Закон о заброшенных дачных участках

Ирина М. живет в Москве и каждое лето уезжает к себе на дачу в Подмосковье. Но уже несколько лет ее отдых портит соседний участок.

«Хозяйка дома давно умерла, а родственникам, наверное, не до этого. Забыли совсем про свою дачу. Уже лет пять здесь никто не появлялся.

Дом разрушается, кругом одни сорняки, а кто-то сюда еще и мусор начал выкидывать», — рассказывает Ирина.

Заброшенные участки в СНТ — проблема не только для садоводов, но и для председателей. Ведь именно им приходится решать вопрос с такими проблемными территориями.

Заброшенные земли неприкосновенны

Заброшенные участки сегодня есть практически в каждом СНТ. Статистика утверждает, что из всей территории садоводческих товариществ в России примерно 10-15% приходятся на неиспользуемые земли. А в отдельных СНТ их доля достигает 50%.

Но такие участки являются частной собственностью. И даже если владелец не появлялся уже несколько лет, садовое товарищество не может продавать заброшенные земли или сдавать их в аренду. Соседи также не имеют права самопроизвольно занимать территорию, отделенную от них забором.

Любые действия с землей будут законны только в том случае, если у вас есть документ, подтверждающий право собственности на участок. Например, договор купли-продажи, дарения или мены.

Так как председатель не является собственником заброшенного участка и не имеет никаких документов на землю, попытки найти нового собственника для неиспользуемой территории будут противозаконны.

Как владелец земли нарушает закон

С другой стороны, собственники заброшенных участков также являются нарушителями законодательства. Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ, все земли на территории нашей страны должны использоваться по целевому назначению. Поэтому собственник обязан поддерживать принадлежащий ему участок и использовать его по назначению, не причиняя вреда окружающей среде.

Также садовод обязан соблюдать все правила пожарной безопасности, требования строительных, санитарно-гигиенических регламентов, своевременно платить налоги на землю.

Но о каких правилах пожарной безопасности может идти речь, когда участок давно порос высокой травой? Любая случайная искра может привести к пожару. Да и о санитарии говорить тоже сложно: часто неиспользуемые земельные участки превращаются в свалки мусора.

Дополнительная головная боль для председателя — это долги по взносам, которые неизбежно копятся у владельцев заброшенных земель.

Ведение бухгалтерии СНТ

Если в течение трех лет земельный участок в СНТ остается заброшенным, то его собственник может быть привлечен к административной ответственности за нецелевое использование. Размер штрафа для таких нарушителей составляет 0,5-1% от кадастровой стоимости участка (но не менее 10 000 рублей). Если кадастровая стоимость не установлена, размер денежного взыскания составляет от 10 000 до 20 000 рублей (ч.1 ст.

8.8 КоАП РФ). Также земли могут изъять, если соответствующее решение будет принято судом.

Как быть председателю

Сначала руководитель СНТ должен отправить письмо в адрес владельца участка. В обращении нужно проинформировать собственника о том, что его земля находится в ненадлежащем состоянии. Также имеются долги по членским взносам.

Если проблема не будет решена, председатель оставляет за собой право обратиться в суд. А расходы на судебные издержки придется компенсировать ответчику.

Если ответа не последует, и собственник не предпримет никаких мер по восстановлению участка, можно переходить к дальнейшим действиям.

Когда у председателя нет никаких сведений о собственнике и месте его проживания, можно сразу обращаться к представителям муниципалитета. Если владелец так и не будет найден, муниципальные власти имеют право зарегистрировать эту землю как бесхозяйственную (на основании статьи 225 ГК РФ).

Шаг 2. Обращение к муниципальным властям

На следующем этапе председатель может обращаться за помощью к муниципалитету, составив заявление в произвольной форме на имя местного главы. Власти обязаны решить проблему и изъять неиспользованный земельный участок.

Однако заниматься этим представители администрации чаще всего не хотят. Судебные разбирательства могут длиться по несколько лет и отнимать очень много времени. Поэтому не удивительно, что муниципалитеты стараются обойти такие вопросы стороной, а брошенные участки так и остаются бедой СНТ.

Шаг 3. Жалоба в Росреестр

Если муниципалитет никак не помогает решить проблему невостребованных земель, председатель или другие члены товарищества имеют право подать жалобу в Росреестр. Получив обращение, ведомство организует проверку заброшенных земель.

Ревизоры выявят все имеющиеся нарушения, составят акт осмотра неиспользуемого земельного участка и направят предписание в адрес владельца. В случае игнорирования требований Росреестра, ведомство направляет материалы дела в суд.

