- Правовая база
- Что не рекомендуется делать должнику при общении с коллекторами?
- Куда жаловаться на действия коллекторов?
- 8 инстанций, куда жаловаться на коллекторские агентства
- Инстанции, куда можно пожаловаться
- В само коллекторское агентство
- Кредитная организация, с которой у коллекторов заключен договор
- Роспотребнадзор
- Полиция
- СК РФ
- Прокуратура
- НАПКА
- Что может послужить доказательством нарушения прав
- Вопросы читателей
- Как избавиться от коллекторов?
- Самое главное: что нужно знать о коллекторах
- 4 способа избавиться от коллекторов
- FAQ: отвечаем на частые вопросы
Деятельность коллекторских агентств по взысканию долгов регулярно становится предметом бурного обсуждения в Интернете и не в самом приглядном свете мелькает в СМИ. Навязчивость, агрессия, угрозы и подчас даже активные незаконные действия физического характера – все это крепко закрепилось за понятием «коллекторы».
Кто они, чем регулируется их деятельность и какие действия взыскателей долгов являются незаконными?
Правовая база
Коллектор — это сотрудник коллекторского агентства — организации, осуществляющей деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности и входящей в специальный реестр юридических лиц, занимающихся данным видом деятельности.
Основной документ, регулирующий деятельность коллекторских организаций – это Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Именно в нем детально прописаны ограничения полномочий разного рода взыскателей.
Данный закон направлен на отношения между должниками – физическими лицами и организациями, занимающимися взысканием долгов.
Частично деятельность коллекторских агентств регулируется нормами гражданского кодекса (в части порядка взыскания долга, переуступки права требования), законодательством о банковской деятельности, законодательством о потребительском кредите и т.д., но в нашей ситуации уделять им особое внимание нет необходимости, поскольку все важные инструкции для коллекторов содержатся в уже упомянутом законе.
Коллекторская организация может действовать по одному из двух оснований:
• Договор уступки права требования (цессии), по которому ваш долг продается банком или другим кредитором некой организации. Эта организация лично или через представителя уже может действовать как взыскатель.
• На основании агентского договора, по которому взыскатель является лишь посредником, действующим в интересах кредитора.
Все эти документы должны быть вам представлены по первому запросу, как подтверждение полномочий коллекторов на проведение с вами какого-либо взаимодействия в принципе.
Что не рекомендуется делать должнику при общении с коллекторами?
Несмотря на то, что юридически коллектор по сути «никто», нарушать закон и самому должнику все же не следует.
В частности не надо:
• Угрожать расправой коллектору;
• Хамить ему или оскорблять;
• Применять физическую силу.
Указанные рекомендации могут показаться слишком мягкой позицией. Но для этого есть все основания.
• Во-первых, коллекторы прекрасно осведомлены о мерах воздействия на таких должников и к ответственности вас привлекут куда быстрее, чем их;
• Во-вторых, если вам попадется неадекватный коллектор, то могут быть проблемы вне правового поля.
Конечно, его потом можно привлечь к ответственности, но стоит ли рисковать здоровьем и жизнью?
Куда жаловаться на действия коллекторов?
Если коллекторы нарушают ваши права, настоятельно рекомендуется использовать все доступные законные средства.
• При угрозах, навязчивом преследовании, повреждении имущества или физическом воздействии – немедленно вызывайте полицию;
• На нарушения в телефонном общении – жалуйтесь в прокуратуру и НАПКА (СРО коллекторских организаций, если коллекторы ведут деятельность официально).
Если у вас есть вопросы и реальные ситуации, требующие оказания помощи – обращайтесь за консультацией в любое удобное для вас время или задайте их прямо сейчас в этой группе! Остальные статьи читайте в блоге адвоката.
8 инстанций, куда жаловаться на коллекторские агентства
На практике нередко происходят случаи, когда коллекторы применяют незаконные способы взаимодействия с должниками. В подобной ситуации граждане могут пожаловаться в контролирующие ведомства.
О том, куда направить свою жалобу и как доказать вину представителей коллекторского агентства, можно узнать из содержания настоящей статьи.
Инстанции, куда можно пожаловаться
Существует широкий перечень инстанций, в которое может обратиться должник, чьи права были нарушены коллекторами, действующими в разрез с законом.
В само коллекторское агентство
Начинать следует с низшего звена. В данном случае это будет само коллекторское агентство. На практике зачастую встречаются ситуации, когда сотрудники таких организаций работают по своему усмотрению, используя незаконные методы взыскания проблемной задолженности. При этом руководству ничего об этом неизвестно.
Таким образом, в первую очередь надо направить жалобу руководителю организации, занимающейся взысканием долгов с граждан.
