Обладают ли депутаты неприкосновенностью?

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 19. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы

1. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.

2. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть:

а) привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;

в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

3. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.

4. В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

5. После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

6. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

Читайте также:  Отчет по соц контракту пример помесячно

Статья 20. Порядок получения согласия на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности

1. Вопрос о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Совет Федерации, Государственная Дума рассматривают представление Генерального прокурора Российской Федерации в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, принимают по данному представлению мотивированное решение и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокурора Российской Федерации. Решением соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации от Генерального прокурора Российской Федерации могут быть истребованы дополнительные материалы.

В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе участвовать член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, в отношении которых внесено представление.

3. Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации дать согласие на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, и влекущим прекращение таких дел. Решение о прекращении соответствующего дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств.

4. О возбуждении уголовного дела или о начале производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, о прекращении соответствующего дела или о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы орган дознания, следователь или суд в трехдневный срок сообщает соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 21. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на отказ от дачи свидетельских показаний

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Готовые работы на аналогичную тему

Передача дела в отношении сенатора или депутатом в суд после окончания дознания, производства по делу об административном нарушении, предварительного следствия невозможна без получения согласия соответствующей палаты российского Парламента.

Сенатор России и депутат Государственной Думы не могут привлекаться к административной или уголовной ответственности в следующих случаях:

  • во-первых, при высказывание мнения или выражения позиции при голосовании в соответствующей палате российского Парламента;
  • во-вторых, при иных действиях, которые соответствуют депутатскому или сенаторскому статусу, включая период и по истечении срока полномочий сенатора или депутата.

Привлечение сенатора и депутата к административной и уголовной ответственности в случае клеветы, личных оскорблений или иных нарушений, ответственность за которые устанавливаются федеральным законодательством, возможно только при лишении депутата или сенатора неприкосновенности.

Сущность и значение депутатской неприкосновенности на региональном уровне

Правовые основы предоставления гарантий депутатам регионального уровня устанавливаются российской Конституцией, федеральными законами, конституциями или уставами и законами регионального уровня.

В том случае, если депутат осуществляет свою деятельность без отрыва от основной деятельности, реализация его полномочий гарантирует ему сохранение рабочего места на период, устанавливаемый региональным законодательством. Минимальное значение этого показателя составляет 2 дня, максимальное – 6 рабочих дней в месяц.

Читайте также:  Можно ли в роддоме написать заявление на кесарево

Законодательство гарантирует особый порядок производства по административным или уголовным делам, предусмотренный федеральным законами по содержание мероприятий оперативно розыскного характера в отношении:

  • во-первых, депутата;
  • во-вторых, багажа депутата;
  • в-третьих, служебных и личных транспортных средств депутата;
  • в-четвертых, переписки;
  • в-пятых, применяемых депутатом средств связи;
  • в-шестых, принадлежащих депутату документов;
  • в-седьмых, занимаемых депутатом служебных и жилых помещениях.

Особый порядок производства по административным уголовным делам также предусмотрен при:

  • во-первых, привлечении депутата к административной ответственности;
  • во-вторых, привлечении депутата к уголовной ответственности;
  • в-третьих, задержании депутата;
  • в-четвертых, аресте депутата;
  • в-пятых, обыске депутата;
  • в-шестых, допросе депутата.

Законодательство не допускает привлечение депутата к административной уголовной ответственности за следующие действия:

  • во-первых, высказывание мнения;
  • во-вторых, выраженную при голосовании позицию;
  • в-третьих, иные действия, которые соответствуют статусу депутата, включая период по окончании истечения срока полномочий депутата.

