Основания для отказа в ликвидации юридического лица

Отказ в регистрации ликвидации юридического лица – частое явление, которое может быть обусловлено множеством причин, препятствующих внесению в ЕГРЮЛ сведений о прекращении компанией своей деятельности.

Все основания отказа четко определены в законе (ст.23 Закона о госрегистрации юрлиц) и должны быть указаны налоговым органом в соответствующем решении, при этом здесь же они, как правило, и конкретизируются для понимания заявителем сущности выявленных нарушений. Так что же делать, если отказали в ликвидации ООО?

По каким причинам могут отказать в ликвидации ООО

Все причины отказа в регистрации можно разделить на две группы:

  1. Определенные юридические факты, препятствующие прекращению деятельности компании в порядке официальной добровольной ликвидации, невзирая на соблюдение всех процессуальных и процедурных требований.
  2. Процессуальные основания, связанные с нарушением установленного порядка ликвидации предприятий.

Первая категория оснований четко не определяется. К ней относятся любые нарушения материальных норм или иные обстоятельства, не позволяющие ликвидировать компанию выбранным ее собственниками способом. Наиболее часто такими препятствиями для ликвидации становятся:

  • непогашенные к моменту представления итогового пакета документов кредиторские требования, в том числе по налоговым и иным обязательным платежам;
  • недостоверность сведений, содержащихся в документах, представленных в ИФНС;
  • незавершенный судебный процесс, в рамках которого идет рассмотрение предъявленных к компании требований, причем эти требования могут быть заявлены не только кредиторами;
  • нарушения, выявленные в ходе налоговой проверки, подлежащие устранению и (или) требующие погашения обязательств, в том числе по уплате доначисленных платежей, штрафных санкций, составлению или корректировке отчетности и т.п.

Процессуальные нарушения встречаются в разы чаще, и именно их можно определить основными причинами отказов в регистрации. К ним относятся:

  • неполнота представленного пакета документов, неправильное, небрежное их оформление, содержащиеся в документах ошибки и т.п.;
  • нарушение порядка добровольной ликвидации компаний, особенно что касается выполнения требований к поэтапности осуществления ликвидационных мероприятий, соблюдению сроков, уведомлению регистрирующего органа, кредиторов, публикации в СМИ;
  • представление документов в ненадлежащий налоговый орган (ошибка в территориальной подведомственности).

К отдельной категории причин отказа в регистрации ликвидации можно отнести невыполнение требований налогового органа, которые сложились на практике. Например, довольно-таки часто подходы ИФНС разных регионов к оформлению документов, их содержанию разнятся. Если эти требования прямо не противоречат закону, а скорее конкретизируют его положения, то их обычно проще выполнить, заранее узнав все нюансы в налоговом органе, чем идти на споры и конфликты.

Если же от представителей компании требуют то, что не указано в законе, нарушает его, то поступают исходя из ситуации.

Что делать, если ИФНС отказала в регистрации

Отказы в регистрации бывают:

  1. Обоснованными и законными, даже если заявителю кажется, что налоговый орган чрезмерно требователен к мелочам.
  2. Незаконными и необоснованными, когда ИФНС явно выходит за пределы своих полномочий, требует то, что противоречит закону, действует предвзято или злоупотребляет правом.
  3. Спорными, что часто возникает на фоне пробелов в законодательстве, несовершенства норм, разности трактовок требований и положений закона.

Отчасти споры по поводу принятого налоговым органом решения возникают из-за того, что в самом законе о госрегистрации юрлиц и ИП отказ в регистрации обозначен как допустимое, а не как обязательное решение. Таким образом, налоговый орган всегда действует на свое усмотрение, и при наличии основания для отказа в регистрации может поступить по-разному – как отказать, так и не отказать, руководствуясь своими критериями принятия решения.

Для того, что определить, как поступить далее в ответ на отказ в регистрации ликвидации, нужно:

  • проанализировать принятое ИФНС решение и указанные в нем основания;
  • определить, есть ли смысл в текущих условиях обжаловать отказ или будет проще устранить причины и обратиться повторно.

