Получение лицензии на право пользования недрами

2022 год для недропользования и добывающей промышленности ознаменовался самыми масштабными изменениями в Законе РФ «О недрах» за последние 20 лет.

Нововведения коснулись всех основных вопросов предоставления лицензий на недра, внесения изменений в лицензии или их прекращения. Кроме того, изменилось само содержание лицензии на пользование недрами, которая теперь переведена в единую форму и имеет электронный формат.

О правовых тонкостях обновлённого закона, вступившего в силу с 1 января, на тематическом вебинаре от платформы «Геовебинары» рассказал Денис Никишин, заместитель директора по правовым вопросам ФГКУ «Росгеолэкспертиза».

Внесение изменений в лицензии на право пользования недрами в 2022 году

«Лицензия — это живой организм, который должен постоянно отвечать на те же вызовы, что возникают перед объектом, на который она выдана», — рассказывает эксперт.

Именно поэтому для обновлённого законодательства было принципиально важно дать лицензиям возможность меняться в соответствии с актуальными условиями, вместо того чтобы оставаться «высеченными в граните».

Основания для внесения изменений в лицензию делятся на определённые группы в зависимости от того, кто может инициировать ту или иную процедуру и нужно ли согласие пользователя недр для внесения изменений. Подобная необходимость может отсутствовать в случаях, если процедура носит технический характер либо изменения диктуются требованием действующего законодательства.

По инициативе пользователя изменения в лицензию на недра вносят, если:

  • возникают обстоятельства, существенно отличающиеся от тех, при которых недропользователь получил разрешительные документы (например, была создана ООПТ или изменилась категорийность лесов);
  • появляется необходимость включить в лицензию неуказанные прежде попутные полезные ископаемые.

Ряд изменений может вноситься в лицензию на недропользование по инициативе либо самого пользователя, либо уполномоченного органа.

К таким ситуациям относятся:

  • необходимость завершить ведущиеся работы или ликвидировать (законсервировать) связанные с ними сооружения;
  • изменение границ участка;
  • исправление технической ошибки в документации;
  • изменение наименования юридического лица.

Для всех перечисленных процедур, кроме последней, необходимо согласие недропользователя. А вот изменение наименования юридического лица — момент технический, и начинается этот процесс, как только произошедшую перемену фиксируют в ЕГРЮЛ.

«Раньше это было основанием для переоформления лицензии. Сейчас это просто одностраничное дополнение к лицензии, где указывается новое наименование пользователя. Такое стало возможно благодаря цифровой структуре лицензии, которая больше не привязана к бланку. Первоочередное значение теперь имеют базы данных, в которых всё можно достаточно оперативно поправить, поэтому выдавать новую лицензию в таких случаях становится нецелесообразным», — пояснил Денис Никишин.

В число других изменений, которые могут произойти с лицензией без согласия пользователя недр, также входят актуализация лицензии на недра в соответствии с текущим законодательством и включение в неё горноотводного акта.

«Процедура включения горноотводной документации тоже максимально автоматизирована, — говорит Никишин. — Причём во время её оформления обеспечивается межведомственное электронное взаимодействие Роснедр с территориальными органами Ростехнадзора. Именно последние размещают согласованную документацию в базах данных Роснедр, после чего и начинается процедура её включения в лицензию».

Заявку на продление лицензии на недра теперь можно подать как в электронном виде (через личный кабинет недропользования), так и в бумажном (но все прилагаемые к ней документы всё равно оформляются в виде электронных документов, подписываемых цифровой подписью). Главное, попасть точно в срок — не позднее 3-х месяцев до окончания лицензии.

Досрочное прекращение, приостановление и ограничение права пользования недрами

Основным нововведением в этой сфере стало установление достаточно жёстких законодательных требований, касающихся уклонения от получения уведомлений о допущенных нарушениях и возможном досрочном приостановлении права пользования недрами.

«Если недропользователь не приходит на почту для того, чтобы получить уведомление, которое направлено на указанный в ЕГРЮЛ адрес, либо не отслеживает электронную почту, указанную в лицензии, это может обернуться для него серьёзными проблемами, и теперь это зафиксировано в законе «О недрах», — поясняет Денис Никишин.

Что до лицензий, срок действия которых истекает, теперь они прекращаются автоматически. Для этого больше не требуется даже издания какого-либо приказа, свершившийся факт просто фиксируется в едином государственном реестре на сайте Федерального агентства по недропользованию.

Ещё раз о главном. Электронные аукционы на недра

Кроме того, новый федеральный закон и принятые в его развитие постановления сформировали единую систему электронных аукционов на право пользования недрами.

