Орган гос регистрации юридических лиц

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

2. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

3. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

4. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц.

Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.

5. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации юридического лица и уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

6. Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

7. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в единый государственный реестр юридических лиц недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

8. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

Комментарии к ст. 51 ГК РФ

Государственная регистрация юридических лиц — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных предусмотренных законодательством сведений о юридических лицах.

Государственная регистрация производится в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Осуществление государственной регистрации возложено на органы Федеральной налоговой службы (регистрирующий орган).

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

Читайте также:  Какие документы нужны для оформления биржи труда

— решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

— учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

— выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

— документ об уплате государственной пошлины.

Размер государственной пошлины, подлежащей уплате за государственную регистрацию юридического лица, установлен пунктом 1 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ в сумме две тысячи рублей.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

— руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

— учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

— руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

— конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

— иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных федеральным законом. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Основанием внесения записи в реестр является принятое регистрирующим органом решение о государственной регистрации.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

Основания отказа в государственной регистрации установлены статьей 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Таковыми являются:

— непредставление необходимых для государственной регистрации документов;

— представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

— наличие в Едином государственном реестре юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (в этом случае не может быть зарегистрировано новое юридическое лицо, создаваемое в порядке реорганизации юридического лица, в отношении которого осуществляется процедура ликвидации).

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, рассматриваемые в качестве таких оснований.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Порядок государственной регистрации организаций

Порядок государственной регистрации юридических лиц установлен в одноименном законе. Эта процедура предусматривает определенные этапы и может отличаться, в зависимости от того, какие сведения вносятся в единый государственный реестр по заявлению.

Куда подавать документы?

Положения законодательства используют термин «регистрирующий орган». Гражданину, сталкивающемуся с таким процессом впервые, будет сложно определить место проведения процедуры.

Орган, ответственный за реестр, определен в положении о ФНС. Эти функции выполняют территориальные налоговые инспекции, созданные специально для регистрации юридических лиц и предпринимателей.

Бывают ситуации, когда регистрирующий орган находится на значительном удалении от адреса будущей организации. В некоторых случаях, заявление о государственной регистрации юридического лица и учредительные документы можно подать через многофункциональный центр (МФЦ).

Также бумаги можно отправить почтой. Дата отправки будет считаться моментом обращения в регистрирующий орган.

Получить документы в налоговом органе сможет заявитель, либо представитель по нотариально оформленной доверенности.

Как оформлять заявление?

Заявление о государственной регистрации юридического лица подается по форме, которая утверждена в Приказе ФНС от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@.

В нем заполняются все необходимые графы, и подпись уполномоченного лица удостоверяется нотариусом. Заявителем в большинстве случаев выступает руководитель организации. При создании юридического лица подписантом является единственный учредитель, а при наличии 2-х и более, один из будущих участников.

Если речь идет о внесении сведений в реестр о ликвидации организации, то заявление оформляется от имени председателя ликвидационной комиссии.

В случае, если процедура связана с отчуждением долей в уставном капитале, подписантом выступает нотариус, оформивший эту сделку. В последней ситуации действуют принципы обеспечения гарантий максимальной достоверности.

Читайте также:  Как объяснить банку экономический смысл операций

Чтобы не получить отказ в регистрации, необходимо внимательно проверить корректность данных во всех документах.

Действия налоговой инспекции после получения документов

Орган, осуществляющий внесение сведений в реестр проводит экспертизу заявления и приложенных документов. Она предполагает сверку данных в заявлении с положениями устава.

Также проверяется дата принятия каждого решения на предмет того, соблюден ли срок, установленный для сообщения тех или иных сведений. Если этот факт выявится, должностное лицо организации может быть привлечено к ответственности.

Общий срок рассмотрения заявления составляет не более 5-ти рабочих дней с момента получения пакета документов. Если заявитель не получит итоговый документ по прошествии этого времени, то он сможет обжаловать бездействие уполномоченного органа в судебном порядке.

Итог рассмотрения заявления

В большинстве случаев итогом рассмотрения заявления служит выдача подтверждающего внесение сведений в реестр документа. В качестве такового выступает свидетельство о государственной регистрации юрлица, либо свидетельство о внесении сведений в ЕГРЮЛ, связанных с изменениями в учредительных документах.

Заинтересованное лицо может обжаловать акт о регистрации организации в судебном или административном порядке. В первом случае, особенности рассмотрения жалобы определены в процессуальном законодательстве. Если акты о регистрации отменяются, то регистрация юрлица считается недействительной.

Отказ в государственной регистрации

Если сведения в поданных документах некорректны, заявитель получит отказ.