Многие причины отказа в регистрации могут быть оперативно устранены. Обычно это касается неполноты представленного пакета документов, невнимательного, неправильного их заполнения или оформления. Труднее устранить претензии, связанные с нарушением ликвидационного процесса, например, когда забыли опубликовать информацию в СМИ, уведомить кредиторов или уведомили не всех.

Если ошибки и недочеты нельзя устранить быстро или без возврата к ранним стадиям процедуры ликвидации, то придется заново проходить все ликвидационные мероприятия, даже если это нужно лишь для соблюдения формальностей. К этому придется прибегнуть в любом случае, если отказ в регистрации связан с нарушением последовательности действий, сроков осуществления процедур, а также при наличии проблем с удовлетворением кредиторских требований и (или) выполнением судебных решений либо акта налоговой проверки.

Для обжалования решений об отказе в регистрации предусмотрен административный порядок. В течение 3-х месяцев представитель юридического лица может обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган, изложив причины своего несогласия с решением (конкретные нарушения закона), доводы, подтверждающие позицию, и требование об отмене незаконного решения. В случае отмены этого решения вышестоящий орган обязан будет вынести также и решение по первично представленным для регистрации ликвидации документам.

Таким образом, успешное обжалование отказа исключает необходимость повторной подготовки документов и обращения в ИФНС для завершения процедуры. Жалоба рассматривается в течение 15 дней с возможность продления общего срока рассмотрения до 25 дней. Решение вышестоящей налоговой инстанции может обжаловано в судебном порядке.

Отказ в государственной регистрации юридического лица

Организация того или иного предприятия или юридического лица наделяет уполномоченных сотрудников налоговой службы Российской Федерации не только обязательством совершения государственной регистрации, но и правом отказать заявителю в регистрации юридического лица или при наличии достаточных оснований временно приостановить регистрационные мероприятия и сопутствующие действия. Принятие решений об отказе в осуществлении регистрации организации обуславливается положениями и правовыми основаниями, предусмотренными в действующем законодательстве страны.

Читайте также:  Продление лицензии на нарезное оружие через госуслуги

Государственная регистрация в целях законного оформления юридического лица является обязательной процедурой в следующих ситуациях:

  • если создается организация или предприятие;
  • если происходит реорганизация организации или предприятия;
  • если организация или предприятие ликвидируются;
  • если необходимо внести различные изменения в учредительную документацию;
  • если свою деятельность регистрирует индивидуальный предприниматель.

Согласно пункту первому в соответствующем правительственном постановлении, полномочие государственной регистрации организаций и предприятий получает Федеральная налоговая служба или ФНС. Эта же службы занимается и оформлением некоммерческих организаций.

На каких основаниях Федеральная налоговая служба может отказать в регистрации юридического лица?

Полный перечень правовых оснований, которыми руководствуются служащие Федеральной налоговой службы в процессе вынесения решения об отказе в осуществлении государственной регистрации конкретного юридического лица, приводится в главе восьмой соответствующего Федерального закона. Список допустимых и признанных законными оснований включает в себя в общей сложности 21 условие. При этом большая часть данных условий и обстоятельств используется в рамках урегулирования процедуры государственной регистрации вновь создаваемой организации или предприятия.

Основания, предусмотренные Федеральным законом, могут быть сгруппированы в соответствии с содержанием и сутью допущенного заявителем нарушения. Таким образом, в государственной регистрации может быть отказано в случае допущения со стороны юридического лица следующих нарушений:

  • при условии непредоставления полного перечня необходимых документов и сведений со стороны юридического лица. В данном случае речь идет о сведениях и документах, которые подразумеваются общими и индивидуальными законодательными нормами для различных форм юридического лица;
  • при нарушений нормативных актов, которые были выявлены в процессе изучения содержания учредительной документации юридического лица;
  • при неправильном выборе уполномоченного органа по различным принципам и последующем направлении заявления и документов в орган, не располагающий соответствующими полномочиями;
  • неверной формы и содержания бланков, необходимых для совершения процедуры;
  • при предоставлении бланков, не прошедших процедуру нотариального заверения в случаях, когда данная процедура является обязательной по закону;
  • при выявлении каких-либо ограничений, препятствующих участию определенных групп людей в статусе учредителя организации или предприятия.

