- Комментарии статьи 391.1 ГПК РФ в действующей редакции кодекса
- Дополнительный комментарий к статье
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»
- Право надзорного обжалования и порядок его реализации
- Обжалование в порядке надзора
1. Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.
2. В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:
1) -2) утратили силу;
3) вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
4) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
6) определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке.
3. Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, указанных в части второй настоящей статьи, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.
Комментарии статьи 391.1 ГПК РФ в действующей редакции кодекса
Гражданский процессуальный кодекс предусматривает три вида пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, а именно: пересмотр в кассационном порядке, пересмотр в порядке надзора и пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам.
В последнее время надзорный пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу, переживает период кардинального реформирования. Можно выделить основные направления, по которым идет реформирование данной стадии процесса.
Во-первых, это установление временного отрезка, в рамках которого возможен пересмотр в порядке надзора судебных постановлений, вступивших в законную силу. Ранее законодательство предусматривало возможность бессрочного опротестования в надзорном порядке судебных актов, вступивших в законную силу. Данное положение, будучи определенной гарантией проверки законности вступивших в законную силу судебных актов, тем не менее не могло способствовать стабильности судебных постановлений.
Во-вторых, предоставление права на надзорное обжалование судебных постановлений, вступивших в законную силу, не только перечисленным в законе должностным лицам, но и лицам, участвующим в деле. Здесь отражается общая тенденция к сокращению полномочий прокуратуры в гражданском процессе, в том числе в надзорном производстве.
В-третьих, законодательному регулированию подвергается деятельность различных субъектов до вынесения решения о пересмотре судебного постановления, вступившего в законную силу. Речь идет о принесении надзорной жалобы и ее проверке, об истребовании дела для решения вопроса о необходимости пересмотра судебного постановления в судебном порядке.
Все перечисленные выше тенденции нашли свое отражение и в комментируемом Кодексе. Несмотря на новое видение содержательной части пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, в надзорном порядке значимость данной стадии процесса осталась прежней: это гарантия вступления в законную силу и исполнения законных судебных актов и возможности исправления допущенных судебных ошибок, обеспечения единства судебной практики.
Надзорное производство сохраняется в качестве экстраординарного способа проверки судебных постановлений. Полномочия по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора сохраняются исключительно за Президиумом Верховного Суда РФ.
Право на обращение в суд надзорной инстанции является проявлением конституционного принципа права на судебную защиту. В связи с этим комментируемая статья полностью соответствует названному принципу, предусматривая широкий круг субъектов, обладающих данным правом.
В ч. ч. 1, 2 настоящей статьи 391.1 ГПК РФ указано на объекты пересмотра в надзорном порядке и субъекты, наделенные правом инициирования пересмотра судебных актов в порядке надзора.
Перечень объектов пересмотра в порядке надзора носит исчерпывающий характер. Приведенный перечень судебных актов, которые могут быть проверены Президиумом Верховного Суда РФ, свидетельствует о том, что предметом надзорной проверки может стать не любое судебное решение, обжалованное заинтересованными лицами. Согласно Рекомендациям Комитета министров Совета Европы и прецедентной практике Европейского суда по правам человека в суде надзорной инстанции должны рассматривать только те дела, которые «заслуживают третьего судебного разбирательства», поэтому «их круг может быть ограничен делами, которые касаются вопросов права, имеющих значение для общества в целом».
Судебные постановления, принятые по первой инстанции (п. п. 1 — 3 ч. 2 комментируемой ст. 391.1 ГПК РФ в действующей редакции) и подлежащие обжалованию в надзорном порядке, должны вступить в законную силу. Это обязательное требование. В противном случае, т.е. если они не вступили в законную силу, они могут быть обжалованы в апелляционном порядке.
Часть 1 комментируемой статьи 391.1 ГПК РФ также определяет субъектов, которым предоставлено право принесения надзорной жалобы. К ним закон отнес лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Указанные лица (за исключением прокурора) обращаются с жалобой.
Если в рассмотрении дела участвовал прокурор, то в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда вправе обращаться Генеральный прокурор РФ и его заместители.
