- Если водитель виноват в ДТП
- Сроки
- На какую СТО обращаться
- Когда можно рассчитывать на подменный автомобиль
- Франшиза
- Если автомобиль на гарантии
- Как проверить машину после ремонта
- Ответственность за некачественный ремонт
- Что делать, если страховая отказалась ремонтировать
- Неустойка за нарушение сроков
- Как получить выплату по КАСКО вместо ремонта
- СТОА или калькуляция?
- Преимущества ремонта по КАСКО на СТОА.
- Взаиморасчеты.
- Скрытые повреждения
- Качество ремонта
- Список СТОА, с которыми работает страховая компания
- Дилер или не дилер?
- Удаленное урегулирование убытка у дилера.
- Как получить направление?
- Каков срок ремонта по закону?
- Где лучше отремонтировать авто?
- Гарантийного автомобиля
- Как нужно принимать машину после починки?
- Что делать если ремонт оказался некачественным?
- Какие могут быть причины отказа?
- Что если отказали?
- Как получить деньги по страховке вместо ремонта?
- Можно ли отказаться от ремонтных работ?
- КАСКО на гарантийный автомобиль — на что стоит обратить внимание?
- Виды возмещения по КАСКО для машин на гарантии
- Денежная компенсация по калькуляции
- Выбор СТОА по направлению страховщика
- СТОА по выбору страхователя
- Что делать, если страховая выдает направление на неофициальный дилер по КАСКО на гарантийную машину?
- Что делать, если ремонт сделан некачественно по КАСКО на гарантийную машину?
- Передача автомобиля в ремонт по КАСКО и ОСАГО
- Порядок действий после некачественного ремонта по КАСКО
- Кто должен отвечать?
- Порядок действий автовладельца
- Чего требовать?
- Проведение экспертизы
- Перечень основных нормативных актов:
Полис КАСКО при наступлении страхового случая компенсирует ремонт поврежденного автомобиля.
Возможно несколько вариантов:
- Перечисление денег на ремонт машины непосредственно страхователю. Сумма должна покрывать расходы не только на проведение работ, но и на покупку запасных частей и других необходимых материалов.
- Страховая компания может выдать направление на СТО официального дилера (станцию технического обслуживания), где будет выполнен ремонт транспортного средства.
- Если у страховщика есть своя мастерская или заключен договор – ремонт будет выполнен там.
Водитель может подобрать автомастерскую самостоятельно.
В ремонтные работы по полису КАСКО входит:
- устранение вмятин и иных кузовных дефектов;
- замена вышедших из строя деталей;
- проверка и восстановление функциональных систем автомобиля.
Ремонт должен привести транспортное средство в состояние до аварии.
В договоре КАСКО иногда прописывается, что мелкие ремонтные работы страхователь осуществляет сам за собственный счет (при наличии франшизы). Если такого пункта нет, то компания обязана оплатить все расходы, независимо от размера ущерба.
Если водитель виноват в ДТП
В случае повреждения автомобиля по вине владельца, будет выплата или нет – зависит от условий договора КАСКО.
Обычно страховые компании не компенсируют ремонт в таких случаях:
- управление ТС в нетрезвом виде или в состоянии наркотического (токсического) опьянения;
- грубые нарушения правил дорожного движения;
- заведомо неисправные системы автомобиля, препятствующие вождению и др.;
- за рулем находился не владелец полиса, а иное лицо.
К страховым случаям, за которые страховые обычно выплачивают без проволочек:
- наезд на препятствие или столкновение с ним (бордюр, камень, столб, шлагбаум, забор и др.);
- попадание колес машины в канализационные люки, колеи, ямы и впадины на дороге;
- когда ТС слетело в кювет и др.
Сроки
В законе «О страховании» не предусмотрен граничный срок ремонта по полису КАСКО, поэтому нужно анализировать условия договора.
Возможны такие периоды времени:
- Подача заявления и письменного уведомления о наступлении страхового случая – от 3 до 5 дней.
- Документы рассматриваются страховщиком в течение одной недели.
- Проведение экспертной оценки состояния авто для определения объема работ и сроков их проведения – 5 суток.
- Непосредственное восстановление машины – от 1 до 2 месяцев в зависимости от сложности повреждений.
- Сдача-приемка результатов ремонта – от 1 до 3 дней.
Страховая компания оформляет договор со СТОА на ремонт авто в пользу третьего лица – держателя полиса КАСКО, владельца транспортного средства.
В таком соглашении всегда прописываются сроки выполнения работ (существенное условие). В противном случае, его можно признать недействительным.
На основании ст. 430 ГК РФ страхователь, как заинтересованное лицо, имеет право требовать соблюдения сроков ремонта своего транспортного средтсва в соответствии с договором.