Это наиболее часто встречающиеся причины. В качестве него оформляется соответствующее решение, которое передается в аналогичный срок, что и свидетельства указанные выше.

Отказ должен быть мотивирован. В противном случае, такие акты будут отменены, если заявитель инициирует их судебное обжалование.

Помимо этого, у него будут все основания требовать возмещения убытков, которые причинил незаконный отказ. В качестве таковых могут рассматриваться расходы на госпошлину, транспортные издержки и траты на представительские услуги.

Отмена решения служит основанием для регистрации организации.

Особенности отдельных регистрационных процедур

Закон устанавливает специальные условия для совершения некоторых действий. Некоторые особенности связаны с изменением местонахождения организации.

Теперь общество должно уведомить регистрирующий орган о запуске соответствующей процедуры.

Процедура внесения этих изменений в учредительные документы возможна лишь через 20 дней после появления в ЕГРЮЛ информации о намерении поменять местонахождение.

Ответственность за нарушение регистрационного законодательства

Ответственность предусматривается КоАП и УК. Если нарушен срок предоставления информации, установленный законом, то ч.3 ст. 14.25 КоАП может повлечь вынесение предупреждения или наложение штрафа 5 тыс. рублей.

В ситуациях, когда сведения не переданы в регистрирующие органы или передана недостоверная информация, ч. 4 указанной статьи устанавливает штраф от 5 до 10 тыс. рублей, а при повторности повлечет дисквалификацию на период 1-3 года.

Ст. 170.1 УК устанавливает наказание за предоставление недостоверной информации, если оно совершено в целях получения прав на имущество.

В качестве меры ответственности возможно лишение свободы на срок до 2 лет, а при применении насилия – до 7.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Регистрация юридического лица в 2022 году: пошаговая инструкция

Любая фирма считается созданной только после государственной регистрации юридического лица (п. 8 ст. 51 ГК РФ). Существуют разные формы юр. лиц, включая АО, КФХ, унитарные предприятия и кооперативы. Но они не подходят для малого бизнеса. Начинающим предпринимателям нужна процедура регистрация юридического лица в форме ООО. Об этом наш материал.

Пройти госрегистрацию не сложно: нужно собрать учредителей, подготовить документы и направить их в налоговую. Мы составили порядок действий из 10 шагов. Его можно сократить: подготовьте документы для регистрации юридического лица в Dokia — откроете фирму в 3 раза быстрее. Это бесплатно.

Где зарегистрировать юридическое лицо

Орган регистрации юридических лиц — налоговая служба (ст. 2 закона № 129-ФЗ). Она ведет специальный реестр — ЕГРЮЛ, в котором есть информация про все действующие в России фирмы. Результат госрегистрации — внесение в ЕГРЮЛ записи о новом юр. лице.

Не каждая инспекция принимает документы на госрегистрацию. Для этого в регионах создают специальные регистрационные центры. Обычно на территории города действует только один орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц. Например:

  • в столице — МИФНС № 46 по г. Москве;
  • в СПб — МИФНС № 15 по г. Санкт-Петербургу;
  • в Ростове — МИФНС № 26 по Ростовской области.

Ни одна другая налоговая заявление о регистрации юридического лица в этих городах не примет. Узнайте заранее, какая налоговая отвечает за госрегистрацию в вашем регионе. Или не ходите в налоговую — есть и другие способы подачи документов. О них позже.

Шаг 1. Придумать название

Фирму регистрируют под определенным наименованием (п. 1 ст. 54 ГК). Оно может повторять названия других компаний, законом о регистрации юридических лиц это не запрещено. У фирмы может быть сразу три наименования (ст. 4 закона № 14-ФЗ):

Наименование Язык Пример
Полное — обязательно Русский Общество с ограниченной ответственностью «Докиа»
Сокращенное — по желанию Русский ООО «Докиа»
Иностранное — по желанию Иностранный, языки народов РФ Private Limited Company Dokia,Ltd Dokia

Обратите внимание:

Для наименований юрлиц предусмотрены ограничения (п. 4 ст. 1473 ГК). Например, нельзя включать в название такие слова как «Россия», «Москва» или «МВД», нельзя использовать ругательства и обозначения, которые противоречат принципам гуманности и морали.

Шаг 2. Подобрать юридический адрес

В заявлении о регистрации юридического лица всегда указывают адрес офиса, по которому будет работать фирма. Это может быть:

  • адрес прописки директора или учредителя;
  • съемный или собственный офис;
  • адрес массовой регистрации.
Читайте также:  Можно ли курить в съемной квартире

По закону подтверждать юрадрес не нужно. Но орган регистрации юридических лиц всегда может поставить под сомнение достоверность адреса. Чтобы этого не произошло, приложите к документам на регистрацию:

  • гарантийное письмо от собственника съемного офиса;
  • выписку из ЕГРН, если регистрируете фирму по месту жительства;
  • согласие собственников квартиры.

