Нужны ли права на электро самокат

Содержание
  1. Верховный суд признал электросамокат транспортным средством!
  2. Последние поправки в ПДД об электросамокатах
  3. Определение СИМ
  4. Максимальная скорость передвижения на электросамокатах
  5. Ограничения и запреты
  6. Последние новости в законодательстве о самокатах: трансляция
  7. Что такое электросамокат по ПДД 2022 года?
  8. Это пешеходы?
  9. Это велосипед?
  10. Это мопед?
  11. ПДД для электросамоката и гироскутера
  12. Электросамокат – транспортное ли это средство
  13. Нужны ли права на электросамокат
  14. Почему движение на электросамокатах не регулируется
  15. На какие модели электротранспорта нужно водительское удостоверение
  16. Можно ли управлять электротранспортом без прав, не выезжая на проезжую часть
  17. Санкции за управление электросамокатом без прав
  18. Опасность гироскутеров
  19. Где и с какого возраста можно получить права
  20. ПДД для электротранспорта
  21. Правила передвижения электросамокатов в 2021 году
  22. Разрешенная мощность
  23. Можно ли ездить на электросамокате без прав
  24. Штраф
  25. Нужно ли иметь удостоверение водителям электросамокатов
  26. Электросамокаты в роли мотоцикла
  27. Что запрещено делать водителям электросамокатов
  28. Зачем нужно вводить права на электротранспорт
  29. На какие электросамокаты требуются права?
  30. Что нужно, чтобы получить права?
  31. Какие штрафы есть за езду на электросамокате?
  32. Что дальше?

До появления электросамокатов в России не было проблем с их квалификацией по Правилам. Однако, с их популяризацией возросло и количество ДТП. Поэтому власти задумались о том, чтобы отнести их к отдельной категории транспортных средств.

Об этом мы писали в одной прошлых статей о последних новостях о средствах индивидуальной мобильности. В этой статье мы поговорим конкретно об электрических самокатах и выясним, где на них можно ехать, какие ПДД для них предписаны, в том числе к чему они относятся: мопедам, велосипедам или пешеходам, а также выясним тонкости езды пьяным на таком транспорте и поговорим про последние поправки в законах.

Верховный суд признал электросамокат транспортным средством!

Раздел добавлен 30.03.2022 в связи с важным решением Верховного суда России, который разъяснил, что электросамокат – это транспортное средство.

С конца марта в интернете начала распространяться информация о том, что якобы вышел некий новый закон, который поставил данный вид устройства рядом с автомобилями и мотоциклами по своим правам и, главное, обязанностям.

Если вы в сети найдёте подобного рода информацию, то знайте, что правдой это не является.

А истина в том, что Верховный суд, рассматривая одну из жалоб водителей, разъяснил, что электросамокат является транспортным средством. Однако, не всё так просто! ВС РФ рассматривал конкретное дело с конкретным устройством и при конкретных обстоятельствах.

Дело в том, что, во-первых, право в России не прецедентно. Нижестоящие суды обязаны руководствоваться мнениями вышестоящих инстанций, однако, из-за разноплановости всех административных дел ровно такие же решения выносить никто не обязан.

И самое главное, Верховный суд признал транспортным средством конкретный электросамокат, рассматривая определённое дело. А суть здесь заключается в том, что отношение этого устройства к ТС существенно зависит от его характеристик. Если говорить грубо, то все самокаты с номинальной мощностью электродвигателя больше 250 Ватт можно по ПДД отнести к мопедам.

Но есть ещё ряд тонкостей. И обо всём этом мы говорим ниже в данной статье.

Поэтому важно понимать, что никакого нового закона о том, что электросамокат – это в 2022 году теперь транспортное средство, нет. Есть лишь решение Верховного суда, и его статус и правомочность мы объяснили выше.

Последние поправки в ПДД об электросамокатах

Раздел обновлён 17.10.2021 в связи с подготовкой последней редакции проекта изменений в Правила дорожного движения.

Правительство России после долгих обсуждений (см. раздел ниже), наконец, подготовили последнюю редакцию обновления ПДД по части электросамокатов – регулирования их движения по тротуарам и проезжей части, а также запретов, ограничений и условий разрешения передвижения.