Основания для отказа могут быть выявлены и установлены после того, как заявитель представил необходимые документы в уполномоченный налоговый орган (на этапе проверки данных документов на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации). Должностные служащие налогового органа имеют право на совершение межведомственных запросов с целью получения подробных данных относительно учредителей организации или предприятия.

Наличие причин при принятии решения об отказе в государственной регистрации моет определяться с учетом конкретной формы потенциального юридического лица. Например, если речь идет о некоммерческом образовании, то дополнительными причинами для отказа, в соответствии со статьей 23.1 в соответствующем Федеральном законе могут стать:

  • существование некоммерческого образования под названием, аналогичным тому, что выбрано учредителями;
  • выявление факта оскорбления и нарушения нравственных, национальных и религиозных ценностей названием, выбранным учредителями.
  • наличие противоречий действующему законодательству Российской Федерации в случае создания иностранной некоммерческой организации неправительственного характера;
  • возникновение угрозы при создании иностранной некоммерческой организации неправительственного характера в отношении государственного суверенитета, независимости и иных факторов;
  • выявление факта ликвидации иностранного некоммерческого образования, существовавшего ранее, на основании грубого противоречия действующим нормативам и положениям страны.

Другие причины отказа, который может быть принят в отношении регистрации юридических лиц в форме некоммерческого образования, соответствуют тем, что предусмотрены для коммерческой компании.

Приведенный выше список оснований является полностью исчерпывающим. Это значит, что уполномоченный орган в лице налоговой службы не имеет права отказать в регистрации юридических лиц по иным причинам, которые не предусмотрены в действующем законодательстве Российской Федерации. Аналогичным образом, существуют основания, которые не могут повлиять на решение налоговой службы.

К списку данных оснований, не принимаемых во внимание, является наличие судебных или третейских споров относительно следующих предметов:

  • величины или части доли определенного учредителя в уставном капитале;
  • принадлежности целой доли или частичного уставного капитала тому или иному лицу;
  • других факторов, которые имеют непосредственную связь с содержанием данных о предприятии или организации, подлежащих государственной регистрации.

Юридическая практика показывает, что, несмотря на четкий перечень оснований, сотрудники налоговых служб часто могут самостоятельно расширять этот список, обуславливая отказы по регистрациям. Например, ошибки в заполнении различных пунктов заявления могут расцениваться должностными лицами в качестве непредоставления документа или предоставления неверных сведений. Таким образом, сотрудничество с квалифицированными юристами еще на этапе подготовки документов на регистрацию организации или предприятия является важным условием для исключения вероятности получить отказ.

Особенности решения об отказе юридического лица

Когда речь идет об отказе в государственной регистрации, то данное решение является процессуальным и предусматривает возможность вынесения только после того, как были представлены необходимые документы в уполномоченный орган в официальном порядке. В случае представления потенциальным заявителем необходимого комплекта документов в рамках предварительного ознакомления и консультации, отказ невозможен ввиду отсутствия оснований и нарушения действующих положений законодательства.

Вынести решение об отказе в государственной регистрации или отсутствии возможности для дальнейшего продолжения соответствующих действий могут только уполномоченные должностные лица налогового органа. Факт проставления подписи и утверждения рассматриваемого процессуального решения не уполномоченным лицом является поводом для признания незаконности отказа в государственной регистрации. Документ об отказе в совершении регистрации должен включать в себя основание для принятия подобного решения с обязательной ссылкой на пункт действующего законодательства.

При отказе в совершении регистрации происходит полное прекращение мероприятий по проверке и оформлению документов. Исключениями являются случаи, которые предусмотрены Федеральными законами. После того, как было вынесено решение рассматриваемого содержания, оно направляется заявителю с обязательным возвратом представленных документов.

Решение об отказе в совершении регистрации может приниматься в срок, утвержденный действующим законодательством и равный пяти рабочим дням. Исчисление данного срока времени начинается с того дня, как заявителем был представлен перечень необходимых документов в уполномоченный орган. Выдача решения осуществляется путем направления заявителю или его законному представителю.

Читайте также:  Срок исковой давности по уголовным преступлениям

Решение должно быть выдано в течение рабочего дня после принятия.