На какую СТО обращаться
Возможен ремонт в СТО предложенной страховой компанией, самостоятельно или у дилера.
Ремонт по КАСКО «у официалов» обладает следующими преимуществами:
- высокий профессионализм сотрудников;
- гарантия на один год после ремонта;
- производство работ осуществляется на качественном и современном заводском оборудовании, которое сложно найти в обычных автомастерских;
- запасные части и материалы для машины поставляются быстро, потому что у официальных дилеров часто имеются свои склады.
- стоимость ремонта, завышена в среднем на 30%;
- возможны срывы сроков.
Если держатель КАСКО сам выбирает СТО, то может сэкономить денежные средства, а также доверить свою машину проверенным мастерам, к который, например обращался ранее.
Ремонт в мастерской, у которой есть договор со страховщиком может обойтись дешевле, чем у официального дилера, но не всегда можно надеяться на высокое качество работ, так как страховщику выгодно чтобы ремонтные работы обошлись ему дешевле.
Для экономных автовладельцев предпочтительно получить выплату возмещения «живыми деньгами» и провести ремонт своими силами, но к сожалению в текущих законодательных реалиях это возможно далеко не всегда.
Когда можно рассчитывать на подменный автомобиль
Статья 20 закона РФ «О защите прав потребителей» гласит, что на время ремонта товаров длительного пользования их владельцу должен быть предоставлен аналогичный во временное пользование. В соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55 автомобили, мототехника и прицепы не входят в число таких обязательных объектов.
В некоторых случаях, все-таки, автовладельцы могут рассчитывать на подменную машину:
- Если такое условие первоначально прописано в договоре между страховой компанией и ее клиентом.
- В договоре КАСКО условие о подмене не прописано, но машина находится на гарантии. При этом, официальный дилер готов добровольно предоставить машину клиенту, если ремонт производится именно у него по направлению от страховой компании.
Франшиза
Франшиза по КАСКО это не выплачиваемая сумма, оговоренная в договоре, перенесение части рисков на клиента, взамен на предоставление ему скидки на стоимость полиса. В случае ДТП или иного страхового случая, страхователь обязан покрыть франшизу полностью или частично из своих средств.
Если держатель полиса КАСКО невиновен в ДТП, франшизу можно вернуть как выплату по полису ОСАГО виновника аварии.
Если автомобиль на гарантии
Гарантийный автомобиль – до 3 лет со дня выпуска и находится на обслуживании у дилера. Ремонт машины на гарантии по полису КАСКО может быть произведен:
- в СТОА по выбору страховщика;
- у официального дилера.
Первый вариант выгоден для страховщиков, так как менее затратный. Минус для клиентов – можно частично или полностью утратить гарантию официального дилера.
Второй вариант более затратный для страховых компаний. Поэтому, при оформлении полиса КАСКО на новый автомобиль, его цена, как правило, дороже на 15–20%.
Как проверить машину после ремонта
При передаче транспортного средства в мастерскую следует выполнить осмотр в присутствии представителя СТО, чтобы зафиксировать повреждения (царапины, вмятины и т. п.), комплектацию ТС а также согласовать перечень предполагаемых ремонтных работ.
После окончания ремонта необходимо провести приемку транспортного средства, удостовериться все ли работы выполнены качественно, в соответствии с договором.
Документ, подтверждающий отсутствие претензий со стороны владельца машины – акт приемки автомобиля.
Ответственность за некачественный ремонт
За нарушение максимального срока ремонта ответственность возлагается на страховую компанию. Если клиента не устраивает качество ремонтных работ, то претензии нужно предъявлять непосредственно к мастерской.
От СТОА можно потребовать:
- исправить некачественные работы за их счет;
- или компенсировать затраты на переделку в ином сервисе.
Если мастерская отказывает клиенту, необходимо обратиться в страховую компанию, которая выдала направление на ремонт.
Если мирно путем переговоров проблему решить не удалось, придется обращаться с иском в суд.
Что делать, если страховая отказалась ремонтировать
Случаи законного безусловного отказа в ремонте по страховке:
- просроченный полис КАСКО;
- управление авто осуществлялось не страхователем;
- нахождение водителя в нетрезвом состоянии или под действием наркотиков (токсических веществ);
- умышленное повреждение машины;
- грубое нарушение ПДД, зафиксированное сотрудником ГИБДД.
Случаи отказа, которые возможно оспорить:
- от страховой компании не пришли деньги на счет мастерской;
- в СТОА нет нужных запасных частей;
- не согласован объем работ между компанией и мастерской и др.