Поправок, на самом деле, достаточно много. Однако все они направлены на добавление нового термина «средства индивидуальной мобильности» в большинство пунктов Правил, где так или иначе упоминаются транспортные средства и велосипеды. То есть здесь мы получаем, что фактически при тех или иных обстоятельствах и организации дорожного движения электросамокатчики должны будут вести себя как водители автомобилей либо как велосипедисты (а иногда даже как пешеходы – спешиваться).

Давайте подробнее рассмотрим, какие изменения предлагаются Правительством РФ.

Определение СИМ

Наконец-то, появилось чёткое (на самом деле, не совсем точное) определение средств индивидуальной мобильности. Однако, перечислены основные их представители:

  • электросамокаты,
  • самокаты (без двигателя),
  • роликовые коньки,
  • гироскутеры,
  • электроскейтборды,
  • скейтборды,
  • моноколёса,
  • сигвеи,
  • другие аналогичные средства.

И вот как раз последний пункт делает определение СИМ довольно сильно «плавающим». То есть получаем, что сюда можно отнести многие средства, которые соответствуют самому определению средств индивидуальной мобильности:

. устройство, имеющее одно или несколько колёс (роликов), предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека.

Обратите внимание, что сюда также не относятся инвалидные коляски.

А всё, что мы пишем далее, уже относится непосредственно ко всему такому транспорту, подпадающему под данное определение.

Максимальная скорость передвижения на электросамокатах

В сети вы можете прочитать много информации о том, что якобы для электрических самокатов теперь по новым ПДД будет установлено скоростного режима в 25 км/ч. Это не совсем правда!

Вообще, здесь «фейков» ещё больше. Так, многие СМИ пишут 3 главные вещи:

  • ограничение скорости для электросамокатов общее – 25 км/ч,
  • в случае передвижения вместе с пешеходами (по тротуарам) – 20 км/ч,
  • а с автомобилями – 60 км/ч.

Так вот, в проекте Постановления Правительства РФ, то есть в официальной трактовке поправок вы не найдёте первого и последнего пункта. Указано только ограничение для совместного движения с пешеходами – 20 км/ч (пункт 1.33, изменения в пункт 24.6 ПДД). А вот про 25 и 60 км/час – такого в тексте проекта нет.

Ограничения и запреты

Есть довольно много иных запретов для электросамокатчиков. А также новые ограничения для велосипедистов. Рассмотрим основные из них!

  • Если движение по тротуару электросамоката или велосипедиста создаёт помехи пешеходам либо представляет для них опасность, то первые обязаны спешиться (но для СИМ допускается снизить скорость до скорости движения пешеходов).
  • При движении по краю проезжей части СИМ должны ехать в сторону движения потока – запрещается движение против хода потока автомобилей.
  • Сигнал светофора в виде пешехода или велосипедиста также распространяется на водителя средства индивидуальной мобильности.
  • В жилой зоне электросамокатчики приравниваются к пешеходам – имеют право ездить везде, а водители машин обязаны уступать им дорогу. Но и они СИМ не должны создавать необоснованные помехи автомобилям.
  • Для лиц старше 14 правилами устанавливается возможность движения по участкам дорог такая же, как для велосипедистов.
  • А до 14 лет на электросамокате запрещено выезжать на проезжую часть и обочину.
  • По проезжей части СИМ могут ехать только в один ряд (как и велосипедисты).
  • Появился прямой запрет вождения электросамокатов и иных СИМ в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (в том числе после лекарств).

Последние новости в законодательстве о самокатах: трансляция

На фоне участившихся инцидентов с участием данного вида транспорта, а вместе с этим и инициатив по контролю безопасности их передвижения, ниже приводим свежие новости по таким новшествам.

Министерство транспорта выступило с предложением запретит на электросамокатах с массой более 35 кг выезжать на тротуары. Таким образом, для такого транспорта открыта будет исключительно проезжая часть дороги.

Комитет думы РФ по строительству и транспорту предложил ввести госномера для электросамокатов, обязать их приобретать ОСАГО, а также ограничить их максимальную разрешённую скорость для передвижения. Также предлагается выделить отдельные полосы для их движения и ограничить минимальный возраст для их использования.

