- Порядок внесения сведений в ЕГРН о ранее учтенных объектах недвижимости
- Органы госвласти и местного самоуправления будут выявлять правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости
- Какие объекты недвижимости признаются ранее учтенными?
- Сведения о правообладателях внесут в ЕГРН, даже если они не просили об этом?
- Что даст выявление правообладателей?
- Как будут выявлять правообладателей?
- К чему приведет выявление правообладателей по новым правилам?
- Как внести изменения в ЕГРН
- Что такое ЕГРН
- В каких случаях в ЕГРН вносят изменения
- Алгоритм внесения изменений в ЕГРН
Порядок внесения сведений в ЕГРН о ранее учтенных объектах недвижимости
Ранее учтенными объектами недвижимости являются объекты, в отношении которых был осуществлен технический учет или государственный учет до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также объекты, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены в установленном законом порядке.
В случае отсутствия в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, такие сведения вносятся на основании заявления заинтересованного лица, запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений.
Документы, подтверждающие право на объект недвижимости, могут быть представлены заявителем или будут запрошены органом регистрации прав самостоятельно в уполномоченных органах.
В случае, если имеются документы, подтверждающие ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающие или подтверждающие право на него и представленные органами власти или организациями, орган регистрации прав обеспечивает включение таких документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости.
По истечении 5 дней с даты подачи заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости либо запроса о предоставлении сведений в отношении объекта недвижимости орган регистрации прав выдает заявителю выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Сведения о ранее учтенном объекте недвижимости могут быть внесены в ЕГРН без осуществления государственной регистрации прав, государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация прав на ранее учтенные объекты недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, при государственной регистрации ограничения и обременения объектов недвижимости
Мы используем cookie
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс.Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даёте разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс.Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера. Подробнее.
Органы госвласти и местного самоуправления будут выявлять правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости
После этого сведения о правообладателях внесут в реестр недвижимости. Но что делать, если вас приняли за собственника, только это не так?
В конце июня 2021 г. вступил в силу закон, которым установлен порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимого имущества 1 .
Какие объекты недвижимости признаются ранее учтенными?
К таковым относятся две категории объектов:
- объекты недвижимости, поставленные на технический или государственный кадастровый учет до 1 марта 2008 г. (например, органами БТИ);
- объекты, не поставленные на технический или кадастровый учет, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) с условным номером.
Такие объекты недвижимости из-за неполноты имеющихся данных трудно идентифицировать. Это касается, например, земельных участков, поставленных на учет без описания границ. То же самое относится и к правообладателям этих объектов.
Даже если права на ранее учтенный объект зарегистрированы в ЕГРН, часто о собственнике объекта можно узнать только его фамилию, имя и отчество. При отсутствии иных данных (дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность правообладателя, и т.д.) действительного правообладателя объектов невозможно достоверно установить. Государственная регистрация прав и кадастровый учет объектов недвижимости осуществляются по желанию правообладателей, поэтому обязать их внести в реестр соответствующие сведения нельзя.
Сведения о правообладателях внесут в ЕГРН, даже если они не просили об этом?
Согласно новым правилам органы исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, а также органы местного самоуправления (местная администрация) будут проводить мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и объектов, которые могут быть признаны ранее учтенными. Данные органы вправе обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) за внесением сведений о правообладателях в ЕГРН. При этом в отношении ранее учтенных объектов недвижимости, расположенных на территориях Республики Крым и Севастополя, указанные мероприятия проводятся в том случае, если документы на объекты были оформлены до 1 апреля 2014 г.
Новые нормы не требуют каких-либо действий от правообладателей, все функции возложены на органы власти. Но правообладатели вправе самостоятельно обратиться в Росреестр для внесения сведений о ранее учтенных объектах и регистрации своих прав на такие объекты.
Что даст выявление правообладателей?
Основной целью реформы можно назвать создание достоверной базы данных о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, доступной широкому кругу лиц. Чтобы получить информацию, достаточно будет заказать выписку из ЕГРН в отношении ранее учтенного объекта.
Возможность выявления правообладателей ранее учтенных объектов важна как для государства, поскольку позволит расширить круг налогоплательщиков, так и для граждан и других участников гражданского оборота, поскольку поможет, например, разыскать имущество должника, упростить оформление наследства в отношении ранее учтенных объектов и т.д.
Как будут выявлять правообладателей?
Проведение мероприятий по выявлению правообладателей можно разделить на несколько этапов.
1. Сбор информации.
Уполномоченный орган анализирует данные из архивов. Для этого он наделен правом запрашивать информацию в органах и организациях, ранее осуществлявших учет и регистрацию прав на объекты недвижимости (например, в архивах органов БТИ, земельных комитетов местной администрации и т.д.), у нотариусов, в органах МВД, ЗАГС, Пенсионном фонде РФ, налоговых органах и пр. Если полученная информация противоречива, то дальнейшие мероприятия до появления новых данных не проводятся.
Также сведения о ранее учтенных объектах могут быть представлены их правообладателями и другими заинтересованными лицами (например, собственник земельного участка может сообщить о ранее учтенном здании на его территории).
В отношении ранее учтенных зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства уполномоченным органом проводятся осмотры. Если натурный осмотр показал, что объект прекратил свое существование, уполномоченный орган вправе обратиться за снятием его с учета.
Если ранее учтенным объектом является земельный участок, то при необходимости уполномоченный орган вправе инициировать проведение кадастровых работ по установлению границ такого участка и внесение сведений о его границах в государственный кадастр недвижимости (при условии, что от правообладателя участка не поступили возражения).
2. Подготовка проекта решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, его опубликование и направление правообладателю.
