Базой уголовно-процессуального законодательства, как и любой иной отрасли российского законодательства, является Конституция. Она имеет высшую юридическую силу и прямое действие при регулировании общественных отношений. В Конституции сформулированы основы организации и деятельности суда, прокуратуры, закреплены важнейшие принципы осуществления уголовно-процессуальной деятельности.
Специальным кодифицированным уголовно-процессуальным законом является Уголовно-процессуальный кодекс РФ, который принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 22 ноября 2001 г. УПК в основном введен в действие с 1 июля 2002 г., и окончательно с 1 января 2004 г. Именно он определяет порядок уголовного судопроизводства на территории РФ.
В систему уголовно-процессуального законодательства включается также ряд иных федеральных законов, которые регламентируют устройство и компетенцию судов, статус судей, полномочия и принципы деятельности прокуратуры, задачи и полномочия милиции, принципы организации, права и обязанности адвокатов и т. д.
Составной частью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, заключенные РФ, в том числе регламентирующие права человека в сфере уголовного судопроизводства. Поэтому они также относятся к системе действующего уголовно-процессуального законодательства. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные УПК, то применяются правила международного договора (ст.
1 УПК).
Для обеспечения единообразного и правильного применения всех указанных законов большое значение имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ. В них разъясняются отдельные положения уголовно-процессуального закона, содержится развернутый анализ практики применения законодательства, раскрываются наиболее типичные ошибки в деятельности органов предварительного расследования и судов, обращается внимание на недостатки в применении закона и разъясняется его точный смысл. Постановления Пленума Верховного Суда РФ нельзя считать источниками уголовно-процессуального права, так как они не создают новых процессуальных норм, а являются лишь актами толкования таких норм.
Вместе с тем они носят обязательный, инструктивных характер для всех органов и должностных лиц, ведущих уголовное судопроизводство. Тем самым постановления Пленума Верховного Суда РФ способствуют полной и правильной реализации требований закона, установлению единообразной практики его применения.
Особое место в уголовно-процессуальном применении имеют решения Конституционного Суда РФ. Хотя в них не создаются новые процессуальные нормы, но если Конституционный Суд РФ признал закон, примененный по конкретному делу, не соответствующим Конституции РФ, то это исключает данный закон из правовых оснований при решении всех других дел, т. е.
делает невозможным его дальнейшее применение.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ) — основной источник уголовно-процессуального права, устанавливающий и регулирующий порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации. Это кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 1 УПК РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные УПК, то применяются правила международного договора.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации представляет собой кодифицированный нормативный акт, состоящий из шести частей:
-Особый порядок уголовного судопроизводства
-Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства
-Бланки процессуальных документов
Шесть частей Кодекса делятся на 19 разделов, 61 главу (включая главы 40.1, 45.1, 47.1, 48.1 и утратившую силу гл. 57) и 475 статей.
Уголовно-процессуальный кодекс России 2022
Действующий на сегодняшний момент Уголовно-процессуальный кодекс или ФЗ 174 был принят в 2002 году. Он регулирует процесс судопроизводства в области уголовного права на территории России, являясь главным кодифицированным законом, определяющим порядок следствия и суда по отношению к людям, совершившим преступление.
Принципы уголовного процесса
Каждый кодифицированный юридический документ подчиняется только конституции. УПК не является исключением из этого правила. Он действует на всей территории Российской федерации и является приоритетным по отношению к нормативам регионального уровня.
Порядок судопроизводства в области уголовного права, который определён в УПК, обязателен для всех участников уголовного процесса, судов, прокуратуры и соответствующих структур МВД (ст. 1). Действие данного кодекса распространяется на всю территорию Российской Федерации.
Кроме того, при необходимости проведения российского судопроизводства за пределами страны данный процесс осуществляется в соответствии с нормами УПК РФ (ст. 2,3).
Как следует из Главы 2 УПК, данный документ основан на следующих принципах:
- наказания виновных, реабилитация невиновных, подвергшихся уголовному преследованию;
- проведения судопроизводства в разумные сроки;
- запрета применения закона, противоречащего Уголовно-процессуальному кодексу;
- признания человека виновным только по приговору суда;
- независимости судей;
- уважения достоинства участников процесса;
- запрета на задержание человека по необоснованному подозрению;
- проведения следственных мероприятий в жилище человека только по решению суда или прокуратуры;
- запрета на доказывание подозреваемыми и обвиняемыми своей невиновности;
- возложения бремени доказательств виновности на сторону обвинения;
- разделения функций обвинения и защиты на основе состязательности;
- проведения судопроизводства на русском языке или на языках субъектов РФ;
- предоставления возможности обжаловать действия участников уголовного процесса.