Во многих городах России начали запрещать ездить на электросамокатах в части районов городов, где локализовано много пешеходных дорожек и в целом плотное движение пешеходов.

Кроме того, в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Красноярске и ряде других городов введены следующие ограничения:

  • запрет на движение электросамокатов в определённых районах,
  • ограничение скорости (самое жёсткое – до 10 км/ч),
  • также запрещена аренда такой техники в ряде точек городов,
  • изредка поступают предложения ограничить максимальный вес самокатов для возможности езды на них в пределах населённых пунктов
Читайте также:  Господдержка для открытия малого бизнеса в 2022

Электросамокаты предложили прямо приравнять к мопедам. С такой инициативой выступила общественная палата, хотя, и без такого предложения их чаще всего считали такой категорией транспортных средств. Между тем, на мопеды нужна любая категория водительских прав, а за управление в нетрезвом виде могут привлечь к лишению автомобильных прав.

Инициатива поступила приравнять к мопедам, не только самокаты, но и велосипеды и всё, что имеет электродвигатель, в том числе велосипеды, за исключением гироскутеров, сигвеев и моноколёс.

Глава ФАР РФ вынес на обсуждение инициативу по запрету продажи электросамокатов, максимальная конструктивная скорость которых превышает 20 км/ч.

Обратите внимание, все указанные выше последние новости о самокатах являются лишь инициативой. Они не введены законодательно, и соответствующих проектов новых законов по ним также нет.

Мы ежедневно мониторим информацию по изменениям законодательства и обновим статью, как только таковые появятся.

Что такое электросамокат по ПДД 2022 года?

Правила дорожного движения разделяют транспортные средства от самоходных машин, имеют градации в зависимости от максимальной скорости и мощности двигателя, а также количества колёс. В общем, можно легко запутаться в современных ПДД.

К сожалению, чёткого определения, что такое электросамокат по Правилам, по состоянию на 2022 год нет. Но есть устоявшаяся судебная практика по их разделению: в одних случаях их считают мопедами, в других – просто устройством для пешеходов. Соответственно, в определённых случаях вам потребуются права на них, а в других нет.

Равно как и пьяным нельзя ездить в первом случае.

Какие же требования ПДД к электросамокатам, к чему они приравниваются и в каких случаях? Итак, Правила имеют определённые категории транспорта, давайте выясним, какие из них можно отнести по букве законодательного акта в обсуждаемому нами.

Это пешеходы?

Очень многие участники дорожного движения считают наездника на электросамокате не более чем пешеходом. И это, учитывая, что современные устройства могут разгоняться до 60 км/ч и более. Даже велосипедисты, которые едут гораздо медленнее, не являются пешеходами.

Но ПДД в нашем случае здесь имеет чёткое определение. Согласно ему, пешеход – это лицо, которое находится вне транспортного средства. Здесь же указывается, что к пешеходам приравниваются люди, которые используют для передвижения самокаты или другие аналогичные средства.

Здесь для ответа нам нужно выяснить 2 вопроса:

  • приравнивается ли электросамокат по определению ПДД к транспортному средству,
  • относится ли он к «другим аналогичным средствам» по официальному тексту из Правил?

Для ответа на них идём к определению транспортного средства и видим, что это устройство, которое предназначено для перевозки по дорогам в том числе людей. Обратите внимание, что дорога включает в себя также тротуары и обочины.

Идём ещё дальше и смотрим определение механического транспортного средства – оно приводится в движение двигателем.

Таким образом, электросамокат по сути является транспортным средством по ПДД 2022 года. Однако, прямой отсылки в Правилах на это нет, так как не указано прямо к чему приравнивается эта категория.

Это велосипед?

Нет. В определении велосипеда указано, что они должны приводиться в движение мускульной силой, в частности, с помощью педалей или рукояток. И потому электросамокат на дорогах России не является велосипедом.

Это мопед?

Уже вполне! Мопедом по ПДД является такой транспорт, который соответствует следующим критериям:

  • имеет 2 или 3 колеса,
  • максимальная скорость не выше 50 км/ч,
  • электродвигатель с мощностью более 250 Вт, но менее 4 кВт.

