- Вариант 1
- Приватизация, разгосударствление собственности: мировой опыт и российская — определение и сущность
- Определение приватизации в нормативных правовых актах
- Сущность «приватизации» и «разгосударствления».
- Денационализация собственности в мире
- Формы и значение приватизации
- Готовые работы на аналогичную тему
- Плюсы и минусы приватизационного процесса
- Направления в реформировании форм собственности. Разгосударствление: понятие и формы. Цели, этапы приватизации в России
- Что такое приватизация госимущества — пошаговый план бесплатной приватизации квартир и земельных участков
- Смысл приватизации — что это такое
- Правовое регулирование
- Массовая приватизация в России после распада СССР
- Бесплатная приватизация квартир и домов
- Порядок приватизации жилья (квартиры или дома)
- Бесплатная приватизация земельных участков
Тест по обществознанию Социальные права для 9 класса с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 5 заданий.
Вариант 1
А1. Передача государственной собственности в частные руки
1) ипотека
2) ссуда
3) приватизация
4) социальная политика
А2. Гарантированное получение медицинской помощи за счет накопленных средств
1) муниципальное здравоохранение
2) страховая медицина
3) частная медицина
4) государственная система здравоохранения
A3. Верно ли, что?
А. Бюджет Пенсионного фонда независим от государственного бюджета.
Б. Денежные средства Пенсионного фонда не подлежат изъятию.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А4. Верно ли, что?
А. Современный жилищный фонд страны состоит исключительно из частных жилых помещений.
Б. доля частной собственности в жилищном фонде страны постоянно сокращается.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В1. Вес термины приведенные ниже за исключением одного характеризует понятие «пенсия». Укажите термин относящийся к другому понятию
1) возраст
2) трудовой стаж
3) кредит
4) страховой взнос
5) фонд
6) страховой стаж
Приватизация, разгосударствление собственности: мировой опыт и российская — определение и сущность
Приватизация государственной и муниципальной собственности является практически центром экономических реформ. Приватизация в России — это быстрое и очень заметное изменение в экономике, то есть это одно из важнейших преобразований в процессе перехода к рыночной экономике и в то же время особая система экономических отношений, которые возникают при трансформации государственной собственности в частную.
Процесс приватизации в России начался в 1990-х годах. И это было не совсем так, как задумывали его организаторы и идеологи. Было совершено много грубых ошибок.
Наша страна не учла и не обратила внимания на опыт и результаты приватизации в других, более развитых странах. В народе существует множество мнений о незаконности предыдущих и текущих приватизаций. Наша страна должна изучить, проанализировать ошибки, допущенные ранее, и после рассмотрения опыта и результатов, механизма приватизации в других странах, России необходимо исправить сложившуюся ситуацию, связанную с приватизацией.
Денационализация — это комплекс мер по преобразованию государственной собственности с целью устранения чрезмерной роли государства в экономике. Денационализация означает, что большая часть функций экономического управления удаляется из государства, а соответствующие полномочия передаются на уровень предприятий.
Следует также отметить, что в современной экономической теории и практике современный процесс разгосударствления подходит для приватизации.
Степень приватизации в данной стране зависит от того, в какой мере она использовала метод национализации частного сектора в предыдущий период. В странах, где метод национализации использовался редко (США, Германия, Япония), тенденция к приватизации была слабой. В странах, где процесс национализации зашел относительно далеко (Великобритания, Франция), приватизация проводилась в широких масштабах.
Определение приватизации в нормативных правовых актах
Приватизация — это передача государственной или муниципальной собственности в частную собственность за плату или бесплатно.
Закон Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3/71991 г. гласит следующее: Приватизация — это «приобретение гражданами, акционерными обществами (партнерствами) от государственных и местных Советов народных депутатов в частную собственность долей (паев, долей) государственных и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (партнерств)» предприятий, предприятий, производственных мощностей, земельных участков, других объектов, входящих в состав самостоятельных предприятий, оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидируемых предприятий и их подразделений. акций (паев, долей) приватизированных предприятий в капитале других акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, групп, профсоюзов и других хозяйственных обществ.
