Внештатные сотрудники полиции и организация их работы

Наиболее значима форма индивидуального участия граждан — институт внештатных сотрудников полиции. Эта форма широко используется как в службе подразделений полиции по охране общественного порядка, так и в службе криминальной полиции. Службе полиции общественной безопасности большую помощь оказывают внештатные: участковые инспектора, инспектора ГИБДД, инспектора подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и другие.

Порядок подбора внештатных сотрудников полиции, их оформления и работы с ними определены Инструкцией по организации деятельности внештатных сотрудников полиции, утвержденной приказом МВД России от 10 января 2012 г. № 8. В качестве внештатных сотрудников полиции могут привлекаться на добровольных началах граждане России, как правило, не моложе 18 лет.

Они должны положительно характеризоваться на производстве, по месту учебы и месту жительства, иметь, как правило, среднее или высшее образование и быть способными по своим моральным и деловым качествам выполнять поставленные перед ними задачи.

Подбор внештатных сотрудников осуществляют руководители, оперативный и начальствующий состав подразделений полиции. Лицо, подобранное в качестве кандидата во внештатные сотрудники, подлежит изучению и проверке, в том числе на конкретных поручениях. О результатах изучения докладывается рапортом руководству ОВД о возможности или невозможности его оформления в качестве внештатного сотрудника полиции.

Зачисление внештатных сотрудников производится приказом начальника органа МВД России либо подразделения полиции, в нем указывается специализация внештатного сотрудника и за каким конкретным сотрудником данного органа он закрепляется.

Руководители, оперативный и начальствующий состав подразделений и служб в работе с внештатными сотрудниками обязаны.

  • (1) использовать помощь внештатных сотрудников в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой и необходимостью привлечения их для выполнения отдельных мероприятий;
  • (2) давать внештатным сотрудникам только конкретные поручения и инструктировать о способах их выполнения;
  • (3) контролировать действия внештатного сотрудника при выполнении поручения, проверять полноту и достоверность сообщаемых им сведений и представляемых материалов;
  • (4) участвовать в проведении занятий по обучению внештатных сотрудников формам и методам работы по охране правопорядка и профилактике правонарушений, изучению основ уголовного, уголовно-процессуального, административного и других отраслей законодательства;
  • (5) обобщать и распространять опыт работы внештатных сотрудников, вносить предложения по ее совершенствованию.

Поручения внештатному сотруднику дает тот сотрудник полиции, за которым он закреплен, а в случае его отсутствия — сотрудник, выполняющий его обязанности.

Кроме того, для участия в выполнении отдельных мероприятий разрешается направлять внештатных сотрудников (с их согласия) в свободное от работы или учебы время в служебные командировки вместе с работниками полиции.

Сотрудникам полиции в отношении внештатных сотрудников запрещается:

(1) поручать внештатным сотрудникам самостоятельное производство процессуальных и других действий, оперативно-разыскных мероприятий, составляющих исключительную компетенцию сотрудников полиции;

сотрудниками полиции

Неоценима помощь участковым уполномоченным внештатных сотрудников полиции. Им поручается обслуживание микроучастков (домов, кварталов), они привлекаются к приему граждан и дежурству по охране общественного порядка, проверке паспортного режима, вручению повесток, разбору бытовых конфликтов, работе по поступившим заявлениям граждан, индивидуально-профилакти­ческой работе с лицами, состоящими на профилактических учетах. В сельской местности участковому уполномоченному следует иметь внештатного сотрудника в каждом населенном пункте.

В городских условиях, желательно, чтобы внештатный сотрудник был на каждом объекте участка (многоквартирный дом, квартал, предприятие или учреждение).

В последнее время идет работа по формированию на обслуживаемых участках актива граждан, способных по роду деятельности и образованию давать участковым уполномоченным консультации (адвокаты, педагоги, врачи, психологи и др.). Их помощь может стимулироваться материально. Участковый уполномоченный вправе вносить предложения начальнику ОВД о поощрении граждан, оказавших помощь в раскрытии преступлений и выполнении других обязанностей, возложенных на полицию.

Важной формой участия общественности в борьбе с правонарушениями является деятельность внештатных сотрудников полиции.

Внештатными сотрудниками могут быть граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам оказывать полиции содействие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, предупреждении и пресечении административных правонарушений, раскрытии преступлений.

Внештатные сотрудники подбираются на строго добровольных началах и в индивидуальном порядке, как правило, из числа пенсионеров — бывших работников органов внутренних дел, федеральных органов государственной безопасности, прокуратуры и вооруженных сил, проживающих на территории, обслуживаемой органом внутренних дел.

