- Особенности административного судопроизводства
- Сроки и решения в административном судопроизводстве
- Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим
- Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица
- Кто и в каком случае может подать административное исковое?
- Отличия административного иска от обычного
- Куда подать административный иск?
- Как правильно составить заявление (ст. 125 КАС РФ)?
- Документы, прилагаемые к административному иску.
- Размер государственной пошлины
- Досудебный порядок урегулирования спора
- Если не приняли административный иск (отказ согласно статье 128 КАС)
Решение об удовлетворении требований административного истца или отказе в их удовлетворении принимается судом если проведено судебное разбирательство по административному делу. К данной стадии процесса приступают после подачи административного иска, принятия его к производству судом и подготовки дела административного судопроизводства. Именно в судебном разбирательстве сторонам предоставлена возможность давать объяснения, возражения и предпринимать иные действия по доказыванию своей правовой позиции.
Особенности административного судопроизводства
То, что административное судопроизводство имеет свои особенности, известно уже давно, именно поэтому на территории РФ был введен отдельный нормативно-правовой акт – Кодекс административного судопроизводства РФ. Подробнее об этом в нашей статье.
Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца.
Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.
Сроки и решения в административном судопроизводстве
При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:
- О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
- Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
- Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
- О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.
Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.
Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим
Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица.
Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.
По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются:
- копия нормативно-правового акта;
- реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
- указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
- доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.
Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.
Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения. Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства.
При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации.
Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.
Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица
В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора. Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3-х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней.
Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно. В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано. В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия.
На ответчика возлагается доказывание законности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений. Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней. В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.
Кто и в каком случае может подать административное исковое?
С иском могут обратиться физические и юридические лица, а также публично-правовые образования. Участвовать в деле на стороне истца может только лицо с высшим юридическим образованием. Если истец не обладает таковым, ему нужен представитель для участия в деле.
Статья 124 Кодекса содержит требования, которые могут содержаться в административном иске. К таковым относятся:
- Признание нормативного правового акта или решения недействующим или незаконным;
- Обязательство ответчика принять решение по определенному вопросу или не совершать конкретные действия;
- Установление компетенций государственного или муниципального органа, должностного лица, иного органа или организации с публичными полномочиями по конкретному вопросу;
- Присуждение компенсации за нарушение ответчиком прав в сфере публичных правоотношений в предусмотренных КАС РФ случаях.
Перечень случаев подачи иска, является открытым. Ч. 2 ст. 124 КАС позволяет предъявить другие требования. Главное, чтобы они касались защиты прав и свобод в сфере публичных правоотношений.
Отличия административного иска от обычного
Основание для сравнения | Административный иск | Обычный иск |
Нормативное регулирование | КАС РФ | ГПК РФ |
Объект защиты | субъективное публичное право | субъективное частное право |
Требуется ли высшее юридическое образование для участия в деле | Да, это определено ст. 55 КАС РФ: представителями в суде по административным делам могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. | Не требуется |
Кто ответчик | Ответчиком может быть как частное (физическое или юридическое лицо), так и должностное лицо, государственные и муниципальные органы, госкомпании. | Госорганы, их должные лица |
Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.
По сложным административным делам срок, установленный частью 1 настоящей статьи, может быть продлен председателем суда не более чем на один месяц.
Куда подать административный иск?
Главой 2 установлены правила подсудности, по которым подается иск. Так, мировому судье следует подать иск о вынесении судебного приказа на взыскание обязательных платежей.
Районный суд рассматривает основную массу административных дел, кроме дел, подведомственных военному, арбитражному суду или суду субъекта РФ.
Суд субъекта РФ рассмотрит административные иски:
- Оспаривающие НПА государственных и муниципальных органов, решения квалификационных и экзаменационных комиссий судей;
- Опротестование решений по вопросам политических партий, СМИ, религиозных организаций и избирательного процесса;
- По вопросам, связанным с государственной тайной.
- Оспаривание определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Верховный Суд РФ рассматривает иски, по содержанию совпадающие с отнесенным к компетенции суда субъекта РФ, но ответчиком будут являться Президент, Правительство, Госдума, Генпрокуратура, Центробанк и другие федеральные органы и организации. Верховный суд РФ разрешает споры между органами государственной власти и местного самоуправления, вопросы политических партий, религиозных организаций, средств массовой информации, сфера влияния которых распространяется на 2 и более субъекта РФ.
Как правильно составить заявление (ст. 125 КАС РФ)?
Ст. 125 КАС определяет форму и содержание иска.
Он должен быть подан в письменной форме.
Истец должен поставить подпись и указать ее дату.
По общему правилу, правильно составленный иск включает в себя следующие элементы:
- Наименование суда, в который подается иск;
- Сведения об истце или его представителе: ФИО физического лица, его должность, адрес места жительства или пребывания, дата и место рождения, данные о высшем образовании; наименование и местонахождение юридического лица, сведения о ее государственной регистрации, номера телефонов, факсов, e-mail;
- Сведения об ответчике, идентичные таковым у административного истца. Закон не требует указывать сведения об образовании ответчика.