Кредитная организация, с которой у коллекторов заключен договор
По общим правилам коллекторы занимаются взысканием проблемных долгов по поручению банка. Между этими двумя сторонами заключается договор на оказание такого рода услуг.
Если коллекторы нарушили права должника, то он также может обратиться с претензией в банк, передавший его задолженность профессиональным взыскателям.
Роспотребнадзор
Еще одним методом воздействия на нарушителей может стать направление жалобы в Роспотребнадзор – это государственный орган, контролирующий соблюдение законных прав и интересов потребителей.
Однако тут есть один важный нюанс – дело в том, что Законом РФ «О защите прав потребителей» регулируются взаимоотношения сторон, возникающие при оказании услуг (работ) по возмездному договору. При этом отношения между коллекторами и должниками носят гражданско-правовой характер и не попадают под действие упомянутого закона.
Таким образом, высока вероятность, того что представители Роспотребнадзора не смогут принять меры административного воздействия на нарушителей.
Вместе с тем, в Роспотребнадзор можно пожаловаться на банк, который передал долг заемщика коллекторам, предварительно не уведомив об этом.
Полиция
Если со стороны коллекторов поступают угрозы и агрессивные выпады в сторону должника, то это весомый повод обратиться за помощью в правоохранительные органы.
Необходимо написать заявление и отнести его в полицию. Данная государственная структура отвечает за соблюдение гражданами и организациями, включая коллекторов, общественного порядка.
СК РФ
Если есть признаки вымогательства со стороны коллекторов, то обратиться за помощью можно в Следственный комитет РФ (СК РФ). Это государственный орган, наделенный полномочиями в сфере уголовного судопроизводства.
Одной из его задач является проведение доследственной проверки по факту поступления сигнала. Эти полномочия также распространяются и в отношении коллекторских организаций.
Прокуратура
Прокуратура – главный надзорный орган, который сможет оказать эффективное воздействие на коллекторов, нарушающих закон. При этом данное ведомство уполномочено проводить контрольные мероприятия без предварительного согласования.
Однако важно помнить, что прокуратура не вправе подменять другие государственные органы и компетентные ведомства. Поэтому сюда следует обращаться только в том случае, если другие меры воздействия на коллекторов оказались неэффективны.
ФССП – расшифровывается, как Федеральная служба судебных приставов. Это основной орган, уполномоченный контролировать деятельность коллекторских агентств и соблюдение ими норм действующего законодательства.
НАПКА
НАПКА – приведенная аббревиатура расшифровывается, как Национальная Ассоциация Профессиональных Коллекторских Агентств. Эта структура также может предпринять действенные меры в отношении коллекторов, реализующих свои полномочия в разрез с законом.
Жалобу можно направить через официальный сайт НАПКА, кликнув на кнопку «Отправить обращение».
Что может послужить доказательством нарушения прав
Для того, чтобы жалоба, отправленная в контролирующий орган, имела эффект, заявителю следует позаботиться о сборе документальных доказательств и приложить их к своей претензии.
Итак, в качестве документов, подтверждающих вину коллекторов, могут выступать:
- записи телефонных разговоров;
- скрины переписок в мессенджерах;
- детализация звонков;
- видеосъемки;
- письменные показания свидетелей и прочие факты.
Вопросы читателей
Основным нормативным актом, регулирующим деятельность коллекторских агентств, является Закон РФ от 3 июля 2016 года № 230-ФЗ.
Как избавиться от коллекторов?
Желая быстрее получить деньги, коллекторы часто превышают свои полномочия. Они начинают беспокоить должника, его близких родственников, друзей. Постоянные телефонные звонки, бесконечные письма и уведомления, встречи у дома или офиса — и так по кругу.
Мы расскажем вам, как избавиться от коллекторов, куда и как на них жаловаться, и какой способ в нелегкой борьбе с представителями коллекторских агентств самый эффективный.
Самое главное: что нужно знать о коллекторах
Если вы хотите избавиться от коллекторов, то первым делом нужно узнать, как они работают. Всего есть два варианта:
- Агентский договор. Когда банк заключает с коллекторским агентством такой договор, первоначальный кредитор не меняется: вы по-прежнему должны деньги только банку, а взыскатели при этом выполняют функцию посредников (например, если у кредитора нет штатных специалистов по взысканию просроченной задолженности). Если вы узнали, что коллекторы работают по агентскому договору и только представляют интересы банка, помните: отдавать деньги им напрямую нельзя.
- Договор цессии. Его наличие означает, что банк уступил право требования долга. Теперь кредитор изменился, и вместо кредитно-финансовой организации им стало коллекторское агентство. Соответственно, проводить все расчеты, запрашивать документы и взаимодействовать придется с коллекторами. В этом случае нужно сразу жаловаться в государственные органы или ассоциации.
