Органы опеки по делам несовершеннолетних

Содержание
  1. Кто может стать опекуном и попечителем
  2. Как защитить права несовершеннолетних?
  3. Так ребенок, достигший 14 лет, вправе обратиться в суд при нарушении родителями его имущественного или личного неимущественного права:
  4. К числу субъектов, участвующих в осуществлении, охране и защите прав ребенка как в судебном порядке, так и во внесудебном порядке, относятся:
  5. Однако в случае нарушения прав ребенка самими родителями, усыновителями, либо опекунами или попечителями, обязанность по их защите возлагается в первую очередь на органы опеки и попечительства, а также на прокурора, которые обязаны защищать права ребенка, в том числе в судебном порядке:
  6. Также в обязанности прокурора, органов опеки и попечительства, в целях защиты законных прав и интересов детей, а также для дачи заключения по делу, входит обязательное участие в рассмотрении судами дел:
  7. Основные задачи органов опеки и попечительства
  8. Меры, принимаемые органами опеки и попечительства
  9. Кузнецов Федор Николаевич
  10. Комиссия по делам несовершеннолетних и опека. Что нужно знать, находясь на семейном образовании?
  11. Школа нарушает права, когда препятствует аттестоваться ребёнку как ему удобно. В этом случае должна вступиться КДН.
  12. Вас не накажут, если ребёнок не смог пройти ГИА.
  13. Вы по закону имеете преимущество перед всеми лицами на воспитание и обучение своего ребёнка. И сами решаете, каким образом это осуществлять. Они лишь помогают вам в этом.

В России дети, которые лишились родителей, подлежат передаче в семью на воспитание. Данная норма регулируется ст. 123 СК РФ.

Если ребенок временно не может обрести приемных родителей, опекунов или попечителей, он передается в детский дом или иное учреждение для детей сирот. О том, как оформить опеку и попечительство над несовершеннолетним ребенком, поговорим далее.

Кто может стать опекуном и попечителем

Опекуном может быть только совершеннолетнее дееспособное лицо. При этом разница в возрасте между усыновителем и ребёнком должна быть более 16 лет. В случае, если опекуном становится отчим или мачеха, разница в возрасте перестает иметь значение.

На роль попечителя не могут претендовать лица:

  1. Лишенные родительских прав по отношению к ребенку.
  2. Имеющие судимость за преступления против жизни и здоровья, чести и достоинства человека.
  3. Страдающие такими заболеваниями:
    • туберкулез;
    • инфекционные заболевания (до наступления состояния полной ремиссии);
    • злокачественные (онкологические) заболевания 3 и 4 стадии до проведения специфической терапии;
    • психические расстройства;
    • алкогольная и наркотическая зависимость.

Прежде чем передать несовершеннолетнего под опеку (попечительство), сотрудники изучат нравственные качества кандидата, оценят его финансовые и психологические возможности. Если на роль опекуна претендуют сразу несколько человек, предпочтение отдается близким родственникам ребенка.

Следует учесть, что не допускается установление опеки и попечительства над родными братьями и сестрами разными семьями. Исключением могут являться случаи, при которых братья и сестры не знают о существовании друг друга.

Если ребёнок достиг десятилетнего возраста, установление опеки происходит только с его согласия.

Как защитить права несовершеннолетних?

В соответствии со ст. 56 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ) ребенок имеет право на защиту своих прав и охраняемых законом интересов, которая осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты.

Положения данной статьи устанавливают, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

Кроме того ребенок имеет также право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

В частности, при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Так ребенок, достигший 14 лет, вправе обратиться в суд при нарушении родителями его имущественного или личного неимущественного права:

  • жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ)
  • знать своих родителей (ст. 54 СК РФ)
  • на заботу со стороны родителей (ст. 54 СК РФ)
  • на совместное проживание с родителями (ст. 54 СК РФ)
  • на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК РФ)
  • на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ)
  • выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ)
  • на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ)
  • на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (п. 1 ст. 60 СК РФ)
  • право собственности (п. 3 ст. 60 СК РФ) и пр.

К числу субъектов, участвующих в осуществлении, охране и защите прав ребенка как в судебном порядке, так и во внесудебном порядке, относятся:

  • родители (один из них)
  • лица, заменяющие родителей (опекун, попечитель, приемный родитель, патронатный воспитатель, усыновитель)
  • органы опеки и попечительства
  • инспекции по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • прокурор
  • Уполномоченный по правам ребенка
  • Уполномоченный по правам человека
  • фактические воспитатели
  • лица, обнаружившие подкинутого, подброшенного ребенка
  • иные лица и органы, на которых законом РФ возложена обязанность по участию в осуществлении, охране и защите прав ребенка.
Читайте также:  Задолженность по транспортному налогу

При этом объем полномочий у лиц указанных выше различается.