Что делать после суда

Если суд примет решение изъять неиспользуемую землю, в течение шести месяцев на участке будут проведены кадастровые работы. Затем органы исполнительной власти объявят о проведении публичных торгов. Приобрести землю сможет любой желающий, в том числе соседи, которые хотят увеличить площадь своего участка.

  • составят обращение к собственнику невостребованной земли;
  • подготовят заявление в муниципалитет;
  • направят жалобу в Росреестр.

Пользуйтесь всеми возможностями нашего сервиса. Регистрация на сайте займет всего лишь пару минут, но значительно упростит ежедневную работу председателя!

Принят ли закон о бесхозных домах и землях с 1 сентября 2022 года – последние новости

Права на недвижимость, в том числе на землю и дома, в России необходимо регистрировать. При этом документальное оформление ранее, до введения общей системы учета и Земельного кодекса, предоставленных объектов, всегда вызывало проблемы из-за отсутствия документов, для чего была предусмотрена «дачная амнистия» или упрощенный порядок. Она несколько раз продлевалась, но некоторые граждане так и не успели оформить права, поэтому она была продлена в 2021 году до 2031 года.

А несколькими годами ранее был упрощен порядок признания домов и участков бесхозными и передачи их в муниципальную собственность. Однако утверждение, что принят Федеральный закон 478 от 1 сентября 2022 года о бесхозных домах и землях в корне неверно. Подробнее далее в статье.

Какие изменения в законодательстве произошли на самом деле

Никакой ФЗ-478 от 1 сентября 2022 года о бесхозных домах не существует. Действительно, есть Федеральный закон ФЗ-478, который должен был вступить в силу 1 сентября этого года, но с учетом последних поправок актуальная информация об этом документе следующая:

  • закон ФЗ-478 был принят еще 30 декабря 2021 года;
  • согласно первоначальному тексту закон должен был вступить в силу 1 сентября 2022 года;
  • в связи с изменениями от 28 июня 2022 года срок вступления в силу перенесен на 1 июля 2022 года.

Таким образом, это не 478-ФЗ от 01.09.2022, о бесхозных участках в России он тоже ничего не говорит. Закон фактически продлевает до 1 марта 2031 года дачную амнистию и расширяет ее.

Изменение законодательство о бесхозной недвижимости

Поправки в закон о регистрации вступили еще с 1 декабря 2015 года и заработали в полную силу с 1 марта 2018 года. Закон о бесхозных землях не был принят, но изменения предполагают, что если в кадастре в течение пяти лет после присвоения кадастрового номера не появятся данные о правах собственности, данные об объекте будут переданы в муниципалитет для судебного оформления статуса бесхозной вещи и передачи ее в муниципальную собственность.

Поправки в законы о кадастре и госрегистрации внесены Федеральным законом ФЗ-251 от 13.07.2015г. и уже действуют (до 2018 года должна была быть проведена инвентаризация объектов местными властями).

Эксперты рекомендуют наследникам, не оформившим права на недвижимое имущество, и владельцам недостроев обратить внимание на этот относительно новый закон. Но в любом случае процедура предполагается судебная.

Правительство возьмется за заброшенные садовые участки

Росреестр решил упорядочить ситуацию с садовыми участками, которые не используются по назначению. Фото PhotoXPress.ru

Росреестр разработал законопроект с мерами по вовлечению в хозяйственный оборот заброшенных садовых и огородных участков. Предлагается закрепить за правительством полномочия по установлению признаков «заброшенности» и дать председателю товарищества право обращаться в надзорные органы с информацией о нарушениях в целевом использовании земель. Некоторые эксперты поддержали инициативу, указав на многие проблемы – от сбора взносов до обеспечения пожарной безопасности.

Но часть экспертов напомнила о грузе реестровых ошибок и кадастровой путанице, из-за которых достоверность информации о земельных участках в стране вызывает в принципе большие сомнения.

Одной из наиболее часто отмечаемых гражданами проблем оказалось вовлечение заброшенных садовых и огородных земельных участков, не используемых садоводами и огородниками по целевому назначению, сообщается в пояснительной записке к законопроекту Росреестра, который был размещен на портале проектов нормативных правовых актов.

«Такие участки зарастают бурьяном и сорняками, создают пожароопасную обстановку, с них не платятся взносы, – отмечают авторы инициативы. – При этом наличие значительного количества таких участков в границах территории ведения садоводства или огородничества также создает проблему в части обеспечения кворума при принятии решений общим собранием членов товарищества».

В записке уточняется, что действующим законодательством предусмотрены механизмы вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот – например, «институты вымороченного имущества, привлечение к административной ответственности за нарушение требований земельного законодательства». Но эти механизмы «не решают обозначенную выше проблему».