Как видим, большинство электросамокатов по определению – это мопеды

Однако, нас всё же интересует вопрос практики правоприменения, и она в целом однозначна в 2022 году.

ПДД для электросамоката и гироскутера

В 2021 году можно все чаще встретить гироскутер или электросамокат на дороге. Водители данных гаджетов практически не несут ответственности и не облагаются штрафами за вождение без прав. Из-за этого участились случаи ДТП по вине владельцев электротранспорта.

Поэтому Министерство транспорта России более подробно рассматривает необходимость введения ПДД для двухколесной электрической техники.

Электросамокат – транспортное ли это средство

На 2021 год в ПДД РФ нет точного определения понятия «электрический самокат». Поэтому его одновременно рассматривают как велосипед, который приводится в движение ногами, мопед, имеющий мотор, или как пешехода, передвигающегося при помощи девайса.

Обратите внимание! С целью применения санкций в Кодексе РФ об административных правонарушениях дано определение. Электросамокат – это транспортное средство, которое имеет двигатель мощностью не менее 4 кВт и максимально разгоняется до 50 км/ч.

Электросамокат редко оснащен мощным двигателем, чтобы попадать под статью 12.1 КоАП. Поэтому данный гаджет приравнивается к обычному самокату, а владелец техники остается пешеходом. В случае столкновений водитель такого транспорта несет ответственность за иных лиц, которые принимали участие в дорожном движении.

Нужны ли права на электросамокат

Двухколесная и трехколесная техника с электрической тягой делится на транспорт с двигателем до 250 Вт и до 4000 Вт. Если гаджет оснащен слабым мотором, на него не требуются права. Человек на электросамокате по ПДД приравнивается к пешеходу, движущемуся на своих двух ногах, инвалидной коляске или велосипеде.

Однако если техника оснащена мощным двигателем, который развивает скорость до 50 км/ч и выше, транспорт рассматривают как мопед. Чтобы ездить на электросамокате, человеку требуется получить права категории М. Если сотрудники ГИБДД остановят водителя, они вправе потребовать документы.

При их отсутствии нарушителю ПДД назначают наказание в виде денежного штрафа и лишения транспорта.

Почему движение на электросамокатах не регулируется

Депутаты Мосгордумы обеспокоены положением водителей на транспорте с электротягой. Участились случаи ДТП, которые влекут за собой инвалидность или смерть человека, столкнувшегося с электросамокатом, сегвеем, гироскутером. Однако в МВД РФ объясняют, что сложности регулирования движения данной техники в том, что она нигде не регистрируется и не имеет серийных номеров.

Также на рынке гаджетов постоянно появляются новые, более мощные и маневренные модели.

Это интересно! В некоторых городах других стран движение на электросамокате и иных видах электротранспорта четко регулируется законодательством. В Барселоне запрещено ездить на гаджетах по тротуарам и разгоняться свыше 20 км/ч. Подобное ограничение распространилось на Мадрид. В Сан-Франциско нельзя сдавать технику напрокат. В Германии требуется разрешение на все средства передвижения, которые развивают скорость более 6 км/ч. Данные изменения начали вводить в ПДД после аварий, повлекших за собой смерть.

На какие модели электротранспорта нужно водительское удостоверение

Перед началом эксплуатации альтернативного транспорта, который не требует использование горючего, необходимо ознакомиться с прописанными правилами ПДД. Большинство разновидностей электротранспорта не способны разгоняться более 25 км/ч, поэтому не опасны для участников движения. По закону водительское удостоверение обязаны иметь только владельцы следующей техники:

  • электроскутер;
  • электровелосипед и электросамокат мощностью выше 250 Вт.

В Министерстве транспорта России ведутся споры, нужны ли права на электросамокат в 2021 году. Поэтому владельцам данной техники рекомендуется внимательно следить за новостями и изменениями в КоАП.

Внимание! Для лиц, достигших 18 лет и имеющих права на вождение автомобиля, открывать категорию М не нужно.

Можно ли управлять электротранспортом без прав, не выезжая на проезжую часть

Управление мощным электротранспортом требует наличие прав. Но пока водитель не выехал на проезжую часть общественного пользования, его нельзя считать участником дорожного движения. Поэтому некоторые обладатели мощных электросамокатов не спешат открывать категорию М.

