- Если участок под домом не сформирован, то его собственником является государственное или муниципальное образование
- Права жильцов на несформированный участок, прилегающий к дому
- Обязанность по содержанию придомовых территорий
- Придомовая территория многоквартирного дома
- Придомовая территория. Основные аспекты
- Установка дорожных знаков и «лежачих полицейских»
- Установка шлагбаумов
- Устранение препятствий для пользования придомовой территорией
- Как суды раньше рассматривали споры о содержании прилегающей территории
- Документ: Аналогичные решения есть в определениях Верховного суда от 17.04.2018 № 50-КГ18-6, от 20.12.2017 № 56-АПГ17-21, от 03.10.2018 № 47-АПГ18-4
- Что изменилось
- На заметку: К прилегающей территории относится территория общего пользования, прилегающая к зданию, строению, сооружению или земельному участку, если такой земельный участок образован
- Важно: Участие владельцев объектов недвижимости в содержании прилегающих территорий может быть в том числе финансовым
Если границы прилегающего к многоквартирному дому участка не определены и он не поставлен на кадастровый учет, то его собственником является государство, а не жильцы. Тогда кто должен его содержать и платить за это? Как участком могут распорядиться? Как жильцам узнать, в чьем ведении он находится, и стать его собственниками?
Если участок под домом не сформирован, то его собственником является государственное или муниципальное образование
Многим может показаться интуитивно понятным, какая именно территория прилегает к конкретному дому. Такому впечатлению зачастую способствуют особенности планировки городской застройки: если некоторые дома вынуждены «делить» между собой общее пространство или вообще не имеют явно выраженной «своей» территории, то участки земли, примыкающие к более обособленным домам, напротив, выглядят как выделенные исключительно для них. Расположенные на таком вроде бы несомненно относящемся именно к этому дому участке земли объекты (зоны прогулок и отдыха, детские и спортивные площадки и т.п.) воспринимаются как «принадлежащие» жителям дома.
Но такое мнение далеко не всегда оказывается верным.
Закон действительно устанавливает 1 , что собственникам квартир и нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен дом. Но это правило не начинает действовать полноценно до соблюдения одного условия: участок под домом (и прилегающий к нему) должен быть сформирован, т.е. органы власти должны определить его точные границы (провести межевание), после чего поставить отграниченный объект на кадастровый учет.
Это условие сейчас не соблюдено в отношении земельных участков, прилегающих к большому количеству многоквартирных домов (а если говорить о Москве – то и к большинству домов): участки под ними не сформированы. Это означает, что по закону собственником таких участков является государственное или муниципальное образование. Тогда термин «придомовая территория» имеет крайне неопределенное или условное значение.
Права жильцов на несформированный участок, прилегающий к дому
Собственники помещений многоквартирного дома вправе инициировать процесс формирования земельного участка, на котором расположен их дом. Для этого им нужно принять на общем собрании решение о направлении в органы власти заявления о его формировании. Но итоговый размер и конфигурацию предоставленного участка спрогнозировать довольно сложно.
Он точно будет включать «подошву» и отмостку дома. А вот прочая территория, сколь бы очевидно она ни воспринималась как придомовая, может, вопреки ожиданиям, не войти в сформированную площадь. Такое возможно по многим причинам, связанным с градостроительным и земельным зонированием территории данного города (поселения), имеющимися проектами застройки и т.п.
Пока земельный участок не сформирован, жильцы формально не являются его собственниками, но и не остаются вовсе бесправными. Государственные и муниципальные образования, считаясь собственниками таких участков, существенно ограничены в возможностях их использования и распоряжения ими. Они обязаны учитывать те права собственников помещений дома на примыкающую территорию, которые хоть и отсутствуют сейчас, но должны возникнуть в будущем 2 .
Так, орган власти не вправе передать, например для строительства или иных целей, часть того участка, который в дальнейшем должен быть сформирован и стать общим имуществом собственников помещений дома. Если он нарушит этот запрет, собственники смогут оспорить его решение в суде. Для этого им потребуется доказать, что если бы участок уже был сформирован по должным правилам, то он включал бы в себя и часть, незаконно отданную другому лицу (но следует отметить, что такая задача может оказаться крайне сложной).
