Правомерно ли направление прокурором требования о предоставлении информации вне рамок проведения проверки?
Ответ:
Из анализа положений Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что требования прокурора (по истребованию необходимой информации) могут направляться не только в ходе проведения проверок, но и вне их рамок — например, при получении прокурором информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина прокурор может направить требование для уточнения обстоятельств.
Обоснование:
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 Закона N 2202-1, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Так, например, предметом прокурорского надзора является исполнение законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (пункты 1, 2 статьи 21 Закона N 2202-1).
В рамках данной функции прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений (пункт 1 статьи 22 Закона N 2202-1).
Получается, что требования прокурора действительно подлежат обязательному исполнению, однако, как видим, право требовать представления необходимых документов, материалов и иных сведений (в рамках надзора за исполнением законов) прокурор реализует в рамках назначенной проверки.
Причем если проверка назначена, то прокурор не может выйти за ее пределы: он не вправе требовать у органа (организации) информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки (пункт 2.3 статьи 6 Закона N 2202-1).
Таким образом, в ходе осуществления надзора за исполнением законов прокурором организуется проведение проверки, в рамках которой у прокурора есть полномочие по истребованию необходимой информации.
Однако, как показывает анализ положений Закона N 2202-1 (пункты 2, 2.1 статьи 6), такие требования могут направляться не только в ходе проведения проверок исполнения законов, но и по другим основаниям — например, при наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, при наличии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера прокурор может направить требование о представлении необходимых информации, документов и материалов или их копий, они представляются в течение суток с момента поступления требования прокурора. То есть такое требование направляется и исполняется вне рамок проверки.
Так, по обстоятельствам спора, рассмотренного Арбитражным судом Дальневосточного округа (Постановление от 22.10.2018 N Ф03-4387/2018 по делу N А73-4415/2018, Определением Верховного Суда РФ от 28.02.2019 N 303-ЭС19-96 отказано в передаче дела N А73-4415/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления), организация пыталась оспорить требование прокурора о подготовке информации, поскольку оно было направлено вне рамок проверки, однако суд в удовлетворении требований организации отказал, поскольку деятельность организации создала угрозу причинения имущественного вреда участникам долевого строительства ввиду нарушения требований Федерального 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», и посчитал оспариваемое требование прокурора правомерным.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 27 Закона N 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций в том числе проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба, а также использует полномочия, предусмотренные статьей 22 Закона N 2202-1 (то есть в том числе требует от органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций необходимые документы, материалы и иные сведения).
Соответственно, при получении информации о нарушении прав человека прокурор также не лишен полномочия направить требование представления необходимых сведений для выяснения всех обстоятельств (вне проверки или на предпроверочном этапе).
В любом случае у прокурора должна возникнуть обоснованная необходимость получения документов (информации).
Если организацией получен официальный и мотивированный (обоснованный) запрос, в котором указаны обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что запрашиваемые документы и информация действительно необходимы прокурору для осуществления возложенных на него функций, то рекомендуем организации исполнить запрос в указанные в нем сроки.
Служба поддержки пользователей систем «Кодекс»/»Техэксперт»
Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна
Ответ прокурора Ленинского района г. Саратова А.А. Волкова:
С 18 марта текущего года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которыми определены порядок и сроки предоставления проверяемыми лицами документов по запросу органов прокуратуры.
Статистическая и иная информация, документы, справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов — в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.
При наличии объективных причин невозможности представления перечисленных материалов прокурор на основании уведомления проверяемого органа (организации) принимает решение об установлении нового срока для их представления.
Предусмотрен и сокращенный срок предоставления материалов – сутки с момента поступления требования прокурора. Это необходимо при наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, при наличии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Федеральным законом от 07.03.2017 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что статистическую и иную информацию, справки, документы, другие материалы и их копии организация обязана представить по запросу прокурора в течение пяти рабочих дней. А если требование представить документы поступило от прокурора в ходе проверки исполнения законодательства, то их необходимо представить в течение двух рабочих дней.
В случае угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, а также при наличии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимые документы нужно представить в течение суток с момента поступления требования прокурора.
Напомним, что сейчас общие сроки для представления документов по запросу прокуратуры в законе не установлены.
Также закон установил максимальный срок для проведения прокурорской проверки – 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях по требованию прокурора этот срок могут продлить, но не более чем на 30 календарных дней.
Изменения вступают в силу с 18 марта 2017 года.
В настоящее время в ст.17.7 КоАП РФ закреплено, что умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст.6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», требования прокурора, вытекающие из его полномочий, в том числе перечисленные в ст.9.1, 22, 27, 30 и 33 указанного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и иными прямо указанными в законе субъектами, которые обязаны приступить к исполнению соответствующих требований в установленные законом сроки.