Читайте также:  Соглашение о завышении стоимости квартиры образец

Однако такое нарушение может быть замечено сотрудником ГИБДД. Владельцу техники предъявят штраф и заберут гаджет.

Санкции за управление электросамокатом без прав

Сотрудники ГИБДД в редких случаях останавливают водителей электросамоката. Это связано с тем, что в 2021 году мало автошкол, которые имеют необходимое количество специалистов и площадок для обучения езды на подобном транспорте. Для передвижения по дорогам и тротуарам достаточно предъявить водительские права категории В.

Важно! Чтобы не попасть в аварию и не получить санкции за вождение электросамокатом, рекомендуется придерживаться правил, прописанных велосипедистам. По дороге можно двигаться в крайнем правом ряду.

Если же водителя без прав остановили на дороге общественного пользования, сотрудник ГИБДД имеет право ввести санкции. В наказании предусматривается денежный штраф на 5000-15000 рублей и отправление транспортного средства на штрафстоянку. Получить обратно конфискованный гаджет человек сможет только после предъявления прав категории М.

В случае остановки несовершеннолетнего нормативные взыскания налагаются на его родителей.

Опасность гироскутеров

Большинство гироскутеров оснащены двигателями низкой мощности, которые развивают до 25 км/ч. Но владельцы гаджетов снимают программные ограничения скорости, что позволяет ездить на них наравне с мопедами. Транспортное средство становится опасным для жизни и здоровья пешеходов.

Спортивный девайс не имеет никакой защиты для водителя. Поэтому при столкновении с другим участником движения увеличиваются шансы травматизации обеих сторон.

Часто в ДТП попадают дети, которые невнимательны на дорогах или тротуарах, и нетрезвые водители. Человеку на электрическом транспортном средстве в состоянии алкогольного опьянения предъявят штраф до 30000 руб. У нарушителя правил гироскутер конфискуют и лишат всех открытых категорий.

Где и с какого возраста можно получить права

Поскольку права на гироскутер или электросамокат необходимы владельцам электротранспорта, который разгоняется до 50 км/ч и приравниваются к мопеду, следует открыть категорию М. Обучение практике и теории проходит в автошколе со специалистами и местом для езды на технике с объемом двигателя до 50 куб. см.

В школу принимаются дети с 16 лет, в младшем возрасте ученика не допустят к сдаче экзамена в ГАИ.

Важно! Для получения прав придется пройти трехмесячное обучение. В автошколу не принимаются лица, состоящие на учете у нарколога или психиатра, люди с плохим зрением.

ПДД для электротранспорта

В конце лета 2019 года Министерство транспорта России разработало новые правила движения для владельцев электросамоката или скутера. Также под категорию электротранспорта попадают сегвеи, моноколеса, электробайки. В будущем ПДД, относящиеся к мопедам, распространятся и на современные гаджеты.

Водителям нельзя будет передвигаться по тротуарам, пешеходному переходу. Запрещается брать с собой груз, который выступает на 50 см дальше от границ транспорта. Перевозка багажа, детей и других людей мешает управлению гаджета, что приведет к травмированию участников движения.

Согласно действующему законодательству водители электротранспорта все еще приравниваются к пешеходам. Поэтому правила для электросамоката или гироскутера одинаковы. На технике стоит передвигаться только по тротуару, не мешая другим участникам движения. О необходимости специальной экипировки и защитных средств в КоАП не сказано.

Электросамокат или гироскутер не являются транспортным средством. Поэтому водителям гаджетов следует придерживаться правил дорожного движения, прописанных пешеходу. Сотрудники ГИБДД имеют право остановить и предоставить штрафные санкции лицам в алкогольном опьянении или тем, кто катается на технике с мощным двигателем (более 250 Вт).

Специально получать права для управления электросамокатом мощностью более 250 не нужно, если у вас водительское удостоверение класса Б. Вы допущены к управлению скутером, мопедом, электросамокатом, квадроциклом по умолчанию.

Инциденты с участием электросамокатов, подпадающие под категорию дорожно-транспортного происшествия, участились по всей стране. Именно поэтому возник запрос на пересмотр правил использования этого транспортного средства. Появилось такое понятие, как «разрешенная мощность электросамоката для езды без прав».