Кроме того, в некоторых регионах России собственники помещений дома вправе оградить прилегающую к нему территорию от въезда «посторонних» автомобилей (но не прохода пешеходов!) вне зависимости от того, сформирован земельный участок или нет. Например, таким правом обладают собственники помещений в Москве ‒ оно может быть реализовано в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Москвы от 2 июля 2013 г. № 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в г.
Москве» (в контексте этого акта «придомовую территорию» следует понимать крайне условно). Для установки ограждения (шлагбаума, ворот и т.п.) собственникам помещений необходимо принять соответствующее решение на общем собрании и получить одобрение совета депутатов муниципального образования.
Обязанность по содержанию придомовых территорий
По общему правилу, содержать свое имущество и уплачивать налоги за него обязан собственник. Существенных исключений из этого правила нет: если участок, прилегающий к многоквартирному дому, не сформирован и считается принадлежащим государственному или муниципальному образованию – его содержат за счет бюджетных средств; если же он считается общим имуществом собственников помещений дома – источником средств на его содержание являются их платежи. То есть пока органы власти бездействуют и не формируют прилегающий к дому земельный участок, собственники помещений экономят на тратах, связанных с его содержанием, например на уборке, ремонте дорог, элементов благоустройства и проч.
Вместе с тем большинство домов сейчас находится в управлении «традиционных» управляющих компаний – по существу, государственных или муниципальных. Независимо от того, кто считается собственником придомового участка, – как правило, его содержит та же управляющая компания. Отличаются только правовые и экономические основания, по которым УК тратит средства на содержание участка: если земля государственная, компания получает за это плату из государственного или муниципального бюджета; если земля передана собственникам, на эти нужды должны использоваться деньги, уплаченные владельцами помещений в качестве жилищно-коммунальных платежей.
Однако в силу некоторых причин, связанных с социальной политикой государства, размер платы, вносимой жителями за жилищные услуги, зачастую не зависит от формы собственности на прилегающую к дому землю: обладатели «своей» доли у дома платят столько же, сколько и жители, ожидающие ее выделения.
В домах, где все помещения находятся в государственной или муниципальной собственности, стало обязательным проведение открытого конкурса для выбора управляющей организации. Но если в доме большая часть помещений находится в частной собственности, жильцы могут сами выбрать способ управления. Как понять, какой из них окажется подходящим и повлияет ли он на размер платы за жилищно-коммунальные услуги?
При существующем разнообразии оснований, по которым разные организации могут оказаться обязанными содержать прилегающую к дому территорию, одним из немногочисленных способов выявить ответственное за нее лицо может оказаться обращение к местному органу власти. Он должен быть осведомлен: если в его ведении находится участок – кому он поручил его содержание; если нет – какая организация управляет домом и обязана содержать землю, ставшую общим имуществом собственников помещений.
Кардинально иной может быть ситуация у владельцев квартир в домах, которыми управляют частные компании, товарищества собственников жилья или жилищные кооперативы. Эти управляющие организации вынуждены планировать свои сметы ‒ а значит, и размер взносов с каждого метра помещения в доме – таким образом, чтобы обеспечить содержание не только здания, но и участка около него. Владельцы квартир в таких домах могут прочувствовать ощутимость трат на содержание собственной придомовой территории.
Впрочем, в подобном случае больший размер платежей должен компенсироваться возможностью более действенного контроля за содержанием территории и эффективными механизмами воздействия на свою управляющую организацию.
(Можно ли не оплачивать ЖКУ, если управляющая компания не занимается содержанием дома, обязательно ли уплачивать взносы на капремонт и как оспорить решение общего собрания – читайте в статье «О чем спорят управляющие компании и жильцы?». Как жильцам отстаивать свои права в споре с УК об отключении воды, отопления или электричества, уборке придомовой территории, оплате коммунальных услуг и о решении общего собрания собственников – читайте в статье «Управляющая компания vs жильцы».)
1 Часть 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
2 Пункты 66–68 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 г.
Придомовая территория многоквартирного дома
Придомовая территория многоквартирного дома – участок земли, прилегающий к зданию, на котором находятся проезды для автотранспорта и объекты, необходимые для полноценного функционирования жилого комплекса.
В чьей собственности находится придомовая территория?
