Уведомление о сносе самовольной постройки образец

Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ) с 4 августа 2018 года был дополнен новой главой 6.4, посвященной сносу объектов капитального строительства (далее – ОКС).

В настоящей статье проанализируем ранее действовавший порядок регулирования сноса ОКС, остановимся на вновь установленных правилах сноса, в том числе особенностях сноса самовольных построек и объектов, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ).

Регулирование сноса ОКС до введения новой главы ГрК РФ

Правовое регулирование сноса ОКС до внесения последних изменений носило крайне фрагментарный характер, позволявший говорить о наличии пробела в праве в рассматриваемой сфере.

При этом основным являлся вопрос необходимости получения разрешительной документации на снос.

Из буквального толкования положений градостроительного законодательства следует, что работы по сносу зданий, сооружений прямо не отнесены к работам по строительству или реконструкции, для осуществления которых по смыслу ст. 51 ГрК РФ необходимо получать разрешение на строительство.

Аналогичная позиция нашла отражение в судебной практике. Так, например, Верховный Суд РФ отказал в привлечении организации, осуществившей снос здания без разрешения на строительство, к административной ответственности по ч. 1 ст.

9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за строительство, реконструкцию ОКС без данного разрешения.

В своем постановлении по делу Верховный Суд РФ отразил, что проведенные обществом работы по демонтажу (сносу) нежилого здания к строительным не относятся и, следовательно, не требуют получения разрешения на строительство. При этом доказательств того, что работы по демонтажу (сносу) нежилого здания произведены на начальном этапе строительства либо в составе работ по реконструкции объекта капитального строительства, надзорным органом, просившим привлечь организацию к ответственности, не представлено[1].

Таким образом, разрешение на строительство для производства работ по сносу ОКС требуется только в том случае, если снос объектов производится в составе работ по строительству ОКС, то есть их созданию, в том числе на месте сносимых объектов (п. 13 ст. 1 ГрК РФ).

Данная позиция представляется спорной, поскольку фактически работы по сносу (демонтажу) объектов могут быть не менее сложными и опасными, чем непосредственно работы по строительству, реконструкции.

При этом подготовительные работы по сносу отражались в самостоятельном разделе проектной документации на строительство – проекте организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей (с 1 июля 2019 года с учетом изменений требований к содержанию проектной документации работы по сносу включаются в единый раздел «Проект организации строительства» (ПОС)).

Вместе с тем, на уровне регионального законодательства действовал ряд актов, устанавливавших обязанность получать некие иные разрешения государственных органов субъектов РФ или органов местного самоуправления на снос ОКС.

Такие правила были установлены, например, ранее действовавшим Постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП «Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве». При этом за самовольный снос зданий, сооружений в г. Москве предусмотрена административная ответственность по ч.

2 ст. 8.18 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.

Позиция о разрешительной природе действий по сносу нашла также свое отражение в письме Минэкономразвития России от 16.04.2015 № Д23и-1663. Как отражено Минэкономразвития в данном письме, законодательство субъектов РФ предусматривает, что основанием для сноса ОКС является распоряжение органа местного самоуправления, которым в том числе определяется порядок и сроки осуществления сноса такого объекта.

Перечень документов, необходимых для согласования органом местного самоуправления решения о сносе определяется законодательством субъекта РФ, в частности к таким документам относятся: решение собственника о сносе, проект организации работ, копии договоров подряда на осуществление работ по сносу.

Отметим, что региональные акты, посвященные сносу ОКС, носят единичный характер.

Таким образом, до настоящего момента федеральным законодательством правила сноса ОКС не были установлены, региональное законодательство также не предусматривало единообразного и детального регулирования.

Существовавший правовой вакуум, однако, был заполнен после введения в действие главы 6.4 ГрК РФ.

Новые правила сноса ОКС: общие положения

Согласно п. 1 ст. 55.30 ГрК РФ основаниями для сноса объекта могут быть решение собственника либо, в случаях, установленных законом, решение суда или органа местного самоуправления.

В целях сноса ОКС (если снос осуществляется не в целях строительства нового объекта) застройщик или технический заказчик обеспечивают подготовку проекта организации работ по сносу в качестве самостоятельного документа на основании результатов и материалов обследования объекта. Работы по подготовке данного документа должно осуществлять лицо, включенное в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования.

Требования к проекту организации работ будут установлены Постановлением Правительства РФ. Отметим, что в случае осуществления сноса за счет бюджетных средств также подлежит разработке смета.

