- ВОЕННОЕ ПРАВО
- АРМИЯ РОССИИ
- Исчисление льготной выслуги лет для реализации социальных гарантий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы
- Выслуга лет военнослужащего
- Законодательное регулирование вопроса
- На кого распространяются льготы
- Что такое льготное исчисление
- Как определяется минимальная выслуга лет
- Статья 3. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
- Что такое выслуга лет, на что влияет при расчете пенсии
- Что такое выслуга лет при воинской службе
- Календарный срок службы
- Какие периоды входят в стаж военной службы
- Влияние выслуги на размер денежного довольствия военнослужащих (ДДВ)
- Порядок исчисления выслуги для назначения пенсии
- Северная пенсия военнослужащих
ВОЕННОЕ ПРАВО
Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.
АРМИЯ РОССИИ
СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих
Исчисление льготной выслуги лет для реализации социальных гарантий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы
Согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.
Одной из таких значимых гарантий является зачет периодов службы в вышеуказанных районах и местностях, а также на должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, в выслугу лет в льготном исчислении, учитываемую при исчислении размера пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за выслугу лет и т.д.
В процессе реализации данной гарантии в практической деятельности органов военного управления периодически возникают различные вопросы относительно порядка исчисления льготной выслуги лет.
Следует отметить, что если порядок исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий гражданам, проходившим военную службу, регламентирован Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. N 941, а порядок исчисления выслуги лет для определения размера процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим — Постановлением Правительства Российской Федерации «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей» от 14 июля 2000 г. N 524, то порядок исчисления выслуги лет для реализации иных видов социальных гарантий нормативно не установлен.
Согласно действующему законодательству выслуга лет учитывается не только при назначении пенсии, но и при реализации ряда иных социальных гарантий, например:
1) при определении продолжительности основного отпуска, предоставляемого военнослужащим (п. 5 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих»);
2) при определении права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (п.
15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 10 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»);
3) при определении права на сохранение гарантий по медицинскому обеспечению и санаторно-курортному лечению после увольнения с военной службы (п.
5 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих»);
4) при определении права на проезд на безвозмездной основе после увольнения с военной службы (п. 5 ст.
20 Федерального закона «О статусе военнослужащих»);
5) при определения права граждан, уволенных с военной службы, на зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения и днем поступления на работу (п. 5 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Рассмотрим указанные нормы более подробно.
1. В п. 5 ст.
11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлена зависимость количества суток основного отпуска, предоставляемого военнослужащим, от выслуги лет на военной службе (в льготном исчислении). При этом, указано, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск следующей продолжительности:
— военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет, — 30 суток;
— военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 10 лет и более, — 35 суток;
— военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 15 лет и более, — 40 суток;
— военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, — 45 суток.
Таким образом, продолжительность основного отпуска зависит от общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.
2. В соответствии с п. 15 ст.
15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим — гражданам Российской Федерации, которые являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так, в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» одним из оснований возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, является наличие общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, 20 лет и более.
Таким образом, при обеспечении жильем военнослужащих посредством накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения для определения права военнослужащего на использование накоплений на именном накопительном счете учитывается, помимо выслуги лет в календарном исчислении, также и льготная выслуга.
В этом заключается существенное отличие накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих от обеспечения их жильем в натуре (по договору социального найма, в собственность бесплатно), где для возникновения права на жилье учитывается только календарная выслуга.
3. В соответствии с п. 5 ст.
16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, и на членов их семей распространяются следующие права и социальные гарантии в области медицинского и санаторно-курортного обеспечения:
— право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
— право на бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях;
— право на прохождение ежегодного медицинского обследования и проведение лечебно-профилактических мероприятий;
— право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и обязательное медицинское страхование на общих основаниях с другими гражданами;
— право на обеспечение во время отпуска, но не более одного раза в год, санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба);
— право на получение выплаты для оплаты стоимости путевок детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации.
4. В соответствии с п. 5 ст.
20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно один раз в год. Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.
5. Согласно п. 5 ст.
