Защита нарушенных или оспоренных прав и охраняемых законом интересов субъектов права предполагает обращение последних в юрисдикционные органы. Однако не любой юрисдикционный орган правомочен рассмотреть то или иное конкретное дело. Определяющее значение в данном случае имеют категории подведомственности и подсудности.
В данной работе рассмотрим вопросы, касающиеся подведомственности.
Подведомственность — это отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа. Каждый орган вправе рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны.
Сущность и одновременно значение подведомственности состоит в том, что она представляет собой своеобразный механизм распределения юридических дел между различными юрисдикционными органами. Данный механизм необходим в условиях существования сложной разветвленной системы судебных и других юрисдикционных органов в Российской Федерации. Четвертакова, Е.Г.
Гражданский процесс: Курс лекций: пособие для подготовки к экзамену / Е.Г. Четвертакова. — М.: А-Приор, 2007.
— с. 140.
Значение подведомственности определяется не только разграничением предметов ведения между различными судами, но и в целом между всеми юрисдикционными органами, которые наделены в настоящее время полномочиями по разрешению юридических дел. Подведомственность является одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в суд. В этом аспекте подведомственность очерчивает пределы реализации данного права, определяя границы судебной власти в соотношении с законодательной и исполнительной, одновременно определяя подведомственность каждому из органов судебной власти.
На правореализационном уровне подведомственность выступает и в качестве юридического факта в конкретном фактическом составе, определяющем возникновение гражданского процесса.
При обращении в суд подведомственность из качества юридического условия становится юридическим фактом, который устанавливается судьей при решении вопроса о возбуждении гражданского дела. При этом в конкретном фактическом составе юридическим фактом является не сама по себе подведомственность, а ее конкретный, определенный вид.
В зависимости от того, подведомственно ли разбирательство гражданского дела одному или разным органам, подведомственность может быть единичной (исключительной) и множественной.
Так, есть категории дел, которые могут разрешаться только судом (например, дела о лишении родительских прав). И в тоже время определенные категории дел (например, имущественные споры между гражданами, между организациями) имеют множественную подведомственность, так как могут разрешаться не только судебными, но и внесудебными органами.
Множественная подведомственность подразделяется на:
Договорная подведомственность — это подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон.
Императивная подведомственность — это подведомственность, при которой дело подлежит рассмотрению только в суде.
Условной считается подведомственность, когда дело подлежит рассмотрению в суде только при наступлении предусмотренного законом условия.
Альтернативной называется подведомственность, которую по своему выбору определяет лицо, ищущее защиту своих прав. При этом круг органов, куда это лицо может обратиться, указан в законе. Если в порядке альтернативной подведомственности гражданин обращается за защитой своих прав в несудебный орган, то в дальнейшем он может обратиться за решением этого вопроса в суд.
Смешанная подведомственность сочетает в себе признаки, присущие другим видам подведомственности, чаще всего императивной и альтернативной.
Подведомственность дел тем или иным органам устанавливается законом или другими правовыми актами. В качестве критериев разграничения подведомственности служат:
наличие договора между сторонами спора. Четвертакова, Е.Г. Гражданский процесс: Курс лекций: пособие для подготовки к экзамену / Е.Г. Четвертакова. — М.: А-Приор, 2007. — с. 127.
Характером спора определяется подведомственность органам судебной власти.
Субъектный состав участников спора наряду с характером спора служат критериями разграничения подведомственности между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Наличие спора разграничивает подведомственность юридических дел между судами и нотариусами, органами записи актов гражданского состояния.
Наличие договора между сторонами спора разграничивает подведомственность между государственными органами судебной власти и внесудебными органами.
Коллизии подведомственности и порядок их разрешения. Тенденции развития законодательства о подведомственности
Полностью избежать возникновения споров о подведомственности вряд ли возможно в силу динамизма развития частноправовых отношений, сложности самой юрисдикционной системы, что определяет неизбежность таких конфликтов. Поэтому следует создать правовой механизм устранения коллизий подведомственности между различными органами гражданской юрисдикции, исключения случаев пересечения компетенции различных органов либо, наоборот, исключения таких ситуаций, когда конкретное юридическое дело неподведомственно ни одному из судебных органов в связи с их отказом принять его к своему рассмотрению.
