- Условия обучения
- Ступени среднего образования
- Из каких элементов состоит российское образование?
- Среднее общее образование в школах России
- Есть ли разница между профессиональным и специальным образованием?
- Классификация образования в России
- Ступени высшего профессионального образования
- Подготовка научных кадров
- Уровни образования в России 31104
- Законодательная база
- Какие бывают уровни профессионального образования
- Какие степени бывают
- Положение СПО в структуре системы образования (СО)
- Положение бакалавриата в структуре СО
- Подготовка кадров высшей квалификации
- Докторантура
- Сколько лет учится современный россиянин
- Таблица 1. Для окончивших 9 классов
- Таблица 2. Для окончивших 11 классов и поступивших в колледж или техникум
- Также рекомендуем прочитать
- Как написать научную статью по юриспруденции
- Отчет о работе преподавателя: варианты содержания
- Как сформировать портфолио для поступления в магистратуру
- Система образования Российской Федерации: ступени в системе обучения
- Уровни образования в Российской Федерации
- Общее
- Профессиональное
- Высшее
- Бакалавриат
- Специалитет
- Магистратура
- Возможные формы обучения
- Школа
- Техникум, колледж
- Законодательство
- Требования и стандарты
Согласно Конституции РФ, начальное и основное общее образование в школе является обязательным для всех. Основной закон, регулирующий нормы среднего образования — Федеральный закон «Об образовании».
Среднее образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребенка базовые знания и навыки.
Условия обучения
Обучение детей в образовательных учреждениях начинается с возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже восьми лет.
По заявлению родителей школа вправе принять ребенка для обучения в более раннем возрасте.
Полный курс обучения в современной российской школе занимает 11 лет. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения — восемнадцать лет.
Учебный год начинается 1 сентября и оканчивается в конце мая или в июне. Он делится на четыре четверти с каникулами или на три триместра, разбитых на 5 блоков с недельными каникулами между ними и с летними каникулами.
В конце каждой четверти выставляется итоговая оценка по всем изучаемым предметам, а в конце каждого года — годовая оценка. Ученик, который не может пройти аттестацию, может быть оставлен на второй год.
- В школах преподаются предметы четырех групп:
- гуманитарные предметы,
- естественнонаучные предметы,
- точные предметы,
- предметы по искусству.
Также практически все школы предоставляют ученикам возможность получения дополнительного образования: кружки, спортивные секции.
Уроки длятся 40-45 минут, перемена — 5-20 мин. Для тех учеников, у кого нет возможности отправиться домой, существуют группы продленного дня, где можно остаться после окончания уроков (обеспечивается питание, возможность приготовления уроков).
В России пятибалльная шкала оценок.
Каждая школа обязана иметь свой устав, определяющий права и обязанности учащихся. По решению органа управления за неоднократно совершенные грубые нарушения устава допускается исключение из школьника, достигшего возраста пятнадцати лет. Оно применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и пребывание учащегося в школе оказывает отрицательное влияние на других, мешает нормальной работе.
Обучение в государственных средних школах является бесплатным, однако учебные пособия приобретаются за счет родителей ребенка.
Ступени среднего образования
- Среднее полное образование в России включает три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:
- I ступень (начальное общее образование) — 4 года,
- II ступень (основное общее образование) — 5-6 лет,
- III ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.
После окончания 9 класса школьник получает аттестат об основном общем образовании. Этот документ дает право продолжить образование в школе либо поступить в среднее профессиональное образовательное учреждение.
После 11 класса выпускник получает аттестат о полном среднем (общем) образовании и право на поступление в учреждения высшего профессионального образования.
Из каких элементов состоит российское образование?
В Федеральном законе об образовании указаны следующие ступени:
- Общее образование;
- Профессиональное; ;
- Профессиональное обучение.
В свою очередь, первые две ступени также делятся на собственные элементы. Так общее образование является обязательным и включает в себя дошкольные кружки и секции, в том числе, детский сад, школу и отдельный уровень – среднее полное образование. Сюда включены колледжи, училища и профессиональные лицеи.
На каждом уровне обучения образовательная система ставит перед собой конкретные цели. Задача школы или любого другого заведения – не только научить, но и всесторонне развивать ребенка. Общее образование решает такие задачи:
- Формирование и определение ученика как личности.
- Развитие нравственности, эстетических и моральных взглядов, прививание принципов здорового образа жизни.