Лицо, подобранное в качестве кандидата во внештатные сотрудники, тщательно изучается. Результаты изучения рапортом докладываются руководству органа внутренних дел.

К рапорту прилагаются:

— личное заявление кандидата во внештатные сотрудники полиции;

— две фотографии размером 40х50 мм;

— справка о проверке кандидата по оперативным и иным учетам;

-при необходимости прилагается характеристика-рекомендация с места работы, жительства или учебы.

Необходимо помнить, что пенсионеры органов внутренних дел, других силовых структур по учетам органов внутренних дел могут не проверяться, если со дня их увольнения на пенсию прошло менее года, но тогда необходимо установить причину и основание увольнения.

Читайте также:  Судебная коллегия по гражданским делам верховного суда

Зачисление во внештатные сотрудники производится приказом начальника органа внутренних дел, в котором указывается специализация внештатного сотрудника и сотрудник полиции, за которым конкретно он закрепляется. Затем внештатному сотруднику под расписку выдается удостоверение и он представляется личному составу соответствующего подразделения. На каждого внештатного сотрудника заводится учетная карточка, которая хранится в порядке, предусмотренном для информации, содержащей служебную тайну.

Учетная карточка выбывшего внештатного сотрудника хранится в органе внутренних дел в течение года, после чего уничтожается.

Результаты работы внештатного сотрудника полиции, его личные и деловые качества систематически, но не реже одного раза в год, анализируются сотрудником полиции, за которым закреплен внештатный сотрудник, и докладываются рапортом с выводом о целесообразности дальнейшего использования его в качестве внештатного сотрудника.

В ходе работы с внештатными сотрудниками участковые уполномоченные обязаны:

использоватьпомощь внештатных сотрудников в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой и необходимостью их привлечения для выполнения отдельных поручений;

даватьвнештатным сотрудникам только конкретные поручения, контролировать и инструктировать их о способах выполнения этих поручений;

контролировать действиявнештатных сотрудников при выполнении поручений, проверять полноту и достоверность сообщаемых им сведений и представляемых материалов;

участвоватьв проведении занятий по обучению внештатных сотрудников формам и методам работы по охране правопорядка и профилактике правонарушений, изучению основ уголовного, уголовно-процессуального и других отраслей законодательства;

обобщать и распространять положительный опыт работы внештатных сотрудников, вносить предложения по ее совершенствованию.

Разрешается в свободное от работы или учебы время направлять внештатного сотрудника в командировки. Расходы оплачиваются органом внутренних дел по рапорту сотрудника, утвержденному начальником органа внутренних дел.

В ходе совместной работы с внештатным сотрудником сотруднику полиции запрещается:

поручатьвнештатному сотруднику производство процессуальных и других действий, оперативно-розыскных мероприятий, составляющих исключительную компетенцию сотрудников полиции;

привлекатьвнештатного сотрудника к участию в мероприятиях, заведомо связанных с риском для их личной безопасности;

знакомитьвнештатного сотрудника с документами, содержащими государственную тайну или служебную информацию ограниченного пользования.

Таким образом: внештатные сотрудники полиции позволяют УУП более результативно работать на административном участке, получать оперативную информацию и своевременно реагировать на нее.

Права и обязанности внештатных сотрудников полиции

Привлечение граждан в качестве внештатных сотрудников полиции к участию в охране общественного порядка, а также по другим направлениям деятельности полиции осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Таким нормативным правовым документом является приказ МВД России от 10 января 2012 г. № 8 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции» (далее — приказ МВД России № 8).

Внештатными сотрудниками полиции являются граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, изъявившие желание оказывать помощь полиции и привлекаемые к сотрудничеству на добровольной, гласной и безвозмездной основе.

Внештатные сотрудники полиции привлекаются к сотрудничеству по следующим направлениям деятельности полиции:

  • 1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
  • 2) предупреждение и пресечение преступлений, а также административных правонарушений;
  • 3) поиск лиц;
  • 4) обеспечение правопорядка в общественных местах;
  • 5) обеспечение безопасности дорожного движения;
  • 6) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Необходимо также отметить, что внештатные сотрудники полиции не являются должностными лицами ОВД, которые принимают участие в деятельности полиции под непосредственным руководством сотрудника полиции, закрепленного за ними в порядке, установленном приказом МВД России № 8. В соответствии с данным приказом внештатным сотрудникам полиции выдаются удостоверения установленного образца.