Разработка проекта организации работ не требуется для сноса следующих объектов: гаража; жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, расположенных на садовом земельном участке; объектов индивидуального жилищного строительства; некапитальных и вспомогательных построек.

В ГрК РФ вводится понятие лица, осуществляющего снос объекта, по аналогии с понятием лица, осуществляющего строительство. Таким лицом может быть застройщик или индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда на осуществление сноса.

Лицо, осуществляющее снос, обеспечивает соблюдение требований проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства, технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ по сносу объекта капитального строительства и несет ответственность за качество выполненных работ.

Читайте также:  Доверенность на вступление в наследство образец 2022

Таким образом, градостроительное законодательство теперь закрепляет конкретное лицо, обеспечивающее соблюдение всех обязательных строительных норм и правил, а также устанавливает возможность привлечения его к ответственности за нарушение данных норм.

Другим крайне важным нововведением, направленным на обеспечение безопасности выполнения работ по сносу, является требование о выполнении работ по договорам подряда на осуществление сноса только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства (исключение составляют случаи выполнения работ по договору подряда, если размер обязательств по такому договору не превышает одного миллиона рублей).

Также для выполнения работ по сносу могут не являться членами СРО лица, освобожденные от обязательного членства в СРО при выполнении работ по инженерным изысканиям, проектированию, строительству, в частности: ГУПы, МУПы, казенные предприятия, коммерческие организации с долей участия государства более 50% в случае заключения договоров подряда с публичными образованиями и созданными ими юридическими лицами.

Снос ОКС осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу после отключения объекта от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения, выдаваемыми организациями, эксплуатирующими соответствующие инженерные сети. Отключение объекта подтверждается актом, подписанным сетевой организацией.

Для разрешения спорных вопросов взаимодействия с государственными органами при осуществлении сноса ОКС законодательно устанавливается процедура извещения о начале работ и об их окончании, а также предоставления уполномоченному органу проекта организации работ по сносу.

Так, в целях сноса ОКС застройщик или технический заказчик не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа, муниципального района (в отношении межселенной территории) по месту нахождения объекта уведомление о планируемом сносе ОКС.

К уведомлению о планируемом сносе объекта прилагаются результаты и материалы обследования ОКС, а также проект организации работ по сносу. В случае непредставления данных документов, уполномоченный орган запрашивает их самостоятельно.

Уведомление и прилагаемые к нему документы подлежат размещению в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. Орган местного самоуправления также уведомляет о размещении данных документов орган регионального государственного строительного надзора.

После завершения работ по сносу застройщик или технический заказчик направляет уведомление о завершении сноса, также подлежащее размещению в публичных источниках.

Формы названных уведомлений должны быть утверждены Минстроем России. На настоящий момент на официальном сайте опубликования проектов нормативных правовых актов размещен проект приказа Минстроя России «Об утверждении форм уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства»[2].

Отметим также правило, установленное на переходный период: в случае, если работы по сносу ОКС, не связанные со строительством или реконструкцией объекта, начаты до 4 августа 2018 года, разработка проекта организации работ по сносу и направление уведомления о начале работ по сносу объекта не требуются.

Особенности сноса самовольных построек и объектов в границах ЗОУИТ

С 4 августа 2018 года существенной переработке подверглась статья 222 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), определяющая признаки самовольной постройки и последствия осуществления самовольного строительства. Содержание данных изменений, кардинально меняющих подход законодателя к самовольному строительству и фактически вводящих фигуру добросовестного застройщика самовольной постройки, заслуживают анализа в рамках отдельной статьи.

В настоящей статье остановимся на ранее законодательно не установленных процедурных аспектах сноса самовольных построек с учетом последних изменений ГрК РФ.

Снос самовольных построек осуществляется на основании решения суда или, в случаях, определенных п. 4 ст. 222 ГК РФ, по решению органа местного самоуправления (далее также – ОМС).

Статьей 55.32 ГрК РФ установлена процедура принятия решения о сносе самовольной постройки.

Так, ОМС в течение двадцати рабочих дней со дня получения от надзорных органов сведений о выявлении самовольной постройки обязан принять решение о сносе самовольной постройки либо ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в случаях, когда такое право предоставлено ему ГК РФ, либо обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки.

В случае, если по результатам анализа полученных от надзорного органа документов признаки самовольной постройки не выявлены, ОМС направляет уведомление об этом в надзорный орган.

Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице – правообладатель земельного участка, на котором создана самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или решением органа местного самоуправления.

Отметим, что не выполненные обязанности по сносу или реконструкции самовольной постройки переходят к новому правообладателю земельного участка переходе прав на земельный участок.

Указанные лица обязаны осуществить снос постройки либо ее реконструкцию в соответствии с утвержденной ОМС проектной документацией, предусматривающей приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями.

В случае невыполнения данных обязанностей в определенные решением о сносе сроки, ОМС уведомляет об этом орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении участков, находящихся в публичной собственности, либо обращается в суд с иском об изъятии земельного участка, находящегося в частной собственности.

Наконец, ГрК РФ устанавливает перечень случаев, когда снос постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется самим ОМС за счет средств бюджета с возмещением расходов за счет средств правообладателей постройки.

ОМС осуществляет снос постройки самостоятельно, если правообладатели постройки или земельного участка не выявлены, либо в случае, если правообладатели не предприняли действий по сносу или реконструкции постройки в течение 6 месяцев со дня истечения установленного срока, а права на земельный участок к третьим лицам не переходили.

Читайте также:  Ветеран таможенной службы льготы

Кроме того, снос осуществляется ОМС в случае, если правообладатели не снесли или не реконструировали объект, расположенный на неделимом земельном участке, на котором также расположены иные здания и сооружения, самовольными постройками не являющиеся.

Изменения, не менее кардинальные, чем изменения в области самовольного строительства, с 4 августа 2018 года коснулись правового регулирования зон с особыми условиями использования территории. С учетом данных изменений, ГрК РФ предусматривает коррелирующие специальные правила сноса ОКС, расположенных в границах ЗОУИТ.

ОКС, попавшие в границы ЗОУИТ, по общему правилу подлежат сносу в случае, если режим указанной зоны не допускает размещения таких объектов.

Снос ОКС или его приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется по решению собственника либо на основании соглашения о возмещении убытков. Указанное соглашение о возмещении убытков заключается собственником ОКС с правообладателем здания или сооружения, в связи с размещением которых установлена ЗОУИТ.

В случае недостижения соглашения о возмещении убытков снос объекта или его приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется исключительно на основании решения суда. При этом в случае, если установление ЗОУИТ приводит к невозможности использования объекта, правообладатели объектов, в связи с размещением которых созданы ЗОУИТ, публичные образования обязаны выкупить такой объект капитального строительства.

Подводя итог изложенному выше, необходимо отметить, что принятые изменения законодательства, действительно, заполняют ранее существовавший пробел в сфере сноса ОКС, устанавливая как общие принципы и правила регулирования, так и специальные нормы в отношении сноса самовольных построек и объектов в границах ЗОУИТ.

В то же время, представляется не совсем однозначным подход законодателя об установлении уведомительного, а не разрешительного порядка сноса объектов, учитывая, что специальные виды ответственности лица, осуществляющего снос, за нарушение правил и требований безопасности, не определены.

Представляется, что введение именно уведомительной системы сноса ОКС связано с общей законодательной тенденцией, направленной на сокращение числа разрешительных процедур в строительстве. Вместе с тем, позволят ли новые процедуры обеспечить безопасность осуществления сноса ОКС – покажет практика.

[1] Постановление Верховного Суда РФ от 10.10.2016 по делу № А70-13521/2015.

Уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства. Инструкция заполнения формы.

Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ в Градостроительный кодекс РФ введена новая глава 6.4 «Снос объектов капитального строительства».

В соответствии с нововведениями, с 3 августа 2018 года, за 7 рабочих дней до сноса любых объектов капитального строительства, в том числе и индивидуальных жилых домов, садовых домов, вспомогательных построек, необходимо уведомить орган местного самоуправления о планируемом сносе.

Официальный бланк (форма) уведомления о планируемом сносе ОКС

24 января 2019 г. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 34/пр, была утверждена форма уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства.

Текст Приказа № 34/пр от 24.01.2019 г. с формой в формате PDF: Показать

Образец заполнения уведомления о планируемом сносе ОКС

Важно: Заполняйте уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства в двух экземплярах для отметки о приеме.