- Обучение общению, в том числе между представителями различных национальностей и социальных групп.
- Обучение научным основам, развитие привычки к труду.
- Выявление и поддержка личных интересов, убеждений и характера каждого ученика.
Среднее общее образование, помимо перечисленных навыков, позволяет определиться с выбором будущей профессии, понять, в каком направлении развиваться в дальнейшем. В этот период учащиеся привыкают к самостоятельности, социализируются в обществе, выявляют свои собственные потребности, хобби и увлечения.
На этапе профессионального обучения приобретаются практические навыки. Человек точно понимает, с какой сферой деятельности хочет связать свою жизнь и стремится получить максимум знаний в нужном разделе науки.
Среднее общее образование в школах России
Сейчас в российских школах принято одиннадцатилетнее обучение. Начальным этапом считаются так называемые младшие классы – до четвертого включительно. Основное общее образование – это учеба в школе до девятого класса. Среднее полное (общее) образование ребенок приобретает только после окончания одиннадцати классов.
Тем не мене неполное, то есть, среднее образование считается также возможным вариантом, если того требует выбранная профессия и другие обстоятельства. После девятого класса ученик сдает Государственную итоговую аттестацию и получает диплом соответствующего образца. Этот документ является основанием для того, чтобы поступить в профессиональное училище или лицей по выбранному направлению.
Те, кто остается учиться в школе все одиннадцать лет, сдают Единый государственный экзамен, который дает возможность поступить в ВУЗы страны. После окончания обучения выдается диплом о среднем общем (полном) образовании.
Есть ли разница между профессиональным и специальным образованием?
Профессию можно получить не только в высшем учебном заведении, но и в учреждениях СПО. Такой формат предусматривается в техникумах и технических лицеях. Учащиеся проходят школьную программу и, параллельно с этим, углубленно изучают выбранную специальность, чаще всего, техническую.
Также можно поступить в колледж с конкретным уклоном. Обучение длиться от трех до четырех лет, в зависимости от выбранной формы и стандартов учреждения. После завершения обучения в СПО, выпускник имеет право работать по приобретенной специальности.
Среднее специальное образование отличается более углубленными практическими и теоретическими навыками. В учреждениях ССО готовят квалифицированные кадры для отдельных государственных направлений. Пройти обучение можно в:
- Центрах дополнительного образования.
- Училищах, где представлены узконаправленные специальности.
- С помощью квалификационных курсов.
В учреждение ССО также поступают после девятого класса. Из преимуществ здесь – возможность получить направление для трудоустройства сразу после успешной сдачи выпускных экзаменов. Подобные техникумы и центры часто сотрудничают с отдельными организациями и предприятиями, которые нуждаются в подготовленных кадрах.
Кроме того, после получения профессионального или специального образования каждый имеет право продолжить обучение в ВУЗе как по выбранному ранее, так и по совершенно иному направлению. Для некоторых специальностей предусмотрены и льготы на поступление для выпускников с дипломами: это могут быть дополнительные баллы или перевод на следующие курсы.
Получить юридическую помощь по вопросу образования в России можно на нашем сайте.
Классификация образования в России
Давайте разберемся, какое бывает образование в России:
Дошкольное. С трех лет ребенок может пойти в детский сад.
Начальное общее. В российской школе дети начинают учиться с шести лет; начальное образование занимает четыре года и считается обязательным.
Основное общее. Обучение с 5-го по 9-й класс также обязательно для всех. После 9-го класса учащиеся сдают экзамены. Далее образование можно продолжить в школе или поступить в техникум, колледж.
Среднее общее (с 9-го по 11-й класс в школе) или среднее профессиональное (техникум, колледж). В первом случае обучение занимает еще два года, в конце 11-го класса ученики сдают единый государственный экзамен (ЕГЭ), его результаты учитываются при конкурсном отборе абитуриентов в высшие учебные заведения. Во втором случае учеба длится от трех до четырех лет, выпускник приобретает специальность и может работать.
Высшее. Система построена по Болонскому принципу, состоит из нескольких уровней: бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, ординатура и другие.
Ступени высшего профессионального образования
Высшее образование предусматривает получение квалификации по выбранной специальности. В СССР высшее образование было одноступенчатым: после пяти лет обучения в вузе (шесть – для медицинских специальностей) выпускник получал диплом специалиста с высшим образованием. В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, предполагающему постепенное оформление единого европейского стандарта высшего образования.
