Порядок прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации (полиции) регулируется в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 25 ноября 2013 г.) [1] .
Закон регулирует отношения, связанные с поступлением на службу в ОВД, ее прохождением и прекращением. Так, установлены квалификационные требования к должностям в ОВД России. Последние подразделяются на должности высшего, старшего, среднего и младшего начальствующего, а также рядового состава.
Кроме того, определяется правовое положение (статус) сотрудника ОВД России. В частности, речь идет о его правах и обязанностях, ответственности, требованиях к его служебному поведению, ограничениях и запретах, связанных со службой. Для сотрудников ОВД России учреждены специальные звания (полиции, внутренней службы или юстиции).
Правоотношения на службе в ОВД между Россией и гражданином возникают и осуществляются на контрактной основе. В соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) осуществляется профессиональная служебная деятельность сотрудника ОВД. Названным законом детально регламентирован порядок проведения аттестации сотрудников ОВД (Закон вступил в силу с 1 января 2012 г., за исключением отдельных положений).
Что же касается полиции, то в ст. 34 ФЗ о полиции установлены вопросы правового регулирование службы в полиции. Так, данная служба осуществляется в соответствии с законодательством РФ, регламентирующим вопросы прохождения службы в ОВД с учетом положений ФЗ о полиции.
Действие трудового законодательства распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством РФ, регламентирующим вопросы прохождения службы в ОВД, и ФЗ о полиции. Законодателями конкретизированы вопросы поступления на службу в полицию. Так, гражданин нашей страны не может быть принят на службу в полицию в случаях, предусмотренных ч.
1 ст. 29 ФЗ о полиции, а также в случаях, если он:
- • имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;
- • является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;
- • неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;
- • не согласен соблюдать ограничения, запреты, выполнять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников полиции ФЗ о полиции и другими федеральными законами.
Эти ограничения могут быть пересмотрены законодателями с учетом проводимой государственной политики.
В целях обеспечения на должном уровне кадровой и иной политики государство дает определенные гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления. Так, сотрудник полиции, избранный (назначенный) членом Совета Федерации Федерального Собрания, избранный депутатом Госдумы Федерального Собрания, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, наделенный полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ), избранный депутатом представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, назначенный на должность главы местной администрации, на период осуществления соответствующих полномочий приостанавливает службу в полиции либо увольняется со службы в полиции по собственному желанию. После прекращения указанных полномочий по его желанию ему предоставляется ранее замещаемая должность, а при ее отсутствии — другая равноценная должность по прежнему либо с его согласия иному месту службы.
Период осуществления полномочий, предусмотренных ФЗ о полиции (ч. 1 ст. 41), засчитывается сотруднику полиции в календарном исчислении в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного специального звания, доплату за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет.
Если в течение одного месяца (не считая периодов временной нетрудоспособности) после окончания срока осуществления полномочий, предусмотренных ФЗ о полиции (ч. 1 ст. 41), сотрудник полиции не уведомит об этом МВД России, он подлежит увольнению по основанию, предусмотренному п.
20 ч. 1 ст. 41 ст.
40.
Безусловно, как сотрудникам полиции, так и другим сотрудникам (следователям, дознавателям) следует знать основные принципы службы в ОВД. Так, служба в ОВД (полиции) осуществляется в соответствии с основными принципами построения и функционирования системы госслужбы РФ (далее — госслужба), установленными ФЗ от 27 мая 2003 г. № 58 «О системе государственной службы РФ».
Принципами службы в органах внутренних дел: единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в ОВД; обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника ОВД; взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в ОВД и социальных гарантий сотрудника ОВД (далее также — сотрудник).
При этом принципы службы в полиции реализуются при соблюдении следующих положений.
- 1. Сотрудник полиции в своей деятельности руководствуется законодательством РФ, никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только прямым руководителям (начальникам). Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником); сотрудники, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими по подчиненности; старшинство сотрудников определяется замещаемой должностью, а в случае, если сотрудники замещают равнозначные должности, — по специальному званию.
- 2. Обязательным для сотрудника полиции является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных и не противоречащих федеральному закону; ограничение прав и свобод человека и гражданина в отношении сотрудника полиции допускается федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, и для обеспечения безопасности государства; сотрудник полиции не вправе отказаться от выполнения своих служебных обязанностей, если эти обязанности предусмотрены контрактом о прохождении службы в ОВД (далее — контракт) или должностным регламентом (должностной инструкцией) и для выполнения этих обязанностей приняты необходимые меры безопасности; сотруднику полиции (ОВД РФ) запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.