Вступившие в силу поправки и допущения будут интересны собственникам самокатов, владельцам кикшеринга (точек аренды), а также тем, кто занимается прямыми продажами.

Правила передвижения электросамокатов в 2021 году

В 2013 году группой разработчиков была создана специальная категория под литерой «M», определившая правила передвижения на квадроциклах, мопедах, скутерах.

До недавнего времени все электросамокаты по умолчанию приравнивались к категории М с мощностью двигателя до 250 Вт. Но в продаже появились транспортные средства, на которых показатели изменились. Это заставило участников и регулировщиков дорожного движения задуматься о поправках.

Весной 2021 года дополнения вступили в силу:

  • электросамокаты приравнены к СИМ (средствам индивидуальной мобильности);
  • передвижение допускается по велосипедным дорожкам;
  • езда по тротуару разрешена на скорости 20 км/ч;
  • если нет тротуаров или велосипедных дорожек, то можно ехать по основной дороге, максимально прижавшись к обочине, но при наличии ВУ;
  • категорически запрещено ездить в нетрезвом состоянии;
  • обязательным считается использование средств индивидуальной защиты;
  • особые возрастные ограничения: дети до 7 лет могут ездить в пределах пешеходной зоны, дети от 7 до 14 лет – на тротуарах.

Езда на электросамокате по тротуару разрешена на скорости 20 км/ч

Для понимания основных правил передвижения существует несколько уточнений:

  • райдеру должно быть не менее 14 лет;
  • у самоката должен быть тормоз, светоотражатель, фара и звуковой сигнал;
  • если самокатчик движется по дороге, то он должен соблюдать правила перемещения строго внутри одного ряда и не обгонять едущих впереди;
  • на тротуарах безусловный приоритет принадлежит пешеходам.

Нововведения должны снизить рост дорожно-транспортных происшествий с участием электросамокатов.

Разрешенная мощность

Чтобы облегчить работу регулировщикам движения и объяснить правила владельцам транспортных средств, были выделены 3 большие подгруппы:

  • велосипеды: мощность до 250 Вт;
  • мопеды: мощность от 250 кВт до 4 кВт;
  • мотоциклы: мощность от 4 до 15 кВт.

В связи с этой классификацией часто возникают споры по вопросу отнесения маломощных электросамокатов к определенной категории. Сомнения участников дорожного движения вполне понятны.

Современный электрический самокат

Сегодня зафиксированы случаи, когда электросамокаты мощностью до 250 Вт были ошибочно отнесены ко второй подгруппе. После судебных разбирательств ошибки были учтены. Таким образом, под категорию ТС, для которых необходимо предъявлять ВУ, попадают только самокаты с двигателем мощностью более 250 Вт.

Можно ли ездить на электросамокате без прав

Если вы приобрели маломощный электросамокат, то права для управления не нужны. Когда гаджет развивает скорость от 50 км/ч, то нужно ВУ на случай если остановит инспектор ГИБДД.

Штраф

Санкции для владельцев электросамокатов:

  • Езда без наличия прав – 500 руб.
  • Если ВУ нет – до 15000 руб.
  • По тротуарам – 2000 руб.
  • Без средств ИЗ – 1000 руб.
  • В состоянии алкогольного опьянения – 30000 руб.

Штраф за езду без прав на электросамокате

Для тех, кто управляет электросамокатами малой мощности, предусмотрены штрафы до 1000 руб. за нарушения общественного порядка.

Нужно ли иметь удостоверение водителям электросамокатов

В ГИБДД электросамокаты относят к СИМ (средствам индивидуальной мобильности), но вопрос, нужны ли права на электросамокат в 2021 году в России окончательно не решен. Последняя предложенная поправка к законодательству выдвинутая Общественной палатой в апреле 2021 года требовала запретить гироскутерам, моноколесам и прочему электротранспорту передвигаться по тротуарам. Езду СИМ с электрическими моторами предлагалось разрешить только по автодорогам, причем не дальше правой полосы, но этот проект был отклонен в Минтрансе.