Придомовая территория. Основные аспекты
В подавляющем большинстве случаев участок земли под домом и вокруг него, со всеми расположенными на нем элементами благоустройства, является собственностью жильцов.
Но в некоторых ситуациях, для того, чтобы полностью закрепить за собой право распоряжаться полезной площадью и обустраивать ее в соответствии с собственными представлениями о порядке, владельцам квартир необходимо обратиться в надлежащие инстанции.
Выяснить, за кем закреплена придомовая территория многоквартирного дома можно, обратившись с этим вопросом в управляющую компанию, ТСЖ или кадастровую палату. Если земля принадлежит муниципалитету, то она находится в пользовании у жильцов дома, о чем должен быть составлен соответствующий договор.
В нем также оговариваются:
- полномочия обеих сторон;
- на каких условиях используется территория;
- наличие либо отсутствие у собственника права на сдачу в аренду части полезной площади.
По одной копии договора обычно хранится непосредственно в ТСЖ и у местной администрации.
Без согласия жильцов, в чьей долевой собственности находится участок, невозможно совершить никаких действий относительно общедомовой площади. Поэтому, в случае ее приватизации, можно не бояться, что во дворе внезапно возникнет магазин, парковка или развернется строительство нового жилого дома.
Однако, необходимо понимать, что после оформления участка в собственность, ряд финансовых затрат ложится на плечи жильцов: налог на землю, оплата благоустройства и содержания участка в надлежащем порядке.
Установка дорожных знаков и «лежачих полицейских»
Для того, чтобы обеспечить безопасное передвижение по двору, избавиться от желающих припарковаться на газоне или детской площадке и сократить проезд посторонних машин, водители которых таким образом хотят сократить свой путь, можно принять некоторые меры.
Самым простым, но, увы, наименее действенным методом является установка знака «Жилая зона». В пределах его действия запрещается передвигаться со скоростью более 20 км/ч и совершать длительную остановку с работающим двигателем.
Этот знак определяет преимущество пешеходов на проезжей части и запрещает стоянку автомобилей в любом месте, кроме специально отведенного для этих целей участка земли.
Если жильцы изъявили желание установить такой знак при въезде на придомовую площадь, то в первую очередь необходимо провести собрание всех лиц, в чьем пользовании находится участок. При одобрении установки большинством голосов, нужно составить протокол собрания, в котором будет зафиксировано данное решение.
Далее возможны два варианта.
Первый из них более длительный. В связи с тем, что установка любого дорожного знака финансируется из местного бюджета, нужно обратиться с заявлением в муниципалитет, приложив копию протокола с подписями согласных жильцов, чтобы администрация выделила необходимые средства.
Затем следует обращение непосредственно в ГИБДД, где заявление о размещении знака также должно быть одобрено. Лишь после этого знаки будут установлены на въезде и выезде с придомового участка, причем скорее всего это будет сделано лишь на следующий год.
Существует и другой способ. Можно сразу обратиться с заявлением об установке соответствующих дорожных знаков в местное отделение ГИБДД. Практически в ста процентах случаев в данной просьбе будет отказано, так как размещение знака не было заранее внесено в план бюджета.
Тогда можно профинансировать работы из собственного кармана, собрав необходимую сумму со всех собственников жилья. Аналогичным образом производится установка «лежачих полицейских».
Установка шлагбаумов
Если определенный дорожный знак может как-то урегулировать ситуацию с беспорядочной парковкой, то проезд посторонних машин вряд ли от этого уменьшится. Чтобы бороться с этой проблемой, многие ТСЖ принимают решение о монтаже ограждения и шлагбаума. Но делать это необходимо с соблюдением всех правил.
Процедура состоит из нескольких этапов.
- В первую очередь необходимо организовать собрание жильцов, на котором будет рассмотрен вопрос о монтаже шлагбаума для ограничения доступа посторонних на территорию двора. В случае, если более 70% собственников настроены положительно по поводу данного вопроса, то можно переходить к следующему этапу, предварительно запротоколировав этот факт.
- Далее необходимо обратиться с заявлением в местную администрацию, приложив к нему протокол собрания жильцов и подробный проект заграждения. В течение месяца оно должно быть рассмотрено и по нему выносится решение, о котором уведомляют собственников.
