий. Основными средствами (приёмами) убеждения являются: слово, личный пример, поступки и исторический опыт других людей, общественное мнение, жизненный опыт воспитуемых, исторические примеры, документы, цифры, факты, эпизоды исторической и художественной литературы, кинофильмов, предметы старины, памятники трудовой и боевой славы.

Наиболее распространённые и эффективные формы убеждения это: сообщение педагогических знаний, регулярное информирование личного состава о текущих событиях, разъяснение, доказательство или опровержение, организация практической деятельности военнослужащих.

Эффективность применения метода убеждения зависит от соблюдения ряда педагогических условий: системность процесса воспитания в подразделении; теоретический и практический уровень военно-профессиональной подготовленности офицеров и сержантов, их личной убежденности; примерность воспитателей в выполнении служебного долга; активное и целеустремлённое отношение военнослужащих к самосовершенствованию и саморазвитию. Процесс убеждения — сложный процесс и успех его зависит от многих условий. Рассмотрим некоторые из них.

Важным условием успешности убеждения является умение офицеров и прапорщиков расположить к себе военнослужащих, завоевать их доверие, добиваться взаимопонимания, проявлять настойчивость, выдержку, терпение и педагогический такт, показывать личный пример. Убеждение осуществляется во всех формах воспитательной работы. Чтобы оно было эффективным и действенным, необходимы личная убежденность воспитателя, его правдивое слово, умение ответить на острые и злободневные вопросы, ясность, доходчивость и доказательность изложения, высокая эмоциональность речи.

В практике воспитания накопилось много средств и приемов убеждения.

К ним относятся разъяснение, доказательство, опровержение, информация, иллюстрация фактов и их сравнение, сопоставление, обобщение, личный показ, опора на личный опыт воспитуемых и др. Убеждение осуществляется, прежде всего, путем разъяснения.

Разъяснить — значит добиться, чтобы военнослужащие глубоко осознали сущность определенных понятий, документов, явлений, событий, умели дать им правильную оценку, определить свое отношение к ним. Для того, чтобы военнослужащие поняли тот или иной вопрос, порой необходимо разъяснять его несколько раз, и надо делать это терпеливо.

Чтобы добиться доходчивости при разъяснении тех или иных положений, надо искать новые приемы, подбирать выразительные факты. Большой силой доказательности обладают факты, примеры, их анализ, обобщение. Однако факты являются хорошим средством убеждения, если они точны, неоспоримы.

Для аргументированного убеждения следует также прибегать к сравнению. В процессе убеждения некоторые военнослужащие могут не согласиться к мыслями убеждающего, вступить в полемику с ним. В таких случаях офицеры и прапорщики должны проявлять выдержку, внимательность, стремиться правильно понять мысли того, кто возражает, не искажать их смысл, а спокойно, терпеливо и убедительно доказать свою правоту.

Здесь необходимо проявлять такт и чуткость, вежливость и спокойствие.

МЕТОД ПРИМЕРА

Воспитательная сила примера основывается на способности людей к подражанию. В условиях армии пример командиров, начальников, оказывает систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воинов, а также является образцом для подражания. В системе методов воспитания, метод примера рассматривается как условие действенности убеждающих воздействий, упражнений, системы поощрений и принуждения.

Пример командиров, товарищей по военной службе лишь тогда оказывает воспитательное воздействие на окружающих, когда он является отражением их внутренней сущности.

Определенную воспитательную роль играют примеры жизни и подвигов исторических личностей, выдающихся, общепризнанных обществом людей современной жизни, художественные образы, запечатлённые в литературе и искусстве. В процессе воспитания метод примера выполняет ряд функций: убеждает; организует; выполняет роль идеала в соответствии с представлением которого формируется личность воина и коллектив в целом; выступает в роли условия для самовоспитания и саморазвития воинов; служит материалом выработки обобщённых знаний; стимулом творческой деятельности и средством вдохновения (средством поднятия боевого духа воинов в экстремальной боевой обстановке).

Читайте также:  Может ли быть аренда на безвозмездной основе

Педагогическая эффективность воспитания на примере достигается при выполнении следующих педагогических условий: создание нравственного содержания образа примера ( образца, идеала ) для подражания; отбор и анализ подлинных образцов социальных ценностей; возможность повторения опыта; самокритичность и самоанализ чувств и поступков военнослужащих; подлинный авторитет офицеров-воспитателей, уровень их педагогической культуры, такта и военно-профессионального мастерства.

МЕТОД УПРАЖНЕНИЯ

В воспитании воина большое значение имеет формирование силы воли, смелости, решительности, инициативности, физической силы, выносливости, нравственных привычек, которые соответствуют требованиям общества и содействует претворению нравственных принципов в жизнь. Развитие и совершенствование этих качеств достигается прежде всего методом упражнения. Упражнения в воспитании — это такая организация службы, учёбы и всей жизни воинов, которая позволит им успешно решать служебно-боевые задачи, приобрести опыт, создать традиции правильного поведения.

Особое внимание необходимо уделять строгому выполнению требований Законов РФ, уставов, приказов, распоряжений и соблюдению формы одежды.