На данный момент в ПДД все еще отсутствует соответствующий пункт, и официально водители СИМ приравниваются к пешеходам. Но при рассмотрении инцидентов с участием электросамоката каждый случай решается индивидуально. В зависимости от обстоятельств дела, суд может признать лицо, управляющее СИМ, как водителем, так и пешеходом.

С июня 2021 года в Москве ограничили скорость прокатных электросамокатов до 25 км/ч, а при въезде в определенные зоны, она будет автоматически снижаться до 15 км/ч.

Многие производители электросамокатов, и в частности компания Xiaomi поддерживают инициативы российского законодательства, программно ограничивая скорость своих моделей до 25 км/ч.

Электросамокаты в роли мотоцикла

К мотоциклам относят любые двухколесные ТС, способные развивать скорость от 50 км/ч, при этом тип, мощность и объем двигателя значения не имеют. Такой транспорт требует наличия категории А в водительском удостоверении, что влечет за собой необходимость:

  • государственной регистрации и наличия номерного знака;
  • страховки по ОСАГО;
  • соблюдения ПДД для мотоциклов.
Читайте также:  Экспликация земельного участка это

При этом зарегистрировать электросамокат в ГИБДД по состоянию на середину 2021 года невозможно — в российском законодательстве все еще отсутствует необходимая правовая база.

Один из самых мощных самокатов — ULTRON T128, который имеет мотор 6000W и способен разгоняться до 85 км/ч.

Электросамокат ULTRON T128.

Что запрещено делать водителям электросамокатов

Несмотря на существующую неразбериху в официальных документах, ездить на электросамокате как угодно и где угодно все-таки нельзя.

Если лицо, управляющее СИМ, является пешеходом, то ему запрещено:

  • мешать передвижению других людей и ТС;
  • находиться на проезжей части;
  • пересекать дорогу в неположенных местах, либо на запрещающий сигнал светофора.

Штраф для пешехода за нарушение ПДД — пятьсот рублей, при создании помех движению транспорта — 1000 рублей, а если человек, управляющий электросамокатом, допустит аварию, но будет признан пешеходом, то ему придется заплатить 1,5 тысячи.

Неофициальная классификация электросамокатов.

Требования к управлению электросамокатом в качестве водителя до конца не определены, на форумах и сайтах на эту тему ведутся споры, но официальные законы еще находятся в стадии разработки. Как минимум, по действующим законам, таким ТС запрещено находиться на тротуаре. Поэтому, пока официальных новостей на эту тему нет, чтобы избежать проблем, рекомендуется при катании на электротранспорте внимательно учитывать окружающую обстановку, не разгоняться и не создавать помех другим людям или транспортным средствам.

Штраф за вождение велосипеда или СИМ в нетрезвом виде составляет от 1 до 1,5 тысяч рублей. Также электросамокат может быть доставлен на штрафстоянку, а за пьяное вождение ТС, признанного мопедом или мотоциклом, можно лишиться прав на 1,5–2 года.

«Нарваться» на инспектора ГИБДД можно только, если ваш маршрут проходит по автомобильным дорогам общего пользования (даже по грунтовым) — тротуары и пешеходные зоны не относятся к сфере деятельности ДПС.

10 июня 2021 года в Тюмени произошло редкое ДТП — столкнулись машина и частный электросамокат. Поскольку СИМ не был застрахован, корректно оформить происшествие оказалось невозможным.

Зачем нужно вводить права на электротранспорт

Вопрос, нужно ли иметь права на электросамокат, в России и других странах начал подниматься в связи с ростом ДТП с участием подобных ТС. Хотя в общих масштабах число пострадавших невелико, но количество единиц электротранспорта на улицах растет, а общая культура вождения пока еще отсутствует.

К тому же, полную статистику получить невозможно — во многих случаях водители самокатов покидают место аварии. При этом, электросамокаты давно уже не детские игрушки, а тяжелый транспорт с моторами 350W, 500W, или даже больше, который способен развивать скорость, сопоставимую с автомобильной.

С января по апрель 2021 года только в Москве произошло 14 ДТП с участием частного электротранспорта.

По закону к мототранспортным средствам могут относиться только ТС, развивающие скорость от 50 км/ч, поэтому производители немного занижают мощность мотора, чтобы уложиться в эти рамки. Но электротранспорт не становится от этого менее опасным.