Первым из российских вузов, перешедших к двухуровневому высшему образованию (бакалавриат и магистратура) еще в 1995 году, стал РУДН. Сейчас все российские университеты придерживаются этого формата (хотя в некоторых сферах, например медицине, сохранятся специалитет).
Обучение в бакалавриате занимает четыре года. Диплом бакалавра подтверждает получение высшего образования. Выпускник может работать по специальности либо продолжить обучение в магистратуре.
Однако диплом не дает права поступать в аспирантуру и заниматься научной деятельностью. То есть бакалавриат нацелен скорее на подготовку специалистов-практиков, нежели ученых.
Обучение в магистратуре рассчитано на два года. После магистратуры можно либо работать по специальности, либо поступать в аспирантуру и заниматься научной работой.
Подготовка научных кадров
Те, кто намерен заниматься наукой или преподавать в вузах, после получения диплома специалиста или магистра могут продолжить обучение в аспирантуре, параллельно ведя преподавательскую и исследовательскую работу. Обучение в аспирантуре занимает от двух до четырех лет. В профессиях, связанных с искусством, к аспирантуре приравнивается ассистентура, в военных специальностях – адъюнктура.
Обучение в аспирантуре направлено на углубление навыков исследовательской деятельности. За время учебы аспирант должен опубликовать результаты своих научных изысканий и подготовиться к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Она сопоставима со степенью PhD.
Уровень кандидата наук дает право претендовать на звание и должность доцента в вузе, а также предполагает возможность продолжить обучение в докторантуре. Это специальное подразделение в некоторых вузах или научно-исследовательских институтах, где кандидаты наук повышают квалификацию и готовятся к получению второй ученой степени – доктора наук.
Уровни образования в России 31104
Структура отечественной системы образования достаточно сложна. После того как РФ в 2003 году присоединилась к Болонскому процессу, ее структура пережила кардинальные изменения. И до сих пор не все понимают, как соотносить «новеньких» бакалавров и магистров с уходящими в историю специалистами.
Да и аспирантура в последние годы поменяла свою позицию в структуре. Разберемся во всех нюансах.
Законодательная база
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в нашей стране существуют такие виды образования:
- Общее . Под этим понятием скрываются дошкольное (детский сад), начальное общее (с 1 по 4 класс), основное общее (до 9 класса) и среднее общее (до 11 класса) образование.
- Профессиональное . Оно подразделяется на среднее профессиональное и высшее профессиональное.
- Дополнительное . Сюда относят и общеразвивающее (для детей и взрослых) и дополнительное профессиональное (для взрослых, имеющих диплом).
Отдельно в законе рассматривается профессиональное обучение — получение знаний и навыков, не предполагающее изменения уровня образования. Так можно овладеть одной из профессий или должностей, приведенных в Приказе Минобрнауки России от 02.07.2013 №513 .
Какие бывают уровни профессионального образования
Уровни образования — это завершенные циклы в рамках одного вида образования. Как понять, что цикл обучения завершился? Это событие всегда подтверждается выдачей документа – свидетельства, аттестата или диплома.
Теперь рассмотрим сами уровни. Для общего мы уже их раскрыли вкратце. Но в данной статье мы сосредоточимся на уровнях профессионального образования:
- СПО.
- ВО – бакалавриат.
- ВО – специалитет, магистратура.
- ВО – подготовка кадров высшей квалификации.
Согласно Болонской декларации , принятой 19 июня 1999 года, европейским странам надлежит соблюдать единый принцип построения системы высшего образования. Она должна состоять из двух независимых друг от друга циклов. Отсюда и пошло деление на бакалавриат и магистратуру.
Какие степени бывают
Если взглянуть на дипломы бакалавров и магистров, можно заметить, что их формулировки отличаются от тех, что обнаруживаются у специалистов. Последним присуждалась квалификация XXX по специальности YYY.
Студентам, попавшим в двухуровневую систему, присуждают квалификацию (степень) бакалавра или магистра по направлению подготовки ZZZ.
С квалификацией все относительно понятно. Выпускник получает право заниматься профессиональной деятельностью. Слово «степень» же нередко вводит в заблуждение.