Согласно действующему законодательству к лицам, участвующим в деле, отнесены: стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным ст. ст. 4, 46 и 47 настоящего Кодекса, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений (ст.
34 ГПК РФ). К моменту обжалования судебного постановления в порядке надзора возможно возникновение правопреемства. Правопреемник лица, участвующего в деле, также обладает правом обжалования судебного постановления, вступившего в законную силу, в надзорном порядке.
Помимо лиц, участвующих в деле, закон предоставляет право обратиться с надзорной жалобой другим лицам, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Из сказанного следует, что названные лица не выступали в процессе в качестве участвующих в деле, но судебным постановлением затронуты их права и законные интересы.
Поскольку лица, участвующие в деле, а также другие лица, чьи права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, вправе действовать через представителя, то последний может быть наделен полномочием на принесение в соответствующий суд надзорной жалобы. При этом полномочия представителя на обжалование судебных постановлений ГПК РФ относит к специальным полномочиям, о которых необходима оговорка в доверенности (ст. 54 ГПК РФ).
Адвокат, назначенный судом в качестве представителя ответчика на основании ст. 50 ГПК РФ, вправе обжаловать решение суда в порядке надзора, поскольку он имеет полномочия не по соглашению с ответчиком, а в силу закона и указанное право объективно необходимо для защиты прав ответчика, место жительства которого неизвестно.
Из комментируемой статьи 391.1 ГПК РФ в действующей редакции исключено положение о том, что производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений как дополнительный способ обеспечения правосудности судебных постановлений предполагает возможность его использования только в том случае, если заинтересованными лицами были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до его вступления в законную силу (ч. 2 ст. 376, ст.
377 ГПК РФ).
Если дело рассматривалось в апелляционном или кассационном порядке, то судебные постановления по делу могут быть обжалованы в порядке надзора не только лицом, по жалобе которого дело проверялось судом второй инстанции, но и другим участвующим в деле лицом, не подававшим апелляционную или кассационную жалобу. Это положение относится и к лицам, не принимавшим участия в деле, чьи права и законные интересы нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
Часть 3 комментируемой ст. 391.1 ГПК РФ содержит специальное правило, относящееся к прокурорам. Ранее определенные в законе должностные лица прокуратуры (так же как и суда) наделялись правом принесения протеста на вступившие в законную силу судебные постановления.
На основании данных протестов проводилось рассмотрение дела в порядке надзора. В соответствии с ГПК РФ прокуратура не обладает таким полномочием. Правом на подачу представлений о пересмотре судебных постановлений в Президиум Верховного Суда РФ обладает только Генеральный прокурор РФ или его заместители при условии, что в рассмотрении дела участвовал прокурор независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции.
Дополнительный комментарий к статье
Объект надзорного производства лишь на первый взгляд остался неизменным. Как это было до 2012 г., вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора. В этом проявляется их единственное сходство с современным производством в суде кассационной инстанции.
Тем не менее отличительной чертой, которая отграничивает компетенцию судов кассационной инстанции от компетенции Президиума ВС РФ, являются решения, определения, постановления, вынесенные судебными органами, указанными в ч. 2 ст. 391.1 ГПК.
Нововведением для надзорного производства стало существенное сужение перечня судебных актов, которые могут быть обжалованы в порядке надзора. Формулировка ст. 391.1 ГПК РФ в действующей редакции позволяет выделить их признак: все они должны быть предварительно рассмотрены в ВС РФ или в соответствующей коллегии ВС РФ.
Постановлением Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 10 утвержден новый Регламент ВС РФ, что стало следствием принятия ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации». В частности, скорректирована структура ВС РФ. Таким образом, в состав ВС РФ вошли новые коллегии.
