- Основания возникновения прав на землю
- Вопрос возврата земельных участков
- Кузнецов Федор Николаевич
- Вопросы и ответы юристов
- Договор аренды земельного участка
- Приобретение недвижимости лицом имеющим ВНЖ
- Комментарий к Ст. 25 ЗК РФ
- В силу чего можно стать собственником?
- Когда возникает частная?
- Когда возникает государственная?
- Муниципальная собственность
- Причины для прекращения
- Добровольный отказ от правомочия владения, пользования и распоряжения ЗУ
- Этапы процедуры
- Нюансы составления заявления
- Отказ от владения на ЗУ в принудительном порядке
• квалификации юридических фактов как оснований возникновения прав на земельные участки.
Основания возникновения прав на землю
Ст. 25 ЗК РФ четко регламентирует основания возникновения прав на землю, которые базируются на действующих нормах государственных и федеральных законов.
Ст. 25 ЗК РФ четко регламентирует основания возникновения прав на землю, которые базируются на действующих нормах государственных и федеральных законов.
Все без исключения сделки с земельными наделами должны быть официально оформлены, иными словами, зарегистрированы уполномоченными на то органами.
Земельные наделы могут быть предоставлены в пользование как физическим, так и юридическим лицам на территориях РФ, кроме тех наделов, которые запрещены к передаче в частную собственность, согласно российскому законодательству.
Вопрос возврата земельных участков
В юридической практике распространены дела, когда истец поднимает вопрос о законности отчуждения земельного участка. Если порядок прекращения прав на надел был нарушен (в том числе посредством принуждения лица к совершению сделки), то субъект правоотношений имеет законные основания для подачи в судебную инстанцию виндикационного иска, который является детерминантой для судопроизводства.
Однако необходимо помнить о том, что истец должен апеллировать только фактами, которые подтверждают изъятие земельных наделов, то есть момент прекращения прав на собственность против воли законного владельца.
В данном случае речь идет, например, о признании субъекта правоотношений гражданским истцом, что осуществляется посредством опубликования постановления, подписанного следственными органами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ни один законный владелец земельного надела не может быть лишен права его пользования без его согласия. Только судебный орган имеет права принимать такое решение даже в случаях перехода частной собственности в государственную для обеспечения нужд РФ.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Вопросы и ответы юристов
Договор аренды земельного участка
Основание возникновения права на земельный участок(Постановление главы администрации признан недействительным) Собственник РФ. арендатор ОАО РЖД. Договор аренды погашен к нему применены последствия ничтожной сделки.
Убрав 10 сот. из участка ОАО РЖД и РФ возобновили договор аренды. Хотя основание возникновения права признано недействительным.
Можно ли применить ст.216 КАС
Приобретение недвижимости лицом имеющим ВНЖ
У меня ВНЖ могу ли я оформить в собственность земельный участок в СНТ
Покупка недвижимости и вид на жительство – это два понятия, тесно связанные друг с другом. В своей практике мы сталкиваемся с двумя типовыми ситуациями:
- иностранный гражданин, еще не оформив вида на жительство, хотел бы приобрести в России недвижимость, жилую или нежилую
- иностранный гражданин, уже с видом на жительство хотел бы того же.
Одним из условий получения ВНЖ является наличие в России места жительства (регистрации), помещения, которым иностранное лицо или лицо без гражданства владело бы на законных основаниях – таким может быть и собственное жилье.
Ограничены в своих правах на приобретение недвижимости в России иностранцы с ВНЖ и в плане выбора места нахождения участка земли или объекта недвижимости: запрещается приобретение недвижимого имущества в приграничных зонах.
Если земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, значит на него распространяется ограничение ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», то есть запрет на его приобретение иностранным гражданином. Однако земельный участок в СНТ не обязательно относится к землям сельхозназначения. Скорее это земли населенных пунктов.
ст. 77 ЗК РФ 1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. А земли населенного пункта: ст.
83 ЗК РФ 1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. 2.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. Поэтому если СНТ у Вас находится в пределах населенного пункта и земли не являются землями сельхозназначения, ограничения никакие не действуют.
То есть в данном случае здесь действует принцип дозволенности всего, что прямо не ограничено или запрещено законом.
Комментарий к Ст. 25 ЗК РФ
1. Земельный кодекс предусматривает следующие виды прав на землю: право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право аренды, право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), право безвозмездного срочного пользования земельными участками. Основания же возникновения прав на земельные участки установлены гражданским законодательством.
Данные основания установлены ГК и иными федеральными законами. Так, ст. 8 ГК перечисляет основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Среди них есть и основания, по которым могут возникать права на земельные участки: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Вещные права на земельные участки подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Акт государственной регистрации — юридический акт признания и подтверждения государством права (п. 1 ст.
2 указанного Закона). Законодатель связывает момент возникновения права с моментом его государственной регистрации (п. 2 ст.