Также в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается продажа на рассмотрение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, находящихся в собственности физических и (или) юридических лиц.
Даже в российской экономической науке нет однозначного определения термина «приватизация». В целом под приватизацией понимается снижение или замедление темпов расширения государственного сектора. В более узком смысле под приватизацией понимается полная или частичная передача прав собственности на государственные и муниципальные факторы, средства производства, материальные активы, капитал акционерным обществам или частным лицам.
Сущность «приватизации» и «разгосударствления».
Приватизация — это преобразование государственной собственности в частную.
По сути, это процесс, сопровождающий передачу или покупку и продажу государственной или муниципальной собственности в частные руки. В этом процессе участвуют, по крайней мере, две стороны, одна из которых обязательно является государством. Есть разница между денационализацией и приватизацией.
Последний термин относится к передаче государственной собственности в частную собственность. Под денационализацией понимается отмена государственной монополии и переход к мультиэкономической смешанной модели управления. То есть происходит полная реструктуризация национальной экономики и принципов ее управления.
Из-за разгосударствления происходит денационализация:
- Создание множественных форм собственности.
- Преобразование предприятий в конкурентоспособные предприятия.
- Приватизация
Получается, что приватизация является одной из форм разгосударствления. Речь идет о смене собственника, децентрализации управления имуществом. Это явление может принимать различные формы, а не только приватизацию.
Например, государство может разрешить коллективу предприятия приобрести его собственность. Перераспределение имущества может осуществляться в виде специальных денег и чеков. Также может быть изменена организационная структура предприятия, изменена степень участия отдельных субъектов в приватизации.
Поэтому приватизация не является гарантией экономического развития. Он служит инструментом для построения конкурентных рыночных отношений. Сочетание частной и государственной собственности может стать основой сильной национальной экономики.
Однако успешное использование коммерческой недвижимости требует грамотного управления и регулирования, что оставляет желать лучшего, например, в России. Таким образом, приватизация является формой разгосударствления собственности.
Денационализация собственности в мире
Кризис семидесятых годов привел к системным проблемам для большинства предприятий в мире. Инфляция неуклонно росла, что затрудняло решение следующих проблем:
- Заработная плата увеличивается.
- Перекладывание расходов на клиентов.
- Повышение цен на продукцию, что приводит к увеличению продаж.
В этот период экономика замедлилась, снизилась покупательная способность, и многие страны начали испытывать дефицит бюджета. Стабилизация экономики привела к повышению рентабельности предприятий, но экономическая модель государства показала свою неспособность платить. Стимулом для приватизации, как говорят, стало желание уменьшить влияние профсоюзов.
Приватизация позволила частным предпринимателям проводить более гибкую управленческую политику, включая управление людскими ресурсами. Государственные предприятия получили возможность пользоваться мерами социальной поддержки. Великобритания стала пионером приватизации.
Другие страны, такие как Бразилия и Новая Зеландия, последовали этому примеру. В то же время в Советском Союзе и Восточной Европе разразился кризис, еще больше убедивший международное общественное мнение в необходимости частной собственности.
Исследования показали, что приватизация крупных предприятий укрепила их экономическое положение и способствовала росту доходов. Опыт листинга на фондовом рынке был в равной степени положительным. В Восточной Европе приватизированные компании показали рост производительности на 20-30%.
Передача собственности в частные руки способствовала повышению инвестиционной привлекательности, демонополизации и формированию добросовестной конкуренции. Отрицательные изменения включают в себя снижение деловой активности и уровня занятости.
Неудачный опыт приватизации характерен для стран Латинской Америки. Соединенное Королевство, которое стало образцом для приватизации, также боролось в середине 1990-х годов. Она вступила в глубокую экономическую рецессию, а государственных активов практически не было. Дефицит бюджета начал расти, превысив 6%.