К примеру, наиболее широким кругом полномочий обладают родители и усыновители. Данные лица вправе осуществить любое право ребенка, которое он не может самостоятельно реализовать.

В свою очередь объем полномочий опекунов, попечителей, приемных родителей меньше объема полномочий родителей и/или усыновителей.

Эти лица действуют в пределах законодательства и договора, заключенного с органами опеки и попечительства или учредителем доверительного управления.

Однако в случае нарушения прав ребенка самими родителями, усыновителями, либо опекунами или попечителями, обязанность по их защите возлагается в первую очередь на органы опеки и попечительства, а также на прокурора, которые обязаны защищать права ребенка, в том числе в судебном порядке:

  • при необходимости взыскания алиментов с родителей/попечителей в случае отказа последних содержать ребенка
  • в случае нарушения имущественных прав несовершеннолетних и изменении жилищных условий
  • в случае нарушения прав сирот и усыновленных детей
  • в случае нарушения прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ
  • в случае нарушения неимущественных прав несовершеннолетних (право на образование, смену фамилии и имени, на общение с обеими родителями в случае развода супругов и т.д.).

Следует отдельно отметить, что в сферу компетенций органов опеки и попечительства во всех случаях возложен контроль над действиями родителей/опекунов/попечителей, относительно имущественных прав детей.

Также в обязанности прокурора, органов опеки и попечительства, в целях защиты законных прав и интересов детей, а также для дачи заключения по делу, входит обязательное участие в рассмотрении судами дел:

  • об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка
  • о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах
  • об ограничении родительских прав и об отмене ограничения родительских прав
  • об установлении усыновления ребенка
  • об отмене усыновления ребенка.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что судебная защита прав ребенка в Российской Федерации находится на достаточно высоком уровне. Создана правовая база для реализации этих прав. Развивается система социальной защиты различных групп населения, в частности детей.

Также эволюционирует система социального обеспечения. Определены различные формы помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации.

Основные задачи органов опеки и попечительства

Задачи органов опеки и попечительства регламентированы нормами Семейного кодекса РФ. Согласно положениям закона, органы, которые осуществляют контроль в рамках попечительства и опекунства должны выполнять такие основные задачи:

  • Защита прав граждан, которые нуждаются в опеке и попечительстве.
  • Защита интересов подопечных.
  • Контроль деятельности опекунов и попечителей с целью выявления нарушений и устранения их.
  • Надзор за организациями, которые имеют отношение к защите и реализации прав подопечных.
  • Защита имущества подопечных и законного права на распоряжение и владение этим имуществом.
  • Контроль над работой организаций медицинской и образовательной направленности.

Кроме перечисленных основных задач, полномочия органов опеки и попечительства могут быть расширены, на них могут быть возложены и другие обязанности и права в рамках действующего законодательства, если есть необходимость принять меры для защиты прав подопечного.

Меры, принимаемые органами опеки и попечительства

Органами опеки и попечительства являются органы, наделенные специальными полномочиями в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Органы имеют право применять все законные, доступные меры в целях защиты ребенка, пребывающего под опекой или попечительством или передаваемого под опеку по причинам потери родителей.

Органы опеки могут осуществлять действия в направлении поиска опекунов для ребенка, создавать условия для реализации прав и обязанностей в рамках полномочий данных органов исполнительной власти. Также осуществляется контроль и надзор за организациями, которые имеют отношение к процессу опекунства, защите прав детей. В рамках деятельности органом опеки лежит создание единой базы данных, в которую внесены дети, лишенные опеки.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Комиссия по делам несовершеннолетних и опека. Что нужно знать, находясь на семейном образовании?

Семейное образование — это одна из форм, закреплённая Законом об образовании (ст. 17). В ст. 43 Конституции РФ говорится о равенстве форм. Ни опека, ни комиссия по делам несовершеннолетних (далее КДН) никакого отношения к семейному образованию не имеют.

Отдел опеки и попечительства занимается детьми, оставшимися без попечения (сиротами, или где родители лишены родительских прав), создаётся при администрации городов и районов, т.е. при органах местного самоуправления.

КДН и ЗП — комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, занимается детьми, родители которых не исполняют родительские обязанности: не кормят, не одевают, оставляют их без присмотра, бьют, не обучают. Создаётся при администрации городов и районов, т.е. при органах местного самоуправления.

Функцией КДН является защита прав ребёнка, а так как семейное образование является правом ребёнка в сфере образования, они обязаны защищать это право.

Читайте также:  Сутки трое сколько рабочих дней в месяц

ПДН — это подразделение по делам несовершеннолетних при полиции.

Школа нарушает права, когда препятствует аттестоваться ребёнку как ему удобно. В этом случае должна вступиться КДН.