Происходит это из-за того, что Россия еще не полностью следует Болонским рекомендациям. В Европе и США «бакалавр» и «магистр» — это ученые степени, в РФ же — всего лишь академические. Проще говоря, в российской практике она означает лишь окончание соответствующего цикла обучения, а не приобщение к миру науки.
Даже несмотря на то, что магистры тоже пишут диссертации.
Для наглядности представим иерархии степеней и сопоставим их.
Европа и США | Россия |
Доктор наук | |
Ph.D. (дословно — доктор философии, по сути — доктор наук) | Кандидат наук |
M.S. (дословно — магистр наук) | |
B.S. (дословно — бакалавр наук) |
Таким образом, где в России наука только начинается, в странах Болонской декларации она уже достигает потолка.
Положение СПО в структуре системы образования (СО)
Что предшествует : Среднее профессиональное — самый нижний уровень профессионального образования, на который можно ступить, имея на руках аттестат об окончании 9 или 11 классов. В этих двух случаях обучение будет проходить по разным программам.
Сколько учиться : Вчерашним девятиклассникам еще предстоит получить те знания, которые дают их сверстникам в 10-11 классах, только вдвое быстрее. Поэтому ФГОС предполагает, что четырехлетняя программа для них разрабатывается с учетом школьных стандартов. Соответственно, выпускники 11 классов учатся на год меньше – три года вместо четырех.
Куда поступать : Получить СПО можно в техникумах и колледжах. Редко программы профессионального (а не начального) образования реализуют в училищах.
Куда дальше : Имея на руках диплом, выпускник имеет право поступить в вуз и продолжить учебу по программам бакалавриата или специалитета, в том числе и в ускоренном формате. Но стоит заранее выяснить, практикует ли интересующий вуз перезачет дисциплин. Допускается выпускник и к прохождению курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Положение бакалавриата в структуре СО
Что предшествует : Это первый уровень высшего образования. К нему допускаются абитуриенты, либо закончившие полный курс школы (11 классов), либо колледж или техникум. Первые представляют результаты сдачи ЕГЭ. Вторые сдают вступительные испытания по программе вуза.
Сколько учиться : В общем порядке обучение длится 4 года. Это распространяется на студентов, пришедших сразу после школы или получивших СПО по другому направлению. Если есть возможность зачесть часть дисциплин, освоенных в техникуме или колледже, длительность учебы сокращается на полгода или год (в зависимости от числа таких дисциплин).
Куда поступать : Подходит любой вуз, реализующий программы бакалавриата. При этом не важно, университет это, академия или институт.
Куда дальше : Бакалавр имеет право продолжить обучение и поступать в магистратуру. При этом можно выбрать как то же направление подготовки и углубить знания (получить узкую специализацию), так и другое. В аспирантуру бакалавру ход закрыт. При необходимости он может окончить курсы повышения квалификации или профпереподготовки.
Подготовка кадров высшей квалификации
С 2013 года, а именно с момента вступления в силу ныне действующего Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ, аспирантура стала уровнем высшего образования. До этого ее относили к послевузовской подготовке.
Выпускники прочувствовали изменения, выразившиеся:
- в необходимости подготовки выпускной квалификационной работы (не путать с кандидатской диссертацией!);
- в получении диплома об окончании аспирантуры (не кандидата наук!);
- в присвоении квалификации исследователя и/или преподавателя-исследователя.
ВКР писать обязательно, тогда как защиту диссертации можно отложить на неопределенный срок.
Подготовкой кадров высшей квалификации занимаются также:
- Адъюнктура – та же аспирантура, но для военных, полицейских и спасателей.
- Ординатура – уровень медицинского образования, предполагающий получение врачебной специальности. Внимание: это не то же самое, что аспирантура, к научной деятельности ординатура отношения не имеет.
- Ассистентура-стажировка – аспирантура для представителей творческих профессий.
Соискательство сюда не входит. Это не обучение как таковое, а предоставление возможности сдать кандидатские минимумы и подготовить диссертацию с помощью научного руководителя. Соответственно, никакого диплома соискатель не получает.
Докторантура
Раньше докторантура вместе с аспирантурой образовывала пласт послевузовского профессионального образования. Теперь аспирантура выведена в структуру высшего образования, а докторантура сохранила свой прежний статус.