Вместе с тем необходимо отметить, что эти принципы не окончательны и они могут быть пересмотрены как законодателями, так и так и Президентом России.
Сотрудник полиции также несет юридическую ответственность. Так, за совершение преступления он несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. А за совершение административного правонарушения он несет дисциплинарную ответственность в соответствии с названным ФЗ (о прохождении службы в ОВД.
), дисциплинарным уставом ОВД РФ, утверждаемым Президентом России, за исключением административного правонарушения, за совершение которого сотрудник подлежит административной ответственности на общих основаниях в соответствии с КоАП РФ. За нарушения служебной дисциплины на сотрудника полиции в соответствии с названным ФЗ (ст. 49—51) налагаются дисциплинарные взыскания.
За несоблюдение сотрудником полиции ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции ФЗ о службе в ОВД, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами налагаются взыскания, предусмотренные ФЗ о службе в ОВД (ст. 50).
При этом вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника ОВД при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством РФ. В случае возмещения Российской Федерацией вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) сотрудника, МВД России имеет право обратного требования (регресса) к сотруднику в размере выплаченного возмещения, для чего МВД России может обратиться в суд от имени государства (РФ) с соответствующим исковым заявлением. А за ущерб, причиненный министерству, его территориальному органу, подразделению, сотрудник полиции (ОВД) несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством.
В целях обеспечения реализации этих социальных гарантий МВД России издано приказ от 18 июня 2012 г. № 590 «О порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам ОВД РФ или их близким родственникам», т.е. утверждена инструкция о порядке осуществления данных выплат.
Так, сотрудникам полиции (ОВД РФ) или их близким родственникам возмещается вред, причиненный в связи с выполнением служебных обязанностей. В частности, речь идет о единовременном пособии в случае гибели (смерти) сотрудника, ежемесячной денежной компенсации при получении им увечья или иного повреждения здоровья. Для решения вопроса выплат в органах МВД России создаются постоянно действующие комиссии, а также установлен перечень документов, необходимых для осуществления выплат.
В частности, это копии свидетельств о смерти, браке (о разводе), рождении детей, заключение кадрового подразделения о членах семьи сотрудника и об иных лицах, имеющих право на получение социальных гарантий. Для получения ежемесячной денежной компенсации в связи с утратой трудоспособности в комиссию подается заявление. К нему необходимо приложить выписки из акта освидетельствования в государственной медико-социальной экспертной комиссии, документов об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах, группы инвалидности и их причине.
В случае гибели (смерти) сотрудника, наступившей в течение одного года после увольнения со службы, получения им увечья или иного повреждения здоровья, причинения вреда имуществу проверяются обстоятельства случившегося и их причинно-следственная связь. Срок — 30 кален-дарных дней. Он может быть продлен до двух месяцев.
Материалы проверки представляются в комиссию. Она принимает решение о выплате пособия или об отказе в этом. Суммы денежной компенсации определяются исходя из размера оклада и ежемесячной надбавки к нему, а при положительном решении пособия выплачиваются в течение 10 дней.
Расчеты могут производиться наличными деньгами или в безналичном порядке по выбору получателя. Данное пособие и компенсации выплачиваются с 1 января 2012 г.
Как положительный пример в рамках изучаемой темы следует привести постановление Конституционного Суда РФ 1 от 21 марта 2014 г. № 7-П по делу о проверке конституционности положения п. 7 ч.
3 ст. 82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобами граждан А.М. Асельдерова, К.Г.
Рабаданова, Г.К. Сулейманова и Е.В. Тарышкина».
Значимость этого постановления в том, что судебная власть защитила законные интересы сотрудников ОВД, в частности КС России признал положение п. 7 ч. 3 ст.
82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
- • не соответствующим ст. 19 (ч. 1 и 2), 37 (ч. 1), 45, 46 (ч. 1 и 2), 49 и 55 (ч. 3) Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно предполагает обязательное и безусловное расторжение контракта о прохождении службы с сотрудником ОВД (полиции) и увольнение его со службы, если в отношении него уголовное преследование по делу частного обвинения прекращено в связи с примирением сторон до вступления данного законоположения в силу;
- • не соответствующим ст. 19 (ч. 1), 37 (ч. 1), 46 (ч. 1), 49 (ч. 1), 54 (ч. 2) и 55 (ч. 3) Конституции РФ в той мере, в какой по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, в системе действующего правового регулирования оно допускает наступление предусмотренных им неблагоприятных последствий в связи с совершением сотрудником ОВД (полиции) деяния, которое на момент решения вопроса о расторжении с ним контракта о прохождении службы и увольнения его со службы не признается преступлением.