Формы и значение приватизации
Существуют различные способы передачи государственной собственности в частные руки. Применение того или иного метода зависит от политической, экономической и социальной ситуации в стране, а также ее приоритетов.
Приватизационный лидер – Великобритания – выделяет такие способы приватизации:
- Продажа и безвозмездная передача акций;
- Договоры на оказание всевозможных услуг;
- Покупка государственного жилья квартиросъемщиками;
- Разрушение монополии государства для развития конкурентной среды.
В мировой практике насчитывается около 22 различных способов полной и частичной передачи имущества государства частным предпринимателям.
Вместе с существующими методами приватизации устанавливается перечень новых:
- Трансформация государственных предприятий и предприятий муниципалитетов в Открытые Акционерные Общества, весь пакет акций которых принадлежит государству;
- Внесение государственной и муниципальной собственности в уставный капитал хозяйственного общества;
- Отделение доли акций, которая находится в собственности государства и муниципалитетов, владельцем данных ценных бумаг.
Рассмотрим подробно процесс акционирования, который являлся основным способом на первом этапе приватизации в России. В то время большую роль сыграли сформированные инвестиционные фонды, которые создали первичный рынок акций. С помощью этих ценных бумаг в настоящее время преобладающая организационная форма в России – это акционерные предприятия.
Такие фонды являлись ориентиром в большом количестве создававшихся ценных бумаг предприятий при процессе акционирования.
Таким образом, на 1 июня 1993 года более 17 тысяч средних и крупных государственных предприятий находились на том или ином этапе акционирования. При процессе акционирования большую роль сыграли чековые аукционы, на которых в период с 1992 по 1993 год были выставлены акции более 2108 акционерных обществ России, которые составляли почти все ключевые экономические отрасли. Участниками подобных аукционов являлись трудовые коллективы, небольшие инвесторы, крупные частные и отраслевые инвесторы, чековые инвестиционные фонды.
Готовые работы на аналогичную тему
Приватизационная модель 1992 года в России основывалась на бесплатной и льготной приватизации для трудовых коллективов.
Приватизация за плату, которая характеризовалась полным выкупом собственности государства по рыночной цене, являлась способом, в большей степени отвечающим условиям формирования рыночной экономики. Однако покупка акций осуществлялась медленным темпами, поэтому за ее счет нельзя было быстро пополнить бюджет государства. Приватизация посредством выкупа получила широкое распространение в Венгрии.
Бесплатная приватизация означала раздачу всем гражданам всевозможных купонов, инвестиционных вкладов. Необходимость такого метода приватизации обуславливалась двумя моментами. Во-первых, она являлась способом восстановления справедливости в социальном плане, позволяющим возвратить населению ту собственность, которая была отобрана.
Во-вторых, приватизация характеризовалась как «принудительная», которая проводилась для ускорения темпов трансформации собственности при неподготовленном психологически населении к процессу инвестирования своих сбережений в акции. Подобная приватизация использовалась в той или иной форме в России, Чехословакии, Польше, Румынии.
Льготный тип приватизации предполагал предоставление скидок и льгот выделенным категориям населения, а именно, трудовым коллективам. Особенное распространение такие условия получили в РФ и Югославии. Помимо этого, в некоторых государствах происходили процессы реприватизации, т.е.
возвращение прав собственности прошлым владельцам или же их наследникам.
При формальной форме приватизации осуществляется преобразование государственного предприятия в частное. Формальный тип приватизации не изменяет отношения собственности, капиталовооруженность предприятий, не ограничивает доступ к техническим знаниям или ресурсам управления.
Реальная приватизация заключается в продаже государственного предприятия частным инвесторам стратегической направленности. Данная приватизационная форма часто встречается на уровне местного самоуправления.