В Законе об образовании докторантура не упоминается вовсе. Никакого диплома по ее окончании не выдают. Поэтому можно сделать вывод, что в структуру СО на данный момент она не входит.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.09.2013 №842 «О порядке присуждения ученых степеней», обучение в ней необязательно. Так что фактически в докторантуру поступают, чтобы стать «своим» для кафедры и в дальнейшем для диссертационного совета.
Что предшествует : Докторантом может стать только кандидат наук. При этом неважно, заканчивал ли он аспирантуру или был соискателем. Ну а поскольку кандидатом наук без высшего образования не стать, оно подразумевается по умолчанию.
Сколько учиться : На законодательном уровне утвержден максимальный срок — 3 года. Если для подготовки докторской диссертации достаточно меньшего времени, учиться все 3 года необязательно. Главное — прописать необходимый период в договоре с принимающей организацией.
Куда поступать : Поскольку докторантура — не уровень образования, аккредитация для реализации соответствующих программ не предусмотрена. Однако при вузе, обучающем докторантов, должен быть действующий диссертационный совет по аналогичным направлениям подготовки.
Куда дальше : Защита докторской диссертации — это логическое завершение длительного образовательного процесса.
Сколько лет учится современный россиянин
В завершение предлагаем посчитать, сколько же лет тратит житель нашей страны на получение образования .
Для удобства выше и здесь мы использовали сроки, предусмотренные для очной формы обучения. Соответственно, заочники в каждом цикле задерживаются еще на год. Сокращенное обучение с перезачетом дисциплин также принимать во внимание не будем, так как оно доступно не во всех вузах.
Итак, какие варианты возможны:
Таблица 1. Для окончивших 9 классов
Школа 9 лет | СПО 4 года | ВО Б 4 года | ВО С 5 лет | ВО М 2 года | ВО А 3 года | Итого |
✓ | ✓ | 13 лет | ||||
✓ | ✓ | ✓ | 17 лет | |||
✓ | ✓ | ✓ | 18 лет | |||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 19 лет | ||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 20 лет | ||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 22 года | |
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 23 года |
Таблица 2. Для окончивших 11 классов и поступивших в колледж или техникум
Школа 11 лет | СПО 3 года | ВО Б 4 года | ВО С 5 лет | ВО М 2 года | ВО А 3 года | Итого |
✓ | ✓ | 14 лет | ||||
✓ | ✓ | ✓ | 18 лет | |||
✓ | ✓ | ✓ | 19 лет | |||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 20 лет | ||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 21 год | ||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 23 года | |
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 24 года |
Также рекомендуем прочитать
Как написать научную статью по юриспруденции
Сегодня мы поговорим о том, как правильно писать статьи по юриспруденции. Раскроем наиболее часто встречающиеся ошибки, ответим на часто задаваемые вопросы и тем самым поможем вам повысить качество работ.
Отчет о работе преподавателя: варианты содержания
Преподаватель вуза в течение года проделывает значительный объем работы. Она не ограничивается чтением лекций и проведением семинаров, продолжительность которых можно оценить в часах. Все остальное учитывается и анализируется в иной форме. Для сведения результатов учебного года воедино и заполняют отчеты о работе.
Как сформировать портфолио для поступления в магистратуру
Поступающий самостоятельно, в спокойной обстановке готовит необходимые документы для портфолио, такие как мотивационное письмо/эссе, список научных публикаций, имеющиеся дипломы, сертификаты, грамоты, копию трудовой книжки и другие «бумаги», подтверждающие образовательные, научно-исследовательские и социальные (лидерские, общественные) достижения.
Система образования Российской Федерации: ступени в системе обучения
Ступени образования в России создают единую систему обучения и воспитания. К ней относятся различные программы и направления, учебные заведения, требования и стандарты, которые закреплены на законодательной основе.
На протяжении всей жизни гражданин Российской Федерации имеет право на обучение. Для грамотного распоряжения этой возможностью, следует знать особенности элементов образовательной структуры.
Содержание:
Уровни образования в Российской Федерации
Согласно статье 10 Федерального закона «Об образовании в РФ» образование подразделяется на общее, профессиональное, высшее и дополнительное. Подробно опишем каждый уровень.
Общее
В России система общего образования включает в себя следующие ступени:
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование.
Дошкольное образование предоставляется соответствующими учреждениями. Чаще всего к ним относятся детские сады и центры развития ребенка. Для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены дома ребенка и детские дома.