Тем самым КС России потребовал: федеральному законодателю надлежит — исходя из требований Конституции РФ и с учетом основанных на этих требованиях правовых позиций КС России, выраженных в названном постановлении КС России, — внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, вытекающие из настоящего постановления. А также: правоприменительные решения по делам граждан А.М. Асельдерова, К.Г.
Рабаданова, Г.К. Сулейманова и Е.В. Тарышкина, основанные на положении п.
7 ч. 3 ст. 82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в той мере, в какой они признаны постановлением КС России не соответствующими Конституции РФ, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий [2] [3] .
По существу, мы видим наглядный пример, что судебная власть, оберегая конституционные нормы (требования) РФ, на основе проведенного анализа ряда НПА отстояла параллельно законные интересы граждан РФ (сотрудников полиции — ОВД РФ).
342 ФЗ о службе в органах внутренних дел Российской Федерации
Органы внутренних дел (ОВД) представляют собой ведущую част правоохранительной системы любого современного государства. Основной задачей рассматриваемых организаций является борьба с преступностью и административными нарушениями.
Органы внутренних дел также представляют собой структуру, в центре которой располагается Министерство внутренних дел (МВД) России. Также в рассматриваемую систему входят следующие организации:
- ОВД отдельных субъектов РФ;
- Линейные управления в отношении водного, сухопутного и воздушного транспорта;
- Городское управление;
- Научно-исследовательские лаборатории, созданные для нужд ОВД.
Для упорядочивания и работы внутренних органов Российской Федерации разработан и принят Федеральный закон № 342. Но что представляет из себя данный нормативный акт? Каковы общие положения рассматриваемого Федерального закона? Какие поправки были внесены в его регламент в течение последнего временного периода? Поговорим об этом в статье.
Вам будет интересно также ознакомиться с последними изменениями ФЗ О полиции. Подробности по ссылке:
Общие сведения
Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 342 был принят Государственной Думой на основании третьего слушания 17 ноября 2011 года. Представленный выше документ в течение 10 последующих дней был вынесен на рассмотрении Совета Федерации и одобрен его членами. Подписание изучаемого Федерального закона Президентом России состоялось 30 ноября 2011 года.
Читайте также об актуальных положениях ФЗ №58 здесь:
Федеральный закон о службе в органах внутренних дел состоит из 14 глав (98 статей):
- Основные положения (ст. 1-5);
- Должности и звания в органах внутренних дел (ст. 6-9);
- Статус сотрудника ОВД (ст. 10-16);
- Служебные отношения в органах внутренних дел (ст. 17-26);
- Порядок прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации (ст. 27-40);
- Присвоение званий в соответствии с регламентом действительного Федерального закона (ст. 41-46);
- Нормативны служебной дисциплины (ст. 47-52);
- Нормы служебного времени и отдыха (ст. 53-65);
- Гарантии социальной и правовой защиты сотрудников (ст. 66-70);
- Урегулирование служебных споров и прочих конфликтных ситуаций (ст. 71-74);
- Принципы формирования кадрового состава (ст. 75-79);
- Прекращение (увольнение, отставка, смерть) службы в органах внутренних дел (ст. 80-90);
- Внутренние финансовые службы (ст. 91-92);
- Заключительные положения рассматриваемого Федерального закона (ст. 93-98).
Вам будет интересно: ФЗ 52 с последними изменениями на 2018 год. подробности по ссылке:
Настоящий Федеральный закон регламентирует правовые отношения, возникающие в процессе поступления, прохождения и прекращения гражданином службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
Также читайте ФЗ о банках. Подробности по ссылке:
Ознакомьтесь с последними изменениями в ФЗ №79 здесь:
Основная терминология
В соответствии с регламентом изучаемого Федерального закона, в его регламенте используются следующие термины:
- Служба в органах внутренних дел — профессиональная деятельность в системе правовой защиты;
- Руководитель федерального органа исполнительной власти — лицо, представляющее интересы государства перед лицом сотрудников ОВД;
- Руководитель (начальник) — руководитель регионального Федерального органа;
- Уполномоченный руководитель (начальник) — заместитель руководителя регионального Федерального органа.