По общему правилу подведомственность дела определяет соответствующий юрисдикционный орган, в том числе и арбитражный суд. В связи с возможностью возникновения споров о подведомственности необходимо разработать коллизионные нормы, направленные на устранение и разрешение споров о подведомственности между различными органами гражданской юрисдикции.
Разрешение спорных вопросов подведомственности возможно различными способами. Во-первых, оптимальный вариант разрешения коллизий подведомственности — внесение изменений в соответствующие федеральные законы, ее регламентирующие.
Во-вторых, при разграничении подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов следует исходить из понимания правовой природы арбитражного суда как специализированного суда в сфере гражданской юрисдикции. Поэтому спор, который не отнесен к ведению арбитражного суда (а также Конституционного Суда РФ и конституционного (уставного) суда субъекта РФ), должен быть принят к рассмотрению судом общей юрисдикции.
В-третьих, имеется круг дел, которые подведомственны исключительно арбитражному суду независимо от характера требований, например дела о банкротстве, которые подведомственны только арбитражным судам, поскольку производство по делам о банкротстве «поглощает» все остальные требования, заявленные как в рамках арбитражного и гражданского судопроизводства, так и исполнительного производства.
В-четвертых, с помощью специальных коллизионных норм. Можно выделить несколько таких нормативных положений: 1) согласно ст. 28 ГПК, когда хотя бы одно из требований подведомственно суду общей юрисдикции, а другие — арбитражному суду, дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции; 2) другим примером коллизионной нормы является ст.
165 ГК, определяющая, что сделки бесспорного характера в случаях, указанных в законе, подлежат нотариальному удостоверению и (или) государственной регистрации. При возникновении спора сделка признается действительной либо ее регистрация производится на основании решения суда, в том числе арбитражного.
В-пятых, путем установления правовых последствий неподведомственности дела арбитражному и другим судам. Так, полная неподведомственность дела арбитражному суду, установленная при возбуждении дела, является основанием для отказа в принятии искового заявления (п. 1 ч.
1 ст. 107 АПК), а в стадии судебного разбирательства — основанием для прекращения производства по делу (п. 1 ст.
85 АПК). Неподведомственность дела арбитражному суду, связанная с наличием соглашения сторон о передаче спора на разрешение третейского суда, является основанием для оставления иска без рассмотрения (п. 2 ст.
87 АПК). Правовым последствием неподведомственности дела, связанной с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора, на этапе возбуждения дела является возвращение искового заявления (п. 6, 8 ст.
108 АПК), а в стадии судебного разбирательства — оставление иска без рассмотрения (п. 4, 5 ст. 87 АПК).
При понимании и практическом применении правил подведомственности арбитражным судам следует исходить из современных тенденций развития гражданской юрисдикции, отражающей становление системы арбитражных судов в качестве органов судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Существенное расширение компетенции арбитражных судов, осуществленное в рамках принятия новых АПК и ГПК 2002г., подтверждает данную тенденцию. Поэтому вполне правомерен вывод о том, что арбитражные суды с точки зрения их компетенции не являются специализированными, они наделены общей компетенцией по разрешению большинства экономических споров.
Если в АПК 1992 г. подведомственность дел определялась в основном по аналогии с органами государственного арбитража, то в АПК 1995 г. она существенно расширилась, например, за счет дел с участием иностранных лиц.
Одновременно более расширительным стало толкование подведомственности в других сферах, в частности при решении вопросов признания и исполнения решений иностранных судов и арбитражей, которое проводилось как в судебной практике, так и в доктрине специалистами по гражданскому и арбитражному процессуальному праву. Однако незавершенность разграничения подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов на нормативном уровне привела к возникновению такого ее феномена, как альтернативная подведомственность, допускавшая выбор суда (общей юрисдикции или арбитражного суда) заявителем. Кроме того, по многим делам имела место совпадающая компетенция судов, когда одни и те же дела разрешались разными судами гражданской юрисдикции, а критерием разграничения подведомственности выступал критерий субъектного состава.
ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ. ПОДСУДНОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ СУДАМ
Подведомственность (от глагола «ведать») означает предметную компетенцию судов, иных юрисдикционных органов по рассмотрению и разрешению споров.
Защиту гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, осуществляют: суд общей юрисдикции; арбитражный суд; третейский суд.