Право на обращение в Президиум ВС РФ с представлением о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора существует также у Генерального прокурора РФ и его заместителя, если они участвовали в рассмотрении дела.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»
7. Лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых суд принял судебный акт, лица, чьи права, свободы и законные интересы нарушены судебным актом, при обжаловании этих судебных актов пользуются правами и исполняют обязанности лиц, участвующих в деле, в том числе связанные с возмещением судебных издержек (часть 3 статьи 320, часть 1 статьи 376, часть 1 статьи 391.1 ГПК РФ, часть 2 статьи 295, часть 1 статьи 318, часть 1 статьи 332, часть 1 статьи 346 КАС РФ, статья 42 АПК РФ).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»
2. В соответствии с частью 1 статьи 376, частью 2 статьи 377 ГПК РФ в кассационном порядке могут быть обжалованы вступившие в законную силу:
решения, определения районных судов, гарнизонных военных судов, мировых судей, принятые ими по первой инстанции, судебные приказы;
апелляционные определения, вынесенные судами по результатам рассмотрения дел по апелляционным и частным жалобам, представлениям, за исключением апелляционных определений Верховного Суда Российской Федерации (пункты 4 — 5 части 2 статьи 391.1 ГПК РФ);
определения, вынесенные судами апелляционной инстанции, указанными в пунктах 1 и 2 статьи 320.1 ГПК РФ, об оставлении без рассмотрения по существу апелляционных жалобы, представления на основании пункта 4 статьи 328 ГПК РФ и другие определения;
постановления президиумов областных и равных им судов.
Не нашли ответ на свой вопрос? Задайте его юристу по телефону!
4 комментария к “ Статья 391.1 ГПК РФ. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора ”
везде отказ. подана жалоба председателю В С. Получена им 16.04.19. 17.04. истекает срок обращения в кассацию. когда можно подать надзорную жалобу и можно ли ?
В вашем случае надзорная жалоба не подается.
16 мая 2019г. Определение Верховного суда РФ получено 29.5.19. в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам отказано. Когда истекает срок на подачу надзорной жалобы?
Право надзорного обжалования и порядок его реализации
Структурными элементами права надзорного обжалования являются предпосылки права на обращение в суд надзорной инстанции, к которым можно отнести объект обжалования; субъекты права обжалования; срок для подачи надзорной жалобы.
Объектом надзорного обжалования являются вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения; определения Апелляционной коллегии ВС РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции; определения Судебной коллегии ВС РФ, вынесенные в порядке кассационного производства (ст. 308.1 АПК).
К субъектам надзорного обжалования закон относит лиц, участвующих в деле (ст. 40 АПК). Это стороны (истец и ответчик (ч.
1 ст. 44 АПК)); заявители и заинтересованные лица (по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и в иных случаях, предусмотренных в АПК); третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора (ч. 2 ст.
50 АПК); третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора (ч. 2 ст. 51 АПК); прокурор (по делам, указанным в ч.
1 ст. 52 АПК).
К числу субъектов надзорного обжалования АПК относит также государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в соответствии с федеральным законом в арбитражный суд с исками или заявлениями в защиту публичных интересов (ч. 1, 3 ст. 53 АПК).
Право на обжалование судебных актов в порядке надзорного производства имеют также и иные лица в случаях, предусмотренных АПК. В силу ч. 3 ст. 16 АПК к иным лицам относятся лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт.
В соответствии со ст. 48 АПК правом надзорного обжалования обладают правопреемники лиц, участвующих в деле. Представитель (адвокат, юрисконсульт) имеет право на обращение в суд надзорной инстанции по поручению лиц, участвующих в деле, и на основании полученной от них доверенности.
Законные представители имеют право самостоятельно обжаловать судебное решение без доверенности.
Средством возбуждения надзорного производства является надзорная жалоба или представление, подаваемое прокурором. По общему правилу надзорная жалоба подается в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых судебных актов (ч. 4 ст. 308.1 АПК).
Наряду с предпосылками существует ряд условий, предъявляемых к подаче надзорной жалобы. Под условиями права на обращение с надзорной жалобой понимаются факты процессуального характера, которые, в отличие от предпосылок, обусловливают не возникновение права на подачу жалобы, а лишь надлежащий, т.е. установленный законом порядок ее реализации.
К условиям реализации права на обращение с надзорной жалобой относятся:
- а) соблюдение формы и содержания надзорной жалобы или представления (ст. 308.2 АПК);
- б) уплата государственной пошлины;
- г) наличие надлежаще оформленных полномочий представителя в случае подачи надзорной жалобы от имени лица, участвующего в деле.
