- Комментарии к ст. 12.15 КОАП РФ
- Судебная практика по статье 12.15 КоАП
- Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД
- Разворот через разделительную полосу
- Остановка и стоянка на левой стороне дороги
- Есть вопрос по Ст. 12.15 КоАП РФ? Задайте свой вопрос автоюристу на ФОРУМЕ!
- Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
- Штраф за выезд на встречку
1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
1.1. Невыполнение водителем тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 километров в час, вне населенных пунктов требования Правил дорожного движения пропустить следующие за ним транспортные средства для обгона или опережения —
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
2. Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения —
влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.
3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия —
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, —
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Комментарии к ст. 12.15 КОАП РФ
1. Объектами рассматриваемых административных правонарушений являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения.
2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, состоит в нарушении правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно в движении по обочинам или пересечении организованной транспортной или пешей колонны либо занятии места в ней.
Общие требования к расположению транспортных средств на проезжей части установлены разделом 9, встречного разъезда — разделом 11, пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней — абз. 4 п. 2.7, в движении по обочинам — п.
9.9 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.).
3. С объективной стороны ч. 2 данной статьи выражается в движении по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил.
Только в исключительных случаях, оговоренных Правилами, допускается движение транспортных средств по тротуару. Находясь в разрешенных случаях на тротуаре или пешеходной дорожке, водитель не обладает каким-либо преимуществом перед пешеходами, и на нем лежит полная ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения.
4. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает повышенную ответственность за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия. Пунктом 9.2 на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре и более полосы, запрещается выезжать для объезда на полосу, предназначенную для встречного движения.
В соответствии с Правилами препятствием является неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
5. По ч. 4 комментируемой статьи квалифицируется выезд в нарушение Правил на полосу, предназначенную для встречного движения, за исключением случаев, предусмотренных ч.
3 комментируемой статьи. Данной частью установлена повышенная ответственность за невыполнение пунктов 9.2, 9.3, 9.6, абз. 2 и 6 п.
11.4 раздела «Обгон, опережение, встречный разъезд», абз. 8 п. 15.3 раздела «Движение через железнодорожные пути» Правил.
В соответствии с абз. 2 п. 11.4 Правил запрещается обгон на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной.
Согласно абз. 6 п. 11.4 Правил обгон запрещен в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения.
В соответствии с абз. 8 п. 15.3 Правил запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства.
Кроме того, по ч. 4 комментируемой статьи следует квалифицировать противоправные деяния в виде выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, при движении по дороге с одной полосой движения для каждого направления в результате нарушения требований дорожных знаков 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», а также дорожной разметки 1.1. Также по ч.
4 комментируемой статьи квалифицируется выезд на трамвайные пути встречного направления. Пункт 9.6 Правил предусматривает исключение из общего правила и устанавливает, что при наличии трамвайных путей попутного направления, расположенных слева на одном уровне, по ним допускается движение, когда заняты все полосы данного направления. При этом правилами запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления.
6. Субъектами правонарушений являются водители транспортных средств.
7. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной.
8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч.
1 — 3, а также ч. 4 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) комментируемой статьи, рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3).
Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1 и 2 данной статьи могут рассматриваться также сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющими специальное звание (ст.
23.3). Дела по ч. 4 данной статьи (за исключением случаев фиксации административного правонарушения специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме) рассматриваются судьями (ч.
1 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Судебная практика по статье 12.15 КоАП
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин И.С. Дементьев оспаривает конституционность части 4 статьи 12.15 КоАП Российской Федерации, устанавливающей, что выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
Также заявитель оспаривает конституционность пункта 8.6 Правил дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090), согласно которому поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения; при повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Поддубного С.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 36 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара Краснодарского края от 25 мая 2015 г., решение судьи Советского районного суда г.
Краснодара от 1 июля 2015 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 4 марта 2016 г., вынесенные в отношении Поддубного С.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Касандрицкого Д.О. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 30 Западного административного округа г. Краснодара от 23 июня 2016 года, решение судьи Ленинского районного суда г.
