481 постановление положение об организации детей сирот

По статистике за 2016 год количество детей-сирот в стране составила около 482 тысяч человек.

Более 30 % из них, находятся на попечении государства. Именно для обеспечения хорошего воспитания этих детей, Правительством был принят документ федерального уровня.

Основные положения Постановления №481 Правительства РФ о деятельности организаций для детей-сирот

По статистике за 2016 год количество детей-сирот в стране составила около 482 тысяч человек.

Более 30 % из них, находятся на попечении государства. Именно для обеспечения хорошего воспитания этих детей, Правительством был принят документ федерального уровня.

Какие основные вопросы рассмотрены

Документом определено, что организации должны создавать подходящие условия, для воспитания детей. Пунктом 33 закреплено требование, в соответствии с которым условия нахождения детей в организации должны быть приближены к семейному, что также должно способствовать интеллектуальному, духовному и физическому развитию.

Постановлением разработаны специальные требования к помещению, в которых проживают дети. К ним относятся обязанность в оснащении данных мест:

Создание помещений должно осуществляется по квартирному типу.

Обязанностью организации является осуществление права ребенка на индивидуальное пространство, которое он может использовать для занятий отдыхом, играми. Организацией обеспечивается возможность для ребенка иметь индивидуальные, личные вещи, а также обеспечивается сохранность и беспрепятственный доступ ребенка к этим вещам.

Организация должна устанавливать режим дня, который разумным образом будет в себе сочетать воспитательные и образовательные программы.

Для детей, оставшихся без попечения родителей, организациями должны оказываться услуги по получению ими основных и дополнительных общеобразовательных программ.

Помимо этого, следует предоставлять возможность детям посещать другие образовательные группы, действующие в иных заведениях. Учитывая возраст детей, их психологическое и физическое состояние здоровья, детям должна предоставляться возможность для участия в различных конкурсах, выставках, смотрах, вне пределов учреждений, в которых они воспитываются.

Организациями должно осуществляется профессиональное обучение детей, при наличии соответствующей лицензии, а также при наличии согласия детей. Должно осуществляться обучение детей рабочей профессии или профессии служащих должностей.

Детям при ограниченных возможностях здоровья следует проходить обучение по адаптированным общеобразовательным программам с учетом рекомендаций медицинской комиссии.

Лица, не достигшие возраста 23 лет, и завершившие свое пребывание в учреждении, имеют право проживать там, на временном условии, а также бесплатно питаться.

Дети, пребывающие в специализированных организациях, в соответствии с Постановлением находятся на полном федеральном обеспечении, которое включает в себя бесплатное:

  • питание;
  • предоставление одежды и обуви;
  • проживание;
  • медицинское обслуживание.

Предоставляются медицинские услуги по:

  • охране здоровья детей, комплексной оценке здоровья, проведения профилактических и диагностических мероприятий;
  • осмотру детей в профилактических целях;
  • диспансерному наблюдению, для детей, страдающих хроническими заболеваниями;
  • по восстановительному лечению, комплексной реабилитации детей, их адаптации.

Помимо вышеуказанных услуг, организациями в обязательном порядке оказываются социальные услуги:

  • направленные на социально-трудовую реабилитацию, целью которой является восстановление бытовых, социальных, профессиональных способностей;
  • по физическому воспитанию детей-инвалидов, учитывая их возраст, состояние здоровья, которые позволяют развить их способности в пределах максимальных возможностей.

На учреждение возложена обязанность ежегодно размещать на своем официальном сайте информацию о:

  • организации (задачи, условия содержания и воспитания детей);
  • количестве детей, находящихся на воспитании;
  • кадровом составе работников;
  • направлении работы с детьми, порядке взаимодействия с гражданами, другими организациями;
  • количестве детей, возвращенных в течение года законным представителям, а также устроенным на воспитание в семьи.
Читайте также:  Чем отличается генеральная доверенность от обычной доверенности

Положительные и отрицательные стороны данного законодательного акта

Несомненно, принятие такого документа содержит в себе положительные стороны. К ним следует отнести:

  1. Закрепление на государственном уровне принципа семейности обустройства жизни детей. Поскольку сироты, оказавшиеся разлученными со своими родителями, находятся в угнетенном психо-физическом состоянии. Обстановка семейности, поможет быстрее осуществить психологическую адаптацию в новых условиях жизни.
  2. Немаловажное значение имеет закрепление положения о предоставлении возможности изучать общеобразовательную программу за пределами организации, осуществляющей попечение за детьми. Нельзя не отметить, что данный пункт имеет очень большое влияние на социализацию данной категории детей, поскольку находясь за пределами учреждения, в котором он воспитывается, повышается уровень восприятия реальной жизни такими детьми;
  3. Благодаря закреплению обязанности информирования организациями населения о проблемах сиротства, а также возможностей устройства таких детей в семьи повышается интерес общественности к этой проблеме, а также увеличивается шансы сирот обрести новую семью.

