От призыва на военную службу освобождаются граждане

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан. (В редакции Федерального закона от 11.11.2003 № 141-ФЗ)

РАЗДЕЛ IОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Воинская обязанность

1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее — граждане) предусматривает:

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:

призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

военное обучение в период военного положения и в военное время.

3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

6. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации) и их должностные лица. (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 2. Военная служба. Военнослужащие

1. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой:

гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, — в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также — другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее — воинские формирования), в Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), в воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях;

гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

(Пункт в редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 116-ФЗ)

2. Прохождение военной службы осуществляется:

гражданами — по призыву;

гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, — в добровольном порядке (по контракту);

гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, и иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

(Пункт в редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 116-ФЗ)

3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 11.11.2003 № 141-ФЗ)

4. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 07.11.2000 № 135-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.04.2004 № 29-ФЗ)

5. Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 3. Правовая основа воинской обязанности и военной службы

Читайте также:  Понятие материальной ответственности сторон трудового договора

1. Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

2. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

(Статья в редакции Федерального закона от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности

(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

1. Руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны: (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов; (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 09.03.2010 № 27-ФЗ)

обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ)

вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона. (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ)

11. В случае, если руководитель государственных органа либо организации или муниципального органа уведомлен в письменной форме военным комиссариатом о вынесении в отношении гражданина, который замещает должность государственной службы или муниципальной службы в таких органе либо организации, заключения, указанного в пункте 11 статьи 28 настоящего Федерального закона, данный руководитель обязан уведомить в письменной форме военный комиссариат об увольнении этого гражданина с государственной службы или муниципальной службы в течение десяти дней со дня его увольнения. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 26.07.2017 № 192-ФЗ)

2. Руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица (работники) этих организаций, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более трех месяцев, которые состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете. (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 03.12.2008 № 248-ФЗ)

3. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:

направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов и пунктов отбора на военную службу по контракту необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете; (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 20.04.2015 № 104-ФЗ)

производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов;

направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, приобретших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет; (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 03.12.2008 № 248-ФЗ; от 21.12.2009 № 328-ФЗ; от 03.07.2016 № 305-ФЗ)

вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания при осуществлении их регистрации по месту жительства или месту пребывания. (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 03.07.2016 № 305-ФЗ)

31. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 21.12.2009 № 328-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 03.07.2016 № 305-ФЗ)

4. Органы записи актов гражданского состояния обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете. (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 03.12.2008 № 248-ФЗ)

Читайте также:  Как это вахтовый метод

5. Органы дознания и органы предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд. (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 03.12.2008 № 248-ФЗ)

6. Федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты: (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

о возбуждении или прекращении ими уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете; (В редакции Федерального закона от 03.12.2008 № 248-ФЗ)

о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы. (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 03.12.2008 № 248-ФЗ)

7. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о признании инвалидами граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете. (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 06.07.2006 № 104-ФЗ; от 03.12.2008 № 248-ФЗ)

Статья 5. Мероприятия по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв

(Наименование в редакции Федеральных законов от 11.11.2003 № 141-ФЗ; от 30.12.2012 № 288-ФЗ)

1. Проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и профессиональному психологическому отбору при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 202 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, медицинскому освидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, медицинскому осмотру граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами. (В редакции федеральных законов от 03.04.2017 № 61-ФЗ, от 29.12.2017 № 444-ФЗ, от 07.03.2018 № 55-ФЗ, от 03.08.2018 № 309-ФЗ, от 30.04.2021 № 131-ФЗ)

Проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и профессиональному психологическому отбору граждан, отбираемых для поступления на военную службу по контракту в войска национальной гвардии Российской Федерации и в органы, указанные в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществляется также указанными войсками и органами. (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 04.03.2013 № 18-ФЗ) (В редакции Федеральных законов от 03.07.2016 № 227-ФЗ; от 07.03.2018 № 55-ФЗ)

Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 202 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов, а в случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта, также по направлениям войск национальной гвардии Российской Федерации и органов, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона. (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ) (В редакции Федеральных законов от 03.04.2017 № 61-ФЗ; от 07.03.2018 № 55-ФЗ; от 03.08.2018 № 309-ФЗ)

2. Гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв, за время у

Освобождение от службы армии 2022

Основания для освобождения от призыва на военную службу и исполнение воинских обязанностей прописаны в ст. 23 ФЗ №53 «О воинской обязанности и военной службе». Мы проанализировали нормативные правовые акты и расскажем о ваших правах и обязанностях простым и понятным языком.

