- Комментарий к Ст. 285.1 УК РФ
- Комментарий к Ст. 285.1 Уголовного кодекса
- Виды бюджетных средств
- Что такое нецелевое расходование бюджета
- В чем заключается преступление
- Когда действия становятся преступными
- Объективная сторона правонарушения
- Субъективная сторона
- Проблемы при доказательстве
- Квалифицирующие признаки
- Какое наказание грозит правонарушителю
- Когда не применяется ответственность по УК
- Судебная практика
- Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств
1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.
Комментарий к Ст. 285.1 УК РФ
1. Комментируемой статьей установлена ответственность за нарушение деятельности публичного аппарата власти и управления в сфере бюджетных отношений.
Предметом преступления являются бюджетные средства (бюджетные ассигнования) — средства бюджетов различных уровней, за исключением средств государственных внебюджетных фондов.
2. Понятия, используемые в комментируемой статье, раскрываются законодателем в БК.
Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК). Бюджетная же роспись предназначена для его практического исполнения и представляет собой документ о распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.
Получателем бюджетных средств являются орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также находящееся в ведении главного распорядителя (или распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. Бюджетным учреждением при этом признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Показатели бюджетной росписи доводятся до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств в форме специального документа — уведомления о бюджетных ассигнованиях (т.е. о количестве выделенных бюджетных средств). Имея такую информацию, бюджетное учреждение составляет смету доходов и расходов, которая затем утверждается вышестоящим распорядителем бюджетных средств.
Смета доходов и расходов представляет собой финансовый документ, содержащий информацию об образовании и расходовании денежных средств. В ней должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения: получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Бюджетное учреждение обязано использовать бюджетные средства строго в соответствии с утвержденной сметой.
3. Объективная сторона рассматриваемого состава преступления выражается в действии — расходовании (трате) бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения этих бюджетных средств, совершенном в крупном размере. Указанные условия при этом определяются утвержденными: бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.
Важно помнить, что состав преступления, предусмотренный комментируемой статьей, будет иметь место при нецелевом расходовании средств, поступивших получателю лишь из бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального или местного), но не из иных источников финансирования.
Для наступления уголовной ответственности необходимым условием является крупный размер нецелевого расходования бюджетных средств. В соответствии с примечанием к комментируемой статье крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 млн. 500 тыс. руб.
4. По конструкции объективной стороны состав преступления формальный. Преступление окончено с момента направления бюджетных средств на цели, не предусмотренные соответствующим документом, т.е. с момента списания их с лицевого счета бюджетного учреждения.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо осознает, что расходует выделенные бюджетные средства на цели, не соответствующие условиям их получения, и желает совершения этих действий.
Мотивы действий не имеют значения для квалификации деяния. Это могут быть личная заинтересованность, ложно понятые интересы службы и др. Однако если нецелевое расходование средств осуществляется в целях предотвращения наступления более существенного вреда, действия виновного следует рассматривать с учетом правил ст.
39 УК (крайняя необходимость), например, в преддверии скорой зимы лицо направляет средства для обеспечения отопительного сезона вместо строительства участка дороги.
6. Субъект преступления специальный — должностное лицо получателя бюджетных средств, обладающее правом подписи соответствующих расходных документов.
7. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает более строгую ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК) либо в особо крупном размере (в соответствии с примечанием к комментируемой статье — в сумме, превышающей 7 млн. 500 тыс. руб.).
Комментарий к Ст. 285.1 Уголовного кодекса
1. Объективная сторона преступления (состав является специальной нормой по отношению к ст. 285 УК) предполагает деяние в виде действия: расходования бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере (примечание к ст.
285.1 УК).
Нецелевой характер расходования возможен через нарушение правила адресности бюджетных трат, закрепленного бюджетным законодательством.
2. Преступление окончено с момента нецелевого расходования, т.е. списания денежных средств с соответствующего счета.
Виды бюджетных средств
Бюджет РФ подразделяют по территориальному признаку на:
- федеральный;
- территориальный (региональный), включая бюджеты автономных республик, областей, краев, Москвы и Санкт-Петербурга;
- местный (бюджет административного района, города);
- консолидированный (совокупность всех ранее перечисленных).
