С 2007 г. ФНС России принципиально изменила систему отбора налогоплательщиков для мероприятий налогового контроля, разработав Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок и Общедоступные критерии оценки рисков для налогоплательщиков, утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333®.
Основными целями разработки Концепции явились создание единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышение налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствование организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, предоставленных НК РФ.
Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок — это открытый процесс, который базируется на выборе объектов для выездных налоговых проверок с применением определенных критериев риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступных. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось исключительно внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.
Для того чтобы был реализован системный подход к отбору объектов выездных налоговых проверок, ФНС России определила в Концепции алгоритм такого отбора. Он основан на всестороннем глубоком анализе всей информации о налогоплательщиках, имеющейся в распоряжении налоговых органов, получаемой как из внутренних, так и внешних источников. На основании указанной информации выявляются так называемые зоны риска совершения налоговых правонарушений.
В ходе разработки Концепции ФНС России пыталась решить задачу по взаимоувязке процесса планирования выездных налоговых проверок с формированием и развитием у налогоплательщиков правильного понимания законодательства о налогах и сборах, убеждения в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов (приложение 1 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).
Общими целями разработки Концепции явились:
- • создание единой системы планирования выездных налоговых проверок;
- • повышение налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков;
- • обеспечение роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства;
- • сокращение количества налогоплательщиков, функционирующих в так называемом теневом секторе экономики;
- • информирование налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.
Кроме того, Концепцией определены основные принципы планирования выездного налогового контроля, такие как:
- • режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков;
- • своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений;
- • неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах;
- • обоснованность выбора объектов проверки.
Помимо этого, новый подход, применяемый ФНС России в отношении процесса планирования выездного контроля, позволяет налогоплательщикам использовать свое право на независимую оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов (приложение 1 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).
Очевидно, что решение налогового органа о включении того или иного налогоплательщика в план выездных налоговых проверок в первую очередь теперь зависит от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты им налогов.
В соответствии с Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе обеспечения двусторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, когда первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые — к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Для реализации целей налогового контроля налоговым органом на основании Концепции определяются критерии отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Отбор налогоплательщиков для выездных налоговых проверок основан на анализе всей информации, которой располагают налоговые органы о налогоплательщике, в частности:
- • о суммах исчисленных налоговых платежей и их динамике, что позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;
- • суммах уплаченных налоговых платежей и их динамике по каждому виду налога (сбора), что позволяет оперативно контролировать полноту и своевременность перечисления налоговых платежей;
- • показателях налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, что позволяет определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, или несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;
- • факторах, влияющих на формирование налоговой базы.
Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок
являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.
В настоящее время общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для включения в план проведения выездных налоговых проверок, являются следующие.
1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
Налоговая нагрузка сравнивается с показателями, приведенными в приложении 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, из расчета на одного налогоплательщика по основному виду экономической деятельности. Данные о налоговой нагрузке по видам экономической деятельности размещаются на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru.
Налоговая нагрузка определяется как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налогоплательщика, представляемой в налоговые органы, и оборота (выручки) организаций по данным Росстата. Выручка рассчитывается по данным бухгалтерской отчетности (за вычетом НДС и акцизов).
ООО «Фунтик» в 2014 г. уплатило налоги и сборы в сумме 190 тыс. руб. При этом выручка организации составила 6,5 млн руб., следовательно,
Основная сфера деятельности организации «Фунтик» — оптовая торговля. Средняя налоговая нагрузка для данной отрасли (приложение 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@) в 2014 г. составляла 2,4%.
Таким образом, налоговая нагрузка ООО «Фунтик» в 2014 г. выше среднеотраслевого уровня и, соответственно, у налоговых органов нет формального повода для включения данного налогоплательщика в план проведения выездных налоговых проверок.
- 2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Под убытком в целях Концепции понимается именно превышение расходов над полученными доходами, а не убытки прошлых лет, которые уменьшают налоговую базу по тому или иному налогу. Убыток выявляется на основании соответствующих налоговых деклараций и отчетов о прибылях и убытках за два последних календарных года.
- 3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Указанный критерий предусматривает превышение доли вычетов по НДС над суммами начисленного НДС на 89%. Доля вычетов от суммы начисленного с налоговой базы НДС определяется за период 12 мес.
Для определения доли вычетов в общем размере исчисленного налога за четыре квартала необходимо:
- • сложить суммы начисленного НДС (до применения вычетов) за четыре последних оконченных квартала;
- • сложить суммы вычетов за четыре последних оконченных квартала;
- • разделить общую сумму вычетов на общую сумму начисленного НДС.
Источником информации о размере исчисленного налога и размере вычетов являются налоговые декларации по НДС.
По критерию значительных налоговых вычетов проверяются только плательщики НДС. Кроме того, если налогоплательщик является 100%- ным экспортером и применяет нулевую ставку НДС, то данный критерий не позволит определить наличие потенциального риска совершения указанным налогоплательщиком налогового правонарушения.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Указанный критерий относится только к организациям, которые применяют общий режим налогообложения и уплачивают налог на прибыль организаций.
В связи с этим его не применяют ИП и организации, перешедшие на применение специальных налоговых режимов (ЕСХН, УСН, ЕНВД).
Чтобы сравнить темпы роста доходов и расходов, необходимо рассчитать темп роста:
- • доходов по налогу на прибыль организаций;
- • расходов по налогу на прибыль организаций;
- • доходов по бухгалтерской отчетности;
- • расходов по бухгалтерской отчетности.