Единственным способом проведения тендерной процедуры в отношении участка недр теперь является электронный аукцион, проводящийся на электронных площадках, перечень которых утверждён распоряжением Правительства № 1447-Р от 12 июля 2018 года — это те же площадки, где проходят закупки для госслужб и госкомпаний.

Главными отличиями электронных аукционов на недра от их коллег из прошлого стали появление возможности «присудить победу» и, соответственно, право пользования единственному участнику аукциона (в том случае, если больше никто не заявился) и введение разового платежа за пользование недрами.

Читайте также:  Особенности регулирования труда лиц работающих по совместительству

Теперь лицензия выдаётся только после уплаты данного платежа. Если же этого не происходит, неплательщика вносят в цифровой реестр недобросовестных участников аукциона. Таким нарушителям на два года закрывается возможность получения новых участков в рамках любой из процедур лицензирования (то есть и по заявительному принципу тоже), а право пользования недрами могут передать тем, чьё предложение предшествовало горе-победителю.

«Электронные аукционы представляются достаточно удобным сервисом, — делится своим мнением эксперт. — Нет необходимости формировать бумажный комплект документов, везти их зачастую в удалённые регионы, лично приходить на заседание аукционной комиссии… Всё происходит через сервисы электронных площадок, которые за многие годы работы по ФЗ № 44 и № 233 уже отточены достаточно хорошо».

Заявительный принцип получения лицензий на геологическое изучение недр

Механизм заявительного принципа получения лицензий на недра теперь определяет совместный приказ Минприроды и Роснедр № 802/20, принятый в октябре 2021 года.

Что было сделано с помощью этого приказа?

Новым документом государство распределило полномочия между Роснедрами и территориальными органами в зависимости от тех или иных геологических характеристик участков недр, а также установило единые требования к участкам недр, предоставляемым в пользование, и упразднило особый порядок рассмотрения заявок от федеральных геологических компаний.

Кроме того, количество и площадь предоставляемых для изучения участков недр теперь увеличили. Если раньше нельзя было получить больше трёх участков, теперь эта цифра равняется пяти, а размер каждого из них может достигать 500 км 2 при том, что прежде он не мог превышать 100 км 2 .

Приказ также сделал возможной подачу заявок в электронном виде и актуализировал состав и содержание прилагаемых материалов. Причём наибольшие изменения здесь коснулись так называемых нижевышележащих горизонтов — лицензий на участки недр, сопредельные по верхнему или нижнему горизонту с теми, на которые уже есть лицензия; теперь для получения разрешительного документа на такие участки не нужно заново подтверждать наличие финансовых и технических возможностей.

В числе других новшеств — то, что стало возможным изменение границ в сторону уменьшения размеров участка в случае обнаружения там так называемых зон «нельзя», и фиксация невозможности недропользования при наличии на территории запретов и ограничений, предусмотренных 8 статьёй Закона РФ «О недрах».

Пакет документов, необходимый для того, чтобы получить участок недр в пользование, регламентируется всё тем же приказом и существенных изменений, по словам эксперта, не претерпел:

«Это стандартные документы о заявителе: устав, справки из банка, при необходимости договоры займа и кредита, подтверждение технической и кадровой состоятельности (причём дипломы и паспорта технических средств не нужны, достаточно представить перечни специалистов и ТС, а также приложить штатное расписание и выписку из реестра бухгалтерского учёта), предложения по границам участков недр и по составу условий пользования недрами (виды, объёмы и сроки работ, которые планируется здесь осуществлять), плюс перечень полезных ископаемых, в отношении которых планируется проводить все эти работы», — перечисляет Денис Никишин.

Изменения в проведении экспертизы проектной документации на осуществление недропользования

Принятое 16 апреля 2022 года Постановление № 674 изменило порядок проведения экспертизы проектной документации на осуществление геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых.

В первую очередь существенно сократились сроки этого процесса. Если раньше экспертиза длилась 20–60 дней, теперь её обязаны провести за 15–29 рабочих дней.

Фото: pixabay.com

Кроме того, процедура стала более удобной для недропользователей, поскольку в ней появилось два «окна» для того, чтобы доработать заявку либо саму документацию.

«Если при подаче заявки были допущены те или иные ошибки (например, неверно указаны реквизиты или не подтверждены полномочия лица, подписавшего заявку), то её не будут возвращать обратно. Вместо этого проведение экспертизы приостановят, а заявителю направят уведомление о необходимости доработки. На это выделяют неделю. После этого отработка заявки возобновится, подавать новую заявку не потребуется», — объясняет эксперт.

То же самое касается и проектной документации: заявителю отправят уведомления о выявленных экспертной группой нарушениях и вместо того, чтобы начать подготовку отрицательного заключения, поставят процесс на паузу до устранения замечаний — на 21 день.

