- Как проходит открытый конкурс в электронной форме: пошаговая инструкция
- Шаг 1. Подготовка извещения и документации
- Шаг 2. Сбор заявок
- Шаг 3. Рассмотрение первых частей заявок
- Шаг 6. Разъяснение результатов
- Виды закупок (тендеров, торгов), проводимых в электронной форме на электронной торговой площадке с ЭЦП. Что такое запрос котировок? Что такое электронный аукцион? Как проводится конкурс?
- Российское законодательство
- Типы госзакупок
- Открытый конкурс
- Закрытый конкурс
- Открытый аукцион
- Закрытый аукцион
- Электронный аукцион
- Инструкция по проведению открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ с изменениями в 2022 году
- Как подготовить извещение
- Как определиться с участниками
- Об авторе этой статьи
- Конкурс и аукцион
- Конкурс и аукцион: отличия по 44-ФЗ и особенности проведения
- Конкурентные процедуры по 44-ФЗ
- Плюсы и минусы конкурса по 44-ФЗ
В российской деловой практике и в российском законодательстве понятия «тендер», «аукцион», «конкурс», «торги» не совпадают и несут различную смысловую нагрузку. Для того, чтобы разобраться в терминологии, в этой статье мы поведем «разговор по понятиям».
Общим во всех представленных терминах является то, что все они:
–являются формами конкурентного, рыночного состязания между участниками за право заключения договора;
–осуществляются после сбора пакета документов, поступающих от потенциальных участников по заранее объявленным в документации условиям; в сроки, установленные комиссией; на принципах состязательности, справедливости и эффективности.
Тендер – это синоним слов «торги», «конкурс». Определение этого термина было заимствовано из английского языка. Термин используется в России с 90-х годов XX века.
В 1994 г. на международном уровне был принят Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг. Типовой закон обобщил опыт в сфере государственных закупок за рубежом и предложил модель организации закупочной деятельности для национальных законодательств.
В российской деловой практике, наряду с международными тендерами, в которых участвуют российские компании, выделяют государственные и коммерческие тендеры.
Тендер — это конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Понятие «тендер» применяют и по отношению к внеконкурсным (но конкурентным) процедурам, таким как запросы котировок, запросы цен, запросы предложений. Контракт заключается с победителем тендера — участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.
В российском законодательстве понятие «тендер» отсутствует. Вместо него используются понятия «торги», «конкурс». Так, в статьях 447-449 Гражданского Кодекса РФ определяются особенности проведения в России публичных торгов.
В ст.447 ГК РФ говорится о том, что в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Статья 448 определяет порядок проведения торгов, согласно которому «лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора». Статья 449.
«Последствия нарушения правил проведения торгов» характеризует торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, как недействительные по судебному иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Чем тендер отличается от аукциона?
Аукцион — состязание участников торгов осуществляется только по одному критерию – цене. В аукционе доступны цены и предложения для всех участников. Отличается от тендера возможностью участников изменять поданное предложение.
Каждый участник аукциона может изменять свои предложения, предлагая более выгодные условия, чем его конкуренты. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на «шаг аукциона». Шаг аукциона жестко задан и составляет 0,5% от максимальной цены контракта, указанной заказчиком.
Побеждает поставщик, предложивший самую низкую цену.
Тендеры проводятся по обратному принципу. Каждый участник подает предложение в «закрытом конверте». Предложения скрыты от конкурентов и доступны лишь тендерной комиссии.
Цель кандидатов – предоставить тендерной комиссии выгодные условия поставки. Контракт будет заключен с тем предприятием, которое предложило лучшие условия исполнения контракта. Лучшими условиями являются несколько критериев: цена (подается участником заранее), потребительские свойства, качество товара, работ, услуг, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия.
Немаловажную роль играет представленная предприятием тендерная документация. Она должна отвечать всем требованиям тендерной документации, то есть содержать техническую и коммерческую часть. В технической части нужно привести описание и общую информацию об объекте торгов, изложить инструкцию для поставщиков, предоставить информационную карту.
В коммерческой части должны быть указаны цены, условия, графики платежа, источники финансирования контракта. Конкретное содержание тендерной документации определяет тендерный комитет.
Чем тендер отличается от конкурса?
По сути – это слова-синонимы. В отличие от «тендера», понятие «конкурс» определяется в главном документе, регулирующем имущественные отношения в России — Гражданском кодексе РФ. Понятие «тендер» широко используется в российской деловой практике и отсутствует в российском законодательстве.
Обобщая наш анализ, можно сделать следующие выводы:
–понятия «тендер», «аукцион», «конкурс», «торги» широко применяются в деловой практике как формы конкурентного состязания между участниками за право заключения договора;
– понятие «торги» применяется в российском законодательстве и подразделяется на два вида: аукцион и конкурс;
– понятие «аукцион» означает вид торгов, которые проводятся аукционистом, организующим непосредственное состязание участников торгов только по одному критерию – цене; отличаются возможностью участников изменять поданное предложение;
– понятие «конкурс» означает вид торгов, в котором состязание участников осуществляется по нескольким критериям: цена (подается участником заранее), потребительские свойства, качество товара, работ, услуг, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия. Предложения скрыты от конкурентов и доступны лишь конкурсной комиссии, которая на закрытом заседании оценивает пакеты конкурсной документации участников торгов;
– понятие «тендер» означает конкурсную форму торгов и широко применяется в международном и российском деловом обороте.
