- Кто учится во вторую смену
- Отсутствие свободного вечернего времени
- Примерное расписание дня при второй смене
- Школьника сложнее контролировать
- Резюме
- Законна ли вторая смена в школе в 2021 гг?
- Настолько ли необходимо вводить вторую смену
- Что говорит закон
- В какое время должна начинаться вторая смена
- Могут ли родители бороться за права своих детей
- Может ли ребенок уходить самостоятельно и разрешается ли третьему лицу забирать малыша из школы
- Вторая смена в школе – законно ли это в 2022 году?
- Заявление в школу, что ребенок сам будет ходить домой
- Просим отменить обучение во вторую смену в школах России
Вторая смена в школе — законно ли это? Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не регулирует вопросы обучения в школах по сменам. Правила на этот счёт содержатся в СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010. Пункт 10.4 данного документа гласит:
- обучение в школе может быть организовано максимум в две смены,
- занятия должны начинаться не раньше 8 часов утра.
Давайте разберёмся, кто учится во вторую смену. В правилах СанПиН также содержится указание, что учиться во вторую смену не могут школьники 1, 5, 9 и 11 классов. Следовательно, ученики любых других классов не застрахованы от вечернего обучения.
Родителей волнует и другой вопрос: какие школы могут учиться во вторую смену. Ответ: все, кроме гимназий, лицеев и школ с углублённым изучением отдельных предметов.
Конкретное расписание обучения во вторую смену в школе санитарно-эпидемиологическими нормами не установлено. Начало занятий обычно варьируется. Однако в соответствии с пунктом 10.6 общий объём нагрузки в течение дня не должен превышать:
- для обучающихся 1 классов — 4 урока и один раз в неделю 5 за счёт урока физкультуры;
- для обучающихся 2‒4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 за счёт урока физкультуры;
- для обучающихся 5‒7 классов — не более 7 уроков;
- для обучающихся 8‒11 классов — не более 8 уроков.
Таким образом, нельзя заранее предугадать, во сколько будет начинаться вторая смена в школе.
Кто учится во вторую смену
Вышеуказанные запреты и ограничения порой не соблюдаются из-за нехватки ресурсов. Например, в некоторых школах вынуждены ставить вторую смену в первом классе. Как правило, в таких ситуациях администрация образовательного учреждения защищается отсутствием чётко прописанного законодательного акта о вторых сменах в школе.
Это приводит к тому, что учёба во вторую смену может быть введена в любом классе, и при этом не будет учтено мнение ни детей, ни родителей.
Отсутствие свободного вечернего времени
Выбор дополнительных занятий сокращается. У большинства детей кружки и секции проходят вечером, и учёба во вторую смену может стать проблемой.
Примерное расписание дня при второй смене
Школьника сложнее контролировать
Если родители работают, а бабушки и дедушки живут отдельно, ребёнок будет всё утро предоставлен сам себе. Для старшеклассника это не проблема, но дети начальных классов нуждаются в помощи и контроле со стороны взрослых. Поэтому для них особенно тяжело организовать обучение во вторую смену.
Во второй половине дня младшеклассника необходимо отводить на занятия, даже если школа находится неподалёку. Чтобы решить эту проблему, придётся искать няню или отпрашиваться с работы в середине дня.
Резюме
Вторая смена распространена потому, что школ мало, а детей — много. Чтобы всех вместить и обеспечить образовательный процесс, администрация делит учеников на два потока.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» отсутствует регламентация вторых смен и чёткие нормы того, во сколько начинается вторая смена в школе. Зато предусмотрены некоторые требования СанПиН, например, учиться во вторую половину дня не могут школьники 1, 5, 9 и 11 классов.
Вторая смена не всегда удобна. Если родители работают, то ребёнка некому контролировать и отводить в школу посреди дня. Выходом станет семейное образование: оно даёт свободу планировать расписание и ни от кого не зависеть. А чтобы не учить детей самостоятельно, можно подключить репетиторов, курсы или онлайн-школы.
Законна ли вторая смена в школе в 2021 гг?
Школа — место, где дети постигают науки, получают знания о социуме и жизни в целом. Это важный эпизод, который сопровождается массой трудностей как для самих детей, так и для их родителей. Тем более ситуация осложняется, если ребенка переводят на вторую учебную смену.
Законно ли это или можно ли как-то бороться с неудобным расписанием — рассмотрим данные вопросы.
Настолько ли необходимо вводить вторую смену
Большинство людей, которым сейчас уже исполнилось по 30-35 лет, учились только в одну смену. И сейчас, отправляя своих чад в школу, столкнулись с тем, что часть классов проходит обучение именно во вторую. Для некоторых родителей это становится настоящей проблемой, отсюда и возникает вполне логичный вопрос: а так ли уж она нужна, эта вторая смена и законны ли подобные действия.
