Фискальная политика представлена двумя формами

Рассмотрим две формы фискальной политики: дискреционную и недискреционную. Последнюю называют также автоматической политикой, или политикой встроенных стабилизаторов.

Дискреционная фискальная политика представляет собой маневрирование налогами и государственными расходами путем принятия специальных решений правительства в целях воздействия на реальный объем национального производства, уровень занятости и темп инфляции.

Если происходит увеличение государственных расходов без повышения налогов, то эффект данного увеличения аналогичен эффекту от роста инвестиций, поскольку возникает мультипликативное воздействие на величину равновесного уровня национального производства. Дело в том, что государственные расходы, так же как и инвестиции, нс зависят непосредственно от объема национального производства и не влияют на функцию потребления. Увеличение государственных расходов сопровождается бюджетным дефицитом.

Государство вынуждено идти на дефицитное финансирование, как правило, в целях преодоления спада или депрессии.

Рассмотрим последствия уменьшения налогов без сокращения государственных расходов. В этом случае наблюдается мультипликативное воздействие на размер национального производства, но в меньшей степени, чем при увеличении государственных расходов, а также бюджетный дефицит, вызванный сокращением налогов.

Если сравнить оба случая под углом зрения эффективности воздействия на объем национального производства, то первый — предпочтительнее. В период спада увеличение государственных расходов оказывает более ощутимое антикризисное воздействие на экономику, чем снижение налогов. «Новый курс» Рузвельта в США, сформированный на кейнсианских рекомендациях, предусматривавший, в частности, организацию общественных работ на основе роста государственных расходов в целях борьбы с массовой безработицей, оказался гораздо эффективнее попыток сбалансировать бюджет в условиях кризиса.

В Германии такая попытка в период «Великой депрессии» резко ухудшила экономическую ситуацию, что, в частности, способствовало приходу к власти фашизма.

Дискреционная фискальная политика — действенный инструмент антициклического регулирования. В период подъема проводится сдерживающая, или рестриктивная, политика, направленная на сдерживание экономической активности, а в период спада — стимулирующая, или экспансионистская, политика, способствующая повышению уровня экономической активности, сопровождающаяся ростом бюджетного дефицита.

Вместе с тем дискреционная фискальная политика имеет определенные ограничения. Финансирование государством строительства новых дорог, школ, больниц и т.д. ведет к созданию новых рабочих мест и сокращению безработицы.

Но временной лаг от момента принятия решения о выделении средств на данные цели до момента полной реализации этих расходов, получения людьми работы может составить годы.

Требуются разработка планов, разрешения на реализацию проектов от экологических служб, приобретение земельных участков, строительство новых зданий и т.д. Это значит, что крупномасштабные государственные программы, в частности программы общественных работ, могут быть эффективны в условиях глубоких и затяжных кризисов и депрессий. Если же спад окажется коротким, то реализация проекта общественных работ может прийтись на период подъема экономики и усилить ее «перегрев».

Подобные недостатки наблюдаются и при манипулировании налогами. Проекты о налогообложении достаточно долго обсуждаются и утверждаются. Предложения о повышении налогов воспринимаются экономическими субъектами чаще всего негативно, поэтому политики, выступающие с данными предложениями, раскуют проиграть на выборах.

Если экономические субъекты предполагают, что снижение налогов носит временный характер, то их реакция на данное снижение может быть незначительной, а поэтому антициклический эффект от снижения налогов будет меньше ожидаемого.

Дискреционную форму фискальной политики дополняет ее недискреционная форма.

Недискреционная фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих автоматическое увеличение поступлений в государственный бюджет в период роста экономики и автоматическое сокращение данных поступлений в период спада.

Читайте также:  Удостоверение по пожарно техническому минимуму образец

Основные встроенные стабилизаторы — это автоматические изменения налоговых поступлений и трансфертных платежей.

В отличие от дискреционной фискальной политики, которая предполагает целенаправленные действия правительства при изменении экономической ситуации с целью достижения стабилизационного эффекта, недискреционная фискальная политика способствует обеспечению данного эффекта автоматически.

