Согласование субподрядчика с заказчиком образец

Содержание
  1. Как привлекают подрядчиков по 44-ФЗ
  2. Как написать письмо о привлечении субподрядчика
  3. Как привлекают субподрядчиков по 223 ФЗ
  4. Привлекаем подрядчиков к исполнению государственного контракта 2022 г.
  5. 3. Как правильно составить письмо для привлечения подрядчика
  6. 4. Как правильно привлечь субподрядчиков по 223-ФЗ
  7. Участие субподрядчиков в исполнении контрактов в рамках закупок по контрактной системе
  8. Нормы гражданского законодательства.
  9. Нормы Закона о контрактной системе.
  10. Возможность для заказчика требовать обязательного привлечения субподрядчиков из числа СМП и СОНКО.
  11. Обязанность подрядчика в отдельных случаях предоставлять заказчику информацию о субподрядчиках.
  12. Правомерность запрета привлечения субподрядчика.
  13. Правомерность требования согласования субподрядчика.
  14. О согласовании субподрядчиков с заказчиками
  15. РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-92/18
  16. по результатам рассмотрения жалобы ООО «Аркса» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
  17. У С Т А Н О В И Л А:
  18. Р Е Ш И Л А:
  19. Как уведомить заказчика о привлечении подрядчиков к исполнению госконтракта
  20. Когда согласовывать
  21. Когда госзаказчики требуют уведомить о соисполнителях
  22. Ответственность за нарушение

Привлечение субподрядчиков — это возможность для поставщика получить помощь от сторонней организации, чтобы исполнить госконтракт вовремя и качественно. Это допускается в закупках и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. Но есть строгие ограничения и правила.

Как привлекают подрядчиков по 44-ФЗ

По ч. 5 ст. 30 в извещении о закупке можно установить требование к поставщику о работе привлечь к исполнению госконтракта организацию из числа СМП и СОНКО.

Этот факт и объем таких работ в виде процентной ставки (не менее 5%) необходимо зафиксирован в контракте. За невыполнение этого условия поставщики несут ответственность (например, штраф 1 % от цены договора). Причем заказчик учитывает эту долю в годовом объеме закупок у подобных организаций и контролирует выполнение поставленного условия (ч.

2 ст. 101). В Постановлении Правительства РФ № 1466 от 23.12.2016 установлены типовые условия вышеуказанных контрактов.

В качестве подтверждения победителю понадобится направить письмо заказчику о привлечении субподрядчика, образец такого документа приведен в статье.

Поставщик вправе и самостоятельно прибегнуть к услугам соисполнителей, если это не запрещено документацией или контрактом.

Запрет на привлечение субподрядчиков по 44 ФЗ со стороны заказчика может быть как правомерным, так и нет. В первом случае речь идет о требовании, установленном не к самому участнику, а к способу исполнения договора после торгов. Перечень работ, которые победитель тендера обязан выполнить самостоятельно содержится в Постановлении Правительства РФ № 570 от 15.05.2017.

Во втором случае нарушается ч. 6 ст. 31 44-ФЗ.

Причем, как показывает практика судов и ФАС, часто именно эту позицию принимают высшие инстанции.

Как написать письмо о привлечении субподрядчика

Ч. 1 ст. 770 ГК РФ обязывает поставщика согласовывать с заказчиком привлеченных исполнителей только при выполнении научно-исследовательских работ.

При НМЦК в размере 1 млрд. руб. и 100 млн. руб. для федеральных и муниципальных нужд соответственно, победитель тендера обязан предоставлять покупателю информацию о сторонних договорах, касающихся данной сделки (ч. 23 ст. 34 44 ФЗ). Но при невыполнении этой нормы договор останется действительным.

Для уведомления заказчика о привлечении соисполнителей контракта, генподрядчик направляет ему письмо.

Как привлекают субподрядчиков по 223 ФЗ

Для отдельных видов юридических лиц закон не устанавливает четких требований к услугам соисполнителей. Основным документом здесь является Положение о закупках, в котором прописаны правила привлечения субподрядчиков по 223 фз, в том числе СМП и СОНКО.