Как проходит открытый конкурс в электронной форме: пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция по открытому конкурсу в электронной форме по 44-ФЗ:
- Подготовить документацию и извещение и опубликовать их в ЕИС.
- Собрать заявки.
- Рассмотреть первые части предложений.
- Рассмотреть вторые части.
- Подвести итоги и опубликовать протокол.
- Разъяснить результаты.
Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной
Рассмотрим подробно пошаговую инструкцию по электронному конкурсу по 44-ФЗ для заказчика с учетом последних изменений.
Шаг 1. Подготовка извещения и документации
Открытый конкурс — это конкурентный способ определения поставщика, который размещается в ЕИС в открытом доступе и победителем которого признается участник, предложивший наилучшие условия исполнения контракта.
В ст. 54.1 — 54.7 44-ФЗ прописано, что такое открытый конкурс в электронной форме и как его проводить. В такой процедуре сведения о госзакупке сообщаются неограниченному кругу лиц, и для всех участников устанавливаются единые требования.
Вот чем отличается открытый аукцион от открытого конкурса:
- Критерии оценки. В аукционных процедурах победителя определяют по цене. А в конкурсе оценивают как стоимостные, так и нестоимостные показатели (опыт, деловая репутация, наличие профессионалов).
- Переторжка. Вторые части предложений участников электронного конкурса и необходимую документацию оператор направляет заказчику по истечении периода, предусмотренного на подачу окончательных ценовых предложений, после формирования протокола (ч. 7 ст. 54.6,ч. 1 ст. 54.7 44-ФЗ).
Эти положения и другие обязательные сведения, которые прописаны в ст. 54.3 44-ФЗ, специалист заказчика готовит и утверждает в тендерной документации.
Изменения 44-ФЗ (360-ФЗ от 02.07.2021) отменяют конкурсную документацию. С 01.01.2022 необходимую информацию размещают в извещении (п. 30 ст. 5 закона № 360-ФЗ).
Есть заказчики, которые привлекают сторонние специализированные организации для формирования документов для тендера (ч. 3 ст. 54.1 44-ФЗ). Экспертная компания разрабатывает документацию для организации-заказчика, но не участвует в процедуре. Это указано в ч. 1, 5 ст. 40 44-ФЗ.
При подготовке извещения после 01.01.2022 предусмотрите (360-ФЗ от 02.07.2021):
- обязательность электронного актирования при закрытии контрактов;
- предоставление участниками независимых гарантий вместо банковских;
- общественное обсуждение конкурса с НМЦК более 2 млрд руб.
Помимо документации, готовят и размещают в ЕИС извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме и проект контракта (ч. 1, 2 ст. 54.1, ч.
3 ст. 54.3). В 2022 году алгоритм проведения открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ не позволяет без этих трех документов провести процедуру.
Сроки, в которые их размещают в ЕИС, — не позднее 15 рабочих дней до истечения периода подачи заявок.
Порядок составления извещения прописан в ст. 54.2 закона о контрактной системе. При необходимости заказчик размещает извещение в любых открытых источниках информации.
Изменяют извещение при условии, что коррективы производятся не позже 5 дней до момента окончания срока подачи заявок. Организации-заказчику запрещено менять объект закупки и увеличивать размер обеспечения заявок.
С 01.01.2022 проведение двухэтапного конкурса, конкурса с ограниченным участием отменено (360-ФЗ от 02.07.2021).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали инструкцию для поставщиков: как участвовать в открытом конкурсе. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Шаг 2. Сбор заявок
В п. 1 ч. 3 ст. 54.2 44-ФЗ указано,что в извещении прописывают, где проходит тендер: открытый конкурс в электронной форме проводится на аккредитованной электронной торговой площадке. Список ЭТП:
- ЕЭТП.
- «РТС-тендер».
- «Сбербанк-АСТ».
- «Электронные торговые системы».
- ГУП «Агентство по госзаказу РТ».
- «Российский аукционный дом».
- «ТЭК-Торг».
- ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).
Вот пошаговая инструкция подачи заявки на конкурс в электронном виде для участников:
- Оформите три документа — две части заявок на участие в торгах и предложение о цене (ч. 2, 3 ст. 54.4 закона о контрактной системе).
- Подготовьте обеспечение заявки.
- Направьте их заказчику посредством торговой площадки.
Срок подачи предложений в электронном конкурсе составляет 15 рабочих дней с момента размещения извещения о процедуре.
Когда завершится период, отведенный на подачу заявок, оператор электронной площадки направит заказчику их первые части. После этого начинает работу закупочная комиссия.
В контрактном законодательстве отсутствуют основания для рассмотрения предложения досрочно подвести итоги конкурса, даже если на это есть веские причины.