- Нужно быть готовыми к тому, что может быть получен отказ. Обычно это случается, если в результате рассмотрения заявления выясняется, что после установки шлагбаума не будет обеспечен круглосуточный беспрепятственный доступ во двор машинам коммунальных и экстренных служб.
В случае, если уже установленное ограждение будет представлять собой препятствие для проведения работ по обустройству территории, ремонту либо строительству, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств, оно может быть демонтировано.
При этом жильцов заранее уведомляют о демонтаже и все затраты, которые были осуществлены владельцами общедомового земельного участка, компенсируются в полном объеме. Сумма компенсации определяется с помощью проведения независимой экспертизы.
Устранение препятствий для пользования придомовой территорией
Нередко возникают спорные ситуации, когда при проведении собрания оказалось, что не все собственники имеют возможность оплатить из собственных средств установку и обслуживание шлагбаума или кодовых ворот. А так как такие жильцы обычно остаются в меньшинстве, то монтаж ограждений все равно производится.
Инициативная группа собственников, которые осуществляют контроль за данными работами, впоследствии не выдают ключи отказавшимся соседям, аргументируя это тем, что эти жильцы не участвовали в сборе финансовых средств.
Подобные действия являются незаконными, что можно доказать, обратившись с исковым заявлением в суд. По решению суда председатель ТСЖ обязуется обеспечить беспрепятственный проход и проезд на придомовую территорию всем собственникам жилья без исключения.
Также стоит отметить, что некоторые жильцы самовольно размещают на общедомовом участке не капитальные постройки (чаще всего это гаражи-ракушки). Для законного осуществления таких действий, необходимо получение соответствующих разрешений.
Это либо согласие большинства собственников, либо разрешение от городской администрации, в зависимости о того, в чьей собственности находится земля. Если никаких разрешающих документов у владельца постройки нет, то конструкция подлежит сносу.
Исключением из этой ситуации являются ветераны ВОВ, которые могут беспрепятственно возвести гараж на придомовой площади, но только для личного пользования.
Любые постройки, заграждения и посадки должны иметь документально закрепленное разрешение.
В ином случае они подлежат сносу, как незаконные. В редких случаях владельцам удается получить согласие уже после возведения строения/заграждения, но лучшим вариантом все же является заблаговременная подготовка всех необходимых бумаг.
Раньше суды признавали недействительными нормы муниципальных правил благоустройства, которые противоречили статье 210 ГК. В ней сказано, что собственник несет бремя содержания только принадлежащего ему имущества. Сейчас начинает складываться другая судебная практика.
В результате стало проще обязать владельцев недвижимости участвовать в содержании территорий, прилегающих к объектам. Расскажем, для кого можно предусмотреть такую обязанность и в каких документах ее прописать.
Как суды раньше рассматривали споры о содержании прилегающей территории
Если земельный участок, на котором расположен МКД, сформирован и поставлен на кадастровый учет, он принадлежит собственникам помещений в доме и относится к их общему имуществу. Такой участок обязаны содержать собственники помещений в МКД. Если земельный участок под домом не сформирован и на учет его не поставили, он находится в собственности муниципального образования.
Территорию вокруг дома в этом случае должен содержать муниципалитет. Такие выводы суды делали из статьи 210 ГК. Муниципальные правила благоустройства, которые противоречили этой норме, судьи признавали недействительными.
Документ: Аналогичные решения есть в определениях Верховного суда от 17.04.2018 № 50-КГ18-6, от 20.12.2017 № 56-АПГ17-21, от 03.10.2018 № 47-АПГ18-4
ПРИМЕР 1. Гражданин поскользнулся на льду около нежилой пристройки к МКД. В результате его здоровью был причинен вред средней тяжести. Гражданин обратился в суд с иском к управляющей организации и ИП — собственнику нежилого помещения. Истец потребовал взыскать с ответчиков утраченный заработок и компенсацию морального вреда.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования истца. Они руководствовались пунктом 98 решения Омского городского совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска». В этой норме сказано, что убирать территорию, прилегающую к границам здания, обязаны лица, которые ведут на этой территории или в здании хозяйственную или иную деятельность.
Предприниматель не согласился с выводами судов и обратился в Верховный суд.