Обжалование отказа в регистрации компании: сроки, порядок, результаты

Действующее законодательство регламентирует определенные сроки времени, выделенные на то, чтобы заявитель, столкнувшийся с отказом, смог обжаловать отказ и подать жалобу в уполномоченные органы. Срок времени для подготовки и направления жалобы приравнивается к трем календарным месяцам, начиная с момента получения информации о том, что в оформлении компании отказано. Срок подачи жалобы может исчисляться с момента, когда лицо было проинформировано о нарушении законных прав.

Решение можно обжаловать посредством обращения в суд. В таких условиях согласно пункту четвертому статьи 198, подача жалобы осуществляется в трехмесячный срок. Исчисление срока подачи жалобы начинается с того момента, как лицо узнало о том, что его права на государственную регистрацию организации или предприятия (юридического лица) были нарушены.

В случае упущения срока на подачу жалобы представитель потенциального юридического лица предоставляет вместе с жалобой прошение о восстановлении этого срока. Дополнительно к жалобе и ходатайству прилагаются документы, которые являются доказательством наличия уважительных причин нарушения сроков.

Если жалоба находится на рассмотрении суда, решение по этой жалобе принимается в 15-дневный срок, начиная с момента фактического получения (или направления по почте) жалобы. При необходимости законом предусмотрена возможность продления данного срока максимум на 10 дней. Количество дней на подачу и рассмотрение жалобы не включает в себя праздничные и выходные дни.

Жалоба об обжаловании подается в трехмесячный срок в вышестоящий государственный регистрирующий орган. Это может быть Федеральная налоговая служба высшей инстанции или орган исполнения. Жалоба может быть подана через налоговую инспекцию, которая вынесла отказ в совершении процедуры государственной регистрации.

В соответствии с действующим законодательством обжаловать отказ можно, используя любые формы жалобы. Это может быть жалоба в письменном виде на бумажном носителе или электронная жалоба, направленная в режиме онлайн.

Важно помнить о том, что жалоба должна включать в себя обязательные к указанию реквизиты, которые предусмотрены государственной властью и соответствующими Федеральными законами. Так, в жалобе необходимо указать:

  • данные заявителя, претендующего на образование юридического лица;
  • характеристики процессуального акта в отношении юридического лица;
  • перечень оснований для направления жалобы;
  • изъявление фактических требований лица, являющегося заявителем.

Как уже говорилось ранее, максимальный срок, в течение которого уполномоченный орган государственной службы обязан рассмотреть жалобу, составляет 15 дней с момента приема. Уведомление по результатам рассмотрения осуществляется в той же форме, в которой заявитель подал жалобу в уполномоченный орган государственной службы. Лицом может быть получено решение, заключающееся в полной отмене соответствующего акта, принятого в отношении юридических лиц, если в государственном органе по обжалованию вынесено решение об удовлетворении.

Также лицом, которое обжалует процессуальный акт, может быть получен результат в виде оставления заявления без рассмотрения. Данное решение принимается в течение 5 рабочих дней с того момента, как лицо, претендующее на оформление юридического лица, обжалует решение посредством подачи соответствующего заявления. Если есть судебное решение, которое вступило в свою законную силу и относится к аналогичному предмету и аналогичным основаниям для обжалования, то решение об оставлении без рассмотрения принимается в течение пятнадцати рабочих дней.

Информирование лиц о том, что заявление обжалования остается без рассмотрения, осуществляется в трехдневный срок с момента принятия соответствующего решения.

Обжалование в большинстве случаев при негативном решении относительно оформления юридического лица может осуществляться повторно. Например, если обжалование не завершилось положительным исходом по причине отсутствия подписи лица или его законного представителя, отсутствия необходимых документов, утверждающих полномочия того, кто обеспечивает представительство лицу и так далее, то после исправления ошибок и нарушений лицом может быть подано повторное заявление на оспаривание отказов в законном оформлении юридического лица.

Существуют ситуации, в рамках которых лицу не позволяется повторно обращаться в соответствующий орган для оспаривания решения Федеральной налоговой службы:

  1. 1. Если заявление об оспаривании подается после завершения срока, предусмотренного для его подачи без сопутствующего ходатайства о восстановлении данного срока времени и веских доказательств отсутствия вины в упущении этого срока. Сюда же можно отнести случаи, когда представителям потенциальных юридических лиц было отказано в восстановлении срока апелляции.
  2. 2. Если до того, как заявление было рассмотрено, заявитель потребовал его отзыва, не дожидаясь окончательного решения.
  3. 3. Если заявление об оспаривании отказов в оформлении юридических лиц уже находится в производстве или имеет место судебное решение, вступившее в свою законную силу.

