Налоговой проверкой может быть охвачены только

Какой период может быть охвачен налоговой проверкой нужно понимать руководству проверяемой фирмы, ИП и физическим лицам, чтобы определить, какой промежуток времени может интересовать должностных лиц ФНС при проведении проверочных мероприятий.

Общие положения о налоговых проверках

В силу требований ст. 31 НК РФ проверочные мероприятия производятся налоговыми инспекциями с целью проверки соблюдения субъектами проверок требований налогового законодательства в части правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налоговых платежей.

Могут проводится как камеральные, так и выездные мероприятия. Их порядок в корне отличается (как и проверяемый период). Отличаются и сроки проверок. Камеральные длятся 3 месяца, а выездные – от 2 до 6 месяцев (в зависимости от того, продлевался ли срок проверки).

По итогам проверочных мероприятий почти всегда составляется акт . Форма его утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (Приложение № 23). Исключением является случай, когда при камеральных проверочных действиях не выявлено нарушений.

Если налогоплательщик не согласен с итоговым актом, либо с какой-либо его частью, на него могут подаваться возражения .

Период камеральной налоговой проверки

В ходе проверочных действий сотрудники ФНС анализируют декларации, представленные налогоплательщиками. Отчетность сопоставляется с данными, отраженными в иных документах, которые уже находятся в ФНС.

За какой период могут проверять при налоговой проверке деклараций? Может анализироваться только период, охватываемый предоставленной налогоплательщиком отчетностью. Например, подается декларация по налогу на прибыль за 2016 год. Налоговый орган может проверять только налоговый период 2016 года.

При проверке определенного налогового периода сотрудники ФНС вправе сопоставлять представленную декларацию с иными документами, которые не относятся к периоду проверки.

В случае, если плательщик налога по итогам проверки привлекается к ответственности за иной налоговый период – это нарушение закона. Имеется возможность оспорить акт проверки и решение о привлечении к ответственности путем подачи возражений и жалоб. По результатам рассмотрения жалобы решение о привлечении к ответственности должно быть отменено (в части, относящейся к периоду, не охваченному проверкой), а по результатам рассмотрения возражений из акта должны быть исключены суждения о допущенных нарушениях (также за период, который не должен был охватываться).

За какой период сотрудники ФНС могут проверять при проведении выездной проверки?

Выездные проверочные мероприятия куда более объемные, нежели камеральные. Более длительным является и период выездной налоговой проверки. В силу требований п.

3 ст. 89 НК охват проверки не может превышать трехлетний срок до момента вынесения решения о проведении проверочных мероприятий. Например, решение о проверке вынесено 17 февраля 2017 года.

Это означает, что проверяться должен период с 17 февраля 2014 года до 17 февраля 2017 года.

По этому же принципу определяются проверочные периоды при:

  • проведении повторных проверок вышестоящей ФНС нижестоящей. Должностные лица, проводя повторные проверочные мероприятия в отношении налогоплательщика устанавливают, не допущено ли нарушений при ранее проведенной нижестоящей ФНС проверке, и в случае обнаружения нарушений со стороны налогоплательщика, не выявленных ранее, вправе привлечь его к налоговой ответственности.
  • проведении повторной проверки в случае реорганизации или ликвидации налогоплательщика. Такая проверка может проводиться вне зависимости от того, когда производилась предыдущая.
Читайте также:  Заявление об излишне уплаченной суммы налога

Возможны ли выездные проверки, охватывающие период более трех лет?

Законом предусматриваются исключения из общего правила, касающиеся проверяемого периода. В некоторых случаях проверяющим можно выходить за рамки трехлетнего периода, что позволяет привлечь налогоплательщика за старые нарушения.

К таким исключениям относится:

  1. Случай, когда налогоплательщик направляет в ФНС уточненную декларацию в ходе проведения выездной проверки и данной декларацией охватывается период, выходящий за трехлетние рамки. При таких обстоятельствах сотрудники ФНС должны проверить правильность уплаты налогов за период, находящийся за рамками проверочных мероприятий (п. 4 ст. 89 НК РФ).
  2. Случай, когда проверка уже завершена, однако налогоплательщик представляет уточненную декларацию, в которой отражена меньшая сумма налога, подлежащего уплате. В такой ситуации может быть принято решение о повторной проверке налогового периода, указанного в уточненной декларации (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).
  3. Случай, когда проверка проводится в соответствии с требованиями главы 26.4 НК РФ, когда плательщик налогов применяет специальный режим налогообложения при исполнении им соглашений о разделе продукции, что предусмотрено ст. 346.2 НК РФ.