Ступень начального образования в России подразумевает обучение в первых трех или четырех классах. Отдать ребенка в школу, лицей или гимназию можно с 6,5 до 8 лет. Запись в общеобразовательную организацию осуществляется по месту жительства.
Однако родители имеют право отправить своих детей в любую другую школу, даже если последние не закреплены на ее территории.
Окончив начальную школу, ученики переходят к программе основного общего образования. В России школьники в конце 9-го класса сдают основной государственный экзамен и проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА). По итогам пройденных испытаний выпускники могут продолжить обучение в 10-11 классе или поступить в среднее профессиональное учреждение.
В случае получения неудовлетворительных результатов ОГЭ по двум дисциплинам, учащиеся пересдают экзамен с 1-го сентября текущего года.
Допуск к среднему общему образованию становится возможен, если ученик успешно прошел аттестацию за 9 класс. Выпускники старшей школы также проходят ГИА и сдают единый государственный экзамен по трем предметам (один обязательный, два на выбор). С учетом результатов ЕГЭ, итоговой аттестации и с наличием индивидуальных достижений происходит поступление в высшие учебные заведения России или заведения профессионального образования.
Профессиональное
Полный перечень профессий и специальностей представлен в Приказе Минпросвещения РФ №208.
Программа профессионального образования направлена на подготовку специалистов, квалифицированных рабочих и служащих среднего звена. Обучение проводят колледжи, техникумы, лицеи, училища и другие организации.
Для поступления в профессиональное учреждение необходимо предоставить документ об окончании 9 или 11 класса. Длительность обучения зависит от предыдущего образования абитуриента. Если поступающий идет в колледж после 9, то в образовательную программу включены стандарты 10-11 классов и получаемой специальности. Соответственно, учеба длится дольше.
Поступление в профессиональные организации осуществляется с учетом среднего балла аттестата. Если абитуриент поступает в техникум после получения основного общего образования, прием и обучение проходят на бюджетной основе.
Среднее специальное образование подтверждается дипломом, который учитывается при подаче документов на направления бакалавриата и специалитета.
Высшее
В России установлена система из трех ступеней высшего образования. Обучение осуществляется по программам:
- бакалавриата;
- специалитета или магистратуры;
- подготовки кадров высшей квалификации.
Гражданин РФ имеет право на бесплатное получение одного высшего образования в ВУЗах, где есть бюджетные места.
Для быстрого ознакомления с ключевыми элементами можно посмотреть таблицу с видами и ступенями обучения в России на сайте ГосУслуг.
Бакалавриат
Бакалавриат — первая ступень обучения в институте, которая предполагает фундаментальную подготовку по выбранному направлению. Приемная комиссия ВУЗов России учитывает наличие документа о среднем общем образовании и результатов ЕГЭ или диплома о среднем профессиональном образовании. Срок обучения составляет 4 года.
По итогам выпускной квалификационной работы вчерашнему студенту присваивается степень Академического или Прикладного бакалавра. Диплом об окончании позволяет продолжить обучение в магистратуре или работать по профессии.
Выпускников, окончивших бакалавриат, берут 75% работодателей. В основном компании предусматривают собственную систему повышения квалификации и стажировки сотрудников.
Специалитет
Поступить на программы специалитета можно после школы или колледжа. Специалитет, в отличие от бакалавриата, занимается подготовкой студентов к практической деятельности в той отрасли, по которой совершалось обучение. Эта ступень высшего образования подразумевают учебу длительностью не менее 5 лет.
В конце обучения студенты сдают экзамены и получают диплом специалиста, где указана присвоенная квалификация. В дальнейшем выпускники поступают на программы магистратуры и аспирантуры или начинают профессиональную деятельность.
Магистратура
Окончив программу бакалавриата или специалитета, студенты могут поступить в магистратуру. Данная ступень позволяет углубить знания в выбранной сфере и приступить к научно-исследовательской работе. Длительность обучения составляет не менее двух лет.
По итогам выпускной работы, а именно магистерской диссертации, вчерашним студентам вручается диплом и присваивается степень «Магистр». Выпускникам магистратуры разрешено продолжить обучение в аспирантуре или начать работу по профессии.
Возможные формы обучения
Ознакомившись со ступенями образования в России, перейдём к возможным форматам обучения и заведениям, которые организовывают процесс образовательной подготовки.