Следует понимать, что в начале 90-х годов ситуация с демографией была в корне иной. Наблюдалась малая рождаемость и, как результат, в школах был недобор учеников. Соответственно не было никаких проблем с организацией образовательного процесса, и большая часть детей училась именно в первую смену.
Тем не менее, вторая на законодательном уровне так и не была отменена, а ее актуальность проявилась в начале нулевых.
Уже начиная в 2008 года рождаемость пошла на увеличение, в особенности в крупных городах — мегаполисах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Государство попыталось решить данный вопрос путем увеличения количества образовательных учреждений. Однако нужно понимать, что школы строятся не так быстро как хотелось бы российским гражданам.
На фоне таких изменений вновь вернулась проблема об организации учебного процесса. Большинство школ просто не в состоянии обучать всех детей в единую смену. В особенности это сильно ощущается в Москве, где количество населения увеличивается не только за счет рождаемости, но еще и из-за количества приезжих иммигрантов.
Проблема необходимости посещать школу во вторую смену беспокоит родителей по разным причинам. В первую очередь дело в том, что детей начальных классов в образовательное учреждение приводят родители, которые также работают с утра. Также не менее важно, что те же самые дети, после занятий посещают разные кружки и секции, которые обычно проводятся по вечерам.
Что говорит закон
Следует сразу отметить, что в федеральном законодательстве об образовании под номером 273, вопрос о введение второй смены никак не регулируется. Фактически нормативного акта, который давал бы полную оценку данной ситуации и разрешал бы все конфликты, просто не существует.
К каким нормам, в таком случае, следует прибегать родителям, чьих детей с малых классов решили перевести во вторую смену. На помощь приходит СанПиН 2.4.2.2821-10 от декабря 2010 года. В них прописываются следующие моменты:
- Во-первых, учебный процесс должен проводиться в две, но не более, смены.
- Первое занятие начинается не ранее чем в 8 утра по местному времени.
- Запрещается переводить учеников 1-х, 5-х, 9-х и 11-х классов во вторую смену.
Также существуют дополнительные запреты на введение второй смены в следующих учебных заведениях:
- Лицеях.
- Гимназиях.
- Школах с углубленным изучением определенной науки.
К сожалению, на текущий момент иных запретов по введению второй смены нет. Однако несмотря на столь короткий и четкий список ограничений, некоторые учебные заведения умудряются нарушать и их, вводя вечерние занятия для первоклассников.
Подобного рода действия не должны оставаться без внимания, а недовольным родителям следует бороться с незаконной деятельностью учебного учреждения.
В какое время должна начинаться вторая смена
Еще один, не менее важный вопрос для родителей — в какое время должны начинаться уроки, идущие во вторую смену. Опять-таки, закон не дает четкого ответа и на него. Большое значение имеет, во сколько начинаются занятия у первой смены. Исходя из этих данных, можно получить сведения и по второй.
Не менее важным моментом является то, в какое время классы второй смены смогут занять освободившиеся помещения. В большинстве случаев вторая смена начинается с 12-12:30. Чтобы лучше понять, как проходит учебный процесс, следует рассмотреть пример стандартного расписания в общеобразовательных учреждениях:
- Первый урок начинается в 8 и заканчивается 8:45. Перерыв 10 минут.
- Второй урок с 8:55 до 9:40. Перемена также 10 минут.
- Третий урок с 9:50 до 10:35. Большая перемена 25 минут.
- Четвертый урок с 11 до 11:45. Перерыв 10 минут.
- Пятый урок с 11:55 до 12:40. Перемена 10 мину.
- Шестой урок с 12:50 до 13:35. Перерыв 20 минут. Приходит 2-я смена.
По такому расписанию, занятий во вторую смену начинаются с 13:55. Иногда график корректируется, и начало уроков приходится на 2 часа дня. Также большое влияние оказывает количество уроков. Если их меньше 6, то и начало занятий приходится на ранее время.
Могут ли родители бороться за права своих детей
Говорить о защите прав и интересов детей можно только в том случае, если налицо явное нарушение установленных СанПином норм. Ярким примером является установление второй смены для первоклашек. В таких ситуациях родителям следует обращаться в специальные надзорные органы, к которым относятся отдел образования и Роспотребнадзор.
При выявлении нарушения, учебному заведению будет выписано специальное предписание о необходимости изменения расписания.