Инструкция, как провести открытый конкурс в электронной форме по 44-ФЗ заказчику:
- Рассмотреть и оценить первые части предложений от участников торгов.
- Подвести итоги и оформить протокол..
- Передать протокол оператору ЭП в положенный срок — в течение дня, отведенного на рассмотрение и оценку первых частей заявок (ч. 13 ст. 54.4, ч. 6, 7 ст. 54.5 44-ФЗ).
Если заказчик не получил вместе со второй частью заявки такую документацию, то ему необходимо проверять те документы, которые перечислены в письме Минфина РФ № 24-05-08/69766 от 28.09.2018 для реестра участников аукционов в электронной форме.
Дальше закупочная комиссия изучает и анализирует вторые части предложений от потенциальных поставщиков. Затем члены комиссии составляют протокол и направляют его оператору ЭП непосредственно в день, отведенный на рассмотрение и оценку вторых частей заявочных предложений участников (ч. 7, 8 ст. 54.7 закона о контрактной системе).
После публикации протокола рассмотрения вторых частей оператор передает заказчику запротоколированные результаты с окончательными предложениями участников.
Закупочная комиссия еще раз внимательно изучает предложения и протоколы, а затем ранжирует участников. Результаты работы комиссия оформляет в протоколе подведения итогов процедуры определения поставщика открытым конкурсом в электронной форме (ч. 10, 11 ст. 54.7 закона о контрактной системе).
Члены комиссии вправе отстранить участника закупки за предоставление недостоверных сведений на любом этапе проведения торгов (ч. 5 ст. 54.7 44-ФЗ).
Если комиссия обнаружила такое несоответствие, то в обосновании указывают, что не соответствует в заявке участника, и сопоставляют эти данные с положениями документации (п. 3 ч. 6 ст.
54.5, п. 3 ч. 7, п.
2, 4 ч. 12 ст. 54.7 закона о контрактной системе).
Протоколы составляются по принятому решению о допуске или обоснованному выводу об отказе и о присвоении баллов в соответствии с установленными документацией критериями от каждого члена комиссии. Протоколирующие документы подписываются всеми присутствующими членами комиссии по закупкам.
С 01.01.2022 оптимизационные правки в 44-ФЗ (360-ФЗ от 02.07.2021) вводят процедуру универсальной предквалификации, которая представляет собой метод отсеивания неопытных участников. Участие в тендерах и их обжалование станет доступно только для опытных компаний, прошедших предквалификацию.
Меры начнут применять при проведении конкурсов, где:
- НМЦК превышает 20 млн руб.;
- не применяют дополнительные требования к участникам по постановлению № 99 от 04.02.2015.
С 01.01.2022, в связи принятием оптимизационных поправок в 44-ФЗ, сокращается:
- минимальный срок подачи заявок с 15 рабочих до 15 календарных дней;
- срок внесения изменений — не позднее чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок;
- срок продления подачи предложений при внесении изменений в закупку;
- срок отмены конкурса — не позднее чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок;
- последний срок подачи запроса на разъяснения сокращен до 3 дней до окончания подачи предложений.
Шаг 3. Рассмотрение первых частей заявок
После изменений порядок проведения открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ обязывает членов закупочной комиссии заказчика рассматривать и оценивать первые части заявок в течение 5 рабочих дней с момента окончания их подачи и не позднее 1 рабочего дня в том случае, если начальная (максимальная) цена контракта — не более одного миллиона рублей (ч. 1 ст. 54.5 закона о контрактной системе).
После того как все первые части заявок будут проанализированы, комиссия формирует протокол, в который вносятся данные, указанные в ч. 6 ст. 54.5 44-ФЗ:
- идентификационные номера, присвоенные каждой заявке;
- дата, место и время их анализа;
- правила, по которым оцениваются допущенные заявки, если в документации установлен критерий «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»;
- допуск или отказ в допуске потенциальному поставщику.
Проведение открытого конкурса в электронном виде допускает отказ потенциальным исполнителям в участии по ч. 3, 4 ст. 54.5 44-ФЗ.
Причины отказа такие:
- Непредоставление или предоставление недостоверных сведений, необходимых для участия в конкурсе в электронной форме, на основании положений закона о Федеральной контрактной системе (п. 2 ч. 4 ст. 54.5).
- Несоответствие предоставленного запроса условиям и требованиям, предъявляемым организацией-заказчиком к первым частям предложений (пп. «б» п. 3 ч. 4 ст. 54.5).
- Указание конкретных данных о потенциальном поставщике, подавшем первую часть заявки, либо о его ценовом предложении.
С 01.01.2022 правки в 44-ФЗ (360-ФЗ от 02.07.2021) сокращают срок рассмотрения первых частей заявок до двух рабочих дней. Исключение: особые заказы, размещение и исполнение которых сопряжено с повышенной сложностью (НИР, реставрационные работы и проч.).
Шаг 6. Разъяснение результатов
После того как опубликован итоговый протокол открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ, есть поставщики, которые отправляют заказчику запрос на разъяснение его итогов. Если такой запрос поступит, то организация-заказчик предоставляет разъяснения, опубликовав их в Единой информационной системе. На это специалисту отводятся 2 рабочих дня (ч.