Если от автосервиса поступил отказ в приёмке ТС на ремонт, то об этом нужно незамедлительно сообщить в страховую компанию. Если причины устранимы – необходимо дождаться решения проблемы и направить машину на ремонт повторно.
Когда препятствия для ремонта неустранимы, клиент может письменно потребовать от страховщика выплаты компенсации деньгами для самостоятельного ремонта.
При этом, страховщик не имеет права отказать.
Если страховщик после письменного обращения отказался выплатить деньги, необходимо написать жалобу в Общество по защите прав потребителей и РСА (Российский союз автостраховщиков) на действия (бездействие) страховой компании, выдавшей гражданину полис КАСКО или подать исковое заявление в суд.
Неустойка за нарушение сроков
В случае нарушения сроков ремонта машины необходимо потребовать от страховой компании выплатить неустойку:
- Роспотребнадзор накажет страховщика штрафом 50% от страховой суммы.
- в суде может быть взыскана неустойка от одного до полутора процентов от стоимости ремонта за каждый день просрочки.
Как получить выплату по КАСКО вместо ремонта
После наступления страхового случая держатель КАСКО вправе обратиться к страховщику с письменный заявлением, указав как предпочтительный вариант – получение выплаты деньгами на свой расчетный счет для самостоятельного ремонта.
В соответствии со ст. 929 ГК РФ – выдача направлений на ремонт это право страховщика, а не обязанность.
Если компания неправомерно отказывает в выплате компенсации, ссылаясь на положения «Правил страхования», то можно сослаться на статью 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», признав эти условия договора недействительными, как ущемляющие права граждан.
Куда отправят на ремонт по КАСКО — этот вопрос беспокоит большинство потенциальных клиентов страховых компаний. В большинстве случаев ответ будет «на СТОА».
СТОА или калькуляция?
При наступлении страхового случая по полису добровольного страхования основным способом урегулирования убытка является направление поврежденного автомобиля на СТОА. Еще несколько лет назад страховые компании практиковали выплаты «по калькуляции» — проще говоря выплачивали клиенту деньги и он ремонтировался где захочет. Однако при таком способе возмещения ущерба закономерно возникают споры и разногласия между клиентом и страховщиком.
Вот некоторые из этих случаев:
- Расчет калькуляции производится по «среднерыночным ценам», а клиент решил отремонтировать автомобиль у дилера и денег на ремонт не хватило
- После такого ремонта клиент должен предъявить автомобиль без повреждений на повторный осмотр, но в промежуток между ремонтом и осмотром происходит новый страховой случай. И страховщик отказывается платить.
Таким образом в последнее время условие «выплата по калькуляции» практически не применяется в договорах КАСКО.
Преимущества ремонта по КАСКО на СТОА.
Взаиморасчеты.
Несомненным плюсом в направлении на СТОА является то, что все взаиморасчеты происходят без участия клиента. Страховая компании оплачивает счета за ремонт напрямую автосервису. Страхователь записывается на ремонт, привозит автомобиль и спустя некоторое время забирает его уже с устраненными повреждениями.
Зачастую страхователь даже не знает, какова сумма ремонта.
Скрытые повреждения
При первичном осмотре страховая компания указывает в акте только наличие видимых повреждений. В случае серьезного повреждения транспортного средства часто имеются скрытые повреждения, которые невозможно увидеть, не разобрав автомобиль. В случае направления на СТОА автосервис урегулирует все вопросы со страховой самостоятельно.
При оплате «по калькуляции» для согласования скрытых повреждений необходим повторный осмотр экспертом страховой компании, что затягивает сроки ремонта.
Качество ремонта
Автосервисы очень дорожат взаимоотношениями со страховщиками. Страховые компании обеспечивают стабильный поток клиентов, и конкуренция за право работать по убыткам очень большая: страховых компаний мало, а автосервисов много. Если от клиентов поступают жалобы на качество ремонта — страховщик скорее всего расторгнет договор со СТОА и станция потеряет значительную часть прибыли.
Основным минусом ремонта на СТОА по выбору страховщика является то, что не всегда есть возможность предложить станцию рядом с местом проживания клиента. Особенно это актуально для жителей крупных городов, таких как Москва или Санкт-Петербург.
Список СТОА, с которыми работает страховая компания
Многие клиенты перед покупкой полиса КАСКО просят у страхового агента список СТОА, с которыми заключены договора у страховой компании. Данные списки есть и не являются секретом. Если ваш дилер или СТОА, на которой вы обслуживаете автомобиль есть в этом списке — гарантии того, что вы попадете на ремонт именно туда нет.
За время действия полиса страховщик может расторгнуть договор с одним дилером и заключить с другим. Таким образом единственной гарантией попадания на определенную станцию является «Ремонт по КАСКО на СТОА страхователя», но страховой полис с таким условием дороже на 20-30%.
