- Комментарий к Ст. 230 ГПК РФ
- Ответственность за составление протокола
- Статья 28.5 КоАП РФ. Сроки составления протокола об административном правонарушении
- Комментарии к ст. 28.5 КОАП РФ
- Последствия нарушения сроков составления протокола
- Другой комментарий к Ст. 28.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
- Составление и оформление протоколов заседаний, собраний
- ПРОТОКОЛ
1. Протокол составляется в судебном заседании или при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания либо по поручению председательствующего помощником судьи. Протокол составляется в письменной форме, может быть написан от руки или составлен с использованием технических средств.
Протоколирование судебного заседания с использованием средств аудиозаписи (аудиопротоколирование) ведется непрерывно в ходе судебного заседания. Для обеспечения полноты составления протокола суд может использовать также стенографирование и иные технические средства. Секретарь судебного заседания либо по поручению председательствующего помощник судьи обеспечивает контроль за использованием в ходе судебного заседания или при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия стенографирования, средств аудио- и (или) видеозаписи, систем видеоконференц-связи и (или) иных технических средств.
В протоколе указывается на использование технических средств для фиксирования хода судебного заседания. Носители информации, полученной с использованием аудиозаписи, стенографирования и (или) иных технических средств, приобщаются к протоколу.
2. Лица, участвующие в деле, их представители вправе ходатайствовать об оглашении какой-либо части протокола, о внесении в протокол сведений об обстоятельствах, которые они считают существенными для дела.
3. Протокол судебного заседания должен быть составлен и подписан не позднее чем через три дня после окончания судебного заседания, протокол отдельного процессуального действия — не позднее чем на следующий день после дня его совершения.
4. Протокол подписывается председательствующим и секретарем судебного заседания. В случае, если по поручению председательствующего протокол составлен помощником судьи, он подписывается председательствующим и помощником судьи.
Все внесенные в протокол изменения, дополнения, исправления должны быть оговорены и удостоверены подписями председательствующего и секретаря судебного заседания либо подписями председательствующего и помощника судьи.
5. По изложенным в письменной форме ходатайствам лиц, участвующих в деле, их представителей и за счет лиц, участвующих в деле, их представителей могут быть изготовлены копия протокола и (или) копия аудиозаписи судебного заседания.
Комментарий к Ст. 230 ГПК РФ
1. В ст. 230 содержится ряд новелл (по сравнению со ст. 228 ГПК 1964 г.):
1) четко установлено, что протокол составляется в письменной форме. Тем не менее теперь узаконена возможность использования (в целях обеспечения полноты составления протокола) стенографирования, средств аудиозаписей, видеозаписей, иных технических средств;
2) в связи с этим установлено, что секретарь судебного заседания должен указать на использование средств аудиозаписи и иных технических средств для фиксирования хода судебного заседания. Кроме того, носитель аудиозаписи (например, кассета) приобщается к протоколу судебного заседания;
3) теперь лица, участвующие в деле, их представители вправе заявлять ходатайства об оглашении (в ходе судебного заседания) какой-либо части протокола. Об удовлетворении (или отклонении) ходатайства суд выносит определение, что также отмечается в протоколе;
4) увеличен срок изготовления и подписания протокола судебного заседания с одного до трех дней;
5) уточнен порядок удостоверения исправлений, дополнений, внесенных в содержание протокола.
2. Кроме того, анализ ст. 230 показывает, что:
а) протоколы должны составляться:
или непосредственно в ходе судебного заседания (а не после него или очередного дня, если заседание длилось несколько дней);
или непосредственно в момент отдельного процессуального действия (если оно производится вне заседания, например при осмотре на месте);
б) и в том, и в другом случае протокол составляет секретарь судебного заседания. Председательствующий (или судья) не вправе возложить его составление на кого-либо иного.
3. Применяя правила ч. 2 ст. 230, следует иметь в виду, что:
лица, участвующие в деле, их представители вправе ходатайствовать (письменно или устно, см. коммент. к ст. 36, 166 ГПК) о внесении в протокол сведений об обстоятельствах, которые они считают существенными для дела, а также об оглашении какой-либо части протокола;
об удовлетворении упомянутого ходатайства суд (судья) выносит определение (см. коммент. к ст. 166, 224, 225 ГПК), о чем указывается в протоколе.
О практике КС, связанной с ст. 230 см. его определение от 18.07.06 N 363-о.