Почему же многие боятся опеку и КДН?
Потому что не знают, что это такое, как они работают и их функции, но слышали случаи, когда детей изымают из семей, хотя родители их не обижали. Это неправомерные случаи, необходимо изучить принципы работы КДН и опеки и учитывать личный фактор, так как там работают люди. На кону самое дорогое — дети.

Почему школа угрожает семьям, выбравшим семейное образование, КДН?
— она привыкла себя так вести;
— потому что семейное образование ей кажется уже нарушением;
— потому что она плохо знает закон и путает, например, промежуточную аттестацию со знаниями;
— потому что так проще прикрыть свою спину, перекинуть всё на КДН и разбираетесь.

Может ли школа таким образом вам навредить?
Да, может и не только школа: организация, сосед, письменно/устно. Социальные органы обязаны реагировать на сигнал. Ваша задача сделать так, чтобы эта «каша не заварилась».

Немедленно реагируйте даже на устные угрозы, чтобы остановить на этой стадии. Ваша реакция должна быть адекватной, последовательной, не нужно задерживаться и выжидать.

Некоторые родители боятся КДН, некоторые наоборот, относятся легкомысленно. Эта система правда «опасная», нужно позаботиться, чтобы никто на вас не писал, не затягивать, если это произошло и действовать. В суде тоже плохо разбираются в законе об образовании и не стоит думать, что там всё решится по справедливости.

Не сотрудничайте с неподготовленным адвокатом в содержательной части, лучше обращаться к эксперту по семейному образованию. А вот формальности может оформить юрист.

Кто на практике обращается в КДН по поводу семей на семейном обучении?
— директор школы;
— управление образования (УО);
— бывший муж;
— свекрови, тёщи;
— собственные матери и отцы родителей;
— родственники;
— соседи.

В чём вас может обвинить школа и управление образования, когда пишут в КДН?
Это ст. 5.35 КоАП РФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних», за нарушение права ребёнка на образование. Однако как родители нарушают право ребёнка на образование, если дают его на семейное образование? Никак, если обучают ребёнка согласно федеральным государственным образовательным стандартам (далее ФГОС).

Закон требует от родителя обучать, и вы обучаете дома, в семье. Вам самим для начала нужно понять, что вы не нарушаете права ребёнка, изучив Конституцию РФ, Закон об образовании в РФ, Семейный кодекс РФ, КоАП РФ и указать им на статьи, которые вас защищают и показать, что письмо, в котором вас обвинили, является клеветой.

Вы должны говорить, что даёте образование согласно ФГОС и возрасту.

Когда к вам предъявляют претензии, имеется в виду освоение знаний. По ст. 44 Закона об образовании родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. По закону вы обязаны учить своих детей, а учить, значит ФГОС.

Следующая обязанность — это государственные итоговые аттестации (далее ГИА) (ст. 59 Закона об образовании).

Вас не накажут, если ребёнок не смог пройти ГИА.

Для того, чтобы допуститься к ГИА, нужно пройти собеседование по русскому языку и промежуточную аттестацию за 9 класс — это ещё одна обязанность (Приказ Минпросвещения РФ и Рособрнадзора от 07.11.2018 г. № 189/1513). Эти все тонкости вы должны сами понимать и объяснять, так как они в большинстве не разбираются.

Итак, закон мы изучили и знаем, что наша обязанность — обучать ребёнка, что мы и делаем в семье, на семейном образовании, согласно возрасту и ФГОС, что не нарушает его прав. Важно донести это до школы, до управление образования (далее УО) и остальных, чтобы они не писали жалобы на вас.

Если вы этот момент пропустили и письмо на вас уже написано, то социальные органы обязаны отреагировать и прийти. Теперь ваша задача донести все эти знания закона до них. Вы не нарушаете прав своего ребёнка, а напротив, их нарушает тот, кто написал жалобу.

Если вы всё пустите на самотёк, КДН будет идти по натоптанной дорожке: обследование жилищных условий, заседание комиссии, предупреждение, штраф, изъятие детей.

Что конкретно делать родителям?
Часто рекомендуют не пускать в дом работников КДН и опеки. Да, наше жилище неприкосновенно, без ордера суда и без вашего разрешения проникнуть в дом нельзя. В этом случае они либо напишут, что вы им отказали, либо что никого не было и придут снова — это их обязанность.

С другой стороны, если их впустить, то можно обнаружить неприемлемое их поведение (ходят по комнатам без спроса, допрашивают ребёнка, лезут в холодильник). Это не правило, но такое встречается, поэтому лучше быть дома не одному, или объяснить этой делегации, что сейчас вы не готовы, заняты, работаете дистанционно и тд. Вас же не предупредили заранее.

Можно назначить другой день для визита, договориться о встрече на их территории, что ещё лучше. Взломать двери имеет право сделать только полиция по сигналу опеки, если имеется опасность для жизни ребёнка. Это не наш случай.