Например, мощный самокат Куго М4 2020 года выпуска имеет двигатель 600W, аккумулятор 18Ah и способен разгоняться до 45 км/ч. Езда на такой скорости среди других людей или машин при весе ТС около 160 кг может представлять опасность для жизни как водителя, так и окружающих. Модель S3 этой же линейки оснащена мотором 350W (35 км/ч), но даже такая скорость может привести к печальным последствиям.

Электросамокат Kugoo M4 PRO.

Владельцам СИМ нужно помнить, что электросамокаты — не игрушки, а средства повышенной опасности. Так, в 2019 году в поселке Металлострой взорвался и вызвал пожар Куго М4, который простоял на зарядке около суток.

На какие электросамокаты требуются права?

Отвечая на этот вопрос, поднимем историю взаимоотношений водителей электрогаджетов и ГИБДД. Инспекция, получив в 2014 году закон для водителей категории «М», фактически не занималась владельцами экотранспорта – проблемы не существовало ввиду малой популярности гаджетов у населения. Вопрос приобрел актуальность в 2017-2018 годах, когда на улицах мегаполисов стали появляться райдеры на всевозможных гаджетах, оценить мощность мотора которых с ходу не представлялось возможным.

При этом многие устройства способны двигаться со скоростью выше 50 км/ч.

Официальный ответ начальника ГИБДД России был опубликован в «Коммерсанте» осенью 2018-го и теперь мы твердо знаем, как закон смотрит на владельцев электросамокатов в преддверии сезона 2019. Чиновник заявил, что «для передвижения на электросамокатах, сигвеях, гироскутерах, моноколесах не нужно получать водительское удостоверение», т.к. их технические данные не соответствуют требованиям категории «М».

То есть такие райдеры приравниваются к пешеходам.

Если же ваш гаджет мощнее 250 Вт, вы приравниваетесь к водителю транспортного средства и должны соблюдать правила, которые относятся к категории «М». В этом случае, вы обязаны получить права, обучившись в автошколе.

Что нужно, чтобы получить права?

Чтобы получить права на вождение электрического самоката мощностью от 0,25 кВт, вам потребуется соблюдение нескольких требований:

  1. Возраст 16 лет и выше,
  2. Прохождение медицинской комиссии (наличие справки),
  3. Обучение и сдача экзамена в автошколе,
  4. Сдача теоретического и практического экзаменов в ГИБДД.

Актуальной проблемой сегодня является минимальная заинтересованность автошкол в обучении водителей категории «М». Для большинства из них это экономически невыгодно, поэтому сложилась ситуация, когда проще обучиться сразу на несколько категорий, например «А» и «В», и автоматически получить «в подарок» категорию «М».

Какие штрафы есть за езду на электросамокате?

Если ваш гаджет обладает мощностью более 250 Вт и вы задержаны сотрудником ГИБДД без прав, то вам грозит административная ответственность:

  • штраф на сумму 5-15 тысяч рублей,
  • отстранение от управления вашим транспортным средством.

Кстати, ваш гаджет подлежит доставке на штрафстоянку, забрать с которой его сможет только обладающий правом управления гражданин.

Что дальше?

Споры о необходимости регулирования использования электрогаджетов с каждым годом набирают все большую силу. Связано это с тем, что популярность экотранспорта растет, а законодательство и городская инфраструктура попросту не успевает за желанием людей использовать удобные в городской среде средства передвижения. Самые острые обсуждения по поводу опасности электротранспорта возникают после случаев ДТП, которые, как правило, происходят с участием пешеходов.

Травмы в этих ситуациях бывают достаточно серьезными, зачастую участники вызывают ГИБДД для разбирательств. Инспекторам обычно не остается только «развести руками», если технические характеристики гаджета не соответствуют требованиям категории «М» — происшествие считается произошедшим между пешеходами.

Тем не менее, необходимость разделения потоков пешеходов и растущего количества любителей электротранспорта уже активно напрашивается, особенно в больших городах. Региональные депутаты выдвигают инициативы по специальной регистрации владельцев электротранспорта, чтобы начать регулировать эту сферу.

Adblock
detector