16 ст. 54.7 44-ФЗ).
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Виды закупок (тендеров, торгов), проводимых в электронной форме на электронной торговой площадке с ЭЦП. Что такое запрос котировок? Что такое электронный аукцион? Как проводится конкурс?
Обратите внимание:
Для участия в торгах (открытый конкурс, запрос котировок, электронный аукцион, тендер. ) на электронных торговых площадках (ЭТП) Вам потребуется электронно-цифровая подпись и аккредитация на нужных электронных торговых площадках, банковская (тендерная) гарантия. При необходимости в этих услугах и услуге сопровождения при проведении торгов — обращайтесь к нам!
Запрос котировок – наиболее простая форма закупок.
Победителем здесь становится участник, предложивший самую низкую цену.
Извещение содержит минимальное количество требований: предмет закупки или оказания услуг, форма оплаты, наличие доставки товара, отсутствие участника в реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Как правило, заявка подается участником электронных торгов без приложения сертификатов, лицензий и других сопутствующих документов.
Данный вид электронных торгов используется для закупки одного вида продукции: товаров, работ/услуг, начальная цена которых не превышает 500 тысяч рублей.
Ценовые предложения подаются участниками единожды в бумажной или электронной форме (подписанные с помощью ЭЦП) и не подлежат изменению. По результатам котировочной комиссии создается специальный итоговый протокол. Он размещается на электронной площадке.
Если Вы по результатам этого протокола победили (подали самую низкую цену), то заказчик должен самостоятельно с Вами связаться и предоставить для подписания контракт.
Преимущества обучения электронным торгам у нас:
* Индивидуальный подход. Разберем аукционы по вашей сфере деятельности, типичные требования и «подводные камни»
* Профессионализм. Вас будет обучать специалист, который 5 лет готовит заявки и участвует в аукционах
* Только полезное.
Только самые необходимые знания и «без воды»
* Поддержка после обучения. Консультации или полное сопровождение торгов.
Обращайтесь к нам!
Электронный аукцион – электронные торги, проводимые в открытой или закрытой форме на определенной электронной торговой площадке, которую выберет сам заказчик. Если заказчик государственный, то электронная площадка, на которой проводится тендер будет одной из пяти федеральных.
В электронном аукционе нет ограничения по начальной цене контракта и количеству подаваемых ценовых предложений.
Ценовые предложения подаются как на обычном аукционе с помощью средств электронной площадки.
Победителем в этом виде электронных торгов признается участник, предложивший самую низкую цену.
Так что основным критерием здесь, по-прежнему, остается цена. Однако к участникам предъявляются повышенные требования. Заказчик вправе потребовать от каждого участника наличие лицензий и сертификатов на продукцию. Основная масса этого вида электронных торгов — это торги по строительству, закупке ТМЦ, услуги ЖКХ.
Открытый конкурс – форма закупок, где предложения участников оцениваются комплексно, а ценовое предложение является лишь одним из критериев выбора победителя. С помощью открытого конкурса в электронной форме проводят тендеры на оформление выставок или тендеры на разработку. К сожалению у организаторов торгов мало опыта и нет желания проводить именно эту форму торгов, а она приводит к наиболее объективному результату торгов.
Электронные торги присутствуют лишь в электронном аукционе, где участники подают свои ценовые предложения несколько раз.
Узнайте все детали по обучению
- Обучение по 44-ФЗ
- Обучение по 223-ФЗ
- Обучение тендерам с нуля
- Официальный сайт закупок
- Электронные площадки
- Новости госзакупок
- Полезные статьи
- Электронная подпись
- Аккредитация на площадках
- Срочная аккредитация за 1 час
- Подготовка заявки
- Банковская гарантия
- Помощь в тендерах
- Сопровождение заявки
- 44-ФЗ с комментариями
- 223-ФЗ с комментариями
- Электронный аукцион
- Открытый конкурс
- Как выиграть тендер
- Обеспечение заявки
- Заключение контракта
Обратите внимание:
Для участия в торгах (открытый конкурс, запрос котировок, электронный аукцион, тендер. ) на электронных торговых площадках (ЭТП) Вам потребуется электронно-цифровая подпись и аккредитация на нужных электронных торговых площадках, банковская (тендерная) гарантия. При необходимости в этих услугах и услуге сопровождения при проведении торгов — обращайтесь к нам!
Обратите внимание:
Можно оформить электронно-цифровую подпись для работы на нужных электронных торговых площадках самостоятельно — просто заполните заявку непосредственно на сайте Удостоверяющего центра (УЦ), а сотрудник УЦ свяжется с Вами для уточнения нужного Вам типа ЭЦП.
Тендер (tender — предложение) — конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера — участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.
Термин «тендер», используемый в повседневной речи, может являться как аналогом русских терминов конкурс или аукцион, так и других конкурентных процедур, например запрос котировок, запрос предложений. Торги в Российской Федерации подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа, в форме конкурса или аукциона. Торги осуществляемые для государственных нужд в рамках государственного заказа проводятся только в один этап.