Важно обратить внимание на сроки оплаты таких договоров. По п. 14(3) Постановления Правительства №1352 от 11.12.2014, на перечисление денег за товары или услуги вышеуказанных организаций у генподрядчика есть не более 30 календарных дней.

Следовательно, последний ориентируется именно на этот период, а не на тот, который указан в Положении о закупках.

Привлекаем подрядчиков к исполнению государственного контракта 2022 г.

Пригласить субподрядчика для того, чтобы не сорвать поставки и выполнить свои контрактные обязательства отлично и в срок разрешается и 44-ФЗ и 223-ФЗ. Однако законодательством предусмотрен жёсткий регламент для подобных случаев.

3. Как правильно составить письмо для привлечения подрядчика

Ч. 1 ст. 770 ГК РФ предписывает исполнителям обязанность согласования с заказчиком возможности привлечь субподрядчиков лишь в случае проведения научно-исследовательских изысканий.

Когда НМЦК равен или превышает сумму в один миллиард для федеральных нужд и сто миллионов рублей для муниципальных заказов, победитель тендера должен предоставить заказчику сведения о договорах с третьими лицами, заключенных для исполнения контрактных условий по ч. 23, ст. 34 44-ФЗ.

Однако если это условие не выполнено, договор сохраняет свою правомочность. Просто генеральный подрядчик направляет соответствующее письмо заказчику, где информирует его о привлечении соисполнителей работ по контракту.

Заключайте выгодные контракты как единственный поставщик, напрямую без участия в тендерах!

4. Как правильно привлечь субподрядчиков по 223-ФЗ

Главным отправным документом в данном случае считается Положение о закупках, где зафиксирован регламент привлечения субподрядчиков согласно 223-ФЗ, включая СМП и СОНКО.

Самое главное – это соблюдение договорных условий сроков оплаты: п. 14(3) Постановления Правительства №1352 от 11.12.2014 на подобную процедуру дает генеральному подрядчику срок, не превышающий тридцати календарных дней. Поэтому исполнитель должен придерживаться именно этих хронологических рамок. А не тех, что прописаны в Положении о закупках.

Участие субподрядчиков в исполнении контрактов в рамках закупок по контрактной системе

Участие субподрядчиков (соисполнителей) в выполнении контрактов с заказчиками, осуществляющими закупки по Закону о контрактной системе [1] , в том числе бюджетными учреждениями, является распространенной практикой. В данной статье рассматриваются отдельные правовые вопросы, связанные с таким участием.

Нормы гражданского законодательства.

В гражданском законодательстве возможность привлечения субподрядчиков или соисполнителей предусматривается при выполнении договоров подряда (привлечение субподрядчиков) и договоров возмездного оказания услуг (привлечение соисполнителей). В отношении договора подряда говорится: «Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков)» (ч. 1 ст.

706 ГК РФ). А о договорах возмездного оказания услуг сказано, что если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, то исполнитель обязан оказать услуги лично (ст. 780 ГК РФ).

Кроме того, возможность привлечения субподрядчиков или соисполнителей (далее – субподрядчиков) допускается касательно договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 770 ГК РФ).

Нормы Закона о контрактной системе.

В самом Законе о контрактной системе также имеются два отдельных положения, которые касаются привлечения субподрядчиков или соисполнителей. Рассмотрим эти положения.

Возможность для заказчика требовать обязательного привлечения субподрядчиков из числа СМП и СОНКО.

В рамках предусмотренного в Законе о контрактной системе квотирования закупок у СМП и СОНКО [2] заказчик при определении поставщика, подрядчика, исполнителя (далее – подрядчик) вправе прописать в извещении об осуществлении закупки требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированной некоммерческой организацией (СОНКО), о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП и СОНКО [3] . Данное условие включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта, а названный объем учитывается в общем объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП И СОНКО, и включается в соответствующий отчет об этих закупках. Кроме того, в контрактах должно содержаться обязательное условие о гражданско-правовой ответственности подрядчиков за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков из числа СМП И СОНКО (ч.

