- Срок действия лицензии
- Кто должен получать лицензию?
- Срок оформления и порядок получения.
- Ответственность за отсутствие лицензии.
- Лицензирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД)
- Лицензируемые товары
- Виды лицензий
- Лицензионный договор на программное обеспечение
- Виды лицензионных соглашений на ПО
- Порядок заключения, условия
- Как грамотно сформировать условия лицензии
- Отмена лицензий на бумаге и внедрение реестровой модели лицензирования
- Новые нормы о предоставлении лицензий
- Государство станет предоставлять, а не выдавать лицензии
- Запись в реестре — единственное подтверждение права заниматься лицензируемым видом деятельности
- Изменения в правилах заполнения и подачи заявления
- Что делать, если лицензия на бумаге утрачена
- Сфера действия нового закона
- Будут ли действовать лицензии, выданные до начала действия закона, и надо ли их переоформлять
Лицензирование образовательной деятельности регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании”;
- Положением о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 174).
Срок действия лицензии
В Законе «Об образовании» указано, что лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно, однако существуют такие ситуации, когда лицензирующий орган вправе выдать только временную лицензию.
Кто должен получать лицензию?
Образовательную лицензию имеет право получить не каждое юридическое лицо, так как на основании Закона «Об образовании» лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.
Законодательство РФ дает следующую характеристику образовательного учреждения – это учреждение, реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников, созданное и зарегистрированное в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).
Получить лицензию на осуществление образовательной деятельности могут государственные учреждения, муниципальные учреждения, негосударственные организации, целью создания которых являются образовательные услуги.
Что касается негосударственных организаций, то на основании Федерального закона «О некоммерческих организациях» чаще всего они могут быть созданы в виде частных образовательных учреждений, автономных некоммерческих организаций, негосударственных образовательных частных учреждений.
Следует иметь в виду, что если коммерческая организация будет оказывать образовательные услуги населению, такая деятельность будет считаться незаконной, поскольку коммерческие организации, как правило, создаются с целью получения прибыли и заниматься образовательной деятельностью могут только в рамках профессиональной подготовки своих штатных сотрудников.
Вместе с образовательными учреждения лицензии вправе получать их филиалы. В таких случаях, филиалы образовательных учреждений проходят лицензированиена общих условиях.
Закон регламентирует, что образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию.
Лицензии выдаются образовательным учреждениям по программам дошкольного образования, по программам общего образования (оно включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование), начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования, дополнительного образования и т.д.
Срок оформления и порядок получения.
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.
В Москве лицензирующим органом является Департамент образования. Чтобы получить лицензию, необходимо собрать и предоставить следующий комплект документов, предусмотренный Положением о лицензировании образовательной деятельности:
- заявление;
- нотариально удостоверенные учредительные документы (устав, свидетельство о регистрации в налоговом органе, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, письмо из Госкомстата);
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
- копии документов о наличии у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, соответствующих установленным лицензионным нормативам обеспечения образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам, а также копии правоустанавливающих документов в случае, если право на указанные здания, строения, сооружения, помещения и территории и сделки с ними не подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации (документы должны быть представлены в виде договоров аренды, свидетельств о праве собственности);
- копию документа, подтверждающего проведение учредителем государственного или муниципального учреждения экспертной оценки последствий договора аренды для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей (в случае аренды соискателем лицензии или лицензиатом помещений для организации образовательного процесса в государственном или муниципальном учреждении, являющемся объектом социальной инфраструктуры для детей);
- справку о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам, подписанную руководителем соискателя лицензии или лицензиата (учебная литература должна быть доступна к ознакомлению);
- перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки (для учреждений профессионального образования – аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам;
- сведения о педагогах (предоставляются нотариально удостоверенные копии дипломов, копии трудовых книжек сотрудников, которые будут осуществлять преподавательскую деятельность);
- нотариально заверенную копию положения о филиале (в случае, если соискатель лицензии или лицензиат обращается за разрешением на осуществление образовательной деятельности в филиале), в том числе сведения о регистрации филиала по фактическому адресу, копию решения о создании филиала;
- нотариально заверенную копию положения о структурном подразделении (в случае, если в качестве соискателя лицензии или лицензиата выступает организация, структурное подразделение которой осуществляет реализацию образовательных программ профессиональной подготовки);
- нотариально удостоверенные Заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы;
- опись представленных документов.