Дилер или не дилер?
Владельцев гарантийных автомобилей больше всего волнует вопрос: попадут ли они на ремонт к официальному дилеру в случае ДТП ил иного повреждения авто? В подавляющем большинстве случаев страховая компания отправляет на ремонт именно на дилера, если иное не оговорено договором страхования. Однако, если срок вашей гарантии закончится в период действия полиса — это условие перестает действовать.
Удаленное урегулирование убытка у дилера.
Большинство дилеров не только продают автомобили и обслуживают их, но также принимают на своей территории заявления о страховых случаях. Это позволяет клиенту не тратить время на посещение страховой компании, а заявить убыток непосредственно у своего дилера и сразу записаться и поставить автомобиль в ремонт. Перед тем, как купить КАСКО, уточните, с какими страховыми компаниями ваш дилер имеет договора на удаленное урегулирование и выбирайте одну из этих компаний.
Узнать, сколько стоит полис с выбором ремонта на СТОА страховщика вы можете в нашем калькуляторе КАСКО.
Как получить направление?
Одним из вариантов компенсации ущерба страхователя является проведение ремонтных работ. В договоре КАСКО могут предусматриваться такие варианты:
- направление на ремонт страховой компанией (СК);
- выбор страхователем СТО для проведения ремонта;
- ремонт по гарантии официального дилера.
Страховщик может указать в соглашении любой вариант. При определении места ремонта самой СК страхователь обычно не может выбирать СТО.
Для получения компенсации по КАСКО в форме ремонта поврежденного транспортного средства (ТС) страхователю необходимо получить направление на ремонт. Для его получения потребуются следующие действия:
- Информирование СК о наступлении страхового случая. Чаще всего договором предусматривается сообщение о происшествии в течение 4-5 дней.
- Подача заявления на страховую выплату. К заявлению необходимо приложить:
- оригинал полиса КАСКО;
- документ, подтверждающий происшествие от ГИБДД (справка по форме Ф-154, протокол и т.п.);
- ПТС;
- удостоверение личности страхователя;
- удостоверение водителя;
- документ, подтверждающий прохождение техосмотра.
- После подачи заявления и рассмотрения представленных документов СК выдает направление на ремонт.
Законодательно не установлена специальная форма направления. Она устанавливается страховщиком, но в документе обязательно отражается следующее:
- номер полиса КАСКО;
- полная информация о ТС, в т.ч. марка, номера и дата выпуска;
- информация о страхователе (владельце ТС);
- информация о СТО, куда направляется автомобиль: наименование, адрес, контактный телефон;
- страховая сумма;
- франшиза (при ее наличии);
- перечень неполадок, подлежащих устранению, намечаемые виды и сроки проведения ремонтных работ.
Последний пункт документа заполняется специалистом СТО, после проведения обследования ТС. Экземпляр направления на ремонт обязательно выдается страхователю. В соответствии с ч.2 ст.313 ГК РФ направление должно быть выдано в течение 7 суток с момента подачи заявления и предоставления необходимых документов.
Каков срок ремонта по закону?
Закон №4015-1 от 27.11.92 (в редакции 2018 г) регламентирует правила обеспечения добровольного страхования, которые должны отражаться в договоре. В отношении сроков проведения ремонта ТС по направлению СК законодательство не устанавливает жестких рамок, ограничиваясь понятием «разумный срок».
Для устранения разногласий максимальные сроки необходимо указывать в договоре КАСКО. В зависимости от сложности работ они, как правило, устанавливаются в пределах 14-45 дней. Для мелкого ремонта требуется несколько дней, но для устранения серьезных повреждений потребуется 1-1,5 месяца.
Нельзя сказать, что данный вопрос совсем не регулируется. Приказом Минпрома РФ от 01.11.92 №43 устанавливаются нормативы проведения отдельных видов ремонтных работ:
- Капремонт двигателя – 2 суток.
- Лакокрасочное покрытие корпуса поверх старого слоя – 10 суток.
- Покраска с удалением старого покрытия – 15 суток.
- Сварочные и жестяные работы повышенной трудности – 30 суток.
- Сварочные, жестяные и лакокрасочные работы по корпусу – 35 суток.
- Полный капремонт автомобиля повышенной сложности – 50 суток.
При внесении сроков ремонта в договор следует учитывать приведенные нормативы. Обычно учитываются и уважительные причины продления продолжительности ремонта. Среди них выделяется необходимость заказа оригинальных деталей производителей и отсутствие согласия в оценке стоимости работ между исполнителем и СК, что требует дополнительных независимых экспертиз.