В соответствии с п.1 ст.22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: входить на территории и в помещения органов и организаций; иметь доступ к их документам и материалам; проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
В соответствии со ст.23 Закона о прокуратуре протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании.
Представление прокурора об устранении нарушений закона в соответствии со ст.24 Закона о прокуратуре подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в пятнадцатидневный срок (п.2 ст.25 Закона о прокуратуре, ч.1 ст.29.6 КоАП РФ). Также в случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности (п.2 ст.25.1 Закона о прокуратуре).
Требования прокурора о предоставлении информации вне рамок проведения проверки
Из анализа положений Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что требования прокурора (по истребованию необходимой информации) могут направляться не только в ходе проведения проверок, но и вне их рамок — например, при получении прокурором информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина прокурор может направить требование для уточнения обстоятельств.
Порядок и сроки рассмотрения заявления в прокуратуре
В государственные органы прокуратуры могут оформлять свои обращения лица с заявлениями. Каждый гражданин нашей необъятной страны, иностранное лицо, человек без гражданства, должностной сотрудник, организация – все они вправе обращаться в этот орган в целях получения справедливого решения по вопросу защиты собственных гражданских прав от нарушения.
Жалобы в прокуратуру рассматриваются в рамках вопросов любого рода и включают в себя как незначительные, так и масштабные дела.
Какие заявления подаются в прокуратуру
Строгой формы шаблонов, в которых могли бы подаваться заявки, не предусмотрено, поскольку подобная документация составляется и оформляется в рамках свободного официально-делового стиля, в котором отсутствуют лишние эмоции и эпитеты.
Не требуется и использования чрезмерной юридической терминологии, норм закона и личной (субъективной) оценки сложившихся обстоятельств. В ходе рассмотрения дел во внимание не принимаются ошибки и помарки.
Заявление составляется в рамках свободного официально-делового стиля, в котором отсутствуют лишние эмоции и эпитеты
Существует огромное количество причинных факторов, в соответствии с которыми заинтересованное лицо может подать соответствующую жалобу. К основным можно отнести следующие моменты:
- задержка заработной платы;
- отсутствие предоставления со стороны государственной структуры набора запрашиваемых сведений;
- противозаконные деяния начальства по увольнению;
- отказ в регистрации в органах ЗАГС.
Полная форма жалобной бумаги должна включать в себя несколько базовых моментов:
- наименование и адрес органа прокуратуры;
- фамилия, имя, отчество заявляющего лица, контактные сведения о нем (адрес, факс, тел.);
- причины и обстоятельства, в соответствии с которыми происходит подача документа (это могут быть различные неправомерные действия со стороны потенциальных ответчиков);
- перечень предъявляемых требований заявителя (восстановление прав, пресечение дальнейшего их нарушения и т. д.);
- подпись, дата.
Есть также несколько моментов, которые необходимо помнить в процессе составления юридической бумаги:
- в последнюю очередь производится рассмотрение несодержательных и объемных писем: важно, чтобы документ не содержал лишних и ненужных сведений, «воды», был составлен по факту и емко;
- требования, предлагаемые со стороны заявителя, должны быть реалистичными, а не взятыми из головы, т. к. жалобы, в которых слишком много «заоблачных» требований, не подлежат рассмотрению и вовсе;
- со стороны заявителя в документе должны быть предоставлены реальные доказательства того факта, что его права были нарушены: личные мнения и убеждения остаются в стороне и игнорируются сотрудниками органа.
Для 100% рассмотрения жалобы ее составление должно осуществляться согласно требованиям инструкции, связанной с порядком обращений граждан. Также немаловажную роль играет соблюдение норм переписки в деловом тоне: текст должен быть четким, актуальным и достоверным, содержать доказательства и набор необходимых реквизитов.
Предварительное
В процессе подачи жалобы она подлежит фиксации, а далее – вынесению решения в предварительном порядке. Разумеется, заявитель получает письменное уведомление об этом результате. Делается это посредством почты, вне зависимости от статуса заявителя.
При некорректной подаче жалобы она оставляется без внимания и игнорируется. Если все верно, создается соответствующее решение на последующую работу и осуществление проверочных мероприятий.
Обратите внимание! Заявительная бумага может быть подана в подведомственные структуры или направлена в прочие государственные службы.
Когда подача жалобы осуществляется повторно или представляет собой дополнение к имеющимся предоставленным бумагам, она может быть запросто приобщена к ведению основного процесса.