Однако больше всего родители беспокоятся, если вторая смена установлена ребенку, посещающему второй или третий класс. Как можно понять, нарушений законодательных норм здесь нет. Тем не менее, подобный график вызывает массу проблем у самих родителей.
Одна из них — это приход и уход ребенка из школы. Для родителей, чье чадо учится в первую смену, нормально завести малыша перед работой, и оставить его на продленку (обычно это значит, что ребенок находится в учреждении до 18 часов).
Ученика второй смены, также можно оставить на продленные занятия. Основной вопрос заключается в том, как ребенок будет добираться до учебного заведения в середине дня. К сожалению, на текущий момент, с данной проблемой предстоит разбираться родителям.
Может ли ребенок уходить самостоятельно и разрешается ли третьему лицу забирать малыша из школы
Другая, не менее важная проблема — это уход ребенка из школы. Можно задать вполне логичный вопрос: имеет ли право учитель отпускать детей домой одних. Фактически законодательство не выставляет на этот счет никаких запретов. И если с малышом что-то случится, это будет ответственностью только его законных представителей (родителей).
В теории, для ребенка 8-9 лет, если он учится во вторую смену, будет вполне возможным дойти до дома самостоятельно. Однако при этом должны быть соблюдены определенные нюансы. А именно:
- Учебное заведение должно располагаться вблизи от дома. Желательно без необходимости пересекать проезжую часть.
- Ребенок должен хорошо знать дорогу.
- Семья должна проживать в спокойном районе.
Подобные решения возможны для родителей, которые проживают в небольших городах с малой населенностью. А что делать тем, кто проживает в мегаполисах типа Москвы и Санкт-Петербурга?
Большая проблема, если школа находится вдали от дома, и ребенку приходится воспользоваться общественным транспортом. Одно из решений подобной ситуации — это найти человека (совершеннолетнего), который смог бы забирать малыша после 2-й смены и отводить домой. В таком случае законным представителям придется написать заявление на имя директора, указав данные забирающего лица.
Указанное заявление говорит о том, что малыш будет покидать учебное заведение самостоятельно, а его сопровождением займется совершеннолетний родственник, друг семьи или специально нанятый человек.
Также в заявлении прописывается приблизительный маршрут ребенка. Если необходимо воспользоваться общественным транспортом, то указывается маршрут. При этом родители прописывают, что вся ответственность за жизнь и здоровье малыша ложится на них.
Фактически данное заявление снимает с образовательного учреждение всю ответственность за несовершеннолетнего после окончания занятий. Для школы совершенно неважно, кто приводит малыша на уроки. Имеет значение только то, кто его забирает.
Вопрос второй смены для многих родителей по-прежнему является открытым и актуальным. Самое главное, при явном нарушении установленных норм, не отмалчиваться, а бороться за права и интересы ребенка.
Вторая смена в школе – законно ли это в 2022 году?
В преддверии нового 2021/2022 учебного года родители некоторых школьников опасаются, что их дети будут учиться во вторую смену. Многих из них не устраивает такое расписание, поэтому они готовы бороться с руководством школы, чтобы отстоять права своих детей.
Рассмотрим, почему неудобна вторая смена в школе. Законно ли это в 2021 году? Какие действия предпринять родителям, которых не устраивает такой график обучения детей.
Заявление в школу, что ребенок сам будет ходить домой
Больше всего сложностей возникает, если введена вторая смена в начальной школе. Законно ли это в 2021 году? Этот вопрос интересует многих родителей. На федеральном уровне нет закона, который бы запрещал детям самостоятельно без присмотра взрослых передвигаться по улицам или находиться одному дома.
Ответственность за его жизнь несут законные представители. Они будут отвечать за оставление ребенка в опасности (ст. 125 УК РФ).
Теоретически ребёнок 8-9 лет вполне может добраться до школы, если установлена вторая смена во 2-3 классе. Если родители уверены в своём ребёнке, живут в безопасном районе, школа находится рядом с домом, то такой вариант будет единственным выходом из сложившейся ситуации. Однако в мегаполисах (например, в Москве и в Санкт-Петербурге) это практически невыполнимо.
Например, школа может находиться не в шаговой доступности, необходимо пользоваться общественным транспортом. При этом именно в Москве, Северной столице и других крупнейших городах острее всего стоит вопрос со второй сменой из-за роста рождаемости и миграционных процессов.
Как правило, в школах просят указывать сведения о тех, кто будет забирать ребёнка из школы. Родители сообщают Ф.И.О. совершеннолетнего и прилагают копию его паспорта.