Где лучше отремонтировать авто?
Главная альтернатива в вопросе, где ремонтировать автомобиль по КАСКО, связана с 2-мя вариантами – официальный или неофициальный дилер. В первом случае, имеется в виду сервисное обслуживание, проводимое по договору, заключенному на длительный срок.
Официальный дилер обеспечивает проведение работ высококвалифицированными специалистами; выдачу гарантии минимум на 1 год; ремонт на высокотехнологичном оборудовании и установку оригинальных запчастей; заказ недостающих деталей у производителя ТС. Основные минусы: повышенная стоимость (на 20-30% выше, чем у неофициального дилера); риск наличия мошеннических схем; затягивание сроков ремонта (иногда более 2-х месяцев).
Услугами неофициального дилера лучше пользоваться при необходимости ремонта ТС с возрастом более 3-х лет. Стоимость ремонта будет заметно ниже. В то же время, частные СТО обеспечивают достаточно высокое качество работ.
Гарантийного автомобиля
ТС, находящееся на гарантии, может ремонтироваться только у официального дилера. Это условие обязан учитывать страховщик при заключении договора. Дело в том, что при проведении любого ремонта на иной СТО, автовладелец теряет право гарантийного обслуживания в сервисном центре.
Ремонт по КАСКО гарантийного автомобиля должен производиться только на СТО, которая является официальным дилером сервисного центра. При заключении договора по КАСКО страхователь должен представить договор гарантийного обслуживания, и условие обязательного ремонта у официального дилера вносится в соглашение.
Как нужно принимать машину после починки?
Владелец автомобиля должен обязательно присутствовать при сдаче ТС на СТО и внимательно проверить качество работ при его возврате. Это поможет избежать последующих проблем, т.к. доказать виновность исполнителя работ через некоторое время будет достаточно сложно, и потребует дорогостоящих, специальных экспертиз.
Сдача автомобиля на ремонт производится на основании акта. В нем указываются следующие нюансы:
- Полный перечень неисправностей и повреждений, которые должны быть устранены.
- Список деталей, требующих замены.
- Перечень неисправностей, которые не устраняются на данном СТО.
- Указание скрытых дефектов, которые ранее не обнаруживались, а выявлены работниками СТО.
- Замечания и пожелания автовладельца по проведению ремонтных работ.
После ремонта, автомобиль принимается по акту приема-передачи. Страхователь должен получить, помимо этого акта, такие документы:
- акты выполненных работ;
- квитанция об уплате со стороны страховщика;
- заказ-наряд на проведение работ;
- документы, подтверждающие стоимость установленных деталей;
- гарантийный талон.
Перед подписанием акта необходимо все тщательно проверить. Желательно привлечь специалиста. Качество ремонта рекомендуется проверить путем тестирования.
Что делать если ремонт оказался некачественным?
За качество ремонтных работ несет полную ответственность СК, а не СТО-исполнитель. Это обстоятельство подтверждено Постановлением ВС РФ от 27.06.2013 №20. Исходя из этого, все претензии страхователь должен предъявлять страховщику.
При обнаружении некачественного ремонта автовладельцу следует действовать в следующем порядке:
- Проведение независимой экспертизы и получение заключения о допущенных нарушениях и неустраненных повреждениях. Экспертизу может проводить только аттестованный специалист, включенный в соответствующий Госреестр. Правила ее проведения утверждены ЦБ РФ от 19.09.2014 №433-П.
- Составление претензии. Это обязательный шаг досудебного решения вопроса. Она составляется автовладельцем и направляется в адрес СК. Претензия должна содержать изложение сути проблемы, доказательства допущенных нарушений и предложения по решению проблемы. Документ может оформляться в течение 2-х лет после проведения ремонта.
- Обращение в суд при отрицательной реакции СК или ее отсутствии.
При некачественном ремонте автовладелец может потребовать такие компенсации:
- бесплатное устранение недостатков;
- проведение повторного ремонта за счет СК;
- денежная компенсация на проведение дополнительных работ страхователем.
Суд на основании представленных доказательств часто встает на сторону истца. Он может присудить полную или частичную денежную компенсацию, в т.ч. морального ущерба. Кроме того, виновная сторона оплатит все понесенные расходы.
Какие могут быть причины отказа?
Законодательство РФ строго охраняет права страхователей, ограничивая СК в вольном трактовании отказа в компенсации ущерба. Однако в ряде случаев отказ признается справедливым. Основные причины законного отказа:
- Повреждение автомобиля в момент, когда водитель находился под действием алкоголя или наркотиков.
- Угоны, совершенные при подтвержденной халатности водителя (например, оставлены ключи зажигания).
- Небольшие повреждения покрытий деталей, не влияющие на их работоспособность.