8 ГК). Таким образом, вещные права на земельные участки возникают с момента их государственной регистрации. Вместе с тем государственная регистрация сама по себе не является дополнительным основанием возникновения прав на земельные участки, несмотря на то что законодатель сопоставил момент возникновения вещного права на земельный участок с моментом государственной регистрации такого права.
Напротив, государственная регистрация не отождествляется с основаниями возникновения прав на земельные участки и не включается в число таких оснований, поскольку права возникают по установленным в законодательстве основаниям и подлежат государственной регистрации в установленных случаях и в установленном порядке.
Таким образом, законодатель четко разграничил между собой основания возникновения прав на земельные участки и акт государственной регистрации, с которым связывается момент возникновения права.
Как видно из текста комментируемой статьи, для возникновения права, подлежащего государственной регистрации, недостаточно только наличия установленного законом юридического факта — основания для возникновения права. В то же время недостаточно и самого по себе акта государственной регистрации права, хотя законодательство и связывает с ним момент возникновения права. Таким образом, для возникновения права необходим комплекс юридических фактов: фактический состав .
———————————
См. об этом: Общая теория права: Учебное пособие для юридических вузов / Под ред. А.С.
Пиголкина. М., 1993. С.
265.
2. Российским законодательством предусмотрена как государственная регистрация прав на земельные участки (и иное недвижимое имущество), так и государственная регистрация сделок с ними. Регистрация сделок необходима лишь в тех случаях, когда это прямо предусмотрено федеральными законами.
Аналогичное требование содержится и в статье 164 ГК. При этом согласно общему правилу, установленному п. 3 ст.
433 ГК РФ, договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Например, договор аренды земельного участка (ст. 22 ЗК РФ) является сделкой, подлежащей государственной регистрации в соответствии с п.
2 ст. 609 ГК.
В соответствии с п. 2 ст. 609 ГК договор аренды земельного участка считается заключенным с момента его государственной регистрации.
Вместе с тем стороны вправе распространить действие договора и на период их отношений, возникших до государственной регистрации договора (т.е. до момента, с которого договор считается заключенным) на основании п. 2 ст.
425 ГК РФ. Составляют исключение и не требуют государственной регистрации договоры аренды земельных участков, заключаемые на срок менее одного года (п. 2 ст.
26 ЗК). Такие договоры считаются заключенными с даты их подписания сторонами.
3. Указанная в п. 3 ст.
25 ЗК дата (1 января 1991 г.), по сути, знаменует начало закрепления нового подхода к праву частной собственности на земельные участки. Многие годы государство шло по пути непризнания частной собственности на землю и национализации земли. При переходе же к рыночным отношениям, где земля выступает не только как значимый природный объект и природный ресурс, но и как объект недвижимости, объект оборота, необходимо было провести некую временную черту, которая позволила бы исключить возможность изъятия земельных участков в пользу прежних собственников (их правопреемников), которые владели ими до национализации.
В силу чего можно стать собственником?
Основной комплекс имущественных отношений регламентируется нормами гражданского и земельного законодательства. Основания возникновения прав на участки регламентируются ст. 25 ЗК РФ.
Согласно ГК РФ (ст.209-217), владельцами ЗУ могут быть:
- физические/юридические лица;
- федеральные структуры гос. власти;
- региональные структуры гос. власти;
- муниципальные структуры гос. власти;
Факт возникновения права пользования, владения и распоряжения землей удостоверяется правоустанавливающими документами.
В их перечень входит:
- соглашения купли-продажи, мены, дарения;
- свидетельство, удостоверяющее факт притязания на завещанное имущество со стороны наследника;
- судебные решения;
- акты органов государственной власти (всех уровней);
- акты приватизации.
Справка! Поскольку земля относится к универсальному формату недвижимого имущества, право собственности на нее не возникает без процедуры госрегистрации, регламентированной в ФЗ №218 от 13.07.15 г.
Когда возникает частная?
Перечень оснований, которые позволяют гражданам и коммерческим структурам владеть, пользоваться и распоряжаться ЗУ, зафиксирован в ст. 218 ГК РФ.
Право владения, пользования и распоряжения ЗУ может возникать и по альтернативным основаниям. К ним относят, в частности приобретательскую давность, когда земельный объект оформляется в собственность того, кто добросовестно владел им на протяжении 15 лет.
Когда возникает государственная?
Список законных оснований, дающих государству право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными ресурсами, содержится в ст.17, 18 ЗК РФ. Причем закон разграничивает критерии права собственности на землю — для федерального, регионального, муниципального уровня власти.
В ведении первого субъекта наделы могут находиться по причине:
- указания их принадлежности в ФЗ;
- разграничения бюджетной собственности;
- покупки их государственными структурами по основаниям, зафиксированных в правовых актах.
Важно! Для региональных органов власти указанный перечень оснований аналогичен, но он может расширяться, если госструктуры «на местах» получают земельные территории на безвозмездной основе из федеральной собственности.