В случае отказа Федеральной налоговой службы с последующей отменой данного решения в отношении юридических лиц вышестоящими инстанциями предусматривается возобновление процесса государственной регистрации юридического образования. Ее результатом становится внесение соответствующих сведений о компании в ЕГРЮЛ, что равноценно государственной регистрации.

Если заявление об оспаривании отказов в отношении государственной регистрации юридических образований не удовлетворено на всех возможных инстанциях, заявитель сохраняет за собой право оспорить данный факт посредством обращения в суд.

К сожалению, негативные решения в отношении государственной регистрации юридических образований встречаются в юридической практике достаточно часто. Специалисты Московской муниципальной коллегии адвокатов предлагают услуги правовой защиты для юридического лица и берут на себя решение всех сопутствующих вопросов. Мы подготовим документы, подтверждающие информацию о юридическом лице, составим необходимые ходатайства и запросы, проконтролируем процесс исполнения судебного решения.

В случае установления судом факта незаконности решения Федеральной налоговой службы в отношении оформления юридических лиц и последующих за ним убытков квалифицированный адвокат поможет добиться компенсации данных убытков за счет государственной казны.

Причины для отказа в ликвидации

Статья 23 закона № 129-ФЗ содержит полный перечень оснований, по которым в государственной регистрации может быть отказано:

  • предоставление неполного пакета документов;
  • отсутствие нотариального заверения бумаг;

Нотариус заверяет заявление (уведомление) по форме Р15016, а также доверенности, которые выдаются от общества ликвидатору.

  • наслоение одной процедуры на другую. Например, если общество находится в процессе реорганизации, его собственники не могут направить уведомление в ФНС о начале процедуры ликвидации;
  • передача документов не в ту налоговую инспекцию;
  • отсутствие подписи уполномоченного лица в бумагах, подписание их лицом, которое не имело права подписи;
  • выход из ООО всех участников или единственного его учредителя;
  • непредоставление сведений о работниках в Пенсионный фонд РФ;
  • несоответствие наименования юрлица требованиям закона;
  • несоответствие информации о личности заявителя данным, представленным по запросу ФНС из миграционной службы, а также сведений об организации, которые содержатся в ЕГРЮЛ;
  • отсутствие документа, подтверждающего факт уведомления всех кредиторов о начале процедуры ликвидации;

Публикации в « Вестнике государственной регистрации » будет недостаточно. Необходимо направить письмо каждому кредитору и иметь доказательства его направления.

  • до окончания процедуры ликвидации в ФНС поступило постановление судебного пристава-исполнителя, которым он вводит запрет на осуществление регистрационных действий обществом;
  • гражданин, данные о котором должны быть внесены в ЕГРЮЛ, направил возражение относительно этого действия;
  • один из участников общества не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью на основании решения суда;
  • лицо, которое получило право без доверенности представлять интересы предприятия, имеет непогашенное административное наказание в виде дисквалификации;
  • ИП – управляющий компании не имеет права заниматься этой деятельностью, так как был привлечен к административной ответственности и получил наказание в виде дисквалификации, срок которого не прошел;
  • у ФНС имеется информация о том, что сведения, содержащиеся в документах, представленных на регистрацию, недостоверны;
  • неуведомление кредиторов при уменьшении, увеличении размера уставного капитала;
  • несоблюдение процедуры ликвидации, установленной законом;
  • использование старых форм документов и т. д.
Читайте также:  Если ребенок не хочет учиться

Законодатель вводит ответственность регистрирующего органа за незаконный отказ в осуществлении процедуры ликвидации. Этот факт может быть доказан только в судебном порядке.

Процедура отказа в завершении ликвидации

После того как налоговая инспекция приняла документы на ликвидацию, она должна изучить их в течение 5 рабочих дней. Далее, если имеется причина для отказа в завершении процедуры, формируется письмо с объяснением причин.