Разумеется, данный перечень может содержать не всю информацию, которую необходимо предоставить в лицензирующий орган, однако следует указать дополнительные лицензионные требования и условия, которые обязательны для осуществления образовательной деятельности, предусмотренные законодательством о лицензировании образовательной деятельности.
К ним относятся:
- наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
- наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
- наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
- наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
Прежде чем принять решение о выдаче лицензии, лицензирующий орган в обязательном порядке принимает все представленные документы по описи регистрирует их поступление. Копия описи должна быть либо вручена лично, либо направлена лицензиату в течение 5 рабочих дней со дня регистрации.
Далее, следует проверка документов, которую лицензирующий орган должен провести в течении трех дней со дня регистрации. В ходе такой проверки проверяются сведения на предмет отнесения лицензирования образовательной деятельности соискателя лицензии к компетенции лицензирующего органа, заявления для лицензирования образовательных программ, которые соискатель лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе реализовывать, а также полноты и правильности оформления и заполнения заявления и документов.
Если документы представлены не в полном объеме или неправильно оформленных, лицензирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня регистрации поступления заявления и документов направляет соискателю лицензии уведомление о перечне недостающих или неправильно оформленных документов.
В случае если указанные документы не представлены соискателем лицензии в лицензирующий орган в течение 2 месяцев со дня получения соискателем лицензии уведомления, лицензирующий орган отказывает в принятии заявления и документов к рассмотрению по существу.
При отсутствии у лицензирующего органа замечаний к документам заявление и документы принимаются к рассмотрению по существу. Уведомление о приеме заявления и документов к рассмотрению по существу направляется соискателю лицензии либо вручается их уполномоченным представителям в течение 5 рабочих дней со дня приема заявления и документов к рассмотрению по существу.
После прохождения всей вышеуказанной процедуры, лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных заявлении и документах, возможности выполнения ими лицензионных требований и условий.
Указанная проверка проводится в документарной форме на основании сведений, содержащихся в представленных заявлении и документах, а также на основании сведений, полученных лицензирующим органом от иных органов исполнительной власти.
Стоит заметить, что в целях подтверждения сведений, представленных соискателем лицензии, лицензирующий орган осуществляет взаимодействие с другими органами исполнительной власти.
Указанные органы предоставляют сведения о соискателе лицензии по межведомственному запросу лицензирующего органа, в том числе в форме электронного документа, в срок, не превышающий пяти рабочих дней.
Решение о выдаче лицензии принимается на основании заключения экспертной комиссии. Общий срок оформления образовательной лицензии составляет 60 дней с момента регистрации заявления.
Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении временной лицензии осуществляется в срок, не превышающий десяти дней со дня приема заявления соискателя лицензии о предоставлении временной лицензии и документов.
Ответственность за отсутствие лицензии.
Осуществление образовательной деятельности без лицензии чревато уголовной, административной и гражданской ответственностью.
Лицензирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД)
Лицензирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) — комплекс мер, направленных на ограничение ввоза и вывоза товаров с таможенной территории путем выдачи специальных разрешений, они же лицензии. Регулируются такие ограничения уполномоченными государственными органами.
Применяются такие меры в основном для количественного контроля ситуации на внутреннем рынке, если воздействие ввозных/вывозных пошлин для этих целей оказывается неэффективным, в частности:
- при вывозе товаров ограничения вводятся для предотвращения дефицита продукции;
- при ввозе товаров ограничения сдерживают поставку в страну излишних товаров.
Помимо этого, лицензирование направлено на снижение уровня самостоятельности участников внешнеэкономической деятельности в части ведения торговли определенными группами товаров.
Лицензируемые товары
Так как основной задачей лицензирования является сохранение баланса внутреннего рынка, вводятся такие ограничительные меры в большинстве случаев временно. Но существуют отдельные группы товаров, неконтролируемый оборот которых прямо или косвенно может оказывать влияние на безопасность здоровья граждан, на их культурную и частную жизнь, а также на безопасность окружающей среды. Именно для этих случаев разработаны перечни продукции, подлежащей постоянному обязательному лицензированию.
