Ежемесячные выплаты разным категориям служащих составляют от 12 792 до 98 423 рублей.
Индексация оплаты труда в бюджетной сфере с 1 октября
Процесс постепенного прироста доходов вызвали «майские указы». 2022 не является исключением, поэтому ежегодное повышение оплаты труда бюджетникам в 2022 году планируется без изменений. Тем категориям работников, которые попали в «майские указы» (врачи, педагоги, воспитатели), в очередной раз повысят зарплату с 01.01.2022.
Для госслужащих действует особый порядок оплаты труда. В законе 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе» есть ст. 50, в которой закреплена ежегодная индексация окладов денежного содержания по должностям федеральной госслужбы в соответствии с законом о бюджете и с учетом уровня инфляции (ч.
11 ст. 50 79-ФЗ). Решение об увеличении денежного довольствия принимает президент по представлению правительства.
Но с 2021 года действие этого норматива приостановлено (395-ФЗ от 08.12.2020).
«Майские указы» — это 11 распоряжений, которые подписал президент В.В. Путин после своего вступления в должность в 2012 году. Среди прочих приказов — распоряжение о повышении от 100% до 200% доходов бюджетников к 2020 году.
Величина роста зависит от усредненного регионального значения доходности и от категории работника. Но «майские указы» президента о повышении зарплаты бюджетникам в 2022 году работают на региональном уровне. По сути, в 2022 повышений по президентским указам не было, но с 01.01.2022 педагогам, врачам и воспитателям обещают повысить оклады.
Законодатели планировали такое повышение доходов бюджетных служащих:
Категории сотрудников бюджетных организаций, у которых наблюдался рост доходов благодаря действию «майских указов» | Прирост, по сравнению с уровнем 2012 г. |
---|---|
Школьные учителя, служащие предприятий культуры, соцработники, средний медицинский персонал | 100% |
Врачи (с высшим медицинским образованием), научные сотрудники, преподаватели в университетах, ученые | 200% |
По плану, 2020 — отчетный год по исполнению «майских указов». Напомним: повышение заработной платы бюджетникам с 1 октября 2021 года учителей, врачей, воспитателей детсадов не касается. В 2022 году Росстат опубликовал реальные цифры: во многих регионах установленные показатели фактически не выполнены.
По сведениям профсоюза «Учитель», в 26% регионов зарплата педагогов осталась ниже 30 000 рублей, а в 43,5% регионов заработная плата выше 30 000, но ниже 40 000 рублей. Зарплату свыше 50 000 рублей платят учителям Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и некоторых районов Крайнего Севера.
Но «майские указы» касаются далеко не всех представителей бюджета. Распоряжение по индексации вознаграждения за труд действует только для тех, на кого распространяется приказ № 597 от 07.05.2012. Дорожная карта подразумевает рост окладов преподавателей высших учебных заведений, ученых, врачей.
У остальных педагогических, медицинских и социальных работников, у среднего и младшего персонала доходы надлежит приводить к установленному усредненному региональному значению. Но общего постановления правительства о повышении заработной платы бюджетникам в 2022 году до сих пор нет, хотя ведомства настаивают на увеличении трудового вознаграждения муниципалам на уровне не ниже 4%.
За изменениями удобно следить с помощью КонсультантПлюс. Вы сможете настроить подписку и ленту новостей и не пропустите важные поправки. Попробуйте бесплатно.
Что планируют изменить
Правительство предлагает установить базу и понятие, что такое базовые оклады для бюджетников в России, — это единые зарплатные ставки по всем регионам. Требование о введении базовых окладов указано в проекте решения РТК (Российская трехсторонняя комиссия). В первую очередь это новшество коснется работников здравоохранения, затем механизм применят в образовании и других сферах.
Вот как планируют считать заработную плату с учетом базовых окладов:
- Сотруднику (медработнику) устанавливают оклад.
- Бухгалтер применяет все положенные компенсационные и стимулирующие доплаты и надбавки.
- Руководитель назначает премию. Размер премии определяется индивидуально и высчитывается от установленного оклада.
Фиксированная часть заработка составляет минимум 60% от всех зарплатных выплат. Остальная часть — это доплаты и надбавки по ТК РФ и локальным актам учреждения.
Следующий шаг изменений — снижение зарплатного регионального неравенства. Субсидии выделяются и для сокращения разрывов по доходности между регионами и столицей. Такие мероприятия направлены на доведение вознаграждения за труд до соотношения заработной платы работников бюджетной сферы с уровнем среднего регионального заработка.
Кроме того, законодатели планировали индексацию заработной платы бюджетникам с 1 октября 2021 года: единого повышающего коэффициента не предусмотрено, регионы вправе самостоятельно определить уровень повышения.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как индексируется заработная плата работникам бюджетной сферы. Используйте эти инструкции бесплатно.
