Договор транспортной экспедиции это

Договор транспортной экспедиции является отдельной разновидностью гражданского договора, хоть и имеет элементы посреднического договора и договора перевозки. Отдельного внимания при заключении договора требует проверка сопутствующей документации и необходимость оформления доверенности на экспедитора. Для того, чтобы заключить договор транспортной экспедиции в Москве, обращайтесь к специалистам нашего портала.

По доступной цене они оперативно помогут подготовить документ.

Транспортная экспедиция и Комментарий к Главе 41 Гражданского кодекса РФ (ст. 801-806)

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

1. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме.
2. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.
Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

1. Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции.
2.

Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные.
3. В случае непредоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.

4. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи.

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.
Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.

Читайте также:  Справка учетная форма 001 гс у

Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок.
При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

Статья 801 ГК РФ. Договор транспортной экспедиции

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Комментарии к ст. 801 ГК РФ

1. В п. 1 статьи уточнено понятие договора транспортной экспедиции, содержавшееся в п.

1 ст. 105 Основ ГЗ. Во-первых, клиентом в таком договоре может быть как отправитель, так и получатель груза.

Во-вторых, более полно определен круг услуг, которые могут быть предметом договора экспедиции, причем перечень их в заключаемом договоре может быть расширен.

2. Следует полагать, что клиентом в договоре транспортной экспедиции могут выступать наряду с отправителем и получателем груза также и другие лица: собственник груза, перевозчик и другие субъекты, интересы которых связаны с перевозкой вследствие наличия договорных отношений с отправителем или получателем груза.

3. Экспедитором может быть юридическое лицо — предприниматель, а также гражданин, получивший статус предпринимателя. Для осуществления экспедиционной деятельности необходимо получение лицензии с соблюдением процедур, установленных актами Правительства РФ, которые названы в коммент. к ст. 785 ГК (п. 2).

4. При исполнении обязанностей экспедитора перевозчиком (п. 2 ст. 801) возникает сложный и практически важный вопрос о разграничении обязательств сторон, вытекающих из договоров перевозки и экспедиции. Возможны две ситуации.

Во-первых, отношения экспедиции и перевозки обособлены и перевозчик выступает экспедитором в отношении другого лица (например, переотправка груза по новому транспортному документу).

Во-вторых, перевозчик выполняет функции экспедитора в рамках заключенного им договора перевозки, что бывает чаще.

Практическое значение такого деления состоит в том, что в первом случае отношения сторон должны быть подчинены правилам о договоре транспортной экспедиции, во втором — к таким отношениям, в зависимости от их характера, надлежит применять нормы или о договоре экспедиции, или о договоре перевозки, поскольку сами экспедиторские функции выполняются при осуществлении перевозочного процесса. Это касается прежде всего ответственности сторон и сроков исковой давности, которые в договорах транспортной экспедиции и перевозки груза различны (три года и один год).

Читайте также:  Что делать если притер машину во дворе

5. Договор экспедиции может возлагать на экспедитора обязанность заключить договор перевозки от имени клиента или от своего имени. Когда обязанности экспедитора исполняются перевозчиком (п. 2 ст. 801), он не вправе заключать договор перевозки от своего имени.

На практике функции экспедитора зачастую осуществляет транспортная организация, которая не является перевозчиком данного груза. Так, организации автомобильного транспорта обеспечивают клиенту отправку (получение) груза железнодорожным, воздушным или водным транспортом. Поскольку при такой ситуации экспедитор не является перевозчиком, отношения между ним и клиентом регулируются только договором экспедиции.

6. Другими законами и правовыми актами, содержащими нормы о договоре транспортной экспедиции, являются транспортные уставы и кодексы.

Нормы УЖД (ст. 68), УВВТ (ст. 78) и КТМ (ст. 62) о транспортной экспедиции носят общий характер. В УАТ имеется специальный раздел о транспортно-экспедиционных услугах автомобильного транспорта (ст. ст. 124 — 125), который в части их осуществления отсылает к правилам перевозок грузов автотранспортом (см. об этом далее).

7. До принятия в РФ названных в п. 3 комментируемой статьи Закона о транспортно-экспедиционной деятельности и других актов РФ об экспедиции сохраняют свое значение ранее изданные акты законодательства об отдельных видах транспортной экспедиции; основные из них следующие: правила транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений в РСФСР (разд.

27 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, изданных в соответствии с УАТ); основные условия производства транспортно-экспедиционных операций по внешнеторговым грузам на погранстанциях (утв. в 1955 Министерствами внешней торговли и путей сообщения).

Положения названных и других ведомственных нормативных актов о транспортной экспедиции могут быть изменены и дополнены в заключаемых договорах экспедиции.

8. В ст. 801 нет содержавшихся в п. 2 ст. 105 Основ ГЗ правил о том, что к договору транспортной экспедиции применяются положения о договоре поручения, если экспедитор действует от имени клиента, и положения о договоре комиссии, если экспедитор действует от своего имени.

Однако в абз. 2 п. 1 ст.

801 говорится о заключении экспедитором договоров перевозки грузов от имени клиента или от своего имени. Это дает основание для субсидиарного применения к транспортной экспедиции, в зависимости от указаний заключенного договора, соответствующих норм о договоре поручения (гл. 49 ГК), комиссии (гл.

51 ГК) и нового договора нашего гражданского права — агентирования (гл. 52 ГК).

Нормативные акты

Правовое регулирование обязательств по договору транспортной экспедиции осуществляется в соответствии со следующими документами:

  1. Гл. 41 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).«Транспортная экспедиция»
  2. Федеральный закон от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
  3. Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 554 от 08.09.2006 г.

Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) произвести или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Таким образом, целью договора транспортной экспедиции по своей сути является оказание посреднических услуг при заключении и исполнении договора перевозки, а также выполнение связанных с договором обязательств (к примеру, обеспечение отправки груза и его получения, осуществление таможенного оформления, хранения и т.д.).

Важно: договор транспортной экспедиции нельзя отождествлять с договором перевозки, поскольку непосредственно перевозка грузов не является предметом деятельности экспедитора. Если же транспортная организация выступает одновременно в качестве организатора перевозки и перевозчика, ее взаимоотношения с клиентом регулируются не только положениями гл. 41 ГК РФ, но и положениями гл.

Читайте также:  Иные формы собственности в рф это какие

40 «Перевозка» ГК РФ, а договор, заключенный между организацией и клиентом, является смешанным.

Сопроводительные документы

К документам, подтверждающим факт заключения договора транспортной экспедиции, относятся:

  1. Поручение.
  2. Экспедиторская расписка.
  3. Складская расписка.

Поручение предназначено для описания заказываемых клиентом услуг и условий, на которых они будут оказаны. Экспедитор рассматривает его, после чего направляет заказчику с пометкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг. Обязательно указывается причина отказа.

Экспедитор должен выполнять только поручение, согласованное сторонами договора. Доверитель на любом этапе исполнения договора транспортной экспедиции имеет право отозвать ранее выданное поручение с обязательным возмещением экспедитору фактических расходов, понесенных в ходе исполнения поручения (п.п. 9-10 Правил транспортно-экспедиционной деятельности).

Экспедиторская расписка подтверждает факт получения экспедитором от клиента либо от указанного им грузоотправителя груза для перевозки.

Складская расписка подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.

Вышеуказанный перечень экспедиторских документов не является исчерпывающим. На практике это означает, что стороны договора транспортной экспедиции могут использовать другие документы. Это может быть экспедиторское свидетельство или заявка клиента (в последнее время такие заявки клиенты часто отправляют экспедитору по электронной почте или факсу), коносамент, поручение на отправку экспортных грузов и т.п.

Споры между сторонами транспортной экспедиции

Многообразие документов, сопровождающих выполнение договора транспортной экспедиции, и нюансы оказания услуг могут послужить предпосылкой разногласий между участниками сделки.

Зачастую стороны не заключают договор транспортной экспедиции, а работают по следующей схеме: клиент направляет экспедитору заявку в письменной форме или по факсу либо по электронной почте, а подтверждением перевозки груза становится транспортная накладная.

Поскольку экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора (п. 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности), то их отсутствие может быть расценено судом как свидетельство того, что договор не был заключен. Такая схема нередко приводит к возникновению споров между клиентом и экспедитором, поскольку юридическое соглашение, в котором оговорены все пункты сотрудничества, отсутствует.

В связи с этим, особое внимание нужно уделять правильному оформлению документов. Судебная практика показывает, что заявка является достаточным подтверждением заключения договора транспортной экспедиции, но только в том случае, если она содержит его ключевые условия.

Сложность заключается в том, что судебными органами не выработан единый подход к вопросу о том, какие именно условия договора транспортной экспедиции являются существенными. Одни суды называют существенным условием исключительно предмет договора транспортной экспедиции, а другие к ним относят ряд других условий. Например, такими могут считаться тип используемого транспорта, сроки выполнения, размер вознаграждения экспедитора или условия перевозки груза.

Фактически выполнение этих пунктов имеет большое значение для сделки, и во избежание споров их целесообразно включать в договор транспортной экспедиции на этапе его разработки.

Для согласования предмета договора транспортной экспедиции стороны должны указать виды услуг, связанные с перевозкой груза, которые должен будет оказывать экспедитор. При этом стороны могут использовать положения ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские».

Adblock
detector