23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гражданам, выслуга которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) производится зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы.
Исследовав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок реализации военнослужащими и членами их семей указанных выше социальных гарантий, можно прийти к выводу, что ни в одном из таких нормативных актов не регламентирован вопрос о том, какие именно обстоятельства являются основаниями для льготного исчисления выслуги лет или какие периоды времени засчитываются на льготных условиях для определения права на реализацию этих гарантий.
На практике должностные лица и органы военного управления при подсчете льготной выслуги руководствуются порядком исчисления выслуги лет и используют периоды, подлежащие зачету в выслугу лет в льготном исчислении, установленные Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941. Однако такая практика представляется не вполне обоснованной и законной, так как указанным Постановлением регламентируется порядок исчисления выслуги лет только в целях назначения и выплаты пенсий и пособий, что достаточно четко отражено в его названии.
Таким образом, имеется необходимость в установлении порядка исчисления льготной выслуги и определения периодов времени, которые будут засчитываться на льготных условиях в выслугу лет, учитываемую при определении права военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на отдельные виды социальных гарантий.
Такой порядок, по нашему мнению, должен быть установлен Правительством Российской Федерации. Так, согласно ст. 20 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» к полномочиям Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации, в частности, относится обеспечение социальных гарантий для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации.
К полномочиям Правительства Российской Федерации в социальной сфере, в частности, относятся:
— обеспечение проведения единой государственной социальной политики, реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения;
— способствование развитию социального обеспечения и благотворительности;
— принятие мер по реализации трудовых прав граждан;
— принятие мер по реализации прав граждан на охрану здоровья.
Постановления Правительства Российской Федерации издаются на основе законов и в развитие содержащихся в них положений по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и культурного строительства и, согласно Конституции Российской Федерации, обязательны к исполнению в Российской Федерации (ч. 2 ст.
115).
Данная задача может быть решена двумя способами.
Первый способ будет заключаться в издании Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов о порядке исчисления выслуги лет для реализации различных видов социальных гарантий применительно к конкретному виду, как это сделано, например, в отношении исчисления выслуги для определения права военнослужащих на процентную надбавку за выслугу лет (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524).
Второй способ заключается во внесении в Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 дополнений, касающихся порядка исчисления выслуги лет для реализации различных видов социальных гарантий, помимо пенсионного обеспечения.
Какой из способов решения поставленного вопроса будет наиболее рациональным, решать Правительству Российской Федерации, однако без принятия соответствующих мер военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей не смогут на законных основаниях реализовать гарантированное им государством право, основанием для реализации которого является наличие определенной выслуги лет в льготном исчислении.
По общему правилу основаниями для льготного исчисления продолжительности военной службы военнослужащих являются:
а) участие в боевых действиях, контртеррористических операциях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;
б) прохождение военной службы за пределами Российской Федерации;
в) прохождение военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями;
г) нахождение на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с повышенным риском и опасностью для жизни и здоровья;
д) прохождение военной службы в воинских частях и на кораблях, привлекаемых к выполнению специальных задач.
Используя указанный перечень оснований для льготного исчисления продолжительности военной службы, необходимо будет установить, какие конкретно основания и каким образом будут учитываться для реализации определенного вида социальных гарантий.
Р.А. Закиров,
старший лейтенант юстиции,
адъюнкт Военного университета
«Право в Вооруженных Силах», N 3, март 2010 г.
Другие новости и статьи
Запись создана: Среда, 28 Ноябрь 2018 в 0:05 и находится в рубриках Новости, Современность, Финансовое.
Выслуга лет военнослужащего
Выбирая профессию военнослужащего, гражданин надеется на социальные гарантии, которые предоставляются государством всем военным. В последние годы правительством разработан курс на повышение престижа военнослужащего, и одним из критериев этого действия являются различные преференции. Например, уход на пенсию в армии происходит намного раньше, чем у гражданского населения, но на это напрямую оказывает влияние выслуга лет военнослужащих.