Малейшие отступления от установленных норм ведут к образованию нравственных привычек, подрывающих дисциплинированность воина. Лучшей школой воспитания, дающей возможность наиболее эффективного приобретения воинами необходимых привычек и качеств, является боевая учёба и уставная служба. В ходе занятий, обслуживания вооружения и техники, несения боевого дежурства, караульной и внутренней службы воины закаляются морально и физически, накапливают и закрепляют опыт дисциплинированного поведения, формируется их морально-психологическая устойчивость к изменяющимся обстоятельствам.

В процессе боевой учёбы создаются условия, в которых военнослужащие обязаны проявлять определённые положительные качества. Эффективность применения метода зависит от учёта конкретных требований, среди которых выделяются: определение целей и содержания упражнений с учётом времени и места их применения; умелое сочетание с другими методами воспитания, в первую очередь с убеждением; настойчивость и выдержка в достижении целей; всесторонний учёт индивидуальных особенностей воинов; опора на армейскую общественность, воинский коллектив.

ПООЩРЕНИЕ

Как метод — это система средств и приёмов морального и материального стимулирования труда военнослужащих, их успехов в учебной, служебной и общественной деятельности; свидетельство одобрений подчинённого со стороны командира и побуждения его к их повторению или достижению более высоких результатов. В качестве поощрений могут применяться различные средства: выражение положительного отношения (приветливая улыбка, дружеский жест); одобрение; похвала, осуществляемая словами «молодец”, «правильно”, «верно” или разбор действий, поступка воина; выражение доверия (например, поручение наиболее ответственного дела).

Важно, чтобы человек понимал, что поручение это есть доверие ему, удовлетворение определённых интересов и потребностей воина (например, подарок — интересная книга, нужная в быту вещь, организация коллективного выхода в театр, кино, на природу, экскурсию и пр.); «авансированность» личности. Этот термин введён А.С. Макаренко и означает предоставление воспитаннику определённого блага, высказывания положительного мнения о нём, если даже он этого в полной мере ещё не заслуживает.

Оно даётся в счёт будущих заслуг, проектируя, прогнозируя успех воина, и выступает для него как бы моральной обязанностью оправдать доверие командира.

Поощрение — это эффективное средство воспитания, которое успешно реализуется при соблюдении воспитателями определённых педагогических требований, которыми являются:

  • — систематичность поощрения всех категорий военнослужащих;
  • — обоснованность (педагогическая целесообразность) и справедливость применяемых форм поощрения.

Воин поощряется прежде всего за достижения в основных видах деятельности: боевую учёбу; активное участие в создании материально-технической базы; добросовестность, усердие и честное выполнение обязанностей при несении гарнизонной, караульной и внутренней службы; высокую активность, инициативность и трудолюбие.

При этом военнослужащий должен поощряться не только за высокий результат, но прежде всего за проявленное усердие, трудолюбие, инициативу, творчество, сознательную активность; — своевременность поощрения как стимул последующей активности воина; — гласность поощрения. Весь личный состав подразделения должен знать, за что и как поощрён их товарищ. Это побуждает воинов следовать примеру лучших; — широкое использование разнообразных видов поощрения.

Каждый командир обладает правом поощрения по отношению к подчинённым. Практика свидетельствует, что они используются далеко не полно.

ПРИНУЖДЕНИЕ

Является вспомогательным методом воспитания. Представляет собой воздействие с целью побудить недостаточно дисциплинированного военнослужащего прочувствовать, осознать требования военной присяги, уставов, приказов и распоряжений командиров и начальников. Необходимость принуждения обусловлена сложностью процесса воспитания, важностью преодоления противоречия между должным и реальным в поведении воинов.

Принуждение как метод воспитания реализуется путём категоричного требования, запрещения, предупреждения о правовой и дисциплинарной ответственности, наложения взыскания. Видами этого метода являются:

  • принуждение — упражнение;
  • принуждение — условность;
  • принуждение — изменение отношения;
  • принуждение — наказание.

Эффективность мер принуждения в воспитании воина зависит от учёта ряда педагогических требований. Основные из них:

  • — обоснованность и необходимость принуждения в конкретной обстановке. Офицеру и прапорщику необходимо быть особенно внимательным при объявлении первого взыскания;
  • — справедливость наказания, его соответствие вине и тяжести проступка. Внимательное выяснение причин, мотивов проступка, а также осознание вины нарушителем повышают воспитательные возможности мер принуждения;
  • — важна не строгость наказания, а его неотвратимость. Заслуживает внимания совет М.И. Драгомирова: «За проступок накажи — забудь”.
  • — своевременность наложения взыскания. В каждом конкретном случае подход строго индивидуален;
  • — гласность взыскания. Гласность обеспечивает воспитание провинившегося, служит предупреждением остальным от подобных действий;
  • — обязательность исполнения объявленных мер взыскания;
  • — сочетание принуждения с другими методами воспитания, в первую очередь с убеждением;
  • — не накладывать взыскания на весь личный состав подразделения вместо провинившегося. ”Вообще в области наказания, — учил А.С. Макаренко, — … нужно всегда помнить правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему”.

Решение всей совокупности воспитательных задач достигается не каким-либо одним методом, а творческим применением всего арсенала средств и приёмов, всех основных методов, которые в процессе воспитания взаимно дополняют друг друга, реализуются во всём многообразии применяемых форм воспитания, образуя тем самым стройную систему воспитательной работы со всеми категориями военнослужащих.

Adblock
detector