- Кто должен заключать договор?
- Что представляет собой договор?
- Как собственникам частных домов решить вопрос о вывозе мусора?
- Что будет УК за нарушения требований в области обращения с ТКО
- Обязанности УО в области обращения с отходами
- Ответственность за нарушения в области обращения с отходами
- Наказание за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований
- Штрафы за неправильное обращение с ТКО и повторные нарушения
Собственники жилых помещений обязаны заключить договор на оказание услуги по обращению с ТКО. По этому договору региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством, а собственник – оплачивать услуги регионального оператора, цена которых определена в пределах единого тарифа.
В случае отсутствия такого договора гражданин несет административную ответственность в виде штрафа от 1 тыс. до 2 тыс. руб.
(ст. 8.2 КоАП РФ). Кроме того, органы власти субъектов РФ могут самостоятельно устанавливать административную ответственность.
Например, согласно ст. 6.21 Кодекса Московской области об административных правонарушениях отсутствие договора на вывоз мусора влечет для гражданина штраф в размере 5 тыс. руб.
Кто должен заключать договор?
Обычно от лица владельцев квартир договор о вывозе мусора заключает управляющая компания. Также собственники могут заключить договор с региональным оператором напрямую.
При этом, как ранее разъяснил Минстрой, если по состоянию на 3 апреля 2018 г. между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и региональным оператором отсутствовал договор на оказание услуги по обращению с ТКО, он заключается между собственниками и региональным оператором (Письмо Минстроя от 16 октября 2018 г. № 41963-АЧ/04).
Важно отметить, что договор будет считаться заключенным согласно утвержденной правительством типовой форме, даже если собственник не предпринял для этого никаких действий, а в квитанции появится строка с указанием стоимости услуги по обращению с ТКО. Чтобы получить бумажный экземпляр договора, необходимо подать заявку региональному оператору.
Казалось бы, раз договор о вывозе мусора в любом случае считается заключенным, собственник может и не обращаться к оператору за этим. Однако это не так. Дело в том, что не все регионы перешли на работу по новым правилам.
В некоторых из них не назначены региональные операторы, и услуги по обращению с отходами продолжают оказывать частные организации.
Поскольку законодательством установлена ответственность за отсутствие договора о вывозе и обработке мусора, собственникам рекомендуется узнать о его наличии у управляющей компании или регионального оператора. В случае отсутствия договора следует заключить соглашение. При этом нужно иметь в виду: о наличии договора будет свидетельствовать строка в квитанции об оплате услуги по обращению с ТКО.
В этом случае к ответственности собственника не привлекут.
Что представляет собой договор?
Договор на оказание услуги по обращению с мусором представляет собой утвержденную правительством типовую форму (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами»). Заполнить эту форму несложно.
В основном нужно выбрать текст из предложенных в ней вариантов. Сроки и порядок оплаты, права и обязанности сторон, ответственность сторон, порядок фиксации нарушений определены в типовом договоре, и согласовывать эти условия не требуется.
Указать нужно будет место накопления мусора. Также в договоре необходимо уточнить объем отходов. Это можно определить расчетным путем исходя из нормативов накопления мусора, которые установлены в вашем субъекте РФ в соответствии с утвержденными правительством правилам определения таких нормативов 1 .
Кроме того, придется указать периодичность вывоза мусора. Для этого следует ориентироваться на срок хранения отходов. В населенных местах в дворовых сборниках в холодное время года (при температуре -5°C и ниже) такой срок должен составлять не более трех суток, в теплое время (при температуре выше +5°C) – не более одних суток, что означает ежедневный вывоз мусора (читайте об этом также в новости «Роспотребнадзор разъяснил, как часто должны вывозить собранный раздельно мусор»).
Как собственникам частных домов решить вопрос о вывозе мусора?
У многих владельцев домов в частном секторе нет договоров о вывозе мусора. Они делают это самостоятельно, так как образуется незначительное количество отходов.
В Жилищном кодексе не разрешен вопрос об обращении с ТКО в частном секторе. При этом данную обязанность с владельцев домов никто не снимает. Закон об отходах производства и потребления обязует местные органы власти решать этот вопрос самостоятельно. Следовательно, к ним и следует обращаться с проблемой вывоза отходов жильцам частного сектора.
Выходом из непростой ситуации может стать заключение договора с организацией, которая занимается сбором и вывозом ТКО. Такой договор может быть как коллективным, так и индивидуальным. Для заключения коллективного соглашения на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО жильцы частного сектора должны создать и зарегистрировать товарищество собственников жилья (ТСЖ).
Оно информирует местные органы власти о создании ТСЖ и заключает соглашение на вывоз мусора со специализированной компанией. Договор подписывают представители компании и ТСЖ.
Можно иначе заключить договор. Представитель товарищества обращается в мусоровывозящую компанию с подписанным односторонним обращением о вывозе отходов с пункта ТСЖ, где они хранятся. Гарантией оказания услуги будет служить квитанция или чек.
1 Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов»).
