- История закона и обстоятельства изменений
- Нынешняя ситуация
- Тонкости и нюансы
- Новости о законопроекте об изменении штрафов за тонировку стекол
- Новые виды денежных взысканий
- Ужесточение административных взысканий
- Штраф за тонировку: сегодняшние реалии
- Допустимые нормы тонировки стекол по ГОСТу
- Размер штрафа за тонировку стёкол автомобиля
- Основания для наложения штрафов за тонировку
- Как избежать штрафа за тонировку стекол?
- Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
- Повторный штраф за тонировку
- Запомнить
- Что понимается под «тонировкой стекол»
- Какой должна быть светопропускаемость стекла
- Как избежать санкций за чрезмерное тонирование стекол машины
В преддверии нового года появилась обновленная информация о наказаниях для нарушителей правил дорожного движения и об ужесточении мер по уже существующим. Штраф за тонировку в 2022 году пока не ужесточен, все опубликованные таблицы с указанными штрафами – в проекте изменений в КоАП, которые предлагает Министерство юстиции РФ.
История закона и обстоятельства изменений
Тонированные стекла были признаны нарушением после длительного обсуждения и точного определения факторов, которые повлияли на решение о необходимости законодательного закрепления. Это и полная безнаказанность водителя и пассажиров (некоторые из них даже распивали спиртные напитки в салоне автомобиля), и ухудшение обзора, приводящее к увеличению количества ДТП. Вот уже 11 лет, как было принято это изменение, но на до сих ведутся разговоры то о его отмене, то о принятии более строгих законов.
Так, например, летом 2019 года появилась информация о возможной отмене, основанная на инициативе депутатов ГД, предполагавшей признание утратившей силу статьи, в которой установлена ответственность за тонировку. Они указывали, что применение штрафа в 500 руб. проблематично из-за несовершенства измерительных приборов и подверженности их внешним факторам (в салоне и на улице).
Авторы внесенного законопроекта указывали:
- на возможность экономить средства на кондиционировании воздуха;
- защиту от света фар встречного автомобиля;
- обеспечение комфортной и безопасной обстановки в салоне с помощью тонировочной пленки;
- международную практику, в которой не видят препятствий для этого.
Приведенные аргументы не привели к ожидаемому результату и тему закрыли, но разговоры об ужесточении наказания ведутся перед наступлением каждого нового года. Депутаты получили необходимую огласку, никто не собирается отменять закон. В 2016 году были внесены некоторые послабления – снижение процента светопропускаемости и отмена требований к задним стеклам при условии наличия зеркал заднего вида.
Нынешняя ситуация
Предполагаемое изменение штрафа за тонировку 2022 озвучено как предложение Минюста, которое уже не будет рассмотрено в уходящем году. Пока актуальны следующие положения законодательства:
- административное взыскание (штраф 500 руб.), альтернативы которому нет;
- отсутствие вторичного штрафа или лишения прав, хотя об этом иногда пишут;
- вручение предписания об устранении правонарушения на месте или в течение определенного срока;
- лишение свободы на срок до 15 суток, которое предусматривает статья 19.3 КоАП за невыполнение предписания.
Многочисленные разъяснения юристов по этому поводу со ссылками на ГОСТ и Технический регламент говорят, что нет тотального запрета на тонирование стекол. С определенными оговорками его можно использовать для экономии на кондиционировании салона, защиты от фар встречного автомобиля и солнечных лучей. Если введут новые штрафы за тонировку в 2022, придется задуматься о возможности дискуссии с представителями надзорной структуры о тонкостях законодательства.
Тонкости и нюансы
ГОСТ предусматривает степень светопропускания пленки для лобового стекла не менее 75%, а других передних стекол – не менее 70%. Сотрудники автоинспекции принимают во внимание регламент ТС, поэтому ориентироваться нужно на 70%. Тауметр – средство определения пропускной способности пленки – в настоящее время не зависит ни от уровня освещенности, ни от времени суток, сейчас на вооружении ГИБДД современное оснащение, которое не нуждается в калибровке, как это было ранее.
Водителя не могут оштрафовать повторно в тот же день, поскольку информация поступает в базу данных. Тонировка фар и задних фонарей может привести к лишению прав на полтора года, как за лобовое и переднее стекло. Размер взыскания одинаковый, как и за повторное нарушение.