Для определения темпов роста доходов и расходов используются налоговая декларация по налогу на прибыль организаций и отчет о прибылях и убытках за последний отчетный или налоговый период, а также налоговая и бухгалтерская отчетность за аналогичный предыдущий период.
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
Для расчета средней заработной платы за 2014 г. организация «Воронья слободка» использовала следующие данные: фонд оплаты труда — 3090 тыс. руб.; средняя численность работников — 15 человек.
Таким образом, средняя заработная плата за 2014 г. составила
Средняя заработная плата по отрасли оптовой торговли в 2014 г. по данным Росстата составляла 25 601 руб. Таким образом, среднемесячная заработная плата организации значительно ниже среднеотраслевого уровня.
Это служит основанием для налогового органа запросить соответствующие пояснения у налогоплательщика и при отсутствии обоснованных причин данного факта включить его в план выездных налоговых проверок.
- 6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
- 7. Отражение ИП суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
- 8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). При анализе данного критерия необходимо руководствоваться положениями постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
- 9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
- 10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами). При анализе данного критерия налоговыми органами используются сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, что позволяет оперативно проследить перемещение налогоплательщиков.
- 11. Значительное отклонение уровня рентабельности по показателям бухгалтерского учета от уровня рентабельности для этой сферы деятельности по данным статистики.
- 12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Обратите внимание!
В Концепции не указано, соответствие скольким критериям позволяет налоговым органам включить налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Поэтому даже при соответствии хотя бы одному из критериев налогоплательщик может быть включен в план проведения выездных налоговых проверок.
При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке обязан определить наличие возможности извлечения необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.
Включенные на сегодняшний день в состав действующих критериев показатели, с одной стороны, безусловно, позволяют налогоплательщикам самостоятельно оценить потенциальный риск быть подвергнутым выездной налоговой проверке. С другой стороны, они не всегда позволяют дать объективную оценку деятельности налогоплательщика. Так, например, рассматривая среднеотраслевые показатели, нельзя не отметить тот факт, что наличие существенных отклонений показателей рентабельности, налоговой нагрузки, заработной платы и т.д.
от средних значений не всегда вызвано применением так называемых серых схем уклонения от налогообложения. Оно может быть вызвано и объективными причинами, такими как размеры бизнеса. Достаточно сложно сравнивать между собой показатели деятельности крупной торговой сети и небольшого торгового павильона.
Например, уровень заработной платы на небольших предприятиях и в крупных компаниях в одной отрасли значительно различаются между собой. Или более низкий среднемесячный заработок на одного работника по сравнению со средним уровнем по виду экономической деятельности может быть дополнен иными преимуществами для сотрудника: условиями труда и отдыха, медицинской страховкой, обучением за счет компании и т.д.
Кроме того, приведенные критерии не учитывают возможного изменения экономической ситуации в стране в целом. Экономический кризис привел к вполне обоснованному снижению отраслевых показателей налогоплательщиков, не только начинающих свою деятельность, но и таких, которые давно занимаются бизнесом.
Низкие показатели могут наблюдаться и у компаний, стремящихся к интенсивному развитию. Организация может расширять производство и с этой целью модернизировать оборудование или осуществлять большие капиталовложения в объекты недвижимости. Помимо этого она вправе применять механизмы ускоренной амортизации, и, следовательно, сумма исчисленных налогов будет меньше среднестатистической.
Также возможна ситуация, при которой для освоения новых рынков сбыта и увеличения спроса на продукцию устанавливается минимальная наценка или предоставляются скидки и бонусы. Соответственно, именно стремящиеся к развитию компании окажутся в поле зрения налоговых органов и попадут в область наибольшего налогового риска.
Также весьма неоднозначным представляется критерий, относящийся к размерам налоговых вычетов по НДС. В отношении данного показателя необходимо отметить, что он не может рассматриваться как универсальный, так как не учитывает наличие различных ставок НДС. Например, отдельный налогоплательщик может осуществлять только операции, облагаемые по ставке 10%, при этом он использует при производстве и реализации своей продукции сырье, работы и услуги, облагаемые НДС по ставке 18%.
Это приводит к значительному отклонению значения рассматриваемого показателя от рекомендуемого.
Такие же проблемы могут возникать и при использовании других критериев самостоятельной оценки рисков. Кроме того, данные критерии оценки рисков носят методический характер и их реализация налоговыми органами в условиях отсутствия соответствующей комплексной автоматизированной аналитической системы требует значительных временных и трудовых затрат. В связи с этим проблема создания, внедрения и постоянного совершенствования автоматизированной системы отбора налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок является насущной необходимостью для эффективного функционирования налоговой системы РФ.
Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@
1. Цели разработки Концепции
Настоящая Концепция разработана в целях:
1) создания единой системы планирования выездных налоговых проверок;
2) повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков;
3) обеспечения роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства;
4) сокращения количества налогоплательщиков, функционирующих в «теневом» секторе экономики;
5) информирования налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.
2. Основные принципы планирования
Построение единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок базируется на определенных принципах. К ним относятся:
1. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков.
2. Своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений.
3. Неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.
4. Обоснованность выбора объектов проверки.
В соответствии с новым подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.
Вместе с тем налогоплательщик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.
Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок.
Таким образом, в соответствии с настоящей Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые – к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
3. Структура отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок
Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.
К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.
К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.
Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:
анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;
анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;
анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;
анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.
В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.
В соответствии с основными целями и принципами настоящей Концепции выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.
Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.
4. Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков
Настоящая Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.
Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:
1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53.
Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.