Письмо должно быть направлено заявителю не позже 1 рабочего дня с момента принятия решения. Вид доставки уведомления определяется исходя из того, каким образом было направлено заявление на ликвидацию. А именно: через программное обеспечение ведомства посредством электронного документа, заверенного ЭЦП, нарочно или через МФЦ.

Заявитель, получив письмо из ФНС, после ознакомления с ним будет знать, какие ошибки нужно исправить, чтобы продолжить процедуру ликвидации.

Что делать дальше? (ключ)

В зависимости от того, на какой стадии приостановилась ликвидация и какой была причина у ФНС для отказа в ее завершении, будет известно то, как поступить далее.

Если сроки, установленные законодателем, не нарушены, и после исправления всех недочетов компания может продолжить ликвидацию, она вносит изменения в документы и снова направляет их в ФНС. В этом случае процедура считается продолженной.

Когда на исправление ошибок, выявленных налоговой инспекцией, потребуется больше времени, и это нарушит общие сроки ликвидации, процедуру целесообразнее начать заново.

Отказ в ликвидации можно оспорить в арбитражном суде.

Заявитель должен не только собрать доказательства относительно того, что позиция ФНС неправомерная, но и подготовить достаточную правовую базу в обосновании своих требований. Необходимо изучить судебную практику по данному вопросу в регионе нахождения компании, а также разъяснения судов вышестоящей инстанции и информационные письма ФНС.

Как подготовиться к ликвидации

Если вы не хотите получить отказ от налоговой в продолжении процедуры по прекращению деятельности общества, необходимо заранее проверить не только документы, передаваемые в ФНС, но и работу ООО в целом. Например, соответствует ли юридический адрес тому, который указан в ЕГРЮЛ? Нет ли в отношении заявителей административных производств с наказанием в виде дисквалификации и т. д.

Следующий шаг – внимательно изучить требования законодательства относительно проведения ликвидации. Проверить правильность заполнения документов, их нотариальное удостоверение (при необходимости) и проставление подписей уполномоченным лицом.

ФНС периодически устраивает день открытых дверей для всех граждан и организаций. Если возникли сомнения в правильности оформления документов на ликвидацию, можно воспользоваться бесплатной консультацией специалиста или обратиться за помощью к квалифицированному юристу.

Последствия отказа

Если налоговая отказала в ликвидации ООО, то коммерсантам придётся заново проходить всю процедуру. Это повлечет дополнительные финансовые затраты. При этом пока регистрация не произошла, ликвидация является неоконченной. Поэтому предприятие все еще несет возложенные на него обязательства (будь то выплата налогов и взносов).

Что делать в случае отказа

Если коммерсант получил отрицательное решение, то его дальнейшие действия зависят от стадии прохождения процедуры и причин отказа. Так, если законодательно закреплённые сроки завершения определенного этапа не истекли, то можно исправить выявленные недочеты и заново подавать сведения. В обратном случае, когда нет времени устранять недостатки, весь процесс целесообразнее начинать заново.

Этапы возобновления процесса ликвидации

Возобновить процедуру можно на следующих стадиях:

  • принятие участниками ООО решения об отмене ранее принятого решения о добровольной ликвидации;
  • получение листа записи ЕГРЮЛ со сведениями о регистрации отмены ликвидации;
  • государственной регистрации отмены решения о добровольной ликвидации;
  • по истечении полугодия с момента внесения в ЕГРЮЛ записи об отмене ликвидации (процедуру придется проходить с самого начала — с подачи уведомления по форме Р15001).

Почему стоит обратиться к юристам

Как видно, рассматриваемая процедура сопровождается соблюдением рядом формальностей. Любое нарушение установленного порядка чревато для бизнесмена временными и финансовыми потерями. В этой связи целесообразно доверить прохождение всех этапов профессионалам.

Специалисты компании «Бизнес-Гарант» избавят вас от лишних хлопот и возьмут на себя все бремя прохождения регистрации ликвидации фирмы. Мы грамотно оформим необходимую документацию, оперативно и результативно пройдем всю процедуру. Также наши специалисты в установленном порядке оспорят неправомерный отказ со стороны фискального органа, чтобы ваши интересы не были нарушены.

Adblock
detector