Читайте также:  Нагрудный знак за отличие мчс

6 ст. 30 Закона о контрактной системе). Такая ответственность может быть выражена в установлении штрафа в определенном размере – например, 1% от цены контракта [4] .

Обратим внимание, что процентный объем данного привлечения должен быть указан в контракте в виде фиксированного числа. Если он будет прописан в диапазонном значении (допустим, «не менее 15%»), то, хотя иногда контрольные органы и могут счесть это допустимым [5] , но в подавляющем большинстве случаев они расценивают такое как нарушение законодательства [6] . Вместе с тем следует помнить, что данное фиксированное число должно входить непосредственно в проект контракта, являющийся частью документации о закупке, а не «конкретизироваться» в контракте при его заключении – в противном случае тоже будет иметь место нарушение законодательства [7] .

Кроме того, в соответствии с Законом о контрактной системе Правительство РФ в конце 2016 года утвердило типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО [8] . В условиях, которым должны следовать заказчики, устанавливающие в контрактах требование о таком привлечении, в числе прочего говорится, что объем этого привлечения должен быть не менее 5% от цены контракта, а подрядчик обязан в определенные сроки документально отчитываться перед заказчиком о фактическом привлечении СМП И СОНКО в качестве субподрядчиков и об оплате выполненных ими работ или оказанных услуг. Обратим внимание, что подрядчик обязан оплачивать поставленные субподрядчиком товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, в течение 30 дней с даты подписания подрядчиком документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.

Отметим, что эта норма аналогична норме, которая содержится в самом Законе о контрактной системе и касается сроков прямой оплаты заказчиком работ и услуг СМП и СОНКО в случае, если заказчик осуществляет у них прямые целевые (квотированные) закупки (ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе).

Наконец, в Законе о контрактной системе присутствует норма, согласно которой заказчик обязан осуществлять контроль за предусмотренным контрактом привлечением подрядчиком к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 2 ст. 101 Закона о контрактной системе).

Это лишний раз свидетельствует о значимости такого привлечения, а способом контроля на практике как раз является получение заказчиком соответствующей отчетности от подрядчика или исполнителя (см. выше).

Обязанность подрядчика в отдельных случаях предоставлять заказчику информацию о субподрядчиках.

В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) при осуществлении закупки превышает определенный размер, установленный Правительством РФ, в контракте должна быть указана обязанность подрядчика предоставлять информацию о всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых превышает 10% цены контракта (ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе).

Размер НМЦК составляет 1 млрд руб. при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд и 100 млн руб. для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд [9] .

Данная информация предоставляется заказчику подрядчиком в течение 10 дней с момента заключения им договора с субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление обозначенной информации путем взыскания с подрядчика пени в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены договора, заключенного подрядчиком с соисполнителем, субподрядчиком, а пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения указанного обязательства (ч. 24 ст.

34 Закона о контрактной системе). Также в случае непредоставления заказчику информации соответствующие сведения размещаются заказчиком в ЕИС (ч. 25 ст.

34 Закона о контрактной системе). Однако это – единственные возможные санкции, поскольку непредоставление названной информации подрядчиком не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию (ч. 25 ст.

34 Закона о контрактной системе).

Отметим, что в практике контрольных органов и судебной практике отсутствие в проекте контракта соответствующего требования может служить одним из оснований для выдачи заказчику предписания о внесении изменений в документацию о закупке и продлении срока подачи заявок [10] , а также признания факта совершения административного правонарушения [11] , которое заключается в утверждении документации о закупке с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).

Правомерность запрета привлечения субподрядчика.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о правомерности запрета со стороны заказчика на привлечение субподрядчиков для исполнения контракта. Сразу скажем, что правовая ситуация здесь неоднозначна, а официальные комментарии противоречивы.

Этот запрет может считаться неправомерным, поскольку в таком случае имеет место предъявление к участнику закупки требования о выполнении работы (оказании услуги) лично, а данное требование к участникам закупки не предусмотрено в Законе о контрактной системе [12] .

С другой стороны, такой запрет может считаться правомерным, ведь он представляет собой условие о способе и порядке исполнения контракта после проведения закупки, а не требование к участникам закупки [13] .