Снова оштрафовать водителя могут через 10 дней с момента наложения штрафа (при условии, что нарушение не устранено или предписание не выполнено).
На сайтах для автолюбителей указывается, что у водителя ТС есть три возможности избежать штрафа или уменьшить сумму:
- не клеить непроницаемую пленку;
- снять ее на месте (использовать съемную или каркасные шторки);
- уплатить штраф на протяжении 20 дней – в этот период полагается скидка в 50%: 250 вместо 500 рублей.
Указывается возможность обжалования в ГИБДД, но для этого нужно найти законный повод. Приглашение для этой цели юриста обойдется дороже, чем 500 руб. Получив ответ (его обязаны дать в течение 10 дней), еще можно успеть оплатить штраф в половинном размере.
Комментарий эксперта! Б. Бобров, юрист: «Пять лет назад были приняты изменения в законе: вместо 75% проницаемости стало 70%, для задних стекол нормативы убрали. Это связано с усовершенствованием фар, которые стали ярче: предполагается, что водитель увидит свет в зеркала заднего вида. При оспаривании штрафа нужно помнить, что к лобовым стеклам, кроме светопроницаемости, есть и другие требования: они не должны быть зеркальными, искажать восприятие 5 цветов радуги (красного, зеленого, белого, желтого и голубого), но могут иметь неширокую светозащитную полосу в верхней части.
Новости о законопроекте об изменении штрафов за тонировку стекол
В ноябре 2021 года в СМИ и на специализированных порталах появились сообщения о проекте изменений в Кодексе об административных правонарушениях. Они коснутся штрафов за нарушение Правил дорожного движения. Сообщается, что это – только проект, необходимость которого продиктована возросшим числом правонарушений.
В числе запланированных изменений на 2022 год и штраф за тонировку стекол. Об этом сообщает сразу несколько источников со ссылкой на издание «Коммерсант», которое ознакомилось с первоисточником.
Новые виды денежных взысканий
Их немного, и, за исключением одного пункта, максимальный штраф предполагается в размере 3 тыс. руб. На эту сумму и менее водители будут оштрафованы, если используют опасный стиль вождения, моют автомобили на газоне. При однократном нарушении может считаться правонарушением и выброс мусора на ходу или на стоянке из окна автомобиля.
Сложнее придется тем, кто нарушал ПДД систематически – от трех раз и более. В случае принятия изменений в КоАП от Минюста им придется платить от 30 тыс. руб. Если они создавали опасность для других участников дорожного процесса, может последовать лишение прав на срок до 18 месяцев.
Ужесточение административных взысканий
Законодатели намерены ввести повторный штраф за тонировку в 2022 году. Сейчас отдельной статьи нет, и по прошествии 10 дней наказание составит те же 500 руб. Для некоторых водителей, особенно дорогих автомобилей, это незначительная сумма, тем более что своевременная оплата предусматривает 50% скидку.
Предлагается за игнорирование требований и предписаний увеличить повторное наказание в 10 раз (до 5 тыс. руб.) или лишать возможности управлять автомобилем на срок до 90 дней. Аналогичные меры будут применяться к автовладельцам, номера на машине которых нечитаемы.
Вождение автомобиля после лишения прав будет оцениваться в сумму от 1 до 3 тыс. руб. (законодательная формулировка – управление машиной после временного ограничения прав).
Гораздо более ощутимое наказание ожидает тех, кто лишен прав и все-таки сел за руль ТС: в первый раз им придется заплатить 30 000, за повторное нарушение – 50 000 руб. Это может быть усугублено или дополнено обязательными работами (за первое – 200 часов, за второе – до 60).
Ускользнуть от наказания в современной реальности с ее цифровыми технологиями и технической оснащенностью вряд ли удастся: кроме камер слежения, автоматически фиксирующих правонарушения, в некоторых субъектах федерации запускают дроны. В Москве с начала года выписано с помощью камер 15 млн штрафов, а один водитель, в течение долгого времени уклонявшийся от уплаты, вынужден был заплатить судебным приставам 425 тыс. руб.
В существующих публикациях не упоминается, какой штраф за тонировку предполагается в 2022 за первичное нарушение, но всячески подчеркивается, что в кодексе появляется повторное, оплата которого вырастет в 10 раз. Список остальных изменений в КоАП, возможно, неполон, – журналисты Коммерсанта привели актуальные или интересные для них. Точные сроки изменений наказания для водителей, игнорирующих правила, установленные для участников дорожного процесса, не указываются, но предполагается, что они будут приниматься и вводиться в действие уже в следующем году.