Законодательное регулирование вопроса
Правительством разработано и внедрено в действие немало законов о выслуге лет во всех отраслях. Но если брать во внимание непосредственно людей в военной форме, то для них существуют такие индивидуальные нормативы:
- ФЗ№ 166 от 2001г., раскрывающий понятие «выслуга лет» в контексте пенсионного обеспечения и закрепляющий право на пенсию за выслугу лет.
- ФЗ «О финансовом обеспечении военнослужащих граждан» от 2011 года. Этот правовой акт является механизмом получения дополнительной ежемесячной надбавки за выслугу лет.
- ФЗ№992 «»Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту», который регулирует вопрос о финансовом обеспечении всех военнослужащих-контрактников.
- Приказ Министерства Обороны РФ, в котором четко указаны правила начисления надбавки, а также сами условия, согласно которым определяется круг военнослужащих, претендующих на дополнительную ежемесячную финансовую помощь.
Все нормативы пересматриваются практически ежегодно в сторону улучшения обеспечения военнослужащих
На кого распространяются льготы
Если рассматривать профессиональную принадлежность в вопросе льгот за выслугу лет в контексте пенсионного содержания и определении права на пенсию, то ими наделены следующие граждане:
- госслужащие федеральной гражданской службы;
- военнослужащие всех родов войск;
- космонавты;
- летчики-испытатели.
Выслуга лет не всегда считается в календарном исчислении. Существует ряд неординарных случаев, когда стаж военнослужащего определяется по особым расчётам.
Что такое льготное исчисление
Существует также такое понятие, как «льготное исчисление выслуги лет». Оно означает, что отдельные периоды службы могут быть включены в выслугу в льготном порядке. Эти индивидуальные случаи закреплены законодательством.
К ним относится служба в таких подразделениях:
- Летных составах.
- Связанная с прыжками с парашютом.
- При нахождении в плавании.
- Периоды командования перечисленными подразделениями, при условии несения службы за пределами РФ.
Для справки! В случае перехода гражданина на новое место службы накопленная выслуга лет за ним сохраняется. Для того, чтобы посчитать существующий стаж, необходимо сложить периоды работы в разных структурах.
Оказывает также влияние на подсчёт стажа и место службы. Если военнослужащий принимал участие в БД или же нес службу в то время, когда на определённой местности было установлено чрезвычайное положение, то к данному лицу применяется особый расчет.
К примеру, такими военными являются, те которые принимали активное участие в контртероперациях на Северном Кавказе.
Формула расчета стажа у этих лиц такая, что каждый месяц службы утраивается. Соответственно, расчет пенсии военнослужащим, отнесенным к категории лиц, побывавшим в особых условиях, будет производиться 1:3.
Правительственные нормативы РФ указывают и на существование других случаев, когда начисление трудового стажа необходимо производить по льготному методу определения.
Льготным правом на стаж можно воспользоваться армейцу, который несёт службу и проживает в регионе с неблагоприятным для человеческого организма климате. К ним относится Крайний Север, а также другие приравненные к этой области регионы нашей страны.
Важно! Если военный пенсионер возобновляет свою деятельность в профессии, то данная льготная выплата станет недоступной. Но после увольнения выплата будет пересчитана и возобновлена. В этом случае будет применена прибавка за каждый год службы.
Как определяется минимальная выслуга лет
Следует отметить, что максимальный коэффициент, который возможен к применению при исчислении военной пенсии, составляет не более 1,5. Это то, что касается предельного значения максимального обеспечения, но также существуют и выплаты минимального размера. Такие выплаты также зависят от выслуги лет, и при наличии 20 лет льготного исчисления пенсионного гособеспечения назначается минимальная пенсия.
Статья 3. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
Статья 3. Начало, срок и окончание военной службы
1. Началом военной службы считается:
а) для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, — день присвоения воинского звания рядового;
б) — в) утратили силу с 1 января 2008 года. — Указ Президента РФ от 20.08.2007 N 1084;
г) для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, — день вступления в силу контракта;
д) для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, — день зачисления в указанные учебные заведения.