Трехлетний период проверки исчисляется не до даты вручения решения о проверочных мероприятиях налогоплательщику, а до момента его вынесения. Например, если решение было вручено в 2018 году, а вынесено в 2017 году, проверкой не может дополнительно охватываться период с момента вынесения решения до момента его вручения.

Итак, в публикации дан исчерпывающий ответ на вопрос о том, за какой период проводится выездная налоговая проверка (а также камеральная). Как правило, ответ на данный вопрос однозначен, однако закон предусматривает некоторые исключения, оговоренные выше.

Выездная налоговая проверка: что ждать и как готовиться?

Статистика показывает, что самые значительные объемы доначислений обеспечивают налоговым органам выездные налоговые проверки (средние доначисления по Москве сейчас 65 млн руб.). Каждому налогоплательщику необходимо понимать процедуру проведения проверки, знать пределы полномочий инспекции, а также знать свои права и обязанности, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны налоговиков и снизить риски необоснованных доначислений.

Выездная налоговая проверка — один из самых удобных для налоговых органов способов контроля за добросовестной и своевременной уплатой налогов налогоплательщиком. Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, может охватывать все уплачиваемые налогоплательщиком налоги за 3 года деятельности.

При этом проверке может быть подвергнут любой налогоплательщик: и организация, и индивидуальный предприниматель. Проверка осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик стоит на учёте. Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрена самостоятельная проверка филиалов и представительств организации (то есть проверка обособленных подразделений без проверки головной организации).

В этом случае проверку проводит налоговый орган по месту расположения этих обособленных подразделений.

Что проверяют в ходе выездной проверки налоговой инспекции

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогоплательщиком налогов. При этом налоговый орган может проверить как один налог, так и все налоги, исчисляемые налогоплательщиком.

Глубина проверки (период, который может быть проверен) по общему правилу составляет не более трех лет, предшествующих году вынесения решения о назначении проверки.

Пример: если решение о проведении проверки было вынесено в 2018 году под проверку попадают 2015, 2016 и 2017 годы. При этом не имеет значения дата вынесения решения в 2018 году и даты получения его налогоплательщиком. То есть даже если решение будет вынесено в конце декабря, а получено налогоплательщиком в январе 2019 у инспекции всё равно сохранится право проверить полные 2015, 2016 и 2017 годы.

Читайте также:  Должен ли одаряемый платить налог за полученное имущество

Указание в Налоговом кодексе РФ на трехлетний период, не препятствует налоговому органу в рамках выездной налоговой проверки проверять отчётные периоды текущего года. На это в частности указал Верховный суд РФ в Определении от 09.09.2014 № 304-КГ14-737.

Но проверка может коснуться и более давних периодов, если по ним подавалась уточненная налоговая декларация. В этой ситуации налоговый орган в рамках выездной проверки вправе проверить период, за который подана уточненная декларация, даже если он выходит за пределы трехлетнего периода.

Нарушение инспекцией правила трехлетнего периода приводит к тому, что все выводы и доначисления, сделанные за пределами периода, являются незаконными, и решение в соответствующей части будет подлежать отмене.

Налоговый кодекс также устанавливает определённые рамки для проведения выездных налоговых проверок.

Во-первых, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Во-вторых, по общему правилу инспекция не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года. В исключительных случаях этот лимит может быть превышен, но для этого налоговому органу необходимо получить разрешение вышестоящего налогового органа.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Контрольные мероприятия

В ходе проведения проверки налоговый орган вправе проводить следующие контрольные мероприятия:

  1. истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, которые обладают необходимыми документами или информацией о деятельности налогоплательщика;
  2. допрос свидетелей
  3. экспертиза;
  4. выемка документов и предметов;
  5. осмотр;
  6. инвентаризация имущества.

В случае необходимости налоговый орган также может привлекать специалиста и переводчика.

Налоговый кодекс РФ не содержит конкретный перечень документов, которые налоговые органы вправе истребовать при выездной проверке. Таким образом, в ходе выездной проверки налоговый орган может истребовать широкий спектр документов: регистры бухгалтерского и налогового учета, договоры, первичные документы, счета, платежные документы, счета-фактуры и т.д.