Таблица окладов на 2022 год
Вот актуальная таблица окладов бюджетников в 2022 году (показатели действуют до октябрьского повышения):
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 597
В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики постановляю:
1. Правительству Российской Федерации:
увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 — 1,5 раза;
доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;
доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;
доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе;
повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;
увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников;
создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;
б) подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;
в) утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки профессиональных стандартов;
г) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов;
д) в целях выработки единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров:
подготовить и до 1 августа 2014 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров;
создать в установленном порядке до 1 декабря 2015 г. базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров;
е) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев:
повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) — до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), — до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;
установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам;
повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций;
ж) создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей организаций, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, установив соотношение средней заработной платы руководителей и работников этих организаций и предусмотрев представление руководителями этих организаций сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
з) в целях расширения участия работников в управлении организациями:
подготовить до 1 декабря 2012 г. предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся создания в организациях производственных советов, а также определения их полномочий;
разработать комплекс мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики;
и) представить к 1 марта 2013 г. предложения об использовании в отдельных отраслях бюджетного сектора экономики механизма нормативно-подушевого финансирования;
к) совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности;
л) предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
м) разработать до 1 октября 2012 г. проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, предусмотрев в нем механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования;
н) в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры:
создать к 2015 году в малых городах не менее пяти центров культурного развития;
включать ежегодно в Национальную электронную библиотеку не менее 10 процентов издаваемых в Российской Федерации наименований книг;
обеспечить поддержку создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также размещение в свободном бесплатном доступе в сети «Интернет» фильмов и спектаклей выдающихся режиссеров кино и театра;
обеспечить увеличение до 1 октября 2012 г. бюджетных ассигнований федерального бюджета на выплату стипендий для деятелей культуры и искусства, творческой молодежи, а также на предоставление грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства;
обеспечить создание до 1 марта 2013 г. передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов, а также создать к 2018 году 27 виртуальных музеев;
увеличить к 2018 году в два раза количество выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации;
увеличить к 2015 году до 4 тыс. количество государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов;
увеличить к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов от общего числа детей.
2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
а) обеспечить до 1 августа 2012 г. разработку нормативных правовых актов, предусматривающих реализацию мер по поэтапному повышению заработной платы работников культуры;
б) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер по расширению практики обмена выставками между музеями Российской Федерации, по работе музеев в вечернее и ночное время и обеспечить их реализацию;
в) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах.
3. Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом.
Счетная палата выявила недоплаты работникам бюджетной сферы
Младшему медицинскому персоналу хронически не доплачивали за работу. Зарплаты не индексировались, а там где прибавки все-таки появились, сделаны они были за счет сокращения персонала. Это обнаружила Счетная палата РФ, проверив реализацию «майских указов» президента.
Всего аудиторы проверили 12 категорий работников бюджетной сферы и всюду были выявлены недоплаты за труд.
Указы президента, принятые в мае 2012 года, обеспечили опережающий рост оплаты труда в бюджетном секторе, отметили аудиторы Счетной палаты (аналитическая записка имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).
«В целом по экономике в 2012-2019 годах зарплата выросла в 1,8 раза, в образовании – в 1,95 раза, в области здравоохранения и социальных услуг – в 2,1 раза», — говорится в документе СП.
Но ключевое слово в этом случае – «в целом», а в частности обнаружены значительные нарушения. Повысить зарплату медикам обещал президент России Владимир Путин. Это одна из основных задач «майских указов» 2012 года — поднять зарплаты бюджетников до 200% от средней по региону.
Срок — до конца 2018 года. Но эта задача не была выполнена полностью, что и показала проверка Счетной палаты, проводившаяся по итогам 2018 и 2019 годов.
Как выясняется, самая неудовлетворительная ситуация с выполнением указа выявлена в 2020 году — снова в медицинской сфере.
«По 2019 году в целом ряде субъектов не были достигнуты нужные показатели. Наибольшие проблемы отмечены в сегменте «младший медицинский персонал»: показатели не достигли 48 субъектов из 85», — констатировал аудитор СП Сергей Штогрин.
Во многих регионах, как показала проверка, «рост оплаты труда сопровождался сокращением численности сотрудников». Младшего медицинского персонала за 2013-2019 годы стало меньше на 61,3%, социальных работников — на 32,6%.
Общая численность по всем двенадцати категориям бюджетников, внесенных в указ, сократилась за семь лет на 14,5 %.
Для того, чтобы выполнить «майские указы» и отчитаться об их выполнении, региональные власти нередко шли на хитрость.
Зарплату не прибавили, нагрузку увеличили
Использовалась так называемая оптимизация внутри бюджетных учреждений. Это когда работники, которым полагается повышение зарплаты в соответствии с указом, переводились в другие категории, которым прибавка не полагалась. «Можно было повышать заработную плату одним, а другим, может быть, даже сокращать», — отметил аудитор Штогрин.
При этом сама оптимизация кадров шла в отсутствие обязательных требований к организации нормирования труда в государственных и муниципальных учреждениях.
«В результате нагрузка на бюджетников выросла. Например, на одного социального работника – на 66,7%», — говорится в аналитической записке СП.
Президентские указы, как выяснилось в ходе проверки, реализовывались в условиях фактически «децентрализации оплаты труда в бюджетной сфере». То есть, на федеральном и региональном уровне применяются различные системы расчета и выплаты зарплат.
Региональные органы власти самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда подведомственных им госучреждений. «В результате ставки по одним и тем же должностям в разных регионах РФ отличаются в разы. Так, рекомендуемый оклад библиотекаря в Тамбовской области составляет 9 359 рублей, а в Пермском крае — 2 755 рублей», — отмечается в документе СП.
Аудиторы считают такую дифференциацию необоснованной. Это существенно затруднило реализацию майских указов в ряде субъектов. Например, по сегменту «педагогические работники дошкольных образовательных учреждений» показатели роста зарплат не достигнуты в 43 регионах.