Что будет УК за нарушения требований в области обращения с ТКО
За обращение с ТКО в регионах отвечают единые операторы, но УО и ТСЖ сохранили за собой ряд обязанностей, которые касаются обращения с отходами, и не только твёрдыми коммунальными. Рассказываем о том, как ужесточилось законодательство в части нарушений требований в области обращения с отходами.
Обязанности УО в области обращения с отходами
Согласно жилищному законодательству, управляющая домом организация отвечает за создание на оформленной придомовой территории контейнерных площадок для сбора твёрдых коммунальных отходов и за надлежащее содержание таких мест (ПП РФ № 1039). Также УО организует очистку урн у подъездов, надлежащее содержание мусоропроводов внутри МКД, уборку территорию от мусора и смёта.
Помимо перечисленных обязанностей, которые касаются только ТКО, управляющие организации обязаны организовать в многоквартирных домах места для сбора и хранения опасных отходов, например, отработанных ртутных, кварцевых и люминесцентных ламп. Также УО отвечает за их вывоз на утилизацию. Эта обязанность прописана в пп.
«д(1)» п. 11 ПП РФ № 491, п. 26 ПП РФ № 290.
К опасным отходам, которые жители домов нередко размещают на придомовой территории, относятся и отработанные автомобильные шины. Регоператор по обращению с ТКО не обязан их вывозить в рамках муниципального тарифа на услугу. За вывоз их с оформленного участка МКД несёт ответственность управляющая организация.
Ответственность за нарушения в области обращения с отходами
До июня 2019 года ст. 8.2 КоАП РФ была единственной, по которой привлекались к ответственности лица, нарушившие требования законодательства в области обращения с отходами, в том числе управляющие организации.
Она включала в себя составы правонарушений в области обращения со всеми опасными отходами и веществами, в том числе разрушающими озоновый слой. Составы таких нарушений были сформулированы обобщённо, без конкретизации.
Но в июне 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ, который детализировал ст. 8.2 КоАП РФ, дополнив частями по видам деятельности в области обращения с отходами. № 141-ФЗ также ввёл в КоАП РФ новые статьи со специальными составами правонарушений при обращении с опасными веществами и отходами, значительно увеличив штрафы за них.
- первичные правонарушения;
- правонарушения, совершённые повторно в течение года;
- действия/бездействие, причинившие вред здоровью людей или окружающей среде, ставшие причиной эпидемии.
Предлагаем вам обзор новых частей и статьи КоАП РФ по правонарушениям в сфере обращения с отходами, которые так или иначе могут коснуться управляющих организаций.
Наказание за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований
Одна из новых статей, введённых в Кодекс об административных правонарушениях № 141-ФЗ – статья 6.35. По ней нарушителей привлекут к ответственности за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. Дела о подобных правонарушениях рассматривают органы санитарно-эпидемиологического надзора.
Ответственность по ст. 6.35 КоАП РФ могут понести управляющие организации и товарищества собственников жилья, которые ответственны за содержание контейнерных площадок, региональные операторы и специализированные организации, осуществляющие транспортировку ТКО и их размещение на полигонах.
Привлекут к ответственности по указанной статье и простых граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые накапливают производственные отходы и отходы потребления. То есть складируют отходы более чем на одиннадцать месяцев для их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
За такие действия, как выбрасывание твёрдых коммунальных отходов мимо контейнера, приёмника мусоропровода или оставление их возле мусороприёмной камеры МКД, жители домов также понесут административную ответственность по ст. 6.35 КоАП РФ.
Новая статья 6.35 КоАП РФ состоит из 12 частей, каждая из которых предусматривает ответственность за разные степени тяжести правонарушения. Административные наказания самые разные: от штрафа до приостановления деятельности до 90 суток.
Минимальная сумма административного штрафа для юридических лиц по данной статье – 250 000 рублей, максимальная – 1 миллион рублей.
Штрафы за неправильное обращение с ТКО и повторные нарушения
В статье 8.2 КоАП РФ появилось двенадцать частей, некоторые из них напрямую касаются управляющих организаций. Обновлённая статья предусматривает увеличение размеров штрафов за повторное совершение нарушений и причинение вреда здоровью людей или окружающей среде.
За несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании (но не размещении) отходов управляющую организацию могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Все перечисленные выше действия не касаются отходов животноводства.
- уклонение от заключения с регоператором договора на оказание услуг по обращению ТКО;
- выброс вместе с ТКО ртутьсодержащего оборудования, элементов питания, электронного оборудования и других опасных отходов.
- от 10 000 до 30 000 рублей – на должностных лиц;
- от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток – на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 срок – на юридических лиц.
В части 2 указанной статьи описана административная ответственность, которая наступит за повторное совершение правонарушения в течение года. Для юридических лиц это штраф от 250 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.
Часть 4 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает отдельное наказание за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления. Административный штраф для юридических лиц составляет от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.
Часть 9 статьи 8.2 КоАП РФ применяется по отношению к отходам, которые образуются в результате деятельности управляющей организации как юридического лица.
- от 20 000 до 40 000 рублей – на должностных лиц;
- от 40 000 до 60 000 рублей – на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- от 250 000 до 350 000 – на юридических лиц.