4. Характеризуя правила ч. 3, 4 ст. 230, нужно обратить внимание на следующее:
а) хотя протокол составляется непосредственно в ходе судебного заседания (процессуального действия), окончательно он должен быть оформлен (перепечатан, текстуально выверен) не позднее трех дней после дня окончания судебного заседания (либо не позднее чем один день после дня совершения отдельного процессуального действия). Речь идет о календарном сроке, поэтому нужно учитывать правила ст. 108 о том, что в случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, то датой окончания срока считается следующий за ним рабочий день;
б) в те же сроки протокол должен быть подписан председательствующим (а если судья рассматривает дело единолично, то им) и секретарем судебного заседания. Протокол может быть изготовлен как в машинописном, так и в рукописном виде;
в) закон предписывает оговорить и удостоверить подписями (путем учинения соответствующих записей в конце протокола, подписанных председательствующим и секретарем):
все изменения текста протокола (если это вызвано опечатками, ошибками, неправильным указанием даты и т.п.);
все добавления протокола, а также исправления к нему (суд своим определением удовлетворил ходатайство сторон о занесении в протокол обстоятельств, которые они считают существенными для дела);
г) протокол (после его полного изготовления) подшивается в материалы дела.
Ответственность за составление протокола
Председательствующий несет ответственность за полное и объективное отражение в протоколе всего хода судебного разбирательства (см. комментарии к статье 229 ГПК РФ). В целях обеспечения требуемой доброкачественности протокола он должен следить за тем, чтобы к ведению протокола допускались лица, подготовленные к выполнению обязанностей секретаря судебного заседания, во время судебного разбирательства наблюдать за полнотой и точностью отражения содержания процессуальных действий и результатов исследования доказательств, вовремя проверять и корректировать произведенные в протоколе записи, не допускать составления небрежного, неграмотного, технически некачественного процессуального документа.
Лица, участвующие в деле, их представители, согласно статье 230 ГПК РФ, имеют возможность реагирования на качество составления протокола, для чего они вправе просить об оглашении той или иной части протокола, высказывать свои замечания относительно их содержания, ходатайствовать о внесении сведений об обстоятельствах, которые, по их мнению, носят для дела существенных характер. Эти ходатайства и замечания председательствующим выносятся на обсуждение лиц, участвующих в деле, их представителей и разрешаются судом в виде определения. Следует отметить, что в судебном заседании допускается аудиозапись, производимая не только секретарем судебного заседания, но и другими участниками процесса.
В целях достижения полноты протокола, объективности в его составлении суд может использовать эти записи при обсуждении заявленных ходатайств.
Статья 230 ГПК РФ указывает на сжатые сроки изготовления протокола. Он должен быть составлен не позднее чем через три дня после окончания судебного заседания, а при совершении отдельного процессуального действия в крайнем случае на следующий день. Указанное относится и к случаям отложения судом составления мотивировочной части решения.
Протокол считается изготовленным после его подписания председательствующим и секретарем судебного заседания. Перед подписанием протокола председательствующий обязан внимательно ознакомиться с его содержанием и предложить секретарю внести в текст необходимые исправления или дополнения.
Отсутствие подписи в протоколе лишает его силы и значимости как судебного документа, приводит к его недействительности, что влечет за собой те же последствия, что и отсутствие протокола (см. комментарий к ст. 330 ГПК РФ).
Статья 28.5 КоАП РФ. Сроки составления протокола об административном правонарушении
1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
Комментарии к ст. 28.5 КОАП РФ
1. Согласно ст. 4.5 Кодекса постановление по делу по общему правилу может быть вынесено не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения.
В этой же статье предусмотрена возможность более длительного расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении за нарушение отдельных отраслей законодательства и при рассмотрении дел судьями. Однако законодатель, учитывая принцип оперативности производства по делам об административных правонарушениях, установил общее правило о том, что протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления факта совершения правонарушения.
2. Однако иногда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении. Для получения необходимой информации могут потребоваться дополнительные меры по формированию доказательственной базы (см.
комментарий к ст. 26.2). Следует также иметь в виду, что в целях установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применять предусмотренные Кодексом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (см.
комментарий к ст. 27.1).
В случаях, когда немедленное составление протокола невозможно, он должен быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
3. Имеется еще одно исключение из общего правила, предусмотренного в ч. 1 комментируемой статьи.
В соответствии со ст. 28.7 Кодекса по некоторым категориям дел об административных правонарушениях может потребоваться осуществление экспертизы и иных процессуальных действий, связанных со значительными временными затратами. Для таких ситуаций предусмотрено проведение административного расследования, срок которого не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела.
Однако в исключительных случаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом (см. комментарий к ст. 28.7).
После окончания административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу (см. комментарий к ст. 28.7).
4. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ.
2005. 19 апр.) разъяснено, что установленные в комментируемой статье сроки не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен.
Последствия нарушения сроков составления протокола
На практике нарушение сроков составления протокола суд не считает грубым процессуальным нарушением. То есть как единственный аргумент жалобы на постановление, он не убедителен. Однако ситуация меняется, когда протокол уполномоченный орган выносит после истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Если постановление, несмотря на пропуск срока давности, будет вынесено, то при обжаловании его отменят. И производство по делу будет прекращено.