2. Срок военной службы установлен:
а) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2007 г., за исключением военнослужащих, указанных в подпункте «в» настоящего пункта, — 24 месяца;
б) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу с 1 января по 31 декабря 2007 г. включительно, за исключением военнослужащих, указанных в подпункте «в» настоящего пункта, — 18 месяцев;
в) для военнослужащих, получивших высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г., — 12 месяцев;
г) для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г., — 24 месяца;
д) для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 г., — 12 месяцев;
е) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — в соответствии с контрактом о прохождении военной службы.
Срок военной службы исчисляется со дня начала военной службы.
3. Срок военной службы истекает:
а) для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, — в соответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву;
б) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт был заключен на срок до одного года.
В случаях, когда истечение срока военной службы приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, указанный срок истекает в последний день этого месяца.
4. Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части (здесь и далее под воинскими частями понимаются органы военного управления, органы, воинские части, корабли, соединения, предприятия, учреждения и организации Вооруженных Сил Российской Федерации (других войск, воинских формирований или органов), воинские подразделения федеральной противопожарной службы, органы военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, а также военные учебные центры при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования) в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.
Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно — не позднее окончания срока военной службы), кроме случаев, установленных Федеральным законом и настоящим Положением.
День исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днем окончания (последним днем) военной службы.
5. В срок военной службы не засчитывается:
а) время пребывания военнослужащего в дисциплинарной воинской части;
б) время отбывания ареста осужденным военнослужащим;
в) время отбывания дисциплинарного ареста;
г) время самовольного оставления воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин оставления.
6. Осужденному военнослужащему, овладевшему воинской специальностью, знающему и точно выполняющему требования воинских уставов и безупречно несущему службу, освобождаемому из дисциплинарной воинской части после истечения срока его призыва, время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть засчитано в срок его военной службы в порядке, определяемом Министром обороны Российской Федерации.
Военнослужащему, освобожденному из дисциплинарной воинской части, при условии его безупречной военной службы время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть засчитано в срок военной службы командующим войсками военного округа (командующим Северным флотом) или командиром (начальником), ему равным и выше, в порядке, определяемом руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба.
7. Общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу.
Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении.
В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении.
8. Утратил силу с 20 февраля 2014 года. — Указ Президента РФ от 20.02.2014 N 88.
Что такое выслуга лет, на что влияет при расчете пенсии
В отличие от пенсионного обеспечения подавляющего большинства отечественных пенсионеров, получающих пенсии за свой трудовой стаж «на гражданке», пенсионное обеспечение бывших военнослужащих (и сотрудников ряда иных силовых ведомств РФ), а также частично и «зарплаты» действующих силовиков, зависят от их так называемой выслуги лет (ВЛ), представляющей собой совокупность различных периодов службы офицера (рядового, сержанта, прапорщика, генерала) в армии или другой силовой структуре. Данная статья подробно объясняет, что такое выслуга лет военнослужащих, как она формируется, служба в армии будет входить в трудовой стаж или нет, каковы льготные периоды исчисления ВЛ, кратно увеличивающие выслугу по сравнению с календарным сроком службы, а также каким образом она влияет на размер денежного довольствия действующих военных и величину их пенсий после выхода силовиков на заслуженный отдых.
Что такое выслуга лет при воинской службе
Как уже объяснялось выше, ВЛ представляет собой совокупность различных периодов службы силовика в армии (ином силовом ведомстве). Данные периоды могут значительно различаться между собой: за одни время, проведенное на службе, засчитывается в ВЛ военнослужащего из расчета 1 месяц в армии равен 1 месяцу выслуги, за другие — 1 месяц службы равен полутора, 2 или даже 3 месяцам ВЛ.