Средства бюджета могут распределяться на различные сферы деятельности: промышленность, наука, сельское хозяйство, социальная политика, оборона, здравоохранение, правоохранительная область, гос. управление и международная деятельность.
Что такое нецелевое расходование бюджета
Под самим расходованием понимается финансирование путем перечисления средств с единого счета бюджета в объеме санкционированного денежного обязательства в пользу физических и юридических лиц, единиц бюджетной системы РФ, субъектов международного права (определение из статьи №219 Бюджетного кодекса).
Таким образом, расходование бюджетных средств — это процесс, который включает в себя:
- Принятие получателем денег из бюджета за счет заключения соответствующего договора.
- Подтверждение и санкционирование оплаты обязательства.
- Списание оговоренной суммы с бюджетного счета.
Нецелевым признается использование денег, не соответствующее условиям их приема, который был ранее прописан в:
- утвержденном бюджете соответствующего уровня;
- бюджетной росписи;
- уведомлении о бюджетных ассигнованиях;
- смете доходов и расходов;
- ином документе, который может послужить основанием для выделения средств из бюджета.
Явным проявлением нецелевого расходования считается использование средств на растраты, не указанные в смете доходов и расходов, а также финансирование в объемах, превышающих запланированные, с помощью недоимок при оплате других растрат.
В чем заключается преступление
Действия такого рода опасны тем, что они могут навредить функционированию аппарата государственной власти и, как следствие, органам местного самоуправления. Поступление финансирования в бюджет ставится под угрозу, потому что за одним преступлением, которое осталось безнаказанным, может последовать череда других. В этом и заключается состав преступления.
Предметом нецелевого расходования бюджетных средств могут быть деньги, которые направил и утвердил соответствующий бюджет. Утверждаются они бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и иными документами, которые закрепляют право на получаемые суммы. Предназначение этих средств самое разнообразное.
Их могут направить, например, на развитие промышленности или сельского хозяйства, транспорта, охраны природы и т. д.
Когда действия становятся преступными
Неправомерными считаются те действия, из-за которых адресат, на которого были утверждены бюджетные деньги, не получил своих средств, либо эти средства применили не на те цели, на которые просили.
Примечание. Злодеяние считается свершенным с момента начала нецелевого расходования, т.е. списания денежной суммы со счета.
Объективная сторона правонарушения
В основе объективной стороны лежит действие по растрате бюджетных денег должностным лицом ради достижения целей, не соответствующих заявленным при запросе этих средств.
Основной объект преступления – это отношения в обществе, поддерживающие установленный порядок применения государственными служащими (которые получают деньги бюджета) выделенных бюджетных средств в соответствии с их назначением.
Интересы физических и юридических лиц — адресатов средств — рассматриваются законом как факультативный объект.
Субъективная сторона
Преступник должен действовать с прямым умыслом. Цели и мотивы нарушителя не влияют на квалификацию его действий и состав преступления, но все же могут приниматься к сведению в ходе заседания по делу.
Субъектом нецелевого расходования бюджетных средств является должностное лицо их получателя. Получателем, в свою очередь, может быть бюджетное учреждение, имеющее право на эти деньги в соответствующий срок.
Проблемы при доказательстве
Сложность в расследовании нецелевого расходования представляет вопрос состава субъекта преступления. В судебной практике применение ст. 285.1 УК РФ — достаточно редкое явление, потому что к ответственности могут привлекаться только получатели бюджетных средств.
Объясним на примере: Карачаевский городской суд Карачаево-Черкесской республики по делу №1-6/2014 в оправдательном приговоре пояснил, что согласно нормам БК РФ и материалам следствия получается так, что мэр Администрации Карачаевского городского округа не может быть привлечен к ответственности по статье 285.1. Причина тому – Администрация КГО не была получателем бюджетных средств. Мэр не расходовал полученную субсидию, поскольку не мог являться лицом, непосредственно расходующим ее на выделенные цели.