Законодательство о размещении государственных и муниципальных заказов (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») предусматривает и другие способы закупок, которые не являются торгами — это запрос ценовых котировок — которые могут применяться при небольших объемах закупок (менее 500 000 рублей), а также закупки у единственного источника применяющиеся в случаях особо оговоренных в российском законодательстве.
Российское законодательство
21 июля 2005 года вышел федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,[1] который вступил в действие с 1 января 2006 года. Этот закон регламентирует все государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации, а также вводит ряд обязательных требований по публикации информации о проводимых закупках в сети Интернет.
В законе 94-ФЗ отсутствует термин «тендер», поскольку является заимствованным из английского языка путем калькирования (заимствования структуры элемента чужого языка) без его перевода и отражения истинного смысла слова. Вместо него используется более правильный термин, присутствующий в законодательстве РФ — открытый конкурс. Также закон определяет такие типы закупок как запрос котировок, открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме, предварительный отбор, биржевые торги.
24 июля 2007 года был принят федеральный закон № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данным законом внесены значительные изменения в процедуры размещения государственных заказов, расширен перечень оснований для закупки по способу «у единственного поставщика», изменен порядок исчисления сроков (с календарных дней на рабочие), и др. В дальнейшем были приняты Федеральные законы № 257-ФЗ от 08.11.2007, № 160-ФЗ от 23.07.2008, № 225-ФЗ от 01.12.2008, № 308-ФЗ от 30.12.2008, № 323-ФЗ от 30.12.2008, № 68-ФЗ от 28.04.2009, № 93-ФЗ от 08.05.2009 и № 144-ФЗ от 01.07.2009, № 147-ФЗ от 17.07.2009, № 155-ФЗ от 17.07.2009 и № 164-ФЗ от 17.07.2009 вносящие многочисленные уточнения и поправки к закону.
Актуальная редакция [2] содержит поправки, вступившие в силу 17 июля 2009 г. с выходом закона № 164-ФЗ (Ст. 7).
По материалам ru.wikipedia.org
Типы госзакупок
- С проведением торгов
- Конкурсы
- Открытый конкурс
- Закрытый конкурс
- Аукционы
- Открытый аукцион
- Закрытый аукцион
- Электронный аукцион
Открытый конкурс
Самым распространенным способом конкурентных закупок является открытый конкурс, в котором может принять участие любой поставщик. Извещение об открытом конкурсе публикуется в специализированных изданиях, на сайте заказчика, в СМИ. Процедура открытого конкурса длится не менее месяца и требует больших ресурсов (подготовка конкурсной документации, оценка заявок и т.
д.).
Конкурс проводит заказчик или его уполномоченный. Все требования к предмету закупки и поставщикам, а также критерии выбора победителя и процедура конкурса излагаются в конкурсной документации. Участники конкурса подают заявки, оформленные согласно требованиям. Если на конкурс подана только одна заявка, он считается несостоявшимся.
На публичной процедуре вскрытия предложений оглашаются участники конкурса и их ценовые предложения. Конкурсная комиссия оценивает все заявки и определяет победителя – участника, подавшего самое выгодное предложение. С ним проводятся переговоры о заключении контракта.
Если переговоры заходят в тупик, организатор конкурса проводит их с поставщиком, сделавшим следующее по выгодности предложение.
Закрытый конкурс
Правила закрытого конкурса такие же, как и в открытом конкурсе. Отличие состоит в выборе участников. Если в открытом конкурсе может принять участие любой правомочный поставщик, то приглашение к участию в закрытом конкурсе не публикуется.
В нем могут участвовать только те поставщики, которых пригласил заказчик. Информация о результатах закрытого конкурса тоже не публикуется.
Закрытый конкурс проводится в следующих случаях:
- продукция есть только у ограниченного числа поставщиков или ограниченное число поставщиков имеет квалификацию, устраивающую заказчика;
- продукция закупается для нужд безопасности или закупка носит конфиденциальный характер;
- ремя и расходы, которые потребуются для рассмотрения и оценки большого количества конкурсных заявок, несоизмеримы со стоимостью закупаемой продукции.
Открытый аукцион
Открытый аукцион позволяет реализовать госзаказ посредством подачи заявки через Интернет. Контракт на госзаказ, предусматривающий предоставление товаров, работ или услуг, называется лотом. Основным критерием определения победителя любого аукциона является цена.
Поэтому победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта.
Извещение о проведении открытого аукциона публикуется в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. В определенных законом случаях извещение о проведении открытого аукциона может быть сокращено до семи рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок.
Ставки на аукционе могут быть дискретными (с определенным шагом)и непрерывными. Аукцион может состоять из нескольких раундов, на каждом из которых участники имеют возможность делать новую ставку. Если по завершению раунда новые ставки не сделаны, аукцион завершается.
Для подтверждения серьезности намерений участников аукциона, обычно с них берется невозвратный денежный взнос, залог или иное обеспечение заявок.