Под судебной подведомственностью понимается правомочие компетентного суда, указанное в процессуальном законодательстве, рассматривать и разрешать по существу гражданские и иные дела.
В соответствии со ст. 22 ГПК РФ судам общей юрисдикции подведомственны:
- • дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, реализуемые посредством искового производства;
- • дела по указанным в ст. 122 ГПК РФ требованиям, по которым выдается судебный приказ, разрешаемые в порядке приказного производства;
- • дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, указанные в ст. 1 КАС РФ;
- • дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ;
- • дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
- • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
- • дела об оказании содействия третейским судам в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Все дела рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории экономических споров и других дел, отнесенных законов к ведению арбитражных судов (ст. 22 ГПК РФ).
При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.
Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.
В теории гражданского процессуального права и в законодательстве различают несколько видов подведомственности. Точное определение видов подведомственности позволяет правильно применить форму защиты права или определить верную последовательность за защитой нарушенного права в различные компетентные органы государства или организации.
Подведомственность требования может быть:
- • исключительной;
- • альтернативной;
- • условной;
- • определяемой по связи требований.
Исключительная подведомственность означает, что споры, возникающие из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматриваются непосредственно только компетентным судом и не могут разрешаться по существу другими органами.
Исключительная подведомственность означает, что для разрешения спора судом не требуется соблюдения обязательного досудебного порядка (в виде направления претензии) обращения в какие-либо иные органы, кроме суда. К исключительной подведомственности относятся споры о восстановлении на работе, о выселении и т.д. Только арбитражному суду подведомственны дела о признании банкротом как юридических, так и физических лиц.
Альтернативная подведомственность означает выбор лица между несколькими компетентными органами для защиты своего права способ защиты, как правило судебный или внесудебный.
Правовой конфликт может быть разрешен не только судом, но и другим органом (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения лица, требующего защиты, или определяется соглашением сторон, оформленного как до обращения в суд, так и после, но до вынесения судом итогового акта по делу. Например, при нарушении прав взыскателя по исполнительного документу лицо может, как обратиться в административном порядке к старшему судебному приставу, так и в судебном в порядке по КАС РФ обжаловать действия (бездействие) или решение судебного пристава исполнителя.
Оба способа являются законными, и выбор принадлежит истцу.
Кроме того, по обоюдному согласию спорящих сторон спор, подведомственный и суду, и третейскому суду, может быть передан последнему. Для отнесения спора к ведению третейского суда требуются обоюдное волеизъявление двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в письменной форме. Например, заключая договор о поставке, стороны могут в него внести третейскую оговорку.
Условная подведомственность означает, что для определенной категории споров условие его судебного рассмотрения предполагает обязательное урегулирование возникшего спора в претензионном или ином досудебном порядке. Например, в Законе «О защите прав потребителей» предусмотрен обязательный досудебный порядок рассмотрения требований потребителя.
Подведомственность дел, определяемая по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение не представляется возможным.
Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, отнесенных к ведению арбитражного суда.
В законе может регламентироваться порядок рассмотрения определенной категории дел: если разрешение возможно только одним органом, то называется единичная (исключительная) подведомственность, если к нескольким различным органам — то множественная. Например, споры о лишении родительских прав, дела об установлении усыновления разрешаются только судами общей юрисдикции. Дела о несостоятельности (банкротстве) как юридических, так и физических лиц отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов. Следовательно, в отношении таких дел, установлена исключительная судебная подведомственность конкретной категории дел либо единичная.
Однако основная масса имущественных споров имеет множественную подведомственность, так как может разрешаться не только в государственных (мировыми судами, общей юрисдикции, арбитражными), но и третейских судах. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на: договорную, императивную, альтернативную и смешанную.
Договорной называется подведомственность, определяемая обоюдным соглашением сторон. Например, по соглашению сторон подведомственный суду спор о взыскании просроченных коммунальных платежей может быть передан на разрешение третейского суда (ч. 3 ст.
3 ГПК, ст. 5 Федерального закона «О третейских судах в РФ»). Еще одним примером может быть избрание сторонами нотариальной формы защиты прав: по соглашению сторон нотариально можно удостоверить соглашение об уплате алиментов.
Подведомственность является императивной, если дело может быть рассмотрено несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности либо при установлении обязательного досудебного порядка урегулирования спора. Так, большинство трудовых споров разрешается сначала комиссией по трудовым спорам и только после этого — судом (гл. 60 ТК).