Метод открытого и ограниченного тендера позволяет охватить большой круг потенциальных инвесторов. Выбор того или иного инвестора определяется не ценой, а другими критериями, которые могут иметь первостепенное значение.
Аукционы имеют своей целью продажу государственного предприятия по самой высокой цене. Здесь не берется во внимание особенность и профиль инвестора. С помощью аукционов оценка имущества приближалась к рыночной.
При прямой продаже в стратегических соображениях отдается предпочтение осуществлению переговоров с выделенными инвесторами.
Плюсы и минусы приватизационного процесса
Для процесса приватизации характерны как положительные, так и отрицательны стороны:
- Одинаковые способы приватизации для предприятий различной отраслевой принадлежности, объединяемые по сумме основных фондов и величине трудового коллектива. Отраслевые особенности приватизационного процесса заключались в процедуре согласования этапов приватизации имущества с отдельными ведомствами.
- Пренебрежение региональными особенностями приватизации. Различные темпы и способы приватизации для разных регионов были результатом действий местных властей, которые входили в рамки их компетенций.
- Преобладание бесплатного (или же за символическую плату) способа передачи государственной собственности. Его организационной формой являлось введение ваучерной приватизации.
- Установление администрацией высоких планов по срокам и объемам приватизации.
Приватизационный процесс – это важнейший инструмент институциональной политики, его осуществление позволяет сформировать новую социально-экономическую структуру народного хозяйства.
Направления в реформировании форм собственности. Разгосударствление: понятие и формы. Цели, этапы приватизации в России
Исторически известны два направления в реформировании форм собственности: национализация и разгосударствление.
Национализация — передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, байков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп. Наиболее яркий пример национализации без выкупа представляет процесс национализации, происходивший в России после революции.
В европейских странах национализация происходила с выкупом, причины были различны.
Разгосударствление — это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике, переход от тотальной государственной к смешанной, многоукладной экономике. Одним из направлений разгосударствления собственности является приватизация.
Приватизация — возмездное отчуждение находящейся в государственной собственности имущества в частную собственность физических или юридических лиц. Лидером по приватизационным процессам является Великобритания. В России приватизация началась в 90-е годы.
Разгосударствление и приватизация образуют основу формирования конкурентной среды рыночной экономики, поэтому они являются не целью, а средством для повышения эффективности экономики.
Таблица 8 — Цели приватизации
Для стран рыночной экономики
- — развитие рынка;
- — стимулирование предпринимательства;
- — расширение индивидуальных свобод;
- — развитие народного капитализма;
- — ослабление профсоюзов.
формирование слоя частных
деяте;іьности і іреді ірияти й;
— создание конкурентной среды;
- — привлечение иностранных инвестиций; Фискальные:
- — увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки
социальная защита населения и развитие объектов социальной
инфраструктуры за счет средств от приватизации.
Приватизация в России с одной стороны, должна была стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, -инструментом государственного регулирования долговременного характера. Среди стран с переходной экономикой, осуществлявших преобразование собственности можно выделить три группы:
Таблица 9 — Характерные черты рыночных преобразований
Характеристика процесса преобразований
Осуществляли более или менее быстрый переход от планового хозяйства и авторитаризма к рыночной экономике и политической демократии, главным направлением является приватизация государственной собственности.
Социалистические страны Восточной Европы, ранее входившие в СЭВ
Осуществляли постепенный переход к рыночному хозяйству через
хозяйство» при сохранении политической диктатуры коммунистической партии. Преобразование отношений
собственности идет главным образом по нуги создания частного сектора при активном привлечении иностранного капитала, без приватизации
государственной собственности. Сами государственные предприятия все шире используют рыночные методы
Первый — это отказ от владения (дивеститура), при котором государственная собственность или права государства на управление предприятием передаются или продаются другим собственникам. Новыми собственниками могут быть частные лица или фирмы, акционеры, работники данного предприятия либо комбинация этих вариантов.