Краснодара от 28 июля 2016 года и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 31 октября 2016 года, вынесенные в отношении Касандрицкого Д.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Кроме того, материалы дела содержат постановление инспектора ДПС ОГИБДД МУ МВД России «Сызранское» от 18 октября 2015 года, N . вынесенное в отношении Л. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей.
Согласно указанному постановлению, 18 октября 2015 года Л. управляя транспортным средством » . «, государственный регистрационный знак .
заблаговременно не занял крайнее левое положение на проезжей части, чем нарушил требования п. 9.1 Правил дорожного движения (л.д. 114).
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Т.А. Сивирин оспаривает конституционность части 1 статьи 12.15 КоАП Российской Федерации, которая устанавливает административную ответственность за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги.
Как следует из представленных материалов, постановлением уполномоченного должностного лица, оставленным без изменения судами, заявительница была признана виновной в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги (часть 1 статьи 12.15 КоАП Российской Федерации), а именно в несоблюдении безопасного бокового интервала, в результате чего произошло столкновение транспортного средства под управлением заявительницы и стоявшего автомобиля; заявительнице было назначено административное наказание в виде штрафа в размере полутора тысяч рублей.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Щекочихиной О.В. на вступившие в законную силу решение судьи Зарайского городского суда Московской области от 26 января 2016 года, решение судьи Московского областного суда от 19 апреля 2016 года и постановление заместителя председателя Московского областного суда от 26 августа 2016 года, вынесенные в отношении Щекочихиной О.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Любименко А.В. на определение судьи Верховного Суда Республики Крым от 22.11.2016 N 21-761/2016, которым возвращена жалоба названного лица на решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 06.10.2016 N 12-149/2016, вынесенное в отношении Любименко А.В. (далее — Любименко А.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Гильманова М.Г. на вступившие в законную силу решение судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 11 апреля 2016 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 27 июня 2016 года и постановление заместителя председателя суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 10 октября 2016 года, вынесенные в отношении Юшкевича А.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Хомчик В.В., рассмотрев надзорную жалобу адвоката Харьковского С.Г. — защитника Габриэляна Д.А. на постановление заместителя председателя Ленинградского окружного военного суда от 8 декабря 2016 г., вынесенное в отношении военнослужащего войсковой части .
Габриэляна Д.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст.
12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ),
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Хачатуряна В.Э. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Нефтекумского района Ставропольского края от 28 июня 2016 года, решение судьи Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 24 августа 2016 года и постановление заместителя председателя Ставропольского краевого суда от 19 октября 2016 года, вынесенные в отношении Хачатуряна В.Э. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Кузьмина Л.И. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника центра — начальника отдела по ИАЗ ЦАФ АП ГИБДД МВД по Чувашской Республике N . от 22 марта 2016 года, решение судьи Ленинского районного суда г.
Чебоксары Чувашской Республики от 14 июня 2016 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 12 июля 2016 года и постановление председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 25 ноября 2016 года, вынесенные в отношении Кузьмина Л.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД
Материал данной статьи является кратким пояснением (комментарием) к пункту 9.1 (1) раздела ПДД «Расположение ТС на проезжей части», который дополнил Правила с 12 июля 2017 года.
9.1 (1): «На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева».
Разворот через разделительную полосу
Известно, что разделительная полоса делит площадь перекрестка на два пересечения проезжих частей. Долгое время было много разных споров по правомерности разворота по короткой и длинной дуге через разделительную полосу из одного пересечения в другое. Этому вопросу посвящена серия из трех статей Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой.
Какой вариант разворота считать правильным, по длинной дуге или по короткой? Поскольку в «общих» случаях на это вопрос ответить затруднительно, для этого требуется конкретика по каждому месту события или перекрестку, тут приходит на помощь пункт 9.1 (1), в котором прописаны условия, при которых выезд на участок со встречным движением запрещается.