Похожие статьи

Уведомительный порядок вместо разрешения на строительство До 3 августа 2018 года, при строительстве индивидуального жилого…

Итак вы завершили строительство дома. Теперь необходимо зарегистрировать право собственности на такой дом, чтобы иметь…

Уведомление о сносе самовольной постройки образец

САМОВОЛЬНОЙ ПОСТРОЙКОЙ — является здание, сооружение или другое строение:

— возведенное или созданное на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке;

— возведенное на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта;

— возведенное или созданное без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, установленных на дату возведения или создания постройки и требуемых на дату её выявления;

— возведенное с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, установленных на дату возведения или создания постройки и действующих на дату её выявления.

Инспекция государственного строительного надзора Ярославской области, Россельхознадхор по Ярославской области, Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области, Департамент лесного хозяйства Ярославской области, Управление АПК, архитектуры и земельных отношений администрации Рыбинского муниципального района

уведомления о выявлении самовольной постройки (далее- Уведомление_

по форме, утвержденной приказом Минстроя России от 19.03.2019 N 169/пр, с документами, подтверждающими наличие признаков самовольной постройки

Орган местного самоуправления (ОМС) поселений

в течении 20 рабочих дней рассматривает его и совершает одно из следующих действий:

— Решение о сносе самовольной постройки

— Решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие установленными требованиями

— самовольные постройки, возведенные, созданные на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности;

— в отношении недвижимого имущества, зарегистрированного в ЕГРП;

-в отношении объектов недвижимого имущества, по которым принято решение суда об отказе в сносе

-в отношении многоквартирного дома, жилого или садового дома

Обращение в суд с иском

Уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается с извещением органа, направившего Уведомление.

При наличии одного из следующих оснований:

-самовольная постройка создана, возведена на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы;

-самовольная постройка создана, возведена на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта;

-самовольная постройка создана, возведена на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и постройка расположена в границах зоны ОУИТ, не допускающей строительство указанного объекта;

Читайте также:  Подъемное пособие военнослужащим при переводе к новому месту службы 2022

-в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, если необходимость разрешения на строительство в границах данной зоны предусмотрена законодательством

В течении 7 рабочих дней

со дня принятия решения о сносе самовольной постройки или решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие установленными требованиями

ОМС поселения направляет копию решения:

-лицу, осуществившему самовольную постройку

— при отсутствии сведений о лице, правообладателю земельного участка

При отсутствии сведений о лице, осуществившем постройку, или правообладателе земельного участка

-опубликовывает в СМИ, на официальном сайте поселения и размещает на информационном щите сообщение о планируемом сносе самовольной постройки или её приведении в соответствие с установленными требованиями

Сроки и порядок сноса самовольной постройки (приведение её в соответствие с установленными требованиями

Порядок определен ст.ст. 55.30, 55.31 и главой 6 ГрК РФ.

Сроки устанавливаются с учетом характера самовольной постройки :

для сноса не менее 3 месяцев и не более 12 месяцев

для приведение в соответствие не менее 6 месяцев и не более 3 лет

Обязанность по сносу (приведение в соответствии с установленными требованиями) самовольной постройки возлагается:

— на лицо, осуществившее самовольную постройку либо за его счет;

— на правообладателя земельного участка, на котором возведена или создана самовольная постройка либо за его счет;

— на орган местного самоуправления (в случаях, установленных ч.13 ст. 55.32 ГрК РФ путем принятия в установленные ч.14 ст. 55.32 ГрК РФ сроки решения об осуществлении сноса самовольной постройки или её приведения в соответствии с установленными требованиями).

ЕСЛИ ЛИЦА, ОСУЩЕСТВИВШИЕ САМОВОЛЬНУЮ ПОСТРОЙКУ, ПРАВООБЛАДАТЕЛИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НА КОТОРОМ ВОЗВЕДЕНА САМОВОЛЬНАЯ ПОСТРОЙКА, В СРОКИ, УСТАНОВЛЕННЫЕ СУДОМ ИЛИ РЕШЕНИЕМ ОМС ПОСЕЛЕНИЯ, НЕ ИСПОЛНИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ ПО СНОСУ ИЛИ ПРИВЕДЕНИЮ В СООТВЕТСТВИЕ САМОВОЛЬНОЙ ПОСТРОЙКИ, ТО ОМС ПОСЕЛЕНИЯ:

— если самовольная постройка возведена на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности — в течение 7 рабочих дней, со дня истечения срока, указанного в решении о сносе самовольной постройки направляет уведомление об этом в администрацию РМР или ДИЗО или иной исполнительный орган гос. власти, уполномоченный на предоставление земельных участков

— если самовольная постройка, возведена на земельном участке, находящемся в частной собственности — в течение 6 месяцев, со дня истечения установленного срока для сноса постройки, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка и его продаже с торгов либо с требованием об изъятии земельного участка и о его передаче в государственную или муниципальную собственность

Рекомендовать поселениям закрепить в Уставах муниципальных образований полномочия по решению указанного вопроса за администрацией поселения.