Результаты всех экспертиз фиксируются в ФГИС «СБД».

«Ещё одной важной новеллой в Постановлении № 674 является обязательное участие Росприроднадзора в проведении экспертиз проектов геологического изучения недр, которые касаются строительства поисковых и разведочных скважин на углеводородное сырьё в Арктической зоне, — добавляет г-н Никишин. — В эту инстанцию проект направляется самой экспертизой для проверки на соблюдение требований с точки зрения охраны окружающей среды».

Поддержка недропользования на фоне санкций и сложной экономической ситуации

В течение последних месяцев и недель появились и временные меры, принятые Правительством РФ по инициативе Роснедр и Минприроды для того, чтобы снизить негативное влияние санкций и всего из них вытекающего.

Так, с 14 марта по 31 декабря недропользователи могут:

  • приостановить пользование недрами на срок до двух лет (для этого необходимо подать соответствующую заявку, в которой в свободной форме изложить обстоятельства, мешающие реализации изучения или разработки территории);
  • продлить сроки выполнения работ, предусмотренных лицензией и проектной документацией (также по заявке).

«Для этого необходимо обосновать то негативное санкционное давление, которое делает реализацию проекта невозможной, — поясняет Денис Никишин. — Это может быть, например, увеличение стоимости банковского кредита или необходимость использования зарубежного оборудования, которое больше нельзя произвести либо закупить.

Причём строго задокументированных доказательств не требуется; достаточно описать возникшую ситуацию и приложить, допустим, переписку с поставщиками техники и оборудования, ссылки на банковские документы или на решения недружественных стран о включении компании в санкционные списки».

Кроме того, власти на год продлили сроки для устранения нарушений пользования недрами, истекавшие в этот же период, а также приостановили течение предельных сроков для подачи документов, связанных с переоформлением лицензий или с получением права пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых.

Читайте также:  Комендантский час в орске

Также временные правила (кстати, полностью они изложены в Постановлении Правительства РФ № 353 от 12.03.2022) допускают отклонения от проектов в части видов и объёмов работ по геологическому изучению недр и в части фактической годовой величины в разработке. Теперь менять проектную документацию из-за этого не нужно.

По словам эксперта, в будущем могут появиться и другие меры поддержки — например, рассрочка по уплатам разового платежа за пользование недрами или сокращение сроков аукционов.

Кроме того, буквально вчера Госдума РФ во втором чтении приняла новый закон, обязывающий иностранных инвесторов-недропользователей переоформить имеющиеся у них лицензии на российские юрлица.

«Из состава лиц, которые могут получить в России лицензию на пользование недрами, нерезиденты исключаются. Всё очень просто: хочешь работать с российскими недрами? Зарегистрируй российскую компанию», — приводит слова министра природных ресурсов и экологии Александра Козлова официальный портал Минприроды.

На то, чтобы осуществить требуемую процедуру, у иностранных компаний будет 90 дней с момента получения соответствующего уведомления.

Помощь в оформлении лицензии на пользование недрами

Основополагающим разрешительным документом, который дает право на использование ресурсов недр, является лицензия.

Лицензия на пользование недрами — документ, удостоверяющий право его владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в нем целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Особенности выдачи лицензии на недра

Лицензирование в недропользовании — процедура непростая, так как нужно знать все нюансы, подготовить объемный пакет документов и согласовать его. Получить лицензию на пользование недрами в желаемый срок, при этом соблюсти все требования или избежать штрафов поможет справка. Также, справка поможет ответить на следующие вопросы: какую документацию подготовить, из чего состоит лицензия на недра, как внести в нее изменения или переоформить и какие штрафные санкции могут быть при несоблюдении требований лицензирования в области недропользования.

Наши клиенты

Добыча подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности

В ситуациях, когда рядом с населенными пунктами или промышленными объектами отсутствуют водоемы, из которых можно осуществлять забор вод для обеспечения населения и предприятий, прибегают к поиску и добыче подземных вод.

Но для осуществления такой деятельности необходимо иметь положительное решение комиссии по предоставлению права пользования участком недр, на котором планируется добыча подземных вод.

Право пользования участками недр для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, возникает на основании решения комиссии, создаваемой Роснедрами, в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр (п.3 ст.10_1 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1).

ВНИМАНИЕ!

18.05.2018 вступил в силу новый Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи (далее — Порядок), утвержденный Приказом Минприроды России от 26.02.2018 г. N 64.

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право, без применения взрывных работ, использовать для собственных нужд (ст.19 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1):

  • подземных вод, объем извлечения, которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения,
  • строительство подземных сооружений на глубину до 5 метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Классификация водоносных горизонтов утверждена Приказом Минприроды России от 27.12.2016 г. N 679.