Если ребёнок уходит один или с несовершеннолетним братом или сестрой, то на имя директора школы пишут заявление о том, что ребёнок будет уходить из школы самостоятельно. В заявлении указывают примерный маршрут школьника. В обязательном порядке родители подтверждают, что ответственность за жизнь и здоровье ребёнка в этом случае, они берут на себя.
Таким образом, образовательное учреждение не несёт ответственность за жизнь детей после окончания уроков. Тем более, школу не интересует, кто приводит ребёнка на занятия (только кто забирает). Поэтому данную проблему родителям приходится решать самостоятельно.
Вторая серьёзная проблема для школьников, которые учатся во вторую смену, как успевать на дополнительные занятия и кружки. Как правило, их расписание подстраивают под учащихся первой смены. Поэтому нередки случаи, когда детям приходилось прекращать занятия, именно по причине учёбы во вторую смену.
До тех пор, пока в школах не произошла ликвидация второй смены, родителям придётся самостоятельно бороться за права своих детей. С письменными обращениями следует обращаться к администрации школы, даже если в их действиях нет нарушения СанПиН. Аргументами для отмены второй смены могут выступать:
- невозможность продолжения определённых занятий;
- проблемы с посещением ребёнком учебного заведения (некому отвести, забрать и т.д.).
Конечно, претензии родителей не подкреплены на законодательном уровне. Решение директор будет принимать единолично. Даже если решение будут не в пользу родителей, то, по крайней мере, руководство будет в курсе позиции родителей конкретного класса.
Не все знают, могут ли детей заставить учиться во вторую смену второй год подряд. В СанПиН нет ограничений относительно данной ситуации, поэтому один и тот же класс может учиться во вторую смену год за годом. Чтобы этого не получилось, необходимо сразу подставить директора в известность о своей позиции.
Это единственный способ избежать учёбы во вторую смену на протяжении нескольких лет.
Просим отменить обучение во вторую смену в школах России
Родительская общественность обращается к Вам, Владимир Владимирович, с просьбой обратить своё особое внимание на проблему обучения детей во вторую смену в школах России. Дело в том, что родители, а главное сами дети постоянно находятся в состоянии непрерывного стресса, обучаясь во вторую смену в школе либо пребывают в перманентном ожидании перспективы обучения во вторую смену. В Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г.
N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в положении 10.4. находим: В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
В реальности это выглядит следующим образом. Первоклассники обучаются в первую смену, адаптируются, у них налаживается режим , первая половина дня закрепляется как наиболее продуктивная в плане обучения часть дня. Далее на 2-м, 3-м, 4-м годах обучения администрация школы на свое усмотрение может перевести ученика на обучение с первой во вторую смену.
В пятом классе ребенок вновь вынужден будет перестраиваться на иной режим активности, обучения. И так далее. Психологи утверждают, что суточный биоритм психической активности человека выстроен таким образом, что первый его пик приходится на 8-12 часов утра, а спад на середину дня – 12-16 часов.
Поразительно, что в тех же СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в главе X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса пункт 10.7. читаем: 10.7.
Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3 настоящих санитарных правил). В приложении 3 читаем: Гигиенические рекомендации к расписанию уроков Современными научными исследованиями установлено, что биоритмический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1 ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а для обучающихся 2 и 3 ступени образования – на 2-х, 3-х, 4-х уроках. В связи с этим у нас, родителей, возникает вопрос: почему нашим детям, несмотря на все рекомендации специалистов, навязывается обучение во вторую смену? По какой причине чиновники вместо того, чтобы регулярно проводить мониторинг ситуации по школам относительно достаточного количества школ, кабинетов, учителей и многого другого и устранять причины возникновения классов, обучающихся во вторую смену вынуждают школьников приспосабливаться и учиться во вторую смену? Почему там, где образовательная система даёт сбой крайними оказываются самые беззащитные — дети? Итак, получается, что ребенок, обучающийся во вторую смену трудится умственно в самые непродуктивные часы суток. Страшно представить к каким последствиям со стороны физического и психического здоровья школьников приведут такие перегрузки, нарушение работы внутренних биологических «часов».
Как такие скачки в режиме обучения и в режиме дня в целом скажутся на здоровье и работоспособности наших детей? Будет ли в будущем, войдя во взрослую жизнь, человек, системно обучавшийся во вторую смену эффективно работать в первой половине дня? Также очень большая проблема для работающих родителей — обеспечить контроль за приготовлением ребенком, обучающимся во вторую смену, домашних заданий. В то время как родители на работе не ясно кто будет отвечать за соблюдение детьми, обучающимися во вторую смену, режима дня (первой его половины). Далеко не все родители готовы бесстрашно воспринимать тот факт, что ребенок обучающийся во вторую смену будет добираться до школы самостоятельно, а возвращаться домой из школы в темное время суток (особенно это касается зимнего периода).