Внештатными сотрудниками полиции не могут быть граждане:

  • 1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
  • 2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
  • 3) ранее осужденные за умышленные преступления;
  • 4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ);
  • 5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
  • 6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;
  • 7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;
  • 8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню привлечения к внештатному сотрудничеству с полицией, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;
  • 9) не соответствующие требованиям к состоянию здоровья внештатных сотрудников полиции, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;
  • 10) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

Внештатные сотрудники полиции могут быть исключены из числа внештатных сотрудников полиции в следующих случаях:

  • 1) на основании личного заявления внештатного сотрудника полиции;
  • 2) при наступлении иных обстоятельств, указанных в Федеральном законе № 44-ФЗ;
  • 3) в связи с неоднократным невыполнением предъявляемых к внештатным сотрудникам полиции требований или с фактическим самоустранением внештатного сотрудника полиции от выполнения возложенных на него обязанностей;
  • 4) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации;
  • 5) в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Читайте также:  Образец визы в египет для россиян 2022

Внештатные сотрудники полиции при участии в охране общественного порядка имеют право:

  • 1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;
  • 2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;
  • 3) знакомиться с документами, определяющими правовое положение внештатного сотрудника полиции, а также получать в установленном порядке информацию, необходимую для участия в охране общественного порядка;
  • 4) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом № З-ФЗ обязанностей в сфере охраны общественного порядка;
  • 5) осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ, другими федеральными законами.

Внештатные сотрудники полиции при участии в охране общественного порядка обязаны:

  • 1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;
  • 2) выполнять распоряжения уполномоченных сотрудников полиции, отданные в установленном порядке и не противоречащие законодательству РФ;
  • 3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
  • 4) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;
  • 5) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение, образец и порядок выдачи которого устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

За противоправные действия при участии в охране общественного порядка внештатные сотрудники полиции несут ответственность, установленную законодательством РФ. Действия внештатных сотрудников полиции, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством РФ. Внештатные сотрудники полиции вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергаться опасности.

Важными являются порядок подбора граждан для зачисления в качестве внештатных сотрудников полиции и основания прекращения деятельности таких сотрудников. Подбор кандидатов в качестве внештатных сотрудников полиции осуществляется сотрудниками подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. Граждане, достигшие возраста 18 лет, вправе участвовать в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, создаваемых ими по месту жительства, нахождения собственности, работы или учебы в форме органа общественной самодеятельности без образования юридического лица.

Внештатные сотрудники милиции

В качестве внештатных сотрудников милиции могут быть граждане Российской Федерации на моложе 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам оказывать милиции содействие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, раскрытии преступлений.

Внештатные сотрудники милиции подбираются на добровольных началах и в индивидуальном порядке, как правило, из числа народных дружинников, пенсионеров — бывших работников органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, юстиции, прокуратуры и военнослужащих. Подбор внештатных сотрудников осуществляют руководители, оперативный и начальствующий состав подразделений милиции. Лицо, подобранное в качестве кандидата во внештатные сотрудники, тщательно изучается.

Зачисление внештатных сотрудников осуществляется приказом начальника органов внутренних дел, в котором указывается специализация внештатного сотрудника и за каким конкретным работником данного органа он закрепляется. После зачисления внештатному сотруднику выдается под расписку удостоверение установленного образца, которое подписывается в МВД, УВД, УВДТ (ОВДТ) начальником структурного подразделения или его заместителем, в горрайлинорганах — начальником соответствующего органа или его заместителем.

Внештатные сотрудники работают под руководством работников милиции, выполняя их поручения. Непосредственную работу с внештатными сотрудниками осуществляют руководители, оперативный и начальствующий состав подразделений и служб охраны общественного порядка уголовного розыска, Госинспекции по безопасности дорожного движения, участковые инспектора милиции. Указанные должностные лица милиции могут давать внештатным сотрудникам конкретные поручения, инструктировать о способах их выполнения; контролировать действия внештатных сотрудников; участвовать в обучении внештатных сотрудников формам и методам работы по охране общественного порядка и профилактике правонарушений, в проведении занятий по изучению основ законодательства; обобщать и распространять положительный опыт работы внештатных сотрудников, вносить предложения по её совершенствованию.

Поручения внештатному сотруднику дает тот сотрудник милиции, за которым он закреплён. Внештатный сотрудник осуществляет только те действия, которые не выходят за пределы данных ему поручений. В случае необходимости для участия в выполнении отдельных мероприятий разрешается направлять внештатного сотрудника (с его согласия) в свободное от работы или учёбы время в служебные командировки вместе с работниками милиции.

При этом расходы, связанные с командировками, возмещаются органами внутренних дел по мотивированному рапорту сотрудника милиции, под непосредственным руководством которого работает внештатный сотрудник.