Штраф за тонировку: сегодняшние реалии
Пока не введен повторный штраф за тонировку лобового стекла (намечен на 2022 год), водитель должен уплатить 500 руб., если она не соответствует выдвинутым требованиям: светопропускающая способность менее 70%, искажение восприятия цвета (в особенности красного, желтого и зеленого, установленных на светофорах). За невыполнение предписания сотрудника ГИБДД об устранении и повторное обнаружение факта по истечении 24 часов – те же 500 руб., которые при своевременной оплате составят всего 250 руб. (с 50% скидкой).
Аналогичные требования к тонировке передних боковых стекол, сумма штрафа при первичном и повторном нарушениях: штраф в 2022 вырастет в десять раз, может обернуться лишением прав на три месяца, если нарушение повторное. Полученные из СМИ сведения не дают возможности предполагать, изменится ли сумма первого штрафа и будет ли действовать скидка. Зато доподлинно известно, что во второй раз игнорирующий требования и нормативы водитель будут наказан более ощутимо.
Это говорит о том, что растущее число автомобилей увеличивает риски и реальные аварии, их предотвращением озабочены законодатели страны.
Допустимые нормы тонировки стекол по ГОСТу
История с законодательными актами, на основе которых представители ГИБДД выносят решения о допустимости тонировки и штрафах за их нарушения, загадочна и удивительна. Вплоть до настоящего времени в Приложении к Правилам дорожного движения упоминается ГОСТ 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта» (ПДД, Приложение к Основным Положениям, п.7.3). В п.
2.2.4 записано, что «…светопропускание ветровых стекол автотранспорта и трамваев должно быть не менее 75%, прочих стекол – не менее 70%».
И хотя по всем официальным источникам действие этого стандарта (продержавшегося с 1988 до 1 января 2015 года) утратило силу, на практике инспекторы ГИБДД за неимением ссылки в ПДД на другой документ руководствуются именно такими цифрами. В чём же здесь причина несоответствий и возникающих на этой почве разногласий?
Даже у нового автомобильного прозрачного стекла светопропускание в идеальном варианте составляет не более 90% (а фактически не превышает 85–87%). Лучшие атермальные тонировочные плёнки дают не более 80–82% светопропускной способности. Таким образом, итоговое светопропускание в лучшем случае составит 70–72%, и никак не дотягивает до 75%, регламентированных ГОСТом 5727-88.
В то же время атермальная тонировка стёкол (в том числе и лобовых с показателем светопропускной способности менее 75%) стала активно использоваться производителями автомобилей и массово запрещать эксплуатацию новых машин по этому признаку в Правительстве, видимо, не решились. А чтобы снять возникшую проблему, с 01.01.2015 г. был введен в действие новый ГОСТ 32565-2013, в котором установлено единое пороговое значение светопропускной способности – 70% (п.
5.1.2.5).
Мало того, этот же порог указан в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (Приложение 8, п.4.3), введенном в действие и обязательном к применению также с 01.01.2015. При этом не допускается зеркальная тонировка, а ограничений на тонировку задних стёкол не накладывается.
Таким образом, возникло противоречие между нормативами светопропускной способности, указанными в ПДД (ссылкой на отмененный ГОСТ) и новыми нормативами. Правда, Верховный суд России при рассмотрении дела № АКПИ15-382 от 2 июля 2015 года (посвященного рассмотрению именно этих нюансов) установил, что Главным управлением ГИБДД было разослано соответствующее пояснение главным инспекторам субъектов РФ (письмо № 13/7-4126 от 22 июня 2015 г).
Но в этом письме, содержалась фраза о том, что старый ГОСТ отменяется «в части, разрешающей применять тонированные стёкла». Впоследствии именно эта фраза и сыграла злую шутку с истцами в судебных разбирательствах по штрафам за тонировку.
Размер штрафа за тонировку стёкол автомобиля
В табличке ниже приведена статья из Кодекса об административных нарушениях РФ, предусматривающая ответсвенность водителя за тонировку автомобиля.
До 2015 года размер первого штрафа за тонировку не соответствующую требованиям ПДД (по сути, ГОСТ 5727-88) составлял 500 руб. и 1000 руб. за повторное нарушение.