Способов передачи государственной собственности в частные руки может быть несколько. Основные из них:
- — открытая продажа (тендер) объектов приватизации с целью обеспечить конкуренцию покупателей;
- — выкуп объектов приватизации товариществами покупателей, созданными работниками этих объектов;
- — выкуп государственного имущества, сданного в аренду.
При этом можно использовать собственные средства, а также ваучеры.
Второй путь приватизации государственных предприятий — это метод контрактов. Он используется относительно тех видов деятельности, которые являются неотделимой функцией государства и требуют тщательного общественного контроля, или когда экономическая рентабельность не может быть обеспечена даже путем усовершенствования уровня управления.
В России выделяют следующие этапы приватизации:
Стихийная — проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала главным образом сферу социальной инфраструктуры: торговлю, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т.д.;
Ваучерный (чековый) этап (1992-1994 гг.) — направлен на создание широкого слоя собственника и быстрого разгосударствления, главным образом мелких акционеров, путем безвозмездной передачи госсобственности, преобразования государственных предприятий в акционерные общества. От 50% до 80% стоимости пакета акций оплачивалось приватизационными чеками.
Ваучер («письменная гарантия», расписка) — 1) или приватизационный чек -имущественный купон, выдаваемый в процессе приватизации для приобретения акций приватизируемых предприятий. 2) письменное свидетельство, поручение, гарантия, рекомендация.
Номинальная стоимость ваучера составляла 10 тысяч рублей. Имущество предприятий страны было оценено в 1400 миллиардов рублей, и на эту сумму были изданы ваучеры.
Реальная рыночная стоимость пакета акций, который можно было получить в обмен на один ваучер, колебалась в широких пределах в зависимости от компании, чьи акции приобретались в обмен на ваучер, а также от региона, где это происходило. Например, в Нижегородской области один ваучер можно было обменять в 1994 г. на 2000 акций РАО «Газпром» (их рыночная стоимость в 2008 г.
составила порядка 700 тыс. рублей), в Московской области — на 700 акций Газпрома (в 2008 г. — порядка 245 тыс.
рублей), а в г. Москве — на 50 акций Газпрома (17 тыс. руб.
в 2008 г.) За один ваучер можно было также получить 7 акций Торгового дома «ГУМ» (менее 100 руб. в 2008 г.)
Денежный этап приватизации (1994-1999 гг.) — продажа как самих предприятий в залоговых, денежных, специализированных аукционах в инвестиционных и коммерческих конкурсах, так и акций предприятий, акционированных в порядке приватизации, за деньги. На этот этап возлагались не оправдавшиеся надежды на формирование «стратегического собственника» и пополнение бюджета.
Активное участие финансовых институтов придавало преобразованию собственности спекулятивный характер.
Залоговые аукционы были предприняты в 1995 году с целью пополнения государственной казны. Правительство планировало получить деньги, приватизировав часть государственных предприятий. Идею аукционов с целью пополнения бюджета выдвинул В.
Потанин, возглавлявший «ОНЭКСИМ-банк». Инициативу поддержал А. Чубайс, который в то время был вице-премьером.
Курировал проведение аукционов глава Госкомимущества Альфред Кох.
Во многих случаях в конкурсе участвовало несколько фирм, принадлежавших одному и тому же человеку или группе лиц. Более того, госпредприятия зачастую покупались не за собственные деньги, а за деньги, взятые в кредит у государства. Как отмечалось в докладе Счётной палаты, «сумма кредитов, полученных от передачи в залог федерального имущества, была эквивалентна сумме временно свободных валютных средств федерального бюджета, размещенных в это время Минфином России на депозитных счетах коммерческих банков, ставших затем 65
победителями в залоговых аукционах. В результате залоговых аукционов появились олигархи-миллиардеры (Березовский, Ходорковский, Абрамович и другие).