Все принципы действия норм УПК основаны на правах и свободах граждан, данных им Конституцией РФ. Так реализуется цель любого юридического документа, заключающаяся в гарантии выполнения норм главного закона страны.
Суд и его полномочия
Судьбы участников уголовного процесса решаются в суде, несмотря на то, что путь до суда бывает долгим и разнообразным. Как следует из Главы пятой, полномочия судов заключаются в том, чтобы:
- признать человека виновным, назначив наказание, адекватное преступлению;
- назначит меры принудительного характера по лечению и воспитанию преступника;
- прекратить уголовное преследование;
- признать, отменить или изменить приговор, вынесенный судом другой инстанции;
- избрать адекватную меру пресечения;
- принять решение о возмещении вреда, нанесённого потерпевшему;
- выносить разрешение по проведению обыска, изъятию вещей и документов, наложению ареста на имущество и корреспонденцию;
- принять решение о прослушивании и фиксации переговоров, проводимых в разных формах;
- рассматривать жалобы на не законные действия участников уголовного процесса;
- выносить частные определения или постановления относительно неправомерных действий или бездействий должностных лиц.
Из этого следует вывод о том, что суд обладает большими полномочиями, осуществляя не только заключительную стадию уголовного преследования, но и контролируя действия других участников процесса.
Таким образом, Уголовно-процессуальный кодекс РФ выполняет не только функции регулятора всех стадий уголовного преследования человека, но и даёт возможность подозреваемому и обвиняемому обеспечить защиту своих прав. В этом заключён принцип гуманизма и справедливости, декларируемый Конституцией РФ.
Система действующего уголовно-процессуального законодательства
Базой уголовно-процессуального законодательства является Конституция. Это нормативный акт прямого действия, в котором закреплены принципиальные положения, определяющие характер и тип российского уголовного судопроизводства (осуществление правосудия только судом, неприкосновенность личности, жилища, тайна частной жизни граждан, обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту, презумпция невиновности и т.д.). Кроме того, в гл.
7 «Судебная власть» определены важнейшие положения, касающиеся порядка отправления правосудия в стране (независимость судей, гласность и состязательность правосудия, рассмотрение дел с участием присяжных заседателей и т.п.).
Специальным кодифицированным уголовно-процессуальным законом является УПК. Это систематизированный законодательный акт, принятый Государственной Думой РФ 22 ноября 2001 г. и вступивший в силу с 1 июля 2002 г. В настоящий момент в УПК внесено множество изменений и дополнений.
В структурном отношении УПК состоит из шести частей:
1) общие положения; 2) досудебное производство; 3) судебное производство; 4) особый порядок уголовного судопроизводства; 5) международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства; 6) бланки процессуальных документов.
В систему уголовно-процессуального законодательства включены и некоторые федеральные законы, не являющиеся собственно уголовнопроцессуальными, но регламентирующие ряд правоотношений, касающихся уголовного судопроизводства: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»; федеральные законы: от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; от 15.07.1995 № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»; от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» и др.
Составной частью законодательства РФ, регулирующего уголовное судопроизводство, являются нормы международного права и международные договоры РФ, которые имеют приоритетное значение перед российским законодательством (ч. 3 ст. 1 УПК).
Для обеспечения единообразного и правильного применения всех указанных законов большое значение имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ. В них разъясняются отдельные положения уголовно-процессуального закона, содержится развернутый анализ практики применения законодательства, раскрываются наиболее типичные ошибки в деятельности органов предварительного расследования и судов, обращается внимание на недостатки в применении закона и разъясняется его точный смысл. Постановления Пленума Верховного Суда РФ нельзя считать источниками уголовно-процессуального права, так как они не создают новых процессуальных норм, а являются лишь актами толкования таких норм.
Вместе с тем они носят обязательный, инструктивный характер для всех органов и должностных лиц, ведущих уголовное судопроизводство, и способствуют полной и правильной реализации требований закона, установлению единообразной практики его применения.
Особое значение в уголовно-процессуальном применении имеют решения Конституционного Суда РФ. В таких решениях не создаются новые процессуальные нормы. Однако если Конституционный Суд РФ признает закон, примененный по конкретному делу, или его часть не соответствующим Конституции, то это исключает данный закон из правовых оснований при разрешении всех других дел, т.е.
делает невозможным его дальнейшее применение.