Ведь вторая смена заканчивается в 17.00,18.00, 19.00, а в некоторых школах и в 20.00. В то время как дети, обучающиеся в первую смену, в это время уже несколько часов как дома и, как правило, успели совершить прогулку со сверстниками, сходить на кружки по интересам и спортивные секции, отдохнуть. Очень беспокоит родителей школьников, обучающихся во вторую смену реализация статьи 31 Конвенции о правах ребенка.
А именно:Статья 31 1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. 2.
Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха. Сложности с реализацией вышеперечисленных прав ребенка возникают в той связи, что секций и кружков, осуществляющих свою деятельность в первой половине дня, крайне мало, а в некоторых населенных пунктах секций и кружков, работающих в утренние часы, не существует в принципе. В результате, школьник, обучающийся во вторую смену, лишен права выбора и не имеет возможности развиваться творчески в тех направлениях, к которым имеет склонности,способности.
Стоит особо отметить, что настоящим испытанием для семей, где есть два и более школьников, становится обучение детей в разные смены. Наличие обучения во вторую смену в школах России свидетельствует лишь о недостаточной работе соответствующих должностных лиц в направлении преодоления такой исключительной меры, как обучение во вторую смену. Мы, дети и родители, надеемся, что в 21-м веке у нашего правительства есть все необходимые механизмы для создания таких условий, при которых школьники России будут обучаться только в первую смену.
Владимир Владимирович! Просим Вас с вниманием отнестись к проблеме обучения школьников во вторую смену и отменить такую форму обучения.
Адресовано Президенту России Путину В.В.
Здесь должна была быть реклама от Яндекса, но браузер её заблокировал. Она необходима Демократору для развития платформы и помощи людям. Просим Вас внести наш сайт в список исключения блокировки.
Ребенок на следующий год может попасть во вторую смену — значит никакого спорта, никакого вокала и кружков. Жесть!
Ребенок 4 года занимается в спортивной секции. Если в 2017 г. в г. Ногинске не отменят 2 и 3 смену в школах, то на занятиях спортом можно поставить крест.
Я мама второклассника, учащегося во вторую смену. С начала учебного года начались большие проблемы: в нашем жилом комплексе почти все друзья сына учатся в школе, не относящейся к комплексу территориально (там только 1я смена). А сын учится в гимназии в центре города — во вторую смену.
В итоге он возвращаясь домой почти в 7 часов вечера, видит расходящихся по домам друзей. Утром все «нормальные» дети учатся, а мой сын делает уроки. Посещать какие-либо секции практически не реально! Кое-как ходим на плавание, но часто приходится пропускать — когда задают много, просто вечером не успеваем все сделать.
Я категорически против второй смены. По себе помню, как это было ужасно! А если взять еще и наш регион (Краснодарский край), то бедные дети весь сентябрь и май ходят в школу при 30-градусной жаре — мои приезжает мокрым как мышь на уроки. Одно дело после школы домой приехать вспотевшим — в душ и все, а тут на уроках сидеть.
Из-за второй смены ничего не успеваю. Хочу вести активный образ жизни. Помимо школы у меня ещё есть и другие обязанности. В результате этого появляется недосып, а следом и раздражительность.
Это негативно скажется на физическом и психическим здоровье моего ребенка, у него не будет возможности, которую он имеет по праву,заниматься в секциях. У нас нет возможности отводить его в школу и мыльных волнуется за его безопасность на пути следования в школу.
Ребенку во 2 классе грозит 2 смена, все доп.занятия летят к чертям. День разорван не понятно как. Только в 1 классе все отладили, теперь надо все переделывать и подстраиваться. А многим с работой как быть? Только бросать
Ребенок учась во вторую смену не сможет посещать секцию и я не смогу контролировать выполнение домашних заданий. А для ученика второго класса ещё не свойственно самому контролировать.
Моего младшего ребенка переводят во вторую смену. Это рушит весь расклад его дня. Он уже не сможет доехать со своей старшей сестрой утром. Кто-то должен везти его днём. Кроме того придется бросить секцию самбо и бассейн, которые у него во второй половине дня.
Нет,я конечно понимаю ,что вторая смена ужастно мешает в жизни каждого ученика. Я в прошлом учебном году была в 7 классе и совершенно ничего не успевала!Хотела пойти в художественную школу,но из-за загруженности во вторую смену пришлось отказаться от места. Многие поймут меня ,то что учась во вторую смену ничего не успеваешь помимо школы.