С введением нового ГОСТа и Технического регламента в 2015 году эта сумма не изменилась, но уже в 2016 году в Госдуму была внесена законодательная инициатива об ужесточении наказания за нарушение требований нормативных документов:
- первый штраф предлагалось повысить в 3 раза – до 1500 руб.;
- повторное нарушение – штраф 5000 руб.;
- при троекратном нарушении – лишение права на управление транспортным средством на срок от двух до шести месяцев.
Правда, к середине 2016 года пункт о лишении права на управление был изъят из законопроекта и в профильный комитет Думы попал документ, содержащий только первые два пункта. В ноябре того же года этот законопроект был комитетом одобрен, но новый закон пока не поступал даже на первое чтение.
Таким образом, по состоянию на 1 января 2022 года штраф ГИБДД за тонировку остался прежним – 500 рублей.
Отдельно следует отметить, что в том случае, если штраф за тонировку не оплачивается в течение 70 дней с момента наложения, водитель может быть привлечен к ответственности:
- Штраф в размере 1000 рублей;
- Обязательные общественные работы на срок до 50 часов;
- Административный арест на срок до 15 суток.
Однако при оплате штрафа в срок до 20 суток с момента вынесения Постановления об админнарушении его сумма уменьшается вдвое. Подробнее об этом читайте в нашем материале: Скидка 50% на оплату штрафов ГИБДД. (там же вы найдете и информацию о нарушениях, скидка на которые не распространяется).
Основания для наложения штрафов за тонировку
Что же реально происходит с затонированными автомобилями на дорогах, и на каком основании выписывают штрафы за тонировку?
Для ответа на этот вопрос достаточно открыть соответствующий раздел официального сайта ГИБДД. Буквально каждую неделю в субъектах РФ проводятся рейды по борьбе с нарушениями требований к светопропускной способности стекол (проще говоря, с тонировкой). При этом там же часто прямо указываются требуемые сотрудниками ГИБДД нормативы:
- не менее 70% светопропускание передних боковых стёкол;
- не менее 75% – ветрового стекла, что, вроде бы, противоречит действующему Техническому регламенту (там по лобовому стеклу не менее 70%).
Некоторые водители пробовали в судах оспорить применение устаревшего норматива к тонировке лобового стекла. Однако при рассмотрении дел суды делают упор на то, что устаревший ГОСТ 5727-88, упоминаемый в Правилах дорожного движения отменяется лишь «в части, разрешающей применять тонированные стёкла» (упоминавшееся выше письмо Главного управления ГИБДД). Надо так понимать, что в части запрещающей «применять тонированные стёкла» устаревший ГОСТ не отменен?
Подобную же казуистику можно встретить и при обжаловании в суде условий проведения измерений и их точности. Так, при оценке светопропускной способности температура, давление и влажность окружающей среды в соответствии с ГОСТ Р 8.831– 2013 (введен в действие, как и Техрегламент с 01.01.2015) должны находиться в строго определённом диапазоне. Кроме того в соответствии с тем же ГОСТом, области измерений определяются довольно сложным образом, а результаты замеров – как среднеарифметическое трёх измерений в одной точке.
Суды же, принимая сторону ГИБДД, трактуют положения ГОСТа применимыми лишь к новой заводской продукции, как будто для стекол подержанных автомобилей действуют другие законы физики.
Как избежать штрафа за тонировку стекол?
Справедливости ради необходимо отметить, что автомобилей с нарушением всех мыслимых порогов затемнения салона на дорогах России реально много. И это действительно опасно для участников дорожного движения, особенно по ночам. Да и судебные разбирательства по поводу, в общем-то, справедливых штрафов за тонировку, в основном посвящены случаям, в которых реальное светопропускание не дотягивает и до 15%.
Можно, конечно, давать советы как поймать инспектора ГИБДД на нарушении процедуры или несоблюдении условий измерений при глубокой тонировке лобового стекла. Но, следует иметь в виду два момента:
- На практике суды занимают сторону ГИБДД;
- Нет гарантий, что представитель ГИБДД не окажется «упёртым», если всё же суд станет на сторону водителя, и не потребует проведения повторной экспертизы (уже по всем правилам) действительно глубоко тонированного стекла.