Однако, не смотря на очевидные плюсы документа, нельзя не сказать и нескольких минусах:

  1. В первую очередь это касается педагогического состава подобных организаций. Указанным документом не решена проблема соответствующей подготовки кадров. Нет механизмов внедрения новых технологий и новых воспитательных стандартов.
  2. Во-вторых, хоть документом и предусмотрена возможность обучения вне учреждения, занимающегося воспитанием детей, детские сады и школы не готовы к принятию таких учеников. Опять же, нет механизмов реализации этой идеи.

Таким образом, можно сказать, что Постановление N 481 хоть и имеет некоторые недочеты, однако в общем показывает положительную тенденцию участия государства в решении важных социальных проблем.

О проведении проверки согласно данного закона рассказано в следующем видеосюжете:

Постановление 481 фонды должны знать, как христиане – Библию

Радикальный документ – Постановление № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» – был принят в 2014 году и призван изменить подход к работе всех российских детских учреждений в области социального сиротства.

Елена Альшанская, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», считает, что сотрудники НКО должны знать Постановление № 481 так же хорошо, как христиане – Библию.

В чем суть: до постановления детские дома обязаны были обеспечить уход за ребенком – содержать, удовлетворять его или ее базовые потребности и в отдельных случаях обучать. Сегодня их главная задача совместно с органами опеки – реабилитация и социальная адаптация подопечных, скорейшее жизнеустройство. Первый шаг на этом пути – возвращение в кровную семью, работа по восстановлению отношений с родителями.

Только если этого сделать не удается, ребенку ищут приемную семью, а не наоборот, подчеркивает Альшанская.

В этой новой реальности сильно поменялась роль НКО и волонтеров – фокус должен быть не на проведение спектаклей или праздников, а на куда более кропотливую и монотонную, но и более важную работу с семьями.

Какие главные изменения произошли за четыре года с момента принятия документа?

Индивидуальный подход

Известно, что дети вырастают в системе детских домов не приспособленными к нормальной жизни, не понимают ее законов, не знают многих вещей, которые нам кажутся очевидными. Причина – отсутствие индивидуального подхода.

Решение 481: условия в детском доме теперь должны быть максимально приближены к семейным. В первую очередь, маленькие группы (до 8 детей, а не 18-20 и больше, как было до постановления) и постоянный воспитатель у каждого подопечного.

Читайте также:  Идет ли декрет в педагогический стаж

«Это сделано для того, чтобы ребенок, потерявший семью, не становился маргиналом, не утрачивал понимания того, как вообще живут в мире за стенами учреждения, – объясняет Альшанская. – Невозможно научиться этому на уроках по социальной адаптации раз в неделю в восьмом классе – взрослея, мы каждый день осваиваем мир через быт, который нас окружает, рутинные действия. Не знать всего этого восемнадцать лет, а потом выйти из детского дома и резко научиться – нереально».

Новый дом недалеко от родных мест

Сегодня ребенка стараются устроить в учреждение для детей-сирот рядом с местом, где его «выявили» органы опеки. «Лучше всего, чтобы он не менял ни район, ни школу, ни места досуга, куда привык ходить, – подчеркивает Альшанская. – Ведь он ни в чем не виноват – его же не в тюрьму сажают! А получается, что, помимо мамы, которая не справилась с ситуацией, ребенок разом утрачивает все окружение, друзей.

На самом деле, ему вообще необязательно говорить своим одноклассникам, что у него в жизни что-то изменилось. У нас бывали случаи, когда смена семейного положения проходила незаметно, и об этом знали только близкие друзья ребенка».

Выплаты раз в месяц из материнского капитала

У социального сиротства много причин, но исходная точка очевидна: неблагополучные семьи. С 1 января 2018 года малоимущая семья каждый месяц может получать выплату из средств материнского капитала в размере прожиточного минимума ребенка. Деньги будут начисляться до момента, когда ребенку исполнится полтора года.