Администрация Нефтекумского городского округа Ставропольского края

  • Управление имущественных и земельных отношений
  • Управление по делам территорий
  • Управление сельского хозяйства
  • Управление труда и социальной защиты населения
  • Финансовое управление
  • Управление городского хозяйства
  • Отдел по информационным технологиям
  • Отдел по физической культуре и спорту
  • Отдел по общественной безопасности, межнациональным отношениям и гражданской обороне
  • Отдел социального развития и молодежной политики
  • Отдел по организационным и общим вопросам
  • Архивный отдел
  • Отдел закупок
  • Отдел правового и кадрового обеспечения
  • Отдел строительства, архитектуры и транспорта
  • Отдел экономического развития
  • Отдел культуры
  • Отдел образования
  • Выборы 2018 года
  • Выборы 2019 года
  • Общероссийское голосование
  • Информация ТИК
  • Сведения о ТИК
  • Кадровое обеспечение
  • Нормативно-правовая база
  • Общая информация
  • Планы
  • Экспертно-аналитическая
  • Отчёты о работе КСП НГО СК
  • Обращения граждан
  • Антикоррупция
  • Контрольные мероприятия
  • Новости прокуратуры
  • Прокурор разъясняет
  • Руководство Думы НГО СК
  • Постоянные комиссии Думы НГО СК
  • Законы РФ,СК
  • Проекты решений Думы НГО СК
  • Устав
  • 2022 год
  • 2021 год
  • 2020 год
  • 2019 год
  • 2018 год
  • 2017 год
  • Бюджет НГО СК на 2020-2022 годы
  • Бюджет НГО СК на 2019-2021 годы
  • Бюджет НГО СК на 2018-2020 годы
  • Информация
  • Награждение
  • Законы Российской Федерации
  • Указы Президента Российской Федерации
  • Постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации
  • Законы Ставропольского края
  • Постановления Губернатора Ставропольского края
  • Постановления Правительства Ставропольского края
  • Распоряжения Губернатора Ставропольского края
  • Решения
  • Постановления
  • Распоряжения
  • Проекты нормативно-правовых актов
  • Нормативно-правовые акты
  • Награды
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • 2022
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • 2022
  • Общая информация
  • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
      • Постановления, Распоряжения Правительства Российской Федерации
      • Указы Президента Российской Федерации
      • Федеральные законы Российской Федерации
      • Законы Ставропольского края
      • Постановления Губернатора Ставропольского края
      • Постановления Правительства Ставропольского края
      • Распоряжения Губернатора Ставропольского края
      • Информация по экспертизе для сведения
      • Общественное обсуждение
      • Методические материалы по противодействию коррупции
      • Методические материалы, подготовленные Минтрудом РФ
      • ЕИС управления кадровым составом госслужбы
      • Генеральная прокуратура Российской Федерации
      • Основания деятельности
      • Деятельность
      • Обратная связь
      • Инструкции о порядке рассмотрения обращений
      • Деятельность
      • Основания деятельности
      • Реализация в 2018-2020 годы
      • Реализация в 2021-2025 годы
      • Доклады, отчеты, обзоры администрации и её органов
      • Обзоры судебной практики, разъяснения Верховного суда
      • Предоставление земельных участков
      • Торги
      • Информирование
      • Контроль за сохранностью имущества
      • Муниципальный земельный контроль
      • Информация о проведении торгов
      • Нормативно-правовые акты
      • Портал бизнес навигатора МСП
      • Контакты
      • Собрания участников долевой собственности
      • Контакты
      • Административная комиссия
      • ТОС
      • Комфортная городская среда
      • Объявления
      • Контакты
      • Муниципальное унитарное предприятие
      • Государственная поддержка капитального ремонта МКД
      • Опросы населения
      • Муниципальный контроль
      • Экологическое просвещение населения
      • Информация
      • Контакты
      • Информация об охотничьих ресурсах
      • Охрана окружающей среды
    Adblock
    detector