Современный этап — цель устранение негативных тенденций, сложившихся на предыдущих этапах реформ в этой сфере и кардинальное повышение эффективности управления государственным имуществом в целом. Приватизационная компания не окончена, для 2016-2017 гг. президентом сформулированы следующие условия продажи акций, принадлежащих государству: новые владельцы должны находиться в российской юрисдикции, иметь стратегию развития приобретаемой компании, могут привлекать кредиты, ио не в госбанках.
Приватизация российских компаний открыта для иностранных инвесторов и Россия заинтересована в привлечении новых зарубежных партнеров. В ходе данной приватизационной компании государство планирует получить 1 трлн руб. за два года.
Правительство доработает окончательный список компаний, но предполагается, что в него войдут «Роснефть», «Башнефть», «Алроса» и др., которые котируются на рынке и в силу этого технически и юридически лучше всего готовы и лучше всего известны инвестору.
Особенности российского процесса приватизации:
- 1. Директивность в принятии решений о приватизации. Госкомимущество в приказном порядке определяло сроки и механизмы приватизации для предприятий.
- 2. Приоритетность только одной формы собственности — частной, нацеленность на быстрейшее разрушение системы государственной собственности.
- 3. Доминирование социально-политических целей над экономическими, -критерии экономической эффективности в процессе приватизации не учитывались.
- 4. Крайне неравномерное распределение собственности в процессе приватизации, обусловившее отсутствие среднего класса..
- 5. Форсированное развитие фондового рынка и массовый выброс акций приватизируемых предприятий. В результате акции имели низкую котировку, не способствовали протеканию инвестиционного процесса, использовались для спекуляций и передела собственности.
Последствия: сокращение поля государственного контроля и регулирования национального хозяйства;
замена монополизма советского образца монополизмом корпоративным; экономическая стагнация, разрыв хозяйственных связей;
подрыв основных источников инвестиций (сбережений населения, банковского кредитования, внутренних накоплений предприятий);
отсутствие эффективного собственника; предпринимательская активность направляется преимущественно в спекулятивную сферу;
спекулятивный характер переделов собственности;
массовое перепрофилирование предприятий, стагнация и разрушение некоторых отраслей;
вытеснение конкурентных отношений в экономике распределительными;
растущее отчуждение работников от собственности, снижение их социальной защищенности;
снижение ВНП и уровня жизни населения;
коррупция, развитие теневой экономики;
негативное отношение к собственникам со стороны широких слоев населения.
После многолетнего опыта приватизации в России можно констатировать, что задача создания эффективного частного собственника как доминирующей фигуры экономики страны решена нс была. Мелкий и средний бизнес нс получил ни правовой, ни экономической основы для конкурентного развития. Крупные производства и сегменты экономики (особенно сырьевые) в результате приватизации снизили свою эффективность, поскольку оказались в монопольном положении па рынках сбыта своей продукции.
В результате началось сокращение расходов на развитие инновационной составляющей национальной экономики России.
Учитывая эти обстоятельства, в обществе стала обсуждаться вероятность деприватизации с целью использования более эффективных приватизационных моделей. Но нужно понимать, что любая попытка осуществления деприватизации в условиях существующей правовой базы и неразвитости рыночных институтов, 67
приведет еще к большему злоупотреблению. Трансформация отношений собственности должна преследовать цель постепенного перехода к консенсусу между обществом (в лице государства), собственником и менеджментом.
Что такое приватизация госимущества — пошаговый план бесплатной приватизации квартир и земельных участков
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Экономика – это наука, поняв основные положения которой, можно разобраться во многих процессах, происходящих в нашей стране и в мире.
Разберем сегодня интересное экономический термин «приватизация». Рассмотрим это явление как в общем смысле, так и в частном, например, что такое приватизация квартир или земельных участков. Зачем и кому нужна приватизация, и как она осуществляется.