- Отсутствие водительского удостоверения.
- Передвижение по экстремальной местности (например, лед).
- Самопроизвольное движение автомобиля при неиспользовании ручного тормоза.
- Проведение самостоятельных изменений конструкции без внесения в ПТС.
- Совершение намеренных действий для получения компенсаций.
Что если отказали?
При отказе в проведении ремонта, несмотря на наличии соответствующего пункта в договоре, страхователь действует аналогично проведению некачественного ремонта. При нежелании СК исполнять свои обязательства, автовладельцу следует взять у страховщика письменный отказ, где изложены его причины. Если они справедливы, то придется смириться с решением.
При нарушениях со стороны СК оформляется и направляется претензия, в которой излагается несогласие с действием компании и требования выплат. Прикладываются необходимые документы. Окончательное решение принимает суд.
Как получить деньги по страховке вместо ремонта?
Денежная компенсация вместо восстановления ТС возможна только в том случае, если такое действие предусмотрено договором. Для получения выплаты необходимо своевременно подать СК соответствующее заявление и представить документы, подтверждающие наступление страхового случая. Сумма выплаты определяется на основании экспертного заключения.
Можно ли отказаться от ремонтных работ?
Как правило, право выбора формы компенсации остается за страховщиком. Если он решил направить автомобиль на ремонт, то оспорить такое решение очень сложно. Реально отказаться от проведения ремонтных работ можно в следующих случаях:
- Нарушение сроков ремонта. В этом случае суд может решить о денежной компенсации ущерба.
- Утрата товарной стоимости, т.е. невозможность восстановления первоначального вида ТС. Такая возможность распространяется на автомобиль не старше 5 (импортные) и 3 (отечественные) лет с пробегом не более 100 и 50 тыс. км, соответственно. В этом варианте необходимо проведение независимой экспертизы. На основании экспертного заключения подается заявление на имя страховщика.
Отказаться автовладельцу от ремонта ТС только на основании соответствующего пункта договора или по решению суда.
Ремонт по КАСКО считается одним из самых распространенных вариантов компенсации ущерба, нанесенного ТС. При правильном подходе, он вполне устраивает и страхователя, и страховщика. Правила и условия его проведения должны оговариваться в договоре страхования.
При наличии разногласия сторон вначале проводится досудебное разбирательство, а при необходимости последнее слово остается за судом.
КАСКО на гарантийный автомобиль — на что стоит обратить внимание?
При страховании автомобиля на гарантийный автомобиль по каско, у вас может возникнуть ряд вопросов. Если страховая компания отправит на неофициальный дилер, сохранится ли гарантия? Как виды возмещения могут быть по каско, если машина на гарантии и что делать, если ремонт выполнен некачественно? В это статье мы, опираясь на свой опыт страхования ответим на эти вопросы и расскажем, как купить каско с гарантией.
Виды возмещения по КАСКО для машин на гарантии
Гарантия на автомобиль обычно дается на 3-7 лет в зависимости от марки автомобиля и маркетинга самого дилера. В соответствии с этим направление по КАСКО на ремонт автомобиля после страхового случая выдается только на официальный дилер и страховщик не имеет права направить на неофициальный дилер, иначе страховая компания нарушит закон о защите прав потребителей.
Рассмотрим какие варианты возмещений могут быть:
Денежная компенсация по калькуляции
Данный вариант в договоре страхования КАСКО применяется довольно редко и подлежит согласованию. Так как цены по рынку на ремонтные работы различны, у страхователя и компании могут не сойтись размеры выплат. Страховая компания сделает расчет по минимальным значениям и этих денег на ремонт может просто не хватить.
Часто по этому пункту возникают судебные тяжбы, поэтому страховщик редко согласовывает этот пункт в договоре, особенно при каско для машин на гарантии.
Выбор СТОА по направлению страховщика
Этот вариант более дешевый для страховой компании и для клиента. Имея договор с дилером оплата ремонтных работ рассчитывается по минимальной стоимости для страховой компании. Соответственно, если вы хотите сэкономить на КАСКО выбирайте этот вариант.
Машину на гарантии будут ремонтировать на официальном дилере. Это прописывается в правилах страхования. Вам предложат несколько СТОА, и вы сможете выбрать куда лучше обратиться.
СТОА по выбору страхователя
Данный вариант обойдется дороже на 20-30%. Поэтому если вы хотите ремонтироваться у дилера, где у вас машина стоит на гарантии, и у него нет договора с вашей страховой компанией, придется переплатить. А после ремонта страховая компания оплатит все счета, выставленные вашим сервисом, если эти счета в рамках среднерыночных цен и не выше, чем у других официальных дилеров.