Другое дело, когда автовладелец выполнил (и инструментально проверил перед выездом на дорогу) требования действующих нормативных документов по светопропусканию. Тогда, чтобы избежать штрафа за тонировку, в случае проверки необходимо:
- Детально описать (желательно с занесением в протокол и понятыми) условия окружающей среды и чем они были измерены (либо отсутствие измерений);
- Методику измерений светопропускания стекол;
- Описать прибор, наличие у него пломбы и поверочного сертификата.
В этом случае всё будет определяться именно точностью показаний (отличающейся на несколько процентов, а не в разы) и даже при условии предвзятости суда первой инстанции можно с уверенностью продолжать добиваться отмены штрафа за тонировку. Срок обжалования Постановления об административном правонарушении составляет 10 суток с момента вынесения решения суда.
Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
Нажимая «Проверить штрафы» вы даёте согласие на обработку персональных данных согласно политике и принимаете условия оферты .
Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд
Повторный штраф за тонировку
Водителя не могут наказать дважды за одно нарушение. Это значит, что если инспектор уже выписал протокол и направил его копию в отдел ГИБДД, водителя не оштрафуют снова на следующем посту через 20 километров.
Спустя 10 дней с нарушения постановление вступит в силу и водителя снова можно будет штрафовать за тонировку. За повторное нарушение штраф тот же — 500 рублей.
Запомнить
- Передние стекла авто должны пропускать в салон минимум 70% света.
- Количество света измеряют специальным прибором — тауметром. Измерять можно даже ночью — у прибора свой источник света.
- Штраф за тонировку стекол — 500 рублей. Повторный штраф тот же.
- Чтобы не получить штраф за тонировку, не оклеивайте ею стекла авто. Иногда избежать штрафа можно, если снять пленку на месте.
- Если не согласны со штрафом, напишите жалобу в ГИБДД. В основной части документа опишите суть случившегося и аргументируйте отмену штрафа. Ответ дадут в течение 10 дней.
Мои Штрафы Проверка и оплата онлайн
- Штрафы ГИБДД
- Фото и место нарушений
- Оплата со скидкой 50%
- Гарантия погашения
- Уведомления о штрафах
- Вопросы и ответы
- Написать нам
- Безопасность
- Оферта
- Политика обработки персональных данных
© 2010-2022 ООО «Узнать штрафы.ру»
Использование фотоматериалов сайта shtrafy-gibdd.ru допустимо при условии размещения ссылки на первоисточник.
Что понимается под «тонировкой стекол»
Под тонировкой понимают изменение светопропускаемости стекол машины, их цветовых и отражающих качеств. То есть, если вы нанесли на стекла какие-либо покрытия, повлиявшие на проникновение света в салон автомобиля – это тонировка.
Автомобилисты любят оклеивать стекла своих машин прозрачными с одной стороны цветными пленками, чтобы салон не был виден постороннему глазу, или чтобы защитить его от нагрева в летний период.
Чаще всего автомобилисты пользуются:
- каркасными шторками;
- силиконовой тонировкой;
- двойными стеклами;
- металлизированными или окрашенными пленками на клейкой основе.
Все эти средства не соответствуют установленным требованиям законодательства.
Какой должна быть светопропускаемость стекла
Согласно действующему техрегламенту о безопасности колесных транспортных средств, светопропускание передних стекол (лобового и боковых) должно быть не менее 70%. А вот задние стекла можно тонировать как угодно.
Уровень проникаемого в салон автомобиля света помогают определить специальные технические средства — тауметры. Одна часть прибора с источником света ставится на внешнюю сторону стекла, а вторая – приемник, на внутреннюю. Затем замеряется процент, в котором свет проникает через стекло.
На результат измерения не могут повлиять погодные условия или уровень естественного света.
Как избежать санкций за чрезмерное тонирование стекол машины
Чтобы не схлопотать штраф за чрезмерное тонирование лобового и передних стекол автомобиля, нужно:
Не тонировать стекла наглухо. Светопропускание должно составлять не менее 70%.
При остановке автоинспектором удалите пленку со стекол при нем. Иногда, если нарушение устранено на месте, инспектор не выписывает штраф. Некоторые водители пользуются каркасными шторками, так как их проще снять, а затем поставить на место. Иногда им удается уйти от наказания, а иногда их все равно штрафуют.
Если избежать штрафа не получилось — внесите оплату в срок 20 дней с момента назначения, чтобы заплатить только половину взыскания – 250 рублей.