Верховный суд отменил решения нижестоящих судов. Он указал, что лицо, которое не является собственником имущества, несет бремя его содержания только в случаях, предусмотренных федеральными законами или договором. Правила благоустройства к федеральному законодательству не относятся.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ разрешает органам МСУ устанавливать порядок участия собственников зданий и помещений в благоустройстве прилегающих территорий. Но возложить на собственников обязанность по содержанию территории помимо их воли нельзя (определение Верховного суда от 17.04.2018 № 50-КГ18-7).
Муниципальные правила благоустройства, которые обязывают правообладателей жилых и нежилых помещений убирать прилегающую территорию, суды признавали недействующими как по искам самих собственников, так и по прокурорским искам в защиту прав неопределенного круга лиц.
ПРИМЕР 2. Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению положений правил благоустройства города. Они обязывали юридических и физических лиц, а также ИП содержать в чистоте и порядке территорию, которая прилегает к зданиям, сооружениям и другим объектам недвижимости. Эта обязанность была установлена для всех владельцев недвижимого имущества: собственников, арендаторов, лиц, принявших объекты в оперативное управление или хозяйственное ведение.
Прокурор указал, что муниципальный правовой акт не должен возлагать на физических и юридических лиц обязанность по содержанию прилегающей к их имуществу территории, если она не находится в их собственности, владении либо пользовании. Это противоречит требованиям Конституции и федеральных законов.
Судьи согласились с прокурором. Из правил благоустройства следует, что прилегающая территория — это территория общего пользования. Земли общего пользования — это земли, не предоставленные в собственность или пользование физическим и юридическим лицам.
Такие земли находятся в собственности муниципального образования (ст. 16–19 ЗК). Статья 210 ГК дает собственнику возможность перенести бремя содержания имущества на других лиц полностью или частично.
Но это допустимо лишь в случаях, указанных в законе или договоре.
Правила благоустройства не устанавливают порядок определения границ территорий по содержанию, благоустройству и уборке территории. Кроме того, они не устанавливают предельные размеры площади участка, обязанность по содержанию которого возлагается на граждан и юридических лиц, а также возможные случаи несения такой обязанности (решение Петровского районного суда Ставропольского края от 09.09.2015 по делу № 2-772/2015).
Что изменилось
На заметку: К прилегающей территории относится территория общего пользования, прилегающая к зданию, строению, сооружению или земельному участку, если такой земельный участок образован
28 июня 2018 года вступила в силу новая редакция Градостроительного кодекса (Федеральный закон от 29.12.2017 № 463-ФЗ). Законодатель ввел понятие «прилегающая территория». Он также установил, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать непосредственное и финансовое участие собственников и иных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий.
Правила могут определять границы таких территорий в соответствии с установленным региональным законом порядком. Исключение предусмотрено для собственников и владельцев помещений в МКД, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам МКД.
Летом 2019 года Верховный суд рассмотрел очередное дело об оспаривании положений городских правил благоустройства. Решение, которое он принял, — хорошая новость для муниципалитетов.
ПРИМЕР 3. Муниципальные правила благоустройства требовали от владельцев и собственников зданий и сооружений содержать прилегающие к их объектам территории. Для ларьков такая территория определялась в 10 м, для рекламных конструкций — в 5 м, а для МКД — в 15 м по периметру от границ земельного участка, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Одна из управляющих МКД организаций сочла, что муниципалитет незаконно возлагает на нее как на лицо, ответственное за содержание МКД, обязанность содержать территорию, не входящую в общее имущество собственников.
Организация попыталась оспорить положения правил благоустройства в суде.
Областной, а затем и Верховный суд отказали в административном иске. Суд указал, что благоустройство территорий — деятельность в том числе по содержанию расположенных на них объектов, а также прилегающих к ним территорий. Градостроительный кодекс в редакции Закона № 463-ФЗ предусматривает обязанность лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения или сооружения, принимать участие в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются муниципальными правилами благоустройства.
Этими правилами муниципалитеты вправе регулировать вопросы участия в содержании прилегающих территорий собственников и владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (п. 13 ч. 2 ст.
45.1 Закона № 131-ФЗ). Основания для признания недействующими норм муниципальных правил благоустройства могут быть только процедурными. В рассмотренном случае порядок принятия этих правил нарушен не был (определение Верховного суда от 05.07.2019 № 2-АПА19-5).