Главное правило, которое должно соблюдаться, истребуемые документы должны быть необходимы для проверки. Иными словами, они должны непосредственно относиться к тем налогам, по которым ведется проверка, и к тем периодам, за которые она проводится.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Об окончании налоговой проверки свидетельствует составление налоговым органом справки о проведении выездной налоговой проверки. Справка составляется в последний день налоговой проверки и подлежит вручению налогоплательщику. Справка не содержит каких-либо выводов по существу проверки, а лишь фиксирует срок ее окончания.

После составления справки проверяющие должны покинуть территорию налогоплательщика и прекратить все контрольные мероприятия.

Непосредственные результаты проверки отражаются в акте налоговой проверки. При этом акт составляется вне зависимости от того были ли выявлены нарушения в ходе налоговой проверки. Если нарушений не выявлено в акте указывается на их отсутствие.

Акт составляется в течение двух месяцев со дня составления справки и подлежит вручению налогоплательщику в течение пяти рабочих дней с даты его вынесения.

При этом, к сожалению, законодатель не предусмотрел каких-либо санкций в отношении в случае пропуска инспектором указанных сроков. То есть если налоговый инспектор просрочит установленные сроки составления и вручения акта, то никаких правовых последствий для него это не повлечет.

Если налогоплательщик не согласен с выводами акта, он вправе подать в налоговый орган письменные возражения на акт. На представление возражений законодатель выделил месяц со дня получения акта. Следует отметить, что представление возражений является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Читайте также:  Уведомление о расторжении договора охраны образец

Отсутствие письменные возражений не лишает налогоплательщика права изложить свои доводы устно непосредственно при рассмотрении материалов проверки.

Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о рассмотрении акта и материалов проверки, по результатам которого будет вынесено итоговое решение. Зачастую такое уведомление направляется одновременно с актом.

На практике были ситуации, когда налоговый орган выносил решение по итогам проверки до истечения срока для представления возражений на акт. Следует отметить, что участие налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки является его правом, реализация которого обязательно должна быть ему обеспечена. Если налогоплательщик не был уведомлен о дате рассмотрения материалов налоговой проверки и не участвовал в нем, решение, которое было принято до истечения срока подачи возражений, может быть отменено по формальным основаниям.

Рассмотрев материалы проверки, акт и возражения налогоплательщика, налоговый орган в течение 10 дней выносит итоговое решение по результатам проверки. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

По итогам проверки может быть вынесено одно из следующего вида решений:

  1. решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
  2. решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  3. решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения налогоплательщику. Если налогоплательщик не согласен с выводами решения, он вправе обжаловать его в вышестоящий налоговый орган. Вот так выглядит порядок оформления результатов выездной налоговой проверки.

Практические рекомендации для налогоплательщиков

Рассмотрим, как налогоплательщик может сделать приход налогового органа наиболее безболезненным.

Критерии отбора налогоплательщиков для проверки

Выездная налоговая проверка с высокой степенью вероятности коснется каждого налогоплательщика, активно ведущего бизнес. В то же время необходимо понимать критерии, при наличии которых налогоплательщики относятся к «группе риска», т.е. в отношении них с высокой долей вероятности может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки.

Это значит, что требуется усиленная подготовка.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ была утверждена «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», которая содержит сведения о критериях, которыми налоговые органы руководствуются при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика.

Указанной Концепцией предусмотрены факторы для самостоятельной оценки рисков назначения выездной налоговой проверки. В частности, ожидать скорого прихода инспекторов у налогоплательщика есть основания при наличии следующих обстоятельств:

  1. низкая налоговая нагрузка;
  2. отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов;
  3. отражение значительных сумм налоговых вычетов;
  4. значительное превышение роста расходов над ростом доходов;
  5. зарплаты сотрудников находятся ниже среднего уровня по отрасли в регионе;
  6. налогоплательщик неоднократно приближался к предельному значению установленных НК РФ показателей, позволяющих применять специальные налоговые режимы;
  7. «миграция» между налоговыми органами (неоднократное снятие и постановка на учёт в связи со сменой места нахождения);
  8. ведение хозяйственной деятельности преимущественно с контрагентами — посредниками, перекупщиками (построение цепочки контрагентов без явной деловой цели такого построения);
  9. низкий уровень рентабельности деятельности (исходя из уровня рентабельности в сфере деятельности налогоплательщика согласно статистики).

Этот перечень является далеко не исчерпывающим.

Adblock
detector