Поэтому авторы инициативы предлагают закрепить «полномочия правительства по установлению признаков неиспользования садовых и огородных земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ, которые могут применяться для целей установления факта соответствующих нарушений в рамках государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля».

Кроме того, предлагается закрепить «право (полномочия) председателя товарищества обратиться в орган государственного земельного надзора или орган муниципального земельного контроля с информацией об использовании садовых или огородных земельных участков. с нарушением требований в целях инициирования проведения внеплановой проверки».

Часть экспертов с доводами авторов законодательной инициативы согласились. «Такую инициативу можно только приветствовать. Заброшенные участки представляют собой довольно большую проблему как для руководителей садовых товариществ, так и для жителей.

И если первые недополучают деньги для развития садового некоммерческого товарищества (СНТ), то вторые постоянно живут рядом с риском: это и пожары, и распространение сорняков, и вредители, и вероятные сложности с коммуникациями», – говорит владелец инвестиционно-девелоперского холдинга Styness Максим Лалакин. По его мнению, решение проблемы заброшенных участков «сделает систему перераспределения земли в СНТ более прозрачной».

Упорядочение использования садовых и огородных земельных участков объективно необходимо, говорит доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Наталья Свечникова.

Однако эксперт уточняет, что важно при наделении полномочиями по установлению признаков «заброшенности» четко установить критерии: «Иначе размытые формулировки могут привести к нарушению прав собственников».

«Не стоит забывать, что далеко не все участки вообще прошли кадастровый учет: из-за сложной системы сбора документов, очередей, длительности и дороговизны процессов постановки на учет в прошлые годы», – обратила внимание завкафедрой Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Елена Иванкина. По мнению эксперта, вопрос постановки на кадастровый учет гораздо важнее учета заброшенных участков.

«Доносы и штрафы за неиспользование садовых участков – это не решение проблемы. Эффективнее внедрять поощрительные меры и меры господдержки для граждан, – добавляет юрист, основатель консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко. – Это могут быть и улучшение транспортной инфраструктуры, и льготное кредитование, и дотации, и налоговые льготы, и возможность преференций при реализации продукции с подсобного хозяйства».

Но за кадром остается еще одна проблема: достоверность существующей информации о владении гражданами землей в принципе вызывает пока большие сомнения.

Бывают такие ошибки, когда собственник, допустим, при попытке заплатить налог вдруг узнает, что он, исходя из присвоенного его участку кадастрового номера, владеет каким-то другим участком в СНТ с похожим названием. Путаница может затрагивать сразу несколько участков в разных СНТ, и такие ошибки, похоже, наслаиваются одна на другую.

Не говоря уже о проблеме так называемого смещения участков, когда зафиксированные в реестре границы не совпадают с фактическими. По словам партнера юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрия Шевченко, с этой проблемой связано большинство заявлений об оспаривании и уточнении границ. «Увы, но эту проблему законодатель почему-то незаслуженно забывает, ставя во главу угла вопрос об отчуждении права собственности на «заброшенные» участки, которых, откровенно говоря, не так много», – добавляет эксперт.

«Смещенные границы целых садовых товариществ – сплошь и рядом», – продолжила доцент Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда. В таких случаях возникают стимулы забросить участок: борьба за его легализацию и оформление-переоформление иногда стоит больше, чем большинство участков, говорит эксперт.

«Ошибки могли возникнуть по ряду причин, в основном из-за не жестких требований в определении координат, погрешности. В связи с чем образовалось много ошибок не только в кадастровых номерах, но и в расположении этих участков», – говорит кадастровый инженер Елена Тараканова. Но на данном этапе, по ее словам, вероятность ошибки Росреестра практически сведена к нулю.

«Основная проблема с теми участками, которые межевались 10–15 лет назад», – уточнила Тараканова.

При этом она обратила внимание: «Кадастровый учет существует сравнительно недавно, и можно утверждать, что мы не обладаем 100-процентно достоверными данными. Но для решения любого вопроса требуется время».

«Единая база земель разного назначения имеет много пробелов, ранее никогда не проводилась работа, которая позволила бы понять объем имеющихся земель разного назначения (лесные, сельскохозяйственные, садовые участки, природоохранные зоны). Имеющиеся данные устарели, разнятся между собой. Государство стремится получить полную картину, сколько, где и какой земли используется или не используется, – пояснил исполнительный директор департамента «Универ Капитал» Артем Тузов.

– Именно из-за того, что в РФ давно не обновлялась база данных о земле и недвижимости, есть много нарушений, ошибок. Проведение инвентаризации позволит навести порядок».