Читайте также:  Расторжение договора приватизации жилого помещения

Есть ещё важный момент, который встречается на практике. Если родителей в данный момент нет дома, а с ребёнком бабушка, то могут счесть это как безнадзорность, такая теперь система, хотя ювенальной юстиции как таковой у нас нет, но есть система профилактики нарушений прав несовершеннолетних. Вот кто в стране должен спасать детей от «сумасшедших» родителей, которые взяли ответственность за обучение детей, когда школа не справляется.

Для этого есть несколько органов, куда входит и УО, и поликлиника и другие.

По закону КДН защищает детей от нарушения их прав, а на практике она защищает от родителей. Они им видятся единственными виновниками всех бед.

ФЗ № 120 ст. 11 описывает то, чем занимается КДН. Если коротко, то занимается административными правонарушениями детей 16-18 лет, а также нарушением прав детей.

Почему так получается, что защищают они в основном от родителей?
Потому что на школу и на орган власти, когда они нарушают права детей, должен кто-то написать заявление. И очевидно, что сами на себя они не напишут, это должен делать родитель, который не пишет. А когда пишут — жалеют, потому что сложились определённые привычки.

Раз на вас пожаловались, значит дыма без огня не бывает. И чтобы разобраться, они обратятся к тем, кто работает в этой сфере, то есть к тем, кто на вас и пожаловался.

Когда на вас пишут жалобу, что вы не исполняете родительские обязанности по обучению детей по ст. 5.35 КоАП РФ — это по сути клевета, уголовная ст. 128.1 УК РФ.

Какой алгоритм у КДН, если поступает жалоба?
1. они должны организовать выезд на дом с обследованием, тут появляется опека тоже. Может присутствовать социальный педагог, классный руководитель, замдиректора, участковый, участковый врач;
2. они обязаны представиться, назвать причину посещения.

В квартире оценивают состояние жилища, материальное положение семьи, количество проживающих совместно людей, санитарное состояние жилища, есть ли у ребёнка своя кровать, сезонная одежда, имеются ли в холодильнике продукты.

Каков алгоритм поведения родителей?
1. Родители могут записать их ФИО/должность, сфотографировать удостоверение, ознакомиться с основаниями их прихода (кто написал жалобу, в чём обвиняют).
2. Если отказываются, то напомнить, что они работают согласно закону, а вы являетесь по закону представителем ребёнка, они обязаны вам предоставить все материалы, которые касаются вашего ребёнка.

Проследите, чтобы они не разбегались по комнатам.
3. Можно включить диктофон или камеру (не прячьте, а наоборот демонстративно, чтобы они знали, что всё фиксируется и может работать против них).
4. Заявите, что на вас клевещут, и вы намерены обращаться в полицию на того, кто оклеветал и опорочил ваше доброе имя, предоставьте доказательства, что это клевета (копию уведомления УО с входящим номером, справки о промежуточных аттестациях, если они есть, тетрадки ребёнка).
5.

Если вы согласны впустить их в квартиру, но в другой день, подготовьтесь (чтобы был отдельный стол и вышеупомянутое, на что они обращают внимание).
6. После посещения немедленно пишите 2 заявления:
— в орган, куда на вас пожаловались (КДН, ПДН) с просьбой защитить права ребёнка;
— в орган, который вас оклеветал на имя начальника с просьбой повести служебную проверку и вменить дисциплинарное наказание к тому, кто оклеветал со всеми статьями-доказательствами.

Вы по закону имеете преимущество перед всеми лицами на воспитание и обучение своего ребёнка. И сами решаете, каким образом это осуществлять. Они лишь помогают вам в этом.

Ваши обязанности на семейном обучении ваших детей:
— Учить. Этот процесс никем не контролируется;
— Аттестовать. Пройти ГИА за 9 и 11 кл; пройти обязательные промежуточные аттестации в качестве допуска к ГИА за 9, 10 и 11 кл; пройти обязательные собеседование в 9 кл и сочинение в 11 кл в качестве допуска к ГИА.

В КДН работают люди, у них есть дети. Нужно найти общий язык и донести до них нормы закона.

Про компенсации на семейном образовании
Родители боятся поднимать вопрос компенсаций на семейном образовании, так как думают, что их заставят делать обязательно то и это. Практика говорит совершенно другое. Это говорит страх, если проверять информацию, то и страхов не будет.
Посмотрите на те регионы, где платят компенсацию, как у них организовано это.

В этих регионах нарушений прав ребёнка со стороны властей намного меньше. От ежегодных аттестаций там можно отказаться, просто им не дадут компенсации.
Раньше платили всем, но потом поменялось законодательство и решение стали принимаются на уровне региона. Одни приняли решение выплачивать, другие нет.

Родители молчат, а властям это не надо.
Компенсация — это поддержка государства семей на СО, признание её равнозначной формой образования.

Adblock
detector