- Информация о правах и свободах, нарушенных или могущих быть нарушенными ответчиком и являющихся предметом защиты иска;
- Требования к ответчику, их обоснование;
- 6.Указание о попытке примирения и применении досудебного порядка спора, а также о действиях, предпринятых для урегулирования вопроса. В случаях, установленных законодательством, иск может быть подан, если такие действия не возымели успеха
- Информация о подаче иска в порядке подчиненности.
- Другие данные, если КАС РФ указывает на необходимость их изложения.
Из иска четко должно следовать, что правовой акт, решение, действие или бездействие непосредственно затрагивают права, свободы и личные интересы заявителя или лица, подающего иск в защиту другого лица.
Если истец не наделен публичными полномочиями, он может направить сторонам дела копии иска и приложенных документов. Если подающий иск обладает этими полномочиями, он обязан это сделать. Это нужно сделать способом, который позволит суду убедиться, что копии иска и документов получены адресатом.
Иск может быть подан как в бумажном, так и в электронном виде. Копии электронного иска могут быть направлены стороне с публичными полномочиями через ее официальный сайт в Интернете.
Документы, прилагаемые к административному иску.
- Уведомления о вручении или другие подтверждающие вручение документы, если они были направлены сторонам. Если они не были направлены – копии заявления и документов в числе сторон.
- Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины и право на льготу по ней;
- Диплом о высшем юридическом образовании, кандидата или доктора юридических наук у административного истца или лица, желающего вести дело от его имени;
- Доверенность представителя истца;
- Документы, доказывающие обстоятельства, служащие основанием для выдвижения истцом требований;
- Если законом предусмотрен досудебный порядок урегулирования споров, следует приложить документы, свидетельствующие, что истец следовал такому порядку. Также следует приложить доказательства примирения сторон, если таковые имеются в распоряжении истца.
Размер государственной пошлины
Государственная пошлина, согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.18 НК РФ, подается перед подачей иска. Ее размер для физического лица составляет 300 рублей, юридическому лицу следует заплатить 4500 рублей.
Организации, подающей иск о признании недействительным НПА, действий или бездействия должностных лиц, государственных или муниципальных органов, следует уплатить пошлину в 2000 рублей, а если такой иск подается в порядке особого производства, нужно внести 300 рублей. Если целью иска является вынесение судебного приказа, нужно заплатить половину цены иска.
Досудебный порядок урегулирования спора
Обязательный досудебный порядок предусмотрен для следующих видов споров:
- О взыскании санкций и обязательных платежей;
- О взыскании недоимке по налогам с физических лиц;
- Об отказе в государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
- О взыскании таможенных платежей и пошлин;
- О решениях Центробанка о включении в список контролирующих кредитную, страховую организацию или НПФ;
- О компенсациях по договору ОСАГО;
- Об определении кадастровой стоимости недвижимости;
- О правомерности действий и решений контрольных и надзорных органов;
- Об обеспечении по обязательному социальному страхованию;
Если досудебный или претензионный порядок в этих случаях не будет соблюден, суд возвратит заявление в соответствии со ст. 129 КАС.
Если не приняли административный иск (отказ согласно статье 128 КАС)
Нарушение требований к форме и содержанию, перечисленных в ст. 125 и 126 КАС, влечет оставление искового заявления без движения. Оно возвращается вместе с документами заявителю.
Судья в этом случае назначит срок исправления недостатков. Если недочеты не будут исправлены в назначенный срок, заявление будет считаться неподанным и будет возвращено заявителю вместе с документами. Ст. 128 КАС устанавливает перечень оснований, по которым суд откажет в принятии иска.
Заявление будет возвращено, если оно:
- Не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства;
- Заявитель не вправе подавать иск в защиту прав и свобод других лиц или публичных интересов;
- Оспариваемое НПА, решение или действие не нарушают прав или свобод истца;
- Имеется вступившее в силу законное решение по этому вопросу;
- Кодексом предусмотрены другие основания для отказа для отдельных категорий административный дел. Ст. 129 КАС содержит перечень случаев возвращения искового заявления. Так, иск будет возвращен, если:
- Истец не урегулировал спор до обращения в суд;
- Иск не подлежит рассмотрению в суде, куда он подан;
- Истец не обладает необходимой дееспособностью для подачи иска;
- Иск не подписан или подписан лицом, не имеющим права на подпись;
- По тому же поводу уже есть дело в судопроизводстве;
- Истец обратился с заявлением о возвращении заявления;
- Не исправлены недостатки у иска, оставленного без движения;
- По другим основаниям, предусмотренным для отдельных категорий исков.
В случае отказа от принятия или возвращения иска истец получит копию соответствующего определения, свой иск и поданные с ним документы. Если он не согласен, он может подать частную жалобу. Иск, в принятии которого отказано, подан снова быть не может. Возвращенный иск возможно подать снова.
Отмена отказа от принятия и возвращения иска означает принятие иска к рассмотрению. В этом случае будет считаться, что он подан в день первого обращения.