Отказ выдать на руки пациенту медкарту – нарушение норм действующего законодательства. При этом не важно, с какой целью человек хочет получить документ. Это может быть простое любопытство и желание ознакомиться с записями в медицинских документах.
С другой стороны – желание посетить частного доктора, которому необходимы данные об общем состоянии здоровья. В любом случае, работники регистратуры больницы нарушают закон, что чревато юридической ответственностью.
Законодательное регулирование
Опрос медицинских работников показал, что причиной отказа в выдаче амбулаторных документов является частая утеря карт самими пациентами. Это влечет к потере всех существенных сведений о человеке, его хронических заболеваниях, аллергиях на медицинские препараты и особенностях деятельности организма. С целью предотвращения потери карточек и установлено правило не выдавать документы физическим лицам.
Но законно ли это?
Обратиться необходимо к статьям Федерального Закона от 21 ноября 2011 года № 323 «Об основах охраны здоровья». Статьями документа обозначено, что пациент имеет право, оформив письменное собственноручное заявление, получить в больнице:
- амбулаторную карту;
- выписки из карточки;
- копии медицинских документов.
Обратиться в медицинское учреждение от имени пациента может также его законный представитель или опекун.
Законодательство четко дает ответ на вопрос, может ли физическое лицо запросить свою врачебную карту. Чаще всего на практике гражданам приходится сталкиваться со следующими причинами отказа:
- неразглашение врачебной тайны (действительно есть такой пункт, но он касается невозможности получить карту другого человека, а осведомление о своем здоровье – конституционное право человека);
- нарушение правил больницы (даже при письменном распоряжении не выдавать амбулаторные документы, закон стоит выше)
Порядок получения медицинских документов
Как уже отмечалось выше, предоставление карточек происходит только на основании письменного и собственноручного заявления самого пациента. При чем, необходимо подготовить два экземпляра обращения. Один оригинал передается в больницу, а на втором получатель запроса ставит отметку с датой его получения и личной подписью.
Далее запрос проходит регистрацию в журнале входящей документации и передается в регистратуру для подготовки ответа на обращение. Письменного официального ответа пациент не получит, но его прошение будет находиться в регистратуре и при необходимости получить амбулаторную карточку человек сможет, посетив регистратуру больницы и взяв документы.
Копии
Как показывает практика, часто человеку достаточно ксерокопии амбулаторной карточки или же справки с определенными сведениями. Получить такие данные будет гораздо легче. Достаточно подготовить письменный запрос и передать его секретарю главного врача больницы.
На подготовку ответа уйдет больше времени, но таким способом можно получить справки от профильных докторов. Например, хирурга, окулиста, нарколога или психиатра.
При получении копий листов амбулаторной карты пациент должен проследить за тем, чтобы все страницы были заверены с подтверждением подлинности документов.
Порядок подачи заявления
Законом не предусмотрена единая форма обращения, поэтому можно написать заявление в свободной форме. Достаточно отобразить в запросе следующие категории сведений:
- наименование больницы, куда подается запрос;
- личные данные заявителя (ФИО, адрес проживания, год рождения), что необходимо для его идентификации среди других пациентов;
- серия и номер паспорта, подтверждающие, что это именно конкретный гражданин;
- требование предоставить карточку во временное пользование;
- цель получения карты;
- дата и подпись.
Дополнительно должно быть указано, что пациент гарантирует сохранность документов и обязуется их вернуть после целевого использования.
Сроки рассмотрения заявлений на выдачу медицинской карты
Законом не ограничены сроки, на протяжении которых пациенту должна быть передана амбулаторная карта. Но, следуя общему правилу, этот срок не должен превышать 30 суток.
Человек имеет возможность получить документы сразу (на протяжении пары часов), если в заявлении укажет причину такой срочности.
Единственное законное основание для отказа в срочном предоставлении документации – отсутствие карточки в регистратуре больницы.
Способы защиты нарушенных интересов
В зависимости от того, кто допустил нарушение законодательства, гражданин имеет возможность защитить свои интересы следующими способами:
- Обращение к руководству больницы. Это возможно, когда работник регистратуры категорически отказывается выдавать документы пациенту, ссылаясь на незаконные причины или вообще без объяснения таковых.
- Обращение к вышестоящему руководству (например, в областную больницу при нарушении законодательства районным учреждением). В своей жалобе человек подробно указывает обстоятельства обращения за карточкой, а также причины отказа в рассмотрении заявления. Дополнительно на сайте Министерства Здравоохранения работает онлайн приемная, где можно оставить жалобу удаленно. О последствиях ее рассмотрения человек будет уведомлен на электронную почту письмом.
- Прокуратура – орган, призванный защищать права и интересы населения. Прокурор может провести целевую проверку с целью установления/опровержения законности действий должностных лиц.
- Суд, рассматривающий гражданские иски.
Лучше следовать обозначенной иерархии. К сожалению, это заберет больше времени. Но так человек сможет сэкономить деньги и избежать длительных судебных проволочек.