Таким образом, нарушение срока составления протокола об административном правонарушении при соблюдении срока давности привлечения к ответственности не является существенным нарушение и основанием прекращения производства по делу.
Другой комментарий к Ст. 28.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Процессуальный срок представляет собой определенный промежуток времени, на протяжении которого должны совершаться те или иные действия либо приниматься решения по делу. Соблюдение сроков является одним из обязательных условий своевременного, оперативного разбирательства дела об административном правонарушении.
2. Вопрос о сроках составления протоколов об административных правонарушениях в законодательстве РСФСР практически не был регламентирован, хотя в целом учитывались сроки наложения административного наказания, по истечении которых применение мер административного наказания не допускалось. И только в последние годы наметилась тенденция по разрешению данного вопроса в законах об административной ответственности.
3. В данной статье сроки составления протокола об административном правонарушении регламентируются впервые, и в достаточной степени жестко. При этом в зависимости от характера административного правонарушения и условий его совершения установлено несколько вариантов сроков составления протокола об административном правонарушении: а) немедленное составление; б) в течение двух суток; в) в течение месяца; г) в течение двух месяцев; д) в течение шести месяцев.
4. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
Основанием для составления протокола в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения является необходимость: дополнительного выяснения обстоятельств дела; установления данных о физическом лице, индивидуальном предпринимателе или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.
Срок составления протокола в течение месяца, а в исключительных случаях двух и шести месяцев обусловлен необходимостью административного расследования, только по окончании которого и составляется протокол (ч.6. ст.28.7).
Составление и оформление протоколов заседаний, собраний
Составление и оформление протоколов заседаний, собраний осуществляется в соответствии с ГОСТ 7.0.97-2016 и пунктом 5.7 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», разработанных ВНИИДАД.
Протокол – документ, в котором зафиксирован ход обсуждения вопросов и принятия решений на заседаниях, совещаниях, собраниях, конференциях. Поэтому, с одной стороны, протокол может быть информационным документом (содержащим информацию о ходе обсуждения управленческих вопросов), с другой – это распорядительный документ, т.к. содержит постановляющую часть.
Протокол документирует деятельность постоянно действующих коллегиальных органов, таких как педагогический совет, ученый совет, профсоюзный комитет. Обязательно протокол ведётся на собраниях, конференциях, семинарах, совещаниях.
Составление и оформление протоколов заседаний, собраний: ответственность за подготовку протокола и за правильность записей в протоколе несёт секретарь. Протокол должен быть оформлен не позднее 5 дней со дня заседания.
Все виды протоколов оформляются на общем бланке, который включает следующие реквизиты: наименование организации, наименование вида документа (протокол), дата и номер протокола, место составления протокола, заголовок к тексту, текст, подписи.
Протокол должен отражать содержание заседания, собрания, отвечать требованиям полноты и достоверности информации.
Нумерация протоколов собраний, заседаний коллегиальных органов ведётся в пределах календарного года.
Заголовок к тексту протокола – это название протоколируемого мероприятия (совещание, заседание, собрание) и наименование коллегиального органа, работа которого протоколируется.
Текст протокола состоит из двух частей: вводной и основной.
Вводная часть текста протокола должна включать следующие вопросы:
- кто руководит проведением протоколируемого мероприятия;
- кто вёл протокол;
- кто присутствовал на совещании (заседании, собрании);
- кто был приглашён (при необходимости) на совещание, заседание, собрание;
- какие вопросы обсуждались на совещании, заседании, собрании.
Информация о председателе, секретаре, присутствующих и приглашённых включает фамилии и инициалы должностных лиц. Дополнительно для лиц, приглашённых на совещание, указывается занимаемая должность.
На собраниях, где большое количество участников (более 15) перечисление присутствующих в водной части нецелесообразно, поэтому составляется отдельный список присутствующих на собрании, а в разделе «присутствовали», указывается общее количество присутствующих, со ссылкой на прилагаемый список.
к протоколу конференции
трудового коллектива КГПУ
присутствующих на собрании трудового коллектива КГПУ
Секретарь личная подпись И.О. Фамилия
Разделы «присутствовали» и «приглашённые» важны для протокола, т.к. влияют на юридическую силу документа. Для протоколов коллегиальных органов, собраний важно указывать общее количество членов коллегиального органа, трудового коллектива, необходимых присутствовать.
Рассматриваемые вопросы перечисляются в разделе «Повестка дня». Формулировка вопросов повестки дня должна начинаться с предлогов «о» (об), наименование должности и фамилия докладчика пишется в родительном падеже.
Если вопросов несколько, они нумеруются арабскими цифрами и располагаются в порядке обсуждения.
1. О выполнении коллективного договора за 2020 год. Доклад ректора Н.И. Петрова
2. О внесении изменений в Устав. Сообщение проректора Т.И. Тихонова.