Читайте также:  Срок предварительного расследования уголовного дела

Вместе с тем работники милиции не могут поручать внештатным сотрудникам самостоятельное производство уголовно-процессуальных и других действий, оперативно-розыскных мероприятий, относящихся к исключительной компетенции работников милиции. Запрещается привлекать внештатных сотрудников милиции к участию в мероприятиях, заведомо связанных с риском для их личной безопасности, а также знакомить их с документами, содержащими государственную тайну или служебную информацию ограниченного пользования.

Результаты работы внештатного сотрудника, его личные и деловые качества систематически, но не реже одного раза в год анализируются работником милиции, за которым он закреплён, и докладываются рапортом с выводом о целесообразности дальнейшего использования в качестве внештатного сотрудника руководителю соответствующего органа, службы, подразделения. Работа внештатного сотрудника отражается в учётной карточке. Активно участвующие в выполнении поручений внештатные сотрудники могут поощряться.

К видам поощрения относятся: благодарность, денежная премия, ценный подарок и др. В случае недобросовестного неоднократного отношения внештатного сотрудника к выполнению поручений работником милиции может быть поставлен перед руководством вопрос о его исключении из числа внештатных сотрудников.

Гражданин, подавший заявление об освобождении его от работы в качестве внештатного сотрудника, либо скомпрометировавший себя, или не желающий дальше оказывать помощь милиции, исключается из числа внештатных сотрудников приказом начальника соответствующего органа внутренних дел. При этом его удостоверение изымается и уничтожается в установленном порядке. Учётная карточка выбывшего внештатного сотрудника хранится в течение одного года, после чего подлежит уничтожению.

Правовой статус внештатного сотрудника милиции определён нормативным актом МВД России. Им же регулируются вопросы организации работы внештатных сотрудников. Вопросы привлечения граждан к охране общественного порядка в качестве внештатных сотрудников милиции регулируются также нормативными и иными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Так, по инициативе МВД Республики Бурятия, правительством этой республики принято постановление от 18 октября 1993 года «О мерах по усилению охраны общественного порядка в Республике Бурятия» где предусмотрена оплата труда внештатных сотрудников. В соответствии с постановлением органы внутренних дел заключают договоры с гражданами, которые оформлены внештатными инспекторами милиции. Оплата производиться за счет средств денежного содержания сотрудников органов внутренних дел, должности которых не укомплектованы.

Важнейшим условием эффективности работы по охране правопорядка, предупреждению и пресечению правонарушений является организация взаимодействия органов внутренних дел и общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Взаимодействие предполагает согласование целей и объединение усилий органов внутренних дел и общественных формирований для совместного решения задач в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Необходимость взаимодействия обусловлена множественностью организационных форм участия граждан в охране правопорядка, а также известной обособленностью общественных формирований.

Поскольку на органы внутренних дел государство возложило функции по непосредственному обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности в стане, то им принадлежит ведущая роль в организации взаимодействия с общественностью, участвующей в охране правопорядка. Взаимодействие органов внутренних дел с общественными формированиями осуществляется на основе общих принципов государственного управления. Эти принципы и формы взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями по охране правопорядка закреплены в нормативных актах, регулирующих деятельность органов внутренних дел и общественных формирований, а также иных актах.

Наиболее широкое применение в правоохранительной практике имеют следующие формы взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями, участвующими в охране правопорядка:

Обмен информацией о состоянии общественного порядка и общественной безопасности. Эта информация необходима для определения актуальных задач по предупреждению и пресечению правонарушений, планирования работы, повышения ее эффективности и оценки конечных результатов. Объем и содержание информации, которой органы внутренних дел обеспечивают общественные формирования, определяются руководителями соответствующих органов внутренних дел.

Совместное планирование и проведение мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, по предупреждению и пресечению правонарушений.

Оказание органами внутренних дел содействия и поддержки общественным формированиям в выполнении возложенных на них задач в сфере правопорядка.

Обучение сотрудниками органов внутренних дел членов общественных формирований методам и формам предупреждения и пресечения правонарушений; проведение с ними работы по правовому обучению; оказание методической и иной помощи в планировании и учёте их работы.

Направление органами внутренних дел материалов о правонарушениях в общественные формирования для рассмотрения и приятия, соответствующих мер общественного воздействия к правонарушителям.

Передача общественными формированиями материалов о правонарушениях в органы внутренних дел, если при рассмотрении дела о правонарушении общественное формирование придет к убеждению о необходимости привлечения правонарушителя к уголовной или административной ответственности.

Сотрудничество граждан с органами внутренних дел в охране правопорядка на договорно-возмездной основе осуществляется за счёт средств органов внутренних дел.

Adblock
detector