По порядку расположения сверху вниз по разрезу от земной поверхности водоносные горизонты классифицируются на:

  • Первый водоносный горизонт — водоносный горизонт, расположенный на участке недр первым от поверхности земли, залегающий на водоупорном горизонте.
  • Второй водоносный горизонт — водоносный горизонт, расположенный на участке недр вторым от поверхности земли, перекрытый водоупорным горизонтом и залегающий на водоупорном горизонте.
  • Иные (третий и более глубокие, следующие по порядку) водоносные горизонты — водоносные горизонты, последовательно расположенные ниже второго водоносного горизонта, разделенные между собой водоупорными горизонтами.

По наличию или отсутствию гидравлической связи с поверхностными водными объектами водоносные горизонты классифицируются на:

  • имеющие гидравлическую связь с поверхностными водными объектами;
  • не имеющие гидравлической связи с поверхностными водными объектами.
Читайте также:  Акт готовности системы газопотребления предприятия бланк

По возможности использования водоносных горизонтов в качестве источников централизованного водоснабжения водоносные горизонты классифицируются на:

  • используемые в качестве источников централизованного водоснабжения;
  • не используемые в качестве источников централизованного водоснабжения.

Для получения права пользования участком недр в целях добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, и геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, необходимы следующие документы (п.3 Порядка):

  1. Наименование и организационно-правовая форма, место нахождения юридического лица, планирующего получение права пользования участком недр.
  2. Фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя, планирующего получение права пользования участком недр.
  3. Реквизиты заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащего выводы о: достоверности и правильности оценки количества и качества запасов подземных вод в недрах; подготовленности месторождений или их отдельных частей к промышленному освоению, а также их промышленного значения (в случае предоставления права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения).
  4. Копии учредительных документов, заверенные печатью заявителя (при наличии) и подписью уполномоченного лица — для юридического лица.
  5. Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя — юридического лица: копия решения о назначении или об избрании; копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности. В случае, если от имени заявителя действует иное лицо, заявка должна содержать также: доверенность на осуществление действий от имени заявителя; заверенную печатью заявителя (при наличии) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица).
  6. Данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами: копия бухгалтерского баланса заявителя (с приложением всех обязательных форм) за год, предшествующий подаче заявки, с отметкой налогового органа о его принятии; справки из банковских учреждений о движении денежных средств по счетам заявителя в течение месяца, предшествующего дате подачи заявки; договоры займа или кредита, вступившие в силу на дату подачи заявки (в случае проведения работ за счет привлеченных средств).
  7. Документы, подтверждающие наличие у заявителя или у привлекаемых им в порядке, установленном законодательством РФ: подрядных организаций; технических средств; технологического оборудования; квалифицированных специалистов для эффективного и безопасного ведения работ на участке недр.
  8. Предложения заявителя по условиям пользования недрами, включая предложения по проведению работ по добыче подземных вод.
  9. Предложения заявителя по обоснованию границ участка, на котором планируется проведение работ, включая план (карту), с обозначением границ участка недр, а также описание этого участка недр.
  10. Сведения о технологии и основных технологических показателях добычи поземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участке недр, в отношении которого подана заявка: о целевом назначении использования подземных вод; об обоснованной потребности в подземных водах; о качестве подземных вод и режиме эксплуатации водозаборных сооружений (при наличии на участке недр действующих водозаборных сооружений); о наличии имеющейся или проектируемой наблюдательной сети скважин, ее характеристика, сведения о методах наблюдений за подземными водами.
  11. Согласие пользователя недр (в случае если испрашиваемый участок недр находится в границах участка недр, предоставленного в пользование).
  12. Копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, заверенная в случае представления ее заявителем подписью заявителя.
  13. Копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе с указанием ИНН заверенная: в случае представления ее заявителем печатью заявителя (при наличии); подписью уполномоченного лица — для юридических лиц; подписью заявителя — для физических лиц.
  14. Копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) (для юридических лиц), заверенная в случае представления ее заявителем печатью заявителя (при наличии) и подписью уполномоченного лица.
  15. Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридического лица), заверенная в случае представления ее заявителем печатью заявителя (при наличии) и подписью уполномоченного лица.
  16. Выписка из ЕГРЮЛ, полученная не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки (для юридического лица).
  17. Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), полученная не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки (для индивидуального предпринимателя).
  18. Паспорт и характеристика режима эксплуатации водозаборного сооружения при его наличии.
  19. Копия заключения государственной экспертизы запасов по п.п.3 п.3 Порядка.

Документы и сведения, предусмотренные п.3 Порядка, могут быть поданы в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (п.5 Порядка).

Adblock
detector