4 способа избавиться от коллекторов
Откажитесь от любых угроз, шантажа и насилия. Во-первых, это незаконно, а во-вторых, позволяет коллекторам использовать подобные ваши действия в качестве ответных мер и шантажа.
Способы, которые помогут избавиться от коллекторов:
Способ 1. Составляем отказ от взаимодействия с кредиторами
Этот способ избавиться от взыскателей определен ст. 8 ФЗ-230. В ней указано, что должник имеет право написать в коллекторское агентство заявление на отказ от любого взаимодействия.
Однако подать это заявление можно не ранее, чем через 4 месяца с момента образования просрочки при исполнении обязательств: получается, что отказ, отправленный раньше этого срока, будет недействителен.
Если коллекторы не выкупали у банка кредит, а действуют по агентскому договору и представляют интересы кредитора, то заявление об отказе от взаимодействия направляется в банк. Если 4 месяца со дня просрочки уже прошли, банк самостоятельно уведомит коллекторов, что теперь любое взаимодействие с должником запрещено.
Способ 2. Жалуемся на представителей коллекторских агентств
Первым делом обратитесь в Федеральную службу судебных приставов (ФССП), а также в Роспотребнадзор и Роскомнадзор. Если взыскатели работают официально, то направьте обращение в Ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) или руководству конкретного агентства. В тяжелых случаях (например, если взыскатели применяют насилие, угрозы, шантаж) — сразу обращайтесь в полицию и прокуратуру.
«Если взыскатели нарушают способы взаимодействия, установленные законом, не ждите, пока ситуация изменится сама собой — подавайте жалобы в ФССП и правоохранительные органы. Да, на сбор доказательств, составление заявления и его рассмотрение нужно время, но бездействовать нельзя. Если коллекторы увидят, что вы ничего не предпринимаете, они почувствуют вседозволенность и могут перейти к более жестким методам работы»
Способ 3. Жалуемся в банк или ЦБ РФ.
Если первоначально вашим кредитором был банк или микрофинансовая организация, которые заключили договор цессии (уступки права требования долга) или агентский договор с коллекторским агентством, работающим незаконно и неофициально, это является нарушением.
Первым делом направьте обращение в банк или микрофинансовую организацию. В нем укажите, что коллекторы работают незаконно, а заключённый договор является недействительным. Если нет никакого ответа или улучшения ситуации, то подавайте жалобы в Центральный банк России.
Способ 4. Подаем исковое заявление в суд.
ФЗ-230 определяет, что кредиторы или коллекторы обязаны возместить физическому лицу причиненные убытки и моральный вред. Чтобы взыскать компенсацию, вам необходимо подать исковое заявление на рассмотрение в районный суд.
В нем обязательно укажите, какую сумму обязаны выплатить коллекторы, и был ли соблюден досудебный порядок разрешения спора. Доказательство его соблюдения — предложение добровольного возмещения морального вреда, направленного от лица должника взыскателю. К иску обязательно прилагаются доказательства того, что взыскатели или кредитор действовали недобросовестно (например, показания свидетелей, копии обращений в ЦБ РФ).
Обратившись в суд, вы сможете не только защитить себя от коллекторов, но и получить от них денежную компенсацию. Однако у этого способа защиты есть несколько весомых минусов. Например, суды зачастую занижают размер компенсации, а чтобы подать исковое заявление, потребуется правильно его составить и собрать доказательства.
Пока вы будете этим заниматься, звонки коллекторов, встречи и письма так и будут продолжаться. Обращайтесь за помощью к юристам: профессионалы нашей компании помогут вам грамотно составить заявление и обеспечат защиту ваших прав и интересов.
FAQ: отвечаем на частые вопросы
Да. Они не имеют права не только требовать у третьих лиц возмещения долга, но и взаимодействовать с ними. Если это происходит и у вас есть доказательства — обязательно подавайте жалобу.
Мы не рекомендуем. Зачастую они специально выводят человека из себя, чтобы он начал угрожать или оскорблять взыскателей, а затем записывают разговор и впоследствии используют его для шантажа.
Закон определяет, сколько раз могут звонить взыскатели: не более 1 раза в день, не более 2 раз в неделю, и не более 8 раз в месяц. При этом звонить можно только с 08:00 до 22:00 (в будни) и с 09:00 до 20:00 (в выходные и праздники).
Однозначно – ДА. Признание финансовой несостоятельности позволяет решить все вопросы с взыскателями и прекратить с ними общение. По закону банкротство позволяет списать задолженности перед всеми кредиторами или их посредниками.