Смысл приватизации — что это такое
Каждый объект недвижимости (жилые и нежилые сооружения, предприятия, земельные участки, воздушный и водный транспорт) имеет своего хозяина, которому он принадлежит по официально закрепленному праву собственности.
Владелец вправе передавать свое имущество в собственность другому лицу. Форма передачи может быть разной: продажа, дарение, мена. Важно: собственником может быть не только физическое или юридическое лицо, но и государство.
Следовательно, государство (что это?) как собственник недвижимости правомерно передавать его в собственность другой стороне на возмездной (платной) основе, а именно частному лицу, являющемуся гражданином данного государства, или юридическому лицу (что это?), действующему на его территории.
Процесс передачи государственной собственности в частные руки называется приватизацией. Цель приватизации – это пополнение казны государства денежными средствами.
В среднем годовой доход в казну РФ от приватизации составляет около 5,6 млрд. рублей.
Чуть ниже речь пойдет о бесплатной приватизации квартир и домов, поэтому общее определение этому термину можно дать такое:
Правовое регулирование
Процесс приватизации в РФ регулируется на законодательном уровне. Все положения и процессуальные особенности зафиксированы в Федеральном Законе (ФЗ) за № 178-ФЗ от 21.12.2001 г, который называется «О приватизации государственного и муниципального имущества».
В частности, в данном ФЗ в ст. 5 прописано, что в роли стороны, в пользу которой осуществляется приватизация, не могут выступать:
- государственные и муниципальные учреждения (или компании, в которых более 25 % уставного капитала принадлежат указанным учреждениям);
- юридические лица, зарегистрированные в оффшорных зонах (более подробно об оффшорах можно прочитать в другой статье нашего блога).
Массовая приватизация в России после распада СССР
При социализме вся недвижимость в стране принадлежала государству. Такова особенность данного строя – отсутствие частной собственности. Реформы, проводившиеся в России в начале 90-х годов прошлого века для перехода экономики с социалистических рельсов на капиталистические, имели верное теоретическое обоснование и крайне неудовлетворительное практическое воплощение.
Распад СССР дал толчок к началу «перестройки» (так называли процесс перехода к рыночной экономике). Логично, что насущной необходимостью стала передача государственной собственности (в первую очередь – промышленных предприятий и сельского хозяйства) в частные руки, т. е. приватизация.
Схема приватизации была довольно проста: предприятие формировало фонд акций в соответствии со стоимостью имущества, часть акций оставалось в собственности государства (но не всегда), остальная часть распродавалась коллективу трудящихся и сторонним физическим и юридическим лицам. Причем не менее 29 % уставного фонда предприятия должно было быть проданным за специально выпущенные приватизационные чеки, называемые ваучерами.
Схема ваучеризации: государством к 01.10.1992 г. были выпущены ваучеры номинальной стоимостью 10 тыс. рублей каждый.
Данная сумма являлась на тот момент стоимостью основных фондов предприятий страны в расчете на душу населения (примечание: основные фонды – это здания, прочие сооружения, инженерные сети, оборудование, транспортные средства, инвентарь, инструменты, промышленные технологии и др.).
Общая стоимость основных фондов составляла около 1400 млрд. рублей, численность населения – около 148 миллионов человек, было выпущено почти 150 миллионов ваучеров.
Каждый гражданин России (независимо от возраста) мог приобрести 1 ваучер за символическую плату 25 руб. в отделениях Сбербанка. Ваучеры продавались при предъявлении паспорта или свидетельства о рождении, но небыли именными.
Затем эти ваучеры можно было продать юридическому или физическому лицу, вложить в приватизационный фонд или в предприятие посредством обмена ваучера на акции. Количество акций, которые можно было получить за 1 ваучер, зависело от стоимости 1 акции:
(Лирическое отступление: «И почему мы не вложили ваучеры в акции Газпрома?»).
Можно сделать вывод, что в выигрыше после массовой ваучерной приватизации предприятий России оказались только те, кто оптом скупил ваучеры и вложил их в перспективные предприятия, но таких людей немного.