Содержание надзорной жалобы, ее необходимые реквизиты исчерпывающе полно изложены в ст. 308.2 АПК. Надзорная жалоба подается в ВС РФ.
Надзорные жалоба, представление могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте ВС РФ в сети «Интернет». Документы, прилагаемые к надзорным жалобе, представлению, также могут быть представлены в ВС РФ в электронном виде (ч. 6 ст.
308.2 АПК) 1 .
АПК предусмотрены две формы обращения в суд надзорной инстанции: путем подачи жалобы и путем подачи представления (в случае обращения прокурора).
В надзорной жалобе (представлении) должны быть указаны:
- 1) наименование суда, в который она подается;
- 2) наименование лица, подающего надзорные жалобу, его процессуальное положение, место нахождения или место жительства;
- 3) наименования лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;
- 4) наименования судов, рассматривавших дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими судебных актов;
- 5) сведения об обжалуемом судебном акте, дате его принятия и вступления в законную силу;
- 6) предмет спора;
- 7) основания пересмотра судебного акта в порядке надзора, предусмотренные ст. 308.8 АПК, с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
- просьба лица, подающего жалобу, представление;
- 9) перечень документов, прилагаемых к заявлению или представлению.
В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.
Основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 102 АПК). Соответственно, при подаче надзорной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера (ст.
333.21 НК).
Нарушение требований АПК к форме, содержанию или порядку подачи надзорной жалобы влечет для заявителя неблагоприятные правовые последствия в виде возвращения надзорной жалобы.
В 10-дневный срок со дня поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба (представление) должны быть возвращены без рассмотрения по существу по следующим основаниям:
- а) надзорные жалоба (представление) не отвечают требованиям, предъявляемым к форме и содержанию надзорной жалобы;
- б) надзорные жалоба (представление) поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
- в) пропущен срок обжалования судебного акта в порядке надзора, и в надзорных жалобе или представлении не содержится ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока отказано;
- 4) поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
- 5) надзорные жалоба (представление) поданы с нарушением правил подсудности, установленных ч. 2 ст. 308.1 АПК.
Возвращение надзорной жалобы оформляется определением, в котором указывается основание возврата жалобы и решается вопрос о возвращении из федерального бюджета уплаченной государственной пошлины. Копия данного определения вместе с жалобой и приложенными к ней документами возвращается лицу, подавшему ее, не позднее следующего дня после вынесения определения.
Определение арбитражного суда о возвращении надзорной жалобы обжалованию не подлежит.
Возвращение надзорной жалобы не является препятствием для ее повторной подачи в установленном порядке после устранения обстоятельств, явившихся основанием для ее возвращения.
Надлежащим образом оформленная, с точки зрения ее содержания и формы, надзорная жалоба изучается судьей арбитражного суда ВС РФ (ст. 308.4 АПК).
Судья ВС РФ изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела.
В случае истребования дела судья ВС РФ вправе вынести определение о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта до окончания производства в суде надзорной инстанции, если лицо, подавшее надзорные жалобу, представление, ходатайствует о таком приостановлении, при условии, что заявитель обосновал невозможность или затруднительность поворота исполнения судебного акта либо предоставил обеспечение.
Ходатайство о приостановлении исполнения судебных актов, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ, может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».
Исполнение обжалуемых судебных актов приостанавливается при предоставлении лицом, ходатайствующим о таком приостановлении, обеспечения возмещения другой стороне по делу возможных убытков
(встречного обеспечения) путем внесения на депозитный счет арбитражного суда, принявшего соответствующий судебный акт в первой инстанции, денежных средств в размере оспариваемой суммы либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму. Определение о приостановлении исполнения судебного акта или об отказе в приостановлении исполнения выносится судьей ВС РФ в трехдневный срок со дня поступления ходатайства в суд.
Обжалование в порядке надзора
Последняя инстанция для отмены любого судебного решения по гражданскому делу – это обжалование в порядке надзора.
ГПК РФ позволяет обжаловать вступившие в силу судебные постановления при условии, что пройдены стадии апелляционного и кассационного обжалования. Обжалованию в порядке надзора посвящена глава 41.1 ГПК РФ. Как проходит эта стадия, узнаете ниже.