Полный перечень терминов указывается в статье 1 рассматриваемого Федерального закона ФЗ 342.
Какие были внесены изменения?
Каждый из принятых на территории современной Российской Федерации нормативных актов регулярно проходит процедуру обновления. Поправки вносятся для актуализации действующих Федеральных законов в интенсивно меняющихся условиях современной социально-политической обстановки.
Последние существенные изменения в Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 342 внесены 2 апреля 2017 года. В качестве изменяющего документа выступил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции».
На основании регламента статьи 8 представленного выше нормативного акта, в ФЗ-342 вносятся следующие изменения:
- Часть 1 статьи 11 дополняется пунктом 23, гласящим, что сотрудник органа внутренних дел помимо всего прочего уполномочен на руководство в организациях, относящихся к служебно-прикладным видам спорта. Данная деятельность осуществляется безвозмездно;
- Существенные поправки в пункт 9 части 1 статьи 18. Согласно внесённым изменениям, в числе прочих документов для поступление на службу в органы внутренних дел, гражданин обязан предоставить исчерпывающую информацию о своих доходах.
Особо важные статьи 342 ФЗ
В целях подробного изучения Федерального закона № 342, рекомендуется обратить внимание на следующие статьи:
- Ст. 12 — определяет основные обязанности сотрудника ОВД. Таковыми являются:
- Знание и соблюдение актуального регламента конституции РФ;
- Знание и исполнение должностного регламента;
- Соблюдать права и интересы граждан при исполнении собственных служебных обязанностей;
- Проходить регулярные курсы повышения квалификации;
- Не подвергать разглашению конфиденциальные сведения;
- Иные обязанности, предусмотренные регламентом рассматриваемой статьи.
- Соблюдение нейтралитета по отношению к предполагаемому преступнику;
- Проявление тактичности и вежливости по отношению к сотрудникам и рядовым гражданам;
- Забота о собственной чести и достоинстве.
- Немотивированное отсутствие по месту службы;
- Разглашение конфиденциальных сведений;
- Непрохожение медицинского обследования;
- Неправомерные действия в отношении граждан и сослуживцев;
- Замечание;
- Выговор;
- Строгий выговор;
- Предупреждение о частичной профнепригодности;
- Понижение в звании;
- Увольнение;
- Ухудшение состояния здоровья;
- Необходимость ухода за малолетним ребёнком или ребёнком-инвалидом;
- Необходимость ухода за пожилыми родителями или другими недееспособными родственниками.
Важно! О желании уйти в отставку, сотрудник органов внутренних дел обязан предупредить начальника не позднее, чем за месяц до ухода с должности. Соответственно, уволить служащего без предупреждения, согласно нормативам изучаемого Федерального закона, также невозможно.
Для наиболее детального изучения рассматриваемого Федерального закона необходимо ознакомиться с его актуальными положениями. Текст 342 ФЗ о службе в органах внутренних дел с изменениями, актуальными на период ноября 2017 года, доступен по следующей ссылке:
Поступление на службу в полицию
1. На службу в полицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, владеющие государственным языком Российской Федерации, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника полиции.
2. Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в полицию в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 29 ФЗ «О полиции» а также в случаях если он:
1) имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
2) является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;
3) неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;
4) не согласен соблюдать ограничения, запреты, выполнять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников полиции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
3. Граждане Российской Федерации, на службу полицию проходят психофизиологические исследования, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
4. На гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином Российской Федерации ограничений и запретов, установленных для сотрудников полиции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Порядок оформления личного поручительства определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
5. Сотрудник полиции принимает Присягу сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
Режим служебного времени сотрудников полиции
1. Для сотрудников полиции устанавливается нормальная продолжительность служебного времени не более 40 часов в неделю.
2. Сотрудники полиции в случае необходимости могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
3. Выполнение сотрудником полиции служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни компенсируется предоставлением ему отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику полиции предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску.
По просьбе сотрудника полиции вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
4. Порядок предоставления сотруднику полиции дополнительного отдыха, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
5. В период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций допускается в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на срок не более шести месяцев в течение календарного года изменение режима служебного времени сотрудника полиции, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод в другое подразделение без изменения характера службы, а также установление иных особых условий и дополнительных ограничений без согласия сотрудника полиции.