Также вы можете выбрать любой автосервис, которому доверяете.
Что делать, если страховая выдает направление на неофициальный дилер по КАСКО на гарантийную машину?
Что такое гарантия и на что она распространяется можно прочитать в сервисной книжке. Гарантия распространяется не на всю машину, а на отдельные узлы и механизмы. Если ремонтируемые детали не относятся к гарантийным, то такой ремонт можно осуществить на неофициальном дилере и производитель не в праве вам отказать в ремонте по гарантии, если, например, сломается двигатель.
Тем более ремонт на неофициальном дилере, это не означает, что он будет некачественным и непрофессиональным. Зная эти тонкости страховщики этим пользуются. Зачем им переплачивать официалам, если можно сэкономить.
Также страховые компании практикуют уменьшение стоимости выплаты по угону и полной гибели, если нет опции GAP. Что такое GAP по КАСКО мы писали ранее.
Выплата по направлению страховой компании по КАСКО для машин на гарантии не означает, что страховщик вас должен отправлять только на СТОА официального дилера. Зачастую по умолчанию на автомобиль до 3-х лет эксплуатации крупные надежные компании направляют только к «официалам», а вот на автомобиль на гарантии, но свыше трех лет могут направить к неофициальному дилеру. И если вы с этим не согласны, то вам нужно будет отстоять свое право.
Дадим вам несколько рекомендаций как это можно сделать:
- После осмотра повреждений экспертом страховой компании вам нужно написать заявление в простой письменной форме на имя генерального директора страховой компании о замене варианта страхового возмещения на денежную форму.
- Проводите независимую экспертизу с описью всех повреждений, в том числе скрытых с полным отчетом о стоимости ремонтно-восстановительных работ.
- Ремонтируете автомобиль самостоятельно обратившись к официальному дилеру.
- Предоставляете в страховую компанию заключение независимой экспертизы, заказ-наряды и оплаченные счета с квитанциями и чеками от вашего СТОА с заявлением на возмещение понесенных расходов.
- Ждете оплату на ваш расчетный счет. Оплата должна поступить в течение 15 рабочих дней.
По закону о защите прав потребителей страховая компания не в праве вам отказать.
Что делать, если ремонт сделан некачественно по КАСКО на гарантийную машину?
На официальных дилерах работают также люди. Человеческий фактор ненадлежащего исполнения работ и услуг имеет место в любой сфере. От некачественного ремонта по КАСКО на гарантийную машину никто не застрахован, и кто будет отвечать за непрофессионализм мы вам расскажем ниже.
Есть три варианта решения этой ситуации.
1. Обращение в страховую компанию.
Если автосервис вас убеждает, что все они сделали качественно, а на лицо дефекты, то вам нужно действовать через страховую компанию, обращаясь с заявлением о выплате на повторный ремонт и устранении недостатков по КАСКО. Страховщик повторно проведет экспертизу и если действительно будут выявлены несоответствия норм к данным видам работ, то процедура повторится заново. Вас направят на повторный ремонт.
2. Обращение в автосервис.
Если вам предложат сделать экспертизу в автосервисе, и в ходе экспертизы никаких несоответствий не обнаружится, то оплачивать ее вам придется самостоятельно. А вот если правда на вашей стороне, вы можете потребовать повторный бесплатный ремонт на основании ст.29 о законе прав потребителей.
3. Обращение в стороннюю организацию.
Если страховая компания и автосервис никак не отреагировали на ваше требование об устранении недостатков при некачественном ремонте по КАСКО на гарантийную машину, то нужно обратиться в организацию, проводящую экспертизу. Специалист такой организации должен иметь государственную аттестацию. Далее с заключением экспертизы вам нужно написать повторное требование в страховую компанию о проведении ремонта по КАСКО.
Если ответа опять не последует, обращаться в суд.
КАСКО для машин на гарантии имеет особые требования. Это касается непосредственно условия в договоре о форме возмещения. Перед покупкой полиса нужно внимательно изучить правила страхования, чтобы знать на что можно претендовать, заключая договор, иначе есть риск потратить много времени на суды и мытарства с требованиями о получении услуги в надлежащем качестве.
Необоснованные отказы страховой компании на выдачу направления к официальному дилеру, если машина гарантийная, скоро канут в прошлое. Приобретая полис КАСКО для машины на гарантии, помните, есть закон о защите прав потребителей, и вы всегда сможете добиться своего, воспользовавшись нашими советами. Успехов вам!