Данный запрет не распространяется на случай, когда депутат допускает публичное оскорбление, клевету, совершение иных нарушений, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 15.03.2022

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление» , преподавательский стаж — 15 лет

Автор24 — это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Депутатская улица

Депутатская улица Депутатская улица находится на Крестовском острове. Она идет от Петроградской улицы до набережной Мартынова.Раньше она начиналась от Александровского проспекта (ныне проспект Динамо) и именовалась Надеждинской. Это название известно с 1877 года, а

Депутатская этика

Депутатская этика ДЕПУТАТСКАЯ (парламентская) ЭТИКА (греч. ethika от ethos — привычка, нрав) — совокупность моральных и нравственных норм внутрипарламентского общения, предполагающих соблюдение определенных правил поведения, этики профессиональной ответственности и этики

Личная неприкосновенность

Личная неприкосновенность см. Право на свободу и личную

Парламентская неприкосновенность

Парламентская неприкосновенность см. Иммунитет

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ, ЛИЧНУЮ И СЕМЕЙНУЮ ТАЙНУ, ЗАЩИТУ СВОЕЙ ЧЕСТИ И ДОБРОГО ИМЕНИ — в качестве конституционного права гражданина закреплено в ст.

…права на неприкосновенность личности

…права на неприкосновенность личности Они выплеснули наружу все твои недостатки, которые ты усердно прятал и убивал. Не искушенный заботой окружающего тебя общества, ты вдруг облеплен их взглядом, полным негодования. Ты просто-напросто забыл отключить свой мобильник, и

Депутаты местного самоуправления: полномочия и ответственность

Депутатом представительного органа считаются граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, не имеющие оснований для ограничения в полномочиях и действующие на определенной территории муниципального образования в интересах населения

Депутат муниципального образования – это избранный народом, населяющим данное образование, человек, который будет представлять интересы избравших его местных жителей.

По закону, местное самоуправление не является институтом государственной власти. Считается, что здесь само население управляет своей жизнью, решает, что предпринять, чтобы жить стало лучше, какие ввести законы. Действует оно теоретически через избранных населением своих представителей.

Читайте также:  Имеет ли право продавец не продать товар

Правовой статус депутатов местного уровня

На должность депутат может претендовать любой гражданин, достигший восемнадцати лет. Особых требований к образованию закон не предъявляет.

Кроме того, закон о правовом положении иностранных граждан допускает возможность баллотироваться на должность депутата местного созыва иностранцам, имеющим право на постоянное проживание, то есть вид на жительство.

Продолжительность полномочий депутата законом установлено в рамках от двух лет до пяти лет. Конкретный срок полномочий закрепляется уставом города или района.

Депутат это выборная должность, однако, на постоянной основе могут находиться не больше, чем десять процентов членов от общего состава депутатов.

Гарантии депутатов

С момента избрания на должность, депутаты обладают неприкосновенностью. Неприкосновенность имеет свое распространение только на той территории, где депутат был выбран, то есть на территории конкретного муниципалитета.

Выезжая за его пределы, депутат несет ответственность на равных основаниях вместе с гражданами.

Как представителю населения, депутату предоставлено право беспрепятственного доступа на территорию любой организации, находящейся в границах муниципалитета.

Депутат местного уровня не может одновременно быть избранным на должности регионального или федерального уровня.

Гарантии депутатов распространяются на случаи привлечения их к юридической ответственности. Согласно действующему законодательству действую специальные правила привлечения их к уголовной или административной ответственности.

Член представительного органа не несет ответственности за свои высказывания, суждения, политику, за исключением случаев клеветы или оскорблений высказываемых публично в отношении граждан.

Действующие ограничения для депутатов местного уровня

  1. Осуществлять предпринимательство как лично, так и через третьих лиц.
  2. Состоять в иных трудовых отношениях и получать заработок, за исключением в должности преподавателей, научных или творческих сотрудников.
  3. Находиться в органах управления, попечительства и иных организациях иностранного типа, действующих на территории России.

Депутат не может занимать должности на государственной или муниципальной службе, быть одновременно депутатом Государственной Думы или регионального значения. В своей деятельности выборное лицо должно соблюдать требования законодательства по антикоррупционному регулированию.

Статья 98 Конституции России

1. Сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Adblock
detector