Сроки рассмотрения в данной ситуации составляют 3 дня с момента регистрации заявления в прокуратуре и его внесения в учетную книгу. Именно на протяжении этого времени и производится создание предварительного решения.
Дальнейшее
После принятия к рассмотрению на предшествующем этапе стартует основная проверка. Обязательно дальнейшее решение предоставляется в адрес заявителя в форме специального уведомления. На основании решения представителей органа, жалоба может быть:
- удовлетворена в частичном или полном порядке, если необходимо защитить права и интересы истца или исполнить его требования о компенсации;
- направлена для детального изучения в нижестоящие структуры;
- разъяснена лицу по каждому из предоставленных требований и оснований;
- отклонена, если требования не обоснованы, а нарушения не замечены.
В соответствии с этим порядком, сроки могут колебаться, исходя из содержания и структуры обращения.
Сроки рассмотрения
Вообще на практике существует два типа срока изучения жалоб – общий и сокращенный:
- Общий. Он подразумевает временной интервал, составляющий не более 30 дней. Он нужен для того, чтобы прокуроры могли произвести проверки и выявить нарушения. Понятно, что это потребует определенных временных затрат. Срок может быть увеличен в связи с необходимостью расширения доказательной базы со стороны заявителя и принесения им дополнительных бумаг. Об этом заявитель получит отдельное уведомление. Получается, что изначально общий период составляет не менее 30 дней, но может и продлеваться при рассмотрении особых дел и в рамках индивидуальных условий. Для его продления происходит формирование соответствующего ходатайства с детальным изложением мотивов.
- Сокращенный. Этот срок действует в отношении тех жалоб, которые не нуждаются в предоставлении вспомогательных материалов и проведении проверок. Рассмотрение заявлений такого плана осуществляется на протяжении 15 дней. Истребование дополнительных документов по этим бумагам не производится, сами требования не предполагают проведения трудоемких мероприятий и процессов, что и обеспечивает высокий показатель скорости проведения разбирательств.
Так, срок ответа на заявление в прокуратуру составляет 15 или 30 дней.
Важно знать! Отдельная категория жалоб включает заявления, поданные лицами, участвующими в уголовном производстве. Они изучаются на протяжении 3-х дней, а максимально возможный период в случае продления не превышает 10 суток.
Какие не получают рассмотрения
По факту рассматриваются все письма граждан. После того как представители службы осуществят первичное ознакомление, прокурор принимает решение о том, нужно ли сделать обращение к последующему разбирательству, или можно ограничиться имеющимся материалом и принять решение. Но в отношении некоторых заявлений могут произойти заминки:
- непринятие к рассмотрению по причине объективных обстоятельств;
- передача в нижестоящие прокурорские службы и филиалы;
- перенаправление в целях проведения проверочных мероприятий в стенах правоохранительных органов и служб;
- возврат обратно заявителю с указанием основных причин.
Во избежание переадресации поданного письма в иные инстанции, необходимо сначала сделать самостоятельное обращение к руководству компании, деятельность которой и вызвала необходимость в создании жалобы. Если там вы получили отказ, можно формировать обращение в прокуратуру. Без ответа могут быть обращения, которые содержат помарки и огрехи:
- не указаны сведения о заявителе, а письмо считается анонимным;
- отсутствует достаточное количество данных для того, чтобы вопрос считался разрешенным;
- имеется непосредственное вмешательство сторонних граждан в компетенцию надзорных и контролирующих органов и служб;
- в тексте присутствуют элементы нецензурной лексики, угрозы для жизни и здоровья;
- в письме не содержится какого-либо смысла, логической цепочки, а заявитель является нетрудоспособным;
- обращение формируется повторно, и в нем не предоставляются новые факты и сведения;
- клевета на других лиц не признается правдивой, как и обвинение их в том, чего они не совершали.
Если не рассматривают
Вследствие осуществления всестороннего разбирательства прокуратура отправляет заявителю ответ с решением. В любом случае заявитель получит письмо, содержащее ответ, даже если заявление не будет подлежать рассмотрению.
Не отвеченными остаются лишь письма, являющиеся анонимными, т. е. не содержащие обратного адреса. Проверочные мероприятия признаются завешенными в ходе рассмотрения всех вопросов, освещенных в заявительной бумаге.
Об итогах разбирательства, которое было проведено, заявитель уведомляется в обязательном порядке. Если было вынесено соответствующее прокурорское предоставление, заявитель должен получить детальную информацию о том, когда и где он может провести ознакомление с результатами исполнения решения. Если заявка носит коллективный характер, направление ответа может быть осуществлено в адрес ответственных лиц.