Передача автомобиля в ремонт по КАСКО и ОСАГО
Восстановительный ремонт в рамках страхового возмещения выполняет СТО, с которой у вашей страховой компании заключен соответствующий договор. После оформления страхового случая и определения размера возмещаемого ущерба, страховщик организует и оплачивает проведение ремонта и направляет клиента в СТО. Уже на этом этапе необходимо предусмотреть возможность некачественного ремонта по КАСКО или ОСАГО.
Чтобы впоследствии было меньше сложностей, следует проследить за правильным составлением акта приема-передачи транспортного средства. В этом документе должны содержаться следующие основные сведения:
- подробные сведения о ремонтируемом транспортном средстве;
- перечень и точное описание повреждений авто;
- дата и цели передачи транспортного средства в ремонт;
- сведения о стороне, принимающей транспортное средство.
Акт должен быть заверен подписями и печатями сторон.
После проведения ремонта автовладельцу необходимо тщательно осмотреть машину. Выявленные недостатки обязательно следует отразить в акте приема-передачи. Если этого не сделать, порядок действий после некачественного ремонта по ОСАГО или КАСКО может быть существенно осложнен.
Доказать происхождение многих недостатков и повреждений в связи с некачественным ремонтом бывает очень сложно, если они не выявлены непосредственно после проведения работ.
Порядок действий после некачественного ремонта по КАСКО
Кто должен отвечать?
Чтобы определить порядок действий после некачественного ремонта по КАСКО, необходимо, прежде всего, определиться с тем, кому предъявлять претензии.
На первый взгляд, ответственность за некачественное выполнение ремонтных работ должен нести автосервис. Однако специфика восстановительного ремонта по КАСКО заключается в том, что он представляет собой «натуральную» форму выплаты страхового возмещения. В данном случае действуют взаимоотношения страхователя и страховщика.
Руководствуясь этими соображениями, Верховный Суд РФ указал своим постановлением № 20 от 27.06.2013 г, что ответственность перед автовладельцем за некачественно проведенный восстановительный ремонт по КАСКО несет страховая компания. Поэтому именно к страховщику необходимо обращаться с претензиями.
Порядок действий автовладельца
Любого автовладельца, который столкнулся с подобной проблемой, интересует, что делать после некачественного ремонта по КАСКО . Порядок действий должен быть следующим:
- Составить претензию на имя страховщика для получения компенсации.
- Направить претензию с приложением экземпляра экспертного заключения в страховую компанию заказным письмом или вручить представителю страховщика под роспись.
- При отсутствии надлежащей реакции на претензию со стороны страховой компании обратиться с иском в суд.
Специфической является ситуация, если при выполнении восстановительного ремонта СТО были допущены недостатки, которые невозможно выявить во время приемки. Примером может быть установка неоригинальной детали вместо фирменной, некачественное исполнение работ, повлекшее поломку другой детали и т.д.
Необходимо учитывать, что подать претензию на некачественный ремонт по КАСКО можно в течение 2 лет после его проведения. При существенных недостатках выполнения ремонта срок подачи претензии увеличивается до 10 лет. Поэтому сразу после выявления проблемы необходимо провести независимую экспертизу, которая зафиксирует наличие неисправностей и установит их связь с некачественным ремонтом.
Чего требовать?
В претензии на некачественный ремонт по КАСКО вы имеете право требовать один из следующих вариантов компенсации:
- бесплатное устранение выявленных недостатков;
- уменьшение стоимости выполненного ремонта на соответствующую сумму с выплатой разницы;
- возмещение расходов на самостоятельное устранение недостатков.
Проведение экспертизы
Первое, что нужно сделать после выявления некачественного ремонта по ОСАГО или КАСКО, это провести независимую экспертизу. Стоимость проведения экспертизы оплачивает автосервис или страховщик. Однако если экспертиза не выявит недостатков после ремонта, то оплачивать экспертизу придется вам.
Независимую экспертизу проводит эксперт, имеющий соответствующую государственную аттестацию. По результатам ее проведения составляется экспертное заключение, которое в обязательном порядке должно содержать следующие данные:
- сведения об организации, проводящей экспертизу;
- время составления экспертного заключения и его номер в учетном реестре;
- основания для проведения экспертизы;
- сведения о заказчике экспертизы;
- информация о транспортном средстве и его индивидуальные признаки;
- список использованной литературы;
- список проведенных исследований;
- обоснование экспертных выводов.
Данная инструкция поможет вам защитить свои интересы в случае некачественного ремонта по КАСКО или ОСАГО.
Перечень основных нормативных актов:
- Гражданский кодекс РФ.
- Закон «О защите прав потребителей».
- Закон № 40-ФЗ от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
- Закон № 4015-1 от 27.11.1992 «Об организации страхового дела в РФ».
- Закон № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в РФ».
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 20 от 27.06.2013 г.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 29.01.2015 г.