В практике ФАС есть случаи, когда этот запрет считается неправомерным [14] . А вот в судебной практике данный запрет может признаваться правомерным [15] . С учетом того, что гражданское законодательство предусматривает возможность такого запрета в самом договоре подряда и договоре возмездного оказания услуг, его все же стоит считать правомерным, по крайней мере, в отношении названных видов договоров.

Правомерность требования согласования субподрядчика.

Кроме того, следует уделить вниманию вопросу, который касается правомерности требования заказчика о согласовании с ним субподрядчиков. Здесь тоже все зависит от того, имеется ли соответствующее требование в документации о закупке (проекте контракта, заключенном контракте). И опять же правовая трактовка правомерности данного запрета не совсем однозначна.

С одной стороны, это требование может считаться неправомерным, поскольку Закон о контрактной системе не содержит такого требования, а заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки, не предусмотренные данным законом (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).

Причем в соответствии с гражданским законодательством исполнитель должен согласовывать с заказчиком привлечение соисполнителей только при выполнении научно-исследовательских работ (ч. 1 ст. 770 ГК РФ).

С другой стороны, это требование может считаться правомерным, поскольку, как и в вышерассмотренном случае с запретом на привлечение субподрядчиков, оно представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора, соответственно, не является дополнительным требованием к участникам закупки и не противоречит условию Закона о контрактной системе, согласно которому заказчики не вправе устанавливать требования к участникам в нарушение названного закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).

Однако как в практике ФАС, так и в судебной практике данный запрет признается неправомерным [16] . Поэтому все же рекомендуется придерживаться именно указанного подхода.

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Статья 30 Закона о контрактной системе.

[3] Часть 5 ст. 30 Закона о контрактной системе.

[4] См., например, Решение Челябинского УФАС от 03.10.2016 по делу № 718, 719-ж/2016, в котором подтверждается правомерность такого подхода.

[5] Решение Архангельского УФАС от 13.05.2016 по делу № 147мз-16.

[6] См., например, Постановление АС ДВО от 14.06.2016 № Ф03-1859/2016 по делу № А59-3392/2015, Решение ФАС РФ от 26.09.2016 по делу № К-1541/16.

[7] См., например, Решение Вологодского УФАС от 27.10.2016 № 5-2/249-16, 4244.

Читайте также:  Продавец предприниматель по договору контрактации обязан

[8] Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

[9] Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 № 775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию».

[10] См., например, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 № 15АП-18725/2016 по делу № А53-14983/2016.

[11] См., например, Решение ФАС РФ от 14.12.2016 по делу № К-1981/16, Решение ФАС РФ от 14.12.2016 по делу № К-1982/16.

[12] Часть 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Письмо Минэкономразвития РФ от 11.12.2015 № Д28и-3620.

[13] Часть 1 ст. 706 ГК РФ, Письмо Минэкономразвития РФ от 07.12.2015 № Д28и-3551.

[14] Например, Решение ФАС РФ от 20.10.2014 по делу № К-1505/14.

[15] Например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 N 13АП-8710/2015 по делу № А56-75576/2014, Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 26.08.2015 по делу № А59-2287/2015.

[16] Например, Постановление ФАС РФ от 09.06.2015 по делу № К-1048/14/АК286-15, Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2014 по делу № А12-10595/2014.

К. Г. Чагин, консультант по социальной политике Института экономики города (Москва),

О согласовании субподрядчиков с заказчиками

Комиссия по контролю в сфере закупок Федеральной антимонопольной службы определила, что при отборе поставщика на конкурентной основе заказчик не вправе требовать от подрядчика согласовывать условия и порядок привлечения субподрядчиков.

Предмет жалобы по делу №223ФЗ-92/18 участника открытого аукциона был следующий:

  1. Заказчик незаконно включил в проект договора заключаемого по результатам проведения аукциона условие, по которому исполнитель вправе осуществить замену субподрядчика из числа субъектов малого и среднего предпринимательств только по согласованию с заказчиком.
  2. Заказчик в том же проекте договора неправомерно установил ограничение, по которому исполнитель по договору не вправе привлекать третьих лиц к выполнению обязанностей, предусмотренных договором, без письменного согласования с заказчиком.