Проект размещается на сайте города федерального значения или муниципального образования, а также направляется предполагаемому правообладателю. Предполагаемый правообладатель или иные заинтересованные лица (например, его наследники) в течение 30 дней со дня получения проекта вправе направить свои письменные возражения с приложением документов, свидетельствующих о том, что такое лицо не является правообладателем указанного объекта. В этом случае решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости не принимается.
Обратиться в суд с требованием о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе уполномоченный орган сможет не ранее чем через 1 год.
3. Принятие решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и внесение в ЕГРН сведений об объекте и его правообладателе.
Если в течение 45 дней со дня получения письма правообладателем в уполномоченный орган не поступят возражения, принимается решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта, информация вносится в ЕГРН, правообладателю направляется уведомление.
К чему приведет выявление правообладателей по новым правилам?
Можно ожидать, что после проведения указанных выше мероприятий из ЕГРН исключат информацию о несуществующих объектах недвижимости, а сведения о существующих объектах и их правообладателях будут проверены и дополнены, что положительно скажется на гражданском обороте.
Безусловно, результаты введения новых правил во многом будут зависеть от уполномоченных органов. При этом в самом механизме выявления правообладателей можно усмотреть недостатки.
Во-первых, реализация мероприятий полностью возложена на органы местного самоуправления, которые не вполне знакомы с системой регистрации и учета прав на объекты недвижимости. Например, законодатель поручает им проводить осмотры зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства для установления существования этих объектов. Тем не менее на практике вопрос о том, прекратил ли объект существование, может быть довольно сложным и требующим специальных знаний.
Особенно это касается объектов незавершенного строительства. Представляется, что в осмотрах должны участвовать кадастровые инженеры. В этом случае процесс станет менее оперативным, но будут исключены проблемы в будущем.
Во-вторых, вопросы вызывает процесс уведомления правообладателей. На практике они редко обращаются к сайту местной администрации, а иногда даже не получают почту по адресу регистрации. Поэтому процедура принятия решения о выявлении правообладателя объекта при неполучении от него возражений представляется довольно жесткой.
Учитывая важность регистрации прав на объекты недвижимости, правообладателям рекомендуется самостоятельно обратиться в Росреестр для внесения сведений о ранее учтенных объектах и регистрации своих прав на них.
(Что такое регистрация права на участок, для чего она нужна и что будет, если право не зарегистрировать, – читайте в статье «Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.»).
1 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как внести изменения в ЕГРН
Владельцы недвижимости часто сталкиваются с тем, что нужн о внесения изменений в ЕГРН. Например, при перепланировке в квартире или строительстве на земельном участке. Разберемся, как правильно оформить изменения и внести их в ЕГРН.
Что такое ЕГРН
ЕГРН — единый государственный реестр недвижимости. Это база, в которой хранится информация о недвижимости всех физических и юридических лиц. Ведение реестра регулируется ФЗ №218-ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости». Ведением ЕГРН занимается Росреестр, который и вносит изменения.
В каких случаях в ЕГРН вносят изменения
Законодатель требует вносить изменения в запись ЕГРН в следующих случаях:
Процедура внесения изменений не отнимет много времени, если знать порядок действий. Для начала узнайте, куда обращаться для внесения записи об изменении.
Алгоритм внесения изменений в ЕГРН
После того, как вы выбрали орган для обращения, выполните следующие шаги.
- Соберите пакет необходимых документов. Пакет зависит от ситуации, но ключевые документы такие — паспорт заявителя, старая выписка из ЕГРН, технический паспорт недвижимости и документы, подтверждающие необходимость изменений записи в реестре. Это могут быть акты проведения техработ, постановление суда, договор купли-продажи, проект и эскиз перепланировки и так далее. Не забудьте приложить справку об оплате госпошлины.
- Подготовьте заявление о внесении изменений в ЕГРН.
- Оплатите стоимость услуги. Стандартная цена 350 рублей для физических лиц и 1000 рублей для юридических.
- Заберите готовую справку с внесенными изменениями.
Все документы у вас на руках, а вот выписку из ЕГРН нужно получить – она должна быть свежей на момент подачи заявления на ее корректировку.
Заказать выписку можно не выходя из дома. Специально для этого создан ресурс ЕГРН.Реестр. Кроме сайта теперь есть еще и приложение, благодаря которому процесс получения справки стал намного проще – можно заказывать прямо с телефона. Приложение подходит как для андроидов, так и айфонов.
Всего несколько шагов, буквально 10 минут времени, и выписка у вас на электронной почте. Заходите на сайт или в приложение. На главной странице вас ждет форма, в пустую строку которой нужно вбить точный адрес квартиры, дома или земельного участка либо их кадастровые номера.
Затем выбираете тип выписки, всего их три. Вам понадобится документ с полным перечнем информации – расширенная выписка. Делайте заявку и оплачивайте любым удобным способом (по карте, с помощью КивиКошелька или Вебмани).
Выписка формируется по официальной базе Росреестра. Готовый документ поступит в PDF-формате на вашу электронную почту. Его можно распечатать или переслать кому нужно.
Из полной выписки ЕГРН можно почерпнуть массу важной информации. Она расскажет, кто владелец недвижимости и какие у нее были собственники до этого. Когда были ограничены права хозяев и в каком году жилье поставили на учет.
Для многих бывает открытием, что их квартира или участок находятся в обременении – например, под арестом. Такая информация тоже отражена в выписке. Мало того, указано, на каком основании наложены ограничения.
Плюс ко всему, вы узнаете, сколько стоит ваша недвижимость с точки зрения кадастра. Пригодится, если хочется понять, верную ли сумму имущественного налога с вас берут.