Основная часть текста протокола излагается в соответствии с вопросами повестки дня. Построение каждого вопроса осуществляется по схеме: СЛУШАЛИ – ВЫСТУПИЛИ – ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ). Эти слова печатают прописными буквами.
После слова «СЛУШАЛИ»: в именительном падеже указывается фамилия докладчика и излагается тема доклада. Если имеется текст доклада, после фамилии докладчика делается отметка: «Текст доклада прилагается».
В разделе «ВЫСТУПИЛИ»: последовательно указывают фамилии лиц, принявших участие в обсуждении доклада, и высказанные ими мнения. Фамилии выступивших и содержание их выступлений записываются в форме 3 лица единственного или множественного числа: «считает», «предлагает» или «считают», «предлагают».
При необходимости в этом же разделе протокола фиксируются вопросы, заданные докладчику, и его ответы.
В разделе «РЕШИЛИ»: («ПОСТАНОВИЛИ») записывается принятое решение.
Принятые решения формулируются в неопределенной форме глагола: «доработать…», «одобрить…», «проинформировать…».
По одному вопросу может быть принято несколько решений, в этом случае они нумеруются арабскими цифрами.
При необходимости наряду с решением указываются результаты голосования: количество голосов, поданных «за», «против», «воздержавшихся», а также, если голосование было тайным, — количество выданных бюллетеней.
Если один из участников заседания не согласен с решением, он может представить особое мнение по принятому решению. Оно излагается на отдельном листе и присоединяется к протоколу. В этом случае в протоколе после записи соответствующего решения делается запись: «Особое мнение Петрова А.П. прилагается».
Принимаемые решения коллегиального органа (педагогического совета, совета директоров,профкома) требуют голосования. В этом случае после раздела Постановили указывается:
ГОЛОСОВАЛИ: за — …против — …воздержались
Например: форма полного протокола
Постановление (решение) указывается в протоколе полностью. Протокол подписывается председателем и секретарём. К протоколу подшиваются представленные на рассмотрение материалы: справки, доклады, проекты и т.д.
Решения, принятые на заседании, доводятся до работников организации в виде копии самого протокола или выписки, постановляющей части из него, либо в виде других распорядительных документов: приказов, решений, составленных на основании протокола.
Протоколы относятся к числу важных документов организации, поэтому хранятся не менее 10 лет и передаются на постоянное архивное хранение.
По объёму фиксированных данных, в зависимости от вида заседания и статуса коллегиального органа выбирается форма протокола:
- Краткая, в тексте которых указывается лишь постановление.
- Сокращённая, в тексте которых печатают фамилии выступающих в порядке их выступления. Название каждого доклада заканчивается решением или постановлением.
- Полная, в тексте которых кроме постановлений, кратко записывают выступления докладчиков и других участников собрания, совещания, заседания.
- Стенографическая, форма протокола составляется на основе стенографического отчёта: о заседании (стенограммы) и дословно передаёт процесс обсуждения каждого вопроса и выработку решения по нему.
Полные и стенографические протоколы составляют на основе рукописных стенографических или магнитофонных записей, которые ведутся во время заседания.
Например: форма краткого протокола
Пример краткого протокола
660049 г. Красноярск тел. (3912) 23-23-16
ПРОТОКОЛ
заседания президиума профсоюзного комитета
28 октября 2020 г. №14
Председатель: Белова Е.Н.
Секретарь: Моисеева В.Н.
Присутствовали члены президиума из 11 человек – 9 человек, в том числе: Арнольд Е.В., Багдасарьян И.С., Дзяугис С.В., Иванова Е.В., Коваленко Т.Д., Моисеева В.П., Смирнова Ю.Н., Ценюга И.Н., Яблокова Н,Н. (указываются в алфавитном порядке)
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1.Об итогах участия во Всероссийской акции протеста 15 октября 2020 года профсоюзной организации КГПУ
Сообщение: зам. председателя Ценюга И.Н.
ПОСТАНОВИЛИ:
1.1 Информацию об участии во Всероссийской акции протеста 15 октября 2020 года принять к сведению.
1.2 Выразить благодарность первичным профсоюзным организациям, принявшим активное участие во Всероссийской акции работников образования.
2.Об информационной работе в профсоюзной организации.
Доклад председателя организационно-массовой комиссии профкома Моисеевой В.Н.
ПОСТАНОВИЛИ:
2.1 Принять к сведению информацию об информационной работе в профорганизации.
2.2 Выписать газету «Мой профсоюз» в 3-х экземплярах.Ответственная Моисеева В.Н.
2.3. Оформить стенд профсоюзной информации в учебном корпусе № 4 и № 5. Ответственная Багдасарьян И.С. до 01.12.2020
Председатель Белова Е.Н. Белова
Пример сокращённого протокола
660049 г. Красноярск тел. (3912) 23-23-16