Закрытый аукцион
Как и конкурсы, аукционы бывают открытые и закрытые. Однако если в закрытых конкурсах правила точно такие же, как и в открытых, но к участию допускается ограниченный круг поставщиков, то в закрытых аукционах таких ограничений нет. Отличие закрытых аукционов состоит лишь в том, что аукционеры не знают заявок других участников, так как они подаются в запечатанных конвертах, тогда как в открытых аукционах каждая заявка становится известной всем участникам.
Извещение о проведении закрытого аукциона, документация об аукционе, изменения, внесенные в нее, а также разъяснения документации об аукционе не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в Интернете. Заказчик, уполномоченный орган не позднее чем за двадцать дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе направляют в письменной форме приглашения принять участие в закрытом аукционе лицам, которые удовлетворяют требованиям закона, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона.
Закрытые аукционы чаще всего используются для снижения рисков заказчика, в первую очередь связанных с возможным сговором участников. Однако платой за это является снижение эффективности.
Электронный аукцион
Открытый аукцион в электронной форме (ОАЭФ) — это аукцион в электронной форме на сайте электронных торговых площадках, аккредитованных Министерством экономического развития РФ. Его порядок регулируется главой 3.1. Федерального закона № 94-ФЗ и постановлениями правительства.
Извещение о проведении аукциона, а также иная информация о ходе проведения и результатах аукциона размещается непосредственно на электронных площадках.
С 1 июля 2010 года федеральные государственные заказчики, а с 1 января 2011 года — заказчики субъектов Российской Федерации и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме. В таких условиях до завершения аукциона неизвестно, кто участвует в торгах, что обеспечивает конкуренцию и уменьшает возможность коррупции.
Аккредитованные электронные торговые площадки (ЭТП) для госзаказов
Согласно решению Минэкономразвития России, к 1 января 2010 года были выбраны пять электронных торговых площадок:
Инструкция по проведению открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ с изменениями в 2022 году
Федеральная контрактная система предусматривает особый конкурентный способ заказа, когда заказчики руководствуются не ценовыми, а качественными критериями (ст. 54.1-54.7 44-ФЗ). Объявляя закупку, контрактный управляющий (закупочная комиссия) устанавливает критерии оценки.
По сути, эти критерии — это показатели качества, которыми руководствуются члены комиссии при определении победителя. Открытый конкурс — процедура, призванная выявить того поставщика, который предложит наилучший вариант исполнения контракта по указанным в документации условиям. Конкурс проводят, если необходимо закупить специфические товары, работы и услуги, требующие особые характеристики и детальное изучение.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы провести конкурс по 223-ФЗ без штрафов и нарушений.
Как подготовить извещение
Открытый конкурс — это общедоступная процедура. Готовое извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещается заказчиком в Единой информационной системе, а просматривать информацию и участвовать в закупке вправе неограниченный круг лиц. Документы заказа размещаются в открытой части Единой информационной системы.
Закупочные регистры готовятся по общим правилам. В ЕИС размещают конкурсную документацию (с 01.01.2022 это необязательно), извещение, проект контракта. Заказчик описывает объект заказа, составляет техническое задание, рассчитывает НМЦК (ст.
54.3 44-ФЗ). Но это не все. Важным шагом при формировании документов открытого конкурса является определение критериев оценки.
Критерии оценки — это ценовые (стоимостные) и качественные (нестоимостные) показатели, характеризующие объект закупки. К качественным характеристикам относится опыт исполнения аналогичных заказов, деловая репутация, отраслевая специфика, штат специалистов и прочее.
До 31.12.2021 включительно извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсная документация размещаются в ЕИС не позднее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания подачи заявок от участников. С 01.01.2022 сроки меняются: опубликовать извещение следует не позднее 15 дней до окончания срока подачи заявок (п. 1 ч.
3 ст. 42 44-ФЗ).
Заказчики не ограничиваются Единой информационной системой и публикуют извещение (составляем в соответствии со ст. 54.2 44-ФЗ) на других официальных сайтах и открытых интернет-ресурсах. Объект закупки и размер обеспечения заявок менять нельзя, а вот корректировка других положений документации не запрещена.
Главное — не нарушать сроки. В 2021 году вносить изменения допускается не позднее пяти дней до даты окончания приема предложений (ч. 4 ст.
54.2 44-ФЗ). А с 01.01.2022 заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме не позднее 1 рабочего дня до даты окончания срока подачи заявок (ч. 4 ст.
42 44-ФЗ). После внесения изменений срок подачи заявок продлевается не менее чем на 10 рабочих дней в 2021 (ч. 4 ст.
54.2 44-ФЗ). А с 01.01.2022 срок между днем, следующим за днем внесения изменений, и днем окончания приема заявок составляет не менее 10 дней (п. 1 ч.
4 ст. 42).
В 2021 году отменяют процедуру не позднее чем за 5 дней до даты окончания подачи предложений, а в 2022 — не позднее чем за 1 рабочий день (ч. 1 ст. 36, п. 1 ч. 2 ст. 36 в новой редакции 44-ФЗ).
Приведем сравнительную таблицу сроков проведения открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ по старым и новым правилам.