Согласно ст. 19 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
При императивной подведомственности вышестоящий орган из числа рассматривающих дела может контролировать правильность принятых решений до него по спору другими органами. Например, суд, рассматривая трудовой спор, вправе не согласиться с принятым до него решением комиссией по трудовым спорам, и разрешить его по существу. Аналогична ситуация с требованиями, предъявляемыми к государственным органам (налоговым органам, службе судебных приставов): суд может не согласиться с выводами, сделанными при обращении в данные органы.
Подведомственность является альтернативной в случае предоставления заявителю выбора юрисдикционного органа. Лицо, заинтересованное в исходе дела, вправе обратиться по своему усмотрению в любой из органов, перечисленных в законе, как к государственному, так и к негосударственному, в том числе в суд (общей юрисдикции, арбитражный суд, третейский суд). Причем выбор между судом общей юрисдикции и арбитражным судом не всегда очевиден.
Так, при возникновении новой категории споров лицо по своему выбору может обратиться в любой суд. Такая ситуация возникла, когда появилась новая категория споров — оспаривание оценки кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательство не регулировало подведомственность и подсудность данной категории споров.
Изначально обращения шли в арбитражный суд, и он рассматривал такие дела, но в последующем данная категория споров была отнесена законодателем к компетенции суда общей юрисдикции.
Также необходимо разграничить подведомственность дел в случае применения судом полномочий по нормоконтролю. Конституционному Суду РФ подведомственны дела о проверке соответствия нормативно-правовых актов Конституции РФ, судам общей юрисдикции (судам субъектов РФ и Верховному Суду РФ — в зависимости от уровня власти, принявшего акт) подведомственны дела о соответствии одного нормативно-правового акта другому, имеющему большую юридическую силу, арбитражному суду (Экономической коллегии Верховного Суда РФ) подведомственны дела по оспариванию нормативно-правовых актов, содержащих экономическую составляющую.
Исключительная подведомственность
Правила специальной подведомственности характеризуются тем, что определенные категории дел отнесены к подведомственности арбитражного суда, независимо от субъектного состава и других критериев . Использование этих правил позволяет разграничить предметы ведения арбитражных судов с судами общей юрисдикции.
По терминологии АПК РФ к специальной подведомственности арбитражных судов отнесены следующие категории дел (ст. 33 АПК РФ):
- о несостоятельности (банкротстве);
- по спорам, указанным в статье 225.1 АПК РФ (дела по корпоративным спорам);
- по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
- по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
- по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 настоящего Кодекса;
- о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Все дела, перечисленные в ст. 33 и 225.1 АПК РФ, рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.
Множественная подведомственность
Правила множественной подведомственности позволяют разрешать определенные категории дел как государственным судам (общей юрисдикции, арбитражным), так и третейским судам.
Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на:
- договорную (определяемую взаимным соглашением сторон);
- императивную (дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности);
- альтернативную (по выбору лица, ищущего защиты своих прав).
Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, при наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению третейского суда спор, возникший из гражданских правоотношений, между организациями.
Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. Императивной подведомственностью охватываются следующие случаи:
- дело до передачи в арбитражный суд подлежит рассмотрению в соответствии с федеральным законом или договором сторон в обязательном претензионном порядке;
- когда федеральным законом предусмотрен предварительный внесудебный порядок разрешения дела в административном порядке, например налоговыми органами.
Так, претензионный порядок установлен федеральным законом по требованиям об изменении или расторжении договора. Иск в этом случае может быть заявлен стороной в арбитражный суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом или договором, а при его отсутствии — в 30-дневный срок (п. 2 ст.
452 ГК РФ).
Что касается досудебного порядка разрешения конфликтов, то такая правовая возможность установлена рядом федеральных законов, в основном по спорам, связанным с уплатой налоговых и обязательных неналоговых платежей. Так, согласно ст. 104 НК РФ до обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению в любой орган, названный в законе. По действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд (ст.
46 Конституции РФ).
Поэтому в настоящее время альтернативная подведомственность практически утратила свое самостоятельное правовое значение в тех случаях, когда речь идет об альтернативе между судебным и административным порядком обжалования. Что касается случаев альтернативной подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, то такие ситуации возможны в силу неоднозначности толкования судами общей юрисдикции и арбитражными судами законодательства о подведомственности.