ФАС указала, что законодательство установило общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами. При этом заказчик должен руководствуются, кроме того принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии законодательством о закупках, заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки. Таким образом, условия и порядок привлечения третьих лиц устанавливаются исполнителем по договору самостоятельно, без согласования с заказчиком указанных условий.

Согласование с заказчиком условий договоров, заключаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с третьими лицами, по мнению ФАС, является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору, что ставит участников закупки в зависимость от волеизъявления заказчика и затрудняет исполнение обязательств.

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-92/18

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Аркса» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

при участии представителей:

рассмотрев жалобу ООО «Аркса» б/н б/д на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме № 12785/ОАЭ-РЖДС/17 на право заключения договора на поставку погрузочной техники для нужд ОАО «РЖД» (извещение № 31705977983) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «Аркса» (далее — Заявитель) б/н б/д на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме № 12785/ОАЭ-РЖДС/17 на право заключения договора на поставку погрузочной техники для нужд ОАО «РЖД» (извещение № 31705977983) (далее — Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров ОАО «РЖД» 30.06.2014 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

29.12.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее – Извещение, Документация).

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

  1. Заказчиком в проекте договора Документации неправомерно установлено положение, согласно которому по согласованию с Заказчиком исполнитель по договору, заключаемому по результатам проведения Аукциона, (далее — Договор) вправе осуществить замену субподрядчика из числа субъектов малого и среднего предпринимательства;
  2. Заказчиком в Договоре неправомерно установлено положение, согласно которому исполнитель по Договору обязан не привлекать третьих лиц к выполнению обязанностей, предусмотренных Договором, без письменного согласования Заказчиком.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупках и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

  1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Договоре неправомерно установлено положение, согласно которому по согласованию с Заказчиком исполнитель по Договору вправе осуществить замену субподрядчика из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.
Читайте также:  Граница между домами соседями по закону

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.

Согласно пункту 3.1.16 Договора, по согласованию с Заказчиком исполнитель по договору вправе осуществить замену субподрядчика из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, с которым заключается либо ранее был заключен договор субподряда, на другого субподрядчика из числа субъектов малого и среднего предпринимательства при условии сохранения цены договора, заключаемого или заключенного между исполнителем по договору и субподрядчиком, либо цены такого договора за вычетом сумм, выплаченных исполнителем по договору в счет исполненных обязательств в случае, если договор субподряда был частично исполнен.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что согласно пункту 3.1.16 Договора, указанный пункт применяется исключительно в том случае, если закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом, согласно пункту 1.4 Документации, особенности участия в Аукционе в отношении участников Аукциона не установлены.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

  1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Договоре неправомерно установлено положение, согласно которому исполнитель по Договору обязан не привлекать третьих лиц к выполнению обязанностей, предусмотренных Договором, без письменного согласования Заказчиком.

Согласно пункту 3.1.19 Договор, исполнитель по договору обязан не привлекать третьих лиц к выполнению обязанностей, предусмотренных Договором, без письменного согласования Заказчиком.

Вместе с тем, согласование условий договоров, заключаемых с третьим лицом, является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору, что ставит участников закупки в зависимость от волеизъявления Заказчика.