К таким товарам относятся:
- продукция военного назначения;
- товары, которые используются как для гражданского применения, но по ряду свойств и характеристик могут использоваться для создания вооружения;
- служебное и гражданское оружие, его основные (составные) части и патроны к нему;
- радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные либо входящие в состав других товаров;
- специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации;
- шифровальные (криптографические) средства;
- озоноразрушающие вещества;
- опасные отходы;
- средства защиты растений (пестициды);
- дикие живые животные, отдельные дикорастущие растения и дикорастущее лекарственное сырье;
- виды дикой фауны и флоры, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения;
- редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких живых животных и дикорастущих растений, включенные в красные книги государств — членов Евразийского экономического союза;
- наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры;
- ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ;
- лекарственные средства;
- органы и ткани человека, кровь и ее компоненты, образцы биологических материалов человека;
- драгоценные камни;
- драгоценные металлы и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы;
- виды минерального сырья;
- коллекции и предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии, кости ископаемых животных;
- культурные ценности, документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов
Виды лицензий
Существует три вида лицензий:
- Разовая — наиболее распространенный вид лицензий. За получением такого документа может обратится любой участник внешнеэкономической деятельности. Понятие «разовая» подразумевает выдачу в рамках только одного контракта на партию товара;
- Генеральная — вид лицензии, при получении которой участник не ограничен единственным контрактом для экспорта/импорта определенной группы товаров. Для получения такой лицензии необходимо постановление Федерального правительства;
- Исключительная — лицензия, предоставляющая исключительное право участнику внешнеэкономической деятельности на ввоз и вывоз товаров. Внешняя торговля предметом такой лицензии будет запрещена другим участникам.
Помимо этого, лицензии можно классифицировать согласно органам исполнительной власти, уполномоченным на выдачу таких лицензий:
- Лицензия Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС). Выдается для ввоза и вывоза товаров исключительно военного назначения;
- Лицензия Федеральной службы экспортного контроля (ФСТЭК). Выдача лицензии осуществляется для импорта и экспорта товаров двойного назначения (гражданского и военного);
- Лицензия Министерства промышленности и торговли (Минпромторга России). Документ, лицензирующий товары исключительно гражданского назначения, к которым применяются ограничительные меры.
Для получения такой лицензии на некоторые группы товаров, необходимо оформления дополнительных разрешений в компетентных органах:
Лицензионный договор на программное обеспечение
Лицензионный договор на ПО – это договор, предусматривающий предоставление права на использование программного продукта лицу, которое не является ее автором или не имеет законных прав на использование. При этом, сторона, предоставляющая другой стороне законное право на использование программы, называется Лицензиар. В свою очередь, Лицензиат – это сторона, которая получает право на использование лицензии.
Виды лицензионных соглашений на ПО
Исходя из объемов прав законного обладателя лицензии, она может быть двух видов:
- Неисключительная. Под данной лицензией подразумевается право для Лицензиата на использование программы, но при этом Лицензиар сохраняет за собой право выдавать лицензию другим лицам. При заключении соглашения, если в нем не предусматривается иное, оно автоматически является неисключительным.
- Исключительная. Соглашение, по условиям которого Лицензиат может использовать ПО без возможности выдачи лицензий для других лиц со стороны Лицензиара. Обладатель прав на ПО по условиям соглашения (если в нем не указано иное), имеет полное право на самостоятельное использование ПО с помощью тех же способов, на протяжении того же периода времени и на той же территории, что и пользователь. Это важный момент, поэтому если есть необходимость, важно пользоваться введением ограничений права Лицензиара на использование подобных программных продуктов.
Если есть обоюдное желание, то возможно установление срока лицензии, которая может выдаваться на год, квартал или месяц.
Порядок заключения, условия
От обеих сторон, которые заключают договор, по его условиям требуется соблюдение простой письменной формы. Проходить госрегистрацию или заверять его у нотариуса не обязательно, кроме случаев, когда передается лицензия на программу для ЭВМ, которая регистрировалась в Роспатенте. На такое программное обеспечение регистрация лицензии является обязательной процедурой.