Порог дохода для тех, кто может воспользоваться этой возможностью – полтора прожиточных минимума на человека в семье. Сумма варьируется в зависимости от того, где семья живет: в разных регионах прожиточный минимум разный.

«Министерство финансов долго на это не соглашалось, потому что все-таки материнский капитал – средства отсроченные, а мы их превращаем в ежемесячные выплаты, – говорит Ольга Баталина, депутат Госдумы РФ, член Комитета по государственному строительству и законодательству. – Но мера востребована и она сработала. Ведь почти половина людей, имеющих на руках сертификат, никак им не распорядились.

Кто-то действительно планирует использовать его под ипотеку, под жилье, но есть и те, для кого ни одно из этих направлений не подходит – им нужны деньги, и прямо сейчас. Отсюда все эти незаконные схемы по обналичиванию материнского капитала – не от хорошей жизни».

Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом — подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.РУ. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!

Социальный контракт

Социальный контракт – еще один вариант материальной помощи малоимущим. Деньги в этом случае должны пойти на развитие семьи, например, на обустройство подсобного хозяйства, покупку оборудования для пекарни или, скажем, швейной мастерской, на дополнительное образование.

Звучит заманчиво, но на деле заключить такой договор с государством могут немногие. Причина в том, что у регионов крайне мало бюджетных средств на этот проект. «Только 14 регионов-доноров имеют право самостоятельно, без согласования с Минфином, расширять свои расходные обязательства, – поясняет Ольга Баталина.

– Они могут принимать дополнительные выплаты, наращивать социальные расходы. Остальные живут по так называемому «модельному бюджету». У них на расширение своих социальных расходов просто нет права».

Как НКО узнать, есть ли у подопечных шанс заключить социальный контракт: На федеральном уровне это закон «О государственной социальной помощи». В субъекте федерации действует республиканский закон, в нем вводится инструмент социального контракта. «Он находится в компетенции местного министерства социальной развития или защиты (оно может по-разному называться), – поясняет Баталина.

Читайте также:  Где пишется группа здоровья в военном билете

– Надо найти нормативный акт и понять, какое количество денег в республиканском бюджете заложено на эти цели на текущий год, как формируется очередность и есть ли она. На уровне субъекта определяется набор целей, то есть на что могут быть потрачены деньги по социальному контакту. Максимальная сумма соцконтракта в одни руки лимитирована и варьируется в зависимости от направления (на обустройство, образование и так далее)».

Учеба в обычной школе

Каждый ребенок в детском доме должен иметь возможность посещать обычную школу, а не учиться, как раньше, не покидая стен учреждения, – весь день в домашних тапочках, спускаясь с третьего этажа общежития на первый в классы и поднимаясь обратно.

За последние три года произошло глобальное перераспределение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по ведомствам внутри региона. Если учреждение сохранило образовательную лицензию плюс в силу объективных причин ребенок в нем и живет и учится, то оно остается в ведомстве министерства образования. Если же организации не учат, то все они переходят в министерство соцразвития или Минсемьи.

В Минздраве остались только дома ребенка.

«Понятно, что внутри еще идет деление на обычные учреждения и на учреждения для детей с нарушениями и в доме-интернате для детей с ментальными нарушениями говорить о семейно-воспитательной группе пока не приходится, – говорит Ольга Баталина. – Там очень сложная ситуация, хотя все требования постановления распространяются и на них».

Тем не менее, у НКО уже есть опыт, когда и для таких детей создаются условия, приближенные к семейным. В качестве примера Ирина Романова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ, приводит московский Центр содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь».

«Подъемные» для выпускников

Молодой человек или девушка, вступая во взрослую жизнь без поддержки родителей, испытывают большие трудности с социализацией и, как следствие, c поиском работы. Как правило, они обращаются в службу занятости региона, их ставят на учет как безработных и назначают пособие.

Это пособие отличается от обычного – оно выплачивается в течение шести месяцев и равно средней заработной плате в этом регионе. Дело в том, что во многих регионах подъемные выпускнику детского дома очень и очень небольшие – иногда даже просто в виде набора постельного белья. А если ему или ей еще квартиру надо снимать? Ведь часто жилье дают не сразу.

Пособие помогает адаптироваться к нормальной жизни.

Кроме того, во многих регионах действуют муниципальные программы поддержки каникулярной занятости подростков – в них предусмотрена выплата части зарплаты ребенку. Такое софинансирование может стать выходом и позволить детям провести лето с пользой.

Adblock
detector