Характер или предмет дела
Это первый и основной критерий — спор либо иное дело должны:
- носить экономический характер и
- быть связаны с предпринимательской либо иной экономической деятельностью.
Данный критерий экономического спора прямо сформулирован в ч. 1 ст. 27 АПК РФ, ст. 1, 2 и др. АПК РФ, ч. 3 ст. 22 ГПК РФ.
Этот критерий разграничения подведомственности приобрел основное значение, поскольку закреплен одновременно в двух процессуальных кодексах.
В законодательстве понятие экономического спора не определено, что затрудняет толкование данного критерия подведомственности. Экономический характер спора отражает содержание спорного правоотношения и характеризует суть взаимоотношений спорящих сторон — спор возник из предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
При этом экономический характер спора проявляется не только в осуществлении предпринимательской деятельности, но и в доступе к этой деятельности, а также в предъявлении иных имущественных требований.
К экономическим спорам относятся споры из гражданских (ст. 28 АПК РФ) и административных и иных публичных правоотношений ( ст. 29 ).
Характер правоотношения является оценочной категорией, и его выяснение связано с оценкой целой группы фактических обстоятельств. Внешним признаком отраслевой принадлежности правоотношения является местоположение регулирующих их правовых норм. Однако нередко источники той или иной отрасли права содержат правовые нормы, регулирующие отношения различной отраслевой принадлежности.
Так, многие законодательные акты последних лет, например Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», носят межотраслевой характер и содержат в себе нормы как гражданского, так и административного, финансового, процессуального и иного права. Некоторые источники права вообще не имеют четко выраженной отраслевой принадлежности или являются комплексными. Для определения подведомственности на помощь приходит критерий характера (предмета) дела — его связь с предпринимательской и иной экономической деятельностью.
Существует мнение, что хозяйственный (экономический) спор:
- в узком смысле — это спор, возникающий в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и непосредственно с ней связанный, а
- в широком смысле — это спор, возникающий из любых имущественных отношений, а также в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Существующее законодательство и сложившаяся практика позволяют к экономическим и иным спорам, рассматриваемых в порядке искового производства, относить следующие категории дел:
- о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;
- об изменении условий или о расторжении договоров;
- о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
- о признании права собственности;
- об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения (виндикационные иски);
- о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения (негаторные иски);
- о возмещении вреда;
- о защите чести, достоинства и деловой репутации;
- о понуждении поставщиков к заключению государственных контрактов (договоров) на поставку материальных ценностей в государственный резерв;
- о ликвидации юридических лиц.
Согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием:
- организаций, являющихся юридическими лицами;
- граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (ИП);
- в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами:
- РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и
- граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане).
Субъектный состав спора, а именно юридический статус сторон, также наряду с характером дела позволяет более точно разграничить подведомственность между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Наличие договора (арбитражного соглашения) между сторонами спора разграничивает подведомственность между арбитражными и третейскими судами, включая международные коммерческие арбитражи. Соглашение в соответствии с ч. 6 ст.
4 АПК РФ и ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» выступает как основание для разграничения подведомственности между государственным арбитражным судом и арбитражем, третейским судом при наличии ряда условий.
Такой критерий, как спорность либо бесспорность права, разграничивает подведомственность юридических дел между арбитражными судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юридических фактов.
Так, по общему правилу, дела бесспорного характера подведомственны арбитражному суду только в случаях, указанных в законе, например, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ( ст. 30 АПК РФ).
Таким же образом разграничивается подведомственность между создаваемыми органами регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и судами. При наличии бесспорности права такая регистрация производится учреждением юстиции, а при возникновении спора — на основании решения суда или арбитражного суда с учетом субъектного характера спора.
При определении подведомственности дел в сфере нормоконтроля следует исходить из необходимости прямого указания закона о возможности оспаривания нормативных правовых актов. Кроме того, в целом подведомственность в сфере нормоконтроля может быть весьма сложна для определения, поскольку в данной сфере компетенцией наделены Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
Внимание! Споры, возникающие из кредитных отношений, с участием физических лиц подведомственны судам общей юрисдикции (см. Обзор Президиума Верховного Суда России от 22 мая 2013 г. «Обзор судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств»).