В случае же с неисключительными лицензиями при заключении договора можно использовать упрощенный порядок (условия могут излагаться в электронном формате, на упаковке экземпляра программного продукта или на самом экземпляре).
Лицензия на программное обеспечение считается недействительной, если в соглашении отсутствуют регулирующие пункты:
- Разрешенные методы использования программы.
- Лицензируемый программный продукт не четко описан (софт, программное обеспечение и др).
Если по договору одна из сторон должна получить плату за исполнение своих обязательств, то обязательно указывается регламент вознаграждений, порядок его определения и начисления выплат. Если в соглашении отсутствуют соответствующие условия, то он также считается незаключенным.
География использования лицензии является еще одним важным условием договора. По условиям соглашения, его действие не распространяется за пределы территории охраны программного обеспечения как объекта интеллектуальной собственности.
Менять географию можно только в сторону сужения, к примеру, выбрав один или несколько регионов страны. Охрана российских программных продуктов за рубежом осуществляется с учетом международных договоров Российской Федерации в области защиты объектов авторского права.
Если сублицензионный договор на программное обеспечение не содержит пункта, который регулирует территорию использования лицензии, то ПО может использоваться на всей территории страны.
Как грамотно сформировать условия лицензии
В договоре должен быть описан сам предмет – указание конкретного ПО, использование которого возможно по лицензии. В соглашении должны быть определены способы, при помощи которых пользователь может использовать программное обеспечение, а также другие требования. Если пользователь использует лицензионный продукт за пределами сферы лицензии, то подобные действия расцениваются как нарушение прав правообладателя.
За нарушение пунктов договора, предусматривается финансовая ответственность или прекращение пользования продуктом.
Также в договоре важно определить круг лиц, у которых будет право на использование ПО. Общее количество пользователей может быть ограничено лицензией, так же ограничения могут распространяться для конкретных лиц. В случае с облачными сервисами, предоставление логина и пароля доступа третьим лицам находится под запретом.
В данном случае программное обеспечение не всегда устанавливается на устройство, из-за чего могут возникать злоупотребления, в случае если паролем завладеют третьи лица.
В соглашении можно предусмотреть обязанность периодического предоставления ответов пользователем об использовании ПО или проведение обладателем прав аудита ПО, в результате которого будет происходить проверка на несанкционированное использование.
Отмена лицензий на бумаге и внедрение реестровой модели лицензирования
27.12.2019 г. принят закон № 478-ФЗ, который внес поправки в законодательство о лицензировании. Нормативный акт отменил выдачу бланков и ввел реестровую модель лицензирования. Наша новая статья расскажет читателям о нововведениях этого закона.
Новые нормы о предоставлении лицензий
Закон № 478-ФЗ внес поправки сразу в 12 законов, упоминающих о выдаче лицензий. Среди них Жилищный Кодекс, закон о СМИ № 2124-1 от 27.12.1991 г., закон о детективной и охранной деятельности № 2487-1 от 11.03.1992 г., закон № 99-ФЗ о лицензируемых видах деятельности от 04.05.2011 г., а также другие нормативные акты. Эти новеллы начнут действовать с 01.01.2021 г.
Государство станет предоставлять, а не выдавать лицензии
С 01.01.2021 г. лицензии будут предоставляться, а не выдаваться заявителям. Законодатель сменил «выдачу» лицензии на ее «предоставление».
Вроде бы это несущественное изменение. Однако данная новелла меняет порядок лицензирования. «Выдача» подразумевает передачу бланка на материальном или электронном носителе, а «предоставление» дает право или возможность заниматься определенными работами (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.
«Толковый словарь русского языка» М., Изд. «АЗЪ», 1995 г.).
Поэтому лицензии на бумаге уйдут в прошлое. Лицензирующие учреждения перестанут выдавать бланки. Кроме того, государство отменило направление лицензий в электронном виде по просьбе заявителя (ст. 9 закона № 478-ФЗ). Соответственно, отменяются типовые формы лицензий.
Запись в реестре — единственное подтверждение права заниматься лицензируемым видом деятельности
Разрешение на ведение лицензируемой деятельности будет подтверждаться только записями в реестрах. Впрочем, закон предусмотрел получение выписки (ст. 9 закона № 478-ФЗ). Лицензирующий орган предоставит заявителю выписку на обычном листе бумаги формата А4 или в электронном виде.