Школа
В статье 17 Федерального закона №273 «Об образовании в РФ» говорится, что на территории страны осуществляются две формы образовательного процесса:
- в учреждениях, реализующих образовательную деятельность;
- вне учреждений, реализующих образовательную деятельность.
Возможные организации обязательного образования в России:
Определение слова школа применяется для всех учреждений обязательного или дополнительного образования. К последним относятся художественные, спортивные, музыкальные школы. Учебные заведения бывают государственными, частными, со специализированным уклоном и в виде пансиона.
Гимназии в современном понимании являются усовершенствованными образовательными учреждениями с высоким рейтингом. Они реализуют программы начального, основного и среднего общего образования с углубленным изучением дисциплин гуманитарного профиля. Однако документ об окончании гимназии ничем не будет отличаться от аттестата об окончании обычной школы.
В России и странах СНГ лицеями называют бывшие профессионально-технические училища. В наше время лицеи осуществляют более детальную общеобразовательную программу по предметам технического или естественно-научного направления. Некоторые из них прикреплены к университетам и обеспечивают своих учеников подготовкой к поступлению в ВУЗ.
Техникум, колледж
Ступень среднего профессионального образования в России означает обучение в колледже, техникуме, училище или лицее. Рассмотрим, в чем заключается разница между первыми двумя заведениями.
В современной системе образования Российской Федерации колледж является фактически синонимом к слову «техникум». Но, как правило, колледж предоставляет более углубленную подготовку по выбранной специальности, из-за чего длительность обучения может продлиться до 4 лет. Учеба организуется в очной, заочной и очно-заочной форме.
Образовательный процесс схож с университетским, он подразумевает наличие семинаров, лекций, сессии и разделение года на семестры. Выпускники с высокой вероятностью смогут продолжить профессиональное обучение в высшем учебном заведении России.
В России в образовательной программе колледжа больше внимания уделяется теоретическому материалу, чем практическим навыкам.
Учебные планы техникумов выстроены так, что упор делается на практическую составляющую профессий. Учащихся готовят к специализации узкого профиля и рабочим специальностям. Срок обучения в техникумах составляет не более 3 лет. Пройдя данную ступень, выпускник может быстрее приступить к трудовой деятельности.
Самая высокая ступень образования организуется высшими учебными заведениями. В России выделяют следующие виды:
- федеральные университеты;
- университеты (государственные, негосударственные и национально-исследовательские);
- академии;
- институты;
- военные училища.
Университеты обладают самым высоким статусом среди всех учебных организаций. Они состоят из нескольких факультетов или институтов. Некоторые крупные университет организуют филиалы в других городах и вмещают в себя отдельные здания и корпуса.
В академии, как и в университете, ведется активная научно-исследовательская деятельность. Отличие заключается в том, что первая выбирает одну сферу обучения и делит на несколько направлений и специлизаций. Например, в России существуют академии МВД, искусств, сельского хозяйства, медицинские и т.д.
Спектр изучаемых специальностей в университете намного шире.
Институт — это профильная высшая учебная организация. По возможностям институты стоят на ступени ниже других ВУЗов, поэтому зачастую они входят в состав университета, наравне с факультетами. Обучение в институтах более прикладное и узкоспециализированное.
При соблюдении требований и стандартов академии и институты преобразуются в университеты. Все три из перечисленных заведений имеют очное и заочное отделение.
Законодательство
В этом разделе разберем, какие организации контролируют ступени образования России и какие требования к образовательным учреждениям закреплены на законодательном уровне.
Требования и стандарты
Учебный процесс любой ступени образования реализуется по особым требованиям. Для этого в России были введены Федеральные государственные образовательные стандарты.
ФГОС — это система требований, которые являются обязательными при обучении в организациях дошкольного, школьного, среднего профессионального и высшего образования. Совокупность стандартов применяется только в том случае, если учреждение имеет государственную аккредитацию.
Аккредитация — это официальная процедура подтверждения, что учебное заведение соблюдает образовательные нормы и требования.
Стандарты обучения служат для обеспечения единства образовательных ступеней России. Благодаря общим критериям ведения учебного процесса, жители маленьких поселений учатся по одной программе с другими городами.
ФГОС ориентирован на соблюдение трех видов требований:
- требования к общей для все образовательных программ структуре;
- требования к условиям реализации;
- требования к результатам освоения.
Государственные стандарты России применяются по отношению и к частным учреждениям образовательных ступеней.