Муниципальная собственность
Список случаев, когда в качестве владельцев ЗУ могут выступать муниципальные структуры власти, определен в ст.19 ЗК РФ.
Органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются земельными ресурсами в силу:
- указания их принадлежности в федеральных и региональных законах;
- разграничения бюджетной собственности;
- покупки их государственными структурами по основаниям, указанным в правовых актах;
- передачи на безвозмездной основе из федеральной собственности.
Муниципальные органы вправе владеть, пользоваться и распоряжаться бесхозными землями в рамках ст.225 ГК РФ.
Причины для прекращения
Случаи, когда владелец ЗУ утрачивает права на указанное имущество, зафиксированы в законе. Согласно ст.44 ЗК РФ, правомочия по владению, пользованию и распоряжению на земельный участок нивелируются, если:
- он является предметом гражданско-правовой сделки;
- хозяин отказался от него в добровольном порядке.
- имеют место альтернативные основания прекращения права собственности на ЗУ, перечисленные в правовых актах (когда, например, у недобросовестного хозяина надел изымается принудительно).
Общие критерии утраты прав на природный ресурс также зафиксированы на законодательном уровне. Согласно ст.236 ГК РФ, собственник земли может отказаться от нее по собственной инициативе.
Справка! Также недвижимое имущество может быть изъято в административном порядке (по решению суда или органов власти).
Добровольный отказ от правомочия владения, пользования и распоряжения ЗУ
Юридически отказ от собственности на ЗУ по собственной инициативе включает утрату права бессрочно пользоваться и пожизненно владеть земельной территорией. Основания и условия отказа от прав регулируется ст. 53 ЗК РФ.
Этапы процедуры
Для освобождения от бремени по содержанию надела его владельцу следует:
- составить заявление (установленного образца) об отказе от прав на ЗУ;
- обратиться с ним в госструктуру, ответственную за регистрацию прав на недвижимое имущество.
Дополнительно заинтересованному лицу необходимо представить:
- паспорт собственника;
- ксерокопию документа, подтверждающего госрегистрацию юрлица;
- правоустанавливающий документ на природный ресурс (договор, свидетельство, судебное решение и прочее) или решение администрации о предоставлении земли;
- кадастровый паспорт;
- бумаги, подтверждающие наличие на участке построек и сооружений (если таковые имеются).
Нюансы составления заявления
Владелец ЗУ вправе написать заявление от руки или с использованием компьютерной техники.
В документе необходимо указать:
- наименование/реквизиты структурного подразделения регистрирующего органа (Росреестр);
- ФИО, контактные данные заинтересованного лица;
- идентификационные характеристики участка земли (площадь, кадастровый номер и прочее);
- перечень прилагаемых бумаг.
На заявлении ставится подпись и дата составления. Для совершения регистрационных действий в отношении ЗУ можно обратиться не только в Росреестр, но и в МФЦ.
Сотрудник госучреждения в течение 5 рабочих дней с даты внесения записи о прекращении прав на природный ресурс в ЕГРН, обязан проинформировать об удовлетворении указанного заявления не только заинтересованное лицо, но и орган власти, в ведении которого будет находиться земельный надел.
Обратите внимание! Если документы подавались через МФЦ, то процедура освобождения от бремени содержания земельного участка займет 7 рабочих дней с момента обращения.
Отказ от владения на ЗУ в принудительном порядке
Гражданское законодательство предусматривает случаи, когда земельные участки изымаются из личного владения собственников помимо их воли. Если, например, хозяин ЗУ использует природный ресурс нерационально или не по назначению, то он может лишиться его по инициативе государства.
В перечень оснований для принудительного отказа от надела входят такие правовые институты как реквизиция (возмездное изъятие) и конфискация (безвозмездное изъятие).
Правомочие владения, пользования и распоряжения земельной территорией может быть утрачено, если органы власти приняли решение о том, что она будет использоваться для государственных и муниципальных нужд. Изъятие ЗУ из собственности конкретного лица компенсируется в соразмерной форме.
Принудительное прекращение проходит в определенном порядке:
- Установление права для принудительного прекращения прав владения.
- Поиск владельца земельного участка посредством запросов в реестр, архивы и прочие инстанции. Или размещение информации о поиске на порталах и других СМИ. Если собственник не обнаружен, на основании заявления ответственной инстанции суд признает право собственности на надел за государством.
- Местная администрация принимает решение об изъятии земли. В течение 10 дней информация доводится до владельца и придается гласности: на официальном ресурсе, в реестре. Решение имеет силу в течение 3-х лет.
- Далее за 60 дней до последующей процедуры проводится оценка стоимости надела.
- Договор об изъятии направляется владельцу, который вправе его не подписывать. Но по истечении 90 дней орган, ответственный за решение вопроса, может подать иск для вынесения судебного решения.
Важно! После прекращения прав бывший владелец не освобождается от оплаты штрафов и пени за неправильную эксплуатацию земельного надела.