По большому счету получить выгоду от приватизации государственной собственности смогли только управленческие верхушки предприятий, скупившие за бесценок акции своей компании и ставшие их собственниками. Печальный каламбур из 90-х: «Приватизация – это приХватизация».
Бесплатная приватизация квартир и домов
Как уже говорилось ранее, при социалистической экономике вся недвижимость, в том числе жилая, находилась в собственности государства. Лишь вступив в эру рыночных (капиталистических) отношений, официально стало разрешено совершать сделки с жилой недвижимостью, находящейся в личной собственности.
Важно: в личной собственности в СССР были индивидуальные жилые дома (статус закреплен Конституцией 1936 года) и квартиры в многоквартирных домах (с 1958 года), построенные жилищно-строительными кооперативами на личные денежные средства граждан.
Но совершать сделки купли-продажи личной собственности было запрещено законом, это грозило реальным тюремным сроком. Жилье, находящееся в личной собственности, до 1988 года можно было только менять.
В период перехода к рыночной экономике, в 1988 году Постановлением Совета Министров была зафиксирована возможность приватизации жилого фонда, ранее принадлежавшего государству, т. е. перевод жилья в частную собственность с вытекающими последствиями (разрешением его продавать, покупать, завещать).
Но только с 1991 года, с выходом Федерального закона о приватизации жилого фонда, началась массовая приватизация. В данном законе было регламентировано, что каждый гражданин РФ вправе:
- единожды в жизни воспользоваться правом бесплатной приватизации квартиры или дома, где он проживает и зарегистрирован (прописан);
- не приватизировать жилье в частную собственность, а заключить договор с муниципалитетом на бессрочное и бесплатное проживание (не учитывая оплаты коммунальных услуг). Такой договор называется договором социального найма.
Срок, в течение которого граждане могли приватизировать свое жилье, продлялся несколько раз, и в 2017 году было принято решение о пролонгации (что это?) данного срока на неопределенное время.
Порядок приватизации жилья (квартиры или дома)
Стать собственником жилых квадратных метров, на которых гражданин проживает по договору социального найма, можно. Для этого нужно:
- определить, подходит ли жилье под статус приватизируемого. Нельзя приватизировать дом или квартиру при наличии одного из следующих факторов:
- жилье официально признано аварийным или подлежащим к сносу,
- комната принадлежит общежитию,
- жилье является служебным (находится в собственности определенного ведомства, в том числе военного),
- жилье расположено в природоохранной зоне;
- гражданский паспорт (паспорта) и свидетельства о рождении для детей до 14 лет,
- заявление по установленной форме (заполняется при подаче документов),
- договор социального найма (при наличии),
- ордер на жилье (при наличии),
- письменное согласие всех лиц, зарегистрированных на данной жилплощади, (заказывается в Росреестре или МФЦ (многофункциональном центре)),
- технический паспорт (заказывается в БТИ (бюро технической инвентаризации) или в МФЦ);
- выписка из домовой книги о зарегистрированных лицах;
Стоит учитывать, что приватизация бесплатна, но придется заплатить госпошлину в размере 2000 рублей и оплатить оформление технического паспорта (около 1500 руб.).
Бесплатная приватизация земельных участков
Конституция СССР провозглашала, что земля и ее недра принадлежат государству. В 1990 году, с переходом к рыночной экономике, изменилось и отношение к возможности иметь земельный надел в частной собственности.
В 1993 году это право было официально закреплено в Конституции, а в 2001 году был принят Земельный Кодекс (ЗК) РФ. Данный документ зафиксировал право граждан РФ единожды бесплатно приватизировать участки земли, ранее выделенные им государством.
Приватизация земельного участка возможна только в случае, если земля была выделена гражданину до 2001 года. Срок приватизации продлялся несколько раз, сейчас так называемая «дачная амнистия» продлена до 01.03.2020 года.