Процедура открытого конкурса До 01.01.2022 С 01.01.2022 Срок подачи заявок Не менее 15 рабочих дней до окончания срока подачи заявок Не менее 15 дней до окончания срока подачи заявок Внесение изменений в извещение Не позднее чем за 5 дней до окончания подачи заявок Не позднее чем за 1 рабочий день Продление срока подачи предложений после внесения изменений Не менее 10 рабочих дней с даты размещения изменения до даты окончания подачи предложений Не менее 10 дней между такими датами Отмена электронного конкурса Не позднее чем за 5 дней до окончания подачи заявок Не позднее чем за 1 рабочий день Подача запроса о разъяснении Не позднее чем за 5 дней до окончания подачи заявлений от участников Не позднее чем за 3 дня Рассмотрение первых частей Не дольше 5 рабочих дней, а если НМЦК меньше 1 млн рублей, то не больше 1 рабочего дня Не дольше 2 рабочих дней Подача окончательных предложений Рабочий день, следующий после истечения 1 рабочего дня с даты рассмотрения первых частей Рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения и оценки первых частей Рассмотрение вторых частей Не больше 3 рабочих дней, а при НМЦК меньше 1 млн не больше 1 рабочего дня с даты направления вторых частей На позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей Подведение итогов Не позднее следующего рабочего дня после дня получения от оператора ЭП протокола окончательных предложений Не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем получения ценовых предложений Как определиться с участниками
У потенциальных поставщиков есть пятнадцать дней (до 31.12.2021 — рабочих) на подачу предложений. Электронные конкурентные торги осуществляются на специальных торговых площадках. Конкурсные процедуры — не исключение.
Вот как подать заявку на открытый конкурс — отправить через оператора электронной площадки. Конкурсные процедуры проводят на таких площадках, как Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Российский аукционный дом, ЕЭТП, Национальная торговая площадка, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ, Заказ.РФ, АСТ ГОЗ.
Любая заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей (первой и второй) и окончательных ценовых предложений (ч. 2, 3 ст. 54.4 44-ФЗ).
По истечении 15-дневного срока приема предложений заказчик получает от оператора первые части заявок. Конкурсная комиссия анализирует и принимает решение по каждому предложению, отражая итоги в протоколе рассмотрения первых частей заявок. Подписанный протокол передается оператору площадки в течение одного дня рассмотрения первых частей (ч.
13 ст. 54.4, ч. 6, 7 ст.
54.5 44-ФЗ).
Процедура оценки вторых частей заявок ничем не отличается. Члены комиссии изучают содержание предложений, принимают решение, протоколируют его и передают подписанный протокол оператору ЭП в течение одного дня (ч. 7, 8 ст.
54.7 44-ФЗ). Окончательные предложения о цене станут доступны заказчику после публикации протокола рассмотрения вторых частей заявок. Сейчас день проведения процедуры подачи окончательных предложений — рабочий день, который следует после рабочего дня с даты окончания рассмотрения первых частей.
С 01.01.2022 — рабочий день, следующий за датой рассмотрения первых частей (п. 23 ч. 1 ст.
42 44-ФЗ).
Изучив ценовые и качественные характеристики участников, конкурсная комиссия ранжирует потенциальных поставщиков. Каждый член комиссии принимает индивидуальное решение о допуске или отклонении предложения. Разрешен только мотивированный отказ.
Если комиссия обнаруживает, что участник предоставил недостоверные сведения, его отстраняют от участия в электронном конкурсе независимо от текущего этапа. Любое отклонение надлежит обосновывать в протоколах (п. 3 ч.
6 ст. 54.5, п. 3 ч.
7, п. 2, 4 ч. 12 ст.
54.7 44-ФЗ). Окончательное решение членов комиссии фиксируется в итоговом протоколе, который заказчик передает оператору ЭП.
С 01.01.2022 допускается дистанционное участие членов комиссии в рассмотрении заявок. Протокол необходимо подписать ЭП каждого члена комиссии.
Об авторе этой статьи
Александра Задорожнева Бухгалтер, эксперт проекта Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете.С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью.
4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Конкурс и аукцион
Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка
Антикризисное предложение до 14 сентября
Конкурс и аукцион: отличия по 44-ФЗ и особенности проведения
Полезные материалы для скачивания
Видеообзор изменений в госзакупках в связи с COVID-19
Изменения в законодательстве по госзакупкам
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Новые условия заключения прямого договора
Аукцион в электронной форме
Обзор нормативной базы и порядка проведения и участия
Планирование закупок по 44-ФЗ
Кадровое обеспечение по 44-ФЗ
Требования к контрактной службе, комиссии по осуществлению закупок,
приемочной коммисии, профстандартыПри обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Конкурентные процедуры по 44-ФЗ
- Разницу между тендером, аукционом и конкурсом
- Отличия конкурса и аукциона по 44-ФЗ
- Плюсы и минусы конкурса по 44-ФЗ
- Преимущества и недостатки аукциона в рамках 44-ФЗ
Многие новички в госзакупках знают, что есть конкурс и аукцион, а отличия по закону 44-ФЗ между ними не понимают. Действительно, эти два типа проведения торгов являются самыми популярными конкурентными процедурами в рамках указанного закона. Для выбора того или иного типа необходимо понимать их сходства и различия, а также плюсы и минусы.