Календарный срок службы
Большинство военных всю службу в армии проводит в обычных воинских частях, не выезжая в опасные служебные командировки в «горячие точки» и не рискуя здоровьем в высокогорье или районах Крайнего Севера. У таких военнослужащих ВЛ, как правило, месяц в месяц равна календарному сроку службы — то есть каждый день, проведенный ими на службе, засчитывается им за 1 день выслуги. При этом календарный срок входит в ВЛ силовика, даже если последний не выполняет своих служебных обязанностей по причине того, что он:
- находится в плену — до полного выяснения обстоятельств его пленения;
- безвестно отсутствует — до признания его пропавшим без вести или умершим;
- какое-то время содержался под стражей — в случае прекращения уголовного дела или оправдания его в суде;
- был безосновательно уволен со службы, а затем — восстановлен на ней в установленном порядке.
Какие периоды входят в стаж военной службы
Помимо времени непосредственной службы по контракту в силовом ведомстве, в ВЛ силовика могут входить и те периоды его жизни, когда он еще не был контрактником, а учился в вузе или служил в армии срочником. Согласно вышеуказанному ПП РФ № 941, подобные временные «интервалы» засчитывают в ВЛ военного по-разному:
- Так, время армейской службы в качестве рядового-срочника учитывается в выслуге контрактника для начисления пенсии исключительно по «календарю» — то есть год за год.
- У тех же, кто проходил срочную офицером, будучи призванным в армию после окончания гражданского вуза с военной кафедрой, ВЛ может считаться и по льготному исчислению — например, месяц за полтора, если воинская часть призывника располагалась в высокогорье.
- Наконец, само время обучения в вузе может засчитываться в ВЛ офицера из расчета 12 месяцев учебы — за 6 выслуги. При этом данный пункт «работает» только для сотрудников МВД, ФСИН, МЧС и ряда иных силовых ведомств РФ — кроме военных.
Влияние выслуги на размер денежного довольствия военнослужащих (ДДВ)
Основу ДДВ контрактника составляют его оклады по воинскому званию (ОВЗ) и должности (ОВД). Также ДДВ увеличивают различные надбавки, которых насчитывается более десятка видов. Однако особо среди них выделяется надбавка за выслугу лет (НВЛ), рассчитываемая от обоих окладов контрактника (все остальные добавки считаются только от ОВД).
Конкретные суммы надбавки за ВЛ приведены в Таблице 1:
Порядок исчисления выслуги для назначения пенсии
ВЛ для назначения ПВЛ высчитывается простым арифметическим сложением различных периодов службы контрактника. Основу ее составляют, конечно, «интервалы» чисто календарной службы, хотя у многих силовиков в нее входит и достаточно много периодов, зачисляемых в их ВЛ по льготному исчислению. При этом, как было указано выше, на выслугу офицера могут влиять не только время его службы по контракту, но и период его учебы в вузе до заключения контракта с силовым ведомством, а также годы, проведенные им на срочной службе в армии.
Помимо этого, в ВЛ могут идти:
- время учебы действующих офицеров в военных академиях;
- учебные отпуска, предоставляемые контрактникам, получающим высшее образование на заочной форме обучения, — для поступления в вузы и сдачи в них экзаменов;
- время излечения, проведенное военнослужащими в военных госпиталях;
- периоды, когда человек замещал гражданскую должность в госорганизации (данное положение «работает» для сотрудников некоторых силовых ведомств РФ), и т. д.
Разумеется, в порядке исчисления ВЛ для назначения «военной» пенсии есть и свои нюансы. Например, согласно п. 6 ПП РФ № 941, при наличии у военнослужащего 2 и более оснований для зачета одного и того же периода службы в его выслугу на льготных условиях, ВЛ исчисляется только по одному, но дающему силовику наибольшие преференции.
Северная пенсия военнослужащих
В ФЗ № 4468-I «О военных пенсиях» нет отдельного официального понятия «северная пенсия». Такое неформальное название в среде военнослужащих получила ПВЛ, назначаемая военным, большую часть службы проведшим на Крайнем Севере (КС) или приравненных к нему территориях, где существуют наибольшие районные коэффициенты, применяемые для расчета «военных» пенсий.
В силу ст. 48 ФЗ № 4468-I, для того чтобы военнослужащему была назначена северная пенсия, он обязан прослужить не менее 15 календарных лет на КС или 20 — в районах, приравненных к нему.