Причем выписка на бумаге выдается за деньги, а в электронной форме (подписанная УКЭП) — бесплатно.
Процедура формирования и ведения реестра разрабатывается и утверждается Правительством РФ. Днем предоставления лицензии станет считаться дата занесения записи в реестр.
Изменения в правилах заполнения и подачи заявления
С будущего года ИП и фирмы смогут подать заявление на лицензию не только в лицензирующий орган, но и через МФЦ (ст. 9 закона № 478-ФЗ). Правда, заявление в лицензирующий орган станет подаваться исключительно в электронном виде. Иными словами, его нельзя направить по почте или предоставить лично на бумажном носителе.
Идентификация соискателя пройдет с помощью единой системы идентификации и аутентификации. Эта абсолютно определенная норма, не допускающая подачи документов на бумаге.
Что же касается подачи документов через МФЦ, то об этом теперь говорит ч. 6 ст. 13 закона № 99-ФЗ в новой редакции.
Правда, законодатель сформулировал эту норму туманно и даже «коряво». Звучит она приблизительно так: соискатель вправе подать заявление в лицензирующий орган или в МФЦ на бумаге либо направить пакет по почте с уведомлением, если многофункциональный центр субъекта РФ предоставляет подобную услугу. Упоминание о лицензирующем учреждении с использованием союза «ИЛИ» усложнило понимание нормы.
Скорее всего, разработчики закона хотели сказать, что компания (ИП) вправе подать заявление не только в лицензирующий орган, но и в МФЦ, если многофункциональный центр предоставляет подобную услугу. При этом заявление в многофункциональный центр подается на бумаге. В итоге ч.
6. ст. 13 закона № 99-ФЗ получилась двусмысленной и потребует дополнительных разъяснений со стороны лицензирующих органов.
Стоит отметить, что теперь в заявлении не надо будет указывать адрес уполномоченной ИФНС, зарегистрировавшей юрлицо (индивидуального предпринимателя), и реквизиты платежного поручения об уплате госпошлины.
Похожим образом будет проходить переоформление лицензий. Субъект подаст заявление в электронной форме в лицензирующий орган либо на бумажном носителе через МФЦ. При этом заявитель получит право на консультацию лицензирующего органа.
Для этого компания (ИП) должна попросить в заявлении направить ей в электронном виде сведения по вопросам переоформления лицензии (ст. 18 закона № 99-ФЗ о лицензируемых видах деятельности и ст. 9 закона № 478-ФЗ).
Что делать, если лицензия на бумаге утрачена
Бумага не вечна. Фирмы и предприниматели теряют или иным образом утрачивают лицензии на бумажных носителях. Сегодня лицензиаты получают дубликаты или копии лицензий.
Однако с 01.01.2021 г. это станет невозможным. Ст.
17 о выдаче дубликатов и копий лицензий на бланках Закона № 99-ФЗ утратит силу с 01 января будущего года. Следовательно, если лицензиат потерял бланк, то еще есть время получить дубликат. С 2021 г.
вместо копии лицензирующий орган отправит только выписку из реестра.
Сфера действия нового закона
Закон № 478-ФЗ касается всех видов деятельности за исключением банковской. ЦБ РФ не подчиняется Правительству РФ, самостоятельно выдаёт лицензии кредитным организациям и утверждает типовые формы лицензий (ст. 13 Федерального закона № 395-1 о банках и банковской деятельности от 02.12.1990 г.). Однакорано или поздно и Центробанк перейдет на реестровую модель лицензирования.
Будут ли действовать лицензии, выданные до начала действия закона, и надо ли их переоформлять
Лицензии, полученные до 01.01.2021 г., действуют после этой даты и подтверждают право субъекта работать по выбранному направлению (ст. 13). Переоформлять ничего не надо. Государственные органы, отвечающие за представление лицензий, приведут записи в реестрах в соответствии с законом № 478-ФЗ.
Получается, что предоставление и продление лицензий станет проводиться одновременно с внедрением нового порядка записей. Это вызовет накладки и ошибки в реестрах.