  • первая включает граждан, которые освобождаются от призыва на военную службу;
  • вторая категория включает граждан, имеющих право на освобождение от призыва на военную службу;
  • третью категорию составляют граждане, которые изначально не подлежат призыву на военную службу;
  • четвертая категория предусматривает граждан, которые освобождаются не столько от призыва, а от исполнения воинской обязанности в принципе.
Читайте также:  Можно ли вернуть в магазин детскую одежду

Рассмотрим каждую категорию по отдельности.

От призыва на военную службу освобождаются граждане:

  1. признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
  2. проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
  3. проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  4. прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, от призыва освобождаются граждане, которые либо уже отдали долг Родине, либо имеют уважительные причины освобождения от армии по здоровью. При наличии таких обстоятельств, гражданин ни при каких условиях не может быть призван на военную службу.

Освобождаются от воинской обязанности граждане, признанные негодными к военной службе по состоянию здоровья.

Как правило, в таком случае молодым людям присваивается категория «Д», после прохождения полного медицинского обследования.

  • Заявление на имя военного комиссара в 2 экземплярах;
  • 2 фотографии;
  • Паспорт гражданина РФ и копии его страниц;
  • Оригинал и копия свидетельства о среднем и высшем образовании;
  • Оригинал и копия водительского удостоверения при наличии;
  • Заключение медкомиссии.

Освобождение от армии на один призыв или на год: как это сделать

Если вам необходимо освобождение от армии на ближайший призыв, то нужно оформить отсрочку. Мы уже рассказывали вам о ней ранее, всю подробную информацию вы можете найти на нашем сайте.

  1. Учеба;
  2. Состояние здоровья;
  3. Семейные обстоятельства;
  4. Работа.

Конечно, срок отсрочки зависит от ее причины. Самая подходящая в данном случае – освобождение от армии по болезни – отсрочка как раз дается на срок от 6 до 12 месяцев.

  • обострением хронического заболевания;
  • реабилитацией после хирургической операции;
  • восстановлением после тяжелой травмы (перелом, сотрясение и тд);
  • заболеванием, которое можно вылечить.

Обратите внимание

Мало просто иметь основания для отсрочки, ее еще нужного должным образом оформить и при необходимости продлить. Если вы этого не сделаете, то освобождения от армии вам не видать: вряд ли военкомат озаботиться вашим освобождением от службы.

А вот опытные военные юристы СКА «Призывник» не только озаботятся вашим освобождением от призыва, но и подготовят все необходимые документы для данного мероприятия и сделают все в лучшем виде.

Наше главное преимущество – осведомленность, знание тончайших нюансов законов и приказов, особенностей работы военных комиссариатов и умение использовать эту информацию в интересах клиента.

Освобождение от воинской службы: кто может не служить?

Полный список граждан, не подлежащих призыву, можно найти в федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе». От призыва на военную службу освобождаются мужчины, которые:

  • имеют степень «кандидат наук» или «доктор наук»;
  • имеют заболевания, с которыми не берут в армию;
  • отбывают наказание за преступление;
  • являются сыновьями или братьями граждан, погибших при исполнении воинского долга;
  • прошли военную службу или АГС.

Наши клиенты не служат в армии

Обращайтесь, мы будем рады вам помочь!

Читают сейчас

Не хочу в армию: что делать?

68 669 просмотров

С какими болезнями не берут в армию в 2022 году?

797 496 просмотров

Отзывы призывников

116 375 просмотров

Получите консультацию юриста

Тысячи клиентов Службы Помощи Призывникам получили освобождение от службы в армии по состоянию здоровья, не нарушая закон.

Узнайте, чем мы можем Вам помочь

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных.
*Решение об освобождении, призыве на военную службу или предоставлении отсрочки от исполнения воинской обязанности принимается исключительно призывной комиссией. Мы не помогаем уклоняться от обязанностей по военной службе, так как это является нарушением ст.

21.5 КоАП РФ, а также ч.1 ст. 328 УК РФ. Мы защищаем всех призывников от нарушения их прав, гарантированных федеральными законами, и побуждаем военкомат строго и неукоснительно соблюдать все призывные процедуры, что в конечном итоге приводит к абсолютно законным процессам призывных мероприятий.

Все публикации и материалы, размещенные на сайте, носят исключительно информационный характер и не являются публичной офертой. Актуальную информацию о сотрудничестве уточняйте в офисах компании.
Все материалы сайта являются объектами авторского права, в том числе дизайн.

Копирование, распространение или любое иное использование информации и объектов допускается при указании автора и ссылки на сайт https://armyhelp.ru/ и исключительно с письменного согласия правообладателя. Наш сайт использует файлы cookie. Если вы не согласны с их использованием, просим вас отключить их в настройках браузера.

Введите номер телефона и нажмите кнопку «отправить». Мы перезвоним вам и проконсультируем по вашему вопросу.

Adblock
detector