Из-за подобных проблем в квалификации перечня субъектов, которые должны быть наказаны, следственные органы и судебные инстанции попусту тратят время на расследование подобных дел, которые потом переквалифицируют, либо обвиняемые вовсе освобождаются от наказания.
Квалифицирующие признаки
Нецелевое расходование бюджетных средств в УК РФ квалифицируется по двум признакам:
- размер нарушения (крупный или особо крупный);
- предварительный сговор между несколькими лицами.
Группой считается количество от двух и более должностных лиц получателя денежных средств, которые предварительно договорились о совершении нарушения.
Важно! Крупный размер нецелевого расходования должен превышать 1 млн 500 тысяч рублей. Особо крупный объем – более 7 млн 500 тысяч рублей.
Если преступление квалифицируют по первой части, то оно относится к категории небольшой тяжести. Вторая часть уже относится к средней тяжести.
Какое наказание грозит правонарушителю
Нецелевое расходование денег государства наказывается в зависимости от тяжести совершенного злодеяния. Если его квалифицировали как «небольшой тяжести», то преступник может получить одно из наказаний (либо несколько):
- штраф в диапазоне от 100 до 300 тысяч рублей или лишение дохода в течение 1-2 лет;
- принудительные работы максимум на два года, с лишением права на работу в определенных сферах деятельности и на некоторых должностях, либо без этого лишения;
- арест не более, чем на шесть месяцев;
- тюремное заключение на два года (или меньше) с лишением права на определенные виды деятельности, если суд сочтет это дополнение необходимым.
За деяния средней тяжести осужденный может получить:
- штраф от 200 до 500 тысяч рублей или лишение дохода на период от одного до трех лет;
- принудительные работы максимум на пять лет с лишением права на работу в определенных видах деятельности и должностях не более, чем на три года (или без такового);
- тюремным сроком максимум на пять лет и возможным лишением прав на получение некоторых должностей и работу в определенных сферах деятельности.
Когда не применяется ответственность по УК
Стоит отметить, что бюджетные деньги могут получать любые коммерческие организации и физические лица, которым были выделены бюджетные инвестиции, а также некоторые некоммерческие организации в случаях, определенных федеральным законом. Но, согласно ст. 6 БК РФ, они не рассматриваются как получатели, из-за чего не являются субъектами правонарушения по статье 285.1 УК РФ и не будут привлечены к уголовной ответственности.
Если сумма израсходованных бюджетных средств не превысила 1 миллион 500 тысяч рублей, то суд будет рассматривать нецелевое расходование бюджетных средств по ст. 15.14 КоАП РФ. Административное наказание влечет за собой штрафы.
Для должностных лиц он составит от 20 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию от года до трех лет. Для юридических лиц – от 5 до 25% суммы бюджетных денег, которые были использованы не по назначению.
Судебная практика
В качестве примера предлагаем дело, которое рассматривалось Октябрьским районным судом г. Ростов-на-Дону, датируемое 9 марта 2017 года под номером 1-3/2017.
Гражданка П., будучи главным бухгалтером, имела доступ к организационно-распорядительным и административно-хозяйственным функциям по управлению и распоряжению средствами, размещенными на счетах Федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации. Она отвечала за ведение бухгалтерской отчетности, контролировала движение материальных ценностей и сохранность государственной собственности.
Движимая личными корыстными интересами, подсудимая перевела средства со счета учреждения на счет индивидуального предпринимателя, общества с ограниченной ответственностью, не для целевого назначения. После свершения правонарушения она была поймана и осуждена за деяния, предусмотренные статьей 285.1 УК РФ.
Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств
Все государственные службы, федеральные, областные и муниципальные органы, бюджетные учреждения содержатся в основном за счёт средств различных уровней бюджета. Руководители должны строго соблюдать законодательство и не допускать нецелевое расходование бюджетных средств на нужды, не указанные в отчётных документах и планах. Выделяемые средства нельзя направлять на неверные статьи расхода.
За выявленные нарушения норм по принятым бюджетным обязательствам ответственные должностные лица несут административное наказание по КоАП РФ или уголовное наказание по УК РФ.