Таким образом, если на участке в разрыве разделительной полосы нанесена сплошная (двойная сплошная) линия разметки, то линия разворота должна пройти ЗА этой разметкой – только по длинной дуге.
Точно так (по большому радиусу) следует развернуться, если вместо линий разметки по этому участку проходят трамвайные пути.
Если же разметки на проезжей части нет (отсутствует), то ничто не запрещает развернуться через разделительную полосу по малому радиусу, как на обычном перекрестке. Но, опять же, всегда нужно смотреть, как организован проезд на конкретном перекрестке. Вполне возможно, что поворот налево может быть запрещен одним из знаков группы 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4.
Остановка и стоянка на левой стороне дороги
В соответствии с пунктом 12.1, остановка и стоянка на левой стороне дороги с двухсторонним движением разрешаются только в населенных пунктах, и только на двухполосных дорогах без трамвайных путей посередине. Кроме этого на такой дороге не должно быть сплошной линии разметки 1.1, разделяющей встречные направления.
При указанных условиях остановка и стоянка в населенном пункте на левой обочине, если таковая имеется, не запрещены, поскольку термин «дорога» включает в себя и проезжую часть, и обочину.
В случае остановки автомобиля или постановки его на стоянку на левой стороне дороги через сплошную линию разметки, либо таким образом, что по окончании стоянки автомобиль поедет левее сплошной (осевой) линии разметки 1.1, данное «деяние» будет расценено как выезд на встречную полосу в нарушение ПДД.
Есть вопрос по Ст. 12.15 КоАП РФ?
Задайте свой вопрос автоюристу на ФОРУМЕ!
Как видно из приведенной нормы, санкция в виде лишения права управления транспортным средством предусмотрена не во всех случаях (только при выезде на полосу, предназначенную для встречного движения для совершения обгона и в случае выезда на полосу, предназначенную для встречного движения сопряженного с обгоном). Под 12.15 КоАП попадает и лишение водительских прав за обгон. Водитель, осуществивший обгон с выездом на встречную полосу через сплошную линию дорожной разметки, может быть лишен прав.
Так же предусмотрено лишение водительских прав за обгон по встречной полосе в зоне действия дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен» (даже в случае прерывистой разметки). В этой категории к наиболее сложным случаям лишения водительских прав автоюристы относят обгон в конце подъема или на участке с ограниченной видимостью, сопровождающийся выездом на встречку. На тех участках дороги, видимость на которых затруднена или ограничена, обгон может быть квалифицирован по пункту 4 статьи 12.15.
Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
Нажимая «Проверить штрафы» вы даёте согласие на обработку персональных данных согласно политике и принимаете условия оферты .
Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд
Штраф за выезд на встречку
Когда можно выезжать на встречку. Если на дороге три полосы, водитель может выехать на среднюю и обогнать машину перед собой. С этой полосы можно поворачивать и разворачиваться. На встречку можно выехать и на двухполосной дороге, если между полосами нет сплошной линии, а на обочине — знака «Обгон запрещен».
Когда нельзя. По встречке нельзя обгонять, поворачивать и разворачиваться, если разметка и знаки это запрещают.
Штраф за выезд на встречку. В зависимости от обстоятельств и намерений водителя, за выезд на полосу встречного движения наказывают штрафом от 1 до 5 тысяч рублей или лишают прав. Например, на дороге остановились машины из-за аварии и водитель объехал их по встречке через сплошную линию — за такое могут оштрафовать на 1 тысячу рублей.
По моему опыту, при первом нарушении чаще всего водителю выписывают штраф. Лишают прав, если нарушение повторяется в течение года. Также инспектор учитывает наличие неоплаченных штрафов и «досье» нарушителя — если водитель часто нарушал скоростной режим или его поведение на дороге было опасным, скорее всего, прав лишат.
Основные случаи, когда выезжать на встречку нельзя. Штраф зависит от намерений водителя и обстоятельств