Чтобы лучше понять все это, в нашей статье мы приведем список вариантов проведения государственных закупок, определимся с терминологией и поговорим о преимуществах и недостатках конкурсов и аукционов.
Конкурентные процедуры по 44-ФЗ
Организаторы тендеров могут по своему усмотрению изменять способ выбора исполнителя, подстраивая его под сложность предмета торгов, имеющегося на осуществление процедуры времени, иных факторов. А значит, каждый формат может быть:
- открытым, закрытым, с ограничениями по участию исполнителей;
- одноэтапным, а также состоящим из двух и более этапов;
- без предварительного отбора или с подобной процедурой;
- без переторжки, с монопереторжкой, с мультипереторжкой;
- однокритериальным, многокритериальным;
- без альтернативных предложений, с альтернативными предложениями;
- в электронном или традиционном бумажном виде;
- без переговоров, с разъясняющими переговорами, с переговорами, затрагивающими тему техники и финансов.
Конкурентные закупки могут проходить:
- в формате торгов;
- без проведения торгов.
В первом случае заказчик анонсирует запланированную процедуру, публикует свои требования к поставщикам и закупаемым ТРУ. Далее исполнители подают заявки, организатор анализирует предложения и выбирает того, с которым будет подписан договор. Конкурентные торги проводятся в соответствии с достаточно жесткими нормами закона, поэтому устроители и участники вынуждены соблюдать целый ряд требований.
Формат, не предполагающий проведения торгов, считается более простым, так как в данном случае предъявляется меньше требований. Именно поэтому многие заказчики отдают предпочтение именно ему.
Для конкурентных закупок, осуществляемых в виде торгов, п. 4 ст. 447 ГК РФ устанавливает две возможных формы: конкурс и аукцион. И вот здесь важно понимать отличия между ними по закону 44-ФЗ.
В указанной выше статье Гражданского Кодекса РФ присутствует формулировка «наиболее высокая цена» для описания аукциона в качестве торгов на продажу. Участники мероприятия постепенно повышают цену на товар в соответствии с установленным шагом процедуры. Под последним принято понимать сумму, на которую допускается увеличивать стоимость предмета закупки.
Обычно шаг аукциона представляет собой процентное отношение к изначально установленной сумме. Каждое последующей предложение должно быть выше по цене, чем выдвинутое ранее, побеждает участник, озвучивший предложение последним.
Активные аукционы обычно проводят в сфере исполнительного производства, когда недвижимое имущество должника продается для получения максимально возможного объема средств и покрытия долгов по исполнительным листам. Кроме того, данный формат используется для приватизации государственного, муниципального имущества, продажи земельных участков под строительство жилья.
Однако нужно понимать, что сегодня проходит немало торгов, целью которых является не продажа, а покупка товаров, работ или услуг. Тогда главная задача организатора состоит в достижении наименьшей цены, и этот вариант торгов принято обозначать как «редукцион». Победителя выявляют за счет постепенного понижения НМЦК.
Под последней понимают предельную стоимость, по которой может быть подписано соглашение исполнителем. Именно эта сумма фиксируется в информационной карте закупочной документации, извещении о процедуре. Цена снижается до ее первого акцепта одним из участников, в тендере побеждает первый акцептант.
Редукционы чаще всего используются в сфере размещения заказов государственного и муниципального уровня.
Плюсы и минусы конкурса по 44-ФЗ
У открытого формата конкурса есть свои положительные и отрицательные стороны с точки зрения заказчиков и исполнителей, которые характеризуют основные отличия конкурса и аукциона по 44-ФЗ.
Среди положительных черт такого формата стоит назвать большой выбор критериев отбора поставщиков. Ведь, допустим, в электронном аукционе заказчику приходится отталкиваться только от цены. В рамках конкурса покупатель получает возможность найти для сотрудничества партнера с более высокой квалификацией, даже если цена его услуг немного выше.
Открытый конкурс не предполагает участия посредников, за счет чего достигается прямое общение между сторонами соглашения. Таким образом можно избежать необходимости получения аккредитации на ЭТП и разного рода технических рисков при проведении торгов на такой площадке.
Но нужно помнить о большом количестве минусов открытого конкурса. Речь идет о непростой процедуре, предполагающей большое количество этапов, из-за чего высока вероятность ошибок, а значит, и появления вопросов у проверяющих. Чаще всего последние могут усомниться в верности выбора формата торгов, так как открытый конкурс предполагает некоторые ограничения по проведению.
Открытый конкурс не отличается прозрачностью, присутствующей в формате аукциона. Кроме того, он налагает на покупателя дополнительные обязанности, такие как регистрация и обеспечение сохранности заявок. Не менее важно, что открытый конкурс требует больших временных затрат, чем запрос котировок, предложений, заключение договора с единственным исполнителем.
- Конкурсы