Кроме того, в соответствии с положениями Закона о закупках, заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки. Таким образом, условия и порядок привлечения третьих лиц устанавливаются Исполнителем по договору самостоятельно, без согласования с Заказчиком указанных условий.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Также, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Решением ФАС России от 02.02.2018 № 223ФЗ-69/18, Комиссией ФАС России в действиях Заказчика установлено нарушение части 1 статьи 2, пунктов 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившиеся в установлении в Документации обязательного требования к участникам Аукциона о наличии опыт по фактически поставленной погрузочной техники и/или дорожно-строительной техники, требования о том, что участник Аукциона должен являться производителем продукции, предлагаемой к поставке, либо обладать правом поставки товаров, предоставленным производителем, требования об отсутствии у участника Аукциона недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, требования о предоставлении банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, из списка банка, являющимся Приложением № 6 к Документации, требования о предоставлении сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, о возможности проведения Заказчиком дозапроса информации и выездных проверок.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать жалобу ООО «Аркса» (ИНН: 5045061877, ОГРН: 1175022006202) б/н б/д на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого аукциона в электронной форме № 12785/ОАЭ-РЖДС/17 на право заключения договора на поставку погрузочной техники для нужд ОАО «РЖД» (извещение № 31705977983) обоснованной в части неправомерного установления в Договоре положения, согласно которому исполнитель по Договору обязан не привлекать третьих лиц к выполнению обязанностей, предусмотренных Договором, без письменного согласования Заказчиком.
  2. Признать в действиях ОАО «РЖД» нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением от 13.02.2018 № 223ФЗ-92/18.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Как уведомить заказчика о привлечении подрядчиков к исполнению госконтракта

Письмо о привлечении третьих лиц для выполнения работ — это документ, которым подрядчики информируют заказчиков о приглашении соисполнителей. При составлении учитывайте специальные нормы по 44-ФЗ и Гражданского кодекса.

Когда согласовывать

В п. 1 ст. 770 Гражданского кодекса указано, что обязанность информирования заказчика о субподрядчике распространяется только на исполнителей по контракту на выполнение научно-исследовательских работ.

В остальных случаях заказчик не вправе требовать согласовывать привлечение соисполнителей. Антимонопольные органы признают такие требования неправомерными и излишними. Найдете такие выводы в решениях ФАС по делу № 18/44/105/867 от 16.07.2018, по делу № 44-40/18 (решение Псковского УФАС от 02.07.2018).

Когда госзаказчики требуют уведомить о соисполнителях

В гражданском законодательстве разъясняется, кто может направлять запрос о согласовании субподрядчика — исполнители госконтракта. Заказчики не вправе требовать предоставить договоры субподряда, за исключением 2 случаев:

  1. Цена госконтракта превысила 1 млрд руб. для федеральных нужд или 100 млн руб. для нужд субъекта и объем переданных на субподряд работ больше 10% от цены контракта. Это указано в ч. 23 ст. 34 44-ФЗ.
  2. Проводят закупку с требованием о привлечении соисполнителей из числа СМП и СОНКО. Это следует из правил по постановлению правительства № 1466 от 23.12.2016 о типовых условиях привлечения третьих лиц.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как применяют типовые формы и условия. Используйте эти инструкции бесплатно.

В этих случаях обязанность предоставить договоры не возникает у подрядчиков сама по себе. Госзаказчик прописывает такие требования в проекте контракта и контролирует их исполнение. Это следует из ч. 6 ст. 30, ч. 23 ст. 34 и ч. 2 ст. 101 44-ФЗ. Для уведомления используют письмо-извещение о привлечение субподрядчика: его составляет подрядчик.

Унифицированной формы и особых правил, как написать письмо и привлечь третьих лиц к контракту, не установлено. Исполнитель формирует запрос на фирменном бланке организации и пишет уведомление в произвольном виде. В письме обязательно указывают ссылки на госконтракт и сведения о субподрядной организации.

Но есть особенности по оформлению субподрядной сделки. В некоторых контрактах приводятся ограничения:

  • о личном исполнении всех обязательств или их определенной части;
  • о необходимости согласования соисполнителя с заказчиком;
  • о привлечении субподрядной организации, относящейся к СМП и СОНКО;
  • о предоставлении госзаказчику копий всех соглашений с субподрядной организацией.

Ответственность за нарушение

Такие ограничения необходимо исполнять, иначе последуют штрафные санкции. К примеру, штраф за невыполнение личных объемов работ составляет 5% от стоимости таких работ. За непривлечение субподрядной организации из СМП и СОНКО оштрафуют на 5% от стоимости объема субподряда (п.

7, 8 правил из ПП РФ № 1042). Если для выполнения обязательств по контракту требуется закупка товара, подтвердите покупку договором поставки (письма Минфина № 24-01-06/4563 от 27.01.2020, № 24-01-07/1954 от 17.01.2020).

Adblock
detector