Шаг 3. Выбрать коды ОКВЭД

Что это. Коды ОКВЭД — это виды бизнеса, которыми будет заниматься фирма. Их тоже указывают в заявлении о регистрации юридического лица при создании. Нужно указать минимум 1 основной код — это приоритетный для компании вид бизнеса. В дополнение можно указать сколько угодно дополнительных кодов.

Какие коды указывать. Все нужные коды есть в классификаторе ОК 029-2014. В нем встречаются коды с количеством знаков от 2 до 6. В заявлении можно указывать только 4-, 5-, и 6-значные коды. Рекомендуем использовать 4-значные коды группы. Это поможет одновременно охватить все 5- и 6-значные коды, которые входят в эту группу.

Например, если вы планируете открыть автошколу, укажите основной код 85.42 «Образование профессиональное дополнительное». Эта группа охватывает деятельность автошкол, работу учебных центров ДПО, обучение по охране труда и даже курсы по выживанию.

Искать коды можно вручную в справочнике или подобрать автоматически в нашем конструкторе. Алгоритм подберет нужные коды по ключевым словам и автоматически впишет их в заявление.

Шаг 4. Определить уставный капитал

Любой фирме нужен уставный капитал. Это имущество компании, которым она гарантирует исполнение обязательств перед кредиторами. Если форма регистрации юридического лица — ООО, компании нужен уставный капитал минимум в 10 тысяч рублей (п. 1 ст. 14 закона № 14-ФЗ). Бывает что нужно больше — например, для получения лицензии на алкоголь.

Уставный капитал определяют учредители. Они устанавливают сумму, распределяют между собой доли в уставном капитале и определяют порядок его оплаты. Договоренности фиксируют в учредительном договоре.

Обратите внимание:

Внести уставный капитал на расчетный счет фирмы нужно за 4 месяца после завершения государственной регистрации юридического лица. Если пропустить этот срок, учредитель теряет свою долю, она переходит самой фирме, а затем распределяется между другими участниками (ст. 16 закона № 14-ФЗ).

Шаг 5. Подготовить устав и учредительный договор

Для государственной регистрации в качестве юридического лица фирме нужен устав. Это учредительный документ — набор правил, по которым будет работать компания. На его основании учредители решают все спорные и проблемные вопросы.

Например, можно ли партнерам продавать свои доли, как утверждаются решения общего собрания и какие права есть у участников.

Регистрируя ООО, у учредителей есть два варианта: составить индивидуальный устав или выбрать типовой (ст. 12 закона № 14-ФЗ).

Типовой устав упрощает учредителям жизнь. Можно выбрать один из 36 вариантов и ничего не составлять самостоятельно. Чтобы не читать все, используйте сервис подбора типовых уставов от ФНС. Алгоритм задаст несколько вопросов и подберет подходящие варианты. Останется только указать нужный в форме на регистрацию юридического лица.

Индивидуальный устав составляют, когда не подошел типовой. Например, если учредители хотят использовать печать, открывать в будущем филиалы фирмы или обезопасить себя на случай спорных вопросов с партнерами. Это длинный и сложный документ, его можно:

  • заказать у юристов;
  • сформировать в онлайн-конструкторе Dokia;
  • скачать и заполнить самостоятельно.

Учредительный договор составляют, когда у фирмы несколько учредителей — это требование закона (п. 5 ст. 11 закона № 14-ФЗ).

Договор помогает партнерам урегулировать вопросы организации общего бизнеса. Например, определить доли в уставном капитале, назначить ответственного за регистрацию в качестве юридического лица или ввести штрафы за просрочку сроков внесения уставного капитала.

Шаг 6. Подготовить решение или протокол

Решение об учреждении фирмы нужно оформить документально. Это основание для регистрации юридического лица. Порядок оформления решения зависит от количества учредителей.

Решение единственного учредителя оформляют, когда бизнес открывают самостоятельно — без партнеров. Все решения предприниматель принимает самостоятельно, включая вопросы назначения директора, определения размера капитала или фирменного наименования компании.

Протокол общего собрания оформляют, когда у фирмы несколько учредителей. Все решения партнеры должны принимать сообща: совместно рассматривают повестку дня, голосуют и пакуют результаты голосования в протокол.

И решение, и протокол входят в комплект документов для регистрации юридического лица.

Adblock
detector