«Нововведение Росреестра позволит, во-первых, вычислить те земельные наделы, которые остались без соответствующего контроля хозяев, во-вторых, попутно разобраться с ошибками в кадастровых номерах, так как при выполнении первой задачи автоматически будет поднят целый пласт вопросов, связанных со второй», – полагает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Впрочем, некоторые эксперты, анализируя проект Росреестра, указали и на другие инициативы. Так, предлагается установить возможность передачи имущества общего пользования на территории садоводства или огородничества в собственность ресурсоснабжающих организаций. Закрепляются полномочия регионов по установлению критериев, при соблюдении которых территория садоводства может быть включена в границы населенного пункта.

Упрощается процедура оформления права общей долевой собственности на земельные участки общего назначения.

«Инициатива Росреестра обусловлена намерением высвободить максимальное число заброшенных участков СНТ для сельхозпрограмм», – считает член Ассоциации юристов России Ольга Эттлер. «В России очень много земель, которые номинально имеют собственников, но фактически бесхозные. За последний год на фоне пандемии интерес к загородной недвижимости вырос в 2,6 раза», – обратил внимание руководитель центра загородной недвижимости федеральной компании «Этажи» Антон Сауков.

Дефицит предложения подогревает цены, а задолженности по оплате взносов тормозят нормальное развитие дачных сообществ. «В России очень вырос интерес к индивидуальному жилищному строительству, и земель, подходящих под условия программы сельской ипотеки, на самом деле не так много», – добавил он.

Заброшенные участки в СНТ пересчитают

В 2022 году судьба заброшенной недвижимости может измениться. Планируется провести инвентаризацию всех объектов, чьи владельцы неизвестны и зарегистрировать их права. Соответствующие обязательства будут возложены на местные органы власти. Этот процесс коснется и земельных участков в СНТ.

Суть нововведений

Инвентаризация земельных участков будет проводиться в соответствии с федеральным законом № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который был принят 30 декабря 2020 года. На основе этого законодательного акта планируется:

  • определить владельцев всех недвижимых объектов, права которых возникли до появления в России Единого государственного реестра недвижимости (ранее — ЕГРП), и
  • зарегистрировать их права в ЕГРН.

Планируется, что закон № 518-ФЗ вступит в силу в июне 2021 года. Однако для его полноценной работы потребуется принять ряд подзаконных актов, которые пока не готовы. Если их не успеют подготовить, срок начала действия закона могут перенести.

Почему вообще нужна регистрация

Новый Закон № 518-ФЗ требует от местных органов власти идентифицировать все объекты недвижимости, права на которые еще не зарегистрированы, и обеспечить их регистрацию. Это делается в первую очередь для улучшения сбора налогов. Основой налогообложения недвижимости служит база данных Росреестра.

Поэтому владельцы недвижимости, которые не внесены в нее, часто уклоняются от уплаты налогов на недвижимость.

Планируется, что закон № 518-ФЗ вступит в силу в июне 2021 года. Однако для его полноценной работы потребуется принять ряд подзаконных актов, которые пока не готовы.

В то же время имущественные права на недвижимость существовали и до 1998 года. Основанием для их создания могли быть те же документы, что и сейчас (договоры купли-продажи, дарственные, свидетельства о праве на наследование, приватизационные документы и т.д.). Учет информация об этих правах производился местными исполнительными органами, но единой системы регистрации прав не существовало.

Когда в 1998 году был введен Единый государственный реестр прав, сроки перерегистрации таких ранее возникших прав в новую систему не были установлены. Все они считаются юридически действительными. Сейчас регистрация необходима только в том случае, если планируется сделка с недвижимостью.

Как будут идентифицированы владельцы

Закон устанавливает общий порядок определения собственников имущества, права которых были установлены до введения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. В будущем она может быть дополнена дополнительными нормативными актами. В настоящее время Закон устанавливает следующие основные этапы этого процесса:

  • анализ архивных данных о возникших правах силами местных органов власти;
  • при необходимости направление ими запросов в государственные органы и нотариусам, которые работали с недвижимостью до 1998 года;
  • публикации в средствах массовой информации с целью поиска владельцев недвижимости, которых не удалось разыскать.

После определения собственника имущества муниципальный орган власти издает и публикует решение о его идентификации. Это решение можно будет оспорить в суде как по иску упомянутого в нем лица, так и по иску действительного собственника, который по ошибке не был в нем упомянут. Если же разногласий не возникло, решение направляется в Росреестр для регистрации собственности.

Читайте также:  Приказ мвд 355 от 05.06 2022
Adblock
detector