- Комментарий к статье 219 Кодекса Административного Судопроизводства РФ
- Образец административного искового заявления
- Что это такое, какими актами руководствуемся при подаче
- В какой суд подается, требования к форме
- Какая госпошлина
- Какие действия перед подачей иска надо совершить
- Какой срок исковой давности
- Примерная форма административного иска
1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
2. Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Комментарий к статье 219 Кодекса Административного Судопроизводства РФ
Комментируемой статьей установлены общие и специальные сроки обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
Общий срок обращения с административным исковым заявлением в суд составляет три месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Комментируемой статьей установлен сокращенный десятидневный срок обращения в суд с административным исковым заявлением со следующими требованиями:
— об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования — срок исчисляется со дня принятия соответствующего решения;
— о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя — срок исчисляется со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов;
— об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, — срок исчисляется со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В ч. ч. 5 — 8 комментируемой статьи установлены правовые последствия пропуска срока обращения в суд по данной категории административных дел, порядок восстановления этого срока.
Отметим, что ранее действовавшей ст. 256 ГПК РФ устанавливался только общий срок обращения в суд с аналогичными заявлениями, который также составлял три месяца.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.06.2015 N 14-П ч. 1 ст. 256 ГПК РФ признана не соответствующей ст.
ст. 45, 46 (ч. ч.
1 и 2), 52 и 53 Конституции РФ в той мере, в какой данная норма в системе действующего правового регулирования выступает в судебном истолковании в качестве основания для отказа в связи с пропуском трехмесячного срока обращения в суд в иске о компенсации морального вреда, причиненного гражданину незаконными решениями, действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в тех случаях, когда сам факт нарушения прав и свобод гражданина установлен другим решением суда, вступившим в законную силу .
Пленум Верховного Суда РФ в п. 24 Постановления от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что, принимая во внимание положения ст. 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
При этом необходимо учитывать, что, помимо указанного в ч. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения с заявлением в суд, действующим законодательством предусмотрены специальные сроки оспаривания отдельных решений, действий или бездействия (например, ч.
2 ст. 441 ГПК РФ, ст. 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», ст.
357 ТК РФ, п. 3 ст. 10 Федерального закона «О беженцах», п.
4 ст. 7 и п. 7 ст.
13.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п. 3 ст. 8 Федерального закона «О вынужденных переселенцах»).
Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч.
1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 и ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства .
Образец административного искового заявления
Дорогие читатели! В наших материалах мы рассказываем о типовых способах решения юридических вопросов, но каждая ситуация уникальна.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 800-302-92-70 .
Это быстро и бесплатно!
Административное исковое заявление — документ, отражающий требования стороны о защите ее прав, свобод и законных интересов. Он подается в суд общей юрисдикции и составляется в письменной форме. Далее подробно разберем требования к составлению искового заявления, а также порядок рассмотрения документа в ходе судебного производства и сроки исковой давности.
Что это такое, какими актами руководствуемся при подаче
Административное исковое заявление может включать в себя несколько административных исков. Это универсальный документ, который используется для защиты прав и интересов истца в разных сферах деятельности. Чаще всего документ подается в следующих ситуациях:
- имущественные споры;
- причинение морального вреда;
- разбирательства с государственными органами, в частности споры о законности отказа в приватизации;
- оспаривание решений и актов должностных лиц;
- присуждение компенсации и защиты;
- признание незаконными действия или бездействия органов местного самоуправления.
В любом случае процедура административного искового заявления регулируется нормами КАС РФ. В частности, порядок защиты прав подробно описан в главе 12 настоящего документа.
Обратите внимание! Некоторые административные дела рассматриваются в суде с определенными особенностями, которые в обязательном порядке должны отражаться в иске. В противном случае суд имеет право не принять документ и отказать в защите его законных интересов.
Административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица.
Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие.
В какой суд подается, требования к форме
Статьи 124 и 125 КАС РФ посвящены нормам составления искового заявления, также здесь описываются возможные требования истца к ответчику. Административный иск составляется на бумаге — это обычная практика. Сегодня подать документ можно в электронной форме при условии его удостоверения ЭЦП.
Законом не запрещена подготовка иска, написанного от руки. Единственный нюанс — документ должен быть читаемым и заверенным подписью. Удостоверить иск имеет право лицо, наделенное такими полномочиями Уставом, если речь идет о компании.
Если интересы истца представляет доверенное лицо, данный факт потребуется подтвердить соответствующим документом. В административном заявлении указывают:
- наименование суда;
- контактная информация об истце и ответчике;
- перечень прилагаемых документов.
Следует обратить внимание, что к иску в обязательном порядке прикладываются доказательства соблюдения досудебного урегулирования и документ об оплате госпошлины. В тексте заявления указываются требования к ответчику, прописываются нарушения и обосновывающие доводы с обязательной ссылкой на законодательные акты. Административный иск подается в суды первой инстанции с целью защиты законных интересов и публичных прав.
Какая госпошлина
Если подача административного иска связана с обжалованием гражданином действий или бездействий судебного пристава-исполнителя, госпошлина не оплачивается. Истец освобождается от внесения денежных средств и в том случае, если жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях. Во всех других случаях налоговое законодательство предусматривает оплату государственной пошлины.
Ее размер определяется в зависимости от характера обращения в суд и регулируется ст. 333.19 НК РФ.
На заметку. Госпошлину оплачивает обращающаяся в суд организация или физическое лицо. Выигрыш дела позволяет стороне возместить расходы за счет ответчика. Для физических лиц минимальный размер пошлины составляет 300 рублей.
Какие действия перед подачей иска надо совершить
Перед тем, как подать иск в суд истцу следует определиться с перечнем предоставляемых документов для суда и ответчика. Для этого следует подготовить:
- копия правового акта;
- решение государственного органа, нарушающее права истца;
- доказательства, предъявляемые в качестве доводов;
- доверенность на представителя (при наличии);
- документ, подтверждающий оплату госпошлины.
Административное исковое заявление можно подать лично, электронно или посредством почтовой связи. По факту получения иска судья может вынести одно из решений — оставить его без движения, принять к производству, отказать или вернуть документ заявителю.
Какой срок исковой давности
Общий срок исковой давности для подачи административного заявления в рамках КАС РФ составляет 3 месяца. Если этот период был пропущен по объективным причинам, суд вправе восстановить его в ряде случаев. Некоторые категории исков имеют иные сроки исковой давности.
Примерная форма административного иска
В административном исковом заявлении должны быть указаны обязательные реквизиты, при этом строгих требований к оформлению документа нет.