Недискреционная форма предполагает гибкое изменение интенсивности налоговых поступлений и потоков трансфертных платежей в зависимости от постоянно меняющейся под влиянием циклических колебаний экономической ситуации. В фазе подъема по мере увеличения объема национального производства налоговые поступления возрастают, особенно если в экономике действует прогрессивная система налогообложения. Увеличиваются также акцизы и НДС.

При спаде налоговые поступления в бюджет сокращаются, а интенсивность потоков трансфертных платежей увеличивается. Данная гибкая система регулирования налоговых поступлений и трансфертных платежей оказывает непосредственное стабилизирующее воздействие на совокупный спрос.

В качестве примера трансфертных платежей можно привести пособие по безработице. Вскоре после увольнения человек начинает получать пособие по безработице. Когда же он вновь находит работу, пособие перестает выплачиваться. Пособие по безработице способствует стабилизации доходов и поэтому служит антициклическим регулятором.

Некоторые тенденции в области налогообложения в странах Запада. Налоги представляют собой как инструмент обеспечения сбалансированного бюджета, так и мощный рычаг развития национальной экономики. В определенные периоды развития экономик западных стран после Второй мировой войны фискальная и регулирующая функции налогов реализовывались в разной мере.

Так, в послевоенные годы налоговая политика основывалась преимущественно на рекомендациях кейнсианской теории функциональных финансов. В соответствии с последней регулирование налоговой ставки должно быть направлено на поддержание совокупного общественного спроса на уровне, обеспечивающем полное использование имеющихся в экономике факторов производства при низком уровне инфляции. Допускалось дефицитное финансирование устойчивого равновесного развития экономики.

Начиная с 1980-х гг. укрепились позиции неоклассической школы. Согласно се рекомендациям усилилась функция налоговой политики как средства обеспечения сбалансированности государственного бюджета.

В странах с развитой рыночной экономикой данная функция реализуется в настоящее время за счет расширения базы налогообложения при снижении налогового бремени на прибыль фирм и доходы физических лиц путем снижения налоговых ставок и перехода от прогрессивного налогообложения на пропорциональное. Эти процессы отражают собой современные тенденции в сфере налогообложения.

Оптимизация налоговых ставок, сопровождающаяся снижением доли налогового компонента в издержках производства, привлекает иностранных инвесторов, обеспечивает усиление конкурентоспособности товаров на мировых рынках.

Кроме того, в последние годы в развитых странах все чаще используются налоговые льготы в целях стимулирования частной инвестиционной активности в промышленности. Применяется также полное освобождение от налогообложения инвестиций в производство. Обсуждаются проекты кардинального упрощения налогообложения вплоть до введения системы единого налога на расходы. Данная система предполагает налогообложение только потребительских расходов экономических субъектов, но не инвестиционных расходов и накоплений в целях их стимулирования.

Западный опыт в сфере налогообложения ценен для России. Вместе с тем внедрять западные механизмы налогообложения в отечественную экономику следует с учетом ее специфики, особенностей современного этапа становления в ней рыночных отношений. О проблемах в данной сфере, путях их решения и первых результатах пойдет речь в следующем параграфе.

Что такое фискальная политика? Все что вам нужно знать

Фискальная политика – это часть финансовой инфраструктуры, которая помогает экономике работать как хорошо отлаженный механизм. В то время как фискальная политика, с которой вы наиболее знакомы, это, вероятно, налоги, которые вы платите с каждой зарплаты или покупки, фискальная политика по своей сути – это любой законодательный шаг, который правительство делает для стимулирования экономики.

Как реализуется фискальная политика

Для достижения целей фискальной политики правительства используют два основных инструмента для достижения максимальных экономических результатов – сбор налогов и их последующее расходование. Как правило, они принимаются выборными должностными лицами и их представителями в законодательной и исполнительной ветвях власти.

  • Налоги. Собирая налоговые поступления с физических и юридических лиц с помощью налоговых механизмов, таких как налог на прирост капитала и имущество, среди прочего, правительство может направлять финансовые активы в те области экономики, где они больше всего нужны. Суммы этих налогов значительны.
  • Государственные расходы. Когда страна собирает налоги, у нее есть финансовые возможности для проведения фискальной политики. Деньги, полученные от налогов, тратятся на общенациональные нужды, такие как инфраструктура, оборона, общественные работы, занятость в правительстве, субсидии и общественное здравоохранение, исследования и программы социального обеспечения.

Финансовые показатели, связанные с государственными расходами, огромны. В 2020 году государственные расходы России составили рекордные 42,15 трлн руб., из которых 54% пришлось на расходы федерального бюджета.

Ежегодно тратя десятки триллионов рублей, правительство стремится вернуть больше денег в экономику России и повысить спрос на продукты и услуги частного сектора.

Читайте также:  Вредные и тяжелые условия труда отличия

Экспансионистская фискальная политика и сдерживающая фискальная политика

В зависимости от цели фискальную политику можно разделить на два основных направления: экспансионистская фискальная политика или сдерживающая фискальная политика.

Экспансионистская фискальная политика призвана помочь экономике расти, восстанавливаться или в целом расширяться, например, после крупного экономического спада или краха. Это может включать снижение налогов, чтобы дать потребителям больше денег для траты, или увеличение государственных расходов на проекты, которые помогут стимулировать экономику, например программы, которые помогают людям и предприятиям, находящимся под угрозой бедности или неудачи. Недавними примерами этого являются пакеты стимулов Covid-19 и программа защиты зарплаты.

Напротив, сдерживающая фискальная политика направлена ​​на то, чтобы помочь охладить периоды слишком быстрого роста, которые могут представлять угрозу для устойчивых темпов экономического роста. (Для контекста эксперты обычно считают здоровыми темпами роста примерно от 2% до 3%.) Хотя чрезмерный экономический рост может показаться неплохим, он может привести к безудержной инфляции, экономическим пузырям и сверхнизкому уровню безработицы, который делает предприятия неспособными найти достаточное количество сотрудников. Все это вместе может создать почву для рецессии или экономического коллапса.

Чтобы предотвратить это, правительство может повысить налоги, чтобы препятствовать расходам бизнеса и потребителей, или сократить программы государственных расходов, чтобы временно подавить экономику и вернуть ее к стабильному уровню роста.

Фискальная политика, ее цели, виды и инструменты

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности.

Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

Читайте также:  Штраф за езду без постановки на учет

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов.

Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос.

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.

Готовые работы на аналогичную тему

В соответствии с фазами экономического цикла дискреционная фискальная политика подразделяется на сдерживающую или стимулирующую (дефицитную).

Сдерживающую фискальную политику проводят на стадии экономического подъема для того, чтобы преодолеть инфляцию, которая вызвана избыточным спросом. Ее цель состоит в ограничении деловой активности, уменьшении реального объема валового национального продукта в сравнении с его потенциальным уровнем.

Механизм реализации такой политики предполагает рост чистых налогов (разница между доходом правительства, который получен от взимания налогов, а также правительственными трансфертными платежами), их рост, сочетающийся с уменьшением расходов правительства (закупок и заказов). В частном секторе экономики это способствует компенсации ожидаемого оживления совокупного спроса.

При наличии инфляции, которую вызывает избыточный спрос (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика формируется из:

  • уменьшения расходов;
  • роста налогов;
  • сочетания сокращения расходов государства и растущего налогообложения (при учете того, что мультипликационный эффект уменьшения налогов государства будет больше, чем мультипликационный эффект от роста налогов).

Реализация стимулирующей (дефицитной) фискальной политики происходит в периоды спада общественного производства, когда существует значительный уровень безработицы. В этом случае проводятся мероприятия, сконцентрированные на снижении чистых налогов или на сочетании снижения чистых налогов и роста расходов государства.

В период упадка дискреционная фискальная политика стимулирования включает снижение налогов, уменьшение расходов государства, сочетание увеличения расходов государства и снижения налогов (учитывая то, что мультипликационный эффект от роста расходов больше, чем мультипликационный эффект от снижения налогов).

Стабилизационное влияние государственных расходов и налогов на экономическое развитие характеризуется тем, что для них присущ мультипликационный эффект. Они способны оказывать непосредственное воздействие на совокупный спрос, занятость граждан и объем национального производства.

Используемая концептуальная модель государственного